ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

СИТАН (ситуационный анализ)
«Состояние экономики Аргентины и отношения с Россией в 2017 г


ИЛА РАН, 15 июня 2017 г.
Язык мероприятия – испанский


Мероприятие проведено в рамках проекта «Формирование отношений стратегического партнерства между Россией и Аргентиной в контексте меняющегося миропорядка» (проект РФФИ № 15-07-00019)


Программа

 

  • Выступление руководителя проекта д.э.н., проф. П.П. Яковлева:


– о целях и ходе реализации проекта в 2015-2017 гг.;
– презентация книги «Аргентина как стратегический партнер России».

  • Доклад П.П. Яковлева о перспективах экономического развития Аргентины.
  • Доклад аргентинского экономиста Д. Сольды об актуальной ситуации в аргентинской экономике.
  • Выступления других участников.
  • Дискуссия.
  • Заключительное слово руководителя проекта.

ЯКОВЛЕВ Петр Павлович, доктор экономических наук, руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки (ИЛА) РАН


Ключевые аспекты экономической стабилизации в Аргентине


В 2016-2017 гг. новые аргентинские власти решали сложнейшие проблемы, оставленные предыдущей администрацией в финансово-экономической сфере. Первая – высокая инфляция. Для этого правительство должно было устранить параллельный обменный курс песо, провоцировавший валютные спекуляции; «разрулить» конфликт с hold-outs и получить доступ к международным кредитам; пересмотреть в сторону существенного повышения тарифы на транспортные и коммунальные услуги, размер которых не покрывал издержек и компенсировался из бюджета; ослабить налоговый прессинг на экспортеров и тем самым стимулировать их активность; обеспечить приток в экономику крупных производственных капиталовложений, включая иностранные; предпринять шаги по снижению бюджетного дефицита и оздоровлению государственных финансов. Стремясь сократить риски и создать условия для притока инвестиций и повышения деловой активности, правительство добилось урегулирования конфликта с hold-outs, что означало окончательный выход страны из дефолта через 15 лет после его объявления в конце декабря 2001 года. Последствия не замедлили сказаться. Аргентина вновь вышла на мировой рынок кредитов, а переговоры с представителями местных и иностранных корпораций обеспечили формирование портфеля капиталовложений в размере свыше 45 млрд долл. на период 2016-2019 годов. В сентябре 2016 г. Центробанк официально объявил о переходе к режиму таргетирования инфляции и установил целевые параметры роста потребительских цен.


Важный шаг в направлении выработки новой стратегии роста аргентинской экономики был сделан в конце ноября 2016 г., когда в рамках «Национального производственного плана» – своего рода «дорожную карту» хозяйственного развития страны в меняющихся внутренних и внешних условиях представители исполнительной власти определили следующие приоритетные направления социально-экономической политики:

  • последовательное снижение процентных ставок по кредитам на производственные цели;
  • наращивание человеческого капитала, в том числе, путем повышения профессиональной квалификации работников или получения ими профессий, востребованных на рынке труда;
  • увеличение инвестиций в создание новых объектов инфраструктуры и энергетики;
  • ускорение технологического обновления аргентинской промышленности и поощрение инноваций;
  • устранение имеющихся перекосов в фискальной сфере и общее повышение эффективности национальной налоговой системы;
  • устранение избыточных бюрократических барьеров и ослабление административного давления на бизнес;
  • развитие конкурентной среды – необходимого условия повышения производительности.


Таким образом, стратегия роста аргентинской экономики, как она видится нынешней администрацией, предусматривает широкий комплекс мер, часть которых уже реализуется, но большинство решений еще ждут своего практического воплощения. Проблема в том, что стоящие перед Аргентиной задачи она вынуждена решать не только в крайне сложной внутриполитической и социально-экономической ситуации, но и во многом неблагоприятной, нестабильной и трудно предсказуемой глобальной обстановке. Это делает ответ на имеющиеся вызовы особенно трудными и повышает значимость внешнеполитических действий Буэнос-Айреса, которые призваны (на сколько это возможно) улучшить международный контекст развития аргентинской экономики.


СОЛЬДА Даниэль, экономист, специалист по вопросам внешней торговли (Аргентина)


Предварительные итоги экономической политики президента Макри


Основной заявленной целью президента Маурисио Макри является рост аргентинской экономики. В феврале 2017 г. во время официального визита в Испанию он выдвинул «теорию четырех опор». Речь шла о четырех приоритетных задачах, решение которых в совокупности должно привести к достижению поставленной цели. Первая опора (задача) – снижение инфляции, вторая – уменьшение бюджетного дефицита, третья – сокращение внешней задолженности, четвертая – создание рабочих мест.


Нелишне напомнить, что состояние экономики, которую правительство «Cambiemos» получило в наследство от киршнеристов, оказалось плачевным: четыре последних года была стагфляция, девять лет – высокая, на уровне 40%, инфляция, шесть лет дефицита госбюджета, почти нулевые резервы, завышенный курс местной валюты, неправильная, губительная тарифная политика, субсидирование всего и вся (субсидии достигали в 2015 г. 6% ВВП). Предпринятые в 2016-2017 гг. правительством меры по выводу экономики из затяжного кризиса можно разделить на три условные группы: меры, давшие позитивный эффект, меры двойственного характера, вызывающие вопросы, и меры, давшие очевидно негативный результат.


Каковы положительные эффекты экономической политики М. Макри? В первую очередь, благополучное разрешение долгового вопроса, позволившее Аргентине вернуться на международные финансовые рынки, во-вторых, плоды, полученные от легализации капиталов, возвращенных из-за рубежа, в-третьих, – пополнение резервов Центробанка. К мерам двойственного характера можно отнести незавершенность пересмотра тарифов и субсидий, а также коррекции валютного курса. Что не смогли или не успели сделать власти? Не решена проблема пополнения бюджета за счет изменения налоговой политики, продолжается стагфляция, не уменьшается число бедных. Но главный недостаток – отсутствие стратегического и интегрального макроэкономического плана. Отсюда проистекает и разница в восприятии состояния и перспектив развития экономики в Аргентине и за ее пределами, где политику аргентинских властей оценивают более позитивно, что дает ей шанс на получение иностранных инвестиций.


2017 год будет решающим для экономики страны. Одно дело, если будет достигнут рост экономики в 4% ВВП, тогда это даст надежду, что Аргентина пойдет по стопам таких латиноамериканских стран как Перу, Колумбия или Уругвай, ситуация в которых отмечена экономическим благополучием и политической стабильностью, другое дело, если рост ВВП не превысит 2%, что приведет к повышенным экономическим и политическим рискам и кризисам. Пока в прогнозах на 2017 год превалируют цифры в 3% для ВВП и 20% – для инфляции. Однако для получения реальной и адекватной оценки сделанного аргентинскими властями следует ожидать не ранее 2018 года.


ЯКОВЛЕВА Наиля Магитовна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра политических исследований ИЛА РАН


Основные направления внешней политики М. Макри и отношения с Россией


Одним из инструментов «программы спасения» страны, оказавшейся в результате правления клана Киршнеров в незавидном международном положении, по замыслу президента М. Макри, должна была стать новая деидеологизированная и гиперпрагматичная внешняя политика. Амбициозная программа правительства включала следующий пункты: интегрировать Аргентину в мир, расширить круг внешнеполитических и экономических партнеров, развить торговые связи, нарастить участие в интеграционных группировках, решить спорные вопросы, наладить двусторонние отношения. Основные направления внешней политики были определены президентом сразу после выборов. Первое – региональный вектор. Желание Макри нормализовать взаимодействие с соседями и снять напряженность отражало новое видение и иной подход к положению и имиджу Аргентины в Латинской Америке. В то же время необходимо было заново позиционировать Аргентину на мировой арене. Поездка делегации во главе с Макри на Всемирный экономический форум в Давосе в январе 2016 г. (после тринадцатилетнего перерыва) символизировала поворот во внешней политике от конфронтационного и афирмативного дискурса к диалогу и сотрудничеству почти со всеми странами, в том числе с США и Европой.


Каков итог усилий президента и главы аргентинского МИДа на внешнеполитическом направлении? К чему привела политика «открытых дверей»?


Активно реализовывалась президентская дипломатия – новому президенту предстояло познакомиться с миром и показать ему другую Аргентину. С тех пор, как Макри вступил в должность, Аргентину посетили с визитом три десятка глав государств и правительств. Количество встреч, совещаний, телефонных переговоров, проведенных новой администрацией, превзошло количество тех, в которых участвовали оба предыдущих президента в течение 12 лет. Аргентинский президент представлял страну на крупных международных площадках, принял участие во встречах, проводивших различными региональными организациями и группировками, сделав ряд важных заявлений и четко обозначив позицию Аргентины. По ряду вопросов аргентинский президент дистанцировался от политики предыдущей администрации, в первую очередь, от альянса со странами «боливарианской оси» ввиду несоблюдения последними свобод и прав человека.


Переходя к внерегиональному сотрудничеству, нужно отметить, что Розовый дом сделал недвусмысленную ставку на традиционных партнеров Аргентины – США и европейские страны. В рамках этой стратегии было решено способствовать скорейшему заключению долгожданного соглашения между ЕС и Меркосур; приступить к урегулированию торговых споров в рамках ВТО, пообещав выполнение норм международной торговли (отказ от протекционизма); налаживать двусторонние отношения, устраняя возникшие ранее конфликты и недопонимания. В ближайшей перспективе внешнеполитический курс Аргентины будут определять императивы решения первостепенных экономических задач, среди них: поиск и получение долгосрочных инвестиций; расширение круга партнеров – реципиентов экспортной продукции, в первую очередь, наиболее динамично развивающегося аграрного сектора; стимулирование роста внутреннего потребления, в том числе за счет активизации въездного туризма.


Отношения с Россией – энергетика и торговля как наиболее перспективные сферы сотрудничества


Имеются свидетельства того, что и в России, и в Аргентине, несмотря на все возникшие внутренние и внешние трудности, существует решимость двигаться вперед в развитии отношений стратегического партнерства. В начале июня 2016 г. по инициативе аргентинской стороны состоялся телефонный разговор В.В. Путина с М. Макри, в ходе которого обсуждались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества с акцентом на приоритетные проекты в сфере энергетики. Президенты условились о поддержании дальнейших личных контактов. Такого рода факты, безусловно, имеют положительное значение.


Сотрудничество в энергетической сфере


С приходом к власти в Аргентине президента М. Макри общая картина энергетического сотрудничества с Россией коренным образом не изменилась. Большинство из достигнутых предыдущим правительством договорённостей остаются в силе. К числу наиболее перспективных направлений взаимодействия между Россией и Аргентиной в энергетической сфере можно отнести следующие:

  • участие в планируемых проектах сооружения гидроэлектростанций;
  • модернизация и проведение ремонтных работ на уже действующих гидро- и теплоэлектростанциях (в первую очередь тех, на которых стоит советское и российское оборудование);
  • поставка российского оборудования по добыче, хранению и транспортировке нефти и газа;
  • участие российских компаний в строительстве нефте- и газопроводов;
  • поставка российских установок по производству сжиженного природного газа, внедрение технологий по производству, хранению и транспортировке сжиженного газа.


Российско-аргентинское энергетическое сотрудничество имело и имеет огромный, во многом неиспользованный потенциал. Россия в статусе мировой «энергетической державы» имеет широкие возможности, во-первых, проникновения на аргентинский рынок энергоносителей, во-вторых, полномасштабного участия в модернизации и развитии энергетического комплекса Аргентины от гидроэнергетики до атомной энергетики. Имевшая место в последние годы высокая интенсивность межгосударственных контактов создает необходимые предпосылки для реализации этого потенциала. В какой мере он будет реализован – зависит от политической воли двух государств в средне- и долгосрочной перспективе.


Торговля и продовольствие


Из всех стран Латинской Америки Аргентина является для России самым многолетним крупным деловым партнером. В настоящее время по объему товарооборота Аргентина занимает видное место среди латиноамериканских государств, хотя ее доля в общем внешнеторговом обороте России является сравнительно небольшой. Россия также не входит в число основных торгово-экономических партнеров Аргентины. Вместе с тем, российский рынок рассматривается аргентинцами как один из наиболее перспективных с точки зрения сбыта своей продукции, прежде всего сельскохозяйственной.


Несмотря на более чем вековую историю дипломатических отношений, Аргентина и Россия находятся только в самом начале пути к достижению максимальной полезности от торгового сотрудничества в различных отраслях хозяйства. Соглашения и события последних лет открывают серьезные возможности для усиления взаимодействия. И реализация этих возможностей позволит вывести двусторонние торговые отношения на новый, более высокий, уровень и поможет России и Аргентине занять достойное место в списке важнейших экономических партнеров друг друга.


д.э.н. П.П. Яковлев


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО


Результаты нашего ситуационного анализа позволяют сформулировать следующие принципиальные выводы. Несмотря на все возникшие внутренние и внешние трудности, в России и Аргентине существует решимость двигаться вперед в развитии отношений стратегического партнерства. Задача – перевести значительный потенциал стратегического партнерства в кинетическую энергию расширяющегося торгово-экономического и политического взаимодействия.


Стратегическое партнерство России с Аргентиной разворачивается в трех взаимодополняющих форматах: глобальном, региональном (многостороннем) и двустороннем. Это связано с поиском новых, наиболее адекватных рамок взаимодействия, выявлением факторов сближения и расхождения, действие которых способствует (или препятствует) реализации целей национального развития сторон. На глобальном уровне РФ и Аргентина заинтересованы в совершенствовании и повышении эффективности существующих мировых порядков в ключевых сферах безопасности, экономического развития, кредитно-финансовой области, на сырьевых, продовольственных и энергетических рынках. Последнее стало особенно актуальным в 2014–2015 гг., когда произошел обвал мировых цен на многие товары российского и латиноамериканского экспорта.


Особым форматом российско-латиноамериканского взаимодействия стало сотрудничество России и Бразилии в рамках БРИКС. Участие России и Бразилии в БРИКС привлекает к данной группе внимание других латиноамериканских стран, в первую очередь Аргентины. Неслучайно в политических и экспертных кругах БРИКС в 2014–2015 гг. активно обсуждалась возможность присоединения Аргентины. Интерес Аргентины к вступлению в БРИКС подтвердила министр иностранных дел и культа Аргентины С. Малькорра во время ее визита в Москву 13 апреля 2016 г. Таковы основные позитивные тренды в росийско-аргентинской повестке взаимного сотрудничества. В то же время нельзя не отметить, что в самое последнее время в развитии российско-аргентинского торгово-экономического сотрудничества образовались своего рода контртенденции. Нельзя не видеть тех сложностей, вызовов и рисков, которые сопровождают процесс сближения России и Аргентины и которые способны, как минимум, затормозить реализацию намеченных планов. Говоря о природе таких явлений, можно констатировать, что они возникли под воздействием как внешних (международных), так и внутренних (национальных) факторов. К первым следует отнести, прежде всего, вползание глобальной экономики в полосу нестабильности и неопределенности, резкое ухудшение международной экономической конъюнктуры для экспортеров сырьевых товаров и продовольствия, к числу которых принадлежат Россия и Аргентина.


Анализ современного состояния и потенциала российско-аргентинского сотрудничества указывает на то, что в нынешних непростых внешних условиях обеим сторонам необходимо предпринять ряд шагов, направленных на закрепление складывающейся модели всеобъемлющего стратегического партнерства. Прежде всего, целесообразно провести своего рода “инвентаризацию” всего комплекса двусторонних отношений, периодически уточнять внешнеэкономические приоритеты сторон, информировать друг друга о планируемых действиях на международной арене, прилагать усилия к тому, чтобы такие действия встречали понимание и поддержку стратегического партнера. Задача – перевести значительный потенциал стратегического партнерства в кинетическую энергию расширяющегося торгово-экономического и политического взаимодействия. В данной связи исторически неизбежна (и прагматически обоснована) определенная перекалибровка российско-аргентинских отношений в пользу конкретных экономических интересов, прежде всего, создании значимых инфраструктурных объектов и совместных предприятий в сфере энергетики и высоких технологий, включая и военно-техническое сотрудничество. Подходя к вопросу диалектически, нужно стремиться к тому, чтобы участие российских предприятий в реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов в Аргентине явилось локомотивом экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, инжиниринговых и других наукоемких услуг. 


Стратегическое партнерство России с Аргентиной, ставшее результатом длительного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, является комплексным явлением, поскольку оно охватывает практически все ключевые сферы двусторонних отношений и призвано носить не конъюнктурный, а устойчивый и долговременный характер. Прочность данного типа межгосударственных отношений определяется целым рядом факторов, но в первую очередь – политической волей руководства обеих стран, готовностью сторон учитывать взаимные интересы и содействовать их продвижению, наличием действующих и эффективных механизмов взаимодействия. Для Москвы формирование отношений всеобъемлющего стратегического партнерства с Буэнос-Айресом – это составная часть современной государственной мегастратегии, нацеленной на качественное усиление торгово-экономических и политико-дипломатических позиций России в мире в условиях возросшей глобальной напряженности и нестабильности, построение разноуровневой системы геополитического и геоэкономического влияния.


Материал подготовлен к.и.н. Н.М. Яковлевой
в рамках проекта РГНФ № 15-07-00019 «Формирование отношений стратегического партнерства между Россией и Аргентиной в контексте меняющегося миропорядка» (2017 год).

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005