ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

Круглый стол

«Потенциал и ключевые направления российско-аргентинского взаимодействия»

ИЛА РАН, 24 октября 2017 г.


Программа

  • Доклад руководителя проекта д.э.н., проф. П.П. Яковлева.
  • Выступления членов исследовательской группы.
  • Дискуссия.
  • Заключительное слово руководителя проекта.

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ


ЯКОВЛЕВ Петр Павлович
доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской РАН

 

Результаты социально-экономического развития Аргентины в 2017 г.: достижения и проблемы


1. Экономика Аргентины во второй половине 2017 г. вышла на траекторию роста после тяжелого и провального по многим макроэкономическим показателям 2016 года. В годовом исчислении (август 2016 г. – август 2017 г.) прирост ВВП составил 4,3%, при этом положительная динамика отмечена практически во всех секторах хозяйства. Локомотивом роста является строительство, развитие которого «потянуло» за собой и другие отрасли экономики. Правда, прогнозы увеличения ВВП по итогам 2017 г. более скромные – до 3%, но и это – высокий показатель по сравнению с предыдущим периодом. Еще одним позитивным итогом деятельности правительства в экономической сфере является снижение темпов инфляции (с 40 до 20%), а также наблюдаемое начало массового потребительного бума. Важно, что эти успехи были достигнуты в результате проведения политики «ступенчатых мер», отказа от применения методов шоковой терапии, которые могли привести к ухудшению и без того тяжелой социальной атмосферы.


2. Власти Аргентины могут записать на свой счет и ряд конкретных успехов, достигнутых к 2017 г. в социальной сфере, в том числе решение вопросов, которыми в течение десятилетий не занимались правительства популистского толка. Во многих регионах, особенно в бедных провинциях севера страны, были решены копившиеся годами проблемы с поставками газа, канализацией и водопроводом, во многих местах впервые были заасфальтированы дороги. Стали доступными потребительские кредиты, в том числе ипотечные на приобретение жилья. Были восставлены права пенсионеров на получение государственных пенсий по старости, частично осуществлены другие важные социальные программы, главной из которых является программа обеспечения населения собственным жильем.


3. В то же время нельзя закрывать глаза на старые проблемы и новые вызовы. Самыми сложными являются все еще недопустимо высокая инфляция, бюджетный дефицит, рост внешней задолженности. Правительству предстоит реализовать крайне непопулярные в социуме меры, такие как дальнейший пересмотр тарифов на коммунальные услуги, сокращение числа госслужащих, урезание отдельных социальных программ, сведение к возможному минимуму неформальной занятости и т. д. Особое место занимает проблема корректировки обменного курса. Падение экспорта и рост импорта в структуре торговых операций свидетельствуют о завышенном курсе национальной валюты. Резкие движения властей (например, девальвация песо) могут вызвать панику среди населения и подстегнуть инфляцию. Главным новым вызовом можно считать существенный рост внешней задолженности, за счет которой в отсутствие бюджетных средств и инвестиций правительство решало социальные и экономические проблемы в 2016-2017 гг.


4. Страна нуждается в проведении ряда структурных реформ, переход к реализации которых становится возможным после победы политической коалиции президента М. Макри на парламентских выборах. Результаты выборов служат позитивным сигналом для иностранных инвесторов, считавших политические позиции макристов недостаточно прочными, чтобы гарантировать надежность капитальных вложений. Долгожданный поток инвестиций вкупе с неотложными реформами (особенно налоговой и трудовой) может помочь властям вывести Аргентину на траекторию устойчивого роста уже в среднесрочной перспективе.


ЯКОВЛЕВА Наиля Магитовна
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра политических исследований ИЛА РАН


Итоги выборов и их последствия для внешней политики Аргентины


1. В июне 2017 г. в Аргентине стартовала избирательная кампания для проведения частичных парламентских выборов. Процедура занимает несколько месяцев из-за проведения обязательных первичных выборов (PASO). Выборы проводятся раз в два года с целью обновления Национального конгресса, обновлению подлежат 127 мандатов в Палате депутатов и 24 – в Сенате. Суть выборов 2017 г. состояла в определении будущего курса развития страны. Уже в августе по результатам PASO стало ясно, что правящая коалиция «Cambiemos» имеет неплохие шансы закрепить достигнутый успех. На парламентских выборах 22 октября «Cambiemos» улучшила свой предыдущий результат и смогла стать первой с 1985 г. политической силой, которой удалось выиграть на промежуточных парламентских выборах одновременно в пяти ключевых и наиболее крупных избирательных округах. Убедительная победа М. Макри и его сторонников будет иметь долгосрочные стратегические последствия для внутриполитического развития, экономики и внешней политики Аргентины.


2. Хотя «Cambiemos» не получит простого большинства ни в одной из палат парламента, обретенные дополнительные мандаты (более двадцати) превращают коалицию в ведущую парламентскую силу, в первое меньшинство в нижней палате. Для быстрого принятия необходимых законов этого недостаточно, но успешно применявшаяся с 2015 г. тактика привлечения союзников может дать нужный результат. Победа над главным оппонентом – избирательным блоком «Гражданское единство» экс-президента К. Фернандес де Киршнер – завершает предыдущий левопопулистский цикл и позволяет «Cambiemos» консолидироваться в качестве центристской силы национального масштаба. В новом политическом сценарии президент М. Макри и правительство получают роли главных проводников реформ широкого спектра. Начинается цикл «перманентного реформизма» с целью превращения Аргентины в современное, развитое, стабильное и богатое государство.


3. Во внешней политике Аргентины вряд ли стоит ожидать больших изменений, так как президент М. Макри сразу после своего избрания на пост в октябре 2015 г. совершил резкий разворот от политики изоляционизма и селективной конфронтации, проводившейся в годы киршнеризма, взяв курс на открытость и добрососедство. Перед дипломатией были поставлены задачи активного и последовательного «внедрения» в международное пространство, наступательного выхода на мировые рынки, диверсификации внешнеэкономических связей. Создав в 2015-2017 гг. необходимый задел, президент и правительство продолжат эту линию и в дальнейшем. Укрепление позиций президента и правительства может способствовать интенсификации взаимодействия Буэнос-Айреса с теми странами, которые не вошли в приоритетную сферу интересов на первом этапе их деятельности, в том числе с Россией.


4. По сравнению с годами президентства К. Фернандес де Киршнер в 2016-2017 гг. была заметно снижена интенсивность контактов на высшем уровне, отношения Кремля и Розового дома вступили в «фазу осторожного прагматизма». Между тем сотрудничество двух стран в форме стратегического партнерства развивалось на уровне министерств, ведомств, корпораций, продолжалась работа над совершенствованием юридической базы отношений, поддерживались культурные связи. Результаты прошедших выборов были интерпретированы во всем мире как значительное укрепление позиций аргентинского президента, который имеет реальный шанс на переизбрание и превращение в лидера регионального масштаба. Таким образом российские власти вынуждены переходить к выстраиванию долгосрочной повестки взаимодействия с хозяином Розового дома и интенсификации политических контактов. В 2018 г. российско-аргентинские отношения могут получить дополнительный импульс по результатам переговоров президентов В.В. Путина и М. Макри в ходе саммита Большой двадцатки, который организует Буэнос-Айрес.


ПЯТАКОВ Андрей Николаевич
кандидат политических наук, ведущий научный сотрудник Центра политических исследований ИЛА РАН


Военно-техническое сотрудничество России и Аргентины в 2016–2017 гг.


1. С началом президентского мандата М. Макри существенных изменений в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) между Аргентиной и Россией не произошло. Стороны придерживаются принципов прагматизма и в выстраивании партнёрских отношений руководствуются императивами взаимовыгодного сотрудничества. Буэнос-Айрес настойчиво подает сигналы о заинтересованности в дальнейшем расширении закупок российской военной техники. В частности, об этом свидетельствует риторика аргентинского министра обороны Х. Мартинеса в ходе его посещения международной выставки российского вооружения «Армия-2016» в сентябре 2016 года.


2. Контакты по линии оборонных ведомств сохранили прежнюю интенсивность. Более того, стороны начали осваивать новые формы взаимодействия. К их числу можно отнести, во-первых, переговоры, ведшиеся на протяжении 2016 г., о проведении совместных военных учений (до сих пор вопрос остается открытым); во-вторых, готовность России оказать техническое, информационное и организационное содействие в создании аргентинского Агентства по чрезвычайным ситуациям. На наш взгляд, учитывая специфику и многопрофильность российского МЧС, данное возможное направление сотрудничества вполне можно отнести к сфере ВТС. Ведутся переговоры в рамках образовательного вектора взаимодействия, что также можно рассматривать в качестве симптома преемственности российско-аргентинских отношений по отношению к предыдущему этапу. В частности, уже в ближайшее время возможно начало обучения аргентинских офицеров в высших учебных заведениях Сухопутных войск России.


3. В настоящее время аргентинские вооруженные силы переживают период трансформации. Во многих родах войск (особенно это касается военной авиации) вынашиваются планы системной модернизации технической составляющей. В связи с этим заметно активизировались потенциальные и реальные конкуренты России (в первую очередь Израиль, США) на аргентинском рынке военной техники. Что касается закупок российского вооружения, то здесь актуальность сохраняют два «проекта». Во-первых, продолжая развивать свою арктическую программу, Аргентина готова к расширению своего вертолетного парка за счет дополнительных закупок российских машин Ми-171Е. Во-вторых, ведутся переговоры о покупке аргентинской стороной пятнадцати истребителей МИГ-29. В случае позитивной экономической конъюнктуры в Аргентине ожидать реализации этих закупок можно в 2018-2019 гг.


4. Переговорные процессы 2016-2017 г. явно демонстрируют, что стороны не заинтересованы в замораживании двустороннего ВТС и есть все основания полагать, что в среднесрочной перспективе сохранятся конструктивные и прагматичные отношения в военно-технической сфере между двумя странами.


ЩЕРБАКОВА Алина Вячеславовна
кандидат экономических наук, доцент департамента Мировой экономики;  заведующая Ибероамериканским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ


Торговое сотрудничество России и Аргентины в условиях санкционной войны


1. По объему товарооборота с Россией в 2016-2017 гг. Аргентина занимала видное место среди латиноамериканских государств, хотя ее доля в общем внешнеторговом обороте России является сравнительно небольшой. Россия также по-прежнему не входит в число основных торгово-экономических партнеров Аргентины.


2. Торговый баланс для России остается отрицательным, а его сальдо имеет тенденцию к увеличению дефицита. В экспорте Аргентины в Россию преобладают фрукты и овощи, мясо и мясные продукты, молочные продукты и яйца, рыба и моллюски, корма для животных, масличные семена и алкогольные напитки. Основной статьей поставляемых в Аргентину из России товаров являются нефть и нефтепродукты. На втором месте – сельскохозяйственные удобрения. Далее идут суда и прочие плавучие средства, сера, бумага и картон, сталь, насосы для жидкостей, чугун и алюминий.


3. Стоит отметить, что в первом семестре 2017 г. общий объем товарооборота упал по сравнению со значениями того же периода 2016 г. Это можно объяснить результатами активно проводимой Россией политикой импортозамещения в области продовольственных товаров. Также сыграло немаловажную роль затянувшееся ослабление российского рубля относительно доллара и евро, что снизило покупательную способность российского населения и болезненно ударило по конкурентоспособности аргентинских товаров на российском рынке. При этом падение величины аргентинского экспорта в Россию произошло по следующим позициям: овощи (в 2 раза) и алкогольные напитки (в 2 раза). Однако сокращение общего стоимостного выражения поставок аргентинского продовольствия было незначительным вследствие увеличения объемов экспорта мяса и мясных продуктов (в 1,8 раз) и рыбы и моллюсков (в 1,7 раз). По остальным ведущим позициям аргентинского экспорта в Россию заметных изменений в первом полугодии 2017 г. не наблюдалось.


4. Однако возникшие трудности не изменили решимости Москвы и Буэнос-Айреса углублять взаимодействие в рамках всеобъемлющего стратегического партнерства, о чем говорят заявления В.В. Путина и М. Макри. Так, президенты планируют обменяться официальными визитами в 2018 г., о чем уже было официально заявлено. Даты визитов пока уточняются. В 2018 г. можно ожидать увеличение товарообмена традиционными для российско-аргентинских отношений товарами за счет роста российских поставок в Аргентину оборудования для нефтехимической промышленности, а также удобрений. В августе 2017 г. Аргентина отменила пошлину на ввоз российских удобрений на фоне роста ее внутреннего спроса на фосфатные удобрения.


ЩЕРБАКОВА Анна Дмитриевна
кандидат политических наук, старший научный сотрудник Центра политических исследований ИЛА РАН


Состояние и перспективы сотрудничества России и Аргентины в области культуры


1. Среди целей международного культурного сотрудничества, заявленных в соответствующей Декларации ООН, особо значимыми для двусторонних и\или многосторонних отношений представляются следующие: распространение знаний, содействие развитию дарований и обогащение различных культур; развитие мирных отношений и дружбы между народами и содействие лучшему пониманию образа жизни каждого из них; обеспечение каждому человеку доступа к знаниям и возможности наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; улучшение условий материальной и духовной жизни человека во всех частях мира. Все эти цели в полной мере реализуются на двустороннем уровне контактов между Москвой и Буэнос-Айресом.


2. Основой культурного сотрудничества с Аргентиной для нашей страны, как представляется, стала популяризация русской культуры. Она осуществляется путем не только регулярных гастролей российских артистов, но и организацией различных тематических мероприятий в аргентинских городах. Подобные мероприятия, целевой аудиторией которых, как правило, являются аргентинцы, интересующиеся культурной и духовной жизнью России, проводятся силами как сотрудников Российского центра науки и культуры в Буэнос-Айресе, представительства Россотрудничества и посольства РФ в Аргентине, так и многочисленных организаций российских соотечественников, проживающих в этой южноамериканской стране. Такие организации не только бережно хранят язык, традиции и культуру страны исхода, но и выступают проводниками культурной политики и публичной дипломатии Москвы.


3. В настоящее время одним из ключевых направлений сотрудничества в сферах науки и образования между нашими странами становится открытие «Русских центров» на базе различных аргентинских университетов. Много усилий также прикладывается российской стороной для продвижения русского языка среди аргентинцев- от проведения курсов повышения квалификации для преподавателей до популяризации русскоязычных образовательных онлайн-проектов российских ВУЗов.


4. Еще одним важным вектором двусторонних культурных связей между РФ и Аргентиной была и остается духовная сфера. Поэтому, помимо непосредственно богослужебной деятельности, православные священнослужители и назначенный в 2016 г. митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий лично принимают активное участие в продвижении русской духовной культуры, не только с религиозной точки зрения, но и с культурологической. Кроме того, представители епархии активно участвуют в подготовке и проведении мероприятиях, организуемых российскими соотечественниками, проживающими в Аргентине.


5. Это позволяет констатировать сформировавшуюся повестку двустороннего сотрудничества в культурной сфере и наличие широкого круга инструментов для ее реализации. Представляется возможным прогнозировать сохранение важной роли российских соотечественников, проживающих в Аргентине, и диаспоральной дипломатии в целом в осуществлении культурной политики и общественной дипломатии Российской Федерации в Аргентинской Республике.


д.э.н. П.П. Яковлев, руководитель проекта


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО


Итоги как нынешнего «круглого стола», так и всей трехлетней работы исследовательской группы со всей определенностью указывают на геополитическую целесообразность и экономическую прагматику продолжения взаимодействия России с Аргентинской Республикой в контексте всеобъемлющего стратегического партнерства. Факты свидетельствуют, что обе страны преодолевают трудности внутреннего и внешнего порядка и выходят на траекторию устойчивого роста. На этом пути растущие торговые, экономические и другие двусторонние связи способны принести ощутимые положительные результаты.


Мероприятие проведено в ИЛА РАН 24 октября 2017 г. в рамках проекта «Формирование отношений стратегического партнерства между Россией и Аргентиной в контексте меняющегося миропорядка» (проект РФФИ № 15-07-00019)



Материал подготовлен к.и.н. Яковлевой Н.М.
Тезисы докладов приведены в авторской редакции.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005