ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

На правах рукописи


КОКОРЕВ Виктор Михайлович


ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ АРГЕНТИНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-АРГЕНТИНСКОГО ТОРГОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА


Специальность 08.00.14 – Мировая экономика


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук


Москва – 2017


Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте Латинской Америки Российской академии наук.


Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор Яковлев Петр Павлович


Официальные оппоненты: - Мосейкин Юрий Никитович, доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета РУДН


Кузнецова Галина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова


Ведущая организация - Национальный исследовательский институт Высшая школа экономики


Защита диссертации состоится « » 2017 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 002.030.01 при ФГБУН «Институт Африки» РАН по адресу: 123001, г. Москва, ул. Спиридоновка, д.30/1, конференц - зал.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт Латинской Америки» РАН по адресу: 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 21.


Автореферат разослан « » г. и размещен на официальном сайте Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт Африки» Российской академии наук: http://www.inafran.ru/


Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат экономических наук, доцент Сапунцов А.Л.



I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования. На современном этапе, когда Россия столкнулась с новыми вызовами и экономическими санкциями, вводимыми США, ЕС и некоторыми другими экономически развитыми странами с целью обеспечения своих геополитических интересов, возрастает значение сотрудничества с развивающимися государствами, среди которых к наиболее перспективным торгово-экономическим партнерам относятся страны Латинской Америки. Повышенный интерес в этой связи приобретает анализ концепций экономического развития и стратегий развития торгово-экономических связей ведущих стран латиноамериканского региона, который особенно актуален в контексте значительных перемен, произошедших на рубеже веков, когда после периода доминирования неолиберальных взглядов на первый план стали выходить национально ориентированные подходы. Не менее важным представляется выявление, на примере Аргентины, роли государства в развитии и регулировании внешней торговли, и прежде всего – в области поддержки экспорта промышленной продукции.


В начале столетия Аргентина была поставлена перед необходимостью поиска путей выхода из глубокого структурного кризиса 2001-2002 гг., главные причины которого лежали в экономической политике, проводимой аргентинским руководством в 90-е годы прошлого века. Эту задачу аргентинцы смогли решить достаточно быстро: начиная с 2003 г. и до кризисного 2009 г. среднегодовой прирост ВВП составил 8,5%. Ключевую роль в быстром посткризисном восстановлении аргентинской экономики сыграла внешняя торговля: доля экспорта в ВВП страны, начиная с 2002 г., составляла порядка 20%. В стоимостных показателях в период с 2002 по 2011 гг. аргентинский экспорт вырос с 25,7 млрд. долл. до 84,1 млрд. долл. или в 3,3 раза (1). (Последовавшее затем падение объемов экспорта до 56,5 млрд. долл. в 2015 г. было вызвано, главным образом, экзогенными причинами).


В основе аргентинского экспортного рывка лежали отказ от «политики валютного паритета» и последовавшая за этим девальвация национальной денежной единицы (более чем в три раза), а также рост цен мирового рынка на основные товары аргентинского экспорта такие, как соя, соевое масло, соевый шрот, пшеница, кукуруза и подсолнечное масло. Кроме того, росту вывоза товаров за рубеж способствовали наличие конкурентоспособного экспортного предложения и сравнительно эффективных федеральных и провинциальных структур, в задачу которых входило оказание содействия малым и средним предприятиям в продвижении на внешние рынки промышленной продукции. В то же время большую часть аргентинского экспортного предложения составляли товары с низкой долей добавленной стоимости, ограниченными были сложившийся за многие годы круг стран-импортеров аргентинской продукции и состав национальных участников экспортной деятельности. Решение этих проблем потребовало внесения серьезных изменений в экспортную стратегию, направленных на содействие малым и средним предприятиям в вывозе за рубеж продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также поиск новых рынков и расширение присутствия аргентинских товаров на уже освоенных внешних рынках. С этой целью был подготовлен перечень из 25 стран, на которых, в первую очередь, планировалось сконцентрировать работу по продвижению экспорта. В этот перечень была включена и Россия, которая хотя и не относилась к числу основных торгово-экономических партнеров Аргентины, но рассматривалась в качестве одного из наиболее перспективных партнеров для сбыта, прежде всего сельскохозяйственной, продукции. Кроме того, Аргентина заинтересована в привлечении иностранных, в том числе российских инвестиций.


В свою очередь, для России Аргентина интересна как достаточно крупный импортер машинно-технической и другой промышленной продукции, а также, как поставщик таких сельскохозяйственных товаров, которые у нас не производятся (например, цитрусовые) или производятся в недостаточном количестве (говядина, растительные масла, соя-бобы и их производные).


Характеризуя современное состояние российско-аргентинской торговли с начала текущего столетия и до кризиса 2008 – 2009 гг., следует отметить ее динамичный рост со 122,6 млн. долл. до 1976,7 млн. долл. или в 16 раз, который сопровождался возрастающей несбалансированностью двустороннего товарооборота (отрицательное – для России – сальдо увеличилось с 49,6 млн. долл. в 2000 г. до 952,5 млн. долл. в 2009 г.), преобладанием товаров с низкой долей добавленной стоимости, а также низким уровнем товарной диверсификации (в российском экспорте порядка 90% составляли такие товары, как дизельное топливо и удобрения, в аргентинском – свыше 50% приходилось на говядину, свежие фрукты и соевый шрот) (2). В период с 2009 по 20015 гг. объем двустороннего товарооборота неуклонно снижался, главным образом, из-за сокращения российских экспортных поставок до 946,6 млн. долл.


Главный вызов, который стоит перед Россией в сфере двусторонних отношений с Аргентиной заключается в необходимости достижения сбалансированности во взаимной торговле на основе увеличения экспорта товаров с высокой долей добавленной стоимости. Поиск путей решения этой проблемы определяет актуальность исследования. В работе предпринята попытка дать научно-обоснованную оценку состояния и тенденций развития российско-аргентинского торгово-экономического сотрудничества, выявить факторы, влияющие на это сотрудничество, вскрыть проблемы, препятствующие росту российского экспорта, рассмотреть возможные перспективы дальнейшего развития торгово-экономических связей двух стран в рамках новой внешнеэкономической стратегии Аргентины. Данная диссертация, по мнению автора, вносит определенный вклад в разработку этого направления исследований.


В работе ставятся две основные цели:


- выявить приоритеты, цели и задачи внешнеэкономической стратегии Аргентины, разработанной после кризиса 2001 – 2002 гг., а также используемые для их достижения формы и методы работы;
- определить направления, объекты и формы двустороннего сотрудничества, наиболее перспективные для продвижения на аргентинский рынок российской продукции с высокой долей добавленной стоимости.


Для достижения этих целей в данной работе поставлены следующие задачи:
- охарактеризовать состояние и тенденции развития аргентинской экономики после кризиса 2001-2002 гг.;
- выявить изменения в сфере торгово-экономических связей Аргентины в начале XXI века;
- проанализировать основные положения внешнеторговой политики Аргентины и механизмы ее реализации;
- показать роль государства в развитии и регулировании внешнеэкономических связей;
- исследовать место и роль иностранных инвестиций во внешнеэкономических связях;
- провести комплексный анализ состояния российско-аргентинского торгово-экономического сотрудничества в период 2003-2016 гг., в том числе выявить факторы, препятствующие его развитию;
- определить наиболее перспективные направления, объекты и формы торгово-экономического сотрудничества между Россией и Аргентиной, имеющие значительный потенциал для экспорта российской высокотехнологичной продукции.


Объектом исследования является экономика Аргентины и, главным образом, внешнеэкономические связи страны.


Предмет исследования – внешнеэкономическая стратегия Аргентины после кризиса 2001-2002 гг. и возможные направления развития российско–аргентинского торгово–экономического сотрудничества.


Хронологические рамки исследования обусловлены поставленными задачами и охватывают период 2002-2016 гг., когда в поисках выхода из структурного кризиса, охватившего Аргентину в начале XXI века, была изменена парадигма экономического развития страны, включая ее внешнеэкономическую составляющую.


Методологической основой исследования является системный подход к изучаемому явлению. При подготовке работы также использовался метод сравнительного анализа данных статистики из разных источников.


Теоретической и информационной базой исследования стали работы известных специалистов по проблемам международных экономических отношений: Е.Ф. Авдокушина, В.Б. Буглая, А.С. Булатова, Р.С. Гринберга, В.М. Кудрова, Н.Н. Ливенцева, В.К. Ломакина, Ю.Н. Мосейкина, А.Н. Спартака, И.П. Фаминского, Л.Н. Федякиной, Р.И. Хасбулатова, а также ведущих российских ученых, исследующих экономику стран Латинской Америки, таких, как А.В. Бобровников, В.М. Давыдов, Л.Л. Клочковский, А.А. Лавут, Л.Б. Николаева, Л.Н. Симонова, В.А. Теперман, Н.Н. Холодков, И.К. Шереметьев, П.П. Яковлев (3).


Кроме трудов российских ученых-латиноамериканистов, в диссертации автор использовал работы зарубежных исследователей. Среди них такие авторы, как: Р. Пребиш, Э. Иглесиас, Р. Боузес, Е. Авогардо, Д. Берреттони, А. Феррер, Б. Козакофф, Х. Гонсалес Фрага, М. Лоусто, Р. Лаванья, М. Редрадо, Г. Стамп, Д. Ривас (4).


Среди общетеоретических работ, посвященных проблемам экономического развития Аргентины, следует особо выделить монографию П.П. Яковлева «Перед вызовами времени. Циклы модернизации и кризисы в Аргентине» –М.: Прогресс–Традиция, 2010– 464с.


Широко использовались аналитические материалы и статистические сборники Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна, других международных организаций, обзоры и отчеты Центрального банка, Института статистики и цензов, Министерства экономики и общественных финансов, Министерства иностранных дел и культа Аргентины, а также многочисленные публикации в аргентинских СМИ.


При написании диссертации использовался материал, который автору удалось собрать в период его работы Торговым представителем Российской Федерации в Аргентинской Республике в 2002-2011 гг. В работе также нашли отражение личные оценки и умозаключения автора, сделанные им по итогам переговоров и бесед с представителями аргентинских официальных, деловых и академических кругов.


Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.14 – Мировая экономика: п.26 Внешнеэкономические интересы России на мировом рынке и в отношениях с отдельными странами и группами стран. Геоэкономические проблемы России, ее стратегические приоритеты и внешнеэкономические перспективы, п.28 Пути и формы интеграции России в систему мирохозяйственных связей. Особенности внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий, отраслей и регионов.


Научная новизна работы заключается в следующих ключевых особенностях:


- выявлены приоритеты и цели внешнеэкономической стратегии Аргентины после кризиса 2001 – 2002 гг., а также формы и методы работы, которые использовались аргентинскими экспортерами для продвижения на внешние рынки промышленной продукции;


- определена роль аргентинского государства во внешнеэкономических связях в период смены парадигмы развития, произошедшей в начале текущего столетия;


- дана развернутая характеристика институциональной составляющей аргентинской экспортной инфраструктуры;


- выявлены возможности торгово-экономическое сотрудничество России с Аргентиной для расширения экспорта российской высокотехнологичной продукции в страны – члены Меркосур;


- проведен комплексный анализ причин, препятствующих развитию российского экспорта машинно-технической продукции в Аргентину и другие страны Латинской Америки;


- выявлены точки пересечения российских и аргентинских торговых, инвестиционных и технологических интересов, которые могли бы стать катализаторами двустороннего сотрудничества (создание совместных машинно – сборочных предприятий; сотрудничество на концессионной основе; технологическое сотрудничество; взаимоувязанные экспортно - импортные сделки между субъектами Российской Федерации и провинциями Аргентины; участие российских производителей в аргентинских производственно – сбытовых цепочках и др.).


Основные положения, выносимые на защиту:


- на основе многофакторного анализа установлено, что в Аргентине после кризиса 2001-2002 гг. изменилась парадигма развития страны и на смену догматам рыночной экономики пришло осознание необходимости сбалансированного участия государства в регулировании экономическими процессами;


- выявлено, что локомотивом экономического развития в послекризисный период была внешняя торговля, которая через положительное сальдо торгового баланса обеспечивала профицит платежного баланса, что, в свою очередь, дало возможность запустить механизм экономического роста без привлечения внешних финансовых источников;


- установлено, что в Аргентине в начале текущего столетия, наряду с серьезными социально-экономическими проблемами, сложились предпосылки для экспортного рывка, из которых к основным можно отнести такие, как значительная (в 3 раза) девальвация национальной валюты и рост цен мирового рынка на основные товары аргентинского экспорта (говядину, сою и продукты ее переработки, пшеницу, кукурузу, свежие фрукты);


- рассмотрены основные положения внешнеэкономической стратегии Аргентины, взятой на вооружение после кризиса 2001-2002 гг., в основе которой лежит экспортная модель развития, ориентированная, в первую очередь, на развитие торгово-экономического взаимодействия со странами-импортерами аргентинских товаров, имеющих с Аргентиной взаимодополняющие структуры экономик;


- установлено, что среди факторов, способствовавших аргентинскому экспортному рывку после кризиса 2001-2002 гг., было наличие в стране сравнительно эффективной институциональной экспортной инфраструктуры, состоящей из федеральных и провинциальных некоммерческих фондов, государственных агентств и программ, в задачу которых входит оказание содействия малым и средним предприятиям в экспорте промышленной продукции;


- показано на примере Аргентины, что малый и средний бизнес, при создании соответствующих условий со стороны государства, является мощным ресурсом для роста, расширения номенклатуры и географии экспорта;


- сделан вывод о том, что развитие экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости в условиях обострения международной конкуренции, экономических санкций, торговых войн и усиления протекционизма, невозможно без полномасштабной поддержки со стороны государства;


- выявлены некоторые тенденции в работе на аргентинском рынке компаний из третьих стран, в частности, установлено, что одним из приоритетных направлений для европейских и североамериканских компаний, занимающихся производством энергетического оборудования, является создание в Аргентине производственных мощностей по укрупненной сборке, а также их легализация как компаний-производителей в одной из стран-членов Меркосур;


- раскрыта роль и значение иностранных инвестиций во внешнеэкономических связах Аргентины, формы и методы их привлечения в экономику страны (свободные экономические зоны, технопарки, налоговые льготы), а также отраслевые приоритеты иностранных инвесторов;


- проведен комплексный анализ современного состояния российско-аргентинского торгово-экономического сотрудничества; выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие торгово-экономических связей между двумя странами, в том числе узость российского экспортного предложения и его сравнительно низкая конкурентоспособность (по условиям платежа, уровню технического обслуживания и обеспеченностью запчастями), практическое отсутствие льготных экспортных кредитов, высокая степень монополизации российской экономики при реализации за рубежом энергетических и других проектов, отсутствие реальной поддержки российских экспортеров машинно-технической продукции со стороны государства, а также усиливающиеся в Аргентине в последнее время протекционистские тенденции;


- дана оценка существующей договорно-правовой базе российско-аргентинского торгово-экономического сотрудничества и определены возможные направления ее дальнейшего совершенствования, в том числе предложено вернуться к практике подписания соглашений о поставках машин и оборудования;


- установлено, что несмотря на достигнутый в текущем столетии существенный прогресс в российско-аргентинской торговле, рост ее объемов сопровождался значительным дисбалансом в пользу аргентинской стороны и сохранением недиверсифицированной структуры поставок, большая часть которых приходится на сырьевые товары или промышленную продукцию с низкой долей добавленной стоимости;


- предложены возможные направления развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Аргентиной, включая приоритетные отрасли (энергетика, горнодобывающая промышленность), и формы сотрудничества (промышленная кооперация, концессии, инвестиционное сотрудничество);


- определен перечень мер государственной поддержки экспорта, реализация которых могла бы способствовать росту поставок высокотехнологичной продукции на рынок Аргентины и других стран Латинской Америки, включая подписание соглашения об экономической взаимодополняемости между ЕАЭС и Меркосур, которое могло бы послужить базой для соглашения о свободной торговле; вступление России в Межамериканский банк развития; подписание соглашения о поставке машин и оборудования с рассрочкой платежей до 10 лет и льготной процентной ставкой; создание в Аргентине совместных сборочных предприятий, использующих как российские, так и аргентинские комплектующие; изучение и внедрение аргентинского опыта государственной поддержки малых и средних предприятий, заинтересованных в экспорте;


- обоснована необходимость разработки долгосрочной Стратегии развития внешнеэкономических связей России со странами Латинской Америки, основанной на принципе взаимовыгодности, анализе российских экспортных возможностей и импортных потребностей, развитии инвестиционного сотрудничества, промышленной кооперации, а также либерализации условий торговли на основе подписания соглашений об экономической взаимодополняемости или свободной торговле.


Практическая значимость исследования. Аргентина – это один из ведущих торгово-экономических партнеров России в Латинской Америке, который является традиционным поставщиком на российский рынок сельскохозяйственной продукции и обладает потенциально емким рынком для поставок российской промышленной продукции, в первую очередь, машин и оборудования, а также технологий и услу г. При этом, на протяжении многих лет росийско-аргентинские торгово-экономические отношения характеризуются значительным дисбалансом в пользу Аргентины. До настоящего времени, не было полноценной комплексной научной работы, специально освещающей проблему торгово-экономических взаимоотношений двух стран в условиях новых реалий, сложившихся в XXI веке. Содержащиеся в диссертации материалы, выводы и рекомендации направлены на расширение и диверсификацию двустороннего товарооборота на основе роста объемов российского экспорта в Аргентину, повышения в нем доли товаров с высоким уровнем добавленной стоимости. В качества первоочередной меры автор предлагает сосредоточить усилия государства на содействии малым и средним предприятиям, заинтересованным в экспорте промышленной продукции. Для этого, по мнению автора, следует создать систему поддержки экспорта, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, в основе которой должны находиться государственные организации и/или некоммерческие фонды, не имеющие цель получение прибыли.


Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в четырех статьях, опубликованных в журнале «Латинская Америка», входящим в перечень ВАК России (Основные направления внешнеторговой политики Аргентины, 2012, №11; Прямые иностранные инвестиции в Аргентине, 2013, №3; Перспективы развития российско-аргентинских торгово-экономических связей, 2013, №8; Взаимовыгодность как основа партнерства России и Аргентины, 2016, №4), коллективной монографии «Россия-Латинская Америка: модернизация экономических отношений» (2013 г., серия «Научные труды ВАВТ»), докладе «Оценка состояния и перспектив торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества России со странами Латинской Америки», подготовленном Всероссийской академией внешней торговли по заказу Минэкономразвития России в 2012 г. Отдельные выводы были доложены автором на круглых столах «Роль Латинской Америки в обеспечении мировой продовольственной безопасности» (октябре 2014 г.) и «Россия – Аргентина: 130 лет дипломатических отношений» (ноябрь 2015 гг.), организованных ИЛА РАН, а также представлены на международной научно-практической конференции «Геополитические риски современной мировой экономики», прошедшей в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова в декабре 2014 г. Материал диссертации используется автором при чтении курса лекций во Всероссийской академии внешней торговли.


Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.


II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы, определены цель, объект, и предмет исследования, степень разработанности проблемы, научная новизна и практическая значимость диссертации, методологическая основа, теоретическая и информационная база исследования, структура работы, представлены сведения об апробации основных положений диссертации.


В первой главе «Состояние и тенденции развития торгово-экономических связей» рассматриваются теоретические основы стратегии экономического развития стран Латинской Америки, которая традиционно формировалась под влиянием западных экономических теорий. Значительное место отводится анализу двух кардинально отличающихся подходов – парадигме, разработанной экспертами ЭКЛАК во главе с Р.Пребишем, и положениями «Вашингтонского консенсуса».


Выявлены основные тенденции развития аргентинской экономики после кризиса 2001 – 2002 гг. Сделан вывод о том, что главной причиной кризиса была взятая на вооружение в 90-е годы прошлого столетия экономическая модель, основанная на догматахрыночной экономики, не признающих регулирующую роль государства. Кроме того, миной замедленного действия для страны стало установление с января 1992 г. паритета (1:1) аргентинского песо и американского доллара. Кризис привел к параличу исполнительной власти, в результате которого в течение 12 дней (с 21 декабря 2001 г. по 1 января 2002 г.) в Аргентине сменилось четыре президента. Пятым стал Э. Дуальде, 2 января 2002 г. официально вступивший в должность президента страны, в экономике которой царил хаос. Через несколько дней была опубликована программа неотложных мер по выводу страны из кризиса, основным положением которой стал отказ от валютного паритета и введение свободной котировки аргентинского песо.


В апреле 2003 г. президентом Аргентины был избран губернатор провинции Санта Крус Нестор Киршнер, который стал проводить курс на укрепление «национального капитализма». С этой целью предлагалось усилить экономическую роль государства, обеспечить «более справедливое распределение доходов», добиться стабильности в обществе, гарантировать повышение жизненного уровня основной части населения, и, следовательно, роста внутреннего рынка – необходимого условия надежного экономического подъема. (5)


В рамках заявленных подходов Н. Киршнер провел ревизию выполнения условий контрактов на передачу в долгосрочную концессию частным владельцам в 90-е годы госкомпаний, занимавшихся предоставлением общественных услуг (энерго-, газо- и водоснабжения, телефонная связь, железные дороги, автомагистрали, портовые сооружения, аэропорты и почта). В результате такой работы были расторгнуты концессионные договоры с большинством компаний – концессионеров.


Для решения проблемы погашения внешней задолженности, сумма которой достигла 165 млрд. долл., Аргентина в сентябре 2003 г. подписала соглашение с МВФ об отсрочке на три года выплат по основному долгу и начисленным процентам, ведущим мировым финансово-кредитным организациям. Общая сумма реструктурированной задолженности составила 21,1 млрд. долл., в том числе 12,4 млрд. долл. – долг МВФ; 5,6 млрд. долл. – МБРР и МАБР; 3,1 млрд. долл. – Парижскому клубу. Однако, значительная часть ценных бумаг аргентинского государства на сумму 81,1 млрд. долл. находилась у частных держателей как аргентинских (около 40% этой сумму), так и иностранных, в том числе итальянских, швейцарских, североамериканских, немецких и японскихюридических и физических лиц. В ноябре 2004 г. аргентинское правительство предложило им списать 49% задолженности, а оставшуюся сумму (41,8 млрд. долл.) пролонгировать на длительные сроки (до 2046 г.) под более низкие проценты. Были установлены сроки для переоформления задолженности: с 14 января по 25 февраля 2005 г. Большая часть частных кредиторов была вынуждена согласиться c условиями этого ультиматума, которые не подлежали обсуждению: либо принимай и получишь хоть что-то, либо не принимай и не получишь ничего. Всего в обозначенный период был произведен обмен долговых обязательств, сумма которых составляла 62,2 млрд. долл. (76% задолженности), на новые ценные бумаги на сумму 32,5 млрд. долл.


В январе 2006 г. Аргентина погасила всю задолженность перед МВФ на сумму 9,5 млрд. долл. Этот шаг был продиктован стремлением аргентинского руководства освободиться от диктата Фонда при выборе экономической политики и вернуться на мировой кредитный рынок. Однако, как показала дальнейшая практика, стране не удалось полностью исключить влияние МВФ на ее кредитно-финансовую политику.


После кризиса 2001-2002 гг. и последующего за ним дефолта по внешним обязательствам перед Аргентиной встала проблема поиска источников финансирования экономического развития. Поскольку возможности привлечения необходимых для этого средств за счет внутренних и внешних кредитов, займов и инвестиций были сведены практически к нулю, а значительная денежная эмиссия вела к раскрутке инфляционной спирали и, как следствие, дальнейшему росту социальной напряженности, руководство страны взяло за основу экспортную модель развития, которая должна была обеспечить профицит торгового баланса. Одновременно стали широко применяться нетарифные меры регулирования импорта, направленные на защиту национальных производителей.


В результате такой политики экспортные поступления в период с 2002 по 2011 гг. выросли с 25,7 млрд. долл. до 84,1 млрд. долл. или в 3,3 раза, а суммарный профицит торгового баланса за этот период составил 131 млрд. долл. Однако, начиная с 2012 г., аргентинский экспорт стал сокращаться и в 2014 г. он снизился до 72,0 млрд. долл., а 2015 г. – упал до 56,5 млрд. долл. Столь существенное сокращение экспортных поставок было связано, прежде всего, с падением темпов экономического развития у основных торговых партнеров Аргентины – Бразилии, КНР, ЕС, США и Чили, а также со снижением цен мирового рынка на основные товары аргентинского экспорта, такие как соя, продукты питания, кукуруза, соевое и подсолнечное масло.


Кроме того, не удалось решить ряд проблем, присущих аргентинскому экспорту. Его основой продолжали оставаться товары с низкой долей добавленной стоимости; аргентинская корзина экспортных товаров, как и прежде, крайне не диверсифицирована по товарным позициям; малые и средние предприятия в экспорте страны играют маргинальную роль; основными рынками сбыта аргентинских товаров продолжают оставаться страны – традиционные партнеры Аргентины; более 80% аргентинского экспорта приходится на долю трех провинций (Буэнос–Айрес, Кордоба и Санта Фе); сохраняется отрицательное сальдо в торговле промышленной продукцией.


Главным достижением Аргентины в области торгово-экономических связей в текущем столетии стал профицит торгового баланса страны, что, в свою очередь, дало возможность финансировать инвестиционный спрос без привлечения внешних источников. Таким образом, внешняя торговля стала локомотивом экономического роста, который обеспечил развитие страны в послекризисный период.


Вторая глава «Внешнеэкономическая стратегия Аргентины на современном этапе» посвящена изменениям, произошедшим в подходах аргентинского руководства к роли государства в развитии внешнеэкономических связей страны, экспортным приоритетам, принципам импортного регулирования и способам привлечения иностранных инвестиций.


В начале текущего столетия в Аргентине, наряду с серьезными социально-экономическими проблемами, сложились объективные предпосылки для экспортного рывка (девальвация песо, рост цен мирового рынка на товары традиционного аргентинского экспорта), которые были в значительной степени реализованы в рамках новой внешнеэкономической стратегии. В частности, были внесены изменения в стратегию торговых переговоров. Вместо «монотематического» подхода, когда основные усилия направлялись на выявление барьеров, существовавших на рынках США, ЕС и Японии для аргентинского сельскохозяйственного экспорта, был взят на вооружение «многополярный» подход, суть которого состояла в одновременном проведении как двусторонних, так и многосторонних переговоров с максимальным количеством стран.


Для того, чтобы сосредоточить усилия и ресурсы на главных направлениях были определены экспортные приоритеты как по отраслям и видам продукции, так и по странам - импортерам. Результатом этого отбора стал перечень из 25 отраслей, включая животноводство, рыболовство, виноделие, текстильную промышленность, производство фруктов, фруктовых и овощных консервов, обуви, фанеры, шпона, паркета, керамических и глиняных изделий, насосов, компрессоров, машинно-технической продукции общего назначения, электромоторов, генераторов и трансформаторов, мебели, оборудования для пищевой промышленности и др.


Перечень приоритетных рынков сбыта включал блок Меркосур, а также следующие 24 страны (в алфавитном порядке): Алжир, Бельгия, Боливия, Великобритания, Германия, Голландия, Египет, Индия, Испания, Италия, Канада, КНР, Ю.Корея, Малайзия, Мексика, ОАЭ, Перу, Россия, США, Таиланд, Франция, Чили, ЮАР и Япония.


В середине 2003 г. был разработан План развития экспорта, в котором поставлены четыре основные задачи: удвоить за четыре года объем экспорта; диверсифицировать структуру экспорта, увеличив в ней долю товаров с высоким уровнем добавленной стоимости; децентрализовать экспортные поставки по странам-импортерам, повысив долю государств, не входящих в состав Меркосур; увеличить число фирм-экспортеров за счет вовлечения в экспортную деятельность малых и средних предприятий.


Реализация этого Плана позволила стране совершить экспортный рывок: в период с января 2004 г. по декабрь 2007 г. поставки аргентинских товаров на внешние рынки увеличились с 29,9 млрд. долл. до 56,0 млрд. долл. или в 1,9 раза, в том числе экспорт промышленных товаров индустриального происхождения вырос в 2,2 раза (с 7,7 млрд. долл. до 17,3 млрд. долл.).


В практическом плане вопросами реализации Плана развития экспорта в Аргентине занимались некоммерческий фонд «Fundación ExportAr» и программа «ProArgentina».

«Fundación ExportAr» был создан в ноябре 1993 г. при МИДе Аргентины в соответствии с Декретом Президента страны № 2303/93, в котором были определены его цели и задачи, а именно: содействие национальному экспорту; предоставление экспортерам комплекса услуг, которые нельзя получить другим образом; создание объединений и консорциумов, представляющих интересы различных секторов национальной экономики для развития их экспортной деятельности, а также вовлечения в эту сферу новых участников. Важно подчеркнуть, что «Fundacion ExportAr» не занимался разработкой внешнеторговой политики страны, он предоставляет государственные услуги частным фирмам и предприятиям для выработки и реализации их экспортной стратегии.


К первоочередным задачам Фонда в посткризисный период относились такие, как выстраивание отношений, носящих стабильный и доверительный характер, почти с 5 тыс. фирм-экспортеров; организация групп (консорциумов), состоящих из компаний, экспортирующих продукцию одной или смежных отраслей промышленности; определение рынков сбыта для существующего товарного предложения; обеспечение «интеллектуального освоения» новых рынков на основе получения конъюнктурной информации; адаптация аргентинского экспортного предложения к требованиям выбранного рынка; содействие в продвижении товаров на новые рынки (организация прямых контактов с потенциальными импортерами). Такая модель «стратегического планирования» изначально исходила из приоритета требований внешнего рынка.


В «Fundación ExportAr» аргентинские производители могли запросить специальную информацию по отдельным странам, включая эволюцию спроса на какой-либо товар; цены; налоговое законодательство; таможенное регулирование; сведения о компаниях- потенциальных конкурентах и компаниях-импортерах и т.д. Такой запрос можно было сделать по Интернету, а также непосредственно в центральном офисе Фонда в Буэнос-Айресе или в одном из его представительств в провинциях страны.


После президентских выборов, прошедших в конце 2015 г., в структуре аргентинского правительства произошли изменения, которые коснулись и «Fundación ExportAr». В марте 2016 г. он был преобразован в Агентство по поддержке экспорта и привлечению инвестиций, подведомственное МИДу.


Помимо «Fundación ExportAr», поддержку малым и средним предприятиям-экспортерам оказывает «ProArgentina» - программа, реализуемая в настоящее время министерством промышленности. Направления деятельности и перечень услуг, оказываемых «ProArgentina» малым и средним предприятиям, почти полностью совпадает с тем, что делал «Fundación ExportAr». Такое дублирование функций, как показывает практика, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, - это не позволяет ни одной из этих структур занять монопольное положение, чреватое негативными последствиями для аргентинских экспортеров, расширяет их возможности по выбору рынков сбыта продукции, а с другой – существенно увеличивает расходы федерального бюджета на эти цели. Кроме того, структуры, подобные «Fundación ExportAr» и «ProArgentina» существуют в некоторых провинциях страны.


Таким образом, одним из факторов, способствовавших экспортному рывку, было наличие в Аргентине сравнительно эффективной многоуровневой системы поддержки экспорта, состоявшей из федеральных и провинциальных ведомств и организаций, в задачи которых входило оказание содействия развитию экспорта промышленной продукции как индустриального, так и сельскохозяйственного происхождения на основе привлечения к экспортной деятельности малых и средних предприятий и диверсификации внешних рынков сбыта.


В последние годы в Аргентине наметилась тенденция к усилению протекционистских, преимущественно нетарифных, мер таможенного регулирования импорта. К таким мерам, в частности, относится принятый в 2010 г. Закон №25.551 ("Покупай аргентинское"), согласно которому импортируемые товары, включая машины и оборудование, должны быть не менее, чем на 5% дороже аналогичных аргентинских товаров. С 2011 г. в Аргентине действовало, так называемое, «правило 1:1», обязывающее компенсировать импортную операцию экспортом товаров или услуг на эквивалентную сумму. Применялись и такие протекционистские меры, как установление минимальной цены, ниже которой не может быть зарегистрирована импортная операция, усложненный и нетранспарентный порядок получения разрешений на ввоз в страну транспортных средств и т.д.


Широко использовалась такая форма сдерживания импорта, как неавтоматическое лицензирование.

В третьей главе «Состояние, проблемы и перспективы российско-аргентинского торгово-экономического сотрудничества» дается комплексный анализ торгово-экономического взаимодействия между Россией и Аргентиной через призму стратегических интересов двух стран, рассматриваются факторы, влияющие на этот процесс, и предлагаются возможные формы и направления развития двусторонних связей.


Аргентина относится к основным торговым партнерам России в Латинской Америке. Всего в период с 2000 г. по 2015 г. суммарный двусторонний товарооборот составил 16,0 млрд. долл., в том числе российский экспорт – 3,6 млрд. долл., импорт – 12,4 млрд. долл. Максимального значения объемы российско – аргентинской торговли в текущем столетии достигли в 2008 г., составив 1977 млн. долл., в том числе российский экспорт – 740 млн. долл., импорт – 1237 млн. долл. В последующие годы наблюдалось стабильное снижение российско–аргентинской торговли до уровня 947 млн. долл. в 2015 г.


Российско-аргентинская торговля в XXI веке характеризуется высокими темпами роста при низком уровне диверсификации, когда на долю двух-трех позиций приходится от 60 до 90% поставок. Еще одной важной характеристикой двусторонней торговли является ее многолетняя несбалансированность. Суммарное отрицательное (для России) сальдо за период с 2000 по 2015 гг. составило около 9,0 млрд. долл. или 560 млн. долл. в среднегодовом исчислении. Основными товарами российского экспорта в Аргентину в рассматриваемый период были нефтепродукты и удобрения, суммарная доля которых в российских поставках составляла 80- 90%. Хотя структура аргентинского экспорта в Россию была более диверсифицированной, по сравнению с российским экспортом в Аргентину, тем не менее, на долю трех-четырех товарных позиций таких, как мясо (главным образом, говядина) и мясные субпродукты, а также свежие фрукты и соевый шрот в «нулевые» годы приходилось в среднем более 60% поставок.


На состоянии двусторонних торгово-экономических отношений не могло не отразиться то обстоятельство, что в 90-е годы в Аргентине закрылись представительства всех российских внешнеторговых и внешнеэкономических объединений. Исключение составило лишь представительство “Энергомашэкспорта” (с апреля 2003 г. – ОАО «Силовые машины»), которое смогло найти свою нишу в сотрудничестве на субподрядных условиях с крупными транснациональными компаниями.


Только в 2010 г., когда в Буэнос-Айресе открылись представительства ГК “Российские технологии” и телекоммуникационной компании “Софтлайн”, стал пополнятся список российских компаний, заинтересованных в работе на аргентинском рынке и готовых нести расходы, связанные с деятельностью своих представительств.


Из всего комплекса российско-аргентинских торгово-экономических отношений наибольший интерес для целей данного исследования представляет анализ факторов, оказывающих влияние на российский экспорт в Аргентину продукции с высокой долей добавленной стоимости, а также перспективные формы и направления такого экспорта.


К причинам, сдерживающим развитие российского экспорта в Аргентину, следует отнести узость сегмента российского экспортного предложения, отсутствие в России льготных экспортных кредитов как под поставки машин и оборудования, так и для финансирования местных затрат при сооружении энергетических, промышленных и других объектов. Кроме того, в Аргентине многие инвестиционные проекты реализуются на концессионной основе, когда инвестор окупает свои затраты, продавая продукцию построенного им предприятия, однако российские компании, за исключением ведущих энергетических, на таких условиях пока не готовы работать.


Серьезной проблемой, сдерживающей развитие российско-аргентинского сотрудничества, является монополизм. Так, например, в России монопольное право на все виды работ за рубежом, связанные с разведкой и добычей газа, а также со строительством газопроводов, принадлежит ОАО «Газпром», которое направляет свои ресурсы (финансовые, людские, технические и т.д.) на реализацию, в первую очередь, крупных стратегических проектов. Что касается менее масштабных проектов, в том числе в странах Латинской Америки, их финансирование осуществляется, как представляется, по остаточному принципу, что существенно ограничивает возможности российско-аргентинского сотрудничества в этой области.


Важным фактором, который оказывает самое прямое влияние на экспорт в Аргентину продукции с высокой долей добавленной стоимости, является отсутствие реальной поддержки российских экспортеров машинно-технической продукции со стороны государства, что ставит их в заведомо проигрышное положение по отношению к основным конкурентам, в том числе по условиям платежа за поставляемое оборудование.


В основе российско-аргентинских торгово-экономических отношений лежит взаимная заинтересованность сторон в развитии сотрудничества. При этом очевидно, что эта заинтересованность связана прежде всего с перспективами продвижения своей продукции с высокой долей добавленной стоимости на рынок страны-партнера. В частности, Россия заинтересована в диверсификации структуры своих поставок на аргентинский рынок, увеличении в них товаров с высокой долей добавленной стоимостью, в первую очередь машин и оборудования, в реализации совместных инвестиционных проектов. В перспективе Аргентина могла бы стать своеобразной платформой для продвижения российской промышленной продукции на рынки других стран-членов Меркосур.


Для аргентинских экспортеров притягательность российского рынка заключается не только в его большей емкости по отношению к товарам традиционного аргентинского экспорта, которые в России не производятся (например, цитрусовые) или производятся в недостаточном объеме (говядина, растительные масла и др.), но и в относительно низких тарифных и нетарифных барьерах на товары их промышленного экспорта. При этом следует признать, что в соперничестве по линии «экспорт-экспорт» аргентинская сторона значительно превосходит российскую в силу целого ряда причин, включая наличие конкурентоспособного экспортного предложения; детально проработанной внешнеэкономической стратегии, в которой определены не только цели, но и поставлены задачи, а также дан алгоритм их решения; сравнительной эффективной структуры экспортного блока, в основе которой находятся «ExportAr» и «ProArgentina», и хорошее знание условий работы на внешних рынках. Все эти составляющие входят в «пакет» государственной поддержки экспорта, которая в Аргентине носит не декларативный, а вполне конкретный характер.


Помимо этого, Аргентина крайне заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций в развитие энергетики и транспортной инфраструктуры, а также в освоение месторождений полезных ископаемых таких, как медь, золото, серебро, свинец, никель, редкоземельные металлы.


Крупным проектом, реализуемым в Аргентине с привлечением российских инвестиций, может стать разработка медного месторождения «Сан Хорхе». В 2014 г. компании «Атерра Капитал» и «Соловей Инвестмент», принадлежащие российскому капиталу, выкупили 70% акций канадской компании «Коро Майнинг», которая занималась разработкой этого месторождения. Компании намерены инвестировать в проект от 200 до 250 млн. долл. Одним из возможных объектов инвестиционного сотрудничества по линии «РосАтом» является сооружение в Аргентине АЭС мощностью 640 МВт.


В области традиционной энергетики следует отметить выигрыш в декабре 2014 г. тендера на строительство ГЭС «Чиуидо – 1» мощностью 637 МВт консорциумом во главе с российской компанией «Интер РАО - Экспорт». В июле 2016 г. было подписано соглашение между министерством финансов Аргентины и Внешэкономбанком на сумму 1896 млн. долл., что составляет 85% стоимости строительства ГЭС. Кроме того, сохраняются перспективы участия российских компаний в строительстве ГЭС «Лос Бланкос - 1» (324 МВт), ГЭС «Лос Бланкос - 2» (162 МВт), а также в модернизации ГЭС «Сальто Гранде» (1932МВт). К перспективным проектам российско-аргентинского сотрудничества в области гидроэнергетики можно также отнести сооружение ГЭС «Нестор Киршнер» (1140 МВт) и ГЭС «Губернатор Хорхе Сеперник» (600 МВт).


Существуют возможности для двустороннего сотрудничества в области добычи нефти и газа. Так, ОАО «Газпром» участвует в подготовке генеральной схемы развития аргентинской газовой отрасли, проявляет заинтересованность к совместному освоению углеводородных месторождений Аргентины. Российская компания также заинтересована в поставке сжиженного природного газа на аргентинские терминалы, а также в модернизации аргентинской газовой инфраструктуры. Аргентинская сторона, в свою очередь, хотела бы привлечь ОАО «Газпром» к добыче сланцевого газа на своей территории, участию в торгах на разведку и добычу газа на шельфе страны, совместному участию в газовых проектах в третьих странах (Уругвай, Боливия).


Ведутся переговоры между ОАО «Роснефть» и аргентинской нефтяной компанией «YPF» о создании совместного предприятия в области разведки и разработки месторождений углеводородов. Российская компания «Уралмаш» планирует создать совместное с аргентинскими партнерами предприятие по производству в Аргентине нефтяного оборудования.


Одной из наиболее перспективных форм продвижения российской машинно-технической продукции на рынок Аргентины, по мнению автора, следует считать создание совместных сборочных производств, использующих как российские, так и аргентинские комплектующие. Организация в Аргентине подобных сборочных производств российской техники позволило бы продвигать ее и в другие страны-члены Меркосур при условии, что доля аргентинского компонента, который включает стоимость использованных при сборке местных комплектующих и рабочей силы, составит не менее 50% стоимости готовой продукции. В этом случае совместная продукция получает статус национальной аргентинской и может поставляться без уплаты импортных пошлин другие в страны-члены Меркосур, включая Бразилию, рынок, которой практически закрыт высокими нетарифными и тарифными барьерами для прямых поставок российских машин и оборудования.


Прежде всего такая схема могла бы быть реализована для продвижения на рынок Аргентины и других стран-членов Меркосур грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки сухих грузов (в частности, зерновых и масличных культур).

В сфере инноваций к перспективным направлениям двустороннего сотрудничества можно отнести такие, как: телекоммуникации и информационные технологии, а также разработку прикладного программного обеспечения; проектирование атомных реакторов и разработку материалов для ядерной промышленности; нанотехнологии и производство конструкционных материалов с заданными свойствами; здравоохранение (производство и использование радиоизотопов); возобновляемые источники энергии.


Серьезная инновационная составляющая имеется в Программе российско–аргентинского сотрудничества по сельскому хозяйству и рыболовству на 2015 – 2016 гг. Документ предусматривает обмен опытом по развитию биотехнологий и биотоплива, а также по культивированию почвы, виноделию, переработке рыбы.


При анализе перспектив сотрудничества России с Аргентиной нельзя не учитывать процессы глобализации и экономической интеграции, в которые вовлечены латиноамериканские страны, а также концепцию открытого регионализма в ее латиноамериканском варианте. В этой связи автор полагает, что целесообразно приступить к переговорам о подписании соглашения, предусматривающего конкретные меры по либерализации торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Меркосур. Сначала можно было бы подписать соглашение об экономической взаимодополняемости с приложением перечня товаров, на которые снижаются или обнуляются ввозные таможенные пошлины. Следующим шагом на пути интеграции ЕАЭС и Меркосура должно стать подписание соглашения о свободной торговле, которое позволит российским экспортерам продукции с высокой долей добавленной стоимости получить дополнительные преимущества и льготы на рынке Аргентины и других стран-членов Меркосур.


В качестве одной из перспективных форм работы российских компаний на аргентинском рынке следует рассматривать инвестирование средств с целью приобретения аргентинских компаний или открытия филиалов российских компаний в Аргентине.


За последние годы во взаимоотношениях России и Аргентины наметился существенный прогресс, который, в первую очередь, был связан с успешной президентской дипломатией. Произошла беспрецедентная активизация политических контактов, интенсифицировались визиты высших руководителей, между которыми установились доверительные отношения (6). Значительный импульс двусторонним связям придал визит в страны Латинской Америки, включая Аргентину, президента Российской Федерации В.В. Путина в июле 2014 г. Успех визита и достижение договоренностей в различных областях, включая торгово-экономические связи, заложили основу для реального прорыва, который произошел в апреле 2015 г. во время приезда в Москву Кристины Фернандес де Киршнер. Двусторонние отношения перешли на новый уровень – всеобъемлющего стратегического партнерства, что отражено в совместной декларации двух президентов. Они также подтвердили взаимный настрой на наращивание объема двусторонней торговли, в том числе посредством увеличения удельного веса товаров с высокой долей добавленной стоимости, а также на практическую реализацию крупных совместных инвестиционных и инфраструктурных проектов. Для конкретизации направлений двустороннего сотрудничества министры иностранных дел двух стран подписали План действий по развитию всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой.


В ноябре 2015 г. в Аргентине прошли президентские выборы, победу в которых одержал мэр г. Буэнос-Айреса Маурисио Макри придерживающийся иных, нежели его предшественники – Нестор и Кристина Киршнер, политических и экономических взглядов. В этой связи не могли не возникать некоторые опасения относительно преемственности курса нового аргентинского руководства по отношению к сотрудничеству с Россией. Эти опасения были в значительной степени развеяны в середине декабря 2015 г., когда в ходе телефонного разговора президенты двух стран, в частности, подчеркнули взаимное стремление продолжать расширять и дифференцировать двустороннюю торговлю, осуществлять взаимодействие в сфере энергетики.


В развитие этих договоренностей в апреле 2016 г. в Москве прошли переговоры министров иностранных дел двух стран. В совместном заявлении по итогам переговоров они подчеркнули важность реализации Плана действий по развитию всеобъемлющего стратегического партнерства. Подтвердили стремление к увеличению объемов взаимной торговли, повышению в ней доли продукции с высокой добавленной стоимостью, а также к реализации совместных инвестиционных проектов в области энергетики. Эти намерения нашли свое подтверждение во время встречи лидеров двух стран в сентябре 2016 г. на полях G-20.


Пока рано судить изменится ли внешнеполитический курс Аргентины, насколько значительным в нем будет североамериканский вектор и как отразятся (и отразятся ли вообще) эти возможные изменения на отношениях с Россией. Можно предположить, что вне зависимости от того, какие внешнеполитические предпочтения имеются у нового президента Аргентины, его внешняя политика будет, прежде всего, проаргентинской.


Исходя из этой предпосылки вряд ли стоит ожидать каких-либо значительных изменений в подходах нового аргентинского руководства к торгово-экономическому сотрудничеству с Россией, которое носит взаимовыгодный характер. Очевидно, что для Аргентины главном притягательным фактором во взаимоотношениях с нашей страной остается емкий российский рынок, а также заинтересованность в привлечении российских инвестиций.


Однако нельзя исключить того, что Аргентина будет в большей степени, чем ранее учитывать интересы североамериканского капитала, одновременно «притормаживая» взаимодействия с российскими компаниями по наиболее чувствительным направлениям.


Вместе с тем, практика российско-аргентинских отношений показывает, что только одни усилия политических лидеров не в состоянии обеспечить качественный рывок в развитии торгово-экономических связей. В этих условиях назрела насущная необходимость разработки долгосрочной Стратегии развития экономических связей России со странами Латинской Америки, в первую очередь, с основными торгово-экономическими партнерами в этом региона – Аргентиной и Бразилией.


В заключении диссертации представлены главные научные результаты данного исследования и сформулированы рекомендации, направленные на улучшение структуры и рост российского экспорта в Аргентину, из которых, по мнению автора, можно выделить следующие:


1. В 2003 г. Аргентина в поиске выхода из глубокого структурного кризиса резко изменила парадигму развития, встав на путь усиления роли государства в экономике страны. Отход от догматов неолиберализма стал важной составляющей экспортного рывка, который совершила страна, удвоив за 4 года поставки за рубеж промышленной продукции. Главную роль в преодолении кризиса и переходе к стадии роста сыграла внешняя торговля. К другим факторам, обеспечившим экспортный рывок можно отнести следующие:

- девальвация национальной валюты;
- рост цен мирового рынка на основные товары аргентинского экспорт;
- наличие конкурентоспособного экспортного предложения;
- разработка и реализация новой внешнеэкономической стратегии;
- наличие сравнительно эффективных федеральных и провинциальных структур, содействующих развитию экспорта.


2. Несмотря на достигнутый в «нулевые» годы текущего столетия существенный прогресс в российско-аргентинской торговле, рост ее объемов не сопровождался улучшением структуры товарных поставок, большая часть которых приходится на сырьевую или промышленную продукцию с низкой долей добавленной стоимости. Такая модель сотрудничества уже не соответствует потенциальным возможностям и долговременным интересам обеих стран.


3. Аргентина рассматривает российский рынок в качестве одного из наиболее перспективных для сбыта своей продукции, имеющей как сельскохозяйственное, так и индустриальное происхождение. Она также заинтересована в привлечении российских инвестиций. Главный вызов, который стоит перед Россией во взаимоотношениях с Аргентиной, заключается в необходимости сбалансировать двустороннюю торговлю (в 2015 г. отрицательное сальдо составило 703 млн. долл.) на основе роста российских экспортных поставок и увеличения в них доли промышленной продукции, в первую очередь машин и оборудования.


4. К основным причинам, сдерживающим развитие российского экспорта промышленной продукции в Аргентину, можно отнести следующие:


- низкий уровень диверсификации российского экспортного предложения;
- сравнительно низкая конкурентоспособность российской машинно-технической продукции по таким показателям, как условия платежа, обеспеченность техническим обслуживанием и запчастями и т.д.;
- неготовность большинства российских компаний к финансированию местных затрат при сооружении промышленных объектов за рубежом, а также к работе на условиях концессии, когда затраты инвестора покрываются за счет реализации продукции или услуг построенного им предприятия;
- сравнительно высокий уровень аргентинского протекционизма на основе широкого применения нетарифных импортных барьеров;
- наличие большого числа глубоко интегрированных в аргентинскую экономику ведущих компаний США и Западной Европы;
- крайне ограниченное число российских компаний, имеющих в Аргентине свои постоянные представительства;
- активное проникновение в аргентинскую экономику китайского капитала, который оказывает все более усиливающуюся конкуренцию российским компаниям;
- недостаточная информированность российских и аргентинских участников внешнеэкономической деятельности об экспортных возможностях и импортных потребностях, существующих в обеих странах.


5. Исходя из современного состояния российских экспортных возможностей и аргентинских импортных потребностей, можно ожидать, что в краткосрочной перспективе структура российского экспорта в Аргентину, как и двусторонней торговли, в целом, не претерпит существенных изменений. Что касается наиболее перспективных направлений и объектов российско-аргентинского инвестиционного сотрудничества, то к ним следует отнести проекты в таких отраслях, как электроэнергетика, добыча углеводородов, строительство газопроводов, разработка месторождений золота, серебра, меди и других металлов. Однако сотрудничество в их реализации в значительной степени будет зависеть от политической линии, которую будет проводить аргентинское руководство.


6. К перспективным формам продвижения на рынок Аргентины российской продукции с высокой долей добавленной стоимости следует отнести:


- создание совместных сборочных предприятий, использующих как российские, так и аргентинские комплектующие, продукция которых будет поставляться не только на внутренний рынок страны, но также и на рынки других стран-членов Меркосур, прежде всего в Бразилию;
- участие российских компаний в реализации проектов на концессионной основе;
- проведение взаимоувязанных экспортно-импортных операций;
- внедрение российских производителей в производственно-сбытовые цепочки, существующие в Аргентине;
- развитие технологического сотрудничества, в том числе с целью экспорта его результатов в третьи страны.


7. Продвижению на аргентинский рынок российской продукции с высокой долей добавленной стоимости могли бы также способствовать:


- разработка долгосрочной Стратегии развития торгово-экономических связей России со странами Латинской Америки;
- подписание Соглашения об экономической взаимодополняемости между ЕАЭС и Меркосур, где будут определены товары, на которые импортные пошлины обнуляются или значительно снижаются (в дальнейшем на базе этого документа можно будет подписать Соглашение о свободной торговле);
- вступление России в Межамериканский банк развития;
- возобновление практики подписания соглашений о поставках машин и оборудования с рассрочкой платежей до 10 лет и льготной процентной ставкой.


Таким образом, достигнутые в диссертационном исследовании результаты и сформулированные выводы дают, по мнению автора, развернутую характеристику внешнеэкономической стратегии Аргентины в начале текущего столетия, включая цели, задачи, формы и методы ее реализации, а также позволяют комплексно оценить состояние и возможные перспективы российско-аргентинского торгово-экономического сотрудничества, что в сумме образуют своего рода «дорожную карту» продвижения российского экспорта (прежде всего, высокотехнологичного) на рынки Аргентины и других стран Латинской Америки.


Примечания


1 Instituto Nacional de Estadistica y Cenzos (INDEC). http://www.indec.mecon.gov.ar


2 Данные Федеральной таможенной службы Российской Федерации за 2000 – 2015 гг.


3 А.В. Бобровников. Макроциклы в экономике стран Латинской Америки. –М.: ИЛА РАН, 2004. –504с., А.В. Бобровников, В.А. Теперман, И.К. Шереметьев. Латиноамериканский опыт модернизации: итоги экономических реформ первого поколения. –М.: ИЛА РАН, 2002. –282с.; В.М. Давыдов. Эффект адаптационного реформирования: от Латинской Америки к России. –М.: ИЛА РАН, 2003. –56с., В.М. Давыдов. Латино-Карибская Америка в современном контексте и ориентиры РФ в отношениях со странами региона, Латинская Америка, 2013, №6; Л.Л. Клочковский. Национальные стратегии развития и экономическое будущее Латинской Америки. –Латинская Америка, 2005, №1, Л.Л. Клочковский. Латинская Америка: противоречия посткризисного развития, Латинская Америка, 2012, №11; И.К. Шереметьев. Латинская Америка в посткризисный период; Латинская Америка, 2011, №7; П.П. Яковлев. Аргентинская экономика перед вызовами модернизации. –М.: ИЛА РАН, 2008. – 145с.


4 R. Bouzes, E. Avogardo. La elaboracion de politica comercial y el sector privado. Memorando sobre Argentina, BID, 2002; D. Berrettoni. America Latina en las exportaciones argentinas: la importancia del Mercado regional el la calidad de la insersion internacional, Revista Argentina de Economia Internacional, numero 2, diciembre 2013; A. Ferrer. La economia argentina. Desde sus origenes hasta principios del siglo XXI, Fondo de Cultura Economica de Argentina S.A., 2004; J.Gonzales Fraga, M. Lousteau. Sin atajos. De la ciclotimia a la madurez del desarrollo. Buenos Aires, Temas Grupo Editorial, 2005; R. Lavanga. La Argentina que merecemos, Ediciones B Argentina S.A.,2007; M. Redrado. Exportar para crecer, Buenos Aires, 2005; G Stamp, D. Rivas. La industria argentina frente a los nuevos desafios y oportunidades del siglo XXI, CEPAL, Santiago de Chile, 2013.


5 Яковлев П.П. Аргентинская экономика перед вызовами модернизации. –М., ИЛА РАН, 2008, С. 182


6 Россия и Аргентина на траектории взаимного сближения. К 130-летию российско-аргентинских дипломатических отношений. Под ред. Яковлева П.П. – М.: ИЛА РАН, 2015, с.11


СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


Работы, опубликованные автором в журналах, рекомендованных ВАК:


1. Кокорев В.М. Основные направления внешнеторговой политики Аргентины // Латинская Америка. - 2012. - №11. - С.65-78. (1,1 п. л.)
2. Кокорев В.М. Прямые иностранные инвестиции в Аргентине // Латинская Америка. – 2013. - №3. - С.49-70. (1,8 п. л.)
3. Кокорев В.М. Перспективы развития российско-аргентинских торгово-экономических связей// Латинская Америка. 2013. - №8. - С.18-36 (1,5 п.л.).
4. Кокорев В.М. Взаимовыгодность как основа партнерства России и Аргентины// Латинская Америка. – 2016. - №4. – С.101-106. (0,4 п. л.)
5. Kokorév V. Inversiones directas extranjeras en Argentina // Iberoamerica. - 2013. - №3. - Р.58-85. (2,0 п.л.)


Другие работы, опубликованные автором по теме диссертации:


6. Россия – Латинская Америка: модернизация экономических отношений//Серия «Научные труды ВАВТ». – 2013. - (Коллективная монография под редакцией д.э.н. Н.А. Школяра). -СС. 41-53, 119-134. (1,2 п. л.)
7. Кокорев В.М. Россия – Аргентина: формы и направления сотрудничества в области сельского хозяйства. // Роль Латинской Америки в обеспечении мировой продовольственной безопасности. Материалы Круглого стола в ИЛА РАН. - 9 октября 2014 г. (0,2 п. л.)
8. Кокорев В.М. Россия и Латинская Америка: перспективы торгово-экономического сотрудничества // Сб. “Геополитические риски современной мировой экономики”. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию создания кафедры Мировой экономики,8 декабря 2014 г. М.: ФГБОУ ВПО РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015 г. (0,2 п. л.)
9. Kokorev V. La Federación de Rusia en busca de contactos comerciales. Dossier diplomático. Buenos Aires. – 2005. - №2. –Р.10-12 (0, 3п. л.)
10. Kokorev V. Cooperación económico-comercial entre Rusia y Argentina: estado actual y las perspectivas // Rusia – Argentina: la trayectoria de cooperación (125 anos de las relaciones diplomáticas). - Buenos Aires. – 2010. - V. Davydov, D. Kravtsóv (editores). - 152p.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005