КУЛЬТУРА
А.К.Казаков, преподаватель английского языка
Ямайка: криминал и поп-музыка
"Полиция и воры на улицах, о да,
Пугают нацию своим оружием и амуницией!".
Из ямайской песни
Акты насилия уже довольно давно превратились в неотъемлемый элемент повседневной жизни Ямайки. Применение огнестрельного оружия стало там делом в общем-то обычным. Об этом свидетельствует число убийств - 1469 в 2004 г. Для страны с населением 2,6 млн человек немало.
Корни этого явления многие усматривают в непростой истории страны. Колонизаторы после открытия острова Христофором Колумбом полностью истребили населявших его индейцев. Потребовалась новая рабочая сила, и из Африки стали завозить рабов.
В результате войны на смену испанцам пришли англичане. Новые хозяева Ямайки тоже не гнушались никакими методами в борьбе со своими конкурентами: в частности, они поощряли пиратов, нападавших на испанские корабли. Порт-Ройал на Ямайке стал "пиратской столицей" всего западного полушария. Одно время вице-губернатором там даже был кровожадный разбойник Морган.
Не выдержав гнета плантаторов, некоторые негры-рабы бежали в горные лесистые районы острова. Их стали называть "марунами". Английские колонизаторы неоднократно пытались их уничтожить, но после кровопролитных войн вынуждены были заключить с ними мир.
Насилие не исчезло из социально-политической жизни Ямайки даже после отмены рабства в 1834 г.. Эта негативная традиция в какой-то мере унаследована и двумя основными нынешними политическими партиями страны - правящей Народной национальной партией (PNP) и оппозиционной Лейбористской партией Ямайки (JLP).
Политическая система Ямайки предполагает, что стать членом кабинета министров, формируемого победившей на всеобщих выборах партией, может только тот, кто одержит победу "в своем избирательном участке". Поэтому для ямайского политика, претендующего на высшие должности, крайне необходимо не только иметь хорошие связи "в верхах", с руководством партии, но и завоевать реальную популярность среди населения.
Уже в первые годы после обретения страной независимости в 1962 г. политические деятели Ямайки обнаружили "рецепт", согласно которому можно почти наверняка обеспечить победу на выборах на местах. Суть метода заключается в том, чтобы заручиться поддержкой наиболее авторитетных, в пределах данного избирательного участка, людей с тем, чтобы они мобилизовали голоса избирателей. В конкретных условиях Ямайки такими фигурами, как правило, являются преступные авторитеты, которых на острове, по-видимому, по аналогии с фильмом "Крестный отец", называют "доны".
Одним из "первооткрывателей" данной избирательной тактики стал Э.Сиага, на протяжении многих лет являвшийся лидером JLP. Еще в начале 60-х годов, в период правления Лейбористской партии, он добился выделения государственных средств на создание (в западной части столицы Ямайки Кингстона) жилого района для неимущих слоев населения, который получил название "Тиволи гарденс". В благодарность за это его жители избрали Э.Сиагу своим представителем в парламент.
Довольно скоро этот "образцовый" проект превратился, как это обычно и бывает на Ямайке, в сущий кошмар. Жители не располагали средствами для поддержания своих домов в надлежащем состоянии, поскольку многие не имели постоянной работы и других надежных средств к существованию. Некоторые из них встали на путь преступности. В результате реальная власть над "Тиволи гарденс" оказалась в руках "донов". Знал ли об этом Э.Сиага или нет, и какова была его роль во всем этом деле, не является предметом данной статьи. Тем не менее, факт в том, что Э.Сиага с большим преимуществом выигрывал все выборы, проводившиеся в западном районе, "ядро" которого составляет "Тиволи гарденс", в течение 43 лет подряд. Своего рода рекорд!
Так, по мнению некоторых ямайских исследователей, появился один из первых на Ямайке, если не самый первый, "политический гарнизон", т.е. городской район, контролируемый преступниками, поддерживающими тесную неформальную связь с той или иной политической партией.
"Гарнизон" представляет собой как бы государство в государстве. Там имеются свой руководитель - "дон", который правит как диктатор, свои вооруженные силы (подчиняющиеся "дону" бандиты), свои границы (посторонние на территорию "гарнизона" не допускаются, а местные жители могут покидать его только с разрешения "дона").
Легко заметить, что такой порядок выгоден и политикам, и гангстерам. Первые получают для себя практически 100% результат на выборах (те, кто не разделяют мнение "дона" относительно политической ситуации в стране, в "гарнизоне" долго не живут), а вторые приобретают почти неограниченную свободу действий, а также, в случае победы на парламентских выборах "своей" политической партии - значительные материальные преимущества в виде, например, льготных контрактов, государственной помощи и т.п.
В настоящее время в стране имеется 15 "политических гарнизонов", расположенных в основном в южных и западных районах Кингстона и в Спэниш-тауне. На северном побережье острова, которое активно посещается иностранными туристами, "гарнизонов" нет и, соответственно, преступность там, за исключением лишь Монтего-Бея, второго по размерам города Ямайки, минимальная или вообще практически отсутствует.
"Гарнизоны", составляя неотъемлемую часть политического ландшафта Ямайки, становятся в период проведения выборов самыми настоящими "горячими точками". Нередки случаи, когда "гарнизоны", поддерживающие либо PNP, либо JLP (другие партии Ямайки своих "гарнизонов" не имеют, что, в частности, является одной из основных причин сохранения двухпартийной системы в стране, при которой прочие политические силы фактически не играют никакой роли), вступают между собой в своего рода мини-войны, в ходе которых гибнут десятки, а иногда сотни людей. Лидеры PNP и JLP знают об этом, но не в состоянии контролировать ситуацию: монстр, рожденный политиками, давно уже существует согласно собственным "понятиям". Джинн преступности оказался выпущенным из бутылки и возвращаться обратно не собирается. Более того, в последнее время на острове получил широкое распространение так называемый "наркотерроризм", когда по указанию "донов" наемники жестоко убивают отдельных граждан и даже целые семьи с целью запугать ямайцев и укрепить свою власть в городских гетто. Особо тяжелые последствия (27 человек убиты, около 50 ранены) имело побоище в июле 2001 г. в западных районах Кингстона. В 2003-2004 гг. аналогичные, хотя и в меньших масштабах вооруженные столкновения происходили в Монтего-Бее и Спэниш-тауне.
За прошедшие после обретения независимости Ямайки четыре десятилетия на острове значительно ухудшилась криминогенная ситуация, которая в последние годы признается совершенно нетерпимой практически всеми слоями ямайского общества. По данным проведенных социологических опросов, ямайцы называют рост преступности проблемой "номер один" Ямайки.
Основной причиной преступности на Ямайке, как и в других странах мира, является негативное воздействие различного рода социально-экономических факторов: бедность, безработица и т.п. Не следует сбрасывать со счетов и вышеупомянутые "исторические корни" преступности, а также забывать о разлагающем влиянии "гарнизонов".
Одной из самых трудных проблем Ямайки остается наркопреступность. На острове выращивается марихуана (местное название - ганджа). Точно известно, когда это растение появилось на Ямайке: в 1845 г. его привезли с собой индийские рабочие. "Каннабис индика" (конопля индийская) прижилась на острове, климат и почвы Ямайки оказались для нее очень благоприятными. Привычка курить ганджу широко распространилась среди ямайцев.
Стремясь к увеличению своих доходов, ямайские "доны" организовали нелегальный экспорт ганджи в США и другие западные страны. В дальнейшем, вступив в преступное сотрудничество с колумбийскими наркобаронами, они взялись за транзит южноамериканского кокаина в Северную Америку и Европу. По данным Министерства национальной безопасности Ямайки, через страну в год проходит более 100 т смертоносного порошка.
Преступный бизнес приносит "донам" колоссальную выгоду. Согласно одному исследованию, килограмм ганджи стоит на Ямайке 57 ам. долл., в то время как в США он стоит 3000, в Канаде - 4000, а в Великобритании - 4500 ам. долл.; килограмм кокаина на Ямайке стоит 5000 ам. долл., в США - 20000, в Канаде - 25000, а в Великобритании - 100000 ам. долл.1. Стоимость наркотиков, проходящих через Ямайку, превышает 3 млрд ам. долл. в год, что в текущих ценах составляет более трети ВВП Ямайки2. Некоторые утверждают, что деньги, полученные от торговли наркотиками, - это "единственное, что удерживает ямайскую экономику на плаву"3.
Дело поставлено на широкую ногу. По данным английской полиции, каждый десятый пассажир авиарейсов из Ямайки в Великобританию вез с собой наркотики4. В качестве "мулов" (так на Ямайке называют наркокурьеров) ямайские "доны" все чаще используют женщин. В английских тюрьмах находятся 1700 заключенных-ямайцев, в том числе 400 женщин. К участию в наркоторговле привлекаются даже священники.
На незаконные средства "доны" приобретают недвижимость, яхты, дорогие автомашины и т.п. Кроме того, на доходы от наркоторговли преступники закупают современное стрелковое оружие, которое охотно пускают в ход по время своих "разборок".
В нынешнем ямайском руководстве непреложным считается факт существования непосредственной связи между увеличением наркотрафика и усилением криминала в целом, в первую очередь, ростом незаконного импорта оружия. Согласно статистике, 50% всех преступлений, совершенных на Ямайке, связаны с наркотиками5.
Занятые в наркобизнесе преступные элементы фактически захватили контроль над гетто ямайских городов, установили тесные связи с коррумпированными сотрудниками местных административных и правоохранительных органов и некоторыми политиками. Характерно, что в докладе ПРООН Ямайка фигурирует в качестве "одной из наиболее коррумпированных стран в карибском регионе"6.
Есть свидетельства относительно того, что колумбийская наркомафия за последние годы усилила прямое проникновение на Ямайку и начала создавать здесь свои "командные и контрольные пункты". Особенно ощутимо южноамериканское при-сутствие в западной части острова г. Монтего-Бей).
Нельзя сказать, что ямайское руководство не понимает степени угрозы со стороны криминала. Его рост негативно сказывается на имидже страны за рубежом, что приводит к сокращению притока иностранных инвестиций, подталкивает квалифицированные кадры к эмиграции, в целом замедляет экономический прогресс страны. Как заявил министр национальной безопасности Ямайки П.Филлипс, "международная наркоторговля представляет собой очевидную угрозу стабильности ямайского государства"7.
Согласно данным известного ямайского профессора Т.Мунро, среди 50 активных банд имеются шесть наиболее крупных, которые вовлечены в сферу международной организованной преступности и представляют собой особую опасность8. Их боссы, формально являющиеся уважаемыми бизнесменами, в общем-то известны правоохранительным органам, но остаются "неприкасаемыми" (только в 2004 г. двое из них были арестованы). Причина этого заключается в том, что ямайские наркобароны не только окружены целыми "армиями" адвокатов и профессиональных киллеров, но и, видимо, имеют определенную поддержку "в верхах". Глава полиции г. Монтего-Бей прямо заявил прессе, что местные боссы преступного мира "имеют связи с политиками", ... "обладая богатством и властью, они способны заметать следы"9.
Правительством во главе с премьер-министром П.Дж.Паттерсоном осуществляется масштабная работа по борьбе с преступностью в Ямайке. Особое внимание уделяется противодействию наркотрафику. В этой области за последние годы достигнуты определенные успехи. Увеличилось количество захваченных полицией наркотиков, воз-росло число арестованных, причем не только ямайских граждан, но и иностранцев. По данным статистики, в 2000 г. за контрабанду ганджи были арестованы 7,5 тыс. ямайцев и 240 иностранцев, а за попытки провоза кокаина - 674 ямайца и 181 иностранец10.
Официальный Кингстон активно развивает международное сотрудничество в деле противодействия незаконному обороту наркотических средств и международной преступности, прежде всего с США, Великобританией, Канадой. Подписано соглашение о взаимодействии в сфере борьбы с наркомафией с Колумбией. В ходе совместной операции с колумбийцами в 2002 г. ямайские правоохранительные органы захватили рекордную партию кокаина, стоимость которой превысила 12 млн долл.
На многостороннем уровне Ямайка присоединилась ко многим основным антинаркотическим конвенциям ООН. В Западном полушарии страна является членом Межамериканской комиссии по контролю над злоупотреблением наркотиками (СИКАД) и участвует в реализации Карибской антинаркотической программы.
В ежегодных докладах Госдепартамента США о "сертификации" сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом положительно отмечаются усилия ямайского правительства в антинаркотической области, предпринятые им меры по противодействию "отмыванию" незаконных доходов от наркоторговли. Вместе с тем, американцы считают, что до решительного перелома в ситуации с производством и незаконным оборотом наркотиков в Ямайке пока далеко и что от Кингстона требуются дополнительные усилия.
Проблема преступности, пронизав все ямайское общество, не могла не затронуть и культуру острова, наиболее развитой сферой которой является современная поп-музыка.
Уже первый оригинальный стиль ямайской музыки - "ска", появившийся в начале 60-х годов, был связан с молодежной субкультурой так называемых "руд бойз" (можно перевести как "грубияны", "крутые ребята"). "Рудиз", как они называли сами себя, являясь городскими хулиганами, представляли собой своего рода верхушку айсберга преступности. Одеваясь в своеобразную униформу (черный костюм, черные узкие и укороченные брюки, черные ботинки и шляпа, темные очки, белая рубашка), они были весьма заметны на городских улицах Кингстона и в других местах Ямайки. "Рудиз" охотно посещали танцплощадки, где исполнялась "ска", а затем и появившийся во второй половине 60-х годов новый ритм - "рокстэди". Не следует думать, что все "руд бойз" были закоренелыми преступниками. Скорее, речь шла о моде, к которой тянулась молодежь.
Одним из "рудиз" был и Боб Марли, ставший впоследствии иконой ямайской музыки и фактически (но неофициально) национальным героем страны, а также его товарищи по ансамблю "Уэйлерс" ("Wailers") - Питер Тош и Банни Ливингстон. Именно в униформе "рудиз" они запечатлены фотографом на обложках своих первых пластинок.
Следует подчеркнуть, что у автора нет никаких данных о связях Боба Марли с преступным миром. Однако невозможно ожидать, что, находясь в жестоких "городских джунглях" (Марли вырос в Тренчтауне - одном из неблагополучных кварталов Кингстона), молодой Боб мог избежать воздействия криминальной среды. Думается, что именно стремление вырваться из оков трущоб, стать в жизни настоящим человеком, а не шпаной, было тем побудительным мотивом, который позволил Марли добиться того, чего он добился, - стать международно-приз-нанной "звездой".
Одним из ранних хитов группы "Уэйлерс" стала песня "Simmer Down" ("Остынь!"). Некоторые исследователи считают, что в ней содержится призыв к "руд бойз" порвать с преступностью, исправиться и т.п. На самом деле, внимательный анализ текста песни показывает, что "Уэйлерс" отнюдь не осуждают "рудиз", а просто "делятся опытом": советуют не лезть в драку очертя голову, "остыть" и действовать расчетливо. Короче говоря, в "Simmer Down" Боб и его молодые друзья проявляли себя как типичные "руд бойз", какими они по сути дела тогда и являлись. Кстати, одно время ансамбль так и назывался - "Воющие руд бойз" ("Wailing Rude Boys"). Характерно, что в репертуаре "Уэйлерс" того периода имелся целый цикл песен, так или иначе связанных с "рудиз".
Справедливости ради надо отметить, что Боб Марли и его друзья по группе все-таки не пытались прославлять "рудиз", как это делали некоторые другие ямайские исполнители 60-х годов. В частности, можно вспомнить песню Деррика Моргана "Rudies Don\'t Fear" (1966 г.) о том, как "рудиз" попали под суд по обвинению в "поножовщине, стрельбе и бросании зажигательных снарядов". Судья предоставляет им возможность сказать что-то в свое оправдание. Но "рудиз" и не думают оправдываться. Они заявляют:
"Your honour,
Rudies don\'t fear,
Rougher than rough,
Tougher than tough
Strong like lion,
We are iron".
"Ваша честь,
"Рудиз" не боятся.
Мы - круче всех.
Сильнее льва, крепче железа".
Слова "рудиз" произвели такое впечатление на судью, что он приказал освободить их из-под стражи.
Любопытна история создания песни. Деррик Морган написал ее по заказу одного из "рудиз", который попросил сочинить что-нибудь о нем самом. Когда пластинка была готова, "руд бой" поставил ее во время танцев на одной из местных танцплощадок. Песня всем понравилась. "Руди" был так доволен, что тут же начал бурно отмечать ее успех. При этом он случайно вылил пиво на платья девушек, которые были подружками "рудиз" из банды, носившей название "Викинги". Буквально на следующий день парень, заказавший у Деррика Моргана песню о "рудиз", был убит.
Несколько в другом ключе - весьма ироничном - написана песня "007" Десмонда Деккера. В ней рассказывается о том, как "рудиз" на время выпустили из тюрьмы, но поставили условие: они должны вести себя правильно, не хвататься за ножи, пистолеты, бомбы. Однако, оказавшись на свободе, "рудиз" не смогли удержаться от излюбленных занятий и вдребезги разнесли целый городской квартал. После этого им приходится иметь дело с полицией и армией (Силы самообороны Ямайки на регулярной основе привлекаются к подавлению беспорядков и к борьбе с вооруженными бандами), в результате чего "рудиз" "плачут и воют" ("rude boys a weep an\' a wail").
Помимо целого ряда песен 60-х годов, так или иначе комплиментарных в отношении "рудиз", были и произведения иной направленности. В них "рудиз" призывались "одуматься, не обижать людей, отказаться от преступной деятельности". Такова, например, песня Денди Ливингстона "Rudy, a Message to You":
"Stop your messin\' around
Better think of your future
Time you straightened right out
Creatin\' problems in town"
"Прекрати безобразничать,
лучше подумай
о своем будущем.
Пора тебе исправиться,
а не создавать проблемы в городе".
Для ямайских песен характерна и тема, связанная с полицией. При этом местные стражи порядка не только не противопоставляются преступникам, а зачастую ставятся с последними на одну доску. В очень популярной на Ямайке песне "Police and Thieves" исполнителя по имени "Джуниор" Марвин, есть такие слова:
"Police and thieves in the street,
oh yeah,
Scaring the nation with their guns and ammunition".
"Полиция и воры на улицах, о да,
Пугают нацию своим оружием и амуницией".
Подобные настроения вообще свойственны определенной части ямайского общества. Многие здесь не понаслышке знают, что такое полицейский произвол. Данная проблема, особенно за последние годы, приобрела не только внутриполитическое, но и международное измерение. Появился целый ряд документов, в том числе доклад организации "Эмнисти интернэшнл", в которых делается вывод о наличии на Ямайке серьезных нарушений, связанных с неправомерным применением силы полицейскими. Особенно нашумевшим был случай 2001 г. в районе Брэтон (пригород Кингстона). Тогда полиция окружила частный дом и, захватив пятерых находившихся там подростков в возрасте от 15 до 20 лет, подозревавшихся в совершении преступления, избила и расстреляла их. Один из соседей, слышавший крики о помощи, вошел в помещение и был застрелен на месте. Также был убит другой житель квартала, ставший свидетелем происшедшего. По версии полиции, ей было оказано вооруженное сопротивление, что спровоцировало ответный огонь, в результате которого были убиты семь человек. Дело получило огласку. Началось расследование, однако, как это обычно и происходит в подобных случаях, оно ни к чему не привело.
Ямайские стражи порядка вообще "прославились" тем, что не только основательно вооружены огнестрельным оружием, причем зачастую довольно крупного калибра, но и его охотным применением. По официальным данным, в 2003 г. в Ямайке было совершено 975 убийств, причем из этого числа 114 человек были убиты полицейскими. Аналогичная тенденция прослеживалась и на протяжении всех предшествовавших лет.
Неудивительно, что тема произвола "правоохранителей" присутствует и в современных ямайских песнях. Лучшей из них, и даже вообще лучшей песней в стиле рэгги (по крайней мере, в книге "Reggae Roots", написанной авторитетными ямайскими специалистами, она находится на первой позиции среди 100 лучших композиций, опережая творения самого Боба Марли) является песня Тутса Хибберта, которая называется "54-46 - это мой номер". Возможно, что особую силу и убедительность этому шедевру ямайской эстрады придает то обстоятельство, что в песне описан подлинный случай, произошедшей с самим Тутсом, которого по ложному, как он утверждает, обвинению в 60-е годы задержала полиция. Чувства человека, попавшего в жернова бюрократической машины, выражены в этой песне с неподдельным драматизмом. Тревожное впечатление оставляют ее заключительные слова относительно того, что номер 54-46, присвоенный Тутсу в околотке, "теперь носит кто-то другой".
Во второй половине 60-х годов тематика и стиль популярных ямайских песен во многом изменились, что связано, в первую очередь, с возникшим интересом в стране к идеям растафарианства. Подробный анализ истоков и сущности этого религиозного культа выходит за рамки настоящей статьи. Тем не менее, в данной связи следовало бы упомянуть о двух фактах.
Во-первых, произошел беспрецедентно быстрый рост популярности и влияния растафарианства. Убежденными растаманами в 60-е стали многие звезды ямайской эстрады, в том числе и бывшие "руд бойз" - Боб Марли, Питер Тош и Банни Ливингстон. В их творчестве начался новый период, характеризуемый сознательным отказом от бессмысленного насилия в любых формах и тягой к духовности и мистицизму в сочетании со стремлением защитить социальные и человеческие права всех бедных и угнетенных. Изменился и внешний облик Боба Марли (как, впрочем, и большинства других ямайских певцов): вместо стрижки "наголо" он отрастил длинные волосы, которые были заплетены особым образом (прическа называется "дрэдлокс"), вместо костюма стал носить джинсы в сочетании с рубашками навыпуск и майками.
Во-вторых, духовный перелом в жизни Боба Марли, как и многих других его современников-ямайцев, связанный с принятием религии растафарианства, нашел свое выражение в том числе в их участии в формировании своего рода культа ганджи. Растаманы называют марихуану "травой мудрости", считая, что она выросла на могиле библейского царя Соломона, и утверждают, что ганджа - это "оздоровление нации".
В книге "Боб Марли своими собственными словами", вышедшей в Англии, размышления и суждения "великого растамана" насчет ганджи выделены в отдельную главу. Это не случайно, так как для растаманов "травка" - предмет религиозного поклонения. Именно так они трактуют любое упоминание флоры в Священном Писании.
Листик марихуаны - столь же излюбленный символ растафарианства, как и Звезда Давида и Лев Иудейский. На обложках своих альбомов многие рэгги-музыканты предстают почти обязательно либо в клубах дыма, либо в зарослях ганджи, либо с листиком на майке. Растаманы организовали кампанию "Легализуйте марихуану" и провели несколько "международных конференций за каннабис". А уж сколько альбомов и песен посвящено этой теме! В одном из музыкальных магазинов Кингстона можно увидеть тройной альбом, содержащий "50 лучших песен о марихуане", собранных лишь одной только звукозаписывающей студией ("Троян"). А таких студий на Ямайке немало.
Марли обожал фотографироваться с раскуренным "сплиффом" (spliff - большая сигарета, изготовленная из ганджи) в зубах. Именно такая фотография помещена на обложке его альбома "Catch a Fire" (1971 г.). Его ранняя песня называлась "Kaya" ("кайя" - одно из местных наименований марихуаны или ганджи). Припев в ней такой:
"Got to have kaya now
Got to have kaya now
Got to have kaya now
For the rain is falling".
"Мне необходима кайя сейчас,
Мне необходима кайя сейчас,
Мне необходима кайя сейчас,
Потому что идет дождь".
Видимо, для того, чтобы показать, что песня во славу наркотика не является случайным эпизодом его раннего творчества, Марли в конце 70-х годов снова включил эту песню в свой новый альбом, который так и назвал - "Kaya".
Любимая Бобом "травка" фигурировала в целом ряде других его произведений. Особенно интересна в этом отношении песня "Rebel music". В ней описывается подлинный эпизод из жизни Марли, когда он ночью ехал на машине, покуривая "кайю", и чуть не попал в полицейскую засаду.
Товарищ Марли по группе "Уэйлерс" Питер Тош по вопросу о гандже был еще радикальнее Боба (впрочем, как и по всем другим вопросам). Он не только открыто покуривал наркотик, но и прямым текстом призывал к легализации ганджи. Одна из его самых известных и популярных за пределами Ямайки песен так и называется: "Lega-lize It" ("Узаконьте ее!"). В другой песне, озаглавленный "Bush Doctor" (так называют народного знахаря, который лечит травами), Питер выдал целую лекцию относительно "целебных" свойств ганджи, а также со свойственной ему иронией пел о том, что ее, невзирая на запреты, курят "и доктора, и судьи, и адвокаты".
Недавним (хотя далеко не единственным) подтверждением "живучести" этого "наследия" Тоша стал случай во время одного из местных концертов (в декабре 2004 г.), когда популярный певец Лусиано не только исполнил незабвенную "Legalize It", но и демонстративно раскурил на сцене большой spliff.
Песня стала своего рода международным гимном всех любителей марихуаны. Даже вроде бы законопослушные британцы из популярнейшей группы "UB 40" включили ее в один из своих альбомов.
Что же касается Ямайки, то там энтузиастов, выступающих за легализацию ганджи, всегда хватало. Их мнение власти не могут просто игнорировать. В частности, несколько лет назад по решению П.Дж.Паттерсона была создана вполне официальная комиссия во главе с авторитетным профессором Б.Чиваннисом для изучения вопроса. Ее рекомендации сводились к следующему: употребление ганджи в личных и религиозных целях совершеннолетним населением острова необходимо исключить из состава преступлений и не преследовать за него; разрешить использование ганджи в медицинских целях. Доклад комиссии (74 страницы текста) был вручен П.Дж.Паттерсону, который собирался внести вопрос о декриминализации ганджи (о полной легализации этого наркотика речь не шла) на рассмотрение парламента.
Практически имелось в виду узаконить "статус-кво". Как уже упоминалось выше, употребление ганджи чрезвычайно широко распространено на острове. Во время многих массовых мероприятий, особенно спортивных соревнований, концертов и т.п., некоторые курят ганджу совершенно открыто, не опасаясь присутствия полиции. А в доме-музее Боба Марли в Кингстоне запахом ганджи пропитан каждый уголок.
Особенно были бы рады декриминализации ганджи растаманы (по вполне понятной причине), а также торговцы наркотиками (хотя, как утверждают некоторые ямайцы, в самом центре Кингстона в районе North Parade, известном каждому жителю столицы, ганджа и сейчас продается совершенно открыто).
Однако реализация выводов комиссии Б.Чиванниса была "заморожена" властями, в первую очередь из-за острой реакции со стороны Вашингтона: посольство США в Кингстоне выступило с резким заявлением об абсолютной неприемлемости подобной инициативы, пригрозив, что в противном случае Ямайку может ожидать исключение из числа государств, предпринимающих достаточные, по мнению американцев, усилия по борьбе с наркооборотом. Это, в свою очередь, имело бы для ямайцев очень серьезные политические и экономические последствия.
Кроме того, и в самой Ямайке не все одобрили бы легализацию ганджи в той или иной форме, исходя при этом не только из каких-то принципиальных соображений, но и чисто коммерческих интересов: ямайские производители сигарет опасаются по-терять свои доходы в случае декри-минализации ганджи11.
Разумеется, многие на Ямайке были крайне раздражены вмешательством со стороны США: "Американцы должны понять, что их "война против наркотиков" стала в условиях Ямайки "войной против растаманов", подавлением их религии"12.
Следует констатировать, что настроения в пользу частичной легализации наркотика (речь идет исключительно о гандже, поскольку кокаин попадает на остров из-за рубежа, и его употребление на Ямайке ограничено) весьма распространены в ямайском обществе. Немногие ямайцы понимают и разделяют аргументацию властей о том, что ганджа является "источником зла и преступности на острове". В первую очередь, это относится к поп-музыкантам. Как писал один из читателей газеты: "Я с тревогой заметил, что многие из наших музыкантов продолжают поддерживать употребление этого наркотика. Многие из наших популярных песен продолжают убеждать людей, особенно молодежь, в том, что употреблять его - хорошо. Так как многие певцы рассматриваются в качестве примеров для подражания, мы должны быть озабочены"13.
Современная эстрада Ямайки, к сожалению, дает в большинстве случаев сугубо негативные образцы для подражания. После кончины Боба Марли (в 1981 г.) "регги" потеснило новое направление ямайской музыки - "дансхолл", стиль, схожий с рэпом и хип-хопом, но еще более агрессивный. Характерно, что нынешние ямайские "звезды", как правило, носят артистические прозвища, в которых варьируется тема убийства ("Убийца", "Киллер", "Ниндзя" и т.д.). В их "песнях" (если только их можно так назвать) пропагандируется насилие, восхваляются гангстеры и наркодельцы.
В заключение можно сказать, что антикриминальная деятельность ямайского правительства в значительной степени затруднена отсутствием понимания и широкой народной поддержки, что, в свою очередь, обусловлено соответствующей позицией многих деятелей поп-культуры Ямайки, влияющих на общественные настроения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Observer. Kingston, 28.05.2001.
2 Observer, 31.01.2003.
3 Gleaner. Kingston, 12.01.2003.
4 Gleaner, 25.02.2003.
5 Gleaner, 17.01.2002.
6 Gleaner, 28.07.2002.
7 Gleaner, 14.03.2004.
8 Observer, 07.12.2002.
9 Gleaner, 04.12.2003.
10 Observer, 22.05.2001.
11 Gleaner, 09.09.2001.
12 Observer, 5.09.2001.
13 Observer, 09.06.2001.