Научная конференция
«Правые режимы Ибероамерики:
проблемы типологии и исторический опыт»
15 апреля 2019 г.
Институт всеобщей истории РАН
15 апреля 2019 г. руководитель Центра культурологических исследований ИЛА РАН к.и.н. Н.С.Константинова и вед.н.с. Центра политических исследований ИЛА РАН к.и.н. Н.Ю.Кудеярова выступили с докладами на конференции «Правые режимы Ибероамерики: проблемы типологии и исторический опыт». Конференция организована Отделом региональных исследований Института всеобщей истории РАН и редколлегией «Латиноамериканского исторического альманаха».
Н.С.Константинова
Бразильская культура в годы диктатуры
Годы военной диктатуры (1964-1985) — особый этап в истории культуры Бразилии. Как это ни парадоксально, правый режим стал своего родом катализатором подъема национальной культуры, которая сразу же после прихода к власти военных приобрела протестный характер. Новая сложная внутриполитическая обстановка дала мощный импульс к выявлению такого потенциала, который в иных условиях мог бы так остаться нераскрытым. Речь идет прежде всего о возрастании социально-политической роли искусства.
Несмотря на ужесточавшиеся год от года цензуру и политические репрессии, подавляющая часть творческой интеллигенции страны оказалась в оппозиции авторитарному режиму. Был предпринят ряд политических акций, самой значимой из них стал Стотысячный марш в июне 1968 года, участники которого открыто выступили против режима военной диктатуры. Во всех сферах бразильской культуры появились новые, интересные явления. Это и литература антидиктаторской направленности (проза Эрику Вериссиму, Ренату Тапажос, Жозе Лоузейру), и движение песен протеста (Жералду Вандре, Каэтану Велозу, Жилберту Жил, Шику Буарки), в лоне которого возникла так называемая тропикалия; и новое кино, представленное талантливыми режиссерами Какá Диегисом и Глаубером Роша, и театр социального протеста во главе с Аугусту Боалом, и сумевшая какое-то время просуществовать оппозиционная пресса - журнал Pasquim (Пасквиль) и ряд других периодических изданий. На завершающем этапе правления правых сил прогрессивно настроенные деятели культуры сыграли исключительно важную роль в подготовке так называемой абертуры — перехода от авторитаризма к демократии.
Н.Ю.Кудеярова
Парагвай: демократический транзит без передачи власти
В 2019 г. Парагвай отмечает важные даты в своей истории – три десятилетия демократического периода развития, тридцать лет свержения продолжительной военной диктатуры ген. А. Стресснера. Становление продолжительной диктатуры стало результатом глубоких противоречий, усиления роли армии, ставших отзвуком войны Тройственного Альянса и Чакской войны.
С момента военного переворота 1989 г. страна прошла сложный противоречивый путь, на котором были и трагические эпизоды, и важные достижения. Этот путь был во многом оригинальный, отличный от траекторий развития соседних стран. Изменение политической организации общества сопровождалось не только изменением конфигурации структуры властей, расширением спектра политических партий и доступа к электоральным процедурам. Политическая трансформация повлекла за собой экономические и социальные изменения.
Однако важной чертой, наложившей отпечаток на характер и темпы политических трансформаций, стало неизменное нахождение у власти правой партии Asociación Nacional Republicana – Partido Colorado. Именно ее представителем был свергнутый диктатор А.Стресснер. На протяжении современного демократического периода партия оставалась у руководства законодательной властью, и с коротким разрывом ее представитель избирался главой исполнительной власти – президентом страны. Несмотря на это, в стране постепенно развиваются демократические институты, экономика страны находится в стабильном состоянии с положительными показателями роста. В докладе были кратко рассмотрены политические и социально-экономические итоги электорального цикла в Парагвае, а также воздействие на политическую систему конституционных ограничений на переизбрание президента, заложенные в конституции 1992 г.