ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

Проект РФФИ № 15-07-00019
«Формирование отношений стратегического партнерства между Россией и Аргентиной в контексте меняющегося миропорядка» (2015-2017 гг.)


ИТОГОВЫЙ АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


Перспективы российско-аргентинского сотрудничества в контексте меняющегося миропорядка


Комплексное научно-практическое исследование, проведенное в период 2015-2017 гг. рабочей группой сотрудников Института Латинской Америки РАН под руководством д.э.н. П.П. Яковлева, позволило сделать магистральный вывод о том, что отношения между Российской Федерацией и Аргентинской Республикой на современном этапе характеризуются стратегической глубиной и охватом широкого круга областей приоритетного межгосударственного торгово-экономического и политического взаимодействия. Глубинные причины подобного положения дел отражают как специфику сравнительно длительного исторического опыта формирования орбиты российско-аргентинского сотрудничества, так и особенностей нынешнего очень непростого и во многом противоречивого периода мирового развития, главной приметой которого являются стремительные и разнонаправленные перемены во всех сферах международной жизни. Именно в условиях динамично меняющегося миропорядка возникли значимые факторы, объективно способствующие сближению Российской Федерации с теми регионами мира, которые еще сравнительно недавно (15-20 лет назад) находились преимущественно в сфере интересов и доминирующего влияния других мировых акторов. Речь идет, в частности, о регионе Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ), в отношениях с которым у России в последние годы произошел своеобразный прорыв. Факты подтвердили то, на что указывали в своих трудах отечественные специалисты по Латинской Америке: страны ЛАКБ представляют собой естественного, потенциально выгодного, а в современных специфических и крайне противоречивых условиях уникального партнера Российской Федерации на международной арене, готового к длительному плодотворному и разностороннему диалогу и взаимодействию в разнообразных форматах.


По мнению членов рабочей группы, в числе главных и наиболее перспективных партнеров России в ЛАКБ фигурирует Аргентина – одна из самых крупных и развитых стран Латинской Америки, играющая заметную роль в мировых делах и в течение десятилетий занимавшая видное место в общем контексте международных связей СССР и Российской Федерации. Именно эти обстоятельства в первую очередь определяют то большое значение, которое имеет Аргентина с точки зрения задач национального развития современной России. Исходя из этой общей посылки, авторы проведенного исследования сконцентрировали внимание на анализе ключевых аспектов четырех основных направлений российско-аргентинского сотрудничества: в военно-технической сфере, энергетике, торгово-экономической и культурной областях. Комплексный и непредвзятый подход к изучаемым явлениям и тенденциям позволил выявить и зафиксировать достигнутые результаты, определить имеющиеся нерешенные проблемы и узкие места, наметить пути и способы продвижения вперед в развитии российско-аргентинского взаимодействия на ближайшую перспективу.


1. Сотрудничество в военно-технической сфере


В начале XXI века стали активизироваться процессы военного строительства в Латинской Америке. Аргентину нельзя отнести к числу стран, где они развиваются наиболее бурно: она занимает лишь пятое место в регионе по численности армии. Тем не менее, Аргентина представляет собой среднемилитаризированную державу, военно-промышленный сектор которой в условиях меняющегося миропорядка нуждается в модернизации. Это обстоятельство открывает новые перспективы для расширения российско-аргентинского военно-технического сотрудничества (ВТС), заметно активизировавшегося в начале этого десятилетия, когда двусторонние отношения перешли на уровень стратегического партнерства.


Современная юридическая база российско-аргентинского ВТС


В ходе визита в Москву президента Аргентины К. Фернандес де Киршнер в апреле 2015 г. было заключено два соглашения в сфере ВТС. Первое из них – Соглашение между Министерством обороны Российской Федерации и Министерством обороны Аргентинской Республики о военном сотрудничестве – было подписано в дополнение к договору 2004 г. (Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о военно-техническом сотрудничестве от 25 июня 2004 г., г. Москва, вступило в силу 06.09.2007) (1). Цель данного документа прописывалась как развитие военной кооперации между сторонами посредством обмена опытом и мнениями, визитами, проведения совместных семинаров, обучения и поисково-спасательных работ. Второе – Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о взаимной защите секретной информации в сфере военно-технического сотрудничества – предусматривало проведение мер в соответствии с законодательствами двух стран по защите информации государственной важности, налаживание информационно-технологической кооперации и формирование корпуса специалистов в этой сфере.


В 2010 г. в ходе визита Д.А. Медведева в Аргентину «Роскосмос» и Национальная комиссия по космической деятельности Аргентины подписали Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством (Роскосмос) и Национальной комиссией по космической деятельности (КОНАЕ) Аргентинской Республики по вопросу сотрудничества в области использования и развития глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС (от 14 апреля 2010 г., г. Буэнос-Айрес). Аэрокосмическая тематика получила продолжение и в ходе апрельского визита (2015 г.) К. Фернандес де Киршнер в Москву. В дополнение к меморандуму 2010 г. стороны подписали еще два документа: Совместное заявление о намерениях между Федеральным космическим агентством (Российская Федерация) и Национальной комиссией по космической деятельности Аргентинской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и Меморандум о взаимопонимании между Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерством федерального планирования, государственных инвестиций и услуг Аргентинской Республики о сотрудничестве в области связи.


Таким образом, из двадцати соглашений, подписанных в 2015 г. в ходе визита аргентинского президента, четыре документа напрямую или косвенно касались сотрудничества в военно-технической сфере.


Реализация ВТС и перспективы участия РФ в проекте модернизации аргентинских ВС


После подписания указанных соглашений, регулирующих двусторонние отношения в сфере ВТС, а также с переходом к стратегическому партнерству российско-аргентинское сотрудничество в этой области расширялось и диверсифицировалось, появились конкретные результаты.


Первая успешная сделка по экспорту российской военной техники состоялась в сентябре 2010 г., когда «Рособоронэкспорт» и министерство обороны Аргентины подписали контракт на поставку двух вертолетов МИ-8 (в экспортном варианте – МИ-171Е). Контракт предусматривал обучение в России летного и технического состава. В ноябре 2011 г. вертолеты поступили в распоряжение аргентинских ВВС и нашли свое место в составе специальной авиагруппы. Сфера их применения – антарктические экспедиции и спасательные операции. Наряду с закупкой вертолетов Аргентина приобрела у России четыре многоцелевых транспортно-буксирных и сторожевых корабля класса «Нефтегаз» («Тумча», «Нефтегаз-51», «Нефтегаз-57» и «Нефтегаз-61»). Суда перешли в распоряжение Аргентины в 2015 году. Для продолжения антарктической программы Аргентина готова к расширению своего вертолетного парка за счет дополнительных закупок российских вертолетов следующего модельного ряда: «Mi-35M», «Mi-28NE», «Ka-52». Кроме того, начались переговоры о покупке пятнадцати истребителей МИГ-29, но по итогам 2017 г. эти сделки еще не были закрыты.


Правительство М. Макри планирует начать в 2018 г. проведение полномасштабной реформы вооруженных сил в течение ближайших четырех лет. Аналитики оценивают «стоимость» модернизационной программы в 2 млрд долл. Планируется существенно сократить бюрократический аппарат армии и перенаправить сэкономленные средства на целевые нужды аргентинской армии. Реформа предполагает перераспределение внутренних расходов военного бюджета, так как в настоящее время 85% выделяемых средств тратится на обеспечение зарплатного фонда и только 15% – на финансирование военной деятельности (военные учения, операции, закупка оборудования, обмундирования и экипировка и пр.). В будущем планируется изменить это соотношение на 65 и 35%. Здесь кроются возможные перспективы участия РФ в процессе модернизации аргентинских ВС, так как у аргентинской стороны появится больше финансовых возможностей для закупок российской военной техники или оборудования.


Необходимость срочной модернизации военного сектора Аргентины подтвердили события с подводной лодкой «Сан Хуан», которая 15 ноября 2017 г. исчезла из поля видимости радаров. Самостоятельные поисковые работы закончились безрезультатно, помощь предложила международная поисковая «коалиция», в которой среди прочих участвовали США, Чили, Уругвай, Великобритания. Свою помощь в проведении поисковых работ оказала и Россия. 25 ноября в Аргентину на транспортном самолете АН-124 «Руслан» прибыла группа специалистов военно-морского флота, также был доставлен беспилотный глубоководный аппарат «Пантера плюс», сделавший двенадцать погружений. С 4 декабря в поисковой зоне работало гидрографическое судно «Янтарь» с двумя глубоководными аппаратами, однако положительного результата поиски не дали. Совместная международная поисковая операция, в которой Россия сыграла одну из ключевых ролей, продемонстрировала высокий уровень солидарности с Аргентиной и способность международного сообщества к координации совместных действий. В то же время она обозначила возможное поле взаимодействия в рамках отношений всеобъемлющего стратегического партнерства, наполнив его дополнительным содержанием.


Перспективы развития российско-аргентинского ВТС


По мнению рабочей группы, в обозримом будущем российско-аргентинское ВТС может развиваться в следующих формах:


поставки российских истребителей МИГ-29 на аргентинский рынок. На вооружении аргентинских ВВС состоят четырнадцать самолетов класса «Mirage» (шесть «Mirage III» и восемь «Mirage V»), четыре из которых модернизированы с помощью Израиля. Очевидно, что этот авиапарк, несмотря на его частичное усовершенствование, уже выработал свой ресурс и стремительно морально устаревает. Текущие переговоры о продаже пятнадцати единиц истребителей могут завершиться реализацией крупнейшей сделки подобного рода между двумя партнерами.


продажа комплексов противоракетной обороны. Аргентина пыталась провести модернизацию сил ПВО, однако пока безуспешно. По оценкам российских экспертов, потенциально востребованными Аргентиной могут быть комплексы ПВО «Панцирь-С1» и «ЗРС С-300В». Однако здесь россиян опередил Китай, который в 2017 г. ввел в строй Центр управления запуском и отслеживания полета спутников (в провинции Неукен), параллельно способный решать задачи ПВО. В сложившейся ситуации максимум на что может претендовать Россия – это участие в тендерах по закупке аппаратуры, техническому обслуживанию и в возможных офсетных сделках (2). Нельзя не согласиться со специалистами, призывающими российские компании «увереннее осваивать рынки Латинской Америки», проявлять гибкость в переговорах, активно рекламировать технологичные и высокотехнологичные товары и услуги российских производителей.


закупки Аргентиной вооружения российского производства. На этом направлении также наблюдается рост международной конкуренции. В связи с планами аргентинских властей реализовать системную модернизацию технической оснащенности основных родов войск, в первую очередь военной авиации, заметно активизировались конкуренты (в первую очередь Израиль и США). Тем не менее Буэнос-Айрес проявляет заинтересованность в расширении закупок российской военной техники. При благоприятной экономической конъюнктуре ожидать реализации закупок можно уже в 2018 и 2019 годах.


организация сборочного производства в Аргентине российской бронетехники (например, БТР-80) или участие предприятий РФ в модернизации аргентинской техники. Покупка Аргентиной в 2015 г. 110 бронированных машин VN-1 у Китая и совместная программа с Израилем по модернизации среднего аргентинского танка (ТАМ) существенно ограничивают участие РФ в обновлении бронетанкового парка Аргентины. Тем не менее у России, обладающей колоссальным опытом в танкостроении, сохраняется шанс в обозримом будущем заполнить эту нишу, хотя предметные переговоры в данном направлении еще предстоит вести.


Как показывает переговорная практика последних лет, стороны заинтересованы в расширении двустороннего ВТС, и есть основания полагать, что в среднесрочной перспективе сохранятся конструктивные и прагматичные отношения в военно-технической сфере между двумя странами. Более предметно оценить возможности сотрудничества можно будет по итогам намеченного на конец января 2018 г. официального визита президента Аргентины М. Макри в Москву и его переговоров с президентом России В.В. Путиным. Отношения всеобъемлющего стратегического партнерства, установившиеся между нашими странами в этом десятилетии, открывают окно возможностей для расширения контактов в такой относительно молодой сфере межгосударственного взаимодействия как военно-техническое сотрудничество.


2. Энергетика – перспективная сфера сотрудничества


В 2014-2015 гг. началось интенсивное взаимодействие России и Аргентины в области энергетики. В ходе официальных визитов президентов двух стран В.В. Путина (июль 2014 г.) и К. Фернандес де Киршнер (апрель 2015 г.) были подписаны важные документы, составившие юридическую базу сотрудничества в энергетической сфере. Это Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях (2014 г.), Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в сооружении атомной электростанции на территории Аргентинской Республики (2015 г.), Предварительное соглашение о развитии проекта по сооружению атомной электростанции на территории Аргентинской Республики (2015 г.), Протокол о намерениях по реализации многоцелевого проекта ГЭС Chihuido-1 в Аргентинской Республике (2015 г.).


«Газпром» и государственная нефтегазовая компании Аргентины YPF подписали Меморандум о сотрудничестве в сфере энергетики. Речь шла о совместной реализации новых проектов в геологоразведке, добыче и транспортировке углеводородов, производстве электроэнергии на аргентинской территории, маркетинговых исследованиях нефтегазового сектора, строительстве, содержании и модернизации инфраструктуры, связанной с транспортировкой нефти и газа в Аргентине. Аргентинская сторона придавала большое значение данному документу. В последние годы страна потеряла способность к самообеспечению энергоресурсами, и власти возлагали большие надежды на открытое в 2011 г. в провинции Неукен крупное месторождение Vaca Muerta («Дохлая корова») (3), которое разрабатывала YPF. Однако в силу ряда причин YPF не смогла привлечь к совместным работам крупных международных партнеров и необходимые многомиллиардные инвестиции. Подписанный с «Газпромом» документ позволял аргентинскому правительству и руководству компании надеяться на серьезный прорыв в «энергетическом» вопросе. По имеющимся оценкам, общая стоимость проектов только по строительству электростанций с использованием разных источников энергии: органического (ТЭС, ТЭЦ), ядерного (АЭС) топлива или энергии водных масс (ГЭС), заключенных в тот период между двумя странами, равнялась примерно 5 млрд долл.


В июне 2016 г. по инициативе аргентинской стороны состоялся телефонный разговор В.В. Путина с М. Макри, в ходе которого обсуждались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества с акцентом на приоритетные проекты в сфере энергетики. В начале ноября 2016 г. в Буэнос-Айресе прошло 12-е заседание Российско-аргентинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Эксперты рабочих групп рассмотрели возможности снятия имеющихся барьеров, препятствующих росту взаимного товарооборота. На заседании обсуждались перспективы взаимодействия российских и аргентинских предприятий в сфере энергетики. Участники встречи подчеркивали, что энергетика и торговля товарами являются наиболее актуальными сферами двустороннего сотрудничества.


По мнению рабочей группы, к числу наиболее перспективных направлений взаимодействия между Россией и Аргентиной в энергетической сфере можно отнести участие российских компаний в: проектах по разведке и добыче нефти и газа на территории Аргентины; строительстве нефте- и газопроводов, нефтеперерабатывающих заводов; поставках оборудования; создании совместных предприятий в области производства арматуры для нефтяных и газовых скважин; сооружении ГЭС, модернизации и ремонте действующих ГЭС и ТЭС. Российские компании обладают оборудованием и технологиями производства сжиженного природного газа, его хранения и транспортировки. Россия располагает уникальной технологией по транспортировке электроэнергии на большие расстояния, позволяющей существенно сокращать потери энергии и снижать операционные расходы.


Проблемы сотрудничества в энергетической отрасли обсуждались во время встречи президентов РФ и Аргентины на полях саммита «Группы двадцати» (Ханчжоу, Китай, сентябрь 2016 г.). В частности, затрагивалась тема российского участия в эксплуатации аргентинских месторождений нефти и газа. Большой интерес к сотрудничеству проявляли такие гиганты, как «Роснефть» и «Эриэлл Нефтегазсервис» (российское подразделение группы ERIELL), которые, по сообщениям аргентинской прессы, начали работать в Аргентине через местных субконтракторов. Был подтвержден и интерес аргентинских властей к строительству ГЭС Chihuido-1 с участием РФ, однако дело застопорилось из-за финансовых разногласий. Не договорившись с российской стороной, аргентинцы решили обратиться к помощи Китая. В ходе визита высокопоставленных чиновников в Пекин в ноябре 2016 г. были достигнуты договоренности о китайских инвестициях в проект, превышающих 2 млрд долл., и о начале строительства уже с помощью китайских компаний.


Воспользовавшись заминкой в аргентинско-российском взаимодействии, на рынках Аргентины активизировались и другие конкуренты. В сентябре 2017 г. прошли переговоры, а в октябре правительство провинции Неукен подписало контракт на разработку участка месторождения Vaca Muerta с местным филиалом американской ExxonMobil, как основным оператором пилотного проекта (с долей 80%), и его аргентинскими партнерами Gas y Petróleo del Neuquén и Américas Petrogás Argentina (по 10%). Первоначальный объем инвестиций составит около 200 млн долл.


Учитывая возрастающую конкуренцию на этом рынке, российским структурам необходимо проявлять максимальную гибкость в целях сохранения имеющегося задела и дальнейшего его расширения. Проведенное рабочей группой исследование подтвердило, что российско-аргентинское энергетическое сотрудничество имело и имеет огромный, во многом неиспользованный потенциал. Россия в статусе мировой «энергетической державы» имеет широкие возможности, во-первых, проникновения на аргентинский рынок энергоносителей, во-вторых, полномасштабного участия в модернизации и развитии энергетического комплекса Аргентины от гидроэнергетики до атомной энергетики. Имевшая место в последние годы высокая интенсивность межгосударственных контактов создает необходимые предпосылки для реализации этого потенциала. В какой мере он будет реализован – зависит от политической воли двух государств в средне- и долгосрочной перспективе.


3. Состояние взаимной торговли


В настоящее время доля Аргентины в общем внешнеторговом обороте РФ является сравнительно небольшой, страна по объему товарооборота занимает лишь третье место среди государств Южной Америки. В 2016 г. главными торговыми партнерами России в этом регионе были Бразилия (0,92% от всего внешнеторгового оборота России), Эквадор (0,30%), Аргентина (0,18%), Парагвай (0,15%) и Чили (0,14%). При этом Аргентина не попала в пятерку реципиентов российского экспорта, где лидировали Бразилия (0,63% от общего экспорта России), Венесуэла (0,13%), Перу (0,073%), Колумбия (0,07%) и Эквадор (0,066%). Среди южноамериканских стран ‒ экспортеров продукции на российский рынок в 2016 г. первое место заняла Бразилия (1,38% от общего импорта России), за ней шли Эквадор (0,66%) и Парагвай (0,38%). Аргентина оказалась на четвертом месте (0,38%), Чили – на пятом (0,33%).


Россия также не входит в число основных торгово-экономических партнеров Аргентины. Из общего объема аргентинского экспорта (57,7 млрд долл. в 2016 г.) на долю нашей страны приходилось всего лишь около 1,2%. Вместе с тем российский рынок рассматривается аргентинцами как один из наиболее перспективных с точки зрения сбыта своей продукции, прежде всего сельскохозяйственной. Экономические обмены с российскими партнерами очевидно выгодны аргентинской стороне, совокупное положительное для аргентинцев сальдо торгового баланса превысило в 2009-2015 гг. 5,2 млрд. долл. В 2016 г. торговый баланс для России оставался отрицательным (521 млн долл.), правда, наметилась тенденция к его снижению по сравнению с предыдущими годами (895,1 млн долл. в 2014 г., 705,1 млн – в 2015 г.). Вопреки завышенным ожиданиям экспертов, в первые восемь месяцев 2017 г. общий объем товарооборота между Россией и Аргентиной вырос незначительно по сравнению с объемами того же периода 2016 г. (на 17,5%). Это можно объяснить результатами активно проводимой Россией политикой импортозамещения в области продовольственных товаров, которые составляют основные статьи аргентинского экспорта в Россию. Также сыграло немаловажную роль ослабление российского рубля относительно доллара, что снизило покупательную способность российского населения и болезненно ударило по конкурентоспособности аргентинских товаров на российском рынке.


В экспорте Аргентины в Россию преобладают фрукты и орехи, мясо и мясные субпродукты, молочная продукция, яйца, мед, масличные семена и плоды, продукты переработки овощей и фруктов, рыба и ракообразные, моллюски, табак и алкогольные напитки. При анализе структуры российского импорта продовольствия из Аргентины следует отметить, что в 2017 г. значительный рост произошел в нишевых позициях, где у России традиционно наблюдаются низкие конкурентоспособные позиции на рынке (мясо, рыба, овощи). Так, поставки мяса и мясных продуктов в Россию из Аргентины выросли в 1,7 раз, рыбы и морепродуктов - в 2,3 раза, овощей - в 1,5 раза. При этом снизились объемы российского импорта из Аргентины по следующим позициям: масличные продукты (в 2 раза), сахар и сладости (в 10 раз), готовая продукция из овощей, фруктов, орехов (в 2,8 раза). По остальным ведущим позициям аргентинского экспорта в Россию заметных изменений в 2017 г. не наблюдалось.


Основной статьей поставляемых в Аргентину из России товаров являются минеральное топливо, нефть и нефтепродукты. На втором месте – сельскохозяйственные удобрения. Далее идут пластмассы, черные металлы, реакторы, котлы, бумага и картон, продукты неорганической химии.


В 2018 г. можно ожидать увеличение товарообмена традиционными для российско-аргентинских отношений товарами за счет роста российских поставок в Аргентину оборудования для нефтехимической промышленности, а также удобрений, поскольку в августе 2017 г. Аргентина отменила пошлину на ввоз российских удобрений на фоне роста внутреннего спроса на фосфатные удобрения. Помимо этого, прогнозируется дальнейшее увеличение поставок из Аргентины в Россию нишевых продовольственных товаров (мясо, рыба и морепродукты, овощи).


В исследовании показано, что наша страна заинтересована в сохранении и расширении двусторонних торговых связей, в частности, в закупках необходимых отечественному рынку товаров, импорт которых из западных стран существенно сократился. В современной геополитической обстановке, в условиях санкционной войны значение Аргентины как поставщика продуктов питания и сельскохозяйственного сырья на российский рынок может возрасти. Иначе говоря, экономические санкции Евросоюза и США по отношению к России предоставляют дополнительные возможности аргентинскому агропромышленному сектору расширить свои позиции на российском рынке. В то же время, чтобы обеспечить сбалансированный и устойчивый рост торговли, нужно наращивать и российский экспорт. На это нацелены многочисленные программы и планы, принятые в рамках построения отношений всеобъемлющего стратегического партнерства. И это остается главной задачей повестки дня.


Рабочая группа считает, что, несмотря на более чем вековую историю дипломатических отношений, Аргентина и Россия находятся только в самом начале пути к достижению максимальной отдачи от торгового сотрудничества в различных отраслях хозяйства. Заключенные соглашения и события последних лет открывают серьезные перспективы для усиления взаимодействия, а реализация этих возможностей позволит вывести двусторонние торговые отношения на новый, более высокий, уровень и поможет России и Аргентине занять достойное место в списке важнейших экономических партнеров друг друга.


4. На пути укрепления гуманитарных и культурных взаимосвязей


Российско-аргентинские культурные и гуманитарные связи занимают заметное место в общем контексте двустороннего взаимодействия и реализуются в самых разных формах. Примерами могут служить участие российских дипломатов в заседаниях Международного консультативного совета при театре «Колон», а также деятельность недавно открывшегося в пригороде Буэнос-Айреса Русского центра культуры и искусства «Москва».


Концерты солистов и творческих коллективов Большого, Мариинского, Михайловского и других российских театров выступают действенным инструментом культурной политики Москвы. Популярной площадкой для проведения многочисленных мероприятий, посвященных событиям истории или культуры нашей страны, традиционно является Российский центр науки и культуры (РЦНК) в Буэнос-Айресе. Аудиторию подобных мероприятий составляют как этнические россияне, так и аргентинцы, интересующиеся традициями и духовной культурой России, что делает их своего рода «проводниками» мягкой силы нашей страны на юге Южной Америки.


Популяризация русского искусства, языка, традиций была и остается важным элементом культурной политики Москвы на южноамериканском континенте. В 2016-2017 гг. в аргентинских городах состоялось немало мероприятий в культурной сфере: выставки, музыкальные фестивали, организованные в рамках совместного проекта, осуществляемого представительством Россотрудничества и торгпредством РФ в Аргентине с одной стороны и аргентинского Агентства по планированию, с другой.


Использование ресурсов соотечественников в интересах страны-донора составляет основу диаспоральной дипломатии, а самих членов диаспоры превращает в своеобразный «агентный ресурс» исторической родины. В Аргентине – в силу наличия многочисленной российской диаспоры и активно действующих организаций соотечественников, заинтересованных в сохранении и укреплении связей с Россией – диаспоральная дипломатия может быть особенно эффективной. С точки зрения рабочей группы, российская диаспора здесь не только сравнительно активна, но и хорошо организована. Для консолидации русскоязычной общины, подкрепления ее статуса и реализации проектов соотечественников в различных сферах был создан Координационный совет организаций российских соотечественников Аргентины (КСОРС), который вместе со своим молодежным крылом выступает инициатором проведения и организатором большей части мероприятий. Именно КСОРС при поддержке Россотрудничества, Роспосольства и городских властей в Буэнос-Айресе ежегодно проводит Фестиваль славянской культуры «Матушка Русь», организует проведение страновых конференций российских соотечественников. Заметной инициативой молодежного координационного совета является проведение в Буэнос-Айресе с 2016 г. общественной акции «Бессмертный полк». Диаспора оказывает влияние на формирование и продвижение положительного образа своей исторической родины. Русская диаспора, вполне заслуженно, получила признание в Аргентине и на официальном уровне. В рамках цикла мероприятий Фонда OSDE и Аргентинского совета по международным делам (CARI) по чествованию иностранных диаспор в октябре 2016 г. отмечали и нашу диаспору.


Заметное место среди приоритетов и повестки культурного взаимодействия между Аргентиной и Россией занимает взаимодействие в сферах образования и науки. Судя по всему, важным вектором активности российской стороны в этой сфере является открытие «Русских центров» в различных аргентинских университетах. Сотрудничество в данной сфере решает задачу продвижения российского образования в этой южноамериканской стране, укрепляет позиции России на мировом рынке образовательных услуг. Отдельным направлением культурной политики Москвы была и остается работа с соотечественниками, которые являются целевой аудиторией мероприятий, организуемых с целью развития и поддержания интереса к русскому языку – важнейшей составляющей национальной культуры, интерес к изучению которого проявляют сейчас и аргентинцы в связи с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 г. в России. Для болельщиков, планирующих посетить нашу страну, в РЦНК были разработаны специальные языковые программы. Кроме того, на базе Центра силами сотрудников Российского университета дружбы народов (РУДН) и представительства Россотрудничества в Аргентине организуются курсы повышения квалификации местных преподавателей русского языка.


Совершенно особую роль в культурно-гуманитарном взаимодействии наших стран играет сотрудничество в духовной сфере. Аргентинская епархия является одной из наиболее крупных зарубежных территорий в Русской православной церкви. Наряду с богослужебной деятельностью, епархия ведет активную работу с соотечественниками, принимает участие в мероприятиях, организуемых клубами и ассоциациями, реализует с ними совместные проекты.


Проведенный анализ содержания основных направлений российско-аргентинского культурного и гуманитарного сотрудничества позволяет констатировать сформировавшуюся повестку двустороннего взаимодействия в этой сфере и использование обширного арсенала инструментов для ее реализации. Представляется возможным прогнозировать сохранение важной роли российских соотечественников, проживающих в Аргентине, и диаспоральной дипломатии в целом в осуществлении культурной политики и общественной дипломатии Российской Федерации в Аргентинской Республике.


5. Основные выводы, к которым пришла рабочая группа


Результаты исследования в рамках проекта «Формирование отношений стратегического партнерства между Россией и Аргентиной в контексте меняющегося миропорядка» (2015-2017 гг.) позволяют сформулировать следующие принципиальные выводы.


Несмотря на имеющие место внутренние и внешние (международные) трудности, в России и Аргентине существует политическая решимость и экономическая целесообразность двигаться вперед в развитии отношений всеобъемлющего стратегического партнерства. Актуальная задача – перевести значительный потенциал российско-аргентинского партнерства в кинетическую энергию расширяющегося торгово-экономического и политического взаимодействия.


Стратегическое партнерство России с Аргентиной разворачивается в трех взаимодополняющих форматах: глобальном, региональном (многостороннем) и двустороннем. Это связано с поиском новых, наиболее адекватных рамок взаимодействия, выявлением факторов сближения и расхождения, действие которых способствует (или препятствует) реализации целей национального развития сторон. На глобальном уровне РФ и Аргентина заинтересованы в совершенствовании и повышении эффективности существующих мировых порядков в ключевых сферах безопасности, экономического развития, кредитно-финансовой области, на сырьевых, продовольственных и энергетических рынках. Последнее стало особенно актуальным в 2014–2015 гг., когда произошел обвал мировых цен на многие товары российского и латиноамериканского экспорта.


Фиксируя позитивные тренды в росийско-аргентинской повестке взаимного сотрудничества, нельзя не отметить, что в последнее время в развитии российско-аргентинского торгово-экономического обмена образовались своего рода контртенденции. Нельзя не видеть тех сложностей, вызовов и рисков, которые сопровождают процесс сближения России и Аргентины и которые способны, как минимум, затормозить реализацию намеченных планов. Говоря о природе таких явлений, можно констатировать, что они возникли под воздействием как внешних (международных), так и внутренних (национальных) факторов. К первым следует отнести, прежде всего, вползание глобальной экономики в полосу нестабильности и неопределенности, периодическое ухудшение международной экономической конъюнктуры для экспортеров сырьевых товаров и продовольствия, к числу которых принадлежат Россия и Аргентина.


Анализ современного состояния и потенциала российско-аргентинского сотрудничества указывает на то, что в нынешних непростых внешних условиях обеим сторонам необходимо предпринять ряд шагов, направленных на закрепление складывающейся модели всеобъемлющего стратегического партнерства. Прежде всего, целесообразно провести своего рода “инвентаризацию” всего комплекса двусторонних отношений, периодически уточнять внешнеэкономические приоритеты сторон, информировать друг друга о планируемых действиях на международной арене, прилагать усилия к тому, чтобы такие действия встречали понимание и поддержку стратегического партнера.


В данной связи исторически неизбежна (и прагматически обоснована) определенная перекалибровка российско-аргентинских отношений в пользу конкретных экономических интересов, прежде всего, создания значимых инфраструктурных объектов и совместных предприятий в сфере энергетики и высоких технологий, включая и военно-техническое сотрудничество. Подходя к вопросу диалектически, нужно стремиться к тому, чтобы участие российских предприятий в реализации крупных инфраструктурных и энергетических проектов в Аргентине явилось локомотивом экспорта отечественной высокотехнологичной продукции, инжиниринговых и других наукоемких услуг.


Стратегическое партнерство России с Аргентиной, ставшее результатом длительного и взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, является комплексным явлением, поскольку оно охватывает практически все ключевые сферы двусторонних отношений и призвано носить не конъюнктурный, а устойчивый и долговременный характер. Прочность данного типа межгосударственных отношений определяется целым рядом факторов, но в первую очередь – политической волей руководства обеих стран, готовностью сторон учитывать взаимные интересы и содействовать их продвижению, наличием действующих и эффективных механизмов взаимодействия. Для Москвы формирование отношений всеобъемлющего стратегического партнерства с Буэнос-Айресом – это составная часть современной государственной мегастратегии, нацеленной на качественное усиление торгово-экономических и политико-дипломатических позиций России в мире в условиях возросшей глобальной напряженности и нестабильности, построение разноуровневой системы геополитического и геоэкономического влияния.


Примечания:


1. Полный перечень российско-аргентинских документов на русском и испанском языках см.: Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества между Россией и Аргентиной (составитель Н.М. Яковлева). – URL: http://www.old.ilaran.ru/?n=590; http://www.old.ilaran.ru/pdf/2015/RFH/Tratados-Rusia-Argentina.pdf


2. Офсетная сделка – вид компенсационной сделки при закупке импортной продукции, существенным условием которой является выставление встречных требований по инвестированию части средств от суммы контракта в экономику страны-импортёра. В мировой практике офсетные сделки наиболее распространены в сфере импорта продукции военно-промышленного комплекса, но встречаются и в гражданском секторе при закупке дорогостоящей продукции, особенно высокотехнологичной.


3. Сланцевый бассейн Vaca Muerta располагается в провинции Неукен (центральная части Аргентины). Запасы неконвенциональных углеводородов были открыты там в 2011 г, а их разведанный объем указывает на то, что это одно из крупнейших сланцевых месторождений в мире.


Материал подготовлен:

 


д. экон. н. Яковлевым П.П. – руководителем проекта
к. истор. н., Яковлевой Н.М. (части 1, 2, 3)
к. полит. н. Пятаковым А.Н. (часть 1)
к. экон. н. Щербаковой А.В. (часть 3)
к. полит. н. Щербаковой А.Д. (часть 4)


Декабрь 2017 г.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005