МЕКСИКА
Лусиано Жублан - посол Мексиканских Соединенных Штатов в Российской Федерации.
Мексика и Россия: новые задачи в глобализированном мире
НАЧАЛО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Зарождение отношений Мексики и России относится к концу XVIII в., когда были установлены первые контакты между русскими исследователями, осевшими в Калифорнии, и экспедиционерами Новой Испании. Будучи стихийными и весьма ограниченными, они, тем не менее, заложили основу дальнейших связей между нашими народами. Исторические документы тех времен наглядно показывают, что, несмотря на трудности общения и неоспоримые различия в устоях и традициях, те первые контакты между русскими, которые обеспечивали себе пропитание в Форте Росс и Бодега близ Сан-Франциско, и властями сначала Новой Испании, а с 1821 г. - Мексики, характеризовались сердечностью, взаимопомощью и даже взаимной симпатией.
В середине XIX в. США развязали войну против Мексики, аннексировав более половины ее территории, включая Верхнюю Калифорнию, и эти связи прервались. Но следует отметить, что начальный период отношений составил важную веху в последующих исторических контактах. С того момента, я бы сказал, географический фактор в случае Мексики и России не столько разделял нас, сколько побуждал волю наших народов к сближению.
ОСОЗНАНИЕ НАШИХ ИСТОРИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
На протяжении всего XIX в. развитие двусторонних связей шло по нарастающей. В 1891 г. при правительстве Порфирио Диаса в Мексике и в период царствования в России Александра III между двумя странами были установлены дипломатические отношения. Важно подчеркнуть, что в начале XX в., в 1909 г., было подписано первое двустороннее соглашение о торговле и навигации. Его цель - "гарантировать гражданам обеих стран привилегии, основанные на принципе наибольшего благоприятствования". Однако воспользоваться подобным инструментом помешали бурные события второго десятилетия наступившего века. В 1924 г. Мексика первой из государств американского континента установила дипломатические отношения с Союзом Советских Социалистических Республик. В период с 1929 по 1942 г. дипломатические отношения были прерваны, однако совершенно очевидно, что до 1991 г., когда произошел распад Советского Союза, обе страны поддерживали плодотворные дружеские связи. Установив в январе 1992 г. дипломатические отношения, правительства Мексики и Российской Федерации подтвердили преемственность существовавших ранее связей.
Многие россияне и мексиканцы знают историю контактов обеих стран, отмеченную духом дружбы и взаимной симпатии, что, в частности, проявилось в кинофильмах великого Сергея Эйзенштейна, в исторической роли Льва Троцкого, в том, что советские люди хорошо знакомы с произведениями великих муралистов Мексики, а мексиканцы знают и любят произведения русского поэта В.Маяковского. Исторические параллели можно найти и в постановке социальных задач после свершения в наших странах революций, а некоторые национальные особенности двух народов являются предметом широких обсуждений и сравнений. Однако, несмотря на эту неоспоримую общность, которая одновременно объединяет и отличает нас от других, необходимо признать тот факт, что на протяжении последнего десятилетия прошлого века двусторонние связи находились, образно говоря, в состоянии "зимней спячки", прежде всего по той причине, что Россия вынуждена была пересматривать свои отношения с бывшими советскими республиками.
Распад СССР в 1991 г. открыл новую историческую страницу в контактах России как с бывшими советскими республиками, так и с международным сообществом в целом. В течение первых лет этот сложный переходный период характеризовался неуверенностью и скрытой опасностью перехода общества на путь насилия и конфронтации. Совершенно ясно, что в течение 90-х годов Российская Федерация столкнулась с необходимостью в срочном порядке решать огромные по своим масштабам задачи. Достаточно упомянуть в этом контексте такие, как глубокий экономический кризис, возникновение националистических и сепаратистских движений на всей территории, а также необходимость по-новому выстраивать систему союзов и соглашений с бывшими советскими республиками. Сложность, масштабность и одновременность вставших перед новым российским руководством задач не имеет прецедентов в истории. Россия вынуждена была сконцентрировать максимум усилий и энергии на сохранении единства нации и на решении приоритетных для интересов страны задач.
СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Процесс политических и экономических преобразований в России далек от завершения, тем не менее следует признать тот факт, что в течение последних пяти лет благодаря лидерству президента В.Путина удалось укрепить основы общества, гарантировать в среднесрочной перспективе стабильное экономическое развитие страны и неуклонное укрепление государственных структур. В настоящий момент российское государство располагает достаточными полномочиями и возможностями для постановки и успешного решения национальных задач. Естественным результатом этого процесса стали разработка и воплощение в жизнь новой доктрины внешней политики, в центре которой лежат прагматизм и многовекторная ориентация, как об этом заявил в июле 2000 г. тогдашний министр иностранных дел России И.Иванов. Как сказал сам президент В.Путин в начале 2004 г., российская дипломатия нацелена на установление "стратегического союза с влиятельными регионами и странами", среди которых фигурирует и Латинская Америка.
Для Мексики новый многовекторный курс российской дипломатии, а также признание Латинской Америки в качестве стратегически важного региона означают важную точку отсчета в плане продвижения по пути укрепления и расширения двусторонних связей.
По мнению некоторых международных экспертов, сама история представляет собой длительное и незавершенное чередование различных конъюнктур. С этой точки зрения важную роль для взаимодействия государств на международной арене играют складывающиеся обстоятельства и неожиданно возникающие ситуации, то, как они влияют на положение в мире.
В случае Мексики и России этот тезис, похоже, обретает реальные очертания. Действительно, избрание Мексики непостоянным членом Совета Безопасности ООН на период 2002-2003 гг., когда остро шла дискуссия по Ираку, ясно продемонстрировало тот факт, что позиции двух стран по важнейшим вопросам мировой политики совпадают. Это совпадение взглядов проявилось при обсуждении жизненно важных моментов для установления принципов и норм международного порядка, более соответствующего потребностям времени, что, в свою очередь, позволило ощутимо сблизить позиции наших правительств. К совпадению наших взглядов в иракском вопросе следует добавить и многие другие темы, среди которых упомяну основные: многосторонность и уважение принципов международного права; реформирование ООН; нераспространение оружия массового уничтожения; стимулирование международного экономического развития и либерализация торговли; защита окружающей среды и необходимость координации усилий мирового сообщества в борьбе против терроризма, наркоторговли и организованной преступности.
Участие Мексики в работе СБ ООН в упомянутый период позволило двум странам подтвердить совпадение взглядов по многим вопросам современности и уже на этой основе оценить новые возможности развития двустороннего сотрудничества. В результате Мексика и Россия заметно продвинулись в понимании идущих в каждой стране преобразований. Несмотря на то, что переходные периоды в современной истории двух государств были качественно разными как в политике, так и в экономике, сегодня они едины в своем намерении укреплять принципы международного права, для чего они интенсифицировали двусторонние консультации, а также усилили действия, направленные на диверсификацию своих экономических отношений на основе либерализации мировой торговли.
Визит президента России В.Путина в Мексику в начале июня 2004 г. является неоспоримым подтверждением совпадения позиций двух стран по важнейшим вопросам современности и признанием необходимости открыть новую страницу в двусторонних отношениях, которые исторически отмечены духом дружбы и взаимопонимания. Убедительным доказательством всего сказанного является тот факт, что глава российского государства впервые за всю историю региона посетил с официальным визитом страну континентальной Латинской Америки.
В ходе состоявшегося визита подписаны пять соглашений о двустороннем сотрудничестве в налоговой, правовой и судебной сферах, а также в области культуры и финансов, дан импульс созданию центра по обслуживанию и ремонту вертолетов в зоне Мексиканского залива. По результатам встречи в Мексике президенты Фокс и Путин поручили соответствующим правительственным структурам активизировать работу по выработке двусторонних соглашений в таких областях, как экстрадиция, оказание взаимной правовой помощи в вопросах уголовного права, энергетика, здравоохранение и борьба против отмывания денег. Результаты этих усилий станут заметны в ближайшее время.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Оба президента выразили удовлетворение итогами своей первой встречи, они также продемонстрировали твердую решимость придать новый импульс развитию двусторонних экономических связей. В совместном заявлении, подписанном главами обоих государств, говорится, что в экономике Мексика и Россия "не достигли еще того объема и уровня взаимодействия, который соответствует потенциалу двух стран", и подчеркивается в этой связи "важность более активного участия предпринимательских кругов" как одной из важнейшей составляющей наших отношений. Среди отраслей, представляющих особый интерес для обеих сторон, президенты назвали энергетику, аэронавтику, кораблестроение, создание искусственных спутников, сельскохозяйственное машиностроение и туризм.
Ежегодный объем двусторонней торговли колеблется в пределах 300-500 млн долл. с сальдо, традиционно дефицитным для нашей страны. Мексика импортирует удобрения, железо и сталь, оборудование, транспортные средства, запчасти, а также цветные металлы. Экспортирует синтетическое волокно, воздухонасосы и компрессоры; алкогольные напитки, игрушки и автоматы для обработки данных. Следует отметить, что хотя товарооборот между Россией и Мексикой в масштабах Латинской Америки занимает одно из первых мест, он составляет лишь 0,1% от объема торговли Мексики с остальными странами мира и 0,18% - от всего товарооборота России. Объем инвестиций Мексики в Российской Федерации с 1994 по 2004 г. достиг 29 млн долл., а России в Мексике за тот же период - лишь 1,8 млн долл. Столь скромные показатели - и это совершенно очевидно - не соответствуют ни динамике экономического развития каждой из стран, ни потенциалу их рынков.
Несмотря на географическую удаленность и отсутствие необходимых знаний друг о друге, что нередко порождает неуверенность и бездействие со стороны определенных секторов экономики, совершенно очевидно, что в самых различных отраслях у наших стран есть огромные возможности, чтобы дополнять друг друга, и многообещающие перспективы для совместной деятельности. В качестве примера достаточно привести имеющуюся сегодня возможность выработать такие двусторонние модели сотрудничества, посредством которых российские предприятия могли бы оказывать мексиканским партнерам содействие в разведке нефти, в таких областях, как биотехнология, аэронавтика, телекоммуникации и нанатехнология. Мексика же вполне могла бы обеспечивать российский рынок товарами широкого потребления, прежде всего в российской провинции. Эту точку зрения разделяют представители мексиканских торговых делегаций, которые в течение двух последних лет не раз посещали эти районы, причем следует подчеркнуть, что некоторые из них представляли новые секторы мексиканской экономики, ранее не участвовавшие в развитии двусторонних торговых отношений. В частности, речь идет о таких отраслях, как автомобилестроение, высокие технологии, ремесла и огородничество. Естественно, что для реализации взаимодействия необходимо проводить каждодневную работу по продвижению товаров и услуг на рынок.
С тем, чтобы обе страны могли развивать плодотворное экономическое сотрудничество, нашим правительствам следует поддерживать активный обмен информацией, в которой взаимно заинтересованы деловые круги, и продолжать работу, направленную на выработку стабильно действующих правовых норм. Для выполнения этой задачи требуются совместные и скоординированные усилия правительств, предпринимательских и научных кругов. В целях эффективного воплощения на практике принятых на уровне правительств решений или проектов необходимо, чтобы каждая заинтересованная в их реализации сторона поддерживала постоянный контакт со своими партнерами.
4-5 ноября 2003 г. в мексиканской столице впервые прошел форум "Мексика - Россия: два опыта переходного периода" с участием представителей правительств двух стран, предпринимательских и научных кругов. На первый взгляд, результаты встречи кажутся весьма скромными, но она заложила тот необходимый фундамент, на котором в будущем все заинтересованные участники могли бы выстраивать сотрудничество в различных сферах, продвигать специфические проекты или согласовывать схемы их совместного финансирования. Второй такой форум должен пройти уже в России в ближайшие месяцы. И здесь, как представляется, наши правительства могли бы использовать его для выработки конкретных мер в целях реализации договоренностей, которые будут достигнуты в ходе визита президента В.Фокса в Россию летом 2005 г.
УКРЕПЛЯТЬ СВЯЗИ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЛАСТЯХ
В сфере политики необходимо поддерживать тот высокий уровень двустороннего диалога, которого нам удалось добиться, активизировать взаимодействие в рамках ООН и других международных организаций. Одновременно наши страны должны расширять и укреплять контакты между парламентами и на региональном уровне.
В сфере культуры необходимо направлять усилия на поддержание традиционного интереса и взаимной симпатии, которые характеризуют двусторонние отношения. К сожалению, бюджетные ассигнования на эту сферу невелики, поэтому следует создавать новые схемы, позволяющие нашим народам обогащаться культурой друг друга.
С достижениями Мексики в этой области россияне могут познакомиться в открытых в различных учреждениях выставочных залах, посвященных нашей стране, на регулярных мероприятиях, которые проходят в разных областях России. Все это, а также радио- и телепередачи, показ мексиканских фильмов нашли широкий отклик у россиян, повысили их интерес к жизни мексиканцев. В последнее время россияне стремятся больше узнать о современной мексиканской культуре, растет интерес к ее достижениям.
Оба наших государства обладают огромным потенциалом взаимодополняемости, который следует задействовать. Сегодняшняя Россия, пройдя 15-летний период глубоких преобразований, является для Мексики естественным и важнейшим партнером на мировой арене. Мы проводим активную работу по качественному совершенствованию двусторонних отношений, что позволит перейти от простого взаимопонимания "старых знакомых" к активному взаимодействию, направленному на защиту общих интересов. Визит президента В.Путина в Мексику в июне 2004 г. и визит президента В.Фокса в Россию летом 2005 г. предоставляют двум государствам историческую возможность значительно повысить уровень наших отношений.
Для придания импульса двусторонним связям необходимо, чтобы обе стороны четко понимали суть преобразований, происшедших в стране партнера. И процесс подобного узнавания уже начался, следует активизировать его путем расширения диалога и взаимного обмена мнениями. Наши расхождения по некоторым вопросам минимальны. Наоборот, нас объединяет значительно больше, чем можно было ожидать, учитывая географическую удаленность, наши позиции в оценке многих ценностей и целей совпадают. В новейшей истории Мексика и Россия, исходя из собственной специфики, стремятся укреплять открытость и представительность в контактах на уровне правительств, активизировать деятельность, направленную на диверсификацию экономических связей на основе всемерного развития рыночных отношений. Богатая общая история и взаимная симпатия служат дополнительным стимулом к расширению взаимодействия двух народов.
Для Мексики укрепление связей с Россией является одновременно и целью, и историческим шансом. Цель состоит в том, чтобы на всей огромной территории России повышать интерес к Мексике и путем принятия эффективных мер развивать взаимовыгодную торговлю. А шанс заключается в том простом факте, что Россия - не только естественный геополитический центр евразийского континента, но и важнейший участник европейского сообщества, взгляды которого по целому ряду вопросов мировой политики Мексика разделяет. России, в свою очередь, укрепление отношений с Мексикой позволит использовать те естественные преимущества, которыми она обладает, являясь "связующим мостом" между Северной и Латинской Америками и одновременно привилегированным действующим лицом обоих регионов этого континента. По своей природе Мексика является страной, где сходятся пути и интересы.