ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL






Рейтинг@Mail.ru

Заседание Ученого совета ИЛА РАН, посвященное 100-летию Виктора Петровича Беляева


Дата: 9 февраля 2023 г.
Место проведения: Институт Латинской Америки РАН


9 февраля 2023 г. в ИЛА РАН прошло заседание Ученого совета института, посвященное 100-летию Виктора Петровича Беляева. С докладом «Образование в Латинской Америке. 100-летию В.П. Беляева посвящается» выступила Э.Г.Ермольева, к.э.н., вед.н.с. Центра иберийских исследований.


Виктор Петрович Беляев родился 4 февраля 1923 г. в деревне Шилекша Кологривского района Костромской области. В марте 1942 г. окончил Рязанское пехотное училище и был направлен на Северо-Западный фронт. Командовал стрелковым взводом, ротой, батальоном. В 1944 г. был назначен начальником штаба стрелкового полка. Особенно отличился в боях за освобождение города Двинска, в которых получил тяжелое ранение. За смелые и решительные действия в боях за Двинск, создание штурмовых групп из подразделений полка и захват северной окраины города, приказом командующего войсками 4-й ударной армии (№ 0611/н от 10.10.44 г.) майор Беляев В.П. был награжден орденом Александра Невского (№ 17259).


Виктор Петрович является также кавалером орденов Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды.


После окончания войны он был уволен из армии, окончил МГИМО, поступил в аспирантуру, стал кандидатом исторических наук, работал сотрудником Института Латинской Америки вплоть до пенсии.


Работа В.П.Беляева в Институте Латинской Америки была связана с изучением проблем образования в странах региона. Он стал основателем этого исследовательского направления. Им была написана монография «Латинская Америка: народное просвещение и проблемы социально-экономического развития» (М., Наука, 1971), где он впервые в отечественной науке проанализировал динамику развития латиноамериканских систем образования и их влияние на настоящее и будущее государств региона.


В.П.Беляев участвовал в подготовке коллективных работ, посвященных культуре Перу, Колумбии, Мексики, Боливии, Венесуэлы Эквадора. Важное место в них занимала проблематика образования как составного компонента социальной проекции культуры. Им были написаны главы «Основные черты кризиса образования в Колумбии» (Культура Колумбии. М.: Наука, 1974), «На пути к коренным переменам в деле народного образования» (Культура Перу. М.: Наука, 1975), «Школа и университет» (Культура Венесуэлы. М.: Наука, 1984), а также ряд статей по проблемам высшей школы в Латинской Америки.


Работы В.П.Беляева, давшие старт исследованию в ИЛА РАН проблематики образования в Латинской Америке, указали его последователям путь к освоению концепции человеческого капитала, в которой образование занимает одну из ключевых позиций.


После принятия Повестки 2030 ЮНЕСКО ежегодно с 2015 г. издает Всемирный доклад по мониторингу образования (El Informe de seguimiento de la educación en el mundo) с целью определить динамику процесса, выявить ключевые пункты для национальных, региональных и глобальных дискуссий по вопросам школьного обучения, а также «призвать мировое сообщество к ответственности за обязательства в области образования». В 2020 г. специальный региональный отчет был посвящен Латинской Америке.


Ценным источником для изучения текущего состояния дел в сфере образования разных стран служит электронная база данных ОЭСР - OECDstat.


В настоящее время все большее внимание как в работах ОЭСР, так и других международных организаций – например, Всемирного банка - уделяется не просто теме «образование», сколько навыкам (habilidades/skills). И проблема базовых когнитивных и цифровых навыков становится все более актуальным сюжетом; мощным стимулом для изучения этой темы стала пандемия Ковид-19, заставившая перейти на дистанционное обучение.


Стремясь преодолеть тяжелые последствия корона-кризиса и извлекая уроки, Латинская Америка пытается найти способы трансформации систем обучения с тем, чтобы они стали «более устойчивыми и более исклюзивными». Трудный для латиноамериканского образования пандемийный этап объективно заставил переосмыслить прежнюю концепцию образования, наметить пути перехода на иную парадигму обучения и профессиональной подготовки молодого поколения. Использование дистанционной формы оказалось трудным для региона, и даже гибридный вариант не везде прижился, но некоторые страны сумели внедрить собственные педагогические инновации, перейти на гибкие методы преподавания, активнее использовать цифровые технологии и обновленные учебные программы.


Выполняя свою основную миссию – разрабатывать необходимые в рамках государственной политики рекомендации - главный мозговой центр региона – ЭКЛАК, стремится убедительно донести до власть предержащих и других групп, принимающих решение, содержание того пакета мер (Líneas de acción), которые были утверждены на Саммите ООН по трансформации образования (16-19 сентября 2022 г.). Потому что Латинская Америка - равно, как и другие регионы мира - оказалась в орбите особого глобального кризиса - кризиса доступности и социальной инклюзивности образования, кризиса его качества и актуальности. Став затяжным и почти незаметным на фоне более внушительных потрясений, этот кризис уже нанес немалый ущерб будущему поколению латиноамериканской молодежи.


Новейшие работы ЭКЛАК показывают, что Комиссия предлагает странам региона продолжать выполнение Цели номер 4, ориентированной на «доступное и качественное образование», считая, что заложенные в Повестке 2030 общие принципы и ее интегральный характер не утратили своего значения.


В.М.Давыдов


Хочу сказать, что мне довелось с Виктором Петровичем работать рука об руку не один год. Он всегда был для меня наставником и старшим товарищем. Виктор Петрович сумел преодолеть многое в своей жизни. Война тяжело его ранила, позднее он не любил о ней вспоминать. Было видно, что работа давалась ему с большим напряжением сил, однако он всегда давал очень хороший научный продукт, основал целое научное направление. Он был ответственным человеком, и всегда с особой тщательностью исполнял свои функции научного сотрудника ИЛА РАН. Выступление Элеоноры Георгиевны показало, насколько важно изучение образования, это было основным направлением работы Виктора Петровича. Давайте будем помнить наших ветеранов и сохранять историческую память.



Э.С.Дабагян


Я не буду останавливаться на вкладе Виктора Петрович Беляева в изучение образования в Латинской Америке. Об этом великолепно говорила Элеонора Ермольева. Скажу лишь то, что это был великий труженик, получивший тяжелое ранение в Великой отечественной войне и самоотверженно, не покладая рук, трудился на различных поприщах в мирное время. Он мне отдаленно напоминает великого Ломоносова: он тоже из далекой глубинки, без всякой протекции прибыл в столицу и поступил в престижное учебное заведения ИФЛИ. В июне 1941 года сдал последние зачеты за первый курс и по комсомольской путевке пошел в армию. За мужество и героизм награжден Орденом Александра Невского. Демобилизовался и поступил в Московский институт международных отношений. По окончании вуза его по решению ЦК КПСС его командировали в Румынию на работу в газету «За прочный мир и народную демократию». В ИЛА увидели свет его искренние воспоминания о войне. Мы с коллегой Валерием Михайловичем Никитиным нередко навещали ветерана не только в клиниках, но и в его гостеприимной квартире, где нас радушно принимали с супругой. Светлая память об этом самородке навсегда сохраниться в наших сердцах.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005