ДОМИНИКА
В.А.Теперман - кандидат экономических наук, заместитель директора ИЛА РАН.
Незамеченные выборы
Так случилось, что в один и тот же день - 5 мая 2005 г. - на двух островах, ранее входивших в состав одного государства, состоялись парламентские выборы. Это - Великобритания и являвшаяся до 1978 г. ее колонией Доминика, расположенная в Карибском море. Если за ходом предвыборной борьбы в Великобритании с вниманием следили многие, а анализ их результатов занял заметное место в мировых средствах массовой информации, то о выборах в Доминике лишь изредка сообщали некоторые газеты отдельных карибских стран.
Это неудивительно, ведь Доминика - одно из самых маленьких государств нашей планеты, ее территория равна 791 кв. км, а население, по уточненным данным переписи 2001 г., составляет всего 69,6 тыс. человек. По этому показателю среди независимых американских государств она превосходит только Сент-Киттс - Невис. Страна вообще мало известна мировому сообществу. Не случайно, многие сайты туристических компаний начинают свой рассказ о ней с предупреждения, что это не значительно более крупная Доминиканская Республика, по воле Колумба имеющая схожее название.
Вместе с тем, Доминика имеет свои особенности, выделяющие ее на общем фоне даже достаточно схожих между собой карибских стран. Прежде всего, ее характеризует хорошая сохранность первозданной природы. Остров вулканического происхождения, самый гористый среди своих крупных и малых соседей, насчитывает 7 потухших вулканов, высочайший из которых - Морн-Дьяблатен (Гора Дьявола) достигает 1447 м над уровнем моря. Там - господство самого влажного климата в Карибском бассейне, в горных районах годовая сумма осадков может составлять 10 тыс. мм. Естественно, что остров богат водными ресурсами, он насчитывает 365 рек с многочисленными водопадами, часто встречаются гейзеры, серные источники. Среди озер выделяются расположенное в кратере вулкана высокогорное Боэри и второе в мире по размерам (после Роторуа в Новой Зеландии) Кипящее озеро, температура воды в котором превышает 90о С. Лучше, чем на других островах сохранилась естественная растительность. Свыше 60% территории покрыто влажными тропическими лиственными лесами, отличающимися богатством видов. Насчитывается свыше 1 тыс. покрытосемянных растений, на 1 га произрастает около 60 видов деревьев, некоторые из них достигают 27-33 м и расположены на высоте до 460 м над уровнем моря. Выше из-за воздействия ветров их стволы становятся извилистыми, а частые туманы и большая влажность обуславливают обилие эпифитов (1). Для сохранения красоты ландшафтов и окружающей среды здесь создано 4 национальных парка, занимающих свыше 22% территории острова, и 2 морских заповедника. Национальный парк Морн-Труа-Питон объявлен ЮНЕСКО "природным наследием человечества".
Вероятно, с чистотой природы и хорошей экологической ситуацией связан и такой редкий для развивающейся и достаточно бедной страны феномен, как высокая продолжительность жизни, достигающая 78 лет. В начале XXI в. в стране проживали 22 человека, чей возраст перевалил за 100 лет. По числу долгожителей на душу населения Доминика в Западном полушарии уступает только Канаде, обойдя США (2). Особенно гордятся доминикцы Элизабет Исраэль, которая с 1988 г. до времени своей смерти в возрасте 128 лет в 2003 г., согласно Книге рекордов Гиннесса, являлась самым старым жителем планеты (дата рождения Э.Исраэль, установленная не по подлинным документам, а по вторичным копиям, вызывает сомнения).
Впрочем, продолжительность жизни мало сказывается на численности населения, которое из-за постоянной эмиграции растет чрезвычайно медленно, а в отдельные периоды (1980-1991, 2001-2005 гг.) сокращается. По прогнозам ООН, если эмиграция останется на нынешнем уровне, в 2050 г. островитян будет 72 тыс. человек, в случае ее прекращения - 84 тыс. (3).
С природой страны связаны не только положительные моменты, но и серьезные проблемы, вызываемые многочисленными катаклизмами. Помимо воздействия "бича Карибов" - разрушительных ураганов - Доминика значительно серьезнее, чем большинство карибских островов, страдает от тектонической активности. Так, ущерб от землетрясения в ноябре 2004 г. силой в 6,3 балла оценивается в 12,5% ВВП. По данным многолетних наблюдений, Доминика входит в первую десятку государств мира по соотношению уровня потерь, вызванных природными катастрофами, с численностью населения и размерами территории. Достаточно сказать, что если для совокупности 150 стран в период 1970-2002 гг. ущерб от катаклизмов составил 21% ВВП, а от их последствий пострадало 62% жителей, то для Доминики подобные показатели равнялись, соответственно, 118% и 125% (4).
Девственная природа оказала важнейшее влияние на ход исторического развития острова после его открытия Колумбом в 1493 г. Труднопроходимые горы и густые леса служили прекрасным убежищем для воинственных карибов, вытеснивших в XIV в. миролюбивых араваков. Испанские конкистадоры не делали никаких попыток овладеть островом, посещая его лишь для пополнения запасов воды и продовольствия. Первыми предъявили свои права на Доминику англичане, когда в 1627 г. граф Карлайл получил королевский патент на владение ею. Тем не менее, первыми колонизаторами оказались французы, основавшие поселение в 1632 г., но уже в 1660 г. Англия и Франция, столкнувшись с ожесточенным сопротивлением карибов, решили оставить остров в покое. Хотя в результате кровопролитных стычек, а еще в большей степени из-за болезней, завезенных колонистами, численность коренного населения сократилась в 12 раз, Доминика является единственной страной Америки, где проживают прямые потомки народа, давшего в свое время название огромному морю. Основная их часть сосредоточена в так называемой "Карибской территории" на севере, в резервации, созданной в 1903 г.
В 1749 г. французы денонсировали соглашение столетней давности, подтвержденное двумя последующими договорами с французами, и вновь сделали попытку овладеть Доминикой. На протяжении второй половины XVIII в. за владение ею шла ожесточенная борьба между Великобританией и Францией. Британцы окончательно закрепились там в 1805 г., заплатив в качестве компенсации 12 тыс. фунтов стерлингов. Хотя пребывание французов было недолгим, о нем напоминают и многие названия, включая столицу Розо, и преобладание среди жителей патуа - местного диалекта французского языка, и господство католической религии, приверженцами которой является свыше 70% населения.
Даже на общем фоне англоязычных стран Доминика выделяется приверженностью демократическим традициям. Хотя законодательная ассамблея была создана в 1768 г., т.е. позже, чем на Багамах и Барбадосе, уже в 1838 г. она стала первым и на протяжении всего XIX в. единственным законодательным органом в Британской Вест-Индии с преобладанием негритянских депутатов. С 1896 г. действуют органы местного самоуправления в лице 38 сельских и двух городских советов, состоящих, как правило, из пяти выборных и трех назначенных департаментом по делам местного самоуправления членов на трехлетний срок. Главы местных администраций избираются только из выборных членов (5). Карибы с 1952 г. избирают всех семь членов совета и вождя раз в пять лет (с 2004 г. Чарльз Вильямс) и имеют по представителю среди выборных членов и сенаторов Палаты собрания. Несмотря на громкий титул, функции вождя мало отличаются от тех, что присущи обычному главе сельского совета: контроль над торговлей, состоянием и ремонтом дорог, работой школ и т.д. По нормам правозащитных организаций Доминика является "свободной страной", а согласно рейтингу, опубликованному Freedom House в начале 2005 г., она вошла в число шести латиноамериканских стран, получивших высший балл.
Последние крупные столкновения в Доминике происходили в 1784 г. во время восстания беглых негров, после чего почти два века страна жила весьма мирно, особенно по сравнению с восстаниями, революциями и гражданскими войнами, потрясавшими Латинскую Америку. Не исключено, что именно по этой причине в момент перехода к независимости Доминика стала единственной британской колонией, сразу обретшей республиканский статус. Остальные предпочли оставаться доминионами, рассчитывая, что в случае потрясений бывшая метрополия сможет оказать помощь в нормализации положения (к настоящему времени республиками стали Гайана и Тринидад и Тобаго, вопрос о переходе к республиканской форме правления ставится на Барбадосе и Ямайке).
Главой государства в Доминике является президент, выполняющий представительские функции (с 2003 г. - Николас Ливерпул) и избираемый членами законодательного органа. Им может стать житель Доминики в возрасте от 40 лет, имеющий гражданство страны как минимум за пять лет до выдвижения и являющийся выборным членом Палаты собрания или сенатором. Срок президентского правления - пять лет. Президент может быть переизбран на второй срок без права когда-либо в будущем вновь занимать этот пост. Предусмотрена процедура его отзыва, которая может быть начата по инициативе не менее 1/3 членов Палаты собрания. Поводами являются: нарушение положений конституции; действия, ставящие под угрозу безопасность государства; поведение, наносящее вред престижу власти; физическая или психическая неспособность исполнять свои обязанности. Но это до сих пор ни разу не применялось (6).
Однако реально политическую жизнь в стране определяет не президент, а высший орган законодательной власти - однопалатная Палата собрания в составе 21 парламентария, избираемых раз в пять лет по мажоритарной системе по одномандатным округам, и 9 назначаемых президентом сенаторов. Всеобщее избирательное право предоставляется с 18 лет всем гражданам Содружества, прожившим в стране более года. Правительство возглавляется премьер-министром, назначаемым президентом по результатам парламентских выборов.
Тем не менее, на практике именно на Доминике обретение независимости было связано с нарастанием внутренних противоречий. Весной 1979 г. в стране развернулись организованные пятью крупнейшими профсоюзами массовые демонстрации за отставку правительства, возглавлявшегося лидером Лейбористской партии Доминики (DLP) Патриком Джоном в связи с его попытками ограничить свободу слова и запретить забастовки работников государственного сектора. Одна из демонстраций была разогнана при участии армии, в которой П.Джон имел звание полковника (главнокомандующий был только майором). Погиб один человек, несколько демонстрантов были ранены. Цифра пострадавших по сравнению с теми, которые регистрируются в других странах региона во время подобных событий, выглядит незначительной, да и на самой Доминике пронесшийся в том же году ураган "Дэвид" унес жизни 32 человек. Но доминикцы отвыкли от насилия, в стране был создан Комитет национального спасения. После всеобщей забастовки, длившейся 25 дней, правительство ушло в отставку (П.Джон в 1985 г. был приговорен к 12 годам тюрьмы, но амнистирован в 1990 г. Отошел от политической деятельности и занял пост президента Ассоциации футбола Доминики, которая благодаря его усилиям была принята в ФИФА. На выборах 2005 г. выступил против лейбористов).
Первый президент Доминики Фредерик Дегасон бежал из страны и в 1980 г. также отказался от своего поста. Временное правительство подготовило проведение досрочных выборов в 1980 г. На них 17 мест из 21 получила Партия свободы Доминики (DFP). Мирное разрешение конфликта способствовало снижению напряженности в стране, и две попытки переворота, имевшие место в 1981 г., не получили поддержки населения, и армия была распущена (7).
В течение трех сроков у власти находилась DFP во главе с Мэри Юджин Чарльз, являвшейся лидером самой консервативной партии в англоязычных карибских странах и ставшей первой женщиной на посту премьер-министра в Карибском бассейне. Ей удалось нормализовать взрывоопасную обстановку, сложившуюся после бурных событий 1979 г., для чего в 1980-1983 гг. трижды вводилось чрезвычайное положение, и упрочить основы конституционного строя. "Железная леди Карибов" проводила проамериканскую политику, активно противилась установлению каких-либо отношений с Кубой. Именно она, будучи главой Организации восточнокарибских государств, выступила с инициативой интервенции на Гренаду в 1983 г. В 1994 г. недовольство ее политикой вызвало массовые демонстрации, приведшие к введению чрезвычайного положения. Перед выборами 1995 г. в возрасте 75 лет она ушла в отставку.
При яром антикоммунизме во внутренней и внешней политике в экономической сфере правительство проводило курс на активное вмешательство государства в экономику. Доминика на протяжении всего своего развития после получения независимости характеризовалась повышенной долей госсектора, в котором было занято свыше 19% рабочей силы. Зарплата государственных служащих на протяжении 1990-2001 гг. равнялась 15,4% ВВП и 42,7% бюджетных расходов. В целом для Латинской Америки соответствующие показатели составляли 5,6% и 25%, а для карибского субрегиона - 8,6% и 42,7% (8). В качестве инструмента финансовой поддержки экономики активно используется Банк сельскохозяйственного и промышленного развития (AIDB), полностью принадлежащий правительству. Так, по итогам 1999 г. он обеспечил 57% инвестиций в сельское хозяйство, 37 - в туризм, 20 - в жилищное строительство и 18% - в обрабатывающую промышленность (9).
Ресурсы Национального коммерческого банка Доминики, где контрольный пакет акций принадлежал государству, служили для покрытия бюджетного дефицита. Важнейшая отрасль экономики - выращивание бананов находилась под контролем государственной корпорации DBMC. Неолиберальные реформы, охватившие в начале 90-х годов Латинскую Америку, долгое время обходили стороной Доминику.
Меньшие по сравнению со своими соседями усилия предпринимались здесь для диверсификации хозяйственной структуры. Национальная экономика страны продолжала базироваться на выращивании и экспорте бананов - специализация, сложившаяся в 30-е годы. Наиболее важные сдвиги в промышленности были связаны с налаживанием производства ряда потребительских товаров, прежде всего, мыла и в меньшей степени зубной пасты с целью экспорта в другие карибские государства, в первую очередь на Ямайку. В результате Доминика оказалась более активно, чем большинство ее партнеров по КАРИКОМ, вовлеченной в торговые потоки в рамках этого интеграционного блока. Страны - члены названной организации достаточно длительное время являются основными покупателями ее товаров, в последние годы на их рынки направляется 50-60% доминикского экспорта. В свою очередь от 30 до 40% импорта страны также поступает из соседних государств.
Отсутствие должной гибкости в проведении макроэкономической политики привело к почти двукратному сокращению темпов роста, составлявших в 80-е годы 4,6%, что в свою очередь вызвало снижение популярности DFP. На выборах 1990 г. ей удалось получить 11 мест в Палате собрания. Вызов правящей партии в условиях, когда лейбористы оставались деморализованными после событий рубежа 70-80-х годов, был брошен созданной в 1988 г. Объединенной рабочей партии (DUWP) во главе с Эдисоном Джеймсом - бывшим генеральным управляющим корпорации DBMC. В 1990 г. она превратилась в главную оппозиционную партию. Таким образом, Доминика стала первой страной Карибского региона, где партийная система отражала три основных направления политического спектра: правое, центристское и левое. В 1995 г. DUWP пришла к власти.
Первым важным шагом нового правительства стало установление в 1996 г. дипломатических отношений с Кубой, Доминика стала активно использовать стипендии, предоставлявшиеся кубинским руководством с конца 70-х годов, чему активно противилась М.Ю.Чарльз, отказавшаяся признать действительными выданные на Кубе дипломы. Ныне там обучаются около 300 доминикских студентов, больше, чем в какой-либо стране мира.
Преобразования в экономической сфере были направлены в первую очередь на диверсификацию хозяйственной структуры за счет развития сектора услуг. В 1996 г. было принято законодательство, регулирующее офшорную деятельность. Однако на этом направлении особых успехов Доминике достичь не удалось. В 2000 г. офшорные компании и банки обеспечивали занятость только 0,25% рабочей силы, а поступления от их регистрации составляли всего 0,7% правительственных доходов (10). К тому же в указанном году страна попала в "черный список" международных центров по борьбе с "отмыванием" финансовых средств сомнительного происхождения. Ужесточение контроля над деятельностью офшорных банков привело к сокращению их числа с восьми до трех. По сумме активов офшорных компаний, оценивающихся в 300 млн долл., Доминика уступает остальным карибским странам и территориям.
Предпринимались попытки стимулировать развитие туризма, который производит 10-12% ВВП, что также значительно меньше, чем в других государствах субрегиона. Развитие экотуризма, для чего Доминика обладает всеми необходимыми условиями, требует высокоразвитой инфраструктуры, а средств для этого не хватает. Так, из-за недостатка гостиничных номеров свыше половины туристов останавливаются в частных домах. Главным же барьером для развития отрасли является отсутствие современного международного аэропорта, туристы вынуждены добираться до острова "на перекладных" через Пуэрто-Рико, Антигуа, Гваделупу и Мартинику. Строительство нового аэродрома, запланированное правительством Джеймса, по самым скромным подсчетам должно было обойтись в 110 млн долл., что явно не соответствовало финансовым возможностям этой крохотной страны (11). Хотя для изыскания средств в банках Тринидада и Тобаго были размещены правительственные обязательства, но из-за сопротивления оппозиции приступить к реализации проекта не удалось.
В целом же курс активного государственного вмешательства в экономику, заложенный DFP, остался без изменений (единственным отходом от него можно считать приватизацию в 1997 г. энергетической компании DOMLEC, контроль над которой с 2004 г. принадлежит WRB Enterprises из США). Резкое увеличение государственных расходов на осуществление правительственных инвестиционных программ и зарплату госслужащих привело к разбалансировке бюджета, всегда сводившегося к повышенным дефицитам, и стремительному росту внутреннего и внешнего долга. Задолженность правительства только перед Национальным коммерческим банком достигла 7,8% ВВП (12). Призывы МВФ и Всемирного банка нормализовать ситуацию в государственных финансах остались без ответа, проекты реализации налоговой реформы и введения НДС оказались неосуществленными. За просчеты в экономической политике пришлось расплачиваться новому правительству.
На выборах в январе 2000 г. DUWP получила 42,9% голосов, но из-за особенностей мажоритарной системы это принесло ей только девять мест в Палате собрания, и партия перешла в оппозицию. Победителями оказались лейбористы, с 42,3% голосов обеспечившие себе десять парламентских мест. DFP набрала 13,5% голосов, что дало ей два места. Выход из сложной ситуации был найден лидером DLP Рузвельтом Дугла-
сом, предложившим своим недавним ярым противникам из Партии свободы сформировать первое с 1956 г. коалиционное правительство, в котором они получили два места (13).
Этот неординарный шаг завершил эволюцию политических взглядов Дугласа. Будучи сыном плантатора, он в начале своей карьеры придерживался крайне радикальных позиций. За участие в антирасистских выступлениях в 1969 г. в Канаде, где учился в местном университете, Дуглас был приговорен к трехлетнему тюремному заключению, но по отбытии половины срока депортирован в Доминику. Там он активно участвовал в движении за достижение независимости и в событиях 1979 г., возглавляя Комитет народной независимости. Запомнился тем, что призвал кубинские войска для ликвидации последствий урагана "Дэвид". Благодаря его усилиям кубинское правительство выделило стипендии для доминиканских студентов. После краха социализма в Восточной Европе в 1989 г. Дуглас пересмотрел свои взгляды и заявил, что идеология больше не должна определять политику. Став в 1992 г. лидером DLP, способствовал ее переходу на более умеренные позиции. Придя к власти, он взял курс на интенсификацию связей с Францией и ее заморскими департаментами в Карибском бассейне - Гваделупой и Мартиникой. Воплотить в жизни свои планы Дугласу не удалось: в октябре 2000 г. он скончался от сердечного приступа. Правительство возглавил Пьер Чарльз, ранее занимавший пост министра иностранных дел.
Именно на период премьерства П.Чарльза пришелся самый острый и глубокий экономический кризис за всю историю Доминики. Если произошедший одновременно крах экономики Аргентины свидетельствует об изъянах неолиберальной модели и серьезных просчетах при ее воплощении в жизнь, то опыт Доминики говорит о потенциальной опасности другого рода: о недопустимости промедления в реализации назревших реформ и опасности недоучета новых мировых реалий, связанных с процессами глобализации. Руководство страны оказалось явно неготовым к изменениям, которые имели место в экономических отношениях ЕС с обширной группой развивающихся стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АКТ), являвшихся в свое время колониями европейских держав. В 90-е годы в действие подписанной с ними еще в 1975 г. Ломейской конвенции, к которой Доминика присоединилась в 1980 г., стали вноситься изменения, обусловленные либерализацией международной торговли.
Доминика, как и другие производители бананов, почувствовала на себе воздействие этих изменений уже в 1993 г. Под давлением крупнейших стран Латинской Америки - экспортеров этого продукта, поддержанных США, Евросоюз начал процесс постепенной отмены преференциального доступа товаров из стран АКТ на свои рынки и расширил закупки более дешевых бананов из третьих стран (процесс либерализации торговли бананами должен быть полностью завершен к 2008 г.). Из-за роста конкуренции на рынках ЕС и неблагоприятных природных условий производство бананов в Доминике снизилось в 3,4 раза с рекордного показателя в 58 тыс. т в 1992 г., а число занятых в отрасли сократилось с 1988 г. более чем в семь раз и составляет ныне порядка 1,1 тыс. человек. Доля бананов в экспорте, превышавшая в 1992 г. 55%, не достигает в последние годы и 1/5. Попытки диверсифицировать сельскохозяйственный экспорт за счет других культур - от авокадо до цветов - не дали существенных результатов. "Положительным" последствием стала индустриализация экспорта страны, в котором на промышленные товары приходится порядка 2/3 его стоимости, в том числе до 1/3 - на мыло. Однако этот феномен обусловлен не столько наращиванием выпуска мыла, зубной пасты или красителей, сколько спадом производства бананов.
Пострадала Доминика и от затянувшегося процесса снижения притока
официальной помощи развитию в виде льготных займов и грантов, предназначенных для развивающихся стран. Движение в данном направлении ускорилось после того, как Ломейская конвенция была заменена "Договором Котону", вступившим в силу в 2002 г. По нему намечено постоянное сокращение доли льготного финансирования в объеме средств, направляемых в страны АКТ, вплоть до 2008 г., после которого оно будет осуществляться на коммерческих условиях. Для Доминики, традиционно являвшейся одним из крупнейших получателей льготного финансирования в Латино-Карибской Америке, тенденции последних лет имели серьезные негативные последствия. Соотношение официальной помощи развитию с ВВП снизилось с 17% за 1977-1997 гг. до 8,6% за 1998-2003 гг. (14).
При всей тяжести внешних шоков на резкое ухудшение экономического положения в Доминике в не меньшей степени повлияли ошибки руководства страны. По показателю эффективности государственного управления, определяемого качеством бюрократии, компетентностью чиновников, прозрачностью принимаемых ими решений и степенью независимости последних от воздействия политических факторов и т.д., Доминика на рубеже столетий имела 42 очка из 100 возможных (15). Более низкий уровень управляемости во всем Карибском регионе был зарегистрирован только у Гаити. Неадекватная макроэкономическая политика имела печальные результаты. Дефицит бюджета возрос с 5,9% ВВП в среднем за 1991-1997 гг. до 10,5% за 1998-2003 гг. Государственный долг за 1998-2003 гг. удвоился и достиг 132,2% ВВП, что является третьим показателем в ЛКА. Государственный внешний долг, включая гарантированный государством, равнялся в 2004 г. 268,8 млн долл., в пересчете на душу населения это седьмой показатель в развивающемся мире, на его обслуживание направлялось 19,5% доходов от экспорта товаров и услуг (16). За первые три года нового века ВВП страны упал на 10%, безработица, по последним официальным данным составлявшая в 1999 г. менее 16% экономически активного населения, оценивается международными экспертами на уровне 25%.
Коалиционное правительство с первых дней прихода к власти пыталось стабилизовать ситуацию. Уже в феврале 2000 г. оно отказалось от дорогостоящего проекта строительства международного аэропорта. В 2001 г. для диверсификации экономической структуры были приняты меры по развитию информационных технологий. Первом шагом на этом пути стала демонополизация телефонной связи, находившейся под контролем британской Cable& Wireless. В отрасль пришли независимые местные и иностранные операторы, Доминика стала первой в мире страной, где телефония полностью перешла на цифровые технологии, что было отмечено в Книге рекордов Гиннесcа. Однако кардинальных шагов по реформированию экономики не предпринималось, пока события 11 сентября 2001 г. в США не нанесли Доминике новый удар, почти на треть сократив поступления от туризма.
В 2002 г. страна обратилась за помощью к МВФ, к которой не прибегала с 1986 г., и получила от него стабилизационный кредит в 4,3 млн долл. Теперь рекомендации Фонда являлись не "благими пожеланиями", а "руководством к действию", а его эксперты раз в полгода проводили мониторинг состояния экономики и выполнения принятых на себя правительством обязательств. Срочная финансовая помощь была предоставлена ЕС, Всемирным банком, Карибским банком развития, Восточнокарибским центральным банком, правительствами Багам, Барбадоса, Тринидада и Тобаго.
Была принята стратегия выхода из кризиса, состоявшая из двух этапов. На первом - до конца 2003 г. - предполагалось достичь финансовой стабилизации, на втором - создать условия для устойчивого экономического развития за счет улучшения инвестиционного климата, повышения управляемости экономическими процессами, роста производительности труда и конкурентоспособности национального производства.
Наведение порядка в сфере государственных финансов потребовало как снижения расходов, так и повышения доходов. Первым решительным шагом на этом пути стало сокращение занятости в государственном секторе, начиная с 2002/2003 финансового года, на 5% ежегодно. Средства на переобучение и трудоустройство высвобождающейся рабочей силы обеспечиваются грантами ЕС. Вторым важным мероприятием в ходе сокращения правительственных затрат стала отмена контроля над ценами, который еще в начале 2002 г. охватывал порядка 40% наименований товаров. При этом на пять видов топлива и цемент правительство устанавливало как оптовые, так и розничные цены. В отношении восьми видов продовольствия определялся допустимый лимит превышения оптовых и розничных цен над ценами производителя, а остальных товаров, в основном, стройматериалов - разница между оптовыми и розничными ценами (17). Мера, естественно, непопулярная и болезненная для населения. В частности, стоимость одного квт/час электроэнергии подскочила с 6,56 в.к. цента (Восточнокарибский доллар - коллективная валюта восьми стран и территорий Восточнокарибского валютного союза, с 1976 г. поддерживается фиксированный курс по отношению к доллару США в соотношении 2,7:1) в 2002 г. до 29,1 в апреле 2005 г. (18).
Для роста бюджетных поступлений был введен 4% сбор от суммы заработной платы, затем его ставка была снижена до 3%, а в бюджете на 2004/2005 финансовый год этот сбор был отменен. Одновременно начался процесс упорядочения широко распространенных налоговых льгот. Правительство последовательно и достаточно жестко проводило в жизнь программу стабилизации, хотя весной 2003 г. оппозиция и профсоюз госслужащих выступили с предложением о проведении досрочных выборов. Широкой поддержки эта инициатива не получила, так как правительство в ответ на обвинения в сокращении доходов населения приводило аргумент, что его членам зарплата была сокращена не на 5%, а на 7%. В указанном году была ликвидирована убыточная DMBC, ее долги взяло на себя правительство. На месте корпорации создана частная компания Dominica Banana Producers Ltd. В конце года государство лишилось мажоритарного пакета в акциях Национального коммерческого банка, переименованного в Национальный банк Доминики; число представителей правительства в совете директоров (всего восемь членов) сократилось с пяти до трех.
Год закончился принятием временной программы сокращения бедности, уровень которой определяется годовым доходом в 1,3 тыс. долл. США на одного взрослого члена семьи, уровень нищеты - 750 долл. Доля лиц, находящихся за чертой бедности, составляет 29% населения, среди карибов - 51%, живущих в условиях нищеты - 11%. В сельской местности проживает 55% бедняков. Разрыв в уровне доходов 10% самых бедных и богатых жителей кратен 16,2 раза. В то же время, с точки зрения обеспечения материальными благами, ситуация в стране выглядит достаточно благополучно по сравнению с большинством бедных стран. Так, 74% семей в 2002 г. имели холодильники, 69% - телефоны и телевизоры, каждая четвертая семья располагала автомобилем (19). Разработчики программы исходили из того, что главная причина бедности - безработица, в силу чего основные усилия направлены на ее сокращение. На реализацию программы МВФ выделил очередной кредит размером в 11,2 млн долл. сроком уже на три года, по условиям которого его эксперты ежеквартально осуществляют мониторинг экономики страны.
В 2003 г. действительно наметилась определенная стабилизация. Хотя соглашение с МВФ допускало сокращение ВВП на 1%, оно составило всего 0,04%, на 2004 г. был запланирован прирост в 1%. Увидеть начало подъема П.Чарльзу не довелось: в начале названного года он скончался от перенесенной ранее операции на сердце, не дожив нескольких месяцев до 50 лет. Его пост занял бывший министр образования Рузвельт Скеррит, которому в тот момент было 31 год. Он стал самым молодым премьером мира.
Важнейшим мероприятием нового лидера в экономической сфере явилось урегулирование проблемы государственного долга. При этом переговоры о реструктуризации одновременно велись с внешними и внутренними кредиторами. Не подлежали реструктуризации задолженность перед МВФ и Всемирным банком, а также обязательства по погашению казначейских билетов, что в сумме составляло 20,2% долга. Первая договоренность была достигнута с крупнейшим внешним кредитором - Карибским банком развития, который согласился на предоставление отсрочки по срокам погашения и снижение процентной ставки. Другим держателям государственных обязательств, включая тринидадские банки, приобретшие ценные бумаги прежнего правительства, были предложены три варианта урегулирования. При обмене задолженности на облигации со сроком в десять лет предусматривается дисконт в 30%, в 20 лет - 20%, 30-летние погашаются по номиналу (20). Переговоры шли до сентября 2004 г., была достигнута договоренность с кредиторами, в чьих руках находилось около 70% госдолга. Весьма реальная угроза дефолта была ликвидирована. В 2005 г. с отдельными кредиторами, первым из которых стал Национальный банк Доминики, стали заключаться конкретные соглашения.
Второй важный шаг коалиционного правительства в 2004 г. был предпринят во внешнеполитической области, но также имел под собой экономическую подоплеку. В марте были установлены дипотношения с Китаем после 21 года поддержания их с Тайванем. КНР обещала Доминике предоставить на шестилетний срок пакет помощи в виде грантов (Тайвань предоставлял кредиты) на сумму в 300 млн в.к. долл. Часть этих средств поступает на покрытие бюджетного дефицита, часть - на завершение строившихся при тайваньском содействии объектов. Хотя такой поворот усложнил проблему погашения задолженности, так как Тайвань является крупнейшим двусторонним кредитором страны, игра стоила свеч. В частности, уже началось строительство нового национального стадиона, старый был разрушен еще в 1979 г. ураганом "Дэвид".
В 2004 г. Доминика вышла из состояния спада. Прирост экономики превзошел и первоначальные наметки, и корректировку в сторону повышения до 2% и составил 3,5%. Доля инвестиций в ВВП, упавшая с 26,9% ВВП в 1998 г. до минимального показателя в 10,6% в 2002 г., увеличилась до 19,1% (21). Производство бананов, по оценкам ФАО, за 2002-2004 гг. возросло с 17 до 29 тыс. т. Впрочем, этот факт нельзя обусловливать передачей отрасли в частные руки, правительство осуществило крупные финансовые вливания, используя ресурсы, полученные от КНР. Увеличилось число туристов, хотя рекордного уровня 2000 г. в 307 тыс. человек достигнуть так и не удалось. Стало практиковаться предостав-ление "удобного флага", впервые зарегистрировано шесть иностранных судов.
Впервые за много лет бюджет был сведен с первичным (без учета оплаты задолженности) профицитом. Эксперты МВФ пришли к выводу, что финансовая ситуация в стране консолидировалась. Представляется, тем не менее, что об окончательной консолидации говорить преждевременно. В частности, доля просроченных кредитов в коммерческих банках страны составляет 24% от суммы портфеля. Далека от разрешения и проблема госдолга. Для того, чтобы ввести его в допустимые рамки 60% от ВВП, необходимо в течение пяти лет поддерживать первичный профицит в размере 17%, тогда как в 2004/2005 финансовом году он был запланирован на уровне 3% ВВП (22).
Правительство подготовило пакет новых реформ. Важнейшими из них являются введение НДС, принятие законов о пенсионной реформе, повышающего в течение пяти лет возраст выхода госслужащих на пенсию с 55 до 60 лет, и о фискальной ответственности, ревизия деятельности AIDB и Экспортно-импортного агентства, являющегося с 1986 г. монополистом по импорту риса и сахара. Однако практическое воплощение в жизнь намеченных мероприятий было перенесено на 2005/2006 финансовый год в связи с приближавшимися парламентскими выборами, канун которых является неподходящим временем для реализации коренных преобразований.
Дата выборов была объявлена 6 апреля, что оставило на проведение избирательной кампании меньше месяца. Партнеры по правящей коалиции на этот раз с самого начала решили выступить единым фронтом, образовав избирательный блок. Была достигнута договоренность о том, что лейбористы выдвинут своих кандидатов в 19 округах и не будут претендовать на избрание в двух округах, где шансы DFP выглядели предпочтительнее. С таким решением не согласился лейборист Рональд Тулон, который должен был бы отказаться от борьбы за парламентское кресло в округе Колио, где пользовался большой популярностью. Тулон решил идти на выборы в качестве независимого кандидата.
Помимо крупных партий решила принять участие в выборах и карликовая Прогрессивная партия Доминики, созданная в 1983 г. местным бизнесменом Леонардом Батистом. После крайне неудачных выступлений в избирательных компаниях 1985 и 1990 гг., где партия не набирала и сотни голосов, она воздерживалась от участия в двух последующих выборах. На этот раз она решила вновь напомнить о себе, ограничившись, правда, выдвижением только трех кандидатов.
В своем предвыборном манифесте DLP обрушилась с критикой на политику своих предшественников, подтверждая ее несостоятельность ссылками на заявления представителей МВФ и Всемирного банка от конца 90-х годов. Себе в заслугу правительство ставило преодоление кризиса, восстановление экономического роста и другие успехи на экономическом фронте. В качестве основных задач на новый пятилетний срок намечалось создание 5 тыс. новых рабочих мест, в том числе по 1,5 тыс. в туризме и секторе информационных технологий, ежегодное повышение на 1% доли сельского хозяйства в ВВП, строительство 1,5 тыс. жилых домов. Было обещано создание специального фонда в рамках AIDB для финансирования нужд карибов. В области внешней политики провозглашалась необходимость развивать отношения в первую очередь с теми странами, которые способны внести вклад в экономическое развитие Доминики. Список приоритетных партнеров выглядит следующим образом: Китай, ЕС, Канада, США, Ливия, Куба, Нигерия. Несомненно, привлекательность и достоверность предвыборной программе лейбористов придали конкретные цифры, в которые оценивалась стоимость реализации их планов, - свыше 700 млн в.к. долл. Из этой суммы лишь 100 млн намечено получить в виде кредитов, а более 600 млн обеспечить за счет грантов, в первую очередь со стороны Китая и ЕС (23).
DUWP в своем манифесте обещала покончить со сползанием страны в состояние нищеты, вызванное сокращением зарплаты и ростом налогов, свидетельством чему стало падение Доминики с 51-го на 95-е место в мире по индексу гуманитарного развития. Годовое производство бананов было намечено довести до 50 тыс. т, а экспорт других видов продовольствия - до 50 млн. в.к. долл. Как и ее конкуренты, DUWP ставила задачу создания 5 тыс. рабочих мест, а также строительства 2,5 тыс. гостиничных номеров и отвергнутого ранее правящей коалицией международного аэропорта. Особое внимание предлагалось уделять развитию образования, с тем, чтобы к 2020 г. в каждой семье был, как минимум, один человек, окончивший университет. В качестве приоритетных партнеров в Карибском бассейне помимо стран КАРИКОМ были названы Куба, Гваделупа и Мартиника. Козырем же стало обещание вернуть госслужащим 5% зарплаты, "отобранных" лейбористами (24).
Предвыборная программа Прогрессивной партии Доминики отличалась амбициозностью ее проектов. В частности, в добавление к двум центрам по обработке рыбы предлагалось за пять лет построить еще три, намечалось сооружение дворца конгрессов, который включал бы в себя кинотеатр с тремя экранами, а также создание двух университетов.
Предвыборная кампания не отличалась особым накалом, в сводках новостей ходу соревнований по крикету между сборными Вест-Индии и Южной Африки уделялось больше внимания, чем обсуждению обещаний кандидатов. Основные моменты полемики между конкурентами были связаны с взаимными обвинениями в коррупции, причем во главе угла стал факт установления отношений Доминики с КНР. Оппозиция обвинила Р.Скеррита в том, что деньги, предоставленные Китаем, переводятся на тайный счет премьера на Каймановых о-вах. Для того, чтобы опровергнуть эти домыслы, достоянием общественности стал полный текст соглашения о намерениях между двумя странами от марта 2004 г., распространенный в 10 тыс. экземплярах, в котором содержится подробное распределение поступающих из Китая финансовых ресурсов по отдельным статьям расходов. В свою очередь, Скеррит утверждал, что Тайвань спонсирует избирательную компанию DUWP в ответ на ее обещание восстановить с ним дипломатические отношения через 90 дней после прихода к власти. Джеймс категорически опроверг эти заявления, отметив, что вопрос о том, с кем целесообразно иметь отношения, будет решаться, исходя из национальных интересов страны (25).
Единственный серьезный инцидент произошел под занавес избирательной компании: 2 мая, когда сторонники обеих партий устроили мотоциклетные ралли в поддержку своих кандидатов, в районе Карибской территории между ними произошло столкновение. Во время стычки никто не пострадал, но сам факт был использован сторонами в своих интересах. Лейбористы утверждали, что в случае прихода к власти DUWP страна может столкнуться с ростом насилия, а их противники доказывали, что алармизм DLP создает негативный образ Доминики за рубежом.
На протяжении краткой избирательной кампании никто не решался делать точных прогнозов. Местные и международные наблюдатели сходились во мнении, что победа той или иной стороны будет обеспечена крайне незначительным большинством голосов. Однако в том, какая именно сторона станет победителем, точки зрения были прямо противоположными. Вскоре после объявления о предстоящих выборах барбадосская организация, проведя опрос общественного мнения, пришла к выводу, что лейбористы получат 12 мест в Палате собрания. Спустя две недели специалисты США после своих опросов предсказывали точно такой же расклад, но уже в пользу DUWP (26). Сами же представители конкурирующих партий, естественно, выражали полную уверенность в своей победе. Скеррит в одной из речей заявил, что коалиция получит 20 мест в парламенте, но позже согласился, что реальные шансы есть для завоевания 18 мест. Небезынтересно, что опрос, постоянно проводившийся на крупнейшем информационном сайте страны в Интернете, в котором приняли участие почти 14 тыс. респондентов, неизменно показывал весомое преимущество лейбористов, которым пророчили 61-62% голосов. Однако мировая практика показывает, что голосование по Интернету, в котором участвуют наиболее обеспеченные и образованные представители электората, по своим результатам может отличаться от общенациональных показателей.
Именно так и произошло на выборах 5 мая. В них приняли участие 37,8 тыс. человек, или менее двух третей зарегистрированных избирателей, хотя электоральная комиссия надеялась на приход к урнам порядка 75% от них. Правы оказались те, кто пророчил победу лейбористам, хотя и не столь бесспорную, как показывали опросы, проводимые по Интернету. DLP получила 19,7 тыс. го-лосов, или 52,03% от общего числа, что принесло партии 12 мест в Палате собрания. Несколько улучшила свои позиции DUWP, получившая 43,8% голосов, что, тем не менее, привело к потере одного места по сравнению с парламентом предыдущего созыва. Как и ожидалось, прошел в состав законодательного органа независимый Тулон, опередивший кандидатов и от правящей коалиции, и от оппозиции и заявивший о готовности сотрудничать с правительством и лейбористами в целом. Сокрушительное поражение потерпела Партия свободы Доминики. Ей досталось менее 3% голосов, и впервые с 1970 г. она не представлена в Палате собрания. Еще менее удачной оказалась попытка войти в большую политику Прогрессивной партии Доминики: ее представители получили всего 11 голосов (27). Не исключено, что важнейшим результатом прошедших выборов станет переход от трех к двухпартийной системе, практически действующей ныне во всех англоязычных карибских государствах.
Сообщение о победе лейбористов вызвало возмущение их оппонентов, которые оспаривают результаты в пяти округах. Особое негодование связано с пересчетом голосов в округе Кастл-Брюс, где первоначально победителем был объявлен представитель DUWP, а окончательные результаты выявили преимущество лейбориста всего в один (!) голос. По призыву Джеймса сторонники проигравшей партии вышли на марши протеста. Однако обозреватели отмечают, что из более 16 тыс. человек, проголосовавших за DUWP на выборах, к акциям гражданского неповиновения удалось привлечь лишь порядка 1 тыс. Опрос общественного мнения на одном из местных сайтов в Интернете показал, что наибольшее число респондентов (33%) считают, что демонстранты просто не желают смириться с фактом своего поражения. Только 7,4% придерживаются мнения, что протесты направлены против нечестных выборов, и наименьшее количество (0,9%) связывает их с борьбой за демократию (28). Джеймс заявил о намерении обратиться с иском в Высший суд, подчеркнув в то же время, что не верит в помощь судов, президента и епископа Розо. Президент же высказал мнение о честности выборов, посоветовав сторонникам DUWP высказывать свои претензии в суде, а не на улице (29).
Ситуация на Доминике нормализовалась достаточно быстро. Новой "розовой", "оранжевой" или "тюльпановой" революции по примеру постсоветских государств не произошло. Массовые демонстрации закончились уже к середине мая. Решение разногласий перешло в конституционное поле, в суд были поданы иски по итогам выборов в спорных округах. После первого слушания Высший суд подтвердил результаты в округе Кастл-Брюс. DUWP подала на апелляцию. Лейбористы чувствуют себя вполне уверенно, 12 мая объявлен состав нового кабинета в количестве 11 человек. Пост министра иностранных дел занял лидер DFP, что подтверждает заявленное намерение Скеррита поддерживать с этой партией деловые отношения, несмотря на ее поражение на выборах. Впервые создано министерство по делам карибов. Однако наибольший интерес вызвала личность нового министра туризма - крупного бизнесмена, которому назначена символическая зарплата в 1 в.к. долл. в год! Без сомнения, DLP получила мандат еще на пять лет правления, что обеспечивает реализацию намеченных реформ в соответствии с программой, согласованной с МВФ, благодаря осуществлению которой уже наметились достаточно серьезные положительные сдвиги в экономике и созданы предпосылки для окончательного перехода к поступательной динамике развития.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: First National Report on the Implementation of the United Nation Convention to Combat Desertification. Roseau, 2000.
2 The Sun. Roseau, 28.XI.2002.
3 www. un.org/stat/population/publications
4 IMF. Country Report N 04/299. Washington, September 2004, p. 36.
5 C.B a b b. Political Party and Campaign Financing in Dominica. Washington, 2002, p. 3.
6 Латинская Америка и Карибы: Политические институты и процессы. М., 2000, с. 370.
7 Tам же, с. 369.
8 IMF Country Report N 04/6. Washington, January 2004, p. 9.
9 Государственные и межгосударственные банки развития в экономической стабилизации в Латинской Америке. М., 2004, с. 191.
10 IMF Country Report N 04/299. Washington, p. 15.
11 The Independent. Roseau, 26.I.2000.
12 Государственные и межгосударственные банки..., с. 171.
13 Латинская Америка и Карибы..., с. 386.
14 IMF Country Report N 04/299, p. 12.
15 R.S a h a y. Stabilization, Debt and Fiscal Policy in the Caribbean. Washington, 2005, p. 19.
16 Ibid., p.24-25, 31.
17 IMF Country Report N 02/224. Washington, October 2002, p. 22.
18 The Times. Roseau, 23.IV.2005.
19 IMF Country Report N 04/7. Washington, January 2004, p. 4-5, 10, 14.
20 IMF Country Report N 04/286. Washington, August 2004, p. 12.
21 IMF Country Report N 05/117. Washington, March 2005.
22 R.S a h a y. Op. cit., p. 12.
23 The Chronicle. Roseau, 24.IV.2005.
24 United Worker Party Manifesto 2005. Roseau, 28.IV.2005.
25 The Times, 4.V.2005.
26 The Chronicle, 24.IV.2005.
27 Dominica Election 2005. Preliminary Results. www.dominicaelections.com/live/ index/php
28 http//sakafete.com.index.html
29 The Sun. Roseau, 9.V.2005.