Российско-аргентинские отношения
в контексте всеобъемлющего стратегического партнерства
Аналитический доклад о научных результатах, полученных исследовательской группой при реализации проекта РФФИ № 15-07-00019
«Формирование отношений стратегического партнерства между Россией и Аргентиной в контексте меняющегося миропорядка»,
представленный руководителем проекта
д.э.н. Яковлевым Петром Павловичем 23 января 2018 г.
на заседании Ученого совета Института Латинской Америки РАН,
приуроченном к официальному визиту в Москву президента Аргентины М. Макри
(22-23 января 2018 г.)
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!
В эти часы проходит официальный визит президента Аргентинской Республики Маурисио Макри в нашу страну.
В повестке визита встреча с руководителями крупнейших российских компаний, переговоры с президентом В.В. Путиным, подписание совместного заявления.
Подчеркну, что приезд М. Макри в Москву весьма знаменателен.
Во-первых, это – первый официальный визит в Россию главы зарубежного государства в текущем году.
Во-вторых, насыщенная программа пребывания Макри в Москве буквально опрокидывает пессимистические прогнозы развития российско-аргентинских отношений, которые были весьма популярны в определенных околонаучных кругах. Из этих же кругов исходила и критика нашего МИДа, который, якобы, неверно оценивал состояние связей с Аргентиной.
В-третьих, что нам особенно приятно, приезд Макри подтверждает корректность и жизненную правду положений и выводов, сделанных рабочей группой Института Латинской Америки, которая под руководством вашего покорного слуги и благодаря финансовой помощи Российского фонда фундаментальных исследований в течение трех лет анализировала ключевые вопросы российско-аргентинского сотрудничества в рамках проекта «Формирование отношений стратегического партнерства между Россией и Аргентиной в контексте меняющегося миропорядка».
В эту группу входили: Наиля Магитовна Яковлева, проделавшая большую научную работу и выполнявшая роль координатора проекта, а также молодые исследователи Алина Вячеславовна Щербакова, Анна Дмитриевна Щербакова и Андрей Николаевич Пятаков.
За три года было выпущено три монографии, опубликовано 15 статей (из них одна в журнале, индексируемом в СКОПУС, а 13 – из списка ВАК), подготовлено и размещено на интернет-ресурсах 4 аналитических материала и 3 отчета о научных результатах, достигнутых в ходе работы над проектом. Кроме того, было проведено 5 мероприятий, отчеты о которых и представленные доклады также были опубликованы на интернет-ресурсах. Я уже не говорю о тех многочисленных интервью, которые были даны средствам массовой информации. Другими словами, результаты исследования получили максимально широкое информационное сопровождение.
Но главное, конечно, не количество опубликованных материалов, а те выводы, к которым мы пришли и которые сумели сформулировать.
К чему они сводятся?
С Аргентиной Россию связывают давние торговые, культурные и гуманитарные связи. Дипломатические отношения между этой южноамериканской страной и Россией были установлены 132 года назад – 22 октября 1885 г. С этого времени в Аргентине сменились 17 Чрезвычайных и Полномочных послов нашей страны, состоялись визиты высшего и высокого уровня, подписано множество двусторонних документов, сложились форматы торгово-экономического сотрудничества, налажены гуманитарные связи.
В соответствии с глубокими политическими изменениями, происходившими в нашей стране, историю российско-аргентинских отношений можно разделить на три крупных периода:
Первый период – отношения между Российской империей и Аргентинской Республикой (1885-1917 гг.), когда были заложены основы сотрудничества двух стран в политико-дипломатической, торгово-экономической и гуманитарной сферах.
Второй период – отношения между Советским Союзом и Аргентинской Республикой (1917-1991 гг.), где различаются два этапа: до и после восстановления дипломатических отношений в 1946 году.
Третий период – постоянно расширяющийся диалог Аргентины с новым международным актором – Российской Федерацией (с 1991г. по настоящее время).
Третий, современный период двусторонних отношений в свою очередь можно разделить на три различных по содержанию этапа.
Если на первом этапе – этапе постепенного сближения, длившегося до 2007 г., происходило «прощупывание» позиций друг друга и определение сфер наиболее перспективного сотрудничества, то в последующие годы можно отметить существенное расширение двустороннего взаимодействия, связанного как с новой внешнеполитической концепцией РФ от 12 июля 2008 г., включившей страны Латинской Америки в сферу приоритетных интересов Москвы, так и с достигнутым личным взаимопониманием между лидерами России и Аргентины. На этом благоприятном фоне резко активизировались контакты представителей деловых кругов двух стран, что материализовалось в экспоненциальный рост торгового оборота. Достаточно указать, что в 1998-2008 гг. объем взаимной торговли вырос в 36 раз: с 55 млн до 2 млрд долларов.
На втором этапе (2008-2014 гг.) двусторонние отношения достигли нового уровня. Договорившись в 2008 г. о «построении отношений стратегического партнерства», российское и аргентинское правительства предприняли энергичные обоюдные усилия для воплощения этих намерений в жизнь. Произошла беспрецедентная активизация политико-дипломатических контактов, интенсифицировались визиты высших руководителей, между которыми установились доверительные отношения. Обе стороны демонстрировали готовность к длительному и широкому взаимодействию.
Нынешний, третий, этап взаимодействия начался, по мнению участников рабочей группы, в 2015 г., когда российско-аргентинские отношения достигли наивысшей точки, перейдя в стадию всеобъемлющего стратегического партнерства.
Первое десятилетие XXI в. показало, что промышленные и технологические потенциалы двух стран позволяют предлагать друг другу широкую гамму товаров и услуг, эффективно использовать накопленный опыт хозяйственного сотрудничества. Россия вошла в число главных импортеров длинного ряда аргентинских товаров, в первую очередь продуктов питания, а также разнообразных промышленных изделий, имевших коммерческую перспективу. В свою очередь в аргентинских деловых кругах были хорошо знакомы с промышленным и научным потенциалом России. Достаточно указать, что значительная часть электроэнергии Аргентины (по некоторым данным, до 25%) вырабатывалась на российском (советском) оборудовании. В южноамериканскую страну из СССР, а затем – России, поставлялись установки антиградовой защиты, промышленное оборудование, разнообразная дорожная и строительная техника, троллейбусы, другая машинотехническая продукция. В торгово-экономических отношениях между Россией и Аргентиной сложилась модель взаимного дополнения: страны не конкурировали на мировых рынках, а поставляли друг другу ту продукцию, в которой нуждалась экономика партнера. Однако для полноценного рывка в отношениях между Россией и Аргентиной недоставало еще двух значимых компонентов: стратегического решения правительств об интенсификации межгосударственного диалога и личных встреч высших руководителей государств, практической реализации президентской дипломатии, часто приносящей ощутимые результаты.
Начало прямым контактам было положено в декабре 2008 г., когда в России находилась президент Аргентинской Республики Кристина Фернандес де Киршнер – первый аргентинский президент, посетивший Россию в XXI веке. Визит был реализован в момент, когда обе страны находились в поисках эффективных форм и нового качества партнерства, стремились к выходу из узкого коридора традиционных связей и рынков на более перспективные торговые и инвестиционные пространства. По итогам переговоров руководители двух государств подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Аргентинской Республики о построении отношений стратегического партнерства». В документе ставилась задача «углублять политический диалог в двустороннем и многостороннем формате с целью продвижения совместных интересов на международной арене», перечислялись приоритетные сферы будущего экономического взаимодействия».
В апреле 2010 г. состоялся первый за всю историю российско-аргентинских отношений официальный визит в Аргентину президента нашей страны Д.А. Медведева. В ходе визита были подписаны 12 межведомственных соглашений и меморандумов, охватывавшие многие сферы двустороннего сотрудничества. Всего за два визита руководителей обеих стран в 2008 и 2010 гг. был подписан 21 документ, что вывело Россию на первое место среди стран за пределами латиноамериканского региона по количеству двусторонних соглашений с Аргентиной.
Однако процесс становления нашего стратегического сотрудничества не был гладким, он сталкивался с непростыми проблемами. Парадигмальный пример – мировой финансово-воспроизводственный кризис 2008-2009 гг., который больно задел хозяйственные интересы обеих стран. Одним из негативных эффектов кризиса явилось падение мировой торговли. Российско-аргентинский товарооборот не стал исключением, и в 2009 г. (по сравнению с 2008 г.) его объем сократился на 31%, а в 2010 г. – еще на 17%. В 2011 г. имел место восстановительный отскок товарооборота на 64%, но в дальнейшем (под влиянием различных внешних и внутренних факторов) торговля между двумя странами стала характеризоваться устойчивым понижательным трендом.
Вместе с тем важно, что в последнее десятилетие российско-аргентинские отношения заметно диверсифицировались. Это проявилось в большем разнообразии торгово-экономических и научно-технических обменов, новаторских формах взаимодействия в области бизнеса, культуры, спорта и средств массовых коммуникаций. На пространстве двусторонних отношений, наряду с традиционными игроками – государствами, их институтами и предприятиями, укрепились и расширили свое влияние новые акторы: частные промышленные, торговые и сельскохозяйственные компании, банки, объединения предпринимателей, разного рода консалтинговые организации, юридические и посреднические фирмы, СМИ и другие социальные субъекты, включая так называемых «неорганизованных» лиц. В 2009 г. для облегчения взаимодействия было подписано двустороннее межправительственное «Соглашение о безвизовых поездках граждан». В результате российско-аргентинские связи стали наполняться новым содержанием, охватили практически все сферы деятельности, постепенно приобретали черты реального стратегического партнерства.
Формулируя суть стратегического партнерства предельно лаконично, можно констатировать, что это такое межгосударственное сотрудничество, которое без жестких обязывающих союзнических связок и некомфортных взаимных обязательств обеспечивает партнерам возможность объединить усилия ради успешного решения значимых внутренних и международных задач.
Сильный импульс двусторонним отношениям придал официальный визит в страны Латинской Америки, включая Аргентину, президента России В.В. Путина в июле 2014 года. Важным практическим результатом визита в Аргентину явилось подписание соглашения о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Эта договоренность закрепила (и расширила) уже сложившееся взаимодействие российских и аргентинских предприятий в энергетической сфере. Успех визита В.В. Путина и достижение договоренностей в области торгово-экономического сотрудничества предопределили тот реальный прорыв, который произошел в ходе ответного визита аргентинского президента К. Фернандес де Киршнер в Москву в апреле 2015 года. В результате достигнутых договоренностей двусторонние отношения перешли на новый уровень – всеобъемлющего стратегического партнерства, что было отражено в Совместной декларации и сопровождавшем ее обновленном Плане действий по построению отношений всеобъемлющего стратегического партнерства. Речь шла об актуальных международных вопросах, по которым стороны хотели ли бы заручиться взаимной поддержкой.
В середине второго десятилетия нынешнего столетия в условиях неблагоприятной внешней и внутренней конъюнктуры правительство К. Фернандес де Киршнер не справилось с государственным управлением и допустило ряд серьезных промахов стратегического порядка, последствия которых усугубили и без того тяжелую ситуацию в стране и предопределили неизбежность сущностных перемен, предполагавших также и возникновение определенных рисков для внешнеполитических партнеров Аргентины, в том числе для российско-аргентинского стратегического взаимодействия. По результатам президентских выборов 2015 г. новым главой государства стал кандидат оппозиции Маурисио Макри. Аргентина вступила на путь масштабных трансформаций в экономике, внутренней политике. Президент поставил задачу заново позиционировать страну на международной арене с учетом происходящих изменений сложившегося миропорядка. За два года нахождения у власти кабинету М. Макри удалось добиться некоторых положительных сдвигов и «завести» мотор аргентинской экономики, которая должна была стать более открытой и привлекательной для иностранных инвесторов. В 2017 г. был подписан декрет, отменявший или существенно упрощавший 170 бюрократических процедур, касающихся ведения бизнеса. Выход экономики Аргентины во второй половине 2017 г. на траекторию развития можно считать главным достижением правительства М. Макри.
Однако Буэнос-Айрес (как и Москва) столкнулся с серьезными вызовами в сфере внешнеторговых связей. Внешнеторговая уязвимость Аргентины проявилась в связи с протекционистским курсом в международной торговле администрации Д. Трампа. Яблоком аргентино-американского раздора (в числе прочих спорных тем) стал вопрос об экспорте в США аргентинского биотоплива, объем которого превышал 1,2 млрд долл. в год. Уступив требованиям местных производителей, не выдерживающих конкуренцию с экспортерами из Аргентины, Белый дом ввел фактически запретительный таможенный тариф в размере до 72% на ввоз биодизеля из этой южноамериканской страны, нанеся ей значительный финансовый ущерб. В декабре 2017 г. Буэнос-Айресе стал местом проведения 11-ой Министерской конференции ВТО, в которой приняли участие около четырех тысяч делегатов из 164 стран-членов. Роль хозяина столь представительного международного форума дала М. Макри возможность публично выразить свое негативное отношение к попыткам отдельных государств, прежде всего США, прибегать к протекционизму и антиконкурентным практикам в мировой торговле. В этом вопросе позиции Аргентины и России практически совпадают. Создается впечатление, что приход в Белый дом Д. Трампа открывает двери для новых геополитических сценариев на латиноамериканском пространстве, в которых России может быть отведена значимая роль.
В 2017 г. произошли важные события, свидетельствовавшие о подготовке нового этапа российско-аргентинского сближения. Заметно активизировались двусторонние контакты на разных уровнях. В июне Москву прибыл новый чрезвычайный и полномочный посол Аргентины Рикардо Эрнесто Лагорио. В ноябре в Буэнос-Айресе прошел первый совместный деловой форум советов предпринимателей «Россия – Аргентина» и «Аргентина – Россия», где был подписан документ о сотрудничестве, призванный помочь нашим товаропроизводителям активнее осваивать сравнительно емкий аргентинский рынок. В рамках подготовки визита аргентинского президента Москву посетил министр иностранных дел и культа Аргентины Хорхе Фори, который обсудил с главой российского МИД С.В. Лавровым перспективы сотрудничества. Россия оказала помощь южноамериканскому партнеру в поисках пропавшей в ноябре подводной лодки, а в декабре 2017 г. Буэнос-Айрес посетил с официальным визитом в сопровождении большой делегации Секретарь Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушев, обсуждавший вопросы военно-технического сотрудничества. По итогам визита был подписан Меморандум, который подразумевает проведение консультаций и регулярный обмен мнениями по представляющим взаимный интерес стратегическим вопросам региональной и международной безопасности. Это был важный элемент подготовки визита М. Макри в РФ. Такая беспрецедентная активность подчеркивала важность предстоящего визита, который может открыть новую страницу в двусторонних отношениях, а значит, научная работа в этом направлении должна быть продолжена.
В настоящее время имеется хороший шанс прочертить завершающие контуры российско-аргентинского всеобъемлющего стратегического партнерства, поэтому нельзя «нажимать на паузу» в наших отношениях, нужно двигаться вперед, надеюсь, что переговоры В.В. Путина и М. Макри ускорят этот процесс.
ИЛА РАН, 23 января 2018 г.
(выступление П.П. Яковлева приведено в сокращенном виде)