На правах рукописи
БОРЕЙКО Антон Владимирович
КУБА И ГОСУДАРСТВА БОЛИВАРИАНСКОГО АЛЬЯНСА (ALBA): ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Специальность 23.00.04 – Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук
МОСКВА – 2021
Работа выполнена в Центре политических исследований Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН)
Научный руководитель:
ИВАНОВСКИЙ Збигнев Владиславович,
доктор политических наук, профессор,
руководитель Центра политических исследований
ИЛА РАН
Официальные оппоненты:
МАРТЫНОВ Борис Фёдорович
доктор политических наук, профессор,
заведующий кафедрой международных отношений и внешней политики России Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации» (МГИМО).
ШИШКОВ Андрей Сергеевич
кандидат исторических наук,
ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ)
Ведущая организация:
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН), кафедра теории и истории международных отношений
Защита состоится « 28» июня 2021 г. в «13» часов на заседании диссертационного совета Д 002.244.03 при Институте США и Канады РАН по адресу: Москва, Хлебный переулок, д. 2/3, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСКРАН и на сайте www.iskran.ru.
Автореферат разослан «__»____________ 2021 г.
Учёный секретарь Диссертационного совета, канд. ист. наук А.А. Филиппенко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. Обоснованность и актуальность темы исследования. Ограниченность неолиберальной модели глобализации стала заметна после финансового кризиса 2008 г., в течение последних 13 лет мировая экономика стагнирует. В этих условиях определённое распространение получили процессы «деглобализации», в ряде случаев приобретает популярность политика экономического национализма, которая ярче всего проявляется в торговой войне между США и Китаем (1). Подобная экономическая ситуация имеет своё политическое измерение: изменение постбиполярного мирового порядка от общности интересов мировых держав к конфронтации.
В Латинской Америке и Карибском бассейне (ЛАКБ) эти процессы имеют свою специфику, связанную с её местом в системе международного разделения труда. Экономики стран региона работают на внешний рынок и зависят от цен на экспортируемые товары. Снижение спроса на них вызывает негативные последствия. Поэтому особенно актуальным для ЛАКБ становится выбор моделей интеграции, которые могли бы обеспечить её конкурентные преимущества на мировом рынке и смягчить негативные социальные последствия неолиберальной политики. Латинская Америка считается одним из пионеров в области интеграционных объединений, при этом именно здесь определённое распространение получил так называемый постнеолиберальный регионализм. Боливарианский альянс для народов нашей Америки (Alianza Bolivariana para los Pueblos de Nuestra America, АLBA) возник на волне «левого поворота» в 2004 г. и объединил наиболее радикальных его представителей: Венесуэлу, Боливию, Никарагуа, Эквадор, а также ряд карибских государств. Этот проект стал наиболее развитым примером постнеолиберального подхода к региональной интеграции. Особое место в нём заняла Куба – идеологический лидер ALBA. На определённом этапе альянс достиг существенных успехов в решении экономических и социальных проблем и привлёк внимание многочисленных исследователей.
В данной работе на основе сочетания системного и политико-экономического подходов автор предпринял попытку показать преимущества и недостатки неолиберальной глобализации, в какой-то мере способствовавшей экономическому развитию, однако имевшей негативные социальные последствия, связанные с усилением социальной поляризации и ростом бедности. В отличие от других государств региона Куба и другие леворадикальные режимы предприняли попытку свести к минимуму эти явления как на национальном, так и субрегиональном уровнях. Существенным отличием интеграционного объединения ALBA стало наличие плановых элементов в экономике, почерпнутых из кубинского опыта. Далеко не всегда архитекторам этого блока удавалось достигать ожидаемых результатов, тем не менее накопленный опыт альтернативной интеграции, заслуживает самого пристального внимания. Данное диссертационное исследование позволяет получить комплексное представление об основных закономерностях «постнеолиберального регионализма» на примере взаимодействия Кубы с леворадикальными режимами, а также обобщить накопленный опыт, который может использоваться при решении социальных проблем.
2. Степень научной разработанности темы. В соответствии с теоретико-методологическими основами диссертации автор выделил три направления исследований: глобализация, интеграция, внешняя и внутренняя политика Кубы.
В отечественной научной литературе проблемы глобализации нашли отражение в работах А.Д. Богатурова (2), Г.А. Дробот (3), И.В. Ильина (4), О.Г. Леоновой (5), Б.Ф. Мартынова (6), С.М. Рогова (7), А.Д. Урсула (8), А.Н. Чумакова (9) и др. По мнению одних авторов, глобализация прежде всего носит политический характер и связана с формированием единой системы управления, других – это прежде всего экономическое сближение, формирование единого пространства, со свободным перемещением всех факторов производства. Неоднозначны подходы к оценке постбиполярных международных отношений. К примеру, А.Д. Богатуров отрицает их системный характер, предпочитая говорить о наличии взаимосвязанных конгломератов. Диссертант склоняется к той точке зрения, что в основе глобализации лежат объективные экономические причины, которые приводят к формированию соответствующей системы управления, однако это не отрицает наличия сложных обратных связей между экономическими и политическими процессами.
Среди критиков неолиберальной глобализации в Латиноамериканском регионе следует выделить К.Л. Майданика (10), который разрабатывал теоретические основы альтерглобализма, направленного на пересмотр отношений между развитыми и развивающимися странами. Этот автор не отрицает объективного характера глобальных процессов, но оспаривает тезис о детерминированности их неолиберальной формы.
«Левому повороту» как реакции на непопулярные реформы в Латинской Америке посвящены работы Т.Е. Ворожейкиной (11), Э.С. Дабагяна (12), В.М. Давыдова (13), О.Н. Докучаевой (14), З.В. Ивановского (15), В.К. Медины Гонсалеса (16), Л.С. Окуневой (17), А.Н. Пятакова (18), Д.М. Розенталя (19), В.П. Сударева (20), В.Л. Хейфеца, Л.С. Хейфеца (21), П.А. Чавеса Cавалы (22) и др. Данные авторы выделяют критерии умеренного и радикального направления «левого поворота», при этом дают им неоднозначные оценки. В свою очередь, Г.И. Коларов и В.И. Усов отмечают разобщённость леворадикальных течений и отсутствие у них единой идеологической платформы (23).
Интеграционные процессы в Латинской Америки нашли отражение в работах А.Ю. Борзовой, Т.А. Воротниковой, А.Н. Глинкина, З.В. Ивановского, А.А. Лавут, Л.Б. Николаевой, А.Н. Пятакова, Д.В. Разумовского, В.П. Сударева и др. (24). Интерпретируя историю создания подобных объединений, вышеуказанные авторы разделяют её на определённые разновидности (закрытый, открытый регионализм) и модели (рыночная и социально ориентированная). А.Н. Пятаков уделяет особое внимание специфике функционирования проектов ALBA в области здравоохранения и образования. Вышеуказанные работы позволяют составить разностороннее представление об интеграционных процессах в регионе, однако не раскрывают роль Кубы в формировании и развитии социально ориентированной интеграционной модели.
Анализ внешней и внутренней политики Кубы нашёл отражение в работах В.А. Бородаева, В.М. Давыдова, З.В. Ивановского, Н.В. Калашникова, М.А. Кодзоева, Н.С. Леонова, А.А. Лепешкина, Л.Б. Николаевой, А.С. Шишкова и др. (25). В коллективном труде «Куба накануне смены поколений» под редакцией В.М. Давыдова наряду с другими аспектами затрагиваются отношения Кубы с Венесуэлой, в то же время формат издания не предполагает детального анализа взаимоотношений Гаваны с леворадикальными режимами.
Исследования А. Августа, Х. Дитриха, М. Лейбовица, Т. Мюра, Дж. Петраса, Д. Харви, М. Харнеккер посвящены попыткам латиноамериканских стран преодолеть зависимость и создать альтернативу неолиберальному глобализму (26). Указанные авторы исследуют социально ориентированные модели, демократизацию политических систем, подвергают критике популистские элементы политики «леворадикалов», предлагают классификацию левых режимов, акцентируют внимание на их социальной политике. Работы Л.К. Беккера, К. Кампоса, Д. Кёрка, Д. Крюйта, А. Молины, Г. Превоста, М. Эрисмана затрагивают деятельность кубинских государственных структур и взаимоотношения Гаваны с государствами региона (27). Отдельно стоит отметить работы американского экономиста кубинского происхождения К. Месы Лаго, которые детально анализируют развитие кубинской экономики (28). Американский политолог кубинского происхождения Э. Кинтеро критикует политику «кастризма», направленную на сохранение и усиление личной власти клана Кастро (29). Напротив, по мнению авторов коллективной монографии «Внешняя политика Кубы. Трансформация при Рауле Кастро», основной мотив внешней политики Кубы связан с необходимостью противостоять агрессивным действиям США, направленным на демонтаж основ сложившейся модели, при этом действия Гаваны вписываются в международный контекст, связанный с усилением регионализации в мире и формированием многополярности. Появление новых центров силы усилило политическое влияния Кубы в регионе и способствовало созданию ALBA.
К. Альварадо, С. Брауэр, К. Бриггс, Р. Хаиш исследуют социальный аспект внешней политики Кубы. Они оценивают деятельность социальных миссий в рамках ALBA, отмечают снижение качества услуг в связи с неблагоприятной экономической обстановкой в Венесуэле, а также конкуренцию кубинских социальных работников с местными специалистами (30).
Различные сценарии трансформации современной внешней политики Кубы, а также возможности и пределы её сотрудничества с членами ALBA рассматриваются в коллективном исследовании под редакцией М. Эрисмана (31). Авторы монографии «Ослабление гегемонии США» исследуют причины создания ALBA, принципы функционирования альянса, его идеологические основы и его основные проекты, отражают роль «мягкой силы» Кубы. В целом работа носит комплиментарный характер (32).
А. Кьюсак отмечает пределы постнеолиберального регионализма в странах Латинской Америки и Карибского бассейна как альтернативы неолиберальному проекту США, особо подчёркивая социальную ориентированность, стремление к независимости от развитых стран и главенствующую роль государства в экономике. По мнению этого исследователя, суть «социализма XXI века» состоит в достижении реальной демократии путём вовлечения широких масс в политическую и экономическую деятельность, для чего нужно устранить неравенство в доступе к общественным благам, решить проблему социальной исключённости. Среди недостатков ALBA – концентрация власти в руках правящей партии, ограниченный характер социализации и нацеленность на извлечение прибыли, зависимость от нефтяного сектора (33).
Анализ историографии позволяет сделать вывод об отсутствии комплексных работ, посвящённых отношениям Кубы с леворадикальными режимами, особенно касающихся социальных аспектов. Данная диссертация ставит задачу в какой-то мере восполнить этот пробел.
3. Объектом диссертационного исследования является модель альтернативной интеграции (постнеолиберального регионализма) на примере ALBA.
Предмет диссертационного исследования – динамика политических, социальных и экономических отношений Кубы с леворадикальными режимами.
4. Цель диссертационного исследования – дать комплексный анализ опыта альтернативной модели интеграции на примере Боливарианского альянса (ALBA) и выявить роль и место Кубы в двусторонних и многосторонних отношениях с участниками этого объединения.
В рамках этой цели были решены следующие задачи:
1. Систематизированы преимущества и недостатки различных моделей интеграции в постбиполярной системе международных отношений;
2. Проведён сравнительный анализ кубинской модели социализма и «социализма XXI века»;
3. Определены факторы влияния Гаваны на формирование политической системы Боливарианской республики;
4. Выделены этапы кубино-венесуэльских экономических отношений;
5. Дана оценка роли и места Кубы в реализации социальных миссий в Венесуэле;
6. Обобщён опыт кубино-эквадорских связей;
7. Выделены основные направления кубино-боливийского двустороннего сотрудничества;
8. Проанализировано влияние кубинской помощи сандинистскому режиму Никарагуа;
9. Проведён сравнительный анализ моделей неолиберальной интеграции и модели ALBA;
10. Выявлены преимущества и недостатки проектов, осуществлявшихся в рамках Боливарианского альянса;
11. Обобщён опыт деятельности ALBA на примере отношений Кубы с государствами альянса, даётся прогноз сценариев дальнейшего развития объединения.
5. Исследовательская гипотеза работы. В период благоприятной конъюнктуры на мировых рынках, связанной с высокими ценами на энергоносители, леворадикальные режимы Латинской Америки расширили свою социальную базу и добились заметных успехов в решении экономических и социальных проблем, однако падение цен на углеводороды, внутренние противоречия модели и внешнее давление поставили под сомнение возможность практической реализации «постнеолиберального регионализма» в долгосрочной перспективе.
6. Хронологические рамки исследования охватывают период с момента создания ALBA (2004 г.) и до выхода Эквадора и Боливии из объединения (2018–2019 гг.). Следуя историческому методу, автор исследует предмет и в более широких временных промежутках.
7. Направление исследования отображено в паспорте специальности ВАК – 23.00.04 «Политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития» (политические науки) в п. 1, 2, 3, 5, 7, 8, 11 (34).
8. Теоретико-методологические подходы и методы. При выборе методологической основы диссертант использовал общенаучные методы и ориентировался на необходимость комплексного подхода. Среди методов общественных наук наиболее адекватным оказался системный, рассматривающий каждое явление как единство взаимосвязанных частей и их связь с окружающей средой. Подобный подход синтезирует элементы основных парадигм для получения комплексной и непротиворечивой модели международных отношений. Полученная теоретическая модель применялась для анализа конкретно исторических условий развития отношений Кубы с участниками ALBA. Специфика изучаемого предмета также в том, что кубинская идеология и идеология «социализма XXI века» направлены на достаточно глубокие социально-экономические преобразования. В результате автор обратился к политико-экономическому подходу, который акцентирует внимание на экономических аспектах взаимоотношений государства и общества. Таким образом, основу методологии данного исследования составляет комплексный подход, основанный на сочетании системного и политико-экономического методов.
Кроме того, автор использовал различные подходы к изучению феноменов глобализации и интеграции. По мнению представителей неолиберальной парадигмы Р. Кеохэйна (35) и Дж. Ная (36), в основе международных отношений лежат глобальные экономические интересы субъектов, которые позволяют создать взаимовыгодные нормы или правила взаимодействия, основывающиеся на свободе предпринимательства, частной собственности и демократии. Задача мирового сообщества – распространение и закреплении либерально-демократических ценностей при помощи международных организаций: Всемирной торговой организации (ВТО), Всемирного банка (ВБ) и Международного валютного фонда (МВФ).
Анализируя недостатки неолиберальной глобализации, автор обратился к концепции политического реализма. По мнению российского политолога А.Д. Богатурова, постбиполярную систему международных отношений на глобальном уровне можно охарактеризовать как «плюралистическую однополярность». Её структура представляет собой пирамиду, на вершине которой находится единственная сверхдержава – США. При этом неолиберальная модель глобализации в большей мере соответствует именно её интересам, так как позволяет закрепить доминирующее положение при помощи глобальных институтов. Как считает А.Д. Богатуров, усиление потенциала Китая, Индии и других стран не в состоянии изменить характер сложившегося миропорядка, однако эти процессы вынуждают США согласовывать свои национальные интересы с ближайшими союзниками – странами Большой семёрки (G-7). Эта ситуация отражает нестабильный, переходный характер системы, которая может в дальнейшем трансформироваться в более стабильную и менее «однополярную» структуру (37). По мнению российского историка В.Н. Гарбузова, современная система международных отношений характеризуется многовекторным полицентризмом, в рамках которого существует множество биполярностей (38).
При исследовании глобальной системы международных отношений автор в какой-то мере опирался на теорию зависимости (Р. Пребиш, Т. Дус Сантус и др.) (39) и использовал мир-системный подход (И. Валлерстайн, С. Амин и др.) (40). По мнению их сторонников, мировая капиталистическая система состоит из индустриально развитого центра, периферии и полупериферии, отношения между которыми носят неравноправный характер: центр эксплуатирует периферию, пользуясь своим превосходством в технологиях. Такого рода отношения приводят к зависимости: развитие периферии подчинено потребностям центра, при этом представители местных элит проводят выгодную для него политику.
Несмотря на то, что неолиберальная глобализация способствовала индустриализации развивающихся стран, зависимый характер развития последних сохраняется и влияет на внутреннюю и внешнюю политику. Сторонники мир-системного подхода предлагают развивать интеграционные процессы, которые приведут к отрыву периферии от центра. В частности, С. Амин разработал концепцию антисистемного разрыва на основе прогрессивного национализма, который разрушит монополию стран центра (41).
Изучая процессы интеграции, автор использовал наработки российского экономиста В.С. Панькова, по мнению которого интеграционные объединения – это экономические блоки государств, созданные для увеличения конкурентоспособности на мировых рынках. Понятие «глобализация» отражает усиление всеобщей взаимозависимости, а интеграция – взаимозависимости на региональном уровне (42). По мнению представителей рыночного подхода в теории интеграции (Дж. Вайнер и др.) (43), для достижения успеха государствам необходимо проводить либеральную экономическую политику, создавать общий рынок, вмешательство государства снижает эффективность интеграции. Эволюционное направление (Б. Баласса) (44) заостряет внимание на государственном участии, выделяет несколько этапов, в том числе – создание наднациональных органов власти.
Проблемы латиноамериканской интеграции изучают российские учёные А.А. Лавут, А.Н. Пятаков, Д.В. Разумовский, З.В. Ивановский, Л.Б. Николаева и др. (45). Диссертант использовал концепции «закрытого» и «открытого» регионализма, рыночный и социально ориентированный подходы к интеграции. (Для последнего Д.В. Разумовский использовал термин «постлиберальный регионализм», а А.Н. Пятаков – «альтернативная модель»). По нашему мнению, оба определения применимы к интеграционному проекту ALBA.
Концепции «социализма XXI века» посвящены работы М. Лейбовица, Х. Дитриха, М. Харнеккер и др. (46), в них отражены её базовые принципы: этатизм, социально ориентированная экономика и партисипативная демократия (демократия участия). Критический анализ этой концепции представлен в работах Р. Дорнбуша, С. Эдвардса (47), разрабатывавших теорию экономического популизма. Политические проблемы популизма отражены в концепции А. Пшеворского (48), по мнению которого авторитарные режимы в состоянии улучшить макроэкономические показатели за счёт принудительной концентрации ресурсов в руках правящей элиты, однако в долгосрочной перспективе подобные методы приводят к нарушению обратных связей между гражданским обществом и государством. Характеризуя политическую модель «социализма XXI века» диссертант использовал концепцию конкурентного авторитаризма, предложенную С. Левицким и Л. Уэем (49).
9. Источниковая база исследования представлена четырьмя группами:
– Наиболее важными стали нормативно правовые акты. Конституции стран-участниц ALBA, отражающие основы государственного устройства и взаимоотношений между обществом и государством, позволили получить комплексное представления о характере леворадикальных режимов. С этой же целью автор привлекал федеральные законы, законы субъектов и иных административных образований и др. (50). Все эти документы в совокупности позволили диссертанту получить комплексное представление об альтернативных интеграционных процессах.
– Ко второй категории источников относятся речи, выступления и произведения политических лидеров и официальных лиц – Ф. и Р. Кастро, У. Чавеса и др. (51), отражающие взгляды политических лидеров на предпочтительные для них модели общественного развития, что позволило диссертанту учесть не только объективные, но и субъективные факторы.
– Третья категория источников – базы данных международных и национальных организаций: министерства статистики Кубы и её партнёров, Международной организации труда и т.д. (52), содержащие количественные характеристики интеграционных процессов и отражающие отношения Кубы с леворадикальными режимами.
– К четвёртой группе относятся материалы информационных агентств и СМИ, а также видеосюжеты, размещённые на платформе “Youtube”. Указанные источники содержат обширный эмпирический материал о политических, экономических, социальных аспектах внутренней и внешней политики леворадикальных режимов, а также об их взаимоотношениях.
10. Научная новизна исследования.
В данной диссертации впервые в отечественной и зарубежной политологии было проведено комплексное исследование феномена альтернативной интеграции ALBA на примере опыта двусторонних отношений Кубы с леворадикальными режимами. В отличие от предыдущих работ, при рассмотрении характера постнеолиберальных интеграционных процессов в Латинской Америке уделяется особое внимание анализу их внутренних противоречий, в том числе асимметрии между экономической эффективностью и социальной защищённостью, авторитарными и демократическими методами управления, стремлением проводить независимую политику и необходимостью встраиваться в глобальные цепочки производства.
При помощи компаративистского подхода впервые систематизированы общие черты и особенности традиционного кубинского социализма и боливарианского «социализма XXI века», как способствующие, так и препятствующие интеграции двух стран.
Было аргументировано, что попытки периферийного государства решить проблему зависимости при помощи этатистких методов в экономике затрудняют привлечение инвестиций и сотрудничество с транснациональными институтами и компаниями развитых стран.
С помощью междисциплинарного подхода удалось выделить особенности ALBA как интеграционного объединения: этатизм, взаимодополняемость, социальную ориентированность, способность государства концентрировать ресурсы для реализации крупных гуманитарных проектов. Доказано, что для успешной реализации подобного проекта необходимы доминирующее положение госсектора в экономике и высокая степень участия гражданского общества в деятельности институтов, а нереализованность поставленных целей связана с изменением конъюнктуры на мировых рынках.
При подготовке диссертации введено в научный оборот значительное число новых источников, автор опирается на последние публикации отечественных и зарубежных исследователей.
11. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Специфика интеграционных процессов в Латинской Америке на рубеже XX–XXI веков определялась периферийным положением стран региона в глобальной экономике, реализация неолиберальной модели привела к краткосрочной экономической стабилизации, но сопровождалась значительными социальными издержками, ставшими одним из факторов усиления политической нестабильности.
2. Политическая турбулентность способствовала приходу к власти социально ориентированных правительств, которые заимствовали отдельные элементы кубинской модели с учётом своей национальной специфики.
3. Распад социалистического блока заставил политическое руководство Гаваны выстраивать новые субрегиональные связи. Кубинская общественно-политическая модель исключала применение неолиберальной интеграции, поэтому черты традиционного социализма сохранились, но были дополнены рыночными элементами. Эта тенденция продолжает определять основное направление постепенной трансформации кубинского социализма.
4. Близость внешне- и внутриполитических курсов стала предпосылкой активизации сотрудничества между Кубой и Венесуэлой. Сотрудничество носило стратегический характер и привело к созданию интеграционного объединения ALBA; поступательное развитие этого объединения продолжалось до кризиса 2014 г., после чего наступил период стагнации.
5. Двусторонние отношения носили комплексный характер: Куба оказала заметное влияние на реформирование политической системы Венесуэлы, одновременно были предприняты попытки создания единого экономического пространства, кубинские специалисты сыграли ключевую роль в создании государственных систем здравоохранения и образования.
6. Особенностью взаимоотношений Гаваны с другими леворадикальными режимами региона является гуманитарное направление, в рамках которого Куба оказывала поддержку в проведении социальных реформ, при этом учитывались специфические условия той или иной страны.
7. В отличие от традиционных моделей, альтернативная постнеолиберальная интеграция в рамках ALBA, основанная на идеях «социализма XXI века», характеризовалась наличием плановых элементов, доминированием крупных компаний, находящихся в государственной собственности, деятельность которых была направлена не на получение максимальной прибыли, а на удовлетворение общественных потребностей.
8. Успехи стран ALBA в социальной сфере достигались в значительной мере в связи с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках, попытка реализации модели «государства всеобщего благосостояния» в реалиях периферийной экономики была во многом популистской, доминирование государства в экономике оказалось невозможным, а попытки ограничения частного сектора не увенчались успехом. Несмотря на стремление обеспечить успешное экономическое развитие с опорой на собственные силы, не удалось добиться снижения зависимости от развитых стран.
12. Теоретическая и практическая значимость работы.
При помощи междисциплинарного подхода автору удалось выделить критерии альтернативной социально ориентированной интеграционной модели ALBA. Двусторонние и многосторонние отношения Кубы с леворадикальными режимами проанализированы с учётом политических, экономических и социальных факторов в региональном и глобальном контексте.
Полученные результаты и использованная эмпирическая информация могут быть полезными для государственных институтов и практических организаций. Содержащаяся в исследовании информация может стать основой для публикаций в печатных и электронных СМИ.
13. Степень достоверности полученных результатов обусловлена широким массивом источников, обширной литературой, анализом периодических и аналитических изданий, консультациями с ведущими отечественными специалистами и рядом зарубежных экспертов, использованием адекватных общенаучных и специальных методов, что позволило решить поставленные задачи и подтвердить сформулированную гипотезу.
14. Апробация результатов исследования. Подготовка и обсуждение работы, с рекомендацией к защите, прошла в Центре политических исследований (ЦПИ) Института Латинской Америки РАН. Промежуточные выводы были опубликованы в ряде статей, а также озвучены на международных и общероссийских конференциях: конференции «Новые реалии современного экономического, политического и культурного развития Ибероамерики и их учёт в международной деятельности РФ» (17 мая 2016 г.), Институт Латинской Америки РАН; конференции «Латинская Америка: проблемы безопасности и новые глобальные вызовы» (18 мая 2016 г.), Институт Латинской Америки; конференции молодых учёных «Глобальный Юг в полицентричном миропорядке» Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН (19–20 апреля 2018 г.); семинаре молодых учёных «Куба на современном этапе: внутри- и внешнеполитические аспекты» ИМЭМО РАН (9 ноября 2018 г.); X и XII конвентах Российской ассоциации международных исследований (РАМИ) (8–9 декабря 2016 г. и 21–22 октября 2019 г.); II, III, IV и V научных конференциях «Мартианские чтения» Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова (23 марта 2016 г., 28 марта 2017 г., 27 марта 2018 г. и 26 марта 2019 г.); III и IV международных форумах «Россия и Ибероамерика в глобализирующемся мире» (2–4 октября 2017 г. и 1–4 октября 2019 г.); международной конференции молодых учёных «Глобальное управление: кризис или трансформация?» ИМЭМО РАН (29–30 октября 2020 г.).
Структура диссертации включает: введение, четыре главы, заключение, а также список источников и литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении диссертации автор раскрывает актуальность избранного объекта и предмета исследования, целей и задач, формулирует гипотезу, объект и предмет, обосновывает новизну диссертационной работы. Здесь же содержится перечень основных положений, выносимых на защиту, теоретико-методологические основы исследования, дана оценка источниковой базы и степени разработанности данной темы отечественными и зарубежными исследователями. Автор обосновывает теоретическую и практическую значимость работы, указывает на апробацию выводов, перечисляет её составные элементы.
Первая глава – «Леворадикальные режимы в контексте постбиполярной системы международных отношений» – посвящена возникновению и развитию социально ориентированных режимов Латинской Америки в контексте изменения системы международных отношений в конце ХХ века.
В первом параграфе – «Интеграционные процессы: региональные и глобальные аспекты» выделены специфические признаки и структура постбиполярной системы международных отношений. Автор характеризует её как «плюралистическую однополярность» – гегемонию всемирного рынка и государств «Большой семёрки». Глобализация – процесс возникновения единого экономического пространства – стал одним из её признаков. Ведущее положение государств «семёрки» в процессах глобализации закрепили ВТО, ВБ и МВФ.
К положительным сторонам глобализации относятся повышение экономической эффективности за счёт международного разделения труда и активизация международного сотрудничества, среди отрицательных – углубление неравенства по линии «Север – Юг», ослабление государственного суверенитета развивающихся стран, снижение социальных расходов и рост политической нестабильности. Долгое время неолиберальная модель глобализации соответствовала интересам ведущих государств, финансовый кризис 2008 г. привёл к постепенному отходу от неолиберализма к протекционизму, обострилась конкуренция между Вашингтоном и Пекином.
В данной диссертации интеграция рассматривается как реализация принципов глобализации в региональном масштабе. При разных интеграционных моделях государство либо ограничивается ролью арбитра, либо играет ведущую роль в их осуществлении. Диссертант приходит к выводу, что для успешной интеграции требуются объективные предпосылки: общие границы и интересы, а также цели и задачи. При отсутствии подобных условий высока вероятность стагнации или даже прекращения интеграционных процессов.
Во втором параграфе – «Традиционный кубинский социализм и “социализм XXI века”» – проанализирована идеология и практика латиноамериканских леворадикальных режимов в период «левого» и «правого» поворотов. По мнению автора, «социализм XXI века» стал идеологической основой противников неолиберальной модели глобализации и интеграции, стремящихся к достижению национального суверенитета. В качестве альтернативы неолиберализму выдвигается государство всеобщего благосостояния, основанное на этатизме, социально ориентированной рыночной экономике и партисипативной демократии. Со стороны левых эта идеология подвергалась критике за реформизм, со стороны правых – за популизм и авторитарные тенденции. По мнению диссертанта, леворадикальные режимы можно охарактеризовать как гибридные, сочетающие демократические и авторитарные механизмы. На практике ни одним из леворадикальных режимов не была реализована концепция «социализма XXI века» в полной мере. Фактически был построен государственный капитализм с элементами популизма, основанный на перераспределении доходов от сырьевой ренты. По мере падения доходов государства обострялись противоречия между властью и оппозицией, усиливались авторитарные тенденции. Сходные черты кубинского традиционного социализма и «социализма XXI века» включают дисбаланс полномочий в пользу исполнительной власти, ограничения на деятельность оппозиции, доминирование одной партии и наличие харизматических лидеров, при этом кубинский режим можно охарактеризовать как авторитарный, а леворадикальные – как гибридные. На Кубе экономическая модель представлена командно-административной экономикой, в леворадикальных режимах – социально ориентированной рыночной. Интеграция между подобными режимами возможна на прагматичной основе, сближение между ними носит во многом конъюнктурный характер, основанный на политических мотивах.
Вторая глава – «Куба и Венесуэла – стратегическое партнёрство» – посвящена двусторонним отношениям Гаваны и Каракаса. В первом параграфе – «Политические приоритеты и векторы сотрудничества» – отмечено, что в ходе боливарианской революции были заимствованы некоторые элементы кубинской модели: идеологизация политического процесса, создание провластных низовых структур, создание доминирующей политической организации. Кубинская помощь осуществлялась по линии сотрудничества спецслужб, которые обеспечивали безопасность для венесуэльского руководства, а также занимались контрразведкой.
Во втором параграфе – «Динамика экономического сотрудничества: достижения и риски» – диссертант отмечает преобладание политических мотивов над экономическими, при этом субъектами стали государственные компании, а прибыль направлялась на социальные проекты. Наиболее важным стало сотрудничество в сфере энергетики: Куба получала венесуэльскую нефть по заниженным ценам и перепродавала её за валюту, кроме того, Каракас инвестировал в кубинские предприятия по переработке нефти и добыче никеля. Были созданы совместные проекты в области солнечной энергии и информационных технологий, при этом успехи в этих областях были обусловлены высокими ценами на нефть в период с 2003 по 2013 год. После кризиса 2014 г. двусторонние отношения пошли на спад, многие совместные проекты были свернуты, а поставки нефти на Кубу сократились.
Третий параграф – «Кубинское участие в реализации “боливарианских” миссий» – посвящён месту и роли кубинских специалистов в проведении социальных реформ. Автор показывает, что в Венесуэле в период неолиберальных реформ произошла деградация социальной сферы. Боливарианское правительство создало государственные системы здравоохранения и образования на основе адаптации кубинской модели к венесуэльским условиям. В результате вплоть до кризиса 2014 г. миллионы венесуэльцев получили доступ к бесплатной системе здравоохранения и образования, доходы Кубы от предоставления медицинских услуг составляли до половины поступлений от внешней торговли. Однако системный кризис в Боливарианской республике негативно сказался на сотрудничестве. Как было установлено, правительство Н. Мадуро не смогло поддерживать финансирование на прежнем уровне, статистические данные свидетельствуют о деградации системы здравоохранения до показателей 1998 года. Количество кубинских специалистов также значительно сократилось. В результате в период высоких цен на нефть кубино-венесуэльское сотрудничество было взаимовыгодным, но ограниченным из-за существенных структурных различий в экономике. После 2014 г. интенсивность сотрудничества заметно ослабла.
Третья глава – «Двусторонние отношения Кубы с другими партнёрами» – рассматривает сотрудничество Гаваны с Боливией, Никарагуа и Эквадором. В первом параграфе – «Куба и Боливия взаимовыгодное сотрудничество» – раскрываются аспекты взаимоотношений кубинского и боливийского правительств при президентстве Э. Моралеса (2006–2019). Было установлено, что основой для сотрудничества стала политика правящего Движения к социализму (MAS), направленная на преодоление социальной исключённости значительной части населения. Основная помощь Кубы заключалась в подготовке боливийских социальных работников. После отставки Э. Моралеса в 2019 г. двусторонние отношения практически прекратились, представители Кубы покинули страну, а Боливия вышла из ALBA, однако в дальнейшем прогнозируется нормализация связей в связи с тем, что пост президента занял кандидат MAS Л. Арсе.
Второй параграф – «Кубино-эквадорские связи» – посвящён участию Кубы в «гражданской революции» в Эквадоре при правительстве Р. Корреа (2007–2017). Активная фаза сотрудничества начинается с 2008 г., после принятия в Эквадоре новой конституции, закрепившей социальный характер государства. В рамках медицинского сотрудничества выделяются три направления: оказание услуг, поставки препаратов и оборудования, реформирование эквадорской системы здравоохранения. Особую роль сыграли кубинцы в государственной программе социализации инвалидов, инициированной в 2009 году. Сравнительно невысокий уровень экономического сотрудничества связан с особенностями структуры экономики двух стран. Раскол в правящей партии Эквадора и изменение модели развития при президенте Л. Морено (2017–2021) привели к прекращению эквадорско-кубинского сотрудничества, а Эквадор вышел из ALBA.
В третьем параграфе – «Кубинская помощь сандинистскому режиму Никарагуа» – проанализированы взаимоотношения Гаваны и Манагуа с 2006 по 2019 год. В этом параграфе отмечается умеренность реформ, проводимых правительством Д. Ортеги, которое достигло компромисса с национальными элитами, транснациональными корпорациями и финансовыми институтами. Кубинская помощь была оказана для реализации социальных программ и расширения или, по крайней мере, сохранения социальной базы сандинистов. В основном, программы затронули наименее обеспеченные слои, представленные коренным населением. В отличие от венесуэльского варианта, кубинские специалисты не принимали участия в структурных реформах. Важнейшим результатом сотрудничества стала ликвидация неграмотности в Никарагуа. Несмотря на обострение внутриполитической ситуации и усиление массовых протестов в Никарагуа, двустороннее сотрудничество продолжается.
В четвёртой главе – «Структура и основные направления деятельности ALBA» – проведён анализ этого альтернативного интеграционного объединения, его идеологии, структуры и сценариев развития. В первом параграфе – «Идеологические основы объединения» – исследованы политические взгляды Ф. Кастро, У. Чавеса, других политических лидеров. Главная цель объединения заключалась в преодолении недостатков неолиберальной модели государства и интеграции в целом, включая распределение прибыли в интересах транснациональных компаний (ТНК), сокращение социальных расходов, минимальное участие граждан в политических процессах, неравноправные отношения между государствами центра и периферии. В качестве альтернативы предлагались этатизм, увеличение социальных расходов, демократия участия и денонсация неравноправных договоров. Интеграционная модель ALBA основывается на принципе закрытого регионализма, дополненного элементами кубинской плановой экономики. Используя государство как инструмент контроля над ресурсами, члены альянса стремились снизить зависимость от международных финансовых институтов и ТНК, а в долгосрочной перспективе – создать конкурентоспособный блок государств.
Второй параграф – «Структура и основные направления деятельности ALBA» – посвящён конкретному анализу этого интеграционного объединения. Структура Боливарианского альянса выстроена в соответствии с его идеологическими принципами: Совет президентов определяет задачи для «министерств» коллегиального правительства ALBA – политического, экономического и социального советов. Все органы управления действуют в рамках подписанного в 2006 г. Торгового договора народов, который заложил основы «зоны честной торговли», созданной для обеспечения конкурентных преимуществ национальным компаниям перед зарубежными. Центральным субъектом выступают совместные государственные «крупнонациональные компании» (empresas grannacionales), которые обладают рядом особенностей: товары и услуги производятся для внутреннего спроса, компании действуют в соответствии с планом, а прибыль инвестируется в социальные проекты. Финансовая архитектура объединения направлена на решение проблемы нехватки и оттока капиталов. С этой целью используются Банк ALBA и региональная система взаимных расчётов (SUCRE). Первый финансирует крупнонациональные компании, перераспределяя средства из рентабельных отраслей в нерентабельные, вторая использовалась для преодоления зависимости от доллара. В связи с кризисом 2013 г. расчёты в SUCRE фактически прекратились. При анализе деятельности объединения «Петрокарибе» (Petrocaribe) отмечается, что поставки венесуэльской нефти по заниженным ценам в период с 2005 по 2013 г. способствовали преодолению энергетического кризиса членов ALBA. Немаловажную роль играли социальные аспекты, связанные с созданием общественных фондов в странах-участницах. Анализ структуры и механизмов деятельности ALBA подтверждает соответствие альянса принципам «социализма XXI века», в рамках объединения применяются плановые механизмы, что отличает его от традиционных интеграционных моделей. Основатели ALBA предполагали, что это позволит концентрировать ресурсы и направлять их на удовлетворение внутреннего спроса.
В третьем параграфе – «Предварительные итоги и сценарии развития» – отмечается, что структура ALBA соответствует задаче развития региональной интеграции, основанной на применении механизмов планирования. Её можно охарактеризовать как межправительственную организацию с функциями управления единым экономическим комплексом, напоминающую существовавший ранее Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Первый этап деятельности объединения (2004–2009) характеризуется ростом числа участников, созданием новых институтов и организаций. Мировой финансовый кризис 2008 г. ухудшил экономическое положение участников блока, альянс начал терять привлекательность для его членов на фоне «правого дрейфа», который пришёл на смену «левому повороту». Для второго периода (2009–2014) характерны поиски путей выхода из кризиса. В заключительный период (2014–2019) происходит сокращение товарооборота внутри блока, сворачиваются социальные программы. На фоне «правого дрейфа» произошла смена власти в Эквадоре и Боливии, впоследствии эти государства вышли из ALBA. Очевидно, что за время своего существования ALBA не смогла решить в полной мере ни одной из поставленных задач, что связано с низкой степенью взаимодополняемости экономик и падением мировых цен на углеводороды и другие экспортируемые товары. Негативно сказался на деятельности объединения системный кризис в Венесуэле, доноре организации. Дальнейшие сценарии развития ALBA связаны с ситуацией и с расстановкой политических сил в Латиноамериканском регионе, прежде всего, в странах-участницах.
В заключении приводятся основные выводы:
1. Специфика интеграционных процессов в Латинской Америке на рубеже XX–XXI веков определялась периферийным положением стран региона в глобальной экономике. Необходимость встраиваться в систему «плюралистичной однополярности» предопределила доминирование неолиберальной модели интеграции, для достижения которой руководство латиноамериканских государств активно сотрудничало с глобальными институтами на принципах либеральной демократии и свободного рынка. Достижение экономической стабильности сопровождалось значительными социальными издержками, прежде всего, сохранением и даже ростом уровня бедности и социальной поляризации. В подобной ситуации в обществе популярным стал запрос на социальную справедливость, способствующий повышению рейтинга политических сил левого спектра.
2. В условиях распада социалистического блока внешняя политика Гаваны была направлена на поиск новых партнёров. Кубинская общественно-политическая модель исключала применение неолиберальной интеграции, поэтому был найден компромисс: черты традиционного социализма сохранились, но были дополнены рыночными элементами.
В период кризиса неолиберальной модели в некоторых латиноамериканских странах установились леворадикальные политические режимы, сочетающие демократические институты с авторитарными методами управления, основанными на доминировании исполнительной ветви власти под руководством харизматических лидеров. Их идеологической платформой стала концепция «социализма XXI века», основанная на принципах социальной справедливости и партисипативной демократии. Леворадикальные лидеры активно сотрудничали с правительством Кубы, заимствуя отдельные элементы традиционной социалистической модели (курс на национализацию и усиление роли государства, реализация социальных программ, формирование массовых доминантных партий, создание общественных организаций, непосредственно связанных с исполнительной властью и т.д.). Тем не менее, ни одно из леворадикальных государств не копировало кубинскую политическую систему, предполагающую отсутствие политического плюрализма, разделения властей или монополию государства на средства массовой информации. Экономика указанных стран оставалась смешанной и не перестала быть рыночной.
3. Особую роль в процессах альтернативной интеграции сыграли отношения Кубы и Венесуэлы, основанные на идеологической близости позиций руководства этих стран. Гавана смогла включиться в процессы региональной интеграции в качестве политического лидера, а Каракас, обладавший значительными финансовыми ресурсами, конвертировал их в политическое влияние. Поступательное развитие отношений имело место вплоть до кризиса 2013 г., вызванного обострением противоречий боливарианской революции, смертью харизматического лидера У. Чавеса и усугублением экономических проблем в результате падения мировых цен на сырьевые ресурсы. В последующие годы произошло резкое сокращение товарооборота, заморозились совместные проекты в рамках ALBA, уменьшилось количество кубинских специалистов в венесуэльских миссиях.
4. В ходе двусторонних отношений Куба оказала значительное влияние на реформирование целого ряда политических институтов Венесуэлы, таких как государство, партия, армия, особую роль сыграли кубинские спецслужбы, обеспечивающие внутреннюю и внешнюю безопасность страны. Венесуэла, в свою очередь, обеспечивала энергетическую безопасность Кубы, поставляя нефть по низким ценам. Экономическое сотрудничество было направлено на создание единого экономического пространства на основе синтеза кубинской и венесуэльской моделей, двусторонние отношения были взаимовыгодными и комплексными, однако в силу целого ряда внутренних и внешних факторов потеряли свою интенсивность.
5. Отношения Гаваны с другими леворадикальными режимами носили преимущественно гуманитарный характер. С политической точки зрения многочисленные меры по обеспечению доступа населения к базовым общественным благам были необходимы «социалистам XXI века» для обеспечения поддержки со стороны ядерного электората и расширения их социальной базы. Без участия кубинских специалистов успешная реализация этих мер была бы под вопросом, а Куба, в свою очередь, использовала полученные доходы как источник иностранной валюты, что было особенно актуально в связи с приоритетным положением медицинских товаров и услуг в её внешней торговле. В то же время ни один из леворадикальных режимов, за исключением Венесуэлы, не стал значимым торговым партнёром для Кубы, что обуславливалось низкой степенью взаимодополняемости экономик, которую было невозможно компенсировать политической волей национальных элит.
6. В основе альтернативной интеграционной модели ALBA лежал кубинский опыт участия в работе СЭВ, творчески переработанный на основе принципов «социализма XXI века». Объединение должно было стать единым управляющим центром стран-участниц, планирующим и координирующим политическую и хозяйственную деятельность на уровне глав государств. В этом заключается качественное отличие объединения от традиционных рыночных моделей интеграции, где подобные механизмы отсутствуют. Проект предусматривал создание особой экономической зоны, в рамках которой действуют совместные государственные компании, прибыль которых направлялась на реализацию убыточных, но необходимых социальных проектов. В международной сфере объединение стремилось ослабить зависимость от глобальных финансовых институтов и корпораций.
7. Успехи, достигнутые членами ALBA на первоначальных этапах, связаны с высокими ценами на экспортируемые товары, концентрацией ресурсов в государственной собственности, эффективным решением социальных проблем. В дальнейшем усилились внутренние противоречия модели: ни один из режимов (за исключением Кубы) не смог обеспечить доминирование государственного сектора в экономике, потерпели неудачу попытки диверсифицировать экономику и расширить количество торговых партнёров, в условиях падения цен на энергоносители резко сократились валютные поступления и возможности решения социальных проблем, снижение уровня жизни привело к росту недовольства населения и укреплению оппозиции.
8. Несмотря на то, что Боливарианский альянс не сумел существенно продвинуться в решении проблем зависимости и социальной исключённости, нельзя не отметить прогрессивный характер некоторых аспектов кубинской модели, идеологии «социализма XXI века» и модели альтернативной интеграции (постнеолиберального регионализма). В условиях мирового экономического кризиса, который обострился в связи с пандемией коронавируса COVID-19, вновь поднимается вопрос о роли государства в решении социально-экономических проблем, сохраняется важность уникального кубинского опыта и международного сотрудничества, основанного на принципах взаимопомощи и солидарности, в результате в перспективе нельзя исключить появления сходных с ALBA региональных и субрегиональных объединений.
Опубликованные автором статьи в журналах из перечня, утвержденного ВАК
1. Борейко А.В. Куба и Венесуэла: взаимовыгодное сотрудничество в социально-экономической сфере // Латинская Америка. – 2016. – №6. – С. 61–71. (0,8 а.л.).
2. Борейко А.В. Куба и «Боливарианский» политический процесс: современное состояние, проблемы и перспективы // Politbook. – 2017. – №1. – С. 130–144. (0,9 а.л.).
3. Борейко А.В. Концепция прав человека и сотрудничество Кубы с Венесуэлой и Эквадором в социальной сфере // Латинская Америка. – 2018. – № 6. – С. 19–29. (0,9 а.л.).
4. Борейко А.В. Рецензия: Cusack A.K. Venezuela, ALBA, and the Limits of Postneoliberal Regionalism in Latin America and the Caribbean. Palgrave Macmillan, 2019 // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. – 2020. – Т. 20. – № 2. – С. 421–424. (0,3 а.л.).
5. Борейко А.В. Социализм с кубинской спецификой // Латинская Америка. – 2020. – № 8. – С. 77–85. (0,7 а.л.).
6. Арабаджян А.З., Борейко А.В. Боливия в поисках выхода из кризиса // Politbook. – 2020. – № 2. – С. 179–195. (1 а.л.).
В прочих научных изданиях:
1. Борейко А.В. Проблемы и перспективы кубино-венесуэльского сотрудничества в экономической и социальной сферах // Ибероамерика: от истоков к современным вызовам. Материалы международной конференции. – М.: ИЛА РАН, 2016. – С. 69–73. (0,3 а.л.).
2. Борейко А.В. Идеологические основы Боливарианского альянса. Кубинский аспект // Исторические исследования. Журнал исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. – 2018. – № 1 (9). – С. 5–10. (0,4 а.л.).
3. Борейко А.В. АЛБА на словах и на деле: идеология и практика Боливарианского альянса // Ибероамериканские тетради. – 2019. – № 3 (25). – С. 50–53. (0,4 а.л.).
4. Арабаджян А.З., Борейко А.В. Политический кризис в Боливии // Запад – Восток – Россия 2019. Ежегодник. – М., 2020. – С. 152–157. (0,5 а.л.).
5. Борейко А.В. Латиноамериканские протесты: глобальный кризис на региональном уровне // Глобальное управление: кризис или трансформация? Мировое развитие. Выпуск 22. – М.: ИМЭМО РАН, 2020. (В печати). (0,5 а.л.).
6. Борейко А.В. Эволюция кубинской медицинской дипломатии // Ибероамериканские тетради. – 2020. – № 4. (В печати). (1 а.л.).
Примечания:
1. Дисэн Г. Глобальное возрождение экономического национализма. Режим доступа: https://globalaffairs.ru/valday/Globalnoe-vozrozhdenie-ekonomicheskogo-natcionalizma-19248 (дата обращения 16.05.2020).
2. Богатуров А.Д. Форум по международным. отношениям. – М., 2002. – С. 283–296.
3. Дробот Г.А. Глобализация: понятие, этапы, противоречия, оценки // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 2. – С. 105–127.
4. Урсул А.Д., Урсул Т.А., Ильин И.В. Становление эволюционного подхода // Юридические исследования. – 2013. – № 3. – С. 95–154.
5. Леонова О.Г. Концептуализация понятия глобализация в современной науке // Век глобализации: исследование современных глобальных процессов. – 2018. – № 1. – С. 15–24.
6. Мартынов Б.Ф. «Запад» и «не-запад»: прошлое, настоящее… будущее? – М.: ИЛА РАН, 2015.
7. Рогов С.М. Функции современного государства и наука // Экономическая наука современной России. – 2005. – № 3. – С 37–46.
8. Урсул А.Д., Урсул Т.А., Ильин И.В. Ук. соч. С. 95–154.
9. Чумаков А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира. – М.: ТК Велби Проспект, 2005.
10. Майданик К.Л. Латиноамериканская цивилизация в глобализирующемся мире // Латинская Америка. – 2003. – №5. – С. 86–95.
11. Ворожейкина Т.Е. Феномен Чавеса. Режим доступа: http://сarnegie.ru/proetcontra/?fa=52444 (дата обращения 03.03.2021).
12. Дабагян Э.С. Венесуэла: траектория политического процесса. – М.: Аванглион-принт, 2007.
13. Давыдов В.М. Левая альтернатива в Латино-Карибской Америке – обусловленность, основные ориентиры и международная проекция. – М.: ИЛА РАН, 2007.
14. Докучаева О.Н. Hugo boss, или оправдает ли Чавеса история? // Латинская Америка. – 2006. – №6. – С. 99–103.
15. Ивановский З.В. Судьба «левого дрейфа» в Латинской Америке // Латинская Америка. – 2016. – №8. – С. 74–86.
16. Медина Гонсалес В.К. Ключевые аспекты и последствия леворадикального правления Р. Корреа в Эквадоре // Ибероамериканские тетради. – 2019. – №3. – С. 22–25.
17. Окунева Л.C. «Левый поворот» и демократия в Латинской Америке. Режим доступа: http://www.intertrends.ru/nineteenth/005.htm. (дата обращения 16.03.2019).
18. Пятаков А.Н. Модели альтернативной интеграции Латинской Америки в начале XXI в. // Ибероамериканские тетради. – Москва, 2014. – №3. – С. 109–117.
19. Розенталь Д.М. «Берег счастья» для У. Чавеса: венесуэльско-кубинские отношения на современном этапе // Ибероамерика в глобализирующемся мире: проблемы и перспективы. – М., 2013. – С. 75–85.
20. «Левый поворот» в Латинской Америке / Отв. ред. В.П. Сударев – М.: ИЛА РАН, 2007.
21. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. Наступит ли эра сукре? Южная Америка на пути к единой валюте // Латинская Америка. – М., 2013. – №7. – С. 21–35.
22. Чавес Савала П.А. Политический процесс в Эквадоре в XX – начале XXI века: от «либеральной» до «гражданской» революции // Латинская Америка. – 2016. – №7.
23. Коларов Г.И. Левый радикализм в Латинской Америке: социально-политические аспекты. – М.: РосНОУ, 2012.
24. Сударев В.П. Две Америки после окончания «холодной войны». М.: Наука, 2004; Интеграционные процессы в Латинской Америке: состояние и перспективы / Отв. ред. З.В. Ивановский, А.А. Лавут. – М.: ИЛА РАН, 2012.; Борзова А.Ю., Маричева А.И. Кризис региональной интеграции в Южной Америке: предпосылки и причины // Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2018. – №6. – С. 863–874; Южноамериканская интеграция и Россия / Отв. ред. А.Н. Глинкин. – М.: ИЛА РАН, 2004.
25. Бородаев В.А., Леонов Н.С. Фидель Кастро. Политическая биография. – М.: Военная литература, 2003; Бородаев В.А., Леонов Н.С., Лепешкин А.А. Р. Кастро: «Меня избрали для того, чтобы я защищал дело социализма». – М.: Макс Пресс, 2017; Шишков А.С. К вопросу об отношениях Кубы и США на современном этапе // Ибероамерика: от истоков к современным вызовам. Материалы международной конференции – М., 2016.; Шишков А.С. Правый поворот? К вопросу о смене политического цикла в Латинской Америке // Проблемы национальной стратегии. – 2017. – №4; Глазова А.В., Бурых Д.Н., Шишков А.С., Михайлов С.А., Алхименков М.А. Политика администрации Д. Трампа в Латинской Америке: смена курса или преемственность? // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – №2; Куба накануне смены поколений / Отв. ред. В.М. Давыдов. – М.: ИЛА РАН, 2017.
26. Harnecker, Marta. A World to Build: New Paths toward Twenty-First Century Socialism. – New York: NYU Press, 2015; Chomsky, Noam, Dieterich, Heinz. Latin America: From Colonization to Globalization. – London: Ocean Press, 1998; Petras, James. The New Extractivism. A Post-neoliberal Development Model or Imperialism of the Twenty-First Century? – New York: Zed books, 2014; Muhr, Thomas. Counter-Globalization and Socialism in the 21st Century. – New York: Routledge, 2013; Lebowitz, Michael A. The Socialist Alternative: Real Human Development – New York: Monthly Review Press, 2010; Harvey, David. A Brief History of Neoliberalism. – New York: Oxford University Press, 2007; August, Arnold. Cuba and Its Neighbours: Democracy in Motion. – New York: Zed Books, 2013.
27. Kruijt, Dirk. Cuba and Revolutionary Latin America: An Oral History. – New York: Zed Books, 2017; Prevost, Gary; Campos, Carlos Oliva. Cuban–Latin American Relations in the Context of a Changing Hemisphere. – New York: Cambria Press, 2011; Backer, Larry Catá, Molina, Augusto. Cuba and the Construction of Alternative Global Trade Systems: ALBA and Free Trade in the Americas. Available at: https://scholarship.law.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1126&context=jil (accessed 15.03.2019); Erisman, H. Michael. Cuban Foreign Policy: Transformation under Raúl Castro. – New York: Rowman & Littlefield Publishers, 2018.
28. Mesa Lago, Carmelo. Market, Socialist, and Mixed Economies: Comparative Policy and Performance - Chile, Cuba, and Costa Rica. – Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2003; Mesa Lago, Carmelo, Pérez López, Jorge. Cuba Under Raúl Castro: Assessing the Reforms. – Boulder: Lynne Rienner Publishers, 2013.
29. Quintero, Hernán. The Cuba-Venezuela Alliance. Available at: https://scholarship.miami.edu/discovery/delivery/01UOML_INST:ResearchRepository/12355407520002976?l#13355499720002976 (accessed 15.03.2020).
30. Huish, Robert. Where no Doctor Has Gone before: Сuba’s Place in the Global Health Landscape. – Ontario: Wilfrid Laurier University Press, 2013; Alvarado, Carlos. Social Change and Health Policy in Venezuela. Available at: http://www.socialmedicine.info/index.php/socialmedicine/article/view/229/436 (accessed 15.03.2019); Brouwer, Steve. Revolutionary Doctors: How Venezuela and Cuba Are Changing the World’s Conception of Health Care. – New York: Monthly Review Press, 2011; Briggs, Charles. Confronting Health Disparities: Latin American Social Medicine in Venezuela. Available at: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19150916/ (accessed 15.03.2020).
31. Ibid. – P.221.
32. Bagley, Bruce (ed.). Decline of the United States Hegemony? – New York: Lexington Books, 2015.
33. Asa K. Cusack. ALBA, and the Limits of Postneoliberal Regionalism. – New York: Palgrave Macmillan Press, 2019.
34. Паспорт ВАК. Режим доступа: https://teacode.com/online/vak/p23-00-04.html (дата обращения 16.03.2021).
35. Keohane, Robert. Op. cit.
36. Nye, Joseph. Op. cit.
37. Богатуров А.Д. Ук. соч. С. 283–296.
38. Гарбузов В.Н. Перевернутая «великая шахматная доска», или Биполярности полицентричного мира // Россия и Америка в XXI веке. – М., 2018. – № 4. – С. 10.
39. Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? – М.: ИЛА РАН, 1992; Dos Santos, Teotonio. El nuevo caracter de la dependencia. – Santiago de Chile, 1968, etc.
40. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб: Университетская книга, 2001; Amin, Samir. The Liberal Virus: Permanent War and the Americanization of the World // Monthly Review, 2014.
41. Amin, Samir. Op. cit.
42. Паньков В.С. Глобализация и международная региональная интеграция: две стороны одной медали? Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-mezhdunarodnaya-regionalnaya-integratsiya-dve-storony-odnoy-medali (дата обращения 16.05.2019).
43. Viner, Jacob. The Custom Unions Issue. – New York: The Carnegie Endowment for International Peace, 1950.
44. Bela, Balassa. The Theory of Economic Integration. – Homewood, Illinois: Richard D. Irvin, 1961.
45. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Ук. соч.
46. Lebowitz, Michael. What Is Socialism for the Twenty-First Century? Available at: https://monthlyreview.org/2016/10/01/what-is-socialism-for-the-twenty-first-century/ (accessed 15.07.2019); Dieterich, Heinz. 21st Century Socialism. Available at: http://paulcockshott.co.uk/publication-archive/Books/ (accessed 01.09.2019); Harnecker, Marta. Twenty-First Century Socialism. Available at: https://monthlyreview.org/2010/07/01/ii-twenty-first-century-socialism/ (accessed 15.07.2019).
47. Dornbusch, Rudiger; Edwards, Sebastian. The Macroeconomics of Populism in Latin America. Available at: http://www.nber.org/books/dorn91-1 (accessed 15.07.2019).
48. Пшеворский. А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке. – М.: РОССПЭН, 2000. – С. 12.
49. Левицкий С., Уэй Л. Подъём конкурентного авторитаризма. Режим доступа: http://sg-sofia.com.ua/podjem-konkurentnogo-avtoritarizma (дата обращения 16.08.2019).
50. Constitution of the Bolivarian Republic of Venezuela.. Available at: http://www.oas.org/dil/esp/constitucion_venezuela.pdf (accessed 15.03.2020); Ley Orgánica de los Consejos Comunales. Available at: http://www.minci.gob.ve/wp-content/uploads/downloads/2012/11/LEY-CONSEJOS-COMUNALES-6-11-2012-WEB.pdf (accessed 15.03.2020); Constitución de Cuba. Available at: http://biblioteca.clacso.edu.ar/clacso/se/20191016105022/Constitucion-Cuba-2019.pdf (accessed 01.12.2015); The National Development Plan as a Political Economic Strategy in Evo Morales’s Bolivia Accomplishments and Limitations. Available at: http://www.economiayfinanzas.gob.bo/index.php?opcion=com_prensa&ver=prensa&id=1604&seccion=230&categoria=327 (accessed 04.12.2019). Declaration Alma-Ata. Available at: https://www.who.int/publications/almaata_declaration_en.pdf (accessed 04.12.2019); Constitución de 2009 del Estado Plurinacional de Bolivia. Available at: http://www.wipo.int/wipolex/es/details.jsp?id=5430 (accessed 04.12.2019).
51. Castro, Fidel. Speech of 1999. Available at: http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/1999/esp/f030299e.html (accessed 15.03.2019); Castro, Fidel. Speech of 1985. Available at: http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/1985/esp/f070785e.html (accessed 15.03.2019). Castro, Fidel. Speech 1979. Available at: http://www.cuba.cu/gobierno/discursos/1979/esp/f121079e.html (accessed 15.03.2019); Castro, Raúl. Fuí elegido para defender, mantener y continuar perfeccionando el socialismo. Available at: http://www.cubadebate.cu/especiales/2009/08/01/raul-castro-discurso-asamblea-nacional-del-poder-popular/#.XrFiu6gzbWo (accessed 15.07.2019); Castro Ruz, Fidel. Rafael Correa. Available at: https://www.voltairenet.org/article155680.html (accessed 15.09.2020); Chavez, Hugo. President Chavez\'s Speech to the 6th World Social Forum – Americas. Available at: http://venezuelanalysis.com/analysis/1728 (accessed: 18.04.2019).
52. Oficina Nacional de Estadísticas e Información de la República de Cuba. Available at: http://www.onei.gob.cu/ (accessed 15.03.2019); Instituto Nacional de Estadística y Censos. Available at: https://www.ecuadorencifras.gob.ec/institucional/home/ (accessed 15.03.2019); Instituto Nacional de Información de Desarrollo. Available at: https://www.inide.gob.ni/ (accessed 15.03.2019); International Labour Organization. Available at: https://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm (accessed 15.03.2019).