КНИЖНАЯ ПОЛКА
Латиноамериканский литературный калейдоскоп
В 90-х годах ушедшего столетия на книжном рынке России сложилась ситуация, когда практически невозможно было найти литературу по Латинской Америке. Специалистам и просто интересующимся этим континентом приходилось либо покупать в букинистических магазинах книги, выходившие ранее, либо надеяться на улучшение книгоиздательского процесса.
На наш взгляд, положительные изменения в этой области наступили на стыке веков. Действительно, в последние несколько лет в различных издательствах с определенной периодичностью стали выходить книги по латиноамериканской тематике, причем, как отечественных, так и зарубежных авторов. Некоторые из этих книг являются научными изданиями, другие (и их немало) - научно-популярные. Это немаловажно, так как сокращает дистанцию между наукой и широким кругом людей, которые тоже интересуются Латинской Америкой, - ее историей и текущими проблемами.
В этом литературном обзоре вниманию читателей предлагаются издания, о которых еще не было сказано на страницах журнала "Латинская Америка".
Книга Александра Юрьевича Романенко - "ВьЮжная Америка" - вышла в 2000 г., в популярной "Зеленой серии". Написана она в довольно редком сейчас жанре путешествия и весьма содержательна. Она легко читается, автору не откажешь в великолепном чувстве юмора. А.Ю.Романенко - не латиноамериканист и не профессиональный писатель, а инженер-изобретатель, но от этого его произведение только выигрывает, потому что отличается непосредственностью восприятия автором окружающих его реалий. И хотя он, по его собственным словам, еще до поездки в Эквадор прочитал довольно много об этой стране, но, как известно, одно дело - теория, и совсем другое - практика. Отражение удивления, порой недоумения - одна из основных характеристик книги. Лишь прожив в Эквадоре определенное время, акклиматизировавшись, семья Романенко постепенно начинает разбираться в местных особенностях, получает ответы на свои многочисленные вопросы.
Еще одна немаловажная особенность: автор часто сравнивает Эквадор с Россией, с Москвой. Именно в этом, по нашему мнению, смысл названия книги.
"Южная Америка: когда рушится диктатура" - следующая книга, которую хотелось бы представить. Она также вышла в 2000 г. в рамках издательской программы Института экономических стратегий (ИНЭС).
Юрий Григорьевич Беспалько - известный советский журналист-международник, в 1980-1987 гг. работал корреспондентом ТАСС в Южной Америке, повествует о крупнейшей стране континента - Бразилии в период перехода от военной диктатуры к демократическому правлению. Сам автор заметил: "Эту книгу я написал где-то лет десять назад. Недавно перечитывая ее, я увидел захватывающие и даже пугающие параллели с тем, что происходило и продолжает происходить в нашей стране. Поэтому я попросил своих друзей помочь в издании книги, за что я им очень благодарен".
Книга - серьезная. В ней анализируются сложные политические и экономические процессы. Но несмотря на это, в ней немало авторских отступлений, в которых говорится о музыке, литературе, футболе, интересных людях Бразилии, одним словом, обо всем том, о чем невозможно не сказать, что является визитной карточкой этого государства.
У книги яркая, эффектная обложка, в ней целый блок великолепных цветных иллюстраций - своеобразный фотоочерк автора о путешествии по стране. Жанр издания можно определить как историческое исследование с аналитическими комментариями. Жаль, что тираж у него очень небольшой.
В книге журналиста Джона Фоллейна "Шакал. Тайная война Карлоса Шакала" представлена полная история жизни печально знаменитого террориста. Книга вышла в 2002 г. в издательстве "Лимбус Пресс". Она написана в жанре документального расследования. Подобные издания всегда интересны, а тема терроризма делает его еще и очень актуальным. Ильич - таково настоящее имя "героя" книги, данное ему отцом Рамиресом Навасом в честь Владимира Ильича Ульянова, которого он считал "величайшим человеком в истории человечества".
Правда, для своей "революционной" деятельности Ильич Рамирес избрал не родной латиноамериканский континент, а совсем другой регион: Ближний Восток, Палестину. Именно там он и получил кличку "Шакал", ставшую известной всему миру.
После длительной эпопеи "революционных подвигов" Шакал был арестован и приговорен французским судом к пожизненному заключению. После суда один из его адвокатов сказал: "Я не знаю, что у него творится в голове, но он точно не Фидель Кастро".
В 2002 г. в издательстве "РОСМЭН" вышла энциклопедия "Сигары. Все о лучших сигарах мира". К подобной теме издатели обращаются нечасто, особенно в нашей стране, поэтому энциклопедия стала настоящим подарком для латиноамериканистов, она восполняет существенный пробел по указанной теме, к тому же она богата иллюстрирована.
Поскольку это энциклопедия, т.е. книга, претендующая на универсальность и всеохватность, то стоит подробнее сказать о ее структуре. Каждой стране отводится отдельная глава. И хотя, как известно, сигары - это в первую очередь Куба, тем не менее, не только она занимается выращиванием и экспортом табака. Доминиканская Республика, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Филиппины, США тоже вносят свой, порой немалый, вклад в производство сигар. География весьма обширна, но латиноамериканский регион занимает доминирующее положение, а Куба, конечно же, вне конкуренции, поэтому рассказ о сигарах мира начинается с этого карибского государства. Каждая марка представлена особо: рассказывается об истории ее создания, о вкусовых оттенках, технологических особенностях производства. Указываются ее основные характеристики: название разновидностей, длина, диаметр. Отдельная глава посвящена сигарам массового машинного производства. Этим занимаются, в основном, европейские страны: Бельгия, Голландия, Швейцария, Германия.
И еще в энциклопедии рассказывается о ярлыках, тубах, коробках для сигар, подчас являющихся настоящими произведениями искусства. Читая обо всем этом, начинаешь понимать, что сигары - это действительно стиль жизни. Можно говорить и о мифологии сигар. Например, приведем известный миф о том, что красавицы-мулатки разглаживают табачный лист на своих бедрах. Автором этой истории является французский журналист, который в XIX в. побывал на Кубе.
Еще одна книга, о которой хотелось бы рассказать, называется "Капоэйра". Она вышла также в 2002 г. в издательстве ИНБИ. Ее авторы - Эдуардо Лазаро и Руслан Теймозо. Посвящена она интереснейшему явлению бразильской культуры. И хотя книга издана в серии "Боевые искусства планеты", потому что капоэйра известна в первую очередь как борьба чернокожих невольников, авторы воспринимают ее как одно целое: это и древняя магия, и воинское искусство, и танец. На наш взгляд, это правильное понимание капоэйры. Она должна рассматриваться в общем культурологическом контексте как органическое составляющее бразильской истории и действительности.
В книге рассказывается о возникновении капоэйры: о ее африканских корнях, о знаменитых киломбуш - свободных негритянских поселениях, где она начинала культивироваться. Затем следует подробный рассказ о выдающихся мастерах, владеющих этим боевым искусством, о его разновидностях, стилях.
Представляют особый интерес главы, посвященные музыкальным инструментам, использующимся в ритуале, а также поэтическим текстам, сопровождающим все действие.
Следующая книга, которую хотелось бы предложить читателю, называется "Диего и Фрида". Ее автор - классик современной французской литературы Жан-Мари Леклезио. Книга вышла в 2003 г. в издательстве "Иностранка".
Это - документальный роман о непростых взаимоотношениях великого художника-муралиста Диего Риверы и самобытной мексиканской художницы Фриды Кало.
О Ривере у нас в стране написаны книги и статьи, в которых подробно освещены его творческая деятельность, взаимоотношения с представителями политической и творческой элиты СССР.
Фрида Кало - художница не менее известная и почитаемая у себя на родине и во всей Латинской Америке. Ее жизнь, насыщенную впечатлениями, а еще больше страданиями, физическими и душевными, а также ее творчество довольно сложно вместить в какие-то определенные рамки. Она занимает особое положение в мексиканском искусстве. Сначала подруга, а затем жена "великого и ужасного" Риверы, она почти всю свою недолгую жизнь прошла с ним бок о бок. Тем не менее, ее непростая судьба и творчество до недавнего времени оставались практически не известны российским гражданам. Этот досадный пробел и восполняет рецензируемое издание.
"Автор строго придерживался фактов, но история жизни и любви двух выдающихся художников ХХ века - увлекательнее и драматичнее любого вымысла. Их привязанность друг к другу, несмотря на поразительное несходство характеров, их творчество, в котором они, каждый по-своему, вдохновлялись древней и самобытной культурой Мексики, исторические события, к которым они были причастны, - все это никого не может оставить равнодушным" - сказано в аннотации. И в этом убеждаешься с первых же страниц небольшой по объему, но удивительно насыщенной по содержанию книги. Она написана сочным, ярким, образным языком. В произведении использованы документальные источники, фрагменты писем и дневника Фриды Кало. Две вклейки рисунков и фотографий иллюстрируют жизнь и творчество незаурядных представителей мексиканского искусства.
Надо сказать, что в последнее время в мире, и в нашей стране в частности, наблюдается настоящая "Фридамания": вышел художественный ильм "Фрида" с участием известной мексиканской актрисы Сальмы Хайек, устраиваются выставки произведений художницы, выпускаются книги и статьи, посвященные ей. Об одной из этих книг мы уже рассказали. Хотелось бы представить еще одну.
Она называется "Фрида - последняя любовница Троцкого". Книга вышла в 2004 г. в издательстве "Вагриус". Ее автор Юрий Папоров - известный специалист по Латинской Америке, журналист, прозаик; руководил бюро Агентства печати "Новости" на Кубе; был в долгосрочной командировке в Мексике. В 90-х годах работал старшим исследователем в Музее Л.Д.Троцкого, результатом чего и явилась настоящая работа. В аннотации к книге говорится: "Необыкновенный магнетизм мятежной, свободных нравов женщины покорил оказавшегося в изгнании российского революционера, "стальную волю партии" - Льва Троцкого. Короткая и странная романтическая история оказалась последним ярким эпизодом в его жизни. Когда "рука Москвы" дотянулась до злейшего врага сталинизма и Троцкого убил агент НКВД, выяснилось, что Фрида хорошо знала имя убийцы...".
Талантливый журналист, кропотливый исследователь, обладающий ярким литературным талантом, воссоздает эту романтическую историю, перед нами снова проходит череда известных лиц, которые окружали главных героев книги: Диего Ривера, жена Троцкого Наталья Седова, сестра Фриды Кристина, люди, которые были причастны к первому покушению на Троцкого, - Давид Альфаро Сикейрос, Иосиф Григулевич, убийца Льва Давыдовича Рамон Меркадер. Мы снова погружаемся в перипетии непростой жизни Фриды Кало, ее взаимоотношений с мужем, родными, друзьями. Но самое главное - это страсть двух великих людей, в которой они растворились без остатка и которая в итоге привела их к разрыву. Иначе и не могло быть...
Важно отметить, что в книге публикуются письма Фриды Кало и Льва Троцкого, которыми они обменивались. Также есть ряд интересных фотографий.
Хотелось бы представить еще одну работу Юрия Папорова, посвященную не менее великому представителю мира латиноамериканской культуры - колумбийскому писателю Габриэлю Гарсиа Маркесу.
Книга называется "Габриэль Гарсиа Маркес. Путь к славе".
Вышла она в 2003 г. в санкт-петербургском издательстве "Азбука-классика".
Как и книга о Фриде - это литературно-художественное издание. В его основе также множество подлинных документов. В книге содержится уникальный материал: интервью и письма писателя, газетные и журнальные публикации, воспоминания друзей: Хулио Кортасара, Марио Варгаса Льосы, Карлоса Фуэнтеса; десятилетия литературного труда и яркой жизни - путь к мировой славе.
Сам автор так сформулировал свою задачу: "Цель настоящего повествования - познакомить русскоязычного читателя с человеком, который сочинил знаменитый роман "Сто лет одиночества", а также с историей его создания. Форма, выбранная для этого, не случайна: категории места и времени здесь, как и в романе, носят условный характер, а основная сюжетная линия - раскрытие личности писателя - соотносится с главной сюжетной линией романа, т.е. с жизнеописанием его главного героя Мелькиадеса".
Конечно, о великом колумбийце, одном из наиболее ярких представителей "магического реализма", у нас в стране написано немало. Но думается, что книга Ю.Папорова внесет свой вклад в понимание личности писателя, будет в равной степени интересной и полезной как для тех, кто только собирается открыть для себя чудесный мир его произведений, так и для тех, кто уже достаточно хорошо знаком с творчеством Гарсиа Маркеса.
В журнале "Латинская Америка" (№ 11, 2004) была помещена рецензия на довольно любопытную книгу: "Революционная Колумбия. История партизанского движения". Она вышла в известной сейчас серии "Час "Ч". Современная мировая антибуржуазная мысль".
В этой же серии издана еще одна книга, посвященная Латинской Америке, - "Субкоманданте Маркос. Другая революция: сапатисты против нового мирового порядка" (2002 г., издательство "Гилея"). Посвящена она известным событиям, связанным с возобновлением партизанской войны индейцев в мексиканском штате Чьяпас в 1994 г. Эта война - "живая легенда" антиглобалистов. Лицом восставших стала партизанская маска "субкоманданте Маркоса", а голосом - его сочинения: от этнической психоделики до социальной аналитики".
Книга построена весьма оригинально: аналитические материалы чередуются с произведениями Маркоса ("этническая психоделика"), но и в тех, и в других где прямо, а где намеками выражается главная мысль: сейчас полным ходом идет Четвертая мировая война (подразумевается, что Третья - это окончившаяся "холодная война"), ее участники - это неолиберализм и остальной мир, представляющий тех, кто не согласен с этой доктриной, возведенной в ранг мировой системы, они выступают за иной, альтернативный проект развития. Активными проводниками этих идей, находящимися на переднем крае борьбы, как раз и являются повстанцы Чьяпаса с их лидером.
В книге также публикуются официальные документы, воззвания, письма сапатистов, интервью Маркоса. В них подробно объясняются цели, задачи движения, рассказывается об истории его создания, о международных контактах, раскрывается структура неолиберализма, его составляющие, то, как эта система функционирует и какое влияние оказывает на общество в контексте глобализации.
Конечно же, интересна в первую очередь фигура лидера сапатистов, субкоманданте Маркоса, в самом существовании которого многие сомневаются. Но в любом случае индейское движение в горах Мексики и деятельность сапатистов - это факт. Разумеется, у них есть свои лидеры. И если Маркос - реальный человек, имеющий основания скрывать свое лицо под маской, а не виртуальный персонаж или целая группа людей, избравшая себе псевдоним, то ему не откажешь, по крайней мере, в трех вещах: прекрасном наборе человеческих качеств (смелость, справедливость, доброта), образованности, а также в бесспорном литературном таланте.
Разумеется, наш литературный обзор далеко не исчерпывающий. Можно было бы рассказать еще о многих вышедших книгах, посвященных Латинской Америке, однако в таком случае был бы нарушен принцип, указанный в заголовке: калейдоскоп, что подразумевает тематическое и географическое разнообразие.
А.Р.ЮСИФ-ЗАДЕ