ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

Научно-теоретический семинар
Центра политических исследований ИЛА РАН


Дата проведения: 7 декабря 2021 г.
Начало семинара: 16.00 Мск
Формат мероприятия: онлайн на платформе Zoom.


Запись семинара доступна по ссылке >>>



7 декабря 2021 г. в Центре политических исследований ИЛА РАН прошло заседание научно-теоретического семинара на тему «Человеческий капитал Латинской Америки: новые преграды для его наращивания в контексте коронакризиса». Докладчик к.э.н., вед.н.с. Центра иберийских исследований ИЛА РАН Элеонора Георгиевна Ермольева.


В докладе были рассмотрены истоки и развитие концепции человеческого капитала. Изучение эволюции теории человеческого капитала (ЧК) показывает, что ее изначальное, классическое содержание претерпело более чем за пятидесятилетнюю историю существенные изменения, постепенно наполнялось новыми составляющими.


Согласно определению, данному отцами-основателями концепции американскими экономистами, Нобелевскими лауреатами Т.Шульцем и Г.Беккером, под человеческим капиталом понимались «воплощённые в человеке базовые знания, первоначальные трудовые навыки и определенное состояние здоровья, повышающие его способность к производительному труду, т.е. делающие человека главным образом экономически продуктивным».


Отмечено, что идеи, заложенные в концепции «человеческого капитала», имели практический выход (“out-put”), серьезно повлияв на практику государственного регулирования социальной сферой во многих странах мира. Однако в Латинской Америке данная теория не сразу была воспринята как «руководство к непосредственному действию». Но в начале 1990-х годов ставка на образование была признана одним из ключевых рычагов модели «эффективной трансформации при соблюдении социальной справедливости», курс на которую Латинская Америка взяла в рамках неолиберальных преобразований.


Сегодня многими авторами, в том числе и в Латинской Америке, термин трактуется более широко, понятие ЧК объединяет не только совокупность капиталов здоровья и общего образования, но и уровень ИКТ- компетентности, способность личности к саморазвитию, адаптивности, гибкости в принятии профессиональных решений.


Пандемия SARS-Cov-2 нанесла непоправимый ущерб человеческому капиталу во всех регионах мира, и ЛА оказалась особо неблагополучной. Сильный удар был нанесен по сферам, влияющим на ключевые показатели человеческого капитала – образованию и здоровью. Пандемия SARS-Cov-2 наглядно показала жизненную значимость здоровья трудоспособного населения, а также важность уровня медицинского обслуживания, общего развития национальных систем здравоохранения.


В образовательной сфере потери значительны. Уровень «учебной бедности» (pobreza de aprendizaje/learning poverty), измеряемой долей детей 10-летнего возраста (то есть заканчивающих начальную школу), не способных внятно прочесть и потом понять простой текст, может вырасти в среднем по региону с 51% ( в 2019 г.) до 62% (2021 г.) - прогнозирует Всемирный банк. По оценкам ЭКЛАК, до конца 2021 года могут не вернуться к учебе свыше 3 млн учащихся, из них около 1 млн – студентов вузов. Таким образом, пандемия стала для Латинской Америки «образовательной трагедий».


Рассматривая международные индексы, где концепция человеческого капитала является значимой составляющей, можно отметить что страны Латинской Америки находятся в средней части общего рейтинга. Хотя различного рода классификации и рейтинги во многом условны и нередко узко специфичны, все же они позволяют выявить болевые точки, препятствующие более прогрессивному развитию и могут служить ориентирами для разработки государственной политики.


Наряду с другими важными задачами социально-экономического характера, перед регионом стоит и проблема восстановления утраченного «капитала образования» и «капитала здоровья» значительной доли трудящихся.


Для подключения к семинару необходимо отправить письмо на адрес руководителя ЦПИ ИЛА РАН З.В.Ивановского z.w.iwanowski@gmail.com 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005