ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 8

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ


В.В.Сбруев, профессор кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского Университета дружбы народов.


Становление периодической печати Испанской Америки


Время становления периодической печати Испанской Америки охватывает бoльшую часть второй половины XVIII в. и первое десятилетие XIX в. В эти годы возникают новые явления, характерные для развития журналистики как общественного института. Во второй половине XVIII в. в испанских владениях в Америке начинает формироваться единый информационный рынок, информация становится не только средством общения между людьми, проживающими на разных континентах или в различных регионах Нового Света, но и орудием управления государством, теми или иными процессами, развивающимися в обществе, а также средством социальной и политической борьбы между различными группами населения.


Становление периодической печати в Испанской Америке неразрывно связано с развитием капиталистических отношений, сменой одних государственных и общественных институтов другими, более совершенными, с расцветом культуры, распространением новых идей и идеалов, а также с работами европейских ученых во многих областях науки. Укоренение идей просвещения в испанских колониях носило достаточно сложный и противоречивый характер.


Пытаясь поставить под контроль новые общественные отношения, многие европейские монархи, включая короля Испании Карла III (1759-1788 гг.), стали проводить политику, получившую название "просвещенный абсолютизм", которая представляла собой не что иное, как "попытку определенной трансформации общества "сверху" посредством развития промышленности, торговли и культуры. Это была своего рода защитная реакция феодально-абсолютистских монархий, вынужденных по велению времени идти на некоторые уступки буржуазии, особенно в области торговли" (1).


В то же время монархия и католическая церковь усиливали контроль над духовной жизнью общества: принимались новые декреты и постановления, которые сводили на нет многие начинания прогрессивной части общества колоний, что особенно наглядно проявилось в последнем десятилетии XVIII в.


Информационная политика Испании в колониальных владениях Америки претерпевает значительные изменения. С одной стороны, резко усиливается светская и духовная цензура, с другой - наблюдается увеличение числа типографий. Во второй половине XVIII в. в различных городах их появляется около


десятка - значительно больше, чем за два предыдущих столетия. Одновременно королевские власти и отдельные слои торговой буржуазии Испании предпринимают ряд мер по усилению своего влияния на экономическую и общественную жизнь колоний. Резко возросли тиражи газет, издававшихся в Испании и распространявшихся на Американском континенте. Если в 1768 г. количество экземпляров отправленных газет "Mercurio" составляло 1180 и "Gaceta" - 14,5 тыс., то в 1779 г. соответственно - 4734 и 57289 (2). Всего с 1768 по 1780 г. в колонии в Новом Свете было отправлено 44311 оттисков первой и 388874 - второй. Периодические издания доставлялись во все крупнейшие города и порты Испанской Америки: Гавану, Гватемалу, Лиму, Панаму, Буэнос-Айрес, Картахену и др.


Оживление торговых отношений в последней трети XVIII в. потребовало и нового информационного обеспечения. Возникала общественная необходимость в основании новых периодических изданий, которые обслуживали бы формировавшуюся торговую и промышленную буржуазию, а также определенные слои господствующего класса.


Одной из таких газет явилась "Correo mercantil de Espana y sus Indias" ("Торговая почта Испании и ее Индий"). Первый номер был напечатан в октябре 1792 г. Газета выходила в Мадриде дважды в неделю - по понедельникам и четвергам объемом восемь полос. В течение короткого времени она стала авторитетным и влиятельным изданием в среде испанской буржуазии. Распространялась она не только в метрополии, но и во всех колониальных владениях, прежде всего в крупнейших портах Нового Света. На страницах газеты публиковались королевские декреты и указы, однако значительная часть материалов носила чисто экономический характер: читателям регулярно сообщались цены на основные товары, которые экспортировались в испанские колонии или импортировались из них (сахар, табак и т.д.), а также любые изменения на торговых биржах Испании и крупнейших портов Европы - Лондона, Амстердама, Генуи и др. Необходимо отметить, что попытки выпуска изданий чисто экономического характера предпринимались в начале XIX в. в отдельных испанских полониях в Америке. В частности, в мексиканском городе Веракрусе в 1806 г. выходил "Jornal economico de Veracruz" ("Экономический журнал Веракруса"), а в 1807-1808 гг. "Diario mercantil de Veracruz" ("Торговая газета Веракруса").


Во второй половине XVIII в. в большинстве испанских владений в Америке началось активное распространение идей просвещения: развиваются наука, культура, литература и искусство. Новые идеи постепенно завоевывают позиции в общественной и культурной жизни, вытесняя схоластику, лежавшую в основе образования. В эти годы в Новой Испании работали виднейшие ученые того времени, основывались различные научные учреждения и общества. Только в Мехико были открыты Медицинская школа (1768 г.), Королевское общество по изучению ботаники (1788 г.), при котором был заложен сад для научных целей, Анатомическая академия Мехико (1770 г.), Горная школа (1791 г.) и др.


Мексиканские исследователи особо выделяют 60-80-е годы, называя их эпохой "научной журналистики". Деятельность ученых и просветителей Новой Испании, как и всей Испанской Америки в последней трети XVIII в., оказала огромное влияние на развитие книгоиздательства и периодической печати. Они внесли вклад в распространение научных открытий в области механики, астрономии, литературы и искусства. Форма внедрения научных знаний в повседневную жизнь при помощи периодических изданий являлась для первых мексиканских просветителей наиболее эффективной и перспективной, несмотря на то, что их выпуск был дорогостоящим предприятием, а круг читателей относительно ограниченным. В результате газеты выходили в течение короткого времени и небольшими тиражами. Несмотря на это, они оставили заметный след в истории мексиканской журналистики и науки, явившись непосредственными предшественниками специализированных изданий, появившихся уже в XIX в.


Среди периодических изданий этого времени необходимо выделить газету известного просветителя Хосе Антонио де Альсате "Diario literario de Mexico" ("Литературная газета Мехико"). С 12 марта по 10 мая 1768 г. вышло восемь номеров этого издания. В марте 1787 г. он предпринял выпуск газеты "Observaciones sobre fisica, historia natural y artes utiles" ("Наблюдения по физике, натуральной истории и полезным искусствам"), которая издавалась до конца года. Было выпущено 14 номеров. 17 октября 1772 г. Хосе Игнасио Бартолаче предпринял издание газеты "Mercurio volante con noticias importantes y curiosas sobre varios asuntos de fisica y medicina" ("Летящий Меркурий с важными и любопытными сведениями по физике и медицине"). Газета выходила до 10 февраля 1773 г. Всего было выпущено 16 номеров. В октябре 1772 г. Бартолаче начал выпускать "Asuntos varios sobre ciencias y artes" ("Некоторые сообщения по науке и искусству"). Вышло в свет 13 номеров. В 1769 г. Бартолаче выпускал в форме периодического издания "Lecciones matematicas" ("Математические уроки").


В 1770 г. архиепископ Лоренсана опубликовал письма Эрнана Кортеса под заголовком "История Новой Испании, написанная прославленным конкистадором". В книгу вошли также нео-публикованные фрагменты работы историка и знатока Новой Испании Лоренсо Ботурини. В 1790 г. во время строительных работ в Мехико были об-наружены так называемые "монолит Коатликуэ" и "Камень солнца", которые известный мексиканский просветитель Антонио Леон-и-Гама зарисовал, тщательно изучил и написал исследование под названием "Историческое и хронологическое описание двух камней, найденных в 1790 г. во время работ по мощению главной площади Мехико". В 1792 г. ученый опубликовал статью на эту же тему в "La gaceta de Mexico", которая не только вызвала значительный читательский интерес, но и породила первые научные споры. В последующие годы Леон-и-Гама подготовил рукопись "Описание города Мехико до и после прибытия испанских конкистадоров", но она, к сожалению, опубликована не была. В 1792 г. он пишет "Заметки по хронологии жизни древних мексиканцев и описание их календаря в соответствии с европейским летоисчислением". Необходимо отметить, что в дальнейшем как в колониях, так и в метрополии интерес к истории Нового Света непрерывно возрастал. Испанские власти неоднократно запрашивали из архивов и учреждений хранившиеся там рукописи различного рода.


Расширение торговых связей между административными единицами Испанской Америки и их с метрополией, распространение научных достижений Европы и идей европейских просветителей в Новой Испании способствовали появлению нового типа периодической печати - календарей, путеводителей и справочников.


Они появились в Новой Испании в 1761 г. В соответствии с традициями времени у них были длинные названия, например: "Справочники для персон, занимающихся коммерцией при дворе, чтобы они знали людей торговых домов и исполняющих свои обязанности в трибуналах и судах данного двора".


Составителем и издателем ежегодных календарей и справочников в течение многих лет являлся Фелипе де Суньига-и-Онтиверос, "философ-математик двора и землемер суши, земель и шахт, назначенный Его Величеством (да бережет его Господь)". Со временем их названия менялись, они дополнялись новыми данными, иллюстрациями и картами. С 1775 г. стал выходить "Справочник для иноземцев. Составлен автором предыдущих изданий, заново проиллюстрирован, содержит алфавитный указатель губернаторов, коррехидоров и старших алькальдов королевства". Еще одно издание стало называться "Ручной календарь на 1775 год со дня рождения Христова". В 1778 г. они были объединены и выходили под названием "Карманный календарь и путеводитель для иноземцев", или просто "Карманный календарь" с указанием соответствующего года.


В 60-е годы - первой половине 70-х годов XVIII в. объем календарей и справочников колебался от 16 до 52 страниц, однако в последующие годы он нередко достигал 150 страниц и более. С конца 80-х годов появляются тематические календари. Так, уже упоминавшийся Ф.Суньига-и-Онтиверос выпустил календарь под названием "Военное положение Новой Испании. Год 1787" объемом в 28 страниц. Игнасио Варгас составил и издал календарь под названием "Физико-математический прогноз погоды на 1791 г. Составлен адвокатом королевской аудиенсии Новой Испании, одним из лучших представителей королевского колледжа Мехико Хосефом де Хауреги, проживающим на улице Сан-Бернардо, на основе наблюдений и измерений, произведенных лучшими физиками и математиками Европы".


На протяжении многих десятилетий календари и справочники являлись своеобразной энциклопедией экономической, административной и религиозной жизни Новой Испании. В них публиковались сведения о религиозных деятелях и крупных чиновниках колониальной администрации, об адвокатах, писцах, таможнях, хроника важнейших событий, сообщались даты главных религиозных праздников, приводилась статистика о состоянии промышленности и ремесел, торгового флота, рождений, смертности и заболеваемости населения, стоимости почтовых отправлений, о налогах и податях. Подобные календари и справочники издавались в этот период и в других колониях, в частности на Кубе.


Семейное издательство календарей и справочников Ф. де Суньига-и-Онти-вероса и его сына Мариано существовало с 1761 по 1825 г. Оно заложило основы и традиции выпуска этого типа периодических изданий.


В 80-х годах XVIII в. в Новой Испании стали появляться издания, которые в значительной степени вобрали в себя опыт и традиции газет как метрополии, так и местных изданий предшествующего периода. Одним из них явилась "La Gaceta de Mexico", первый номер которой увидел свет 14 января 1784 г. Издатель Мануэль Антонио Вальдес (1742-1814), литератор и предприниматель, внес много новшеств в развитие журналистики и типографского дела в Новой Испании. В своей практической деятельности он использовал опыт изданий эпохи "научной журналистики". Он был хорошо знаком с крупнейшими учеными-просветителями, работы которых - по географии, геологии, археологии, ботанике, медицине и другим отраслям знаний - публиковал в своей газете. Несколько номеров "La Gaceta de Mexico" вышли при участии А. де Леона-и-Гамы, который до конца жизни помещал в газете результаты своих научных изысканий. Так, в 1787 г. была напечатана его статья под названием "Метеорологические наблюдения в прошедшем 1786 г., проведенные доном Антонио де Леоном-и-Гамой в Мехико", а в декабре 1789 г. "Сообщение о северном свете (о северном сиянии), которое было видно в Мехико между восьмью и девятью часами вечера 14 ноября 1789 г.". На страницах газеты также появлялись материалы, популяризировавшие отдельные отрасли знаний. Среди авторов, сотрудничавших в "La Gaceta de Mexico", необходимо упомянуть ученых-просветителей Хосе Антонио Альсате, Хосе Игнасио Бартолаче, Хоакина Веласкеса де Леона, Хоакина Пио Эгиа Муро, Хосе Игнасио Гарсиа Хове.


В отличие от газет предыдущего периода, которые редактировались и издавались представителями церкви или научного мира, "La Gaceta de Mexico" выпускалась предпринимателем. До 1810 г. она была привилегированным изданием. М.А.Вальдес смог добиться того, что высшие представители власти специальными декретами и циркулярами обязывали губернаторов, коррехидоров, старших алькальдов и других чиновников поставлять необходимую информацию. Практически издатель использовал опыт своих предшественников, предприняв попытку создать сеть корреспондентов, охватывавшую значительную часть страны. Он неоднократно их инструктировал, указывал, какого рода информацию необходимо присылать, рекомендуя сообщать о пожарах, наводнениях, землетрясениях, граде необычной величины и других стихийных бедствиях, о необычных родах, о смерти церковных деятелей и высокопоставленных чиновников преклонного возраста.


Вальдес был одним из первых мексиканских журналистов, использовавших жанр репортажа, он также ввел литературную страничку и систематизировал подачу частных объявлений. За соответствующую плату в газете можно было поместить сообщение о продаже рабов, домов и поместий, о потере или находке вещей, а также о приглашении на работу домашних учителей, извозчиков, слуг и т.д. Многие страницы газеты отводились под информацию из Новой Испании. Материалы печатались блоками по географическому признаку. Как правило, столичные новости помещались в конце подборки. Иностранные новости занимали в газете незначительное место, в основном это были перепечатки из европейских, прежде всего мадридских, изданий.


Период просвещения в испанских колониях Америки продолжался до начала Войны за независимость. В силу многих причин он имел в разных регионах свои особенности и временные границы. В Новой Испании, как уже отмечалось, он начался в 60-е годы, а в ряде других колоний только на рубеже XVIII-XIX вв. Характерной особенностью является то, что во всех испано-язычных странах этот процесс был неразрывно связан с созданием экономических, исторических, литературных и других обществ, которые стали формироваться в 70-80-е годы и получили в исторической литературе название "патриотических".


В 1783 г. в Новой Гранаде была создана Ботаническая экспедиция, а несколькими годами раньше в Боготе был основан литературный кружок под названием "Благочестивая беседа", в Эквадоре - "Школа согласия", в Аргентине действовало Патриотическое общество литературы и экономики. На Кубе в 1793 г. было образовано Экономическое общество друзей страны. В его уставе заявлялось о необходимости "способствовать развитию ... промышленности, сельского хозяйства и торговли, скотоводства, а также воспитанию и образованию молодежи..." (3). Общество с таким же названием было образовано в 1813 г. в Пуэрто-Рико.


Практически каждое общество имело свою газету или контролировало родственные по духу периодические издания. В какой-то мере исключением из этого правила являлась Новая Испания, где идеи просвещения стали распространяться не с помощью подобных обществ, а через периодические издания, выпускавшиеся с начала 60-х годов отдельными представителями научного мира колонии.


Продолжительность выхода газет колебалась от нескольких месяцев до нескольких лет. Это зависело от многих факторов и, прежде всего, от информационной политики издания, отношения к событиям во Франции, экономического положения газеты, от позиции и взглядов местных высокопоставленных чиновников, консервативных представителей католического духовенства, которые, как уже отмечалось, нередко являлись членами руководства обществ или изданий. В Эквадоре газетой патриотического общества являлась "Pri-micias de cultura de Quito" ("Первые плоды культуры Кито", на Кубе - "Papel periodico de La Habana" ("Газета Гаваны"), в Аргентине - "Telegrafo mercantil, rural, politico, economico e historiografo del Rio de la Plata" ("Торгово-промышленный, сельскохозяйственный, политико-экономический и историографический телеграф Рио-де-ла-Платы"), в Перу - "Mercurio peruano" ("Перуанский Меркурий"). Процесс формирования патриотических обществ и их периодических изданий в Испанской Америке продолжался и в первые десятилетия XIX в. Так, в Пуэрто-Рико на базе уже упоминавшегося Экономического общества друзей страны в 1814 г. стала издаваться его газета "Diario economico de Puerto Rico" ("Экономическая газета Пуэрто-Рико"), в 1815 г. в Гватемале была основана "Periodico de la sociedad economica" ("Газета экономического общества", правда, было выпущено лишь 24 номера).


Хотелось бы выделить несколько газет, оказавших заметное влияние на развитие общественной мысли и оставивших значительный след в истории журналистики своих стран. В первую очередь это уже упоминавшаяся "Papel periodico de La Habana". Просветительская деятельность на Кубе была во многом связана с именем Ф.Аранго-и-Пареньо, при участии которого на острове были основаны вышеназванное Экономическое общество друзей страны, а также Королевское патриотическое и экономическое общество и ряд других организаций. Деятельность просветителя получила поддержку, включая экономическую, генерал-капитана Луиса де Лас Касаса. При Экономическом обществе была открыта библиотека со значительным для того времени фондом книг. Общество определяло кадровую и информационную политику газеты по своему усмотрению. Среди наиболее известных ученых-просветителей этого периода, сотрудничавших с газетой, назовем, в частности, врача Томаса Ромая, философа Хосе Агустино Кабальеро. В "Papel periodico de La Habana" публиковались статьи по литературе и искусству, художественные произведения, а также материалы научного и научно-популярного характера по метеорологии, сельскому хозяйству и т.д. Газета выходила с 1790 г. до мая 1805 г.


Основоположником колумбийской журналистики явился кубинец Мануэль дель Сокорро Родригес, который прибыл в Боготу по приглашению властей. В 1791 г. он основал еженедельник "Papel periodico de Santa Fe de Bogota". Газета пользовалась популярностью среди населения и имела огромный для того времени тираж. Всего увидели свет 265 номеров. В 1794 г. она была закрыта властями за публикацию сообщений о положении в революционной Франции.


Однако М.Родригес упорно продолжал издательскую деятельность. С его помощью начали выходить "Redactor americano" - 1806-1809 гг., "El alternativo del redactor americano" - 1807-1809 гг., "Ultimas noticias" ("Последние новости") - 1809 г., "Los crepusculos de Espana y Europa" - 1809 г. ("Сумерки над Испанией и Европой"), однако по своей значимости ни одна из них не могла превзойти "Papel periodico de Santa Fe de Bogota".


Первым журналистом в Эквадоре стал Франсиско Хавьер Эухенио де Санта Крус-и-Эспехо, человек сложной судьбы. Он родился в 1747 г. в семье индейца и мулатки, дочери рабыни. Выучившись, получил диплом доктора медицины. Кроме того, он обладал незаурядным писательским талантом. Его произведения, в которых содержалась резкая критика церкви, распространялись в рукописях в Кито, за что он был выслан из столицы. Некоторое время он проживал в Боготе, где встретил единомышленников, в частности Антонио де Нариньо, первого в Новом Свете пере-водчика на испанский язык "Декларации прав человека и гражданина". В начале 1790 г. власти разрешила опальному журналисту вернуться в Кито, где год спустя он основал Патриотическое общество друзей страны. Председателем общества стал епископ Перес Калама, а Ф.Санта Крус-и-Эспехо - секретарем. Под его руководством в январе 1792 г. была основана первая газета Эквадора "Primicias de la Cultura de Quito". Однако вышло всего семь номеров, и газета была закрыта по решению властей.


Патриотическое движение в Перу стало формироваться в конце 80-х годов XVIII в. В 1787 г. по инициативе видных просветителей Хосе Росси-и-Руби, Хосе Марии Эганьи, Хосе Иполито Унануэ было основано Филармоническое общество, члены которого собирались с целью обсуждения проблем литературы и искусства. Под таким названием общество просуществовало непродолжительное время. В 1790 г. на его основе было создано Академическое общество. В октябре 1790 г. выходец из Испании Хайме Баусате-и-Меса основал газету "Diario curioso, erudito y comercial" ("Торговая, экономическая, научная и развлекательная газета"), сотрудничать в которой изъявили желание многие члены общества. Однако издатель газеты не решился на привлечение их в качестве авторов, оттолкнув тем самым от себя наиболее прогрессивную часть лимской интеллигенции. Тогда на одном из своих заседаний члены общества приняли решение выпускать собственную газету, первый номер которой появился 2 января 1791 г. под названием "Mercurio peruano de historia, literatura y noticias publicas" ("Перуанский исторический и литературный Меркурий и публичные новости"), однако вскоре деятельность общества была поставлена под контроль правительства. В ее руководство вошло несколько высокопоставленных чиновников Перу, а вице-король Хиль де Табоада Лемос считался покровителем газеты.


Ведущими сотрудниками "Mercurio" являлись такие видные просветители, как уже упоминавшиеся Х.Росси-и-Руби, Х.И. Унануэ, Х.М.Эганья, а также Хосе Бакихано-и-Каррильо, Хасинто Калеро, Диего Сиснерос. После роспуска общества и прекращения выхода "Mercurio" отдельные члены общества предприняли выпуск новой газеты. В течение некоторого времени Эганья и Унануэ издавали "La Gaceta de Lima", в которой публиковались новости о Французской революции. Однако вышла всего несколько номеров газеты. Лицензия на ее издание была передана Гильермо дель Рио, который стал выпускать газету под названием "Telegrafo peruano" ("Перуанский телеграф"). В 1805 г. она сменила заголовок на "Minerva peruana" и выходила вплоть до 1810 г.


В особую группу необходимо выделить Аргентину, Уругвай, Венесуэлу, Боливию и некоторые другие государства, в которых периодическая печать появилась в конце XVIII - первые десятилетия XIX в. Об Аргентине речь в статье уже шла. В Венесуэле первое периодическое издание "Gaceta de Caracas" увидело свет в 1808 г., в Уругвае "Gaceta de Montevideo" - в 1810 г., в Чили "La aurora de Chile" ("Заря Чили") - в 1812 г., в Санто-Доминго "El telegrafo constitucional de Santo Domingo" ("Конституционный телеграф Санто-Доминго") - в 1821 г. Появление первой газеты в Бразилии было связано с событиями в Европе и переездом португальского двора в Рио-де-Жанейро. С 10 сентября 1808 г. там начал печататься официальный орган - "Gaceta do Rio de Janeiro". Ее издавал монах Тибурсио Жозе да Роша.


Интересно отметить такое любопытное явление, которое историки и политики второй половины ХХ в. назовут идеологическим проникновением империалистических государств в страны Латинской Америки. Речь идет о первой газете, которая издавалась на территории современного Уругвая в 1807 г. под названием "La estrella del sur" ("Звезда юга"). Ее появление связано с захватом английскими войсками г. Монтевидео. Британские военные совместно с представителями торговой буржуазии выпускали газету на испанском и английском языках. Информационная политика газеты отличалась резкой антииспанской направленностью. "La estrella del sur" прекратила свой выход одновременно с выводом английских войск из города. Отдельные историки считают ее первой уругвайской газетой, несмотря на то, что она не имеет никакого отношения к национальной журналистике. Большинство же полагают, что первой собственной газетой этой страны, как уже отмечалось, стала "Gaceta de Montevideo", появившаяся несколько лет спустя.


Анализируя развитие журналистики Испанской Америки конца XVIII - начала XIX в., необходимо отметить, что становление патриотических обществ и их изданий означало окончание так называемого периода "персональной журналистики", или начального этапа, когда практически только один издатель осуществлял весь процесс производства газеты, начиная от сбора информации и заканчивая распространением газеты, организацией ее продажи или подписки. Периодические издания обществ представляли собой новое явление в становлении и развитии журналистики. Их информационная политика стала определяться не одним человеком, а редакционным коллективом, членами которого могли являться и представители власти. В эти годы значительно расширилась тематика газет. Публикация материалов на исторические, литературные, экономические и другие темы требовала специальной профессиональной подготовки и энциклопедических знаний.


Характеризуя деятельность обществ и их изданий, необходимо отметить, что они являлись начальной формой объединения и действий молодой формировавшейся буржуазии, которая в социальных условиях того времени и в силу своей малочисленности и слабости не могла создавать организаций политического характера. Кроме того, перед прогрессивными деятелями Испанской Америки на первый план выдвигались другие исторические задачи - достижение независимости, развитие национальных самосознания, науки, культуры и т.д.


В последнее десятилетие XVIII в. газеты начинают превращаться в органы пропаганды, которые использовали в своих интересах как сторонники королевской власти, иерархи католической церкви, так и представители зарождавшейся национальной буржуазии и интеллигенции. На рубеже XVIII-XIX вв. в отдельных странах начался процесс коммерциализации печати: газеты и журналы стали издаваться не только для распространения информации, но и для получения прибыли, что повлекло за собой усиление конкуренции между различными изданиями, использование всевозможных приемов для удаления соперников с формировавшегося рынка новостей.


Коммерциализация повлияла на содержание газет. Стал быстро развиваться жанр репортажа, появились сообщения сенсационного характера, совершенствовалась подача рекламных объявлений, язык газет становился доступным для разных слоев населения. Одновременно резко повысились тиражи отдельных газет и журналов. На первом этапе развития тиражи не превышали нескольких сотен экземпляров, но в 90-е годы они достигали уже тысячи и более экземпляров. Совершенствовалась система сбора информации. Ранее "добровольными корреспондентами" газеты являлись исключительно представители церкви и чиновники, а уже в 90-е годы автором мог стать "человек с улицы", если его сообщение представляло определенный интерес и было написано в "рамках приличия", т.е. не выходило за нормы общественной морали. Газеты стали распространяться по подписке и в розницу.


Необходимо отметить, что весь подготавливаемый к печати материал нередко подвергался как светской, так и религиозной цензуре. На страницах газет Испанской Америки этого периода никогда не публиковались работы европейских просветителей и документы Французской революции. Латиноамериканские историки отмечают только один случай подобной попытки. В 1794 г. Антонио Нариньо из Новой Гранады перевел на испанский язык "Декларацию прав человека и гражданина" и нелегально напечатал ее. В том же году над ним был организован громкий судебный процесс, и он был выслан из страны. Несмотря на запреты, многие деятели периода просвещенного абсолютизма были хорошо знакомы с трудами европейских просветителей, поступавших нелегальным путем.


Характеризуя развитие журналистики Испанской Америки, необходимо отметить, что ее становление как общественного института приходится на последнюю треть XVIII в. - время интенсивного распространения в колониях идей просвещения. В большинстве случаев периодические издания не были официальными органами. В то же время журналистика являлась одной из форм государственного управления, а также каналом общения населения обширной Испанской империи, что было характерным явлением для других крупнейших империй, в частности для России начала XVIII в., когда она превратилась в сильное централизованное государство, и возникла необходимость в более эффективных и современных формах управления.


Своеобразие журналистики Новой Испании и ряда других испанских и португальских владений этого региона заключается в том, что на протяжении XVIII в. она прошла путь от дожурналистских явлений, перепечаток из мадридских изданий до появления ежедневных газет и становления провинциальной печати. Необходимо отметить значительный вклад различных религиозных деятелей в развитие и формирование периодической печати, особенно на начальном этапе. Однако священнослужители даже не предпринимали попыток выпускать газеты для коренных жителей Америки.


Вторая половина XVIII в. явилась важным этапом формирования современных латиноамериканский наций, основу которых составили креолы, т.е. люди европейского происхождения, родившиеся в Америке и считавшие ее своей родиной. Из их числа вышли представители национальной интеллигенции, литераторы, книгоиздатели, а также подавляющее большинство издателей газет XVIII - начала XIX вв. Однако формирование национального самосознания не отторгало испанский и португальский языки, культуру, литературу. Мексиканский историк Хавьер Тавера Альфаро пояснял, что "термин "креол", иногда заменявшийся в XVIII в. на "американец", не столько обозначал происхождение... сколько приобретал политическую, культурную и даже экономическую окраску. В результате в Век просвещения "креол" означал не просто этническую группу населения, а социальный класс со своими интересами, взаимоотношениями, уровнем образования, культурой и определенными взглядами...".


Влияние газет патриотических обществ на формирование нации и национального самосознания отмечают и другие исследователи периодической печати. Так, Элья Дунбар Темпле подчеркивала, что "Mercurio peruano" являлась просветительским органом высокого креольского академизма, подталкивала к размышлениям, которые стали проявляться в прошлом веке, о научной любознательности... об истоках зарождения родины" (5).


Необходимо отметить характерную особенность развития журналистики в Мексике по сравнению с другими колониями Испании на Американском континенте. Если на Кубе, в Эквадоре, Колумбии информационную политику газеты определяли патриотические общества, то в Новой Испании издателями газет в 60-80-е годы XVIII в. были представители научной интеллигенции, а в последующий период, вплоть до начала Войны за независимость, они активно сотрудничали с периодическими изданиями, которые издавала зарождавшаяся буржуазия.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 Е.А.Л а р и н. Куба конца XVIII - первой трети XIX в. М., 1989, с. 26.
2 L.M.E n c i s o R e c i o. "La Gaceta de Madrid" y "El Mercurio historico y politico". 1756-1781. Valladolid, 1957, p. 67.
3 F.P o r t u o n d o. Historia de Cuba. Hasta 1898. La Habana, 1965, p. 230.
4 A.H.T a l a v e r a. El nacionalismo en la prensa mexicana del siglo XVIII. Mexico, 1963, p. XXII-XXIII.
5 E.D u n b a r T e m p l e. "La Gaceta de Lima" del siglo XVIII. Lima, 1965, p. 45.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005