ПОЛИТИКА
В.Грабендорфф (Германия) - доктор политологии, основатель и бывший директор Института европейско-латиноамериканских отношений (IRELA) в Мадриде. В настоящее время - официальный представитель Фонда Фридриха Эберта в Колумбии.
(Перевод с немецкого В.ТАЙАР)
Колумбия: Урибе до 2010?
(Предварительные замечания:
* После двух с лишним лет пребывания Альваро Урибе в должности президента бoльшая часть населения Колумбии в целом продолжает поддерживать политику его правительства.
* Президент рассчитывает использовать свою популярность и благоприятные для него поправки к Конституции, которые удалось провести через парламент, чтобы добиться переизбрания на второй срок.
* В ходе реализации правительственного плана "Патриот" левые партизанские организации Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC) и Армия национального освобождения (ELN) были заметно ослаблены в военном и политическом отношении.
* Одностороннее применение "политики демократической безопасности" привело к укреплению правых военизированных формирований (AUC или "парамилитарес"). Они являются новыми доминирующими участниками внутреннего конфликта и действуют на 35% территории страны.
* Несмотря на несоблюдение перемирия между участниками внутреннего конфликта и отсутствие правовых основ этого процесса, он уже привел к разоружению более 5 тыс. правых боевиков. Этот процесс планируется завершить до конца 2005 г.
* Важнейшим внешнеполитическим партнером Колумбии в военной и финансовой сфере продолжают оставаться США. От Евросоюза правительство Урибе ожидает большего содействия.
* Реформирование налоговой, трудовой и финансовой сфер замедлилось из-за оживления предвыборных политических дебатов.
* Несмотря на улучшение экономических показателей, в стране обостряется социально-гуманитарный кризис: 66% населения продолжает жить в бедности, а количество вынужденных переселенцев превысило 3 млн человек).
Президент Урибе может и далее рассчитывать на высокую степень поддержки со стороны гражданского населения. Результаты социологического опроса в городах показывают, что 71% респондентов довольны его правлением, а 68% одобряют перспективу его переизбрания на второй срок. Такое право он получил после введения в действие 1 декабря 2004 г. поправок к Конституции, до этого дававшей главе государства возможность править только в течение одного четырехлетнего периода. Популярность президента Урибе базируется прежде всего на "политике демократической безопасности". По официальным данным, за время его правления убийства в стране сократились на 19% - до 42 человек на 100 тыс. жителей в год, что является самым низким показателем за последние 20 лет. Похищения сократились на 39%. Такие города, как Кали и Медельин, известные крайне высоким числом убийств, стали намного безопаснее. Тем не менее, даже несмотря на относительно позитивные сдвиги, в Колумбии за десятилетия интенсивного внутреннего вооруженного конфликта, по мнению наблюдателей, все-таки предпринято недостаточно мер для установления мира.
Обещанная президентом при вступлении в должность политика "твердой руки" ориентируется в первую очередь на военное разрешение конфликта и на уничтожение левых партизан. В прошлом году это принесло значительные успехи, и две крупнейшие партизанские группы - FARC и ELN - понесли большие потери. Благодаря концентрации 17 тыс. солдат на юге страны в рамках плана "Патриот" удалось особенно обессилить FARC, в результате чего число их бойцов сократилось с 18 до 16 тыс. Отчасти это было достигнуто благодаря предоставлению партизанам возможности сложить оружие и стать полноправными членами общества. Всего за время правления Урибе удалось побудить к возвращению к гражданской жизни почти 10 тыс. повстанцев, в основном молодежь. Однако потесненные войсками FARC и ELN все еще контролируют отдаленные территории страны и опираются на солидный военный и финансовый фундамент, основанный прежде всего на их связях с наркоторговлей.
УСИЛЕНИЕ "ПАРАМИЛИТАРЕС"
Правительству за последние два года удалось добиться изменения соотношения сил между участниками конфликта. Сейчас преобладают вооруженные формирования правого толка - отряды Объединенной самообороны Колумбии (AUC, или "парамилитарес"). В то время как зоны операций FARC и ELN, сосредоточенных в районах, граничащих с Венесуэлой и Эквадором, а также в труднодоступных местах, сокращаются, "парамилитарес" систематически расширяют свое присутствие по всей стране. Правительственные документы указывают на наличие более 16,5 тыс. вооруженных бойцов AUC в 382 из 1098 колумбийских коммун. Другими словами - на 35% национальной территории.
Важным элементом в меняющейся расстановке сил является пересмотр самой идеологии конфликта. Экономические и деловые региональные интересы все больше начинают доминировать в самосознании лидеров террористических группировок. Растут роль AUC и то влияние, которое они оказывают, например, на некоторых парламентариев и чиновников региональных и местных администраций. Это делает их важными участниками политической борьбы. Возможность завоевания ими прочных политических позиций обычно связывают с их финансовым потенциалом, и большинство наблюдателей в Колумбии сегодня уже всерьез рассуждают о том, что в недалеком будущем AUC смогут выступить с собственным политическим проектом. В рядах "парамилитарес" уже звучат утверждения о том, что власть можно получить "и без оружия". Таким образом, созданные первоначально для защиты крупных землевладельцев в отдельно взятых коммунах и регионах, эти группы превращаются в серьезный фактор не только собственно вооруженного конфликта, но и политической игры.
ПОИСК ПЕРЕМИРИЯ С "ПАРАМИЛИТАРЕС"
В отличие от левых партизанских групп "парамилитарес" не имеют в своем составе центральных командных структур, и их люди действуют в различных политических блоках, чаще всего организуемых AUC. Это значительно осложняет исполнение договоренностей между правительством Урибе и AUC о всеобщей демобилизации почти 20 тыс. "парамилитарес" до конца 2005 г. Тем не менее, к концу 2004 г. удалось разоружить около 5 тыс. боевиков.
Эти вооруженные формирования сами часто нарушают условия перемирия, в том числе продолжают вести налаженную ими нелегальную наркоторговлю. Это мешает соблюдению точных временных рамок по демобилизации и гарантированному финансированию проектов по возврату бывших бойцов к полноценной гражданской жизни. Однако для полной их ресоциализации прежде всего отсутствует легальная правовая основа, которая должна предусматривать соответствующие наказания, конфискацию незаконно приобретенной собственности и компенсации жертвам насилия. Соответствующие законодательные инициативы до сих пор терпели фиаско в парламенте из-за противоречий сторонников правительства и оппозиции.
В ответ на несколько завышенные требования Урибе к боевикам со стороны AUC выдвигаются требования по распространению всеобщей амнистии на всех членов группировки. Принимая во внимание многочисленные жертвы, вызванные акциями "парамилитарес", а также мнение международного сообщества, колумбийское правительство вряд ли сможет пойти на полное удовлетворение данных требований.
Важную роль в этом контексте играют США, требующие выдачи отдельных предводителей AUC, замешанных в торговле наркотиками. Претензии, предъявляемые Вашингтоном президенту Урибе, трудно игнорировать, поскольку в своей борьбе против террора он во многом зависит от американской финансовой поддержки. В то же время ресоциализация членов AUC чревата ухудшением ситуации с безопасностью в тех регионах, которые прежде находились под их контролем. Чтобы не допустить новых вспышек насилия, правительство увеличило там число солдат со 120 до 200 тыс., а с учетом 160 тыс. полицейских их общая численность возросла до 360 тыс. Тем самым силовой аппарат был ощутимо расширен, и теперь он представлен во всех 1098 колумбийских коммунах. Но правительство все еще уклоняется от обеспечения безопасности на всей территории страны.
УСПЕХИ И НЕУДАЧИ В БОРЬБЕ С НАРКОБИЗНЕСОМ
Наркобизнес, который в результате операций в рамках "Плана Колумбия" должен был ощутимо сокращаться, продолжает оставаться серьезным фактором вооруженного конфликта. Страна все еще выступает крупным производителем и экспортером кокаина. Как герилья, так и "парамилитарес" и, хотя и косвенно, государство извлекают выгоду из этого теневого бизнеса, в котором, как ни в каком другом, наблюдается тесное переплетение легальной экономики с нелегальной. Но в отличие от FARC "парамилитарес" гораздо теснее связаны с производством наркотиков и торговлей ими, что обеспечивает 70% денежных поступлений AUC.
Проводимые с помощью США программы по борьбе с наркотрафиком заставляют нелегальные формирования маневрировать с целью избежать заметного сокращения доходов. Изменяется структура выращивания наркосодержащих культур, повышается их урожайность. Согласно высказываниям американских специалистов, только так можно объяснить тот факт, что, несмотря на успешное проведение в Колумбии ряда антинаркотических операций, не было зафиксировано сколько-нибудь заметного уменьшения объемов предложения наркотической продукции в странах-потребителях.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТА
При правительстве Урибе внешняя политика в значительной степени ориентирована на Соединенные Штаты, присутствие которых благодаря "Плану Колумбия" в военной и финансовой сферах Колумбии сейчас намного сильнее, чем в любой другой латиноамериканской стране. Однако ожидается, что военная поддержка со стороны Вашингтона в рамках "Плана Колумбия II", скорее всего, сократится. В настоящее время Богота является третьим по величине получателем американской военной помощи. Но, согласно планам Пентагона, она должна будет все больше брать на себя бремя расходов по умиротворению. Наряду с необычайно сильным военным и политическим присутствием США, расцениваемым правительством Урибе как "особые отношения", теперь акценты сдвигаются к интенсификации экономических связей. В частности, был заключен договор о свободной торговле, вступающий в силу в конце 2005 г.
На этом фоне роль Европейского Союза выглядит довольно бледно. В правительственных кругах подчеркивается, что Европа недостаточно осознает ту ответственность, которую она несет как второй по величине рынок потребления кокаина. Урибе надеется на бoльшую европейскую поддержку в борьбе с наркотрафиком и большее участие стран Старого Света в разрешении колумбийского внутреннего вооруженного конфликта. В настоящее время европейско-колумбийские отношения скорее оцениваются как "холодные". Отсутствие ожидаемого прогресса в них вызвано критикой со стороны ЕС по поводу "повсеместного нарушения прав человека" в Колумбии и упреками в том, что правительство Урибе делает акцент только на военное разрешение конфликта.
С другой стороны, финансовая помощь, поступающая из некоторых государств Европы на программы возвращения к мирной жизни бойцов AUC, рассматривается в Колумбии как попытка увеличения европейского "присутствия".
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ "РОСТ" И УВЕЛИЧЕНИЕ
ВНЕШНЕЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Экономическое развитие Колумбии с показателем роста в 3,5% лишь условно может считаться позитивным, несмотря на то, что активно развивавшиеся отношения с Венесуэлой и США внесли весомый вклад в формирование положительного внешнеторгового баланса страны. Новым фактором стабильности для устойчивого роста служат денежные переводы, которые направляют на родину колумбийцы, живущие за границей. По итогам 2004 г. они составили 4,46 млрд долл., что соответствует 5% ВВП Колумбии. Кроме того, развитие таких секторов, как горнодобывающая промышленность и нефтедобыча, продукция которых с 2003 г. составляет около 40% общего объема экспорта, в сочетании с бумом в строительной отрасли представляют собой важный вклад в показатели экономического роста страны. Но кажущееся позитивным развитие осложняется проблемой огромной внешней задолженности. В 2004 г. она увеличилась до 60,6% ВВП, и конца долговой спирали не видно.
Из-за высоких государственных расходов на обеспечение безопасности и неотложных затрат на поддержание инфраструктуры было оставлено без должного внимания решение бесчисленного множества проблем. Все еще высока безработица и неполная занятость населения. Общее число безработных выросло с 13,3% в 2003 г. до 13,9% в 2004 г., а показатель неполной занятости за тот же период увеличился с 31,9% до 32,2%. Необходимые структурные реформы в области налогообложения, пенсионного и социального законодательства также отложены. Скорее всего ими займутся в преддверии будущей предвыборной кампании.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ГУМАНИТАРНЫЙ КРИЗИС
Нужно отметить, что упомянутые выше некоторые позитивные сдвиги в развитии колумбийской экономики не привели к улучшению социального климата в стране. 10% самых богатых колумбийцев имеют доход в 80 раз бoльший, чем 10% самых бедных. В среднем около 66,3% населения живет за чертой бедности, т.е. в день они вынуждены обходиться менее чем 2 долл.
Наряду с социальным кризисом в более резкой степени усугубляется и гуманитарный. Драматично растущее количество беженцев превысило 3 млн человек. В докладе комиссариата ООН по делам беженцев отмечалось, что только в 2004 г. их число возросло на 17% в сравнении с 2003 г. Основной причиной переселения являются вооруженные столкновения между конфликтующими группировками. К этому следует добавить осуществляемые в рамках "Плана Колумбия" специальные антинаркотические операции по уничтожению плантаций коки (распыление гербицидов, уничтожение посевных площадей и др.). Приток вынужденных переселенцев ведет к разбуханию нищенских кварталов в крупных городах, а правительство не может предложить этим категориям граждан никакой экономической помощи. Все это привело к резким протестам со стороны оппозиции, а также со стороны обеспокоенных социальных групп и, в особенности, профсоюзов.
ПРОФСОЮЗЫ И ПОЛИТИКА
Колумбийское профсоюзное движение в настоящее время пребывает в тяжелом положении. В целом социальный спектр расколот на многочисленные, враждующие друг с другом организации. Если и раньше крупные профсоюзные объединения (например, CUT) не всегда были готовы к решительным действиям, то с приходом к власти правительства Урибе речь зашла об изменении их социальной стратегии. Вместо того, чтобы приложить конструктивные усилия по улучшению условий труда, профсоюзы сконцентрировали свою деятельность на образовании "Большой демократической коалиции" как инструмента недопущения переизбрания президента на второй срок. Все это происходит в условиях внушающего опасения роста покушений на жизнь профсоюзных деятелей. Так, только в 2004 г. были убиты 47 членов профсоюзных организаций, и 276 деятелей получили угрозы. Колумбия входит в число тех стран, где права профсоюзов нарушаются все сильнее.
ВСЕ ПРОТИВ УРИБЕ?
Хотя "политика демократической безопасности" и не принесла Колумбии больше мира, она дала все-таки больше безопасности ее населению. Поэтому правительство сейчас пользуется достаточно широкой поддержкой. Но конъюнктура очень изменчива. Так, поражение сторонников Урибе на губернаторских выборах 26 октября 2003 г., когда победил "Независимый демократический полюс" (PDI) и его представители - Анхелино Гарсон и бывший профсоюзный лидер Луис Эдуардо Гарсон - стали, соответственно, губернатором департамента Валье-де-Каука и первым левым мэром Боготы, произвело впечатление возможного падения правительства Урибе. И в случае ухудшения экономической ситуации и состояния безопасности настроения электората могут снова повернуться против Урибе. Это будет заметно, если усилится критика в адрес социально-экономической политики главы государства. Поэтому нынешние прогнозы относительно возможности его переизбрания на новый срок ни в коем случае не означают, что имя следующего президента Колумбии обязательно будет Альваро Урибе Велес. Хотя его поддерживают и значительная часть консервативной партии, и многие либералы, а также экономическая элита страны и крупные средства массовой информации. С учетом этого и будет создаваться новая предвыборная программа Урибе.
С другой стороны, формируется и политическое сопротивление - коалиция "Все против Урибе". Это левые партии, такие, как "Демократический полюс" (Polo Democratico) и "Демократическая альтернатива" (Alternativa Democratica), а также бывшие президенты страны Эрнесто Сампер, Андрес Пастрана и другие ведущие члены Либеральной партии. Но к президентским выборам 2006 г. альтернативному коалиционному блоку необходимо решить две взаимозависимые серьезные задачи, а именно: выработать политическую программу и договориться относительно кандидатуры на пост главы государства.
Перевод с немецкого В.ТАЙАР