ЮБИЛЕИ
"О времени и о себе". К 75-летию Бориса Иосифовича Коваля
Борис Иосифович Коваль - доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), академик Международной академии португальской культуры, вице-президент Гуманистического Интернационала, председатель Научного совета по исследованию современных цивилизационных процессов в рамках Отделения общественных наук РАН, научный руководитель Центра цивилизационных и культурологических исследований ИЛА РАН.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов, золотой медалью РАЕН "Во славу и пользу Отечества".
Есть люди, наиболее полно олицетворяющие в своей работе - будь то область науки, искусства или философии - историческое время, со всеми его успехами и неудачами, открытиями и заблуждениями, подъемами и спадами. Их творчество - всегда повод для размышлений и диалога, для переоценки старых ценностей и утверждения новых, для преемственности и обновления. Юбиляр относится к числу таких фигур. Интервью с ним я хотела бы представить читателям журнала
(беседу с Б.И.Ковалем записала кандидат политических наук, старший научный сотрудник ИЛА РАН Л.В.ДЬЯКОВА).
- Уважаемый Борис Иосифович, давайте поговорим о вашем научном творчестве и о том, как вы сами оказались в лоне академической науки, как начиналась ваша творческая жизнь?
- Что касается моей биографии, то она проста и типична для многих людей советского поколения. Родители никакого отношения к науке не имели. Мама - врач, отец - военный, служил в Московском уголовном розыске, боролся с бандитизмом.
После окончания школы я поступил в МГИМО. Закончил институт в 1953 г., два года работал учителем истории в средней школе № 83 г. Москвы, а затем поступил - со второго захода - в очную аспирантуру Института истории АН СССР. В 1958 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1961 г. начал работать в только что созданном Институте Латинской Америки АН СССР в должности ученого секретаря. Вместе с первым директором ИЛА С.С.Михайловым занимался комплектованием коллектива, разработкой исследовательских направлений, налаживанием творческих связей с другими научными учреждениями, и т.д. В 1970 г. защитил докторскую диссертацию. В 1972-1976 гг. преподавал в Институте общественных наук при ЦК КПСС, вел занятия по теории международного коммунистического движения. В 1972 г. получил звание профессора. Затем 17 лет работал заместителем директора Института международного рабочего движения (ИМРД) АН СССР, одновременно исполнял обязанности заместителя председателя Секции общественных наук Президиума АН СССР, а в 1993-1995 гг. исполнял обязанности директора ИЛА РАН. Вот и вся биография.
- Однако за хронологией событий скрывается целая научная жизнь, в которой были свои этапы, различные научные интересы и увлечения, множество книг и публикаций. Наверное, ваши труды и увлечения можно сгруппировать по рубрикам:
Первая - социополитическая история Бразилии. Это и главы в "Очерках истории Бразилии", и фундаментальная монография (докторская диссертация) "История бразильского пролетариата", которая была переведена на португальский язык и в 1982 г. издана в Сан-Пауло издательством "Альфа и Омега", и научно-популярная работа "Бразилия вчера и сегодня", и только что вышедшая книга "Трагическая героика ХХ века. Судьба Луиса Карлоса Престеса", и многочисленные статьи, доклады, заметки. Можно ли считать, что бразильская тема для вас была и остается главной?
- И да, и нет. Да - в том смысле, что с нее я начинал свою научную деятельность и теперь, спустя 50 лет, закончил этот цикл книгой о Престесе. По правде сказать, она была написана 30 лет назад, хотя вышла только теперь. Так распорядилась судьба. С этой работой связан особый для меня этап пересмотра ряда важных теоретических аспектов: характера социальных взрывов ХХ в., роли коммунистического движения и Коминтерна, оценки периода Ж.Варгаса, который правил Бразилией в 1930-1945 и 1950-1954 гг., и другие моменты.
- Как бы вы сами оценили основные удачи и просчеты своих работ по Бразилии?
Автору, конечно, трудно заниматься критическим разбором собственных произведений, но попробую это сделать. К "удачам" бразильского цикла я бы отнес следующее: разработку новой концепции о роли плантационного рабства в первоначальном накоплении в Западной Европе (1); анализ основных этапов формирования бразильского пролетариата, его структуры, материального положения и борьбы, включая историю комдвижения; определение характера и значения так называемой "либеральной революции" 1930 г., всего правления Варгаса, в том числе "Нового государства" и националистического популизма; постановку теоретической проблемы о диалектике героического и трагического в новейшей истории. Данной теме фактически посвящена вся книга о судьбе Престеса.
В этой работе я существенно пересмотрел свои прежние взгляды по целому ряду сложнейших проблем.
К числу просчетов я бы отнес излишнюю категоричность и идейную "зашоренность" ряда оценок, нехватку документальных источников, излишнее доверие к чужому мнению, робость в полемике с научными авторитетами, скованность и некоторое подчинение правилам сухого и скучного "академического" стиля. В последние годы я научился преодолевать эти слабости, хотя освободиться от них не так просто. Лучшими образцами высокого научного и литературного стиля являются труды моих старших наставников и коллег: А.З.Манфреда, Л.И.Зубока, С.Л.Утченко, Б.Ф.Поршнева, И.Р.Григулевича, А.Я.Грунта, Л.Ю.Слезкина, М.С.Альперовича и др. За свободу и смелость мышления, простоту изложения, умение писать интересно они подвергались всякого рода тенденциозной критике и даже осуждению. Увы, яркие таланты часто вызывают зависть и раздражение. Для меня же их имена служили и служат примером истинной науки.
- Вторая большая тема связана с циклом ваших работ по общим проблемам классовой борьбы, рабочего движения и освободительных революций в Латинской Америке. Остановлюсь только на монографиях. На мой взгляд, достоинство этой серии в том, что в ней проводится сравнительное исследование основных закономерностей и национальных особенностей наиболее значимых социально-политических конфликтов недавнего прошлого, оценивается их роль в истории, и делается общий вывод о характере всего цикла леворадикальных выступлений ХХ в. - эпохи насильственных экспериментов по преобразованию мира (2). Сюда примыкает и книга "Революционные процессы в Латинской Америке" (1974), написанная вами в соавторстве с А.Ф.Шульговским и С.И.Семеновым. Завершающим и обобщающим исследованием этой серии стала монография "Революционный опыт XX века" (1987).
Я соглашусь с вами, что на этих работах лежит определенная печать традиционного марксистского подхода, кое-что подается упрощенно, схематически, но многие мысли и выводы сохраняют ценность и сегодня.
- Честно сказать, некоторые упомянутые работы носят, скорее, научно-популярный и учебный характер. Я пытался подвести в них некий общий баланс в характеристике мирового революционного цикла прошедшего столетия, но сумел это сделать только в книге "Трагическая героика ХХ века". Само это название и означает основной смысл недавней эпохи. Думается, что XXI столетие будет отмечено иным социальным и политическим содержанием, во всяком случае, надеюсь, станет меньше насилия и крови. История доказала, что насилием человечество к счастью не привести.
- Мне кажется, что третьей крупной темой вашего научного творчества было и остается изучение социальной структуры латиноамериканского общества. Под вашей редакцией еще в 1968 г. вышло большое коллективное исследование о пролетариате Латинской Америки, затем, в 1972 г. была опубликована книга о сельских трудящихся региона. Большой вклад в подготовку этих трудов внесли А.Ф.Шульговский, С.И.Семенов, Ю.И.Визгунова, Э.С.Дабагян, Э.Е.Кузнецова, Л.В.Пегушева и другие. Это были крупные и важные исследования, в которых дана четкая стратификация экономически активного населения, определены критерии материального положения, основные тенденции социальной мобильности, динамики занятости, и др. К сожалению, в последние годы этой тематике уделяется меньше внимания.
- Изучение социальной структуры латиноамериканского общества является важным и самостоятельным научным направлением. В принципе, оно развивалось в прежние годы достаточно успешно, но сейчас, к сожалению, интерес к этой теме заметно угас. Отчасти это объясняется качественными сдвигами в жизни современного общества, изменениями в производственных отношениях в результате научно-технического прогресса и либеральных реформ. Иначе теперь развиваются взаимодействие и борьба между трудом и капиталом. Немалую роль сыграло и то обстоятельство, что у нас в стране ослабла подготовка соответствующих научных кадров, о чем свидетельствует тематика кандидатских работ. Кстати, хочу сказать пару слов о "марксистской традиции". Раньше многие исходили из ленинской формулы о том, что "учение Маркса всесильно, потому что оно верно". Теперь модно отрицать вместе с идеологией и научное содержание марксизма. Это и неверно, и глупо. Метод анализа, диалектика и особенно политэкономия марксизма не утратили своей ценности и входят в корпус современных общественных наук. Думается, что пора отказаться от обманной идеи о быстром сглаживании социальных противоречий современного капитализма и о конце самостоятельного рабочего движения. Противоречия капитализма никуда не делись. Более того, они даже обостряются.
Растет социальная диспропорция. Расширяется пояс бедности и нищеты. Так, в Латинской Америке только за последние пять лет численность бедного населения выросла на 15 млн и достигла масштаба 226,6 млн. Это 44 % всего населения.
В настоящее время в Центре цивилизационных и культурологических исследований ИЛА РАН ведется серьезная работа по проблемам бедности и нищеты в регионе. В 2003 г. была издана коллективная монография "Латиноамериканские диаспоры в США", в которой авторы впервые охарактеризовали масштабы миграции, положение и структуру диаспоры в США.
Все эти проблемы важно изучать, ибо они имеют прямое отношение к перспективам социально-политических процессов, в том числе и соответствующих конфликтов. К сожалению, без них не обойтись и в XXI в.
- В связи с последним замечанием стоит вспомнить вашу полемику начала 90-х годов с известным политологом М.В.Ильиным о методологии и основных темах политологии как науки (3). Ваше выступление в печати тогда вызвало живой интерес. Немалый вклад вы внесли и в работу Советской ассоциации политических наук, вице-президентом которой являлись в течение ряда лет.
Теперь я хотела бы коснуться четвертой большой темы, а именно международного рабочего движения, и надеюсь, что вы остановитесь на главных моментах этих исследований.
- В самом деле, я потратил много сил на изучение этих проблем, особенно когда работал в ИМРД АН СССР (сейчас - Институт сравнительной политологии). Больших монографий не написал, но опубликовал много статей и глав в коллективных исследованиях, являлся соредактором ежегодника "Международное рабочее движение", был членом редколлегии журнала "Socialismo de Futuro", который издавал Социалистический Интернационал, возглавлял советскую часть исследования "Автоматизация и промышленные рабочие" (опубликована на английском языке) (4).
К числу наиболее важных трудов отечественных ученых по этой теме принадлежит, конечно, 8-томная серия "Международное рабочее движение. Вопросы истории и теории". Я являлся членом редколлегии 7-го тома и автором раздела о рабочем движении в Латинской Америке после Второй мировой войны. Немалую пользу в свое время приносил и ежегодный справочник по рабочему движению, издававшийся с 1975 по 1983 г., в котором я был автором ряда общих разделов.
В 1980 г. под моим руководством был подготовлен и вышел в свет уникальный статистический сборник "Забастовочная борьба трудящихся. Конец XIX в. - 70-е годы XX в.". Основную работу провели сотрудники ИМРД АН СССР Я.Я.Котовский, Н.Ф.Рыдванов, А.Н.Жамалетдинова, Л.Ф.Юхнина. Это был сплоченный и квалифицированный коллектив. Я всегда с теплотой и благодарностью вспоминаю свою работу в ИМРД.
- Теперь о пятой большой теме, которой вы также уделили много внимания. Я имею в виду публикации о жизни и политике современной России.
- Интерес к судьбе своей Родины присутствует у каждого нормального человека. Это не значит, конечно, что все занимаются научным творчеством, но сам интерес неизбежен и естествен. Кроме того, у Латинской Америки и России много общего: они познали и революции, и гражданские войны, и тоталитаризм, и бедность, и огромные людские потери, и многое другое.
Когда в СССР начались перестройка и борьба за демократическую модернизацию, я, как и многие мои коллеги, обратился к новой тематике, стараясь понять происходящее. Мысль о создании сборника документов новой России, начиная со времен перестройки и острой полемики между М.С.Горбачевым и Б.Н.Ельциным, родилась как-то неожиданно. Я подумал, что листовки, первые наброски политических программ, интервью лидеров молодых партий, официальные документы в своей совокупности создают общий портрет молодой России, но многое вскоре затеряется или просто погибнет. Исследователю будет трудно найти оригинальные тексты, вот почему их надо собрать воедино и опубликовать. Так был создан уникальный двухтомник (5). В него были включены аналитические разделы, часть из которых написана мною. Спустя несколько лет уже под эгидой Института федерализма и гражданского общества РАЕН удалось подготовить также коллективный двухтомник (6) и издать труд (7), в котором освещены многие актуальные проблемы политической и духовной жизни современной России.
До этого в соавторстве с В.Б.Павленко мною была написана книга "Партии и политические блоки в России" (1993), а вместе с С.И.Семеновым - спецвыпуск в Аналитических тетрадях ИЛА РАН "Цивилизационная идентификация России и иберо-американские параллели" (1998).
Следует упомянуть, наверное, и об информационном бюллетене "Rusia de hoy", издававшемся ИЛА РАН в 1993-1994 гг., в котором я принимал участие.
Вот, кратко говоря, и все мои усилия в области российских исследований. Они в известной мере помогли перейти к собственно цивилизационным исследованиям - теме моих современных научных занятий и нашей общей работы в Центре цивилизационных и культурологических исследований. Стоит заметить, что прежде это направление в отечественной науке практически не изучалось. В латиноамериканистике им занимались только Я.Г.Шемякин и Т.Г.Гаврилова. Теперь ситуация принципиально изменилась, и цивилизационный подход стал весьма популярен.
- Наверное, стоит отметить основные работы нашего Центра в ИЛА. Первой стал сборник "Цивилизационные исследования" (1996). Авторский коллектив - Б.И.Коваль (отв. ред.), Я.Г.Шемякин, С.И.Семенов, Э.Е.Кузнецова, Л.В.Дьякова, Н.Ю.Кудеярова, В.Б.Пастухов, А.С.Ахиезер, И.Г.Яковенко. Затем было издано еще несколько трудов: "Человек и общество в современной латиноамериканской цивилизации" (Аналитические тетради ИЛА РАН, 2000, № 10); С.И.Семенов. Мутации левой политической культуры в цивилизационном контексте Латинской Америки (Там же, 1999, № 6), и др.
Крупным вкладом в науку явилось фундаментальное исследование Я.Г.Шемякина "Европа и Латинская Америка: взаимодействие цивилизаций в контексте всемирной истории" (М., 2001).
Могу сказать, что нам, сотрудникам, работать с вами всегда интересно, приятно и весело.
- Признаюсь, и мне интересно работать в нашем небольшом, но творческом и дружном коллективе.
- Теперь хотелось бы перейти к вашему шестому и, пожалуй, самому оригинальному увлечению. Речь идет о философских и этических трудах, которые неизвестны большинству латиноамериканистов, так как в продажу не поступали, а распространялись бесплатно по библиотекам и вузам России. Все эти книги издавались под эгидой Института федерализма и гражданского общества РАЕН благодаря усилиям его директора А.Н.Аринина.
Кроме книг, этот институт в течение ряда лет выпускал философско-публицистический альманах "Личность и мир", главным редактором которого являлись вы. Всего было подготовлено 14 тематических выпусков альманаха, среди них - "Свобода и общественное развитие", "Духовный пейзаж", "Толерантность и солидарность", "Гражданин и государственная власть", "Человеческая энергия". Альманах также распространялся бесплатно по библиотекам.
Но особое место в вашем творчестве занимает цикл этико-философских произведений. Я говорю о трилогии "Духи. Душа. Дух" (2000), "Смыслы жизни. Мнения и сомнения" (2001), и "Вечные тайны бытия" (2002).
Каждое из этих исследований далеко от принятых стереотипов и отличается свободой мысли, эрудицией, хорошим литературным стилем. В первой книге дается оригинальная трактовка ряда библейских сюжетов, античной философии души, христианской философии, мистики Я.Беме и Э.Сведенборга. Ярко и интересно анализируются сложнейшие проблемы библейской философии, некоторые из них излагаются в художественной форме авторской притчи. Второй раздел книги целиком посвящен проблеме души и личности. В третьем освещается вопрос о "святом духе" и "человеческом духе" в контексте философских размышлений Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Г.Гегеля, П.А.Флоренского, Д.С.Мережковского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, А.Бергсона и многих других выдающихся мыслителей. Ряд философско-этических вопросов ставится в этом эссе впервые. Второе исследование посвящено важным этапам истории западной этической философии от древности до наших дней. В нем рассматриваются первобытное мировоззрение, античное наследие, христианская религиозная мысль, три течения Эпохи Возрождения (гуманизм, прагматизм, утопизм), философия Нового времени, марксизм, европейский экзистенциализм, нравственные искания российских мыслителей (Герцена, Бакунина, Чернышевского, Толстого, Достоевского), кумиров XX в. - Фрейда, Ницше, философов русского Серебряного века, идеология советского времени, новейший экзистенциализм.
И, наконец, в заключительной части трилогии, изданной в формате спецвыпуска альманаха "Личность и мир", вы развиваете метод так называемой "аллегорической мистагогии" (мистагогами в Древней Греции называли мастеров по разгадыванию всяческих тайн). В чем особенность такого необычного подхода?
- Дело в том, что мои этико-философские работы не претендуют на строгую научность, а, напротив, во многом нарушают традицию классической школы. Все они экзистенциальны, субъективны, эмоциональны, что облегчает повествование и помогает лучше понять ряд сложнейших и запутанных (иногда нарочито) теоретических проблем бытия. Я всегда стремился дать им "человеческое" объяснение. Мне кажется, что прямое и откровенное общение автора с мыслителями разных эпох и стран создает особую атмосферу соучастия читателя в общем обмене мнениями о смыслах жизни человека. А "метод мистагогии" позволяет в высшей степени свободно обращаться с мистическими понятиями, оживлять и даже одушевлять космические субстанции, использовать форму художественных притч. Многое, как известно, отражено в мифах и пророчествах. Возможно, поэтому я обратился и к древнегреческой мифологии. Мне кажется, что книга "Геракл и Прометей" (8), написанная мною совсем недавно, помогает осознать некоторые коллизии и нашей современной жизни, ее светлые и темные стороны.
- Я бы хотела сказать несколько слов и о седьмом главном направлении вашего творчества. Это педагогическая деятельность, которую вы начинали как рядовой учитель. Затем в течение многих лет вы читали лекции в МГУ, МГИМО, ИОН, руководили работой аспирантов, возглавляли экспертный совет ВАК по политологии, а в настоящее время научный совет по защите диссертаций.
Сколько кандидатов наук вы выпустили в свет?
- Давайте считать вместе. Вот их имена: Ж.А.Смиренская, Ю.И.Визгунова, Л.В.Пегушева, Э.Е.Кузнецова, Дм.Приволос, Ж.Маркос (Бразилия), Х.Медина и Х.Гарсиа (оба из Колумбии), С.М.Хенкин, И.Е.Рыбалкин, В.М.Тихменов, А.А.Слинько, В.П.Тоцкий, Т.Ю.Забелина, С.В.Ястржембский, Н.А.Круглова, А.А.Сосновский, Н.С.Константинова, Л.В.Дьякова, Н.Ю.Кудеярова.
- Получилось 20 человек - можно сказать, целая школа.
- Да, и я горжусь своими учениками. Они чему-то научились у меня, а я многому научился у них. Все мы стали большими друзьями.
- Дорогой Борис Иосифович, наше интервью подходит к концу. Однако в заключение не могу не упомянуть и о вашем восьмом большом увлечении, а имен- но - о резьбе по дереву. Это хобби стало частью многогранного творчества, о котором знают все ваши знакомые и друзья.
Дорогой Борис Иосифович, позвольте от всех ваших учеников и друзей сердечно поздравить вас с днем рождения и 50-летием научного творчества, пожелать крепкого здоровья, радости и новых больших достижений.
- Спасибо за добрые пожелания. И я всем желаю только добра и успехов.
- Спасибо. И до новых встреч.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Б.И.К о в а л ь. О роли плантационного рабства в колониях для первоначального накопления капиталов в Западной Европе. - Средние века, вып. 23. М., 1963 (переведена на английский язык и перепечатана в книге "Soviet Historians of Latin America". 1978, Univ. Wisconsin (USA).
2 Перечислим труды Б.И.Коваля, не фигурирующие в интервью: Свет Октября над Латинской Америкой. М., 1977 (переводы: La Gran Revolucion de Octubre y America Latina. Moscu, 1978; A Grande Revolucao de Outubro e a America Latina. Sao Paulo, 1980); Рабочее движение в Латинской Америке. 1917-1959. М., 1979 (перевод: Movimiento obrero en America Latina. 1917-1959. Moscu, 1985); Латинская Америка: революция и современность. М., 1981 (перевод: America Latina: la revolucion y la epoca actual. Moscu, 1987).
3 Полис, 1991, № 4-5; 1992, № 1-2.
4 Automation and Industrial Workers. European Coordination Centre for Research and Documentation in Social Sciences. London, Pergamon Press, 1979.
5 Россия сегодня. Политический портрет в документах. Кн. 1. М., 1991; кн. 2, 1993. Авторский коллектив: Б.И.Коваль, О.И.Величко, Е.В.Иерусалимская, В.Б.Пастухов, В.Э Степанян, И.М.Татаровская.
6 Современная российская цивилизация. Кн. первая. Личность. Общество. Федерация. Кн. вторая. Личность. Экономика. Гражданское общество. Редколлегия: А.А.Аринин, Б.И.Коваль, С.И.Семенов. М., 2000.
7 А.А.А р и н и н, Б.И.К о в а л ь, Т.Б.К о в а л ь. Личность и общество. Духовно-нравственный потенциал. М., 2003.
8 Б.К о в а л ь. Геракл и Прометей. Новое прочтение старого мифа. М., 2004.