ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 8

ИНТЕГРАЦИЯ


В.М.Тайар, кандидат экономических наук, научный сотрудник ИЛА РАН.


ЕС - ЛКА: тенденции межрегионального сотрудничества


Сотрудничество между странами Латино-Карибской Америки (ЛКА) и Европейским Союзом на протяжении последних 15 лет приобрело качественно новый характер в контексте важных структурных преобразований, произошедших в обоих регионах. С одной стороны, в латиноамериканских странах происходила адаптация к новым условиям мировой экономики, шли процессы хозяйственной трансформации и реформ, характеризующиеся внешней открытостью национальных рынков, приватизацией и дерегулированием государственного сектора. В качестве дополнительного способа ускорения структурных преобразований и большего участия в мировой экономике они встали на путь активизации и обновления интеграционных процессов в Западном полушарии, направленных главным образом на создание наиболее устойчивых связей континента с внешним миром (1).


С другой стороны, процесс региональной экономической интеграции в Европе поднялся на качественно новую ступень развития, во-первых, в связи с образованием единого внутреннего европейского рынка, во-вторых, с окончательным формированием Экономического и валютного союза (ЭВС) и введением в действие единой европейской валюты (евро). Кроме того, углубление европейской интеграции ознаменовалось недавним расширением Евросоюза до 25 стран (в мае 2004 г.) и включением в его состав новых членов из стран Центральной и Восточной Европы. И, наконец, качественный сдвиг в направлении наднационального регулирования интеграционных процессов в Европе закрепился в связи с одобрением на Брюссельской встрече в верхах 17-18 июня 2004 г. текста конституционного договора, получившего название Европейской конституции (2).


Обновление региональных экономических интеграционных моделей по обе стороны океана выявило необходимость поиска новых современных взаимовыгодных форм европейско-латиноамериканского сотрудничества, в построении нового институционального диалога между Евросоюзом и субрегиональными интеграционными объединениями ЛКА. Сегодня в странах Старого Света сознают, что ЛКА в отношениях с Европой требуется партнерство нового типа, при котором она будет выступать не только как объект влияния крупных промышленных государств и транснациональных монополий, но и как субъект международных отношений со своими интересами и целями, с ориентацией на сбалансированную структуру нового глобального миропорядка. На протяжении последнего десятилетия страны ЛКА и Евросоюза отчетливо продемонстрировали, что интеграция используется ими в качестве основного инструмента для включения в мировую хозяйственную систему в условиях глобализации (3).


ЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ ПАРТНЕРСТВА


В октябре 1995 г. Еврокомиссией были разработаны новые ключевые направления стратегического партнерства ЕС со странами ЛКА. В предшествующие десять лет, которые совпадали с процессом углубления западноевропейской интеграции и подключением к нему Испании и Португалии, возникли условия для более тесного сближения между Евросоюзом и ЛКА (4). Испания и Португалия стали играть роль своего рода "моста" между двумя регионами, чему способствовали вековые исторические традиции, общность языка и культуры. На протяжении 90-х годов Испания превратилась в крупнейшего европейского инвестора для многих стран латиноамериканского региона. За период 1990-1999 гг. общие капиталовложения Испании в ЛКА увеличились в 5,3 раза и составили более 60% всех испанских инвестиций за рубежом (5).


Стратегия нового партнерства EC и ЛКА в середине 90-х годов включала в себя несколько различных аспектов: углубление политического диалога, расширение торгового взаимодействия с одновременной поддержкой регионального интеграционного процесса в ЛКА, а также техническое и финансовое сотрудничество. Разработка этой стратегии стала своего рода ответом на растущую озабоченность ЕС ослаблением в первой половине 90-х годов своих позиций в латиноамериканском регионе. В последующий период также продолжала проявляться тенденция к снижению роли Евросоюза в двусторонней торговле: доля ЕС в экспорте из региона сократилась в 1990-1999 гг. с 21,7 до 13%, а в латиноамериканском импорте его поставки сократились с 17,5 до 16% (6). Доля Западной Европы в прямых иностранных инвестициях (ПИИ) в регионе, составлявшая в конце 80-х годов 50%, снизилась в 1990-1995 гг. до 25% (7).


Следует также подчеркнуть, что западноевропейская стратегия сотрудничества с ЛКА была разработана на фоне предпринятых странами Западного полушария важных шагов в сторону динамичного развития региональных интеграционных процессов. Так, в начале 1994 г. было подписано соглашение между США, Канадой и Мексикой о создании Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА). В том же году на "саммите Америк" в Майами было принято решение о создании в Западном полушарии Межамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), призванной образовать к 2005 г. общее экономическое пространство от Аляски до Огненной земли.


Стремление Европы предложить своим латиноамериканским партнерам альтернативу североамериканскому влиянию на континенте, с учетом их потребности в диверсификации внешнеэкономических связей, было вполне оправданно и нашло поддержку в странах региона (8). Важным шагом в этом направлении стало подписание в декабре 1995 г. в Мадриде Рамочного межрегионального соглашения "четвертого поколения" о сотрудничестве между ЕС и Меркосур, которое предполагало постепенную либерализацию внешней торговли на пути к созданию межконтинентальной ЗСТ между двумя интеграционными блоками.


Основной характерной чертой принятой в то время западноевропейской стратегии стал дифференцированный подход к странам латиноамериканского региона. Евросоюз начал выстраивать свои отношения с ЛКА избирательно, т.е. отдельно с каждым субрегиональным интеграционным объединением. Заместитель председателя Европейской комиссии М.Марин отмечал, что "если в общем плане Латинская Америка представляет собой единое целое, то на практике все же существуют различные латинские америки. Поэтому мы нуждаемся в установлении дифференцированных отношений" (9).


На современном этапе политический и экономический диалог между Евросоюзом и странами ЛКА достаточно широк и проводится на четырех уровнях:


- межпарламентском (проведение межпарламентских конференций один раз в два года, начиная с 1974 г.);


- региональном (организация встреч глав правительств Евросоюза с ведущими странами региона, образующих Группу Рио);


- субрегиональном (проведение раундов двусторонних переговоров между ЕС и интеграционными объединениями ЛКА);


- межрегиональном - предполагается создание "межрегиональной стратегической ассоциации"; (практика проведения саммитов Евросоюз - ЛКА, инициированная на первой встрече глав государств Евросоюза, Латинской Америки и Карибского бассейна 28 июня 1999 г.).


На первых трех уровнях межрегиональный политический и экономический диалог призван обеспечивать принятие совместных решений по целому ряду вопросов: торгово-экономическое сотрудничество, внешние долги, решение социальных проблем, защита прав человека и т.д. На межрегиональном уровне переговорного процесса, который впервые был инициирован на пороге XXI в., обсуждаются вопросы европейско-латиноамериканского стратегического партнерства в условиях нового глобального миропорядка, в построении которого эти два региона - Европа и ЛКА - способны занимать одни из ведущих позиций.


МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ - РЕАЛЬНОСТЬ?


По словам председателя Комитета Евросоюза по делам Латинской Америки В.Стивенса, ЕС объединяет с Латинской Америкой как ни с каким другим регионом мира целый комплекс исторических, культурных и экономических отношений. В этой связи, В.Стивенс отмечает, что Европа должна защищать свои позиции в Латинской Америке. "Тот факт, что Вашингтон, по счастливому стечению обстоятельств, является нашим главным союзником, не служит аргументом для того, чтобы с нашей стороны отказываться от попыток развития прочных отношений с Латинской Америкой, этим динамичным и переживающим период бурного развития континентом" (10). По его словам, ЛКА является для Европейского союза не чем иным как его Дальним Западом и третьей опорой трансатлантического треугольника.


Взаимное понимание этого уникального сочетания послужило основным мотивом для проведения первого саммита на высшем уровне глав 48 стран ЕС, Латинской Америки и Карибского бассейна, состоявшегося в 1999 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Его целью стало создание между двумя регионами нового типа партнерства, качественно меняющего прежние формы сотрудничества, существовавшие между ними.


Итогом проведения бразильского саммита стали два документа: "Декларация Рио", включавшая обязательства участников по формированию межконтинентального политического альянса, и приложение под названием "Приоритетные задачи совместных действий", содержащее перечень конкретных шагов, направленных на реализацию достигнутых договоренностей в сфере экономического, торгового и культурного сотрудничества, а также взаимодействие в вопросах экологии. Первый саммит придал заметный импульс европейско-латиноамериканскому диалогу в вопросе постепенной либерализации торгового обмена, подтверждением тому послужило подписание договоров о создании зон свободной торговли между Евросоюзом и Мексикой (2000 г.), а потом и с Чили (2002 г.).


Второй саммит стран ЛКА и Евросоюза состоялся в Мадриде в мае 2002 г. в период председательства Испании в ЕС. Повестка дня встречи включала обсуждение таких вопросов, как расширение экономического сотрудничества ЕС со странами ЛКА в условиях глобализации, борьба с терроризмом. Главной составляющей был вопрос о создании условий для достижения соглашения о свободной торговле между государствами Евросоюза, Латинской Америки и Карибского бассейна. Предполагалось, что этот процесс будет проходить поэтапно на основе соглашений ЕС как с отдельными странами, так и с субрегиональными экономическими блоками ЛКА (Меркосур, АСН, ЦАОР, КАРИКОМ). Сближению ЕС с Меркосур - основным экономическим и стратегически важным партнером Европы в ЛКА - помешали давние разногласия в сфере южноамериканского экспорта агропромышленной продукции. В итоговом документе, получившем название "Мадридское обязательство", представители стран ЕС и ЛКА выступили против проявления протекционизма и нарушения норм в мировой торговле.


Третий саммит ЕС - ЛКА состоялся в мае 2004 г. в Гвадалахаре (Мексике) и приобрел принципиально новое качество в связи с тем, что страны Евросоюза были представлены уже в расширенном составе. На этой встрече четко подтвердились давно обозначившиеся намерения латиноамериканских государств сделать геополитический поворот в сторону диверсификации своих внешнеэкономических связей, большей самостоятельности и меньшей зависимости от северного соседа. Однако позиция европейцев в последнем вопросе более осторожна и, по словам К.Паттена, комиссара Евросоюза по внешнеполитическим вопросам, направлена на разработку некоего "кодекса поведения", которому будут следовать в своих отношениях латиноамериканцы и европейцы, придерживаясь многополярной модели мирового развития (11). Заметного продвижения в одном из главных вопросов, стоявших на повестке дня третьего саммита, а именно относительно создания зоны свободной торговли между ЕС и странами ЛКА, не произошло главным образом из-за неготовности со стороны Евросоюза отменить субсидии на европейскую аграрную продукцию с тем, чтобы она могла стать более конкурентоспособной на рынке ЕС.


ТРУДНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ КОМПРОМИССЫ


Одними из важных факторов, привлекающих повышенное внимание европейцев к ЛКА, остаются как процессы субрегиональной и региональной интеграции, так и тот опыт, который латиноамериканский регион приобретает в ходе их реализации. По оценке известного немецкого исследователя В.Грабендорффа, концепция Евросоюза в отношении ЛКА, разработанная в середине 90-х годов и направленная на установление более тесных взаимоотношений со странами региона, основывалась, прежде всего, на том предположении, что латиноамериканские государства способны осуществить у себя политическую и экономическую интеграцию, взяв за образец европейскую модель (12). В.Грабендорфф отмечает, что среди экономических условий, предъявляемых ЕС на переговорах с региональными интеграционными блоками ЛКА, часто делается акцент на необходимости принятия ими общих внешних таможенных тарифов для стран ЕС. Выполнение этого условия, по мнению ученого, значительно облегчило бы ход переговорного процесса о создании межрегиональной экономической ассоциации. Однако европейский подход к проблеме выявил вполне оправданную "боязнь" деловых кругов стран, вовлеченных в процесс создания такой ассоциации, перед возможными "потерями", поскольку пока еще не предусмотрены определенные механизмы компенсации, в первую очередь, структурная и региональная поддержка тем секторам и регионам ЛКА, которые будут наиболее тесно связаны с европейской экономикой. Кроме того, некоторые латиноамериканские страны предпочитают включаться в мировую экономику не на региональном, а на национальном уровне. К примеру, Мексика и Чили продемонстрировали свое стремление активизировать экономический диалог с Евросоюзом путем подписания двусторонних соглашений о создании зоны свободной торговли.


Основным "камнем преткновения" в европейско-латиноамериканском диалоге в вопросе создания ЗСТ является нежелание европейцев допускать на свой рынок качественную сельскохозяйственную продукцию из ЛКА, так как она составляет прямую конкуренцию агропромышленной продукции, производимой странами - партнерами по Евросоюзу и субсидируемой из общего бюджета ЕС. По итогам II саммита ЕС - ЛКА в Мадриде вопрос об экспортных субсидиях агропромышленной продукции был передан для разрешения в рамках ВТО. Надо отметить, что в решении этого вопроса все-таки наблюдается некоторая положительная динамика: Еврокомиссия летом 2004 г. вынесла решение о пересмотре своей политики относительно производства сахара и сокращении экспортных субсидий внутри ЕС. Среди стран ЛКА, к примеру, решение "сахарной проблемы" является ключевой для бразильских предпринимателей, терявших ежегодно в результате европейского протекционизма на экспорте сахара около 400 млн долл. (13).


Другим фактором, замедляющим, по мнению специалистов, образование стратегического альянса между ЕС и ЛКА, является "асимметричность" во взаимной торговле и инвестициях. Профессор немецкого института Иберо-американских исследований Д.Нольте указывает, что "в то время как Евросоюз является для Латинской Америки вторым по величине торговым партнером, основным инвестором и главным источником финансовой помощи, во внешнеэкономических связях ЕС этот регион занимает лишь седьмое место" (14). Кроме того, "ассиметричность" проявляется в различном экономическом весе ЕС на Севере и Юге латиноамериканского региона. К примеру, Мексика и страны ЦАОР (15) больше тяготеют к североамериканской экономике. При этом Мексика около 80% своей внешней торговли реализует с США, в то время как на ее товарооборот с ЕС приходится лишь 7% (2003 г.) (16). Параллельно саммиту в Гвадалахаре со стороны США были предприняты определенные шаги к сближению со своими основными латиноамериканскими партнерами. Так, 28 мая 2004 г. в Вашингтоне было подписано соглашение о создании ЗСТ между США и ЦАОР. Кроме того, были завершены переговоры о подписании аналогичного соглашения с тремя странами Андского региона - Колумбией, Перу и Эквадором.


Евросоюз составляет ощутимую конкуренцию североамериканской экономике на юге ЛКА: на долю Евросоюза в 2003 г. приходилось 23,5% внешней торговли южноамериканских стран (на долю США и Канады - 20,1%). Инвестиции, направляемые из стран ЕС в южноамериканские страны, достигли 137 млрд долл. (из США - 83 млрд долл.) (17). По словам Д.Нольте, именно по этой причине соглашение о свободной торговле между ЕС и Меркосур могло бы иметь особое геополитическое и важное экономическое значение для обеих сторон (18). Однако решающий шаг навстречу стратегическому альянсу остается за Евросоюзом, так как напрямую зависит от его готовности открыть единый европейский рынок для латиноамериканских производителей.


Другая форма стратегических союзов в настоящий момент развивается между самими латиноамериканскими странами. К примеру, предпочтительной стратегией Бразилии стало образование ассоциации свободной торговли Южной Америки. Первым шагом к ее созданию некоторые аналитики по праву называли недавнее соглашение об образовании зоны свободной торговли между АСН и Меркосур. Действительно, в конце 2004 г. лидеры стран Южной Америки подписали в Перу соглашение о создании нового регионального блока - Южноамериканского сообщества наций, в который войдут государства Меркосур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), страны Андского региона (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор), а также к договору присоединяются Гайана, Суринам и Чили.


ПУТИ И МАСШТАБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Как уже было сказано, для ЛКА Евросоюз остается вторым по важности после США торговым партнером: его доля во внешнеторговом обороте этих стран составляет около 12% (19). В общем объеме внешнеторговых операций Евросоюза доля стран ЛКА составляет всего лишь 5%. В экспортных поставках доля ЛКА достигла наивысшего показателя в 1999 г. и составила 6,1%. В новом веке доля латиноамериканских стран в экспорте ЕС стала постепенно снижаться и по итогам 2003г. практически достигла показателя 1990 г. - 4,5% (см. таблицу 1).


Т а б л и ц а 1


ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СТРАН ЕВРОСОЮЗА С ЛКА (млрд евро и в %)


Источник: EUROSTAT. Statistical Yearbook. Date 1958-2003. Brussels, 2004, p. 38-44.


Основными европейскими странами - экспортерами продукции на рынки ЛКА в 2003 г. были: Германия на сумму 12,5 млрд евро (или 28,8% всех экспортных поставок ЕС в ЛКА), Италия (14,3), Испания (13,6), Франция (13,4), Великобритания (8,1) и Голландия (5,1%). Европейские товары, по итогам 2003 г., направляются в наиболее крупные и экономически развитые страны ЛКА: Мексику на сумму 14,1 млрд евро (или 33% экспорта ЕС в ЛКА), Бразилию - 12,1 млрд евро (28% экспорта ЕС в ЛКА), Чили - 2,9 млрд евро (7%), Аргентину - 2,6 млрд евро (6%) (20).


Что касается импорта из стран ЛКА, то объем поставок в период 2000-2003 гг. оставался примерно на одинаковом уровне и был немного ниже 50 млрд евро в год. Основными покупателями латиноамериканской продукции, продовольствия и сырья в ЕС являются Голландия (на сумму 7,9 млрд евро, или 16,5% общеевропейского импорта из ЛКА), Германия (15,5%), Великобритания (14,4%), Испания (13,6%), Италия (12,6%) и Франция (9,9%). Основными латиноамериканскими поставщиками на рынок ЕС являются: Бразилия - на сумму 17,9 млрд евро (38% в импортных поставках ЕС из ЛКА), Мексика - 6,2 млрд евро (13%), Аргентина - 5,9 млрд евро (13%), Чили - 4,8 млрд евро (10%). Замедление темпов роста европейско-латиноамериканской торговли в новом веке происходит по вполне объективным причинам: увеличивается объем внутрирегиональной торговли как в Западном полушарии, так и на общеевропейском экономическом пространстве; происходит постепенная географическая переориентация внешней торговли ЕС на Восток, появляются новые взаимовыгодные торговые партнеры в других регионах - Китай, страны Юго-Восточной Азии, Индия. Однако, несмотря на новые тенденции в мировой торговле, Евросоюз и страны ЛКА будут стремиться сохранить свои позиции во взаимном товарообмене, и, по возможности, в среднесрочной перспективе их расширить, учитывая включение в состав "единой Европы" государств Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).


ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА


Согласно результатам исследования, проведенного экспертами ЭКЛАК, расширение Евросоюза будет иметь резонанс не только в экономиках новых стран - участниц европейской интеграции, но и неминуемо скажется на внешнеэкономических связях ЕС. По мнению зарубежных экспертов, расширенный Евросоюз, укрепляя свои позиции в мировой экономике, прежде всего будет стремиться активизировать и повышать эффективность своего участия в международных организациях, таких, как ВТО (21).


С точки зрения возможных перспектив для южноамериканских партнеров Евросоюза совершенно очевидно, что динамика развития единого европейского рынка в среднесрочной перспективе предоставит некоторым латиноамериканским странам новые торговые возможности, прежде всего через сокращение торговых издержек в сотрудничестве с восточноевропейскими партнерами. В исследовании ЭКЛАК указывается, что новые участники европейской интеграции посредством действующей Генеральной системы преференций (ГСП), предоставляемых со стороны ЕС в одностороннем порядке для неассоциированных членов, должны будут также гарантировать со своей стороны для таких стран более благоприятные таможенные режимы в торговле (22). Однако ГСП имеет для латиноамериканских стран ряд существенных недостатков: она гарантирует предоставление только таможенных льгот и не затрагивает нетаможенные ограничения в торговле с Евросоюзом. Поэтому существенные преимущества для южноамериканских стран в торговле с восточноевропейскими государствами может предоставить лишь образование ЗСТ с европейским общим рынком.


В ходе процесса расширения Евросоюза возобновились дебаты в международных экономических кругах относительно рисков от возможного смещения торговли в рамках единого европейского пространства. В период 1999-2003 гг. страны ЦВЕ - претенденты на вступление в ЕС, увеличили свою долю в общеевропейском импорте с 9 до 11,8% (или с 69,7 млрд евро до 116,8 млрд). Экспорт ЕС, направляемый в страны ЦВЕ, за тот же период возрос примерно в 1,5 раза - с 88,9 млрд евро до 130,3 млрд (или с 11,7% до 13,3%, см. таблицу 2).


Т а б л и ц а 2


ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ ЕС СО СТРАНАМИ ЦВЕ* И ЛКА


________


* Новые участники европейской интеграции: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.


Источник: EUROSTAT. Statistical Yearbook. Data 1958-2003, p. 38-40, 42-44.


В то же время латиноамериканские страны, имеющие схожую с ЦВЕ структуру экспортируемой в ЕС агропромышленной продукции, из-за протекционистской политики европейского рынка смогли лишь незначительно повысить свое участие в общеевропейском импорте: с 37,2 млрд евро (1999 г.) до 47,9 млрд евро (2003 г.), сохранив в нем постоянную долю - 4,9%. Что касается экспорта ЕС в страны ЛКА, то в период 1999-2003 гг. проявилась тенденция к снижению его стоимости с 45,8 млрд евро до 43,4 млрд, лишь с относительным его повышением в 2000 и 2001 гг.


К примеру, в 2002 г. только 1% внешнеторгового оборота десяти государств - новичков европейской интеграции приходился на страны ЛКА. Этот факт можно воспринимать как существенный недостаток во взаимном товарообмене, но также его можно рассматривать как потенциальный резерв расширения межрегиональной торговли.


Экспертами ЭКЛАК особо подчеркивается, что сокращение доли латиноамериканских поставок в ЕС наблюдается именно в тех секторах экономики, которые являются ключевыми во взаимной торговле стран Западной и Восточной Европы (в основном агропромышленная и текстильная продукция).


Кроме того, представителями официальных и деловых кругов в Европе весьма активно обсуждается другой не менее важный вопрос: о влиянии процессов углубления и расширения европейской интеграции на перспективы ЭВС и устойчивость единой европейской валюты евро. Идея развития Евросоюза "вширь" подразумевает присоединение к Союзу экономически менее развитых стран ЦВЕ, адаптация которых к европейским стандартам требует дополнительного отвлечения финансовых ресурсов из общего бюджета ЕС, который, по мнению экспертов слишком мал для подобных целей. Тем более, что львиная доля его средств направляется на поддержание единых цен на сельскохозяйственную продукцию (23). Ряд зарубежных экспертов сходятся во мнении, что процесс расширения европейской интеграции в среднесрочной перспективе будет отвлекать внимание Брюсселя на решение вопросов поддержания внутренней политической и экономической стабильности, тем самым в некоторой степени ослабляя интенсификацию внешнеэкономических связей с другими регионами.


В среднесрочной перспективе развитие межрегионального сотрудничества между Европой и латиноамериканским регионом станет определяться процессами экономической и торговой кооперации на американском континенте. Многое будет зависеть от того, как скоро Брюссель продемонстрирует готовность пойти на "уступки" в либерализации торговли с субрегиональными интеграционными блоками ЛКА. По прогнозам европейских аналитиков, развитие региональной интеграции в ЛКА будет строиться по принципу модели, схожей с НАФТА, т.е. с приоритетной ориентацией на торговые сферы. Это, по сути, сильно отличается от европейской интеграционной модели, которая способна сочетать в себе сильные политические инструменты и наднациональные институты.


Согласно исследованиям, проведенным под эгидой ЭКЛАК, процесс интенсификации экономических отношений между ЕС и интеграционными экономическими зонами ЛКА в краткосрочной перспективе будет подвержен влиянию ряда неблагоприятных факторов. К ним относятся современные приоритеты Евросоюза, направленные на страны ЦВЕ. Кроме того, политическая и экономическая ситуация в некоторых государствах ЛКА не соответствует в полной мере той региональной стабильности, которую ищут европейские инвесторы в качестве платформы для "глобального производства" и тесной торгово-экономической кооперации. Тем не менее, Меркосур и в частности Бразилия, как и прежде, будут способны привлекать к себе повышенное внимание европейцев. Возможные "прорывы" в торгово-экономическом взаимодействии ЕС с Центральноамериканским общим рынком (доля ЕС во внешнеторговом обороте ЦАОР в 2002 г. составила 10,4%, доля США и Канады - 41,8%) и Андским сообществом наций (2003 г. доля ЕС во внешнеторговом обороте АСН составила 13%, США и Канады - 40,4%) будут во многом определяться ходом развития интеграции на континенте и переговоров в рамках ВТО.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 А.И.Г л и н к и н, В.В.К у з ь м и н, А.А.Л а в у т, Л.Я.Н у т е н к о, В.П.С у д а р е в. Интеграция в Западном полушарии и Россия. М., 2004.
2 Проблемы и перспективы экономического и валютного союза в условиях расширения Евросоюза. - Информационно-аналитические материалы НИИ ЦБ РФ. М., 2004, выпуск 4 (48).
3 W.G r a b e n d o r f f. El potencial y los desafios de la nueva integracion en America Latina y su relacion con la Union Europea. Madrid, 2000, boletin 65, p. 95-129.
4 America Latina en la agenda de transformaciones estructurales de la Union Europea. - CEPAL, julio de 1999.
5 El Pais. Madrid, 6.II.2000; 11.III.2001.
6 В.С т и в е н с. Влияние Европы на Латинскую Америку. - Internationale Politik. Посольство ФРГ в Москве, 09/2001, с. 19.
7 IADB. Direct Foreign Investment in Latin America. Washington, 1996, p. 14.
8 J.C.M a r t i n e z P i v a. El Caribe y la Union Europea: un nuevo balance. - Nueva Sociedad. Caracas, 2004, N 190, p. 111.
9 Цит. по: М.С.С т е п а н о в. Поиски путей сближения. - Латинская Америка, 1999, № 12, с. 35.
10 Цит. по: В.С т и в е н с. Указ. соч., с. 22.
11 Clarin. Buenos Aires, 31.V.2004; http:// www.clarin.com
12 W.G r a b e n d o r f f. La estrategia birregional y sus limitaciones en un mundo unipolar. - Nueva Sociedad, 2004, N 189, p. 97-109.
13 Folha. Brasilia, 5.VIII.2004.
14 D.N o l t e. ?Avances en el camino hacia una alianza estrategica? - Friedrich Ebert Stiftung en el Cono Sur, 2004, p. 2-3.
15 ЦАОР - Центральноамериканский общий рынок: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор. 16 Ibidem, p. 3.
17 Inter-American Development Bank, 2004, p. 27.
18 Ibidem.
19 CEPAL. Panorama de la Insercion internacional de America Latina y el Caribe, 2001-2002. Santiago de Chile, 2003, Cuadros 1.1.B, 1.1.C.
20 EUROSTAT. Statistical Yearbook. Data 1958-2003. Brussels, 2004. p. 40.
21 America Latina en la agenda de transformaciones estructurales de la Union Europea. -CEPAL. Serie "Temas de coyuntura", 1999, p. 33-35.
22 Ibidem.
23 Информационно-аналитические материалы НИИ ЦБ РФ, с. 49.

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005