На правах рукописи
Чавес Савала Патрисио Альберто
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЭКВАДОРА В КОНТЕКСТЕ «ЛЕВОГО ПОВОРОТА»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук
Специальность 23.00.02 – Политические институты, процессы и технологии
МОСКВА
2019
Работа выполнена в Центре политических исследований Института Латинской Америки РАН
Научный руководитель:
Ивановский Збигнев Владиславович, доктор политических наук,
профессор, Руководитель Центра политических исследований ФГБУН «Институт Латинской Америки РАН»
Официальные оппоненты:
Слинько Александр Анатольевич, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой международных отношений и мировой политики ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»
Емельянов Антон Игоревич, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии ФГБОУ ВО «Московский государственный лингвистический университет»
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра теории и истории международных отношений
Защита состоится 28 ноября 2019 г. в 12.00 часов на заседании Диссертационного совет Д 209.001.04 (политические науки) по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук в ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации» по адресу: 119021, г. Москва, ул. Остоженка, д.53/2, стр. 1.
С диссертацией и авторефератом диссертации можно ознакомиться в библиотеке «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации» по адресу:
119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, стр. 1 и на сайте www.dipacademy.ru.
Автореферат разослан 17 октября 2019 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета кандидат политических наук, доцент А.Ш. Ногмова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Латинская Америка, вступив в ХХI век, пережила ряд серьезных социально-экономических и политических трансформаций, связанных с последовательным приходом к власти во многих государствах региона левых и левоцентристских правительств. Этот феномен получил название «левый дрейф» или «левый поворот».
Одним из важных плацдармов «левого поворота» стал Эквадор, где в результате победы на президентских выборах 2006 г. к власти пришел Рафаэль Корреа, дав старт процессу преобразований, получивших название «гражданская революция». Р. Корреа находился у власти в течение трех сроков и осуществил комплексные институциональные преобразования, начиная от изменения конституционных основ государства до реализации крупных инфраструктурных проектов, что предоставляет уникальную возможность исследовать феномен «левого поворота» на примере Эквадора. Десятилетие «гражданской революции» – важнейший этап в современной политической истории страны, без глубокого изучения которого невозможно в полной мере осмыслить актуальные политические процессы в Латинской Америке в целом. В апреле 2017 г. президентом Эквадора избран Ленин Морено, который внес существенные коррективы в проект «гражданской революции», что не отрицает научной актуальности исследования «левого поворота» в эквадорском варианте. Реформы Р. Корреа требуют осмысления в общем контексте политического процесса в ХХ – начале ХХI в., системное ретроспективное исследование которого позволяет понять предпосылки возникновения «гражданской революции».
Степень научной разработанности проблемы. Изучением проблематики политических процессов в Эквадоре занимались как эквадорские, так и зарубежные ученые. Одним из самых фундированных представляется исследование эквадорского политолога Энрике Айялы Моры (1), который анализирует развитие страны с инкских времен до современности и выделяет основные этапы становления эквадорской государственности. Наибольший интерес представляет раздел, посвященный политической эволюции в ХХ в., где Айяла Мора рассматривает наиболее важные моменты в деятельности каждого правительства и сопоставляет институционально-политическую практику президентов андского государства. К числу фундаментальных работ, претендующих на наиболее полное рассмотрение проблематики «гражданской революции», можно отнести коллективное исследование Центрального университета Эквадора «Критическое подведение итогов правления Рафаэля Корреа» (2). В работе поднят широкий круг проблем – от финансово-инвестиционной политики правительства до партийной структуры. В работе доминирует оппозиционный взгляд на происходящие процессы, который вызывает полемику по целому ряду аспектов.
В работе чилийской исследовательницы Марты Харнеккер показаны широкая панорама социально-политических преобразований, динамика внутриполитических процессов и становление новой «архитектуры» власти при Р. Корреа (3). Автор анализирует также неоднозначные отношения правительства с индейскими движениями.
В книге колумбийских политологов «Демократическая революция Рафаэля Корреа» (4) исследована политическая платформа его партии, идейные взгляды президента, векторы преобразований «гражданской революции». Анализу политических процессов в Латинской Америке в целом и в Эквадоре в частности посвящена монография «Государство, демократия и популизм в Латинской Америке» (5). Авторы анализируют военный фактор в трансформации политических институтов Эквадора, выделяют ключевые моменты и тенденции формирования государства в ХХ веке и делают упор на рассмотрении демократического транзита. Данная работа помогает понять эволюцию политической системы страны.
Социально-этические предпосылки «левого поворота» изучены в книге аргентинских исследователей «Нереализованная этическая повестка Латинской Америки» (6), авторы которой критикуют «Вашингтонский консенсуса» и выявляют социальные издержки неолиберальных реформ 90-х годов прошлого столетия.
Известный бразильский исследователь Эмир Садер анализирует политические циклы левых правительств в Латинской Америке и приходит к выводу, что новый этап стал результатом предшествующей истории левого движения в регионе (7). Политолог выявляет две основные стратегии «новых левых» – радикальную и реформистскую – и приходит к выводу, что более устойчивыми оказываются те левые режимы, которые идут по второму пути.
В сборнике «Движения и власть левых в Латинской Америке (8) представлены труды известных исследователей, таких как Рауль Сибечи, Теотонио дос Сантос, Атилио Борон, Э. Садер, Уго Хосе Суарес, Эдгардо Ландер и других, которые анализируют социально-политические проекты левых правительств региона. В книге рассматривается также роль индейского фактора в политической жизни страны и доказывается, что индейское движение стало «двигателем» политической модернизации государства. В труде мексиканских авторов Хорхе Кастаньеды и Марко Моралеса «То, что осталось от левых. Портреты латиноамериканских левых (9) акцент сделан на выделении утопических элементов в программах левых режимов и сопоставлении их с реальными достижениями в социально-экономической сфере. В книге «Новые левые в Латинской Америке» (10) рассматривается эволюция латиноамериканских левых в ХХ веке и исторические предпосылки их «нового издания» в ХХI веке, в частности, такие проблемы, как латиноамериканский популизм, выработка альтернатив неолиберализму и т.д.
Критический взгляд латиноамериканских интеллектуалов на левые правительства отражен в книге «Возвращение идиота» (11). Авторы выступают в защиту неолиберальных ценностей, довольно резко отзываясь о левых режимах региона в ХХ веке. По их мнению, не существует никакой преемственности между традиционными и «новыми левыми», а очередная волна популизма лишь воспроизводит недостатки предшествующих левых режимов.
В 2006 г. ряд ведущих европейских аналитических центров (Фонд Пабло Иглесиаса, Фонд Фридриха Эберта и др.) издали коллективную монографию «Левые в Латинской Америке» (12). В главе «Исчерпанность неолиберальной модели и подъем левых в андских странах» рассмотрены президентские мандаты в Эквадоре, характеризующиеся политической нестабильностью.
Ситуация в Эквадоре привлекала и привлекает внимание и российских исследователей. Одним из первых фундаментальных исследований в СССР стала книга «Эквадор. Социально-экономические проблемы развивающихся стран» (13), в которой проанализирована политическая история андского государства. В советское время была издана и монография «Эквадор: тенденции экономического и социально-политического развития» (14), в которой прослеживается эволюция страны за длительный исторический период. Особый интерес представляют вклад авторов в анализ изменений партийной и политической систем и идеологических концепций.
В монографии «Малые страны Латинской Америки. Смена экономической модели (15), изданной уже в постсоветский период, проведено исследование экономических реформ в ходе смены политических элит в 1990-е гг. Авторы приходят к выводу, что смена правительств проходила на фоне сохранения неолиберального дискурса. При этом, по их мнению, практика неолиберальных реформ стала главной причиной политической нестабильности в Эквадоре в указанный период.
В ряде исследований поднимались проблемы, касающиеся отдельных периодов развития Эквадора или деятельности тех или иных правительств. Так, кандидатская диссертация Е.С.Галибиной и ряд статей этого автора посвящены периоду Либеральной революции конца ХIX – начала ХХ веков (16). В книге «Андские страны: опыт борьбы за прогрессивный путь развития» (17) изучены политические аспекты деятельности правительств в последней четверти ХХ в., рассмотрены трудности политической борьбы во время правления Р. Лары и в период военных диктатур, проанализированы демократический транзит и шаги, предпринятые президентом Х. Рольдосом. В статье С.А. Бабуркина «Эквадор: от «национальной реконструкции» к «демократическому социализму» (18) рассмотрена деятельность последующих гражданских правительств. В монографии «Латинская Америка: дилемма демократического развития» (19) на значительном фактическом материале показано, что вооруженные силы после демократического транзита продолжали играть важную роль в политическом процессе. Выводы книги получили дальнейшее развитие в работе «Латинская Америка: испытание демократии» (20). В разделе, посвященном Эквадору, показан ход политических процессов в начале ХХI века, изучены внутриполитические предпосылки начала «гражданской революции» и даны общие характеристики социально-политического курса Р. Корреа. В статье А.И. Емельянова на примере эквадорского государства анализируется опыт политической модернизации в регионе (21).
Наиболее яркой работой по исследованию «левого поворота» является коллективная монография с одноименным названием (22), в которой сопоставляются парадигма неолиберализма и концепт «конца истории», рассмотрены понятия «линейного» и «нелинейного» развития, методологические основы феномена «левого поворота», системно проанализированы его предпосылки. Авторы исследования приводят яркие исторические иллюстрации и анализируют деятельность левых правительств региона. В разделе, посвященном Эквадору, рассмотрены исторические предпосылки прихода к власти правительства Р.Корреа и дана оценка его социально-политического проекта. Системный анализ причин «левого поворота» предпринят в работе В.М. Давыдова «Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке – обусловленность, основные ориентиры и международная проекция». Этот автор уделяет большое внимание теоретическим вопросам, в частности, формулирует собственный подход к проблеме латиноамериканского популизма.
Специфика современных политических процессов в регионе нашла отражение в монографиях А.А. Слинько «Неевклидова политика: трансформация политических процессов в Латинской Америке» и «Демократия без насилия» (23) и в ряде статей этого автора (24). Типология левых политических режимов в Латинской Америке, включая и Эквадор, рассматривается в монографии Е.Д.Строгановой (25). В ряде статей этого же автора проанализированы особенности распространения социалистических идей вообще и латиноамериканского «социализма ХХI века» в частности в различных странах региона (26).
Среди научных работ, посвященных правительству Р.Корреа, заслуживает упоминания серия статей М.Л. Чумаковой и Э.С. Дабагяна (27). Эти российские ученые подробно рассматривают политические процессы, завершившиеся приходом Р. Корреа к власти, особенности формирования нового состава кабинета министров, ход конституционных преобразований, ключевые внутриполитические шаги президента в течение его первого мандата.
Удачная попытка анализа деятельности новой власти на основе системного подхода предпринята в коллективной монографии «Эквадор на пути «гражданской революции»» (28). В книге осуществлен анализ широкого комплекса аспектов «гражданской революции»: предыстория прихода к власти Р. Корреа, внешние и внутренние факторы его победы, даны объективные оценки шагов правительства с 2007 по 2009 год.
Крайне важными представляются также аналитические материалы, опубликованные в журналах «Латинская Америка. Журнал латиноамериканских исследований» (29), «Латинская Америка сегодня» (30), «Журнал политической науки» (31), «Журнал «Родина» (32), «Новое общество» (33), «Новая политика» (34), «Журнал АФЕСЕ» (35), «Управление и стратегия» (36), российском журнале «Латинская Америка» (37), а также аналитические доклады Латиноамериканского совета по общественным наукам (Consejo Latinoamericano de Ciencias Sociales, CLACSO) (38).
Тем не менее, как показывает анализ ключевых научных работ, политическим процессам в Эквадоре уделялось недостаточно внимания как в латиноамериканской, так и в российской научной литературе. Исследования событий ХХ века редко затрагивают современные политические процессы, а при изучении актуальных процессов авторы «замыкаются» на истории и не связывают развитие государственных и общественных институтов с феноменом «гражданской революции», в результате теряется понимание исторической преемственности. Напротив, настоящее исследование призвано восполнить имеющиеся пробелы, предлагая по-новому взглянуть на эволюцию политического процесса в Эквадоре в контексте «левого поворота».
Объектом данного исследования является политический процесс в Эквадоре.
Предметом исследования выступают формирование, эволюция и особенности функционирования государственных институтов Эквадора в контексте «левого поворота».
Исследовательская гипотеза работы. Политические процессы в Эквадоре характеризовались чередованием волн внутриполитической нестабильности, сопровождавшейся конфликтами между ветвями власти и многочисленными государственными переворотами, и своего рода «прогрессистских циклов», направленных на слом архаичных политических институтов. На практике обеспечить стабилизацию страны и провести институциональную модернизацию государства удалось только благодаря «гражданской революции», в ходе которой были осуществлены глубокие социально-экономические и политические преобразования.
Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе опыта «гражданской революции» в Эквадоре как итога предшествующих реформ и политических процессов.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:
– Обозначить ключевые категории и понятия, применимые для изучения особенностей политического процесса в Эквадоре.
– Выделить основные этапы политической эволюции Эквадора и определить логику институционального развития государства.
– Рассмотреть политические предпосылки демократического транзита в качестве поворотного пункта в жизни страны.
– Выявить сильные и слабые стороны правления Х. Рольдоса как первого президента периода демократического транзита и рассмотреть причины политической нестабильности в период его мандата.
– Проанализировать основные направления деятельности последующих правительств, акцентируя внимание на институциональных изменениях.
– Определить внутренние и внешние факторы, обусловившие начало «гражданской революции», выявить ее основные этапы.
– Раскрыть конституционные основы и идеологию «гражданской революции», включая ее центральную концепцию «buen vivir» («достойная жизнь»).
– Оценить значение и масштаб институциональных трансформаций в ходе социально-экономических преобразований в период правления Р. Корреа.
– Показать основные достижения и противоречия реформистского курса этого правительства.
Источниковая база исследования состоит из нескольких видов материалов на испанском, английском и русском языках, значительный массив которых вводится автором в научный оборот впервые.
Первая группа источников включает нормативно-правовые акты. В первую очередь, речь идет о различных редакциях Основного закона Эквадора: двенадцатая конституция, названная Основным либеральным законом, вошедшая в силу в 1906 г., требовала отделить церковь от государства (39); Конституция 1929 г., принятая правительством Исидро Айора (1928-1931), расширила электоральную базу, политические права и полномочия Конгресса, впервые предоставив право голоса женщинам (40). Конституция 1945 г. была принята при президенте В. Ибарра (41). Конституция 1978 г., впервые в политической истории одобренная на референдуме, позволила осуществить демократический транзит (42). Основной Закон от 1998 г. изменил процедуру избрания главы государства, президент мог быть избран как минимум 40% голосов (43). Наконец, Конституция Монтекристи от 2008 г., составила правовую базу собственно «гражданской революции» (44).
Важное значение при анализе процесса «гражданской революции» имеют документы, в которых намечена стратегия экономического и социального развития: Национальный план во имя «достойной жизни» 2009-2013 гг. (45) и Национальный план во имя «достойной жизни» 2013-2017 гг. (46)
Помимо этого, важным источником для понимания правовых преобразований в ходе «гражданской революции» являются законы и правовые акты, принятые в период с 2007 по 2017 год. В их число входят Кодекс о демократии в Эквадоре» (или Органический избирательный закон), регулирующий партийную деятельность и устанавливающего правила регистрации политических партий (47); Органический и универсальный уголовный кодекс (48); Трудовой кодекс Эквадора (49) и другие.
Вторую группу источников составляют газетные и электронные издания Эквадора и других стран Латинской Америки (эквадорские СМИ «El Telégrafo», «El Universo», «El Comercio», колумбийская газета «El Tiempo», аргентинская «La Nación», кубинская «Granma» и другие. Важным источником фактической информации явился официальный печатный орган Альянса- PAIS «El Ciudadano».
Третью группу составляют нормативные документы и информационные бюллетени Альянса- PAIS: бюллетень «Мы Страна!» («Somos País!»), Этический кодекс движения (50) и другие.
В четвертую группу источников вошли документы официальных государственных органов: Избирательного совета (51), Национальной ассамблеи (52), Национального секретариата по планированию и развитию (53), а также политического движения Альянс- PAIS (54) и публикации президента Р. Корреа (55).
Пятая группа источников включает материалы Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (CEPAL) (56).
Обширные и репрезентативные источники, используемые автором, позволяют адекватно отразить эволюцию политических институтов Эквадора вплоть до «гражданской революции».
Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой данного диссертационного исследования можно считать концепцию «гражданской революции», которая нашла отражение, в первую очередь, в официальных источниках и в выступлениях самого Р.Корреа (57). При изучении международного контекста «гражданской революции» автор опирался на публикации российских ученых, предложивших концепцию «левого дрейфа» или «левого поворота» (В.М.Давыдов, О.А. Жирнов, Н.Ю.Кудеярова, Б.Ф.Мартынов, В.П.Сударев, М.Л.Чумакова, И.К.Шереметьев и другие) (58). Теория политического лидерства была разработана классиками политологии Ж.Блонделем, М.Вебером, М.Херманн и другими) (59). Концепция популизма и неопопулизма опирается на труды О. Ианни, Х.Лоайсы, Ф. Фрайденберг, О.Уртадо и других (60). В российской латиноамериканистике проблема популизма разрабатывалась с разных позиций в работах Т.Е.Ворожейкиной, Э.С.Дабагяна, О.Н.Докучаевой, Т.Ю.Русаковой (61). При рассмотрении идеологии «достойной жизни» использовались концептуальные подходы латиноамериканских исследователей Э. Гудинаса, М. Харнеккер, А. Акосты, Ф. Веги и других (62). При анализе институциональной эволюции политической системы диссертант опирался на теории демократии и процесса демократизации, разрабатываемые в западной политологии в трудах Т.Ванханена, Л.Даймонда, Р.Даля, Д.Дзоло, К.Крауча, А.Лейпхарта, Х.Линца, Г.О’Доннелла, С.М.Липсета, А.Пшеворского, Дж.Сартори, А.Степана, Ч. Тилли, С.Хантингтона и других (63), а в российской – в исследованиях Л.В.Дьяковой, З.В.Ивановского, М.В.Ильина, А.М.Мадатова А.Ю.Мельвиля, Л.С.Окуневой, А.М.Салмина и других политологов (64). В фундаментальном коллективном исследовании, подготовленном Центром политических исследований Института Латинской Америки РАН, разработана методология комплексного анализа внутриполитических конфликтов (65).
Методы диссертационного исследования. При работе над диссертацией автор использовал широкий набор методов. Общенаучные методы предусматривают применение анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, выделения общего и частного, типологизации и т.д. Среди общетеоретических методов использовался историко-сопоставительный подход, который позволил выявить этапы политического развития и проследить логику политического процесса в Эквадоре, понять структуру политической системы в ее ретроспективе и сопоставить ее модификацию в прошлом с актуальным состоянием. При периодизации политической истории страны использовался проблемно-хронологический метод как частное проявление исторического. При анализе эволюции политической системы и взаимодействия политических институтов Эквадора продуктивным оказался институциональный подход, позволивший изучить многообразные факторы, влияющие на деятельность политических институтов. Учитывая тесную взаимосвязь политических процессов с социальными реформами и экономическими проблемами, использовался метод комплексного подхода. Частично применялся также нормативно-ценностный подход, предполагающий учет моральных норм по отношению к определенным политических явлениям. В меньшей степени использовались психологический и бихевиористский подходы, которые, тем не менее, помогли выявить особенности поведенческих стилей эквадорских политических лидеров.
Положения, выносимые на защиту
1. В политической истории Эквадора ХХ и начала ХХI вв. имели место «волны» внутриполитической нестабильности, отразившиеся на институциональной структуре государства. Внутренняя политика, характеризующаяся перманентной конфликтной ситуацией между законодательной и исполнительной ветвями власти, скрытое, а нередко и открытое противостояние между различными группировками правящих кругов. Политика носила элитарный, оторванный от широких масс характер. Доминантой политического развития в ХХ веке стал местный вариант популизма («веласкизм»), чьи черты сохранялись и после ухода с исторической сцены самого В. Ибарры.
2. На фоне преобладания в Эквадоре политики олигархического стиля проявлялась и обратная тенденция. Так, в рассматриваемое время прослеживается своего рода прогрессивный или прогрессистский цикл, связанный с периодами правлений трех лидеров: Э. Альфаро, Х. Рольдоса и Р. Корреа.
Исходным пунктом этого цикла стала Либеральная революция 1895 г., возглавленная генералом Э. Альфаро. Его проект предполагал слом архаичных институтов, преодоление доминирования Консервативной партии и стоявших за ней латифундистских и клерикальных кругов. Однако этот проект осуществился лишь отчасти, поскольку был прерван гибелью лидера, гражданской войной 1912-1916 гг. и беспринципным компромиссом верхушек противоборствующих сторон.
Вторым этапом «прогрессистского» цикла стало правление Х. Рольдоса. Его президентство завершило демократический транзит – процесс передачи политической власти от военных режимов демократически избираемым гражданским президентам. Данный вектор стал определяющим в дальнейшем институциональном развитии эквадорского государства. Х. Рольдос стал воплощением демократизации Эквадора, приложив немало усилий для модернизации политических институтов. Однако ему не удалось избавиться от «родимых пятен» политической жизни Эквадора, его проект модернизации встретил жесткое сопротивление со стороны традиционно элитарной партийной системы. Серьезным тормозом стал глубокий конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти – давнее «проклятие» большинства режимов региона. Третьим этапом «прогрессистского» цикла стал процесс «гражданской революции», возглавленный Р. Корреа.
3. Социально-политический проект «гражданской революции» предполагал широкую повестку реформ, многие из которых правительству Р. Корреа удалось реализовать на практике. Созванная Конституционная ассамблея открыла путь к институциональной модернизации государства и создала прочный правовой фундамент. Результатом ее работы стала Конституция Монтекристи, определившая основные направления социально-экономической трансформации страны. На этом фундаменте правительству удалось в немалой мере консолидировать нацию и создать условия для внутриполитической стабильности на протяжении как минимум десяти лет.
4. Ключевым концептуальным компонентом идеологии «гражданской революции» служит новая мировоззренческая модель «достойной жизни» (buen vivir). Она нашла отражение в Конституции Монтекристи и стала главным философско-политическим ориентиром проводимых в стране реформ. Упор сделан на отказе от идеологии «общества потребления» и переходе общественного бытия и сознания на гармоничное взаимодействие в системе «государство-общество-природа».
5. В идеологии и практике «гражданской революции» провозглашается и реализуется историческая преемственность между Либеральной революцией конца ХIХ – начала ХХ века и нынешним этапом развития Эквадора. В этом плане «гражданскую революцию» можно рассматривать как заключительный и наиболее успешный этап большого «прогрессистского цикла», когда прежние ожидания и намерения нашли практическое воплощение в реальной жизни государства и общества. Об этом свидетельствуют и политические «константы» трех сроков правления Р. Корреа: ему удалось прервать цепь конфликтов между исполнительной и законодательной властью, обеспечить институциональную стабильность государства, создать условия для относительного политического консенсуса и провести глубокие социально-экономические и политические преобразования.
Научная новизна исследования.
1. В развернутой авторской характеристике обобщены основные тенденции политического развития Эквадора, с учетом ключевых институциональных изменений.
2. Предложена авторская типология институциональной эволюции политического развития Эквадора.
3. Выявлены особенности и схожие черты различных этапов эволюции политической системы Эквадора, которые образуют внутренне преемственный, историко-генетически связанный прогрессистский цикл политического развития.
4. Выявлена специфика развития и результаты проведенных социально-экономических и институциональных реформ.
5. Предложено теоретическое обоснование политической трансформации Эквадора в начале ХХI века, отражающее изменения структуры институтов власти и партийной системы.
6. Диссертант впервые ввел в научный оборот значительное количество новых источников и литературы.
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в следующем. Во-первых, автор проанализировал существующие концепции популизма и выдвинул собственное видение этого феномена с учетом политического опыта своей страны. Во-вторых, выводы и результаты анализа фактической информации, представленные диссертантом, могут использоваться в сравнительных исследованиях по изучения группы стран Андского субрегиона. В-третьих, результаты диссертационной работы могут быть полезны в российских и эквадорских внешнеполитических ведомствах для выстраивания курса, и стратегии двусторонних отношений между Россией и Эквадором, а также с другими государствами, остающимися в орбите «левого поворота» в Латинской Америке. В- четвертых, итоги диссертационной работы имеют прикладной смысл при разработке учебных курсов в высших учебных заведениях по политической истории стран региона в целом и Эквадора в частности.
Степень достоверности результатов исследования обусловлена широким массивом источниковой базы исследования, которая включает в себя нормативно-законодательные акты (тексты основных законов Эквадора, органических законов государства), правовые документы и информационные бюллетени правящей партии Эквадора, официальные статистические источники. Комплексный обзор и анализ периодических и аналитических изданий позволяет решить поставленные в диссертации задачи и подтвердить выдвинутую гипотезу.
Апробация диссертации
Основные результаты и положения диссертации были изложены автором в выступлениях на научных конференциях и «круглых столах» «Истоки и развитие «гражданской революции» в Эквадоре (Москва, Институт Латинской Америки РАН, 12.04.2008); «Процесс демократизации в Латинской Америке» (Москва, Российский университет дружбы народов, 03.03.2011); «Социализм ХХ1 в.: идеология и политика» (Москва, ИЛА РАН, 14.03.2013); «Система образования в Латинской Америке: новые вызовы и возможности для сотрудничества» (Екатеринбург, Уральский государственный экономический университет, 11.10.2014); «Политические процессы в Латинской Америке» (Курск, Юго-Западный государственный университет, 19.11.2014), в тематических встречах в дипломатическом корпусе, аккредитованном в Москве, а также в восьми научных публикациях.
Диссертационная работа обсуждена и одобрена на заседании Центра политических исследований Института Латинской Америки РАН 21 февраля 2019 года.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, статистических и хронологических приложений и списка использованных источников и литературы.
Во введении обозначена актуальность проводимого исследования, показана степень разработанности сходной проблематики в латиноамериканской и российской научной литературе, сформулированы цели и задачи диссертации, гипотеза, показана методологическая основа исследования, обозначены положения, выносимые на защиту.
В первой – теоретической – главе «Ключевые понятия, используемые при анализе политических процессов в Эквадоре» критически рассматриваются точки зрения различных авторов на базовые категории, которыми характеризуется политические реалии Эквадора: «популизм», «государственная управляемость», конфликт властей, политическая стабильность (нестабильность), многопартийность, политические институты, партийно-политическая структура и т.д.
Категория «популизм» выступает в качестве одного из центральных понятий, описывающих тип отношений между властью и обществом на протяжении прошлого века. Минимум треть «политического времени» в Эквадоре ХХ – начала ХХI вв. было «отдано» историей в распоряжение политиков популистского толка. Эквадорский популизм не представляет собой нечто уникальное. Это, скорее, отдельное проявление более широкого и универсального феномена «латиноамериканского популизма» и популизма вообще.
Рассматривая проблему популизма, автор констатирует, что исследованием данного феномена занимались многие латиноамериканские и европейские политологи, начиная по меньшей мере с 70-х гг. прошлого столетия. Аналитический обзор включает ряд подходов к тематике популизма. Функциональный подход видит основную социально-экономическую предпосылку в процессах индустриализации и урбанизации, обусловливавших изменение общественного сознания широких масс и высокую манипулятивность их политических настроений. В марксистской интерпретации политическая история Латинской Америки делится на три крупных этапа: олигархический, популистский и авторитарно-бюрократический. Популистский этап наступил как результат кризиса олигархической модели. Популистские движения формируются в ходе поиска «универсального компромисса». Наиболее убедительной концепцией популизма, выдвинутой российскими учеными, является дуалистическая теория, согласно которой он представляет собой феномен переходных и нестабильных политических периодов.
При рассмотрении феномена неопопулизма диссертант утверждает, что новые условия, характеризующиеся процессами демократизации в Латинской Америке, требуют обновления терминологического аппарата, результатом чего и стало введение указанного термина. За исходный момент формирования нового типа популизма чаще всего принимают рубеж 80-х и 90-х гг. прошлого столетия, связывая его с волной неолиберальных реформ. Таким образом, неопопулизм предстает как одна из форм проявления неолиберализма в практике стран Латинской Америки. При этом диссертант скептически относится к подходу, согласно которому понятия «левые» и «популисты» выступают как синонимы.
Оценивая применимость терминов «популизм» и «неопопулизм» в отношении современных левых режимов Латинской Америки, автор утверждает, что исследователи, квалифицируя новых левых как популистов, стремятся показать уязвимость их позиций и непрочность их власти, либо упрекнуть в демагогическом манипулировании массами. Однако если обратиться к исходному этимологическому происхождению данного круга понятий, они обладают и положительными коннотациями. Происходя от понятия «народ», в контексте практики современных левых правительств термин приобретает новое звучание и наполняется новым смыслом.
Изучение феномена государственной управляемости восходит к концу 1960-х годов. Термин «управляемость» начал применяться в США и Европе в рамках теории неолиберализма. В Латинской Америке проблематика концепта управляемости возникла в совершенно другом контексте и в принципиальных иных социально-экономических и исторических условиях - региона с зависимым типом развития. Побудительными мотивами послужили процессы демократизации, затронувшие большинство латиноамериканских стран. Демократическая управляемость основана не на силовых методах реализации власти, а на стратегии достижения консенсуса внутри власти и в системе взаимодействия государства и общества. Основополагающей здесь оказывается категория гражданственности в целом и гражданского общества в частности.
Ключевое понятие диссертации – «институциональность» − тесно связано с категориями управляемости и стабильности, поскольку в той мере, в какой власть институционализирована, в той мере она управляема и стабильна. Понятие характеризует степень оформленности политических институтов. При анализе процесса демократизации (развитие партийной политической системы и расширения ее представительства) автор констатирует, что перманентным свойством политической системы Эквадора после демократического транзита оставался конфликт между ветвями власти.
Вторая глава «Основные тенденции политического развития в ХХ – начале ХХI века»» посвящена определению и анализу основных исторических этапов в политической эволюции эквадорского общества и государства, дается характеристика политических процессов с стране. Особый акцент сделан на рассмотрении правления Х. Рольдоса как поворотного момента эквадорской политики в ХХ веке и как начала демократического транзита.
По критериям политической стабильности и степени институционализации государственной власти в эквадорском политическом процессе ХХ-ХХI вв. можно выделить девять основных этапов.
1. Период Либеральной и Июльской революций (1895-1931) – цикл социально-политических преобразований с относительной внутриполитической стабильностью. Исходом длительного вооруженного противостояния между либералами и консерваторами стала победа Либеральной революции во главе с генералом Э. Альфаро, положившей начало фундаментальным структурным изменениям. Проведена секуляризация государства, церковь и землевладельческая аристократия потеряли управленческие позиции в государстве.
2. Период выхода популистов на политическую авансцену (1931-1948) – цикл политической борьбы между олигархическими кланами и, как результат, частая смена правительств. За почти два десятилетия крайней нестабильности сменилось семнадцать правительств. Начиная с 1930-х гг. вплоть до конца 1950-х гг. популизм становится своеобразным «маркером» политического процесса. Ключевые властные позиции в этот период занимают силы, характеризующиеся идеологической рыхлостью, опорой на яркого харизматического лидера и персонализмом, использованием в сугубо электоральных целях риторики реформизма, социального прогресса и национализма на фоне политической беспринципности. Самым мощным проявлением эквадорского популизма стал так называемый веласкизм. Умело используя приемы демагогии, Веласко Ибарра трижды становился главой государства, завоевывая симпатии бедных и маргинальных слоев, что не раз обеспечивало победу на выборах. Политической опорой его президентской карьеры были ренегаты как Либеральной, так и Консервативной партий. Популизм веласкизма стал своеобразным выходом за пределы неустойчивого двухпартийного доминирования Либеральной и Консервативной партий.
3. Период стабилизации на платформе популизма и реформизма (1948 – 1960) – последовательная смена трех правительств. Данный период весьма нетипичен для Эквадора, поскольку отмечен правлением трех президентов, которым удалось пробыть у власти весь президентский срок: Гало Пласа Лассо (1948-1952), Веласко Ибарры (1952-1956) и Камило Понсе Энрикеса (1956-1960).
4. Период агонии популизма и возникновение предпосылок установления военной диктатуры (1960 – 1972). В этот период политический процесс носил крайне нестабильный характер: три государственных переворота, военная хунта и три временных правительства. Восемь лет страна жила без выборов, фактически за рамками конституционного порядка.
5. Период «нефтяных» военных диктатур (1972-1979). Его содержание определяется политическим циклом нефтяного бума, а затем формированием правовых основ демократического транзита и упором в экономике на сильное государство. Этот этап характеризовался доминированием на политической арене вооруженных сил, имевших всю полноту власти. Между 1972 и 1979 гг. последовали две военные диктатуры. В 1972 г. к власти путем государственного переворота пришли офицеры-националисты. В 1976 г. начался второй этап правления военных, когда в центре внимания находился вопрос о возвращении к гражданскому правлению.
6. Демократический транзит (1979-1981) ассоциируется с правлением левоцентриста Х. Рольдоса – первого гражданского президента после десятилетия правления военных. Формально период его нахождения у власти нельзя отнести ко времени стабильного политического процесса. В конечном итоге Х. Рольдосу, как и Э. Альфаро, из-за смерти не удалось завершить президентские полномочия. Но политика Рольдоса носила принципиально новый характер. В диссертации проанализированы политико-правовые предпосылки демократического транзита: новая конституция, референдум и закон о политических партиях. Автор заключает, что комплекс предпринятых в данный период политико-правовых мер позволил создать новые правила игры в большой политике Эквадора. Далее диссертантом подробно проанализирован демократический транзит: всеобщие выборы 1978-1979 гг. и избрание Х. Рольдоса на пост президента.
Период правления Рольдоса был кратковременным, что вписывалось в логику нестабильности предыдущих правительств. На передний план были выдвинуты принципы, ранее не свойственные большой политике: приоритет национального суверенитета, ориентация на справедливое распределение доходов и в целом на социальную справедливость, упор в экономике на государственную субъектность, императив внутриполитического диалога и опора на массовую поддержку народа при проведении государственной политики. Рольдос стал символом обновления политической жизни страны. Ему удалось заложить новый вектор развития государства, стать инициатором новой демократической парадигмы, но реализовать ее в полной мере было невозможно. В связи с этим правление Рольдоса можно квалифицировать как попытку выхода на новый уровень развития, но не сам выход. Ни одному из последующих правительств вплоть до начала ХХI века так и не удалось в полной мере последовательно следовать принципам, заложенным в период правления Рольдоса. На следующем витке развития эквадорского внутриполитического процесса матрицу принципов, провозглашенных и отстаиваемых правительством Рольдоса, удалось реанимировать и сделать фундаментом государственного развития только правительству Р. Корреа.
7. «Правый поворот» внутри демократического транзита (1981 – 1996) характеризуется относительной внутриполитической стабильностью и последовательной сменой правых и правоцентристских правительств с неолиберальным уклоном в экономике. Преобладающей тенденцией в этот период можно считать отход от принципа приоритета национального суверенитета в экономике.
8. Новый взлет популизма (1996-2006) сопровождался выходом на национальную арену массовых социальных движений, максимальной политической нестабильностью и неопределенностью экономического курса. За одиннадцать лет в стране сменилось семь правительств и восемь президентов, из которых только трое: Абдала Букарам (1996-1997), Хамиль Мауад (1998-2000) и Лусио Гутьеррес (2003-2005) – были избраны на всеобщих выборах. При этом ни одному из них не удалось продержаться у власти до конца мандата и все трое были смещены путем весьма сомнительным с конституционной точки зрения способом.
9. Период «гражданской революции» (2007 – 2017) – правление левого правительства Р. Корреа, взявшего курс на политическое и экономическое оздоровление страны. Новые власти сумели придать развитию страны прогрессивный вектор и обеспечить существенное продвижение по пути модернизации. Удалось провести крупномасштабную политическую реформу государства, в результате чего была принята новая конституция, ориентированная на обеспечение гармоничного развития экономики, общества и государства, мировоззренчески воплощенного в парадигме «достойной жизни».
В третьей главе «Политические институты и процессы в период "гражданской революции”» предпринята попытка системного и комплексного анализа преобразований, приходящихся на президентство Р. Корреа. Первый этап – время выхода на политическую арену движения Альянс ПАИС, пришедшего к власти в конце 2006 г., и последовавший за ним процесс формирования правовой основы «гражданской революции» (в первую очередь выработка и принятие новой конституции). Этот этап охватывает период с 2006 по 2009 гг. Когда предпосылки были созданы, начался процесс собственно социально-экономических преобразований, длившийся с 2009 г. по 2017 год. Автор реконструирует основную событийную канву «гражданской революции» и анализирует каждый из выделенных этапов ее эволюции.
В первом параграфе анализируются причины и процесс формирования политико-правовых институтов «гражданской революции». Автор фокусирует внимание на трех причинах кардинальной смены курса. Во-первых, накопившаяся за годы неолиберализма усталость как от социальных издержек этого курса, так и от перманентной внутриполитической нестабильности. Во-вторых, изменение региональной международной ситуации, сложившейся в начале ХХI века в Латинской Америке. Она характеризовалась общим сдвигом влево в результате прихода к власти в ряде стран левых и левоцентристских правительств. В-третьих, факторы субъективно-психологического плана, сконцентрированные в личности Р. Корреа, яркого харизматического политика нового типа. Ему удалось точно и органично выразить доминирующие в обществе настроения, воплотив в свои преобразования чаяния широких слоев населения.
Далее рассматриваются процесс становления движения Альянс ПАИС, ход предвыборной кампании 2006 г., политический дискурс Р. Корреа и основные пункты его предвыборной программы, проанализированы результаты политической модернизации посредством созыва Конституционной ассамблеи и проведения политической реформы. Конституционная ассамблея стала инновационным законотворческим органом в политической системе Эквадора. Основным достижением данного политического органа стала выработка новой конституции, одобренной на референдуме 2008 года.
Второй параграф посвящен Конституции Монтекристи и концепции «buen vivir» (достойной жизни) как идеологическим основам «гражданской революции», теоретически и юридически оформленной в тексте Основного закона, подробно проанализирована его структура.
Далее дается анализ идейных и практических аспектов концепции «достойная жизнь». Этот термин позиционируется как альтернативный по отношению к категории «благополучие», а само общественное устройство, описываемое как «buen vivir», противопоставляется в целом обществу потребления. В историко-философской традиции аналогом «buen vivir» можно считать античное понятие «благая жизнь» (Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур). В русской философской традиции понятие «добро» не сводится к понятию «благо», а подчас и противопоставляется ему. Латиноамериканский вариант «добра», представленный в концепции «buen vivir», носит такой же универсальный масштаб и выходит далеко за пределы морали и этики. Инновационность понятия состоит во включении в сферу «добра» экономики и политики. В результате оно получает расширительное толкование и распространяется не только на сферу отношений между людьми (этику), но также на отношения между людьми и природой, государством и обществом, политикой и экономикой.
С момента прихода Р. Корреа к власти предприняты усилия к тому, чтобы переориентировать курс развития страны с неолиберальной парадигмы на принципиально иной вектор. Ключевыми понятиями модели, продвигаемой «гражданской революцией», стали такие категории, как «достоинство», «независимость», «суверенитет», «гармония с природой», «выход за пределы капитала» и т.д. В центр экономической и социальной политики был положен приоритет человеческого развития, власть стала рассматриваться в качестве политического инструмента справедливого распределения национального богатства, а не извлечения сверхприбылей для меньшинства. Основными правовыми ориентирами стали категории права гражданина и права природы. Иллюстрируя воплощение в жизнь стратегии «buen vivir», автор дает широкую палитру социально-экономических показателей, характеризующих Эквадор в период правления Р.Корреа.
В третьем параграфе главы рассмотрены социально-экономические и политические реформы второго мандата Р. Корреа (2009-2013). Данный период характеризуется стабилизацией политического процесса «гражданской революции». Победа на президентских выборах 2009 г. позволила Корреа и его соратникам приступить к полномасштабной реконструкции социально-экономической модели государства. Нельзя сказать, что ход реформ носил строго поступательный характер. Пришлось столкнуться с серьезным противодействием со стороны политической оппозиции, а также негативно настроенной части индейского населения, хотя администрацией Корреа были предприняты усилия по налаживанию конструктивного диалога с представителями индейских общин. Одновременно обнаружились противоречия внутри армии, что вылилось в попытку государственного переворота в сентябре 2010 г., что стало пиком внутриполитической нестабильности в этот период и потенциально могло поставить под угрозу достижения «гражданской революции».
Новая архитектура государственной власти окончательно сложилась к началу второго президентского мандата Р.Корреа. Как отмечается в диссертации, в управлении государством произошел определенный перекос в сторону исполнительной власти. Национальная ассамблея стала играть второстепенную роль в принятии стратегических государственных решений, что связано с ослаблением традиционных политических партий. Особое внимание уделено инициативе президента по созыву в мае 2011 г. референдума для внесения поправок в действующую конституцию.
Четвертый параграф посвящен третьему мандату Р. Корреа (2013-2017), который характеризуется консолидацией институтов власти и активизацией оппозиции. Выборы 2013 г. отмечены выходом на политическую арену двух новых правоцентристских партий – «Объединенное общество плюс действие» (Sociedad Unida más Acción, SUMA) и «Создавая возможности» (Creando oportunidades, CREO). В апреле 2013 г., несмотря на агрессивную критику как справа, так и слева, на президентских выборах очередную убедительную победу одержал лидер «гражданской революции» Р. Корреа, за которого проголосовало 57,2% электората. Получив в Национальной ассамблее абсолютное большинство, правительство обеспечило себе полную свободу действий и выступило с рядом законодательных инициатив, которые были своевременно рассмотрены и одобрены депутатами. Серьезным электоральным испытанием для «гражданской революции» стали региональные выборы, проведенные ровно через год после всеобщих – в феврале 2014 года. Несмотря на высокий количественный уровень поддержки власти, произошло значительное качественное переформатирование политической карты Эквадора. Так, мэрами трех ключевых мегаполисов – Кито, Гуаякиля и Куэнки – были избраны кандидаты от оппозиции. Как реакция на новую расстановку сил начался процесс консолидации и интенсивного организационного оформления движения Альянс ПАИС. Внутри него началась последовательная идеологическая работа с целью повышения политического сознания сторонников движения. Альянс ПАИС приступил к активному поиску союзников и взял курс на создание широких политических коалиций. Самым острым вопросом в период с 2013 по 2017 г. стала проблема переизбрания президента на следующий срок. Решив не выставлять свою кандидатуру, Корреа отдал предпочтение своему тогдашнему соратнику Ленину Морено, который и был избран президентом в апреле 2017 года.
В заключении констатируется, что Эквадор прошел по сложной траектории политического развития и институциональной эволюции: периоды внутриполитической стабильности сменялись периодами высокой социально-политической турбулентности. Стартовым моментом ХХ века стала Либеральная революция, которая включила в повестку дня проблему преодоления политической гегемонии клерикальных кругов и представителей земельной олигархии. Принявшая от нее эстафету, Июльская революция способствовала становлению государственных институтов и в целом усилению роли государства в регулировании общественных и экономических процессов.
Затем Эквадор вступил в двадцатилетнюю полосу нестабильности, связанную в первую очередь с политической фигурой В. Ибарры. Три его мандата характеризовались институциональной разбалансированностью власти и ее оторванностью от народа, хотя предвыборная риторика веласкизма носила прямо противоположный характер. Затем вплоть до 1960 г. последовал период относительной политической стабильности, когда на президентском посту без эксцессов и переворотов сменилось три президента.
На смену пришел период военных диктатур. Произошли три государственных переворота, в ходе которых институциональные основы государства подвергались высокому риску. Были резко ограничены демократические права и свободы, фактически власть была узурпирована военными. В немалой степени тому способствовал внешний фактор, поскольку США стимулировали резкий крен вправо во внутренней политике и оказывали экономическую и политическую поддержку военным хунтам. При этом имел место институциональный сдвиг в сторону сращивания государственно-политических структур с военными. Для создания видимости демократического характера режимов вновь был востребован В. Ибарра, ставший в этот период политическом прикрытием антинародного курса.
Семидесятые годы прошлого века характеризовались приходом к власти военных режимов в форме так называемых, «диктабланд» – умеренного авторитаризма. Их экономическим фундаментом стал нефтяной бум начала 1970-х годов. В то время произошло экономическое переформатирование страны, изменившей свою роль на мировом рынке. Из преимущественно агроэкспортера Эквадор перешел в категорию преимущественно экспортера нефти. В новых условиях, среди прочего с учетом интересов иностранных корпораций, требовался более твердый государственный контроль и институциональная стабильность. Пришедшие к власти в результате госпереворота, военные тем не менее обозначили некоторые прогрессивные намерения и ориентиры движения в сторону демократизации политических институтов. Именно военными был инициирован процесс конституционных и правовых реформ, в результате которых власть была передана гражданскому правительству.
Начало 1980-х годов характеризовалось противоречивым внутриполитическим состоянием. С одной стороны, страна вставала на рельсы демократического пути развития, но, с другой, имела место одна из самых напряженных и конфликтных ситуаций в политической истории, связанная с непримиримым конфликтом между исполнительной властью в лице Х. Рольдоса и оппозиционным ему Конгрессом. Рольдос включил в повестку дня широкомасштабный проект по трансформации государства, сформулированный в Национальном плане развития, но приступить к его реализации он так и не смог из-за конфронтации с законодательной властью.
Продолжение демократического транзита после гибели Рольдоса осуществлялось в русле экономических приоритетов противоположных тем, которыми он руководствовался. Рольдос был сторонником усиления роли государства в экономическом регулировании, а последующие президенты (О. Уртадо, Л. Фебрес Кордеро, Р. Борха и С. Дуран) под прикрытием демократической легитимности и формального соблюдения электоральных процедур следовали в фарватере стандартных рекомендаций международных финансовых организаций. Все это вылилось в экономическом плане в затяжной долговой кризис государства, а в политическом – в новое издание правого популизма.
Водораздел ХХ и ХХI веков ознаменовался новой вспышкой внутриполитической нестабильности. С 1996 по 2005 г. в стране сменилось восемь президентов и ни одному из них не удалось сохранить полномочия на весь конституционный срок. В этот период страна находилось в состоянии политического хаоса, когда государственные институты демонстрировали свою недееспособность. Сложившаяся ситуация имела негативные социально-экономические последствия, включая спад производства, рост безработицы, рост бедности, перманентные социальные протесты. Но в то же время подспудно была подготовлена идейная почва для выдвижение принципиально нового проекта развития, которым и стал проект «гражданской революции».
С электоральной победой Р. Корреа в 2006 г. новые власти оперативно предприняли ряд стратегических шагов с целью создания прочного институционального и правового фундамента. Ключевым свершением первого этапа «гражданской революции» стала выработка новой конституции, которая вступила в силу в 2008 году. Затем стартовал сложный и противоречивый процесс реализации провозглашенных в Конституции Монтекристи принципов социальной справедливости и ответственности государства перед обществом. Модернизации и корректировке подверглась вся структура политических институтов. Проект «гражданской революции» стал непосредственной альтернативой неолиберальной стратегии развития предыдущих правительств. Одновременно «гражданская революция» обеспечила реализацию тех принципов государственного устройства, которые были провозглашены и обозначены Х.Рольдосом. Если его правление можно рассматривать в качестве «правительства надежды», то правление Р. Корреа стало воплощением надежд, их институционализацией де-факто. В политическом плане осуществлена модернизация институциональной структуры государства, создан более работоспособный механизм функционирования исполнительной власти. В экономическом плане существенно укреплена роль государства, а контракты с транснациональными корпорациями были кардинальным образом пересмотрены. В результате нефтяная рента была поставлена на службу эквадорской нации и ее справедливое распределение обеспечило реализацию широкомасштабных социальных программ. В итоге удалось существенно сократить уровень бедности и улучшить качество жизни широких слоев населения.
Период «гражданской революции» стал самым стабильным периодом в политической истории Эквадора. На подавляющем большинстве выборов и референдумов Корреа и его сторонникам удавалось одержать победу, сохранить преемственность власти и в основном сохранить широкую социальную базу. Достаточно высокий уровень поддержки президента во время и на исходе его мандата свидетельствует о том, что проведенные реформы были осуществлены в интересах большинства народа и позитивно отразились на жизни значительной части простых граждан.
После победы на президентских выборах 2017 г. Л. Морено были внесены заметные коррективы в экономический и политический курс. Новый глава государства объявил о введении жестких мер экономии, начата приватизация активов некоторых государственных кампаний, взят курс на улучшение отношений с частным сектором и оппозиционными политическими силами, выдвинуты обвинения в коррупции против видных деятелей предыдущего правительства, существенно изменилась и внешняя политика. После смены власти перспективы «гражданской революции» становятся менее определенными.
Раздел «Приложения» содержит следующие статистические и хронологические таблицы: 1. Третья волна демократизации в Латинской Америке (1978-1990); 2) Президентские выборы 1978-1979 гг.; 3) Конфликты между президентом и Конгрессом и внутренняя ситуация в стране в исторической ретроспективе (1981-2014); Декреты президента Р. Корреа (2007-2012); Представительство ведущих политических партий и движений в парламенте (1996-2013); Статус президентских партий в Конгрессе / Национальной ассамблее; Хронология политического процесса в Эквадоре в ХХ-начале ХХI вв. (основные даты).
ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
I. Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых Перечнем ВАК:
1. Чавес Савала П. А. Мы мечтаем о процветающей, полной радости и оптимизма стране» // Латинская Америка. – М., 2008. – №1. – С. 26-34.
2. Чавес Савала П. А. Кому-то выгодно, чтобы мы боролись друг с другом // Латинская Америка. – М., 2008. – №5. – С. 37-40.
3. Chávez Zavala Р.А. El plan nacional de buen vivir ecuatoriano en el marco del socialismo del siglo XXI // Iberoamérica. – М., 2013. – №3. – Р. 86-110.
4. Чавес Савала П.А. Ориентиры и достижения плана «Достойная жизнь» // Латинская Америка. – М., 2014. – № 3. – С 56-74.
5. Чавес Савала П.А. Политический процесс в Эквадоре в ХХ – начале ХХI века: от «либеральной» до «гражданской» революции // Латинская Америка. – М., 2016. – № 7. – С. 5-17.
6. Chávez Zavala Р.А. Evolución política en Ecuador: los casos de los gobiernos de J. Roldós y R. Correa // Iberoamérica. –М., 2016. – №3. – Р. 87-112.
7. Чавес Савала П.А. Политическая эволюция Эквадора в период правления Рафаэля Корреа (2006-2017 гг.) // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – М., 2018. – №4 (18). – С. 132 – 141.
II. Публикации в других научных изданиях:
8. Чавес Савала П.А. Россия и Эквадор – сотрудничество в условиях максимальной открытости // Внешнеэкономические связи. – М., 2007. – №6. – С. 52-57.
Примечания:
1..Ayala Mora E. Resumen de historia del Ecuador. – Quito: Universidad Andina Simón Bolivar, Corporación Editora Nacional, 2012.
2. Balance crítico del Gobierno de Rafael Correa. – Quito: Universidad Central de Ecuador, 2014.
3. Harnecker М. Ecuador: una nueva izquierda en busca de la vida en plenitud. – Caracas, 2012.
4. La revolución democrática de Rafael Correa. – Bogotá: Universidad del Rosario, 2008.
5. Chaparro A., Galindo C., Sallenave A.M. Estado, democracia y populismo en América Latina. – Bogotá: CLACSO, 2008.
6. La agenda ética pendiente de América Latina / B. Kliksberg (compilador). Buenos Aires: Banco Interamericano de Desarrollo, 2005.
7. Sader E. El nuevo topo. Los caminos de la izquierda latinoamericana. – Madrid: Biotiempo editorial, 2009.
8. Movimientos y poderes de izquierda en América Latina. – Madrid: Editorial Popular, 2005.
9. Castañeda J., Morales M. Lo que queda de la izquierda. Relatos de las izquierdas latinoamericanas. – México: Editorial Taurus, 2010.
10. Rodríguez Garavito C.A., Barret P.S. La nueva izquierda en América Latina. Sus orígenes y trayectoria futura. – Bogotá: Norma, 2007.
11. Mendoza P.A., Montaner C.A., Vargas Llosa A. El regreso del idiota. – Madrid: Plaza Juanйs, 2007.
12. La «izquierda» en América Latina. – Madrid: Editorial Pablo Iglesias, 2006.
13. Сашин Г.З. Эквадор. Социально-экономические проблемы развивающихся стран. – М.: Мысль, 1981.
14. Эквадор: тенденции экономического и социально-политического развития / Отв. ред. Ю.А.Зубрицкий. – М.: Наука, 1989.
15. Малые страны Латинской Америки. Смена экономической модели. – М.: ИЛА РАН, 2002.
16. Галибина Е. С. Источниковедческий анализ либерального революционного движения в Эквадоре в конце XIX – начале ХХ веков /Е.С.Галибина // Восток-Запад: приоритеты эпох. – М. – 2010. – С. 74-86; Галибина Е. С. Либеральная революция в Эквадоре в конце XIX – начале ХХ веков. Автореф. дисс. канд. истор. наук. – М.: РУДН, 2009. – 27 с.
17. Андские страны: опыт борьбы за прогрессивный путь развития (трудности и противоречия). – М.: ИЛА АН СССР, 1982.
18. Бабуркин С.А. Эквадор: от «национальной реконструкции» к «демократическому социализму» // Латинская Америка – 1989. – №2.
19. Латинская Америка: дилемма демократического развития. – М.: ИЛА РАН, 2001.
20. Латинская Америка: испытание демократии. Векторы политической модернизации / Отв. ред. М.Л.Чумакова. – М.: ИЛА РАН, 2009.
21. Емельянов А.И. Латиноамериканский опыт политической модернизации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2015. – Вып. 2 (713). – С. 35-42.
22. «Левый поворот» в Латинской Америке / Отв. ред. В.П.Сударев. – М.: ИЛА РАН, 2007.
23. Слинько А.А. Неевклидова политика: трансформация политических процессов в Латинской Америке. – Воронеж: Научная книга, 2010; Слинько А.А. Демократия без насилия. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2009.
24. Слинько А.А. Авторитарная демократия: латиноамериканский опыт //Политические изменения в Латинской Америке. – Воронеж, 2016. – №1 (19).
25. Строганова Е.Д. США и левые режимы Латинской Америки (вторая половина ХХ – начало ХХI века. – М.: Весь мир, 2017.
26. Строганова Е.Д. Идеи социализма в Латинской Америке //Латинская Америка. – 2009. – №12. –
С. 43- 59; Строганова Е.Д. Основные этапы жизни и деятельности У. Чавеса //Берегиня 777. Сова 2013.- №1 (16). - С. 209 – 223); Строганова Е.Д. Поиск социалистической альтернативы в Чили //Берегиня 777. Сова 2013. – №3 (18). – С. – 91 – 97.
27. Чумакова М.Л. Эквадор: перемены на политической арене // Латинская Америка. – М., 2007. – №2; Чумакова М.Л. Гражданская революция в Эквадоре // Латинская Америка. – 2008.- №3; Чумакова М. Л. Политический кризис в Эквадоре // Латинская Америка. – М., 2003. – №6; Чумакова М. Л. Эквадор: анатомия нестабильности. // Латинская Америка. –М.,2000. – №7; Дабагян Э. С. Станет ли Эквадор самой честной страной? // Латинская Америка. –М., 2003. – №2.
28. Эквадор на пути «гражданской революции» / Рук. проекта Н.В. Калашников. – М.: ИЛА РАН, 2009.
29. Barie C. G. Nuevas narrativas constitucionales en Bolivia y Ecuador: el buen vivir y los derechos de la naturaleza // Latinoamérica. Revista de estudios latinoamericanos. – 2014. – № 59.
30. Caria Domínguez R. El porvenir de una ilusión: la ideología de buen vivir //América Latina Hoy. – 2014. – №67.
31. Polga-Hecimovich J. Ecuador: Estabilidad institucional y la consolidación de poder de Rafael Correa // Revista de Ciencia política. – 2013. – Vol.33. – № 1.
32. Sánchez J. ¿A dónde va Ecuador? // Revista Patria. – 2013. – №1.
33. Hernández V., Buendía F. Ecuador: avances y desafios de Alianza PAIS // Nueva Sociedad. – 2011. – №234; Borja R. El Ecuador y el proceso de constitualización // Nueva Sociedad. – 1978. – №38.
34. Loaiza J. La era del nacionalpopulismo latinoamericano // Nueva política. – Bogotá, 2009. – № 2.
35. Escobar I., Ramírez O., Torres I., Villafuerte G., Vilogne G. La transición a la democracia en el Ecuador: una mirada histórico-política a un proceso de revalorización democrática // Revista AFESE. – 2010. – № 53.
36. Calderón Ortiz G. La gobernalidad en América Latina // Gestión y Estrategia. – México, 1998. – №13.
37. Бабуркин C. A. Эквадор: от «национальной реконструкции» к «демократическому социализму» // Латинская Америка. – М., 2000. – №2; Гончаров В. М. Элой Альфаро и борьба Кубы за независимость // Латинская Америка. – М., 1976. – №1; Китайгородская Д. С. Эквадор: источник экономического роста // Латинская Америка. –М., 1976. – №5 и т.д.
38. Las izquierdas latinoamericanas. De la oposición al gobierno. – Buenos Aires: CLACSO, 2010; Chaparro A., Galindo C., Sallenave A.M. Estado, democracia y populismo en América Latina. – Bogotá: CLACSO, 2008.
39. Constitución ecuatoriana de 1906. Available at: http://www.cancilleria.gob.ec/wp-сontent/uploads/2013/06/constitucion_1906.pdf (accessed 12.07.2018).
40. Constitución ecuatoriana de 1929. Available at: http://www.cancilleria.gob.ec/wpcontent/uploads/2013/06/constitucion_1928.pdf (accessed 12.07.2018).
41. Constitución ecuatoriana de 1945. Available at: http://www.cancilleria.gob.ec/wpcontent/uploads/2013/06/constitucion_1945.pdf (accessed 12.07.2018).
42. Constitución ecuatoriana de 1979. Available at: http://www.cancilleria.gob.ec/wpcontent/uploads/2013/06/constitucion_1978.pdf (accessed 12.07.2018).
43. Constitución ecuatoriana de 1998. Available at: http://www.cancilleria.gob.ec/wpcontent/uploads/2013/06/constitucion_1998.pdf (accessed 12.07.2018).
44. Constitución ecuatoriana de 2008. Available at: http://www.cancilleria.gob.ec/wpcontent/uploads/2013/06/constitucion_2008.pdf (accessed 12.07.2018).
45. Plan Nacional para el Buen Vivir. Available at: http://www.planificacion.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2012/07/Plan_Nacional_para_el_Buen_Vivir.pdf (accessed 12.07.2018).
46. Национальный план достойной жизни на 2013-2017 гг. Кито: Эль Телеграфо, 2014.
47. Consejo Nacional Electoral. Ley Orgánica Electoral y de Organizaciones Políticas de la República del Ecuador.
Available at: http://cne.gob.ec/documents/lotaip/2.informacion_legal/base_legal/ley_organica_electoral_-_codigo_de_la_democracia.pdf (accessed 12.07.2018); Ивановский З.В. Латинская Америка: электоральное законодательство и властные структуры. – М.: ИЛА РАН, 2014. – С. 84.
48. Código Orgánico Integral Penal. Available at: / http://www.asambleanacional.gob.ec/es/leyes-aprobadas (accessed 12.07.2018).
49. Código del trabajo. Available at: http://www.trabajo.gob.ec/wp-content/uploads/downloads/2012/11/C%C3%B3digo-de-Trabajo-PDF.pdf (accessed 12.07.2018).
50. Código de Ética del Movimiento Alianza PAIS. Available at: http://www.alianzapais.com.ec/wp-content/uploads/2015/10/CÓDIGO-DE-ÉTICA.pdf (accessed 12.07.2018).
51. Tribunal Supremo Electoral. Available at: https://cne.gob.ec (accessed 12.07.2018).
52. Asamblea Nacional. República del Ecuador. Available at: http://www.asambleanacional.gob.ec/es (accessed 12.07.2018).
53. Национальный секретариат по планированию и развитию (SENPLADES) http://www.planificacion.gob.ec/
54. Movimiento Alianza PAIS. Available at: http://www.alianzapais.com.ec/(accessed 12.07.2018).
55. Correa R. Otra economía es posible //Acedios a lo imposible. Propuestas económicas en construcción. – Quito: FLACSO, 2005; Корреа Р. Мировая экономика и гражданская революция // Латинская Америка. – М., 2009. –
№ 12.
56. См., напр.: Vásconez А. Córdoba P. La construcción de las políticas sociales en Ecuador durante los años ochenta y noventa: sentidos, contextos y resultados. – Santiago de Chile: CEPAL, 2005.
57. См. напр.: Ministerio de Relaciones Exteriores y Movilidad Humana. Hitos de la Revolución ciudadana. Quito, 2014. Secretaría Nacional de Planificación y Desarrollo. 10 años Revolución ciudadana. La década ganada. – Quito: Semplades, 2017. – 76 p.
58. «Левый поворот в Латинской Америке / Отв. ред. В.П.Сударев. – М.: ИЛА РАН, 2007. – 216 с.; Жирнов О. А., Шереметьев И.К. «Левый поворот в Латинской Америке. Аналитический обзор. – М.: ИНИОН РАН, 2008.
59. Блондель Ж. Политическое лидерство. – М., 1992; Вебер М. Политика как призвание и профессия – М.: Рипол-классик, 2018; Hermann M. Explaining Foreign Policy Using Personal Characteristics of Political Leaders // International Studies Quarterly. – 1980. – №24 (1).
60. Hurtado O. Los costos del populismo. – Quito, 2006 – 164 p.; Ianni O. La Formación del Estado Populista en Amйrica Latina. – México: Era, 1975. – 85 p.; Ianni O. Populismo y Contradicciones de Clase en Latinoamérica. – México: Era, 1973. – 126 p; Loaiza J. La era del nacionalpopulismo latinoamericano /J.Loaiza // Nueva política. – Bogotá, 2009. – № 2.; Freidenberg F. La tentación populista. Una vía al poder en América Latina. – Madrid, Síntesis, 2007.
61. Ворожейкина Т.Е. Феномен Чавеса. Режим доступа - http://сarnegie.ru/proetcontra/?fa=52444 (дата обращения 14.10 2016; Дабагян Э.С. Неолиберализм и популизм. Опыт одной страны //Латинская Америка. – 1997. – №1; Докучаева О.Н. Современный латиноамериканский популизм: новый поворот //Испания и Латинская Америка в мировой политике. – М.: МГИМО (У), 2007; Русакова Т.Ю. Популизм как социально-политическое явление и его новое звучание //Латинская Америка. – 2010. – №3.
62. Acosta A. Breve historia económica del Ecuador. Corporación Editora Nacional. – Quito, 2006. – 78 р.; Harnecker M. Ecuador: una nueva izquierda en busca de la vida en plenitud. – Caracas, 2012. – 360 p.; Deconstrucción y genealogía del “buen vivir” latinoamericano. El (trino) “buen vivir” y sus diversos manantiales intelectuales. Avalable at: https://journals.openedition.org/poldev/2517 (accessed 10.06.2018).
63. Vanhanen Т. The Limits of Democratization: Climate, Intelligence, and Resource Distribution. – Atlanta: Washington Summit Publishers, 2009; Linz J., Stepan A. Problems of Democratic Transition and Consolidation: Southern Europe, South America, and Post-Communist Europe. – Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1996; Sartori G. The Theory of Democracy Revisited. – New York: Chatham House, 1987; Даль Р. Введение в теорию демократии. – М., 1992; Даль Р. Демократия и ее критики. – М., 2003. Дзоло Д. Демократия и сложность. Реалистический подход. – М., 2010; Крауч К. Постдемократия. – М., 2010; Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. – М., 1997; Пшеворский А. Демократия и рынок. – М., 1999; Тилли Ч. Демократия. – М.: Наука, 2007; Хантингтон С. Третья волна. Демократизация на исходе века. –М., 2003 и др.
64. Ивановский З.В. Проблемы и перспективы консолидации новых демократий //Латинская Америка. – 2000. – №1; Ивановский З.В. Латинская Америка: метаморфозы политической модернизации //Латинская Америка. –
2011. – №12; Ивановский З.В. Конституционные реформы в Латинской Америке и их политические последствия //PolitBook. – 2014. – №1; Ильин М.В. Глобализация политики и эволюция политических систем // Глобальные социальные и политические проблемы в мире. — М., 1997; Мадатов А.С. Демократия: сущность и методологические проблемы исследования. – М., 2000; Мельвиль А.Ю. Внешние и внутренние факторы демократических транзитов. – М.: МГИМО, 1999; Окунева Л. С. Бразилия: особенности демократического проекта: Страницы новейшей политической истории латиноамериканского гиганта (1960-е гг.–2006 г.). – М.: МГИМО-Университет, 2008; Салмин АМ. Современная демократия. Очерки становления и развития. М.: Форум, 2009; Iwanowski Z.W. Democracy in Latin America and Russia: a Comparative Analysis. - San Diego: UCSD, 1996, Iwanowski Z.W. Transiciones postautoritarias: logros y desafíos // Latinidade. – Rio de Janeiro, 2012. – Vol. 4. – № 2, etc.
65. Политические конфликты в Латинской Америке: вызовы стабильности и новые возможности / Отв. ред. З.В.Ивановский. – М.: ИЛА РАН, 2017. – 452 с.