ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

Научная конференция
Партии и движения политической альтернативы в Европейском Союзе: от прошлого к будущему
4 июня 2018 года. Место проведения: Институт Европы РАН


4 июня 2018 г. руководитель Центра иберийских исследований ИЛА РАН д.э.н. П.П. Яковлев принял участие в научной конференции «Партии и движения политической альтернативы в Европейском Союзе: от прошлого к будущему», на которой выступил с докладом о политических изменениях в Испании.


д.э.н. П.П. Яковлев
«Десять дней, которые потрясли…Испанию»
Текст доклада


25 мая 2018 года генеральный секретарь Испанской социалистической рабочей партии (PSOE) Педро Санчес внес на рассмотрение конгресса депутатов (нижней палаты) испанского парламента – Кортесов – вотум недоверия председателю правительства, лидеру Народной партии (PP) Мариано Рахою. Используя в качестве предлога приговор суда по громкому коррупционному делу, в котором оказались замешены высокопоставленные члены PP, и опираясь на широкое недовольство действиями правительства (в частности, в связи с событиями в Каталонии), руководителю социалистов удалось обеспечить необходимое большинство депутатских голосов и добиться ухода М. Рахоя в отставку. В результате уже 2 июня П. Санчес принес присягу в качестве нового главы правительства Королевства Испании. (Кстати сказать, он первым сделал это без библии и распятия).


Столь поспешная (все произошло «стремительным домкратом» в течение 10 дней) и для подавляющего большинства политиков, экспертов и рядовых граждан неожиданная «смена политического караула» в Мадриде произвела эффект разорвавшейся бомбы и в новой плоскости поставила целый ряд вопросов, касающихся нынешнего положения дел в испанском государстве и стратегических перспектив общественного развития страны.


Реакция ряда средств массовой информации и значительного числа представителей испанского истеблишмента на победу П. Санчеса была на грани истерики. Утверждалось, что Испания утратит стабильность, с трудом обретенную после кризисных потрясений 2008-2009 годов, что страна лишится управляемости и окажется на краю бездны.


Сложившуюся ситуацию характеризовали как «фильм ужасов», в котором главную роль будет играть «правительство Франкенштейн» – кабинет, составленный из представителей различных (даже противостоящих друг другу) политических сил.


Последнее, к слову сказать, не подтвердилось, поскольку П. Санчес заявил, что правительство будет однопартийным.


Следует подчеркнуть, что политические события в Испании органично вписываются в европейские тренды и в картину меняющегося глобального порядка. Брекзит, избрание Трампа, подъем популистской волны, раздувание тлеющих очагов сепаратизма, смена власти в Италии – все это звенья одной длинной цепи перемен, прокладывающих себе дорогу на политической карте Европы и мира.


По сути, отстранение М. Рахоя от власти явилось кульминацией институционального кризиса, старт которому был дан в декабре 2015 г., когда итоги очередных всеобщих выборов зафиксировали конец испанского бипартизма. Напомню, что тогда доминировавшие в течение десятилетий социалисты и «народники» получили 213 депутатских мест, потеряв по сравнению с 2011 г. 83 мандата, а по сравнению с 2008 г. – 110 мандатов. Именно в декабре 2015 г. в полный голос заявили о себе новые политические силы – партии Podemos и Ciudadanos, получившие 109 мест в конгрессе депутатов.


В Испании начался отсчет нового политического времени, поскольку образовались альтернативы двум ведущим партиям, и межпартийная борьба приобрела дополнительные краски.


Вообще, история демократической Испании знает четыре попытки вынесения вотума недоверия действующему главе правительства. Первая была предпринята 21 мая 1980 г. лидером социалистов Фелипе Гонсалесом в отношении Адольфо Суареса, но не получила необходимой поддержки. Вторая состоялась 23 марта 1987 г. уже против самого Ф. Гонсалеса, но также провалилась. 27 апреля 2017 г. лидер Podemos Пабло Иглесиас инициировал вынесения вотума недоверия М. Рахою, но и в этом случае потерпел неудачу. В результате «удалить с политического олимпа» лидера «народников» удалось социалистам, которые таким образом добились реванша за сокрушительное поражение в 2011 году.


Сам факт стремительного восхождения П. Санчеса на вершину власти производит сильное впечатление и характеризует 46-летнего социалиста с фундаментальным экономическим образованием как настоящее «политическое животное» новой формации. В самом деле, став генеральным секретарем PSOE в июле 2014 г., он уже в сентябре 2016 г. был технически смещен с этого поста другими влиятельными членами партии, недовольными ее электоральными результатами. Однако П. Санчес не сложил оружия и в мае 2017 г. вернул себе пост генсека, уверенно победив на внутрипартийных выборах противников из правого крыла PSOE. Впрочем, даже после этого его шансы возглавить правительство оставались весьма призрачными по трем основным причинам. Во-первых, социалисты понесли тяжелые политические (и имиджевые) потери и сократили свое представительство в конгрессе со 110 депутатов в 2011 г. до 84 в настоящее время. Во-вторых, сравнительно динамичный рост испанской экономики на выходе из кризиса играл на руку М. Рахою, позволяя использовать этот фактор в политических целях. В-третьих, наблюдалось поступательное укрепление позиций Ciudadanos, начинающей претендовать на роль главной общенациональной политической силы.

Но все это нисколько не смутило лидера социалистов, сумевшего без промедления воспользоваться сложившейся вокруг PP неблагоприятной юридической ситуацией. 24 мая 2018 г. последовало судебное решение по самому громкому коррупционному делу последнего десятилетия – так называемому «делу Гюртель» (caso Gürtel), в котором были замешаны многие видные «народники». Десятки обвиняемых получили тюремные сроки, а сама партия (как бенефициар преступления) была оштрафована почти на 250 тыс. евро. Самому М. Рахою долгое время удавалось дистанцироваться от этого скандала, но в конце концом выяснилось, что он был в курсе финансовых махинаций. Сразу же по оглашении приговора П. Санчес перешел в атаку и поставил вопрос о вотуме недоверия правительству PP. Далее события развивались со скоростью локомотива: социалистам удалось перетянуть на свою сторону большинство депутатов (решающей оказалась поддержка со стороны радикально левой Unidos Podemos). Главное – националисты и сепаратисты, поддержав инициативу лидера соцпартии, «свалили» центральное правительство Испании.


1 июня состоялось голосование, в ходе которого 180 депутатов поддержали вотум недоверия, 169 – выступили против, а один – воздержался. М. Рахой ушел в отставку, а П. Санчес 2 июня принес присягу королю Филипе VI в качестве нового главы исполнительной власти.


Придя к власти, П. Санчес подчеркнул, что он сознает возложенную не него ответственность и понимает сложность ситуации, в которой находится страна, нуждающаяся «в изменениях и модернизации». Особое внимание новый председатель правительства обещал уделить решению социальных проблем, в частности, созданию значительного числа рабочих мест. При этом П. Санчес отверг идею формирования коалиционного кабинета, отметив, что его правительство будет «социалистическим, однопартийным, евроориентированным», действующим в рамках конституции и способным гарантировать стабильность и выполнение всех внутренних и внешних государственных обязательств.


Какие можно сделать выводы?


Как уже отмечалось, непосредственным поводом смещения М. Рахоя стал коррупционный скандал, но, по большому политическому счету, отстранение PP от власти было обусловлено рядом веских причин. В том числе: стратегия выхода из кризиса с помощью так называемого бюджетного аскетизма и снижения реальных доходов населения; неспособность дать адекватные ответы на новые вызовы (стремление граждан к равенству и национальной идентичности, дискредитация либерально-демократических порядков, кризис институтов власти и т.д.). «народники» не нашли общего языка с миллионами недовольных и «рассерженных» граждан и утратили значительную часть электората.


Социалисты должны будут решить политическую квадратуру круга: не оттолкнуть от себя те силы, которые их поддержали (не сделать их заклятыми врагами), и в то же время приступить к проведению в жизнь структурных реформ, для чего необходимо преградить путь популизму. Как этого добиться, пока не вполне понятно.


Главный вызов, стоящий перед правительством PSOE – разрубить «гордиев узел» конфликта между Мадридом и Барселоной и найти выход из острейшего институционального кризиса, в который ввергли Испанию авантюристические действия каталонских сепаратистов и неудачная реактивная политика М. Рахоя, не сумевшего сыграть на опережение и предотвратить лобовое столкновение центральной власти со сторонниками независимости Каталонии.


Знаковым совпадением стал тот факт, что одновременно с приходом к власти PSOE 2 июня 2018 года в каталонской столице принес присягу новый глава региона Жоаким (Ким) Торра, завершив тем самым период прямого управления Каталонией из Мадрида.


П. Санчес выразил готовность встретиться с К. Торрой и вступить с ним в диалог в рамках действующей испанской конституции. Лидер социалистов считает Испанию многонациональной страной, но не признает за автономиями права на государственный суверенитет. В руководстве PSOE подчеркивают, что только путем прямого политического диалога можно обеспечить продвижение вперед в решении проблем между Мадридом и Барселоной. В этом, подчеркивают социалисты, отличие их подхода от позиции М. Рахоя, который «прикрывался юридическими нормами» и избегал непосредственных переговоров с сепаратистами.


В отношениях Мадрида с руководством Каталонии сложность положения в том, как отмечалось в редакционной статье газеты El Mundo, что «Пучдемон, Торра и их сподвижники стремятся не к реставрации государства, а к его разрушению».


Таким образом, перед правительством социалистов стоят различные задачи, не имеющие скорого и простого решения.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005