РАЗМЫШЛЯЯ О ПРОЧИТАННОМ
Л.С. ОКУНЕВА
Героическое и трагическое: жизнь и борьба бразильского "рыцаря надежды"
(Б.И.Коваль. Трагическая героика ХХ века: судьба Луиса Карлоса Престеса. М., Наука, 2005, 349 с.)
Рецензируемая монография - весьма необычное явление в российской латиноамериканистике последнего времени. Она являет собой творческий сплав фундаментального научного подхода, основанного на скрупулезном следовании источникам, на изучении колоссального фактологического материала, с увлекательным, захватывающим рассказом об одной из крупнейших личностей в истории Бразилии (и всей Латинской Америки) XX в., оказавшей немалое влияние на политическую историю Бразилии прошлого столетия, - Луисе Карлосе Престесе.
Избранный автором жанр политической биографии позволил ему ярче высветить героический и трагический путь Престеса, раскрыть малоизвестные или вообще неизвестные, а также прояснить и уточнить известные российскому читателю факты деятельности, этапы пути "рыцаря надежды". Кроме того, автор - и это является несомненным достоинством книги - показывает тех людей, которые были рядом с Престесом, тех, чей жизненный путь, борьба, идеи так или иначе воздействовали на становление, формирование и эволюцию его взглядов. Как пишет Б.И.Коваль, речь идет даже не о политических портретах отдельных личностей, а о судьбе целого поколения эпохи революций XX в. Но также это относится и к столь различным, политически противоположным фигурам, как президент Бразилии Жетулио Варгас, революционер, теоретик "городской герильи" Карлос Маригелла, лидер "интеграли-стов" (бразильской разновидности фашизма) Плинио Салгадо.
Еще одним достоинством книги является не просто и не только "портрет Престеса", но и "портрет на фоне эпохи": фактически автор развернул перед читателями широкое историческое полотно, осветил и проанализировал все основные события и феномены недавней бразильской истории. Освоенный автором огромный фактологический материал, знание судеб, жизненных перипетий, взглядов множества людей, окружавших Престеса, - все это позволило воссоздать в книге живую, подлинную историю страны в XX в. Особый интерес представляют разделы о тенентизме, революции 1930 г., о характере режима Варгаса, о правлении военных.
Работа написана на основе широкого использования самых разнообразных источников и литературы. Но главная ее ценность состоит в том, что уникальным источником, подчеркнувшим достоверность повествования, давшим возможность прочувствовать живую ткань событий, позволившим столь ярко нарисовать образ героя повествования, явились многочисленные личные беседы автора с Престесом, анализ его писем, статей, воззваний, впервые вводимых в научный оборот.
Б.И.Коваль - крупный российский ученый, внесший большой вклад в становление и развитие отечественной латиноамериканистики и ее отрасли - бразиловедения, автор фундаментальных научных работ. Эту характеристику можно с полным правом применить и к данной монографии. Вместе с тем ее отличительной чертой является тот факт, что она написана живым языком, читается на одном дыхании, на ее страницах предстают не книжные образы исторических персонажей, а живые люди, действовавшие в определенных обстоятельствах. Весьма импонирует метод автора - не отстраненное описание и сухая констатация фактов, а постоянные размышления, сравнение собственных прежних оценок и нынешних, уже с высоты пройденных десятилетий.
Б.И.Коваль проявил поистине творческий подход: по ходу повествования он размышляет о собственной позиции, подчас корректирует свои же прежние оценки кардинальных событий новейшей бразильской истории (речь идет прежде всего о режиме Варгаса и феномене "жетулизма" в целом, о характере революционных восстаний в ноябре 1935 г., о противоречивом характере политической эволюции самого Престеса, о природе и сущности тенентизма) и одновременно объясняет причину изменения прежних оценок, связанную и с новыми источниками, и с новым уровнем осмысления прошедших десятилетий, и с неизбежным накоплением опыта, влекущим за собой новый взгляд на события 100-, 80-, 50-летней давности.
Оценки этих событий и явлений (по нашему мнению, это - интереснейшие страницы книги) связаны с размышлениями автора о таком своеобразном явлении бразильской истории, как тенентизм, о характере и сущности революции 1930 г., о политическом облике Варгаса, о природе популизма. И на фоне всего этого ярко нарисован сложный, трагический путь Престеса.
Представим себе: из 92 лет, которые отвела Престесу судьба, 68 были отданы революционной борьбе; из них 15 он провел в эмиграции, свыше 9 содержался в тюрьме, 17 лет скрывался в подполье, за свои убеждения и революционные действия был приговорен - суммарно - более чем к 60 годам заключения (с. 333). Без преувеличения, это поистине легендарная фигура в истории страны, не случайно Ж.Амаду назвал его "рыцарем надежды". Организация в 1924 г. революционного восстания тенетистов в г. Санто-Анжело и поход во главе "непобедимой колонны" (1924-1927 гг.), эмиграция в Боливию и Аргентину, сближение с Южноамериканским бюро Коминтерна и первые контакты с бразильскими коммунистами, пребывание в Москве (1931-1934 гг.), вступление в БКП, возвращение в Бразилию, работа по организации восстаний 1935 г., уход в подполье после их разгрома и заключение в тюрьму, заочное избрание в 1943 г. генеральным секретарем БКП, короткий (1945-1947 гг.) период на свободе, полулегальная политическая деятельность в 50-х годах, борьба и дискуссии во времена президента Гуларта, годы подполья в период военного режима, новая эмиграция в СССР (1971-1979 гг.), возвращение на родину, размежевание, а затем и разрыв с уководством БКП, выход из рядов партии, попытки адаптации к новой политической ситуации в Бразилии в 80-х - начале 90-х годов - таковы лишь схематичные штрихи жизни, наполненной борьбой, напряженным идейным и духовным поиском, размышлениями, сомнениями, анализом, критикой собственных действий, осмыслением и переосмыслением каждого шага.
Особый интерес представляет содержащийся в книге анализ следующих событий и фактов: приход Престеса к идеям, которые отстаивала БКП; его связи с Коминтерном, позиции последнего по "бразильским делам"; пребывание Престеса в Москве в 1931-1934 гг.; "дискуссии о престизме" (1934 г.); возвращение Престеса в Бразилию; рассмотрение проблемы "Престес и Народный фронт"; анализ ноябрьских восстаний 1935 г. в свете новых архивных документов Коминтерна и с высоты "опыта последовавших семи десятилетий". Несомненно, привлекут внимание читателя страницы, повествующие о кризисе в БКП после XX съезда КПСС. Ярко описан и последующий период жизни Престеса - эмиграция в СССР, возвращение в Бразилию, отстаивание прежних догм, непонимание новой ситуации второй половины 80-х годов... Невозможно пересказать все это в рамках журнальной рецензии, да и нужно ли? Об этом надо (а специалистам - просто необходимо) прочитать в книге. Ведь все это - абсолютно новые для отечественной историографии моменты: в России впервые выходит книга с современным осмыслением данных проблем.
Рассуждая о героических и трагических событиях XX в., автор естественным образом расширяет рамки повествования, неизбежно затрагивает болевые вопросы, связанные с нашим сегодняшним отношением к героям прежней эпохи. Встанут данные проблемы и перед любым думающим читателем рецензируемой книги. Посвященные этим сюжетам страницы монографии - одни из самых волнующих. Ведь размышляя по-новому о теоретических проблемах революционного опыта прошлого столетия, раскрывая суть стратегической линии Коминтерна в отношении Бразилии, да и просто будучи лично знаком и с Престесом, и со многими яркими персонажами революционного и коммунистического движения Бразилии и других стран Латинской Америки, автор чувствует потребность сформулировать свою позицию по всему спектру этих вопросов. И действительно, как же сегодня, с высоты нашего нового знания о прошлом, нового уровня осмысления, новых реалий нынешней жизни и новых представлений о том, "что такое хорошо и что такое плохо", оценить - да не что-нибудь, а такую "громаду", как революционную эпоху, деятельность революционеров (а Престес был не просто революционером, в течение 37 лет он возглавлял БКП), вначале многократно воспетую, идеализированную и окрашенную в розовые тона, а затем так же многократно заклейменную и осмеянную?
Нужно ли вообще вновь возвращаться к этим, казалось бы, "решенным" вопросам или пора, наконец, "поставить точку" и "подвести черту"? Прочтение монографии и размышления о ней подсказывают: нет, точку ставить рано. Более того, молодые люди, новые поколения исследователей будут, видимо, неоднократно обращаться к этому времени, и перед ними с неизбежностью опять встанут все те же вопросы, которые волновали героев прошлой, трагической эпохи. И тогда - кто знает? - книга Б.И.Коваля поможет разобраться, разбудить мысль и нравственное чувство.
"Сейчас модно, - пишет автор, - всячески поносить самоотверженные и героические действия наших отцов и дедов. Многие с каким-то особым удовольствием обвиняют их в глупости, неоправданной агрессивности, преступном увлечении насилием и т.д. и т.п. Думается, что такой примитивизм мышления самым ужасным образом... умаляет опыт и значение классовых и народных выступлений против реакции и эксплуатации.
Трагическая сторона жизни целых поколений представляется в образе какого-то бессмысленного и античеловеческого идиотизма, а сама идея демократии, свободы, справедливости и особенно социализма выставляется на посмешище и прокурорское осуждение. Думается, что с таким обывательским взглядом на историю пора кончать. Для современных поколений необходимо знать правду, чтобы уметь смотреть жизни в глаза и не повторять ошибок предшествующих поколений, извлекать уроки из их непростой и запутанной жизни" (с. 209).
Можно лишь согласиться с Б.И.Ковалем в осуждении современных оценок героического поколения людей, которые - да, возможно, с высоты нашего сегодняшнего знания, во многом заблуждались и, несомненно, делали ошибки, - но при этом действовали, исходя из личных убеждений, рисковали и платили за свои заблуждения в первую очередь собственной жизнью. Это было поколение (речь идет не только о Престесе, но и о людях, его окружавших), сам человеческий облик которого неизмеримо, несопоставимо выше тех, кто сегодня его с удовольствием оплевывает. "Чем больше я погружался в документальный материал и пытался его осмыслить, - пишет автор, - тем больше понимал, что ни саму прошедшую эпоху, ни поколение людей, ее творивших, нельзя ни чернить, ни белить. Отличие только в том, что более масштабно и ярко проявилась извечная связь человеческого героизма с историческим трагизмом" (с. 332). Конечно, из этого не следует, что надо вновь бездумно возвеличивать и обожествлять старых кумиров, а о том, чтобы, как правильно пишет автор, извлечь уроки из того времени: что-то из той эпохи взять, что-то принять, что-то простить, что-то отвергнуть, а что-то - решительно осудить. Но сделать это осознанно, ответственно и - главное - различая "добро и зло", "палачей и жертв", а не делая из бывших героев "убийц и бандитов", а из преступников - новых праведников. Ведь "если взглянуть на поколение революционной эпохи XX века" непредвзято, то можно, видимо, вынести следующий вердикт. "Все оно оказалось жертвой великого исторического трагизма. К счастью, многие погибли раньше, чем осознали эту истину. Вся смелость и вся самоотверженность, вся преданность "революционному делу" оказалась... героическим служением ложной идее... - насилием нельзя осчастливить человечество" (с. 334, 335).
Исследованию, написанному столь ярким литературным языком, которое так увлекательно читать, в котором чувствуются душа, мысль и позиция автора, суждена долгая жизнь. Такая книга, несомненно, привлечет внимание специалистов по Латинской Америке: преподавателей, студентов, аспирантов, всех, интересующихся историей Бразилии и Латинской Америки, и научных работников в целом.
И в заключение - несколько "неформальных" слов от ученицы и единомышленницы Б.И.Коваля, воспитанной как "бразилианист" на его многочисленных трудах по Бразилии. Думаю, что не ошибусь, если в год юбилея Бориса Иосифовича поздравлю его от лица всего сообщества бразилианистов и латиноамериканистов: издание книги, являющейся, через призму судьбы Л.К.Престеса, не только фундаментальным научным трудом по истории Бразилии XX в., но и обобщением глубокого человеческого материала, - это несомненный успех, а для нас Б.И.Коваль всегда был и продолжает оставаться настоящим, большим ученым.
Л.С.ОКУНЕВА