ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Е.Х.Гаврилова, Ю.Ф.Погорелов
Социальные проблемы и вклад МАБР в их решение
(Окончание. Начало см.: Латинская Америка, 2005, № 7)
ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЛАТИНО-КАРИБСКИХ СТРАН
Социальные аспекты развития всегда были объектом внимания Межамериканского банка развития - крупнейшей региональной межгосударственной кредитно-финансовой организации мира, в значительной мере определяющей инвестиционный климат в регионе. Но безусловно приоритетными они становятся начиная с 1994 г., когда в докладе, посвященном необходимости очередного, восьмого по счету пополнения ресурсов банка, специально рекомендовалось расширить и усовершенствовать деятельность, направленную на решение социальных вопросов. При этом отмечалось, что последнее не всегда зависит от объемов финансирования, нередко больший эффект может дать совершенствование самих систем предоставления социальных услуг (1). МАБР был призван содействовать рентабельности затрат на социальные нужды, помогать преодолению проблем, связанных не только с недостатком ресурсов, но и с неэффективностью и неравномерностью их предоставления. Если за период с 1961 по 2000 г. банк выделил на цели социального развития 29,7% займов (31581,3 млн долл.), то в 2001 г. - 37,9% (2977,9 млн долл.), а в 2003 г. - 69,4% (4719,2 млн долл.). Кредиты для инвестирования в программы по борьбе с бедностью превысили 1 млрд долл. (2).
Социально ориентированная деятельность банка прошла три этапа. На первом из них МАБР акцентировал внимание на развитии социальной инфраструктуры - университетов, школ, клиник. (Первый займ на развитие высшей школы был предоставлен Мексике в 1965 г.). Однако практика показала, что сама по себе инфраструктура не может улучшить сферу социальных услуг: в школах не хватало учителей, в поликлиниках - лекарств, в больницах - оборудования. Например, исследование образовательных проектов, проведенное аппаратом главного экономиста МАБР, показало, что наибольшие трудности связаны с недостаточным количеством учебников, слабой подготовкой преподавательского состава и плохим состоянием школьных зданий. Поэтому МАБР счел необходимым принять меры по повышению качества социальных услуг. И хотя "традиционные" кредиты продолжали предоставляться, возросла доля средств, выделяемых на повышение профессионального уровня занятых в образовании и здравоохранении: если до 1975 г. они составляли менее 2% ресурсов, выделяемых этим отраслям, то в 1991-1995 гг. возросли до 7% (3).
Однако, изучая итоги реализации программ в социальной сфере, специалисты МАБР пришли к выводу, что результаты не всегда имеют значительный и продолжительный эффект. Внешняя финансовая поддержка плодотворна, если она позволяет устранить глубинные причины того или иного негативного явления, в противном случае она приводит лишь к временному и внешнему устранению его проявлений. Так, закончив программу по повышению квалификации учителей, уместно задать вопрос, как долго будет сохраняться более высокий уровень обучения, насколько в этом заинтересованы учителя, администрация школ, существуют ли стимулы к тому, чтобы преподаватели повышали свою квалификацию.
Третий этап социальной деятельности банка отмечен осознанием того, что для достижения длительного успеха необходимы комплексный подход к решению проблем, тщательное изучение ситуации в той или иной стране, тесный диалог с правительством. Финансовые операции МАБР способны помочь в сборе, анализе и распространении соответствующей информации, позволить провести эксперимент с введением новых форм в сфере предоставления социальных услуг, привлечь силы к оценке необходимых капиталовложений и к инвестированию средств, найти механизмы, позволяющие преодолеть дефекты в функционировании существующих систем социальных услуг.
Наряду с расширением социальной инфраструктуры приоритеты отдаются системным изменениям в этой сфере. Кредиты МАБР все чаще направляются на расширение общественного участия в управлении в области здравоохранения и образования, на совершенствование механизмов государственного социального инвестирования с целью помощи бедным, на включение социальных проектов в программы городского развития, на рационализацию финансовых потоков, на участие неправительственных организаций в предоставлении социальных услуг, на повышение административной и финансовой самостоятельности институтов, напрямую предоставляющих услуги, в целом - на внесение структурных изменений, способствующих совершенствованию социальных услуг.
Вместе с тем, для преодоления бедности нужны конкретные шаги в различных областях, чтобы экономический рост способствовал росту благосостояния всех слоев населения. Необходимо расширение возможностей для бедных, более равномерное распределение как социальных услуг (например, в сфере образования), так и материальных ресурсов (перераспределение земли), уничтожение препятствий к социальной интеграции по этническому, расовому и половому признакам, формирование более эффективного и социально ответственного государства, деятельность которого отвечала бы нуждам бедных слоев населения.
Например, среди проектов, для реализации которых МАБР одобрил кредиты в 2003 г., можно назвать чрезвычайную программу социальной защиты (1500 млн долл.) и вторую фазу программы сокращения последствий кризиса для бедных (400 млн долл.) в Аргентине, проекты по расширению медицинского обслуживания и росту общественной безопасности (400 млн), чрезвычайную социальную программу (1250 млн) и проект по строительству доступного жилья (150 млн долл.) в Колумбии, программы социальной защиты (30,0 млн) и начального и дошкольного образования (23,4 млн) в Парагвае, проекты по развитию здравоохранения (6,4 млн) в Коста-Рике, оздоровлению городской среды и сокращению бедности (8,5 млн долл.) в зоне Колон в Панаме, первую фазу жилищной программы в Перу (60 млн долл.), проекты по улучшению школьной подготовки (12,5 млн долл.) в Суринаме, по укреплению финансовой системы в сельской местности (300 млн) в Мексике, инвестиции в обеспечение питьевой водой сельских районов (50,0 млн) в Гватемале, на программы по развитию отдельных областей и сокращению бедности (вторая фаза, 35,0 млн), усилению общественной безопасности в долине Сула (20 млн долл.) в Гондурасе (4).
Сокращение бедности и преодоление социального неравенства относятся к приоритетным целям МАБР. Его деятельность в этой области ведется по четырем направлениям: поддержка выработки стратегий по борьбе с бедностью в странах-заемщиках, предоставление кредитов на финансирование соответствующих проектов, проведение исследований, помогающих в разработке политики и программ по борьбе с бедностью и повышающих их эффективность, постоянный мониторинг условий жизни в странах региона. Банк начал разрабатывать стратегию по сокращению бедности и преодолению социального неравенства, что получило одобрение его исполнительной дирекции в июле 2003 г. (5).
МАБР проводит форумы, конференции с широким участием высоких представителей стран-членов, постоянно привлекая внимание к проблемам бедности, неравенства, неравноправия женщин, этнических групп и т.п. В рамках технического сотрудничества банк расширил помощь в решении таких проблем, как повышение роли женщины, дошкольное воспитание, развитие рынков рабочей силы. Он поддерживает программу по совершенствованию мониторинга условий жизни населения, которая с 2003 г. распространена на англоязычные карибские страны (6).
Для более успешного проведения реформ, нередко вызывающих отрицательное отношение к ним населения, банк помогает в налаживании "социального диалога". Так, предоставление 5 млн долл. Тринидаду и Тобаго предполагает реформу государственного сектора, предусматривающую разработку правительством долгосрочной стратегии на основе консультаций с основными заинтересованными сторонами, в том числе и с политической оппозицией (7).
В своей деятельности МАБР уделяет значительное внимание улучшению положения различных этнических групп, более активной интеграции их представителей в общество, преодолению каких-либо форм расово-этнической дискриминации. Различные инвестиционные проекты социальной ориентации включают конкретные положения помощи индейцам и другим национальным меньшинствам. За период с мая 2001 по 2003 г. около 15 операций банка было адресовано потомкам африканцев. В странах со значительной долей индейского населения большинство проектов в сфере начального образования теперь предусматривает обучение на двух языках. Более 10% операций МАБР в социальной сфере в 2001-2003 гг. прямо или косвенно способствовали улучшению положения индейцев (8).
Межамериканский банк продолжает поддерживать инициативы по развитию индейских общин, их самоуправления, по сохранению традиционных видов деятельности. В 2003 г. дан старт реализации стратегии по развитию индейцев, была сформулирована новая политика, ориентированная на проведение охранных мер, которые позволят предупредить, смягчить или компенсировать негативные последствия строительства инфраструктурных сооружений в районах плотного проживания индейского населения. В рамках этой политики предусмотрено стимулирование производственной деятельности индейцев, которая закрепит их позиции на занимаемой территории, сохранит среду обитания и будет соответствовать их культурным традициям. Помимо этого для индейцев открывается равный доступ к социальным и финансовым услугам, к защите их индивидуальных и коллективных прав (9).
В странах Латинской Америки и Карибского бассейна до 40 млн детей и подростков большую часть времени проводят на улице, вне семьи и школы. Причина этого явления - бедность, разрушающая внутрисемейные связи, заставляющая совсем юных людей искать грошовый заработок, воровать, заниматься проституцией. Их образовательный уровень не превышает четырех классов, нередко они сами становятся жертвами преступлений, в том числе убийств.
В течение ряда лет банк выделяет ресурсы для развития основных услуг, предназначенных в первую очередь обездоленным детям и подросткам (медико-санитарные, охрана детства, дошкольное воспитание, образование). В 1998 г. МАБР разработал интегральную стратегию защиты раннего детства, содержащую комплекс мер, призванных удовлетворить потребности детей, особенно тех, кто находится в условиях повышенного риска. Стратегия предусматривает также широкое использование средств информации: в 2000 г. банком в рамках региона была начата соответствующая информационная кампания, которая должна не просто привлечь общественное внимание к этой непростой проблеме, но и помочь ее решению. Дети улицы должны восприниматься не как изгои, представляющие собой источник опасности, а как люди, которые могут быть включены в нормальную жизнь общества. В качестве первого шага Норвежский фонд инноваций социальных программ, находящийся в трастовом управлении МАБР, провел в Мехико техническое совещание с участием правительственных и неправительственных организаций, социологов и специалистов в области информации с тем, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию и наметить основные линии проведения кампании, получившей наименование "Не зовите меня ребенком улицы" (10). Проблемам детского труда был посвящен семинар, прошедший в Манагуа (Никарагуа, 2003 г.). Банк финансировал программы по совершенствованию рынков труда, примером может служить предоставление Многосторонним инвестиционным фондом, входящим в "Группу МАБР", безвозмездной ссуды Перу в целях развития системы трудового обучения молодежи.
В 2003 г. при Межамериканском банке был создан новый трастовый фонд, призванный способствовать более полной интеграции в общество потомков африканцев, индейцев, инвалидов, ВИЧ-инфицированных, женщин из бедных слоев населения.
Банк предоставляет финансовые средства для укрепления общественной безопасности, сокращения преступности, в том числе молодежной. Такие кредиты получали Чили, Колумбия, Перу, Гайана, Ямайка, Гондурас (11).
Рассматривая образование как катализатор развития, МАБР уделяет значительное внимание проектам в этой сфере. Как уже упоминалось, первый кредит на образование был предоставлен в 1965 г. Но если вначале акцент делался на развитие высшей школы, то с 80-х годов банк увеличил финансирование программ и проектов, связанных преимущественно с дошкольным, начальным и средним образованием и прежде всего направленных на улучшение его качества, которое в странах региона весьма низкое. Колумбия - единственная латиноамериканская страна, принявшая участие в экзамене по математике для учащихся восьмых классов, проводившемся Международной ассоциацией по оценке знаний, - заняла второе место от конца среди 42 стран-участниц (по крайней мере, в десяти из последних уровень дохода на душу населения был такой же или ниже, чем в Колумбии). В 1992 г. Венесуэла и Тринидад и Тобаго участвовали в обследовании той же ассоциацией беглости чтения в восьмых классах. Хуже Венесуэлы были результаты только у Нигерии, Зимбабве и Ботсваны. Тринидад и Тобаго обогнала помимо этих стран Таиланд и Филиппины. Ниже Бразилии на международном экзамене по математике в 1992 г. были только результаты Анголы (12).
Первый кредит на развитие начального образования был выделен Колумбии в 1976 г. С этого момента банк начал увеличивать кредитование проектов, связанных с начальной школой. А с 1994 г. возросло финансирование среднего и технического образования. Предоставление ресурсов на нужды высшей школы, науки и технологий стало сокращаться с 1989 г., хотя, учитывая стратегическое значение науки и технологий, эксперты МАБР считают, что финансирование этих отраслей увеличится (13).
Банк стремится сделать начальное и среднее образование доступным для более широких слоев населения и одновременно улучшить его качество. Последнее предполагает повышение профессионального уровня преподавателей, обеспечение учебными материалами, внедрение, особенно в средней школе, новейших методов подготовки. Программы использования современных технологических возможностей продвигаются постепенно. МАБР широко прибегает к практике проектов-пилотов, позволяющих сначала отрабатывать ту или иную программу в небольших масштабах, а в случае успешных результатов - распространять ее шире (14).
В сфере высшего образования поддерживаются наиболее одаренные студенты, финансируются приоритетные направления научной работы, например, имеющие стратегическое значение для конкретной страны, идут процессы интернационализации высшей школы, расширения связей между высшими учебными заведениями субрегионов американского континента, осуществляется содействие повышению квалификации преподавателей, освоению ими новых методов обучения студентов. Хотя в большинстве случаев банк участвует в государственных проектах, он может предоставить финансирование и частным исследовательским центрам, и университетам.
Традиционной проблемой для Латинской Америки, как уже отмечалось, являются неравные возможности получения высшего образования для молодежи из разных социальных слоев. МАБР положительно относится к проектам, направленным на облегчение доступа к высшей школе выходцев из бедных семей, предоставление стипендий или кредитов нуждающимся в этом студентам.
В своей деятельности в сфере образования МАБР тесно сотрудничает со Всемирным банком, ЮНЕСКО, ЭКЛАК, ЮНИСЕФ, Агентством Соединенных Штатов по международному развитию (USAID). Он стремится развивать диалог с негосударственными и общественными организациями, проявляющими интерес к сфере образования, а также действующими в этой области многочисленными частными учреждениями.
Важнейшее направление социальной деятельности Межамериканского банка развития - поддержка малого и прежде всего микропредпринимательства. В настоящее время около 40% пятисотмиллионного населения стран Латинской Америки и Карибского бассейна относятся к бедным и беднейшим слоям (15). В этих условиях микропредпринимательство является важным инструментом, позволяющим лицам с низкими доходами посредством производственной и непроизводственной деятельности, управляемой рыночными силами, в одних случаях выжить, в других - создать, расширить и укрепить свое дело.
Вклад микробизнеса, т.е. фирм, по определению банка, с числом работающих 10 и менее человек и с активами до 20 тыс. долл., в увеличение занятости, рост производства и доходов огромен. В регионе на них приходится 80% всех предприятий и около половины всех рабочих мест. Более 50 млн микропредприятий дают в разных странах от 10% до 50% национального продукта и обеспечивают занятость от 33% (Аргентина) до 80% (Перу) экономически активного населения (16).
Разрабатывая стратегию поддержки микропредпринимательства в регионе, МАБР широко использовал свой длительный опыт работы в этой сфере. Первый важный шаг банк сделал еще в 1978 г., начав финансирование инновационной Программы малых проектов. В соответствии с ней частные некоммерческие организации (главным образом неформального и полуформального финансового сектора - неправительственные организации, кредитные кооперативы и т.п.) получили доступ без правительственных гарантий к прямым кредитам, которые в свою очередь направлялись лицам с низкими доходами в виде микрокредитов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности. Все это, с одной стороны, способствовало созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни женщин, молодежи, членов индейских общин и других маргинальных групп, а с другой - укреплению гражданского общества за годы до того, как этот термин стал общеупотребительным.
В 90-е годы роль МАБР в области поддержки микропредпринимательства в странах Латинской Америки и Карибского бассейна усиливается. Успешные результаты, полученные с помощью Программы малых проектов, позволили банку разработать и внедрить новые финансовые инструменты - "глобальные" кредиты для микробизнеса, сочетание различных операций при реализации малых проектов и др.
Глобальные кредиты с 1990 г. предоставляются центральным банкам и корпорациям развития стран региона. В дальнейшем эти средства передаются финансовым посредническим организациям формального сектора (коммерческим банкам, финансовым компаниям и т.п.), работающим либо напрямую с микропредприятиями, либо с ассоциациями и кооперативами, обеспечивающими микрокредитами своих членов или клиентов. Главной особенностью кредитов из этого источника является то, что они предоставляются по рыночным ставкам и направляются, в первую очередь, не на поддержку наиболее бедных групп населения, а на увеличение перечня услуг, оказываемых формальными финансовыми институтами, т.е. на расширение рынка микрокредитов в целом. Шире и диапазон действия глобальных кредитов: они предназначены не только мельчайшим, но во многих странах и мелким предприятиям.
Программы экономических реформ 80-90-х годов привели к значительным структурным изменениям в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, к ускорению развития их экономик. Однако либерализация в сфере финансов, исчезновение многих государственных банков развития, изменение инвестиционного климата, создание новых регулирующих механизмов не решили многие и даже породили новые проблемы для микробизнеса. Исходя из этого, МАБР разработал стратегию поддержки микропредпринимательства и приступил к ее практической реализации. Все элементы программы имеют универсальный характер, т.е. в ней заложены общие подходы, позволяющие разрабатывать для каждой страны региона собственную стратегию поддержки микропредпринимательства, учитывающую национальные особенности.
Главная задача стратегии заключается в расширении экономических возможностей стран региона путем устойчивого и динамичного развития микропредприятий. Для ее решения упор делается на создании условий, необходимых для развития и роста микробизнеса. В связи с этим ставятся следующие конкретные цели:
- разработка и совершенствование адекватной экономической политики и регулирующих механизмов;
- создание устойчивых институтов, предоставляющих финансовые и нефинансовые услуги, которые могут наиболее полно удовлетворять спрос микропредприятий;
- расширение доступа микропредпринимателя к указанным услугам;
- постоянное увеличение ресурсов, направляемых в микропредпринимательство.
Стратегия включает два основных направления: реформирование политики и институциональное развитие. При этом финансовые средства банка используются прежде всего для стимулирования частного сектора, имеющего огромный потенциал для инвестирования в микропредпринимательство.
Усилия банка направляются и на поддержку в странах региона экономических, законодательных, регулирующих реформ, которые охватывают сферы налогообложения, регулирования рынков товаров, услуг и капитала, регистрации юридических лиц, получения лицензий и т.д. Сюда входит и оказание помощи в разработке юридических норм, облегчающих кредиторам формального сектора микрокредитование предпринимателей и стимулирующих конкуренцию в этой области.
Поддержка и укрепление институтов формального и неформального секторов, повышение их способности надежно предоставлять услуги микробизнесу являются важными элементами стратегии. Институциональное развитие направлено на оказание помощи прежде всего таким организациям и финансовым посредникам, которые способны наряду с финансовыми предоставлять и нефинансовые услуги, постоянно расширять круг потребителей, повышать качество и эффективность самих услуг.
Институциональное развитие нуждается в росте финансовых ресурсов, без которых невозможно увеличить масштабы услуг, предоставляемых микропредприятиям. МАБР стимулирует привлечение кредитных средств, направляемых посредническим финансовым институтам по рыночным ставкам. Главная особенность и привлекательность таких кредитов заключается в их долгосрочности.
Для поддержки финансовых посредников, преимущественно формального сектора, стимулируется передача улучшенных и инновационных технологий микрокредитования, что позволяет снижать затраты на трансакции и кредитные риски. Всестороннюю поддержку получают и неформальные финансовые учреждения, в результате чего они интегрируются в формальную финансовую систему и получают более широкий доступ к рынку капиталов, что существенно повышает их возможности в области мобилизации финансовых ресурсов.
МАБР стимулирует разработку новых финансовых продуктов и инструментов, таких, как среднесрочные и долгосрочные кредиты, лизинг, факторинг и др., и в свои проекты включает механизмы поддержки этих новых для микропредпринимательства услуг.
Накопительные счета, депозитные услуги укрепляют микрофинансы, а правильная организация сбережений на местах делает институты микрофинансирования более устойчивыми. Поэтому важными элементами стратегии МАБР являются мобилизация сбережений, создание финансовых продуктов, учитывающих спрос микроклиентов.
В силу того, что ресурсы банка не безграничны, а финансовые потребности неправительственных организаций, обслуживающих микробизнес, постоянно растут, МАБР не может оставаться для них главным источником финансовых средств. Поэтому он направляет свои ресурсы прежде всего на осуществление пилотных инновационных проектов, дающих большой эффект и, что самое главное, позволяющих повторять их в рамках других более крупных программ.
Банк широко поддерживает создание и укрепление институтов, специализирующихся на предложении микропредпринимателям нефинансовых услуг. В этих целях разрабатываются проекты по улучшению качества программ подготовки кадров, предоставлению технической помощи, маркетингу. Таким образом микробизнес получает юридическую помощь, расширяет свой опыт в области подписания контрактов с более крупными фирмами и получения технологий, повышающих производительность, что в конечном счете дает ему больший доступ к более прибыльным сегментам рынка.
Для поддержки микропредпринимательства МАБР старается привлечь средства частных инвесторов. Однако, частные инвестиции нуждаются в макроэкономической стабильности, благоприятном инвестиционном климате, понятных юридических нормах, оценивающих надежность действующих институтов микрофинансирования, а также в полной информации, подтверждающей устойчивость этих институтов. Поэтому банк предпринимает значительные усилия, направленные на формирование этих условий. Он стремится комбинировать используемые инструменты, чтобы их эффективность взаимно повышалась.
Межамериканский банк по различным каналам осуществляет политический диалог со странами-заемщиками, всемерно способствуя созданию условий для развития в них микропредприятий. Совместно с правительствами стран региона разрабатываются национальные программы поддержки микробизнеса, проводится исследовательская работа, распространяется необходимая информация.
Огромный опыт МАБР показывает, что реализация его проектов по содействию развитию микропредпринимательства может быть успешной при наличии в каждой стране политических и регулирующих механизмов, обеспечивающих функционирование институтов, предоставляющих предприятиям такого рода необходимые финансовые и нефинансовые услуги. Банк уделяет особенное внимание подготовке условий для успешного осуществления кредитных и инвестиционных программ микропредпринимательства. Для преодоления препятствий, затрудняющих его развитие, разрабатываются более крупные программы и проекты, например, развития мелкого и среднего предпринимательства, реформ финансового сектора и т.п., в которые составной частью включается поддержка микробизнеса.
Главными оперативными инструментами стратегии для инвестиций в развитие мельчайшего предпринимательства на первом этапе стали проверенные временем Программа малых проектов, обеспечивающая финансовыми ресурсами прежде всего некоммерческие организации, и глобальные кредиты для микропредприятий, направляемые в основном коммерческим банкам.
Однако процесс реализации стратегии выявил недостаточную эффективность Программы малых проектов, в силу чего с 1998 г. она была преобразована в Программу социального предпринимательства. В отличие от первой новая программа делает упор на оказание помощи микропредпринимателям во всех областях экономики - промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере услуг. Ее главное требование - проекты должны быть инновационными, направленными на социально-экономическое развитие. Новым является и требование к проектам обеспечивать доходность, достаточную для возврата микрокредитов, полученных предпринимателями, чтобы институты, предоставившие их, могли оказывать услуги и после завершения проектов.
Эта программа получила широкую известность благодаря высокой отдаче при проведении относительно небольших операций: например, в 2003 г. в ее рамках банком из Фонда специальных операций и трастовых фондов было предоставлено 17 кредитов и небольших безвозмездных ссуд на общую сумму 8,3 млн долл. (17). Примером их использования могут служить поддержка мелких производителей кофе Перу, помощь в организации искусственного разведения креветок в Сальвадоре. Сальвадорский проект сочетал ресурсы различных частных предприятий с ресурсами банка, выделенными для финансирования поставщиков микропредпринимателей. В том же году Италия внесла 5 млн евро на создание трастового фонда, призванного финансировать Программу социального предпринимательства (18).
МАБР внес изменения и в процесс предоставления глобальных кредитов. Они стали интегральными, т.е. предназначены не только для расширения доступа к микрокредитам, но и для модернизации микропредприятий путем укрепления финансовых институтов и организаций, обеспечивающих профессиональную подготовку микропредпринимателей. Таким образом, глобальные кредиты способствуют интегрированию микропредприятий в формальную финансовую систему и в национальную экономику в целом.
Техническое содействие, осуществляемое главным образом на безвозмездной основе, является эффективным инструментом поддержки микропредпринимательства. Оно используется для реформирования политики в странах региона, поддержки институционального развития, программ подготовки кадров и технической помощи, прединвестиционных работ. Благодаря техническому содействию снижаются затраты посреднических организаций, разрабатывающих новые услуги или осваивающих новые рынки.
Важнейшим инструментом поддержки микропредпринимательства стал Многосторонний инвестиционный фонд (FOMIN) - специализированное учреждение, созданное (1992 г.) и управляемое Межамериканским банком развития. За время своего существования Фонд превратился в ведущий механизм "Группы МАБР" по стимулированию развития частного сектора в странах Латинской Америки и Карибского бассейна.
Роль FOMIN в стратегии поддержки микробизнеса многообразна. С одной стороны, фонд (через техническое содействие) выделяет финансовые средства на институциональное развитие и проведение политических реформ, с другой - поддерживает инновационные механизмы, например, инвестиции в капитал посреднических институтов, предоставляющих услуги микропредпринимателям. Действуя как инвестор и получая прибыль, он одновременно стимулирует привлечение в эти институты капиталов новых, прежде всего частных, инвесторов. Фонд разрабатывает механизмы частичных гарантий и страхования рисков с целью расширения доступа неправительственных организаций, занимающихся микрофинансированием, к кредитам коммерческих банков.
В соответствии со стратегией к приоритетным направлениям деятельности FOMIN относятся укрепление и диверсификация институтов и инструментов микрофинансирования, техническая помощь посредническим структурам, всемерное оказание поддержки нерегулируемым посредническим организациям по превращению их в институты формального финансового сектора, увеличение количества микрокредитов, предоставляемых формальными финансовыми учреждениями; повышение качества нефинансовых услуг для микробизнеса и мелких фирм, прежде всего в таких сферах, как маркетинг, контроль за качеством, инновация и передача технологий, опыт управления.
Фонд превратился в основной источник безвозмездной технической помощи развитию мелких и микропредприятий в регионе. За период, прошедший с момента его создания, FOMIN одобрил более 585 проектов на сумму свыше 900 млн долл. (19).
Немалое значение в поддержке микробизнеса в регионе имеет Межамериканская инвестиционная корпорация - автономная организация, созданная в 1989 г. в целях развития средних, мелких и микропредприятий и входящая наряду с FOMIN в Группу МАБР. Об успешном функционировании корпорации свидетельствует, например, то, что стоимость 26 проектов, реализованных в 15-ти странах с ее помощью в 2003 г., составила 193,7 млн долл., что на 57% больше, чем в 2002 г.[o1] (20).
Следует отметить, что эффективность поддержки микропредпринимательства повышается, когда ресурсы предоставляются не только на платной, но и бесплатной основе. Для этого МАБР использует совместное финансирование, создает условия для укрепления действующих и образования новых трастовых фондов. Получаемые средства направляются на техническую помощь и институциональное развитие, главным образом в страны региона, где сегмент микропредпринимательства велик, а ресурсов на платной основе недостаточно.
Для обеспечения поддержки микробизнеса МАБР использует созданную им сеть микропредпринимательства. Она включает три уровня. На первом находится Центр микропредпринимательства, являющийся функциональной структурой банка. Его главная задача - разрабатывать и координировать реализацию стратегии поддержки мельчайших предприятий в регионе, проводить мониторинг и оказывать техническую помощь. Второй уровень включает FOMIN, региональные департаменты банка (подготовка программ и проектов, контроль за их осуществлением), другие офисы МАБР и Межамериканскую инвестиционную корпорацию, правительства стран-кредиторов, доноров и международные организации. На третьем уровне находятся исполнители, т.е. правительства стран-заемщиков, представители частного сектора, неправительственные организации.
Функционирование этой сети позволяет укреплять действующие механизмы и создавать новые, необходимые для практической реализации стратегий поддержки микропредпринимательства.
Межамериканский банк развития успешно стимулирует развитие микробизнеса в 26 входящих в него странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Мобилизовав огромные собственные и привлеченные финансовые ресурсы, банк создал эффективные механизмы и инструменты, позволившие ему разработать действенные технологии микрокредитования и занять заметные позиции в области поддержки микропредпринимательства в регионе.
МАБР, уделяющий внимание решению социальных проблем, выбрал путь, требующий нового стиля работы. Жесткие правила и нормы заменяются гибкой политикой, в которую вносятся поправки по мере осмысления накапливаемого опыта. Чтобы достичь успеха в роли банка социального развития, МАБР должен постоянно учиться, что заставляет его тщательно следить за прохождением проекта, учитывать ошибки, исправлять неверные шаги. Стратегия банка направлена на повышение эффективности социальной сферы. Он стремится прежде всего устранить причины, а не смягчить симптомы социального нездоровья стран региона. Это новый подход, и следовать ему непросто. Инвестиции в социальную сферу сопряжены с определенными трудностями, их результаты не сразу можно оценить, для проведения реформ в этой области МАБР вынужден привлекать дополнительные людские и финансовые ресурсы на протяжении всего периода реализации проектов. Банк обсуждает со странами-заемщиками проекты и программы, формы технической помощи, подготовку специалистов и т.п., что позволяет оптимизировать оказываемую финансовую поддержку.
Устойчивое развитие невозможно на фоне острых социальных проблем, сложность и многообразие которых заставили Межамериканский банк развития активно включиться в их изучение и поиск решения. И хотя банку не всегда удается сразу добиться значительных успехов и кардинальных позитивных сдвигов, его активная деятельность, гибкий подход, богатый опыт заслуживают внимания и изучения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 BID. Apoyo a la reforma en la prestacion de servicios sociales. Una estrategia. Washington, 1996, p. 9.
2 BID. Informe anual 2000. Washington, 2001 p. 35; BID. Informe annual 2001. Washington, 2002, p. 41; BID. Informe anual 2003, p. 11, 43.
3 Apoyo a la reforma en la prestacion de servicios sociales.., p. 9, 10.
4 BID. Informe anual 2003, p. 83, 84, 85.
5 Ibid., p. 19.
6 Ibidem.
7 Ibid., p. 24.
8 Ibidem.
9 Ibid., p. 26.
10 BID. Informe anual 2000, p. 82.
11 BID. Informe anual 2003, p. 24, 25.
12 BID. Reforma de la educacion primaria y secundaria en America Latina y el Caribe. Washington, 2000, p. 11.
13 Ibid., p. 44.
14 Ibid., p. 48.
15 Подсчитано по: BID. Informe anual 1999, p. 23.
16 BID. Estrategia para reducir pobreza. Washington, 1999, p. 6.
17 BID. Informe anual 2003, p. 12.
18 Ibid., p. 33.
19 Ibidem.
20 Ibid., p. 34.