АРМИЯ И ПОЛИТИКА
А.А.Зайонц - кандидат исторических наук, сотрудник ИЛА РАН.
Вооруженные силы Чили при Пиночете: самодостаточный организм?
Изучение армии чрезвычайно важно при анализе любого политического режима. Выполняя оборонительную, агрессивную (навязывание воли стоящих во главе элит), созидательную (участие в гражданских делах, помощь при чрезвычайных ситуациях), а также защитную (лоббирование своих интересов в правительстве) функции, силовые структуры являются становым хребтом правительства.
Анализируя особенности политического режима Чили в 1980-1990 гг., нельзя не уделить пристальное внимание чилийской армии как основному механизму управления государством в период диктатуры и даже во время перехода к демократическому правлению. Ее роль в этой стране велика и по сей день.
Рассмотрим развитие чилийской армии как влиятельного фактора политической власти в XX в., ее роль при Пиночете и место, которое заняли "униформадос" в процессе демократизации политического режима в начале 90-х годов.
НАРОД И АРМИЯ ЕДИНЫ?
Для чилийских вооруженных сил на протяжении XX в. характерны, по мнению А.Ф.Шульговского, две противоречивые тенденции. Одна была связана с идеями "мессианства", "провиденциализма армии", которая в критические для страны периоды должна выйти на политическую авансцену как спасительница нации. Другая традиция в армии связана с демократическими патриотическими идеалами служения народу, которая восходит к гражданской войне прошлого века, "когда части армии сражались на стороне правительства Бальмаседы" (1). К этому следует добавить и то, что в чилийском обществе бытовал своеобразный культ вооруженных сил как института, овеянного славой побед в кампаниях в 1837-1839 и 18879-1883 гг. против Перу и Боливии. Чилийская армия фактически не знала поражений, она была хорошо обучена и подготовлена с помощью европейских (главным образом немецких) инструкторов еще в конце XIX - начале XX вв., она была и более дисциплинированной по сравнению с армиями большинства стран Латинской Америки, и народ гордится этим.
В 30-х - начале 70-х годов чилийский солдат воспитывался и, соответственно, представлялся обществу как профессионал на службе конституционного строя, в отличие от военнослужащих, стоящих в стороне от политики в большинстве латиноамериканских республик. 18 сентября - в годовщину независимости Чили (1810 г.) - ежегодно устраивались помпезные военные парады по Аламеде Бернардо О\'Хиггинса, центральной магистрали столицы, и толпы восторженных граждан приветствовали защитников родины. Так же широко отмечается каждое 7 июня - День Сухопутных войск.
При этом как-то забывалось, что чилийская армия не раз вмешивалась в политику. Например, в 1924-1932 гг. она не раз устраивала перевороты, в том числе поддерживая демократические и левые силы. Можно вспомнить восстания революционных моряков в 1931 г. и установление в июне 1932 г. "социалистической республики", в сентябре 1932 г. - свержение диктатуры Давилы и восстановление конституционного режима. Наряду с этим армия нередко применялась как карательная сила против народа. Самый яркий пример - расстрел бастующих горняков в г. Икике в декабре 1907 г., когда были убиты тысячи человек, в том числе женщины и дети, и это осталось безнаказанным. В 1934 г. армия участвовала в подавлении волнений сельских тружеников. В 1921 и 1925 гг. - горняков, и в 40-60-е годы ее не раз использовали при подавлении забастовок, уличных выступлений трудящихся.
В 1960-1970 гг., когда по всей Латинской Америке усилились социальные движения и проводились некоторые реформы, армию стали вовлекать в общественно полезную деятельность (строительство дорог, школ, больниц в сельской местности). В Чили правительство С.Альенде назначало военных на видные административные посты (директорами предприятий и т.д.), внедряло в их сознание ощущение участников процесса социального и экономического развития страны как части патриотического долга на службе Родине, народу. Это же подспудно также способствовало вовлечению армии в политику.
С другой стороны, прежний долговременный курс на отстранение армии от политики, от вовлеченности в деятельность правительства, на превращение ее в сугубо "профессиональный институт" превратил ее в автономный организм, независимый от властей, в своего рода "вещь в себе". И в условиях обострения социально-политической борьбы в стране в конце 60-х - начале 70-х годов в армии стали вызревать настроения в пользу вмешательства в ситуацию в качестве спасительного арбитра. Уже в октябре 1969 г. вспыхнул мятеж генерала Роберто Вио, когда часть вооруженных сил выступила против политики конституционного правительства. А с начала 70-х годов в армии стала приобретать постоянный характер заговорщическая деятельность правых сил (и левых тоже).
Приход в 1970 г. к власти правительства левой коалиции - Народного единства - отразился на положении вооруженных сил. В стране обострилось политическое противоборство. Вульгарный антимилитаризм левацких элементов, призывы заменить сухопутные силы армией вооруженного пролетариата, подстрекательство рядовых (моряков в особенности) против офицеров - все это не могло не вызвать тревоги командоваия. В то же время семейно-гражданские и материальные связи офицерства со средними и высшими слоями общества, напуганными провозглашавшимися левыми преобразованиями, резкое ухудшение экономического положения страны и, соответственно, снабжения вооруженных сил подорвало позиции крыла армии, лояльного правительству Альенде, привело к преобладанию в ней правых тенденций, укреплению влияния командиров, противостоявших правительству. Этим воспользовались заговорщики, действовавшие в контакте с ЦРУ, которое тоже стимулировало эти процессы.
Абсолютизация веры в "отстраненность" вооруженных сил от политики и, соответственно, невмешательство правительств в их внутренние дела, обернулось тем, что в осложнившейся ситуации военные, фактически неподконтрольные правительству, смогли его свергнуть и захватить власть.
"ВЕЩЬ В СЕБЕ"
После военного переворота 11 сентября 1973 г. роль "униформадос" в стране неизмеримо возросла. Свидетели происходившего писали, что "чилийские вооруженные силы были использованы как инструмент удержания власти" (2), что "никакая другая диктатура в странах Южного Конуса не стремилась установить такие обширные функции для вооруженных сил, какие были предусмотрены конституцией 1980 года" (3). Военным была предоставлена масса льгот и привилегий "в мире крупных негоциантов".
В годы правления Пиночета неуклонно росли затраты на содержание корпуса карабинеров (военизированная полиция) - карательного органа и средства "умиротворения" населения. Если в 1973 г. больше всего денег тратилось на флот и военно-воздушные силы, что объяснялось необходимостью закупки дорогой техники, то уже с 1974 г. очевиден процесс снижения объемов этих затрат (и на сухопутные силы в том числе) с целью улучшения финансирования карабинеров. По данным Пентагона, много средств было брошено на модернизацию их материальной базы: были созданы новый Департамент информации и Департамент телекоммуникации, расширен Департамент разведки, введены курсы повышения квалификации для офицеров-карабинеров (4).
Немало сделал Пиночет и для изменения юридического статуса вооруженных сил в целом и каждого военного в отдельности. Новая конституция, навязанная стране в 1980 г., впервые предоставила военным право голоса. Военные были защищены специальными законами. В 1981 г. декретом-законом N 3627 было установлено, что тот, кто попытается покуситься на жизнь военных, будет осужден по кодексу военной юстиции в военное время. Это означало смертную казнь.
В то же время, согласно конституции, президент в течение восьми лет был даже лишен возможности увольнять главкомов родов войск и руководителя корпуса карабинеров, бывших членами хунты, т.е. до 1988 г. (5).
Военные стали практически неподсудными. В 1984 г. были внесены изменения в Кодекс военной юстиции: законы N 18.342, N 19.431 и N 18.472 дали привилегии офицерам, находящимся под следствием, закон N 18.432 создал новые возможности для военных в области освобождения их от ответственности, закон N 18.667 квалифицировал как "секретные" широкую гамму вещественных доказательств (6). По пиночетовским законам военные суды могли разбирать дела гражданских лиц. Бывший министр, военный судья и преподаватель Высшего института карабинеров Ренато Астроса Эррера заявил, что в 1986 г. "в 95% всех дел, которые слушались в военных трибуналах, обвиняемыми являлись гражданские лица" (7).
Для действия военных трибуналов были характерны такие черты, как прямой контроль со стороны командующего ВС, скоротечность следствия и судебного разбирательства, возможность ведения закрытого дознания, использование ужесточенных наказаний, запугивание защиты. Часто в дознании участвовали офицеры, не имеющие элементарного юридического образования, обвинение выносилось только на основе "признаний" обвиняемого, чилийские граждане осуждались за действия, которые не рассматривались чилийским законодательством как преступления, на основе обратного действия закона.
При Пиночете ВС включали в себя офицеров, подготовленных по многим направлениям.
Таблица
* Историю каждого их этих полков можно узнать на официальном сайте чилийской армии: http://www.ejercito.cl/estructura/infanteria.htm
Офицерский корпус в основном был представлен выходцами из средних и зажиточных слоев: "В сухопутных войсках Чили 42 % офицеров относились к крупной буржуазии, 39 - к зажиточным средним слоям, 19% - к менее состоятельным собственникам" (8). В офицерской среде традиционно присутствовали германофильские настроения, своеобразный дух пруссачества. В одной из своих речей осенью 1990 г. Пиночет сказал: "Наша ар- мия - наследница непобедимой (invicta) в прошлом веке германской дисциплины, которая в двух войнах XX века держала в страхе Европу, и на полях сражений продемонстрировала военное мастерство благодаря маршалам Роммелю, Манштейну, Рундштедту" (9).
Сухопутные силы и корпус карабинеров почти в 2,5 раза превысили по численности ВМС и ВВС вместе взятые. Чтобы была возможность сравнить количество чилийских войск на рубеже 80-90-х годов с количественным составом в 2003 г. приводим следующие цифры (данные взяты из рассекреченного доклада ЦРУ) (10).
В 2003 г. в чилийских сухопутных войсках служили 50 тыс. человек, организованных в семь дивизий и воздушную бригаду, в начале 90-х годов - 124 тыс., во флоте - 25 тыс. человек, включая 5,2 тыс. морских пехотинцев, ранее - 24,7 тыс., а в ВВС задействованы 12,5 тыс. человек, ранее - 15,3 тыс., карабинеров же насчитывают 30 тыс. человек (11), их число не изменилось.
В начале 90-х годов, когда новое демократическое правительство пришло к власти, карабинеров не только не собирались сократить, но были планы увеличить их количество на 4,4 тыс. человек (закон N 19006 от 1990 г.). 1 тыс. мест должны были занять выпускники Школы карабинеров (12).
Таким образом, процесс демократизации в Чили не сопровождался резким сокращением количества военных. Если оно и проходило, то исключительно за счет сухопутных войск.
Немаловажен тот факт, что сухопутные войска более, чем другие виды вооруженных сил, имели тесные связи с ВС США (13). Аналогичные связи поддерживались и на уровне военно-морских сил обеих стран. Высокопоставленный американский военный, адмирал Уэсли Макдональд, отмечал, что даже когда США приняли ряд санкций против режима Пиночета, они "ни в коей мере не затронули отношения между флотами, наоборот, эти отношения стали укрепляться" (14).
Большое количество чилийских офицеров прошло подготовку под руководством североамериканских инструкторов в Школе Америк в зоне Панамского канала. Сам Пиночет стажировался в ней в 1965, 1968 и 1972 гг. Участились взаимные дружественные визиты высших военных чинов США и Чили, награждения чилийских офицеров американскими наградами.
Чилийские ВС финансировались по специально установленным пунктам бюджета и в то же время получали дополнительные средства от государства согласно специальным секретным предписаниям. Лучше всего финансировались службы обеспечения. На втором месте стояли сухопутные силы и флот, на которых, вместе взятых, тратилось столько же, сколько и на карабинеров. Тайные дотации наиболее активно использовались в 1965-1968 гг., 1973-1976 гг. и особенно в пиночетовский период 1985-1986 гг., что свидетельствует о стремлении диктатора скрыть милитаризацию от общественности. Для сравнения следует отметить, что в годы правления коалиции Народное Единство военные по секретным статьям не получали ничего.
В 1985 г. аналитики Министерства обороны США утверждали, что, "хотя чилийские вооруженные силы являются одними из наиболее профессиональных в Латинской Америке, им продолжает не хватать современного оборудования. Отсутствие доступа к поставкам из США в купе с экономическими проблемами страны замедляет процесс их модернизации" (15).
Перемены, пришедшие в вооруженные силы при Пиночете, способствовали развитию "тоталитаристских тенденций и облегчили их отделение от остального общества больше, чем в любом другом государстве" (16). Известный своими антимилитаристскими взглядами чилийский политик-социалист Клодомиро Альмейда писал: "Давно прошли те времена, когда наши вооруженные силы были выражением вооруженной воли народа... которая отражала бы в действии широкое гражданское согласие" (17).
Вооруженные силы часто применялись как полицейский инструмент, например, в 1983 г. диктатор использовал 18 тыс. солдат только в одном Сантьяго (18) для разгона августовских демонстрации, в 1985 г. в городке Сильва Энрикес для подавления волнений были задействованы 3,5 тыс. солдат. В обоих случаях они были обеспечены тяжелым вооружением, танкетками, поддержкой вертолетов. Тысячи солдат были брошены также на подавление первомайских волнений в столице в 1986 г. и т.д. Участие в репрессиях как бы связывало военных и режим круговой порукой, опасением за свою участь в случае прихода к власти демократического правительства и возможной ответственностью за преступления диктатуры.
Войска располагались во всех крупных городах страны, готовые моментально выступить на подавление народных волнений: IV дивизия в Икике, I - в Антофагасте, II - в Сантьяго, III - в Консепсьоне, VI - в Вальдивии, 7 бригада - в Айсене и V дивизия - в Пунта-Аренас (19).
Следует отметить, что корпус карабинеров, существующий с 1864 г., был оснащен легкими танками и иной армейской техникой и, по сути, тоже являлся военной структурой.
На наш взгляд, чилийская армия прошла в 80-х годах два этапа: превратившись из простого репрессивного инструмента (1973-1983 гг.) в силу, способную выдвигать из своих недр офицеров, обладающих известной долей независимости от диктатора (с 1984 г. до конца его режима). Причем особо следует выделить 1986 г., когда противостояние группы высших офицеров и Пиночета приобрело вполне осязаемые формы.
Этот процесс следует объяснять кризисом самой диктатуры, эрозией ее опоры, переходом в новых условиях все больших групп правящей элиты на сторону приверженцев либерализации режима. Тут совершенно четко просматриваются и стремление к большей автономии от личности диктатора, и собственные амбиции генералов, членов хунты, которых "подмял" Пиночет, и стремление вовремя как бы отмежеваться от тесных уз с диктатором, и попытки изобразить себя "демократами" в преддверии конца диктатуры.
Некоторые военные, в том числе и члены хунты, не раз сами выступали с собственными политическими программами. Так, "командующий ВМС Хосе Торибио Мерино неоднократно выступал за пересмотр конституции 1980 г. в той ее части, где предусматривалась возможность переизбрания Пиночета на пост президента в 1989 г. В конце 1984 г. свой политический проект "перехода к демократии" предложил командующий ВВС Фернандо Маттей" (20). Ему принадлежат слова о том, что "идеальным кандидатом, претендующим на пост следующего президента Чили, был бы гражданский человек, консерватор, и которому только что бы исполнилось 50 лет" (21). Даже глава карабинеров генерал Родольфо Станхе заявил, что "готов вести переговоры с партиями демократической оппозиции" (22).
Подобные подвижки в среде высших военных чинов свидетельствуют о том, что они отказались от своей роли чисто репрессивного аппарата, которую им отводила конституция.
ВС во второй половине 80-х годов имели заметно бoльшую автономию от диктатора и возможность давления на него, чем раньше. В марте 1986 г. было опубликовано письмо Аугусто Пиночету с критикой экономических и социальных преобразований, осуществляемых с 1973 г. Автор письма - опальный генерал Роберто Вио - обвинял диктатора в том, что тот "прокутил будущее Чили". Генерал призывал Пиночета "оставить власть для блага страны" и "сделать это пока не поздно" (23). Любопытно, что сам Вио в 1969-1970 гг. возглавлял мятеж против конституционного правительства и был влиятельной фигурой в крайне правых кругах - как армейских, так и гражданских.
Анализируя настроения внутри чилийского офицерского корпуса, сотрудники Пентагона отмечали, что "есть различия среди подходов разных поколений офицеров на возможности перехода к гражданскому правлению. Каким бы парадоксальным это ни казалось, но уровень симпатии к современной североамериканской или европейской модели для внутриармейских отношений и взаимодействия по линии "гражданское правительство - армия" был более высоким среди старшего поколения чилийского офицерства, чем среди их юных коллег. Младшие поколения были ограничены в контактах с демократическими институтами. В то же время имелись явные признаки того, что молодые офицеры хотели бы получить возможность сыграть свою профессиональную и традиционную роль защитников Чили от агрессии со стороны своих соседей".
Чтобы ослабить воздействие политических рычагов на вооруженные силы, а заодно погасить проявления оппозиционности к его личной власти, Пиночет предпринял следующие шаги: несколько "ненадежных" полков ВВС было выведено из столичного района; была осуществлена переброска войск с перуанской границы в Южный военный округ и предпринята попытка увольнения оппозиционно настроенного бригадного генерала Педро Октавио Эспиносы (24), в октябре 1986 г. уволен непокорный генерал-майор Данус, военный губернатор юго-восточного региона Магальянес (со штабом в Пунта-Аренас), и два его сторонника - генерал-майор Алехандро Медина и бригадный генерал Даниэль Гастон Фрес (25). Пиночет приказал также ужесточить контроль контрразведки в сухопутных войсках (26), количество армейских генералов было увеличено с 51 до 54 (пополнено тремя его сторонниками).
К 1988 г. генералитет насчитывал уже 56 человек, и это приводило к тому, что на 10 тыс. человек (количество, приблизительно равное одной дивизии) приходилось 9,8 генералов, - вдвое больше, чем в армии США. Стоит отметить, что при демократизации режима генералитет был сокращен до 48 человек, а потом еще на 20% (27). Глава антитеррористической службы генерал-лейтенант Умберто Гордон заменил в составе военной хунты генерал-лейтенанта Хулио Канессу Роберта, который прослужил на этом посту менее года, а генерал Медина занял место главы Национального центра информации (службы разведки), которое освободил Гордон (28). На ключевой пост генерального армейского инспектора (должностное лицо, имеющее контакт со всеми армейскими частями) назначили стойкого пиночетиста Альфредо Кальдерона (29). Профессионал своего дела генерал Хорхе Синке, занимавший должность заместителя командующего сухопутными войсками, предлагавший до новых демократических выборов провести чистку скомпрометировавших себя элементов внутри армии, был отправлен в отставку. Все эти мероприятия позволили одному североамериканскому исследователю охарактеризовать отношения диктатора и ВС как зиждящиеся исключительно на устрашении: "Генерал Пиночет играет на страхе своих офицеров, - утверждал он, - не видно, что бы у него остались какие-либо другие формы убеждения" (30). В самом деле, сосредоточенная в руках узкой верхушки и по сути ничем не ограниченная власть нередко становится причиной и источником жесточайших репрессий в отношении лиц, выступающих против режима, не согласных с ним. В Чили все это знали, в том числе военные.
5 октября 1988 г., когда Пиночет проиграл свой плебисцит, он был готов аннулировать его результаты, используя силовой сценарий. Об этом свидетельствовал в своих мемуарах бывший член хунты, командующий ВВС генерал Фергандо Маттей.
"Я не уйду", - заявил диктатор командующим чилийскими видами вооруженных сил в ходе оперативного брифинга, который проходил в президентском дворце Ла Монеда в ночь на 6 октября. Проигрыш диктатора был очевиден, но он не имел намерений сдаваться. Ведь по сценарию плебисцит должен был продлить его пребывание на посту президента до 1996 г.
"Силовой план" Пиночета должен был быть осуществлен сразу после операции по подсчету голосов. Он подразумевал отмену результатов голосования и заодно отключение всех радио- и телевизионных станций, ввод комендантского часа, блокирование армейскими подразделениями стратегически важных объектов, включая иностранные посольства. Пиночет заявил, что готов поднять армию, чтобы "раздавить коммунистов", и также грозил уничтожить любого, кто начнет переговоры с оппозицией. На брифинге он обратился к генералам - членам хунты за поддержкой. Но оказался в меньшинстве.
Диктатор проиграл на выборах, получив 43% голосов "за" и 54,7% голосов "против", что открыло путь к началу переходного периода. Однако и при такой неблагоприятной ситуации Пиночет предусмотрел для себя конституционные "лазейки", благодаря которым он оставался на посту главнокомандующего до 1998 г., а затем получил судебный иммунитет благодаря званию пожизненного сенатора.
14 декабря 1989 г. в Чили состоялись первые свободные выборы, на которых одержал победу кандидат оппозиции, лидер Христианско-демокра-тической партии Патрисио Эйлвин.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ДЕМОКРАТИИ И ПОЗИЦИЯ ВС
После избрания П.Эйлвина на пост президента стали налаживаться отношения между военными и новыми демократическими властями. Правда, Пиночет согласился на демократический сценарий передачи власти при следующих условиях: оставались на своих постах все командующие видами ВС и корпусом карабинеров; новое правительство должно было заботиться о защите доброго имени военных и карабинеров, вести борьбу с терроризмом, учитывать мнение Совета национальной безопасности, cохранять амнистию, распространенную на период 1973-1978 гг., и гарантировать невмешательство гражданских властей в формирование и проведение оборонной политики.
Некоторые американские аналитики отмечали, что важная группа "профессионалов" в чилийской армии тогда считала вовсе не обязательным пребывание Пиночета на посту главнокомандующего сухопутными войсками после смены власти. В то же время указанные "профессионалы" были "едины со своими коллегами-пиночетистами, считая, что это - внутренний вопрос армии".
В начале переходного периода в Чили был создан Совет национальной безопасности (СНБ), состоящий из восьми членов. В него входили генеральный контролер сухопутных войск Освальдо Иттуриага, генеральный директор корпуса карабинеров Родольфо Станхе, командующий ВВС Фернандо Маттей, командующий Флотом Хорхе Мартинес, командующий сухопутными войсками Аугусто Пиночет, глава Сената Габриэль Вальдес, председатель Верховного Суда Луис Мальдонадо и новый президент Чили Патрисио Эйлвин (31). Членами СНБ, у которых не было права голоса, но которые могли высказывать свое мнение, были министры внутренних и иностранных дел, министр обороны и министр экономики и финансов. Сама структура СНБ показывает, что военные играли роль своеобразной четвертой власти даже при переходе к демократическому режиму. Кроме того, Пиночет, опасаясь, что новые власти могут заняться разоблачениями преступлений диктатуры, сделал все, чтобы обезопасить свой "институт" от кары народной.
П.Эйлвин, даже будучи связанным этими пиночетовскими путами, все же осуществил серию важных шагов по сокращению функций армии в сфере национальной безопасности. Президент передал полиции ряд функций, относящихся к борьбе с внутренними угрозами, стал реформировать сеть военных академий, чтобы отобрать у армии контроль за внутренней безопасностью, а также провел серию законов, ограничивающих влияние военной юрисдикции на судебную систему (32). Он не побоялся воспользоваться своим правом вето при назначении высших военных чинов, пытаясь отчасти влиять на армию, которая все еще оставалась достаточно независимым институтом. Например, в ноябре 1990 г. он отклонил две кандидатуры на генеральские должности из шести, предложенных Пиночетом. Первую кандидатуру бригадного генерала Парера - за организацию антипрезидентских демонстраций, вторую - генерала Кастро - за уличение в махинациях с недвижимостью (33).
Параллельно с демократизацией страны у новых властей возникла необходимость разбираться с серией финансовых скандалов, в которые были вовлечены высшие офицеры. В 1990 г. проводилось расследование так называемого "скандала Кутуфа", когда этот частный инвестор был убит бывшими агентами разведки. Расследование привело к обвинению шести офицеров запаса, и заставило уйти в отставку 17 офицеров, включая главу разведки и трех других генералов (34). Трое из этих шести находились в подчинении офицера разведки Альваро Корволана, с чьим именем также связан очередной громкий скандал. Он обвинялся в убийстве членов лево-экстремистской вооруженной организации "Патриотический Фронт им. Мануэля Родригеса" (35). Конкретно в этом случае гражданские власти достигли консенсуса с военными о предании суду преступника.
Далее было установлено, что старший сын Пиночета ранее получил 3 млн долл. для покупки обанкротившейся промышленной компании по производству оружия. Комитет конгресса также провел расследование по факту продажи 93 тыс. га общественной земли. Сделка была осуществлена по заниженным ценам, и в нее был вовлечен еще один из ближайших родственников Пиночета (36).
Ситуация стала достаточно напряженной, когда в 1991 г. были опубликованы результаты работы так называемой комиссии Реттинга, которая занималась расследованием фактов нарушения прав человека с 1973 по 1990 г. Рауль Реттинг - известный чилийский политик, бывший сенатор. В 30-х годах участвовал в Народном Фронте, позже занимал пост заместителя внутренних дел, в 60-х получил министерский портфель в правительстве Хорхе Алессандри, был послом Чили в Бразилии в правительстве Альенде. Его комиссия доказала, что от режима пострадали 2 279 человек, из них 164 - жертвы политического насилия, а 2115 - жертвы нарушения прав человека.
Реакция военных на доклад комиссии не заставила себя ждать. Аналитики ЦРУ утверждали тогда, что во время его опубликования "армия была приведена в "состояние боевой готовности", и что некоторые из обвиняемых "до сих пор находятся на военной службе, и их надо будет уволить" (37). В свою очередь, офицеры министерства обороны от имени трех родов войск приготовили меморандум, в котором говорилось следующее: "Если мы представим, что было приблизительно 3 тыс. человек, чьи права были нарушены, и у каждого из пострадавших было по пять членов семьи, одному другу или соседу, тогда у нас получится 21 тыс. пострадавших. Население Чили насчитывает 14 млн, следовательно, мы полагаем, что 1,5% населения лично пострадало от нарушения прав человека. Мягкий подход президента к докладу комиссии Реттинга отражает его отношение к остальным 98,5% населения, которых не затронули нарушения прав человека" (38).
Только 500 из расследованных 3000 случаев были переданы в суд, так как большинство преступлений подпадали под амнистию 1978 г. Никто не был уверен, было ли в этих 500 делах достаточно материалов для вынесения приговора.
Военные следующим образом ответили на расследование Реттинга: "Правда состоит в том, что действия вооруженных сил и корпуса карабинеров были превентивным средством. Им предшествовала подготовка государственного переворота, который планировали осуществить при помощи вооруженных групп и использовании огромной военной силы правительства (Народного Единства) с опорой на не менее 10 тыс. иностранцев, которые приехали в эту страну и собирались установить коммунистическую диктатуру" (39).
Карабинеры же в ответе на утверждения комиссии Реттинга говорили о фактическом состоянии "гражданской войны", разразившейся из-за политики Народного Единства. Известный идеолог военного режима Хайме Гусман отозвался о результатах комиссии практически так же, как и армейские чины: "Нарушения прав человека, которые произошли, не могут и не должны быть оправданы. Но основными виновниками - в большей степени, чем военные, их совершившие, - являются иерархи Народного Единства, которые привели нас к состоянию гражданской войны" (40). Тем самым были предприняты попытки обелить армию.
Лично Пиночет сказал, что когда "армии надоедают, она хранит молчание. Потому что армия - институт стоический" (41), намекнув на то, что второй раз совершать военный переворот не собирается.
В марте 1991 г. командующий флотом адмирал Хорхе Мартинес Буш, обращаясь к своим сослуживцам, сказал, что выступит против негативного образа вооруженных сил, созданного в докладе Реттинга. Офицер отметил, что исследователи положения прав человека в Чили не учли "ситуацию хаоса и потенциальную марксистско-ленинскую угрозу". В то же время глава ВВС генерал Маттей сказал, что он "признает доклад и свою ответственность... за любую акцию, совершенную военно-воздушными силами" (42). Однако генерал Маттей добавил, что результаты работы "комиссии Реттинга нельзя воспринимать, не принимая во внимание той тяжелой политической, экономической и социальной ситуации, которая сложилась к 11 сентября 1973 года" (43).
Для того, чтобы сгладить последствия расследования комиссии Реттинга, военные выпустили документ под названием "Извлечения из доклада, представленного армией Национальному комитету по правде и примирению". Документ был разделен на две части. В первой части - четыре тома. Первый том был посвящен оправданию армии за действия, совершенные с 1973 г. Второй том содержит список солдат, убитых и раненных в результате действий террористов, том третий - перечень документов, подтверждающих справедливость сказанного в первом томе, четвертый том - бумаги, написанные в 1970-1980 гг., подтверждающие то, что Чили находилась в состоянии гражданской войны, и армия отвечала на вызов террористов, использующих подпитку извне. Вторая часть буклета являлась репринтом Декларации Чилийской армии, врученной общественности 13 июня 1990 г. Симптоматично, что военные нигде не указали количество жертв, понесенных противниками диктатуры и мирным населением. Один чилийский журналист назвал переговоры армии и правительства "диалогом глухих".
Президент Чили П.Эйлвин так охарактеризовал появление декларации: "Заявления армии были политическими и, следовательно, несовместимыми с ролью военных" (44).
Расследования, производимые демократическим правительством, осложнили отношения между ВС и карабинерами. Источник из армейской среды заявил, что "за тягчайшие нарушения ответственность несут карабинеры...". Когда в ходе расследований были обнаружены массовые захоронения в Писагуа (среди них были и тела торговцев наркотиками), источник из армейских кругов сказал, "что если бы военные захотели, чтобы кто-то исчез, они бы вывезли тела на самолете или корабле и сбросили бы за 300 миль от берега" (45). По сути дела это тоже было выпадом против карабинеров.
Напряжение, которое возникло весной 1990 г. между армией и гражданским правительством Эйлвина, делавшим свои первые шаги, было очевидным. В частности, оно проявилось в следующих событиях: президент дал обед, на котором отсутствовали Пиночет и его заместитель Хорхе Лукар; президент открыл новую сессию парламента "Обращением к Нации", на которой опять странным образом отсутствовал генерал Пиночет. Когда депутат, являющийся одновременно главой Чилийской корпорации развития (CORFO), сказал, что армия "заняла" у этого института 510 млн песо (1,7 млн долл.), то генерал Лукар встретился с высокими правительственными чиновниками и выразил "большое недовольство армии" по поводу этих обвинений. Генерал Хорхе Бальериано, глава нового совещательного комитета и бывший глава кабинета правительства Пиночета, общаясь с членами комиссии Реттинга, высказал точку зрения армии по данному вопросу. До того, как эта комиссия была создана, генерал Пиночет изъявил желание побеседовать с президентом Эйлвином, чтобы выразить свою позицию, но президент от встречи отказался.
Напряженность, то и дело возникавшая в отношениях между военными и новыми властями, удавалось гасить. Благодаря политической выдержке президента Эйлвина и его ближайшего окружения ни один из конфликтов не привел к слому демократического процесса. В свою очередь, постпиночетовское руководство вооруженных сил Чили тоже встало на путь конструктивного сотрудничества как с законодательной, так и исполнительной властями, видя в этом залог политической стабильности государства.
Чилийская армия несколько раз в течение XX в. сыграла ключевую роль в управлении страной. Переворот, осуществленный Пиночетом в 1973 г. против законно избранного президента С.Альенде, не был бы возможен без ее полной и безоговорочной поддержки. Пиночет был плоть от плоти армии, носитель и рупор ее стремлений и интересов. Но получилось, что та же армия стала одним из важнейших факторов, заставивших Пиночета передать власть в руки демократического правительства Эйлвина. Не будь давления на каудильо со стороны вооруженных сил, когда многие высокопоставленные офицеры открыто высказывались за признание Пиночетом факта своего поражения на плебисците 5 октября 1988 г. и его уход, он наверняка мог бы остаться в президентском кресле. Ведь необходимо помнить, что и законодательная база (Конституция 1980 г.), которую диктатор создал под себя, позволяла ему продлить свои властные полномочия вплоть до 1998 г.
Армия в Чили, являясь одной из наиболее подготовленных в Латинской Америке, опираясь на железную дисциплину и высокий профессионализм, привитый чилийцам еще в начале XX в. прусскими инструкторами, хотя и ушла в казармы, все же продолжает оставаться одним из главных факторов в политической жизни страны. С ней считаются гражданские власти, но и она тоже приняла правила игры, господствующие в демократическом обществе. Обе стороны прекрасно помнят, какую роль армия сыграла в прошлом, и, похоже, делают все, чтобы извлечь уроки и не повторить совершенных ошибок.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 А.Ф.Ш у л ь г о в с к и й. Армия и политика в Латинской Америке. М., 1979. с. 428-429; е г о ж е: Вооруженные силы и гражданское общество в условиях процесса демократизации. - Государство, гражданское общество и процесс демократизации в Латинской Америке. ИЛА РАН, 1995.
2 Insrecion. Manifesto por la libertad y democracia, 16 de abril de 1985.
3 F.A g u e r o. La autonomia de las Fuerzas Armadas. Chile en el umbral de los noventa. Santiago de Chile, 1989, p. 182.
4 N 2 Subject: Carabineros de Chile - Six Years under the Leadership of Director General Rodolfo Oelckers, Date:01-01-1992. - http://www.pbs.org/newshour/bb/latin_america/chile/do-cuments/index.html
5 В.Н.Д у н а е в. Чили: военные и общество. - Латинская Америка, 1999, № 1, с. 18.
6 La justicia militar en el Chile de Pinochet. Un injusto estado paralelo. - Pluma y pincel. Santiago de Chile, 23.II.1988, p. 6.
7 Ibidem.
8 Ю.Г.С у м б а т я н, В.Г.Р о щ у п к и н. Роль армии в политической жизни латиноамериканских стран. - Латинская Америка, 1999, № 1, с. 7.
9 Ercilla. Santiago de Chile, 12-18.IX.1990, p. 7.
10 N 41. Subject: Chile: Consolidating civilian rule over the military, Date: 04-05-1991. - http://foia.state.gov/vsearchPCIA.asp
11 http://www.state.gov/r/pa/bgn/index.cfm?docid=1981
12 N 2 Subject: Carabineros de Chile-Six Years Under the Leadership of Director General Rodolfo Oelckers, Date: 01-01-1992. - http://www.pbs.org/newshour/bb/latin_america/chile/ documents/index.html
13 Зачем чилийской диктатуре плебисцит? - Латинская Америка, 1988, № 6, с. 5; Ge-neral Guillermo Pickering. - Analisis. Santiago de Chile, 1985, N 97.
14 Cono Sur. Washington, V 2, N 4, nov. 1984 - enero 1985, p. 18.
15 N 1 Subject: United States Southern command historical report. Date:07-01-1992. - http://www.pbs.org/newshour/bb/latin_america/chile/documents/index.html
16 Avances-5. Apuntes sobre la hitoria del ejercito de Chile. Santiago de Chile, 1988, p. 5.
17 M.C l o d o m i r o A l m e y d a. Tres ensayos sobre las fuerzas armadas chilenas. Santiago de Chile, 1981. p. 1.
18 Southern Cone, V 3, N 4, may 1986, p. 298; T.V a s c o n i, S.A r a n c i-
b i a. Chile. Economia y politica (1983-1986). La Habana, 1988, p. 37.
19 V.P r i e t o. Op. cit., p. 113.
20 Чили от диктатуры к демократии. М., 1991, с. 114; Внутриполитическое положение в Чили. Некоторые итоги и перспективы развития. ИЛА РАН, 1987, с. 11; PCCH. Boletin del exterior, 1985, N 71, p. 5.
21 Southern Cone, V 4, N 6, july-august 1987, p. 441.
22 Southern Cone, V 3, N 8, oct. 1986, p. 345.
23 Carta de Viaux a Pinochet. - APSI del 24 de marzo de 1988, separata "El Cuprero", p. 1.
24 N 3 Subject: Brigadier Espinoza recall to active duty, Date:01-01-1992. - http://www. pbs.org/newshour/bb/latin_america/chile/documents/index.html
25 Southern Cone, V 3, N 8, oct. 1986, p. 345.
26 Подробнее см.: Внутриполитическое положение в Чили. Некоторые итоги и перспективы развития, с. 11.
27 Southern Cone, November 16, 1989, p. 6.
28 Southern Cone, V 3, N 8, oct. 1986, p. 345.
29 Southern Cone, V 4, N 10, dec. 1987, p. 490.
30 M.F a l k o f f. Chile. Prospects for democracy. New York, 1988, p. 21.
31 N 46 Subject: Regulations governing organization and functions of National Security Council, Date: 01-01-1990. - http://www.pbs.org/newshour/bb/latinamerica/chile/documents/index.html
32 N 41 Subject: Chile: Consolidating civilian rule over the military, Date:04-05-1991. -http://foia.state.gov/vsearchPCIA.asp
33 Ercilla, 14-20.XI.1990, p. 13.
34 N 41. Subject: Chile: Consolidating civilian rule over the military, p. 5, Date:04-05-1991. - http://foia.state.gov/vsearchPCIA.asp
35 N 47. Subject: Army willingness to allow former officer Alvaro Corvolan to be prosecuted for human rights abuses, Date: 03-14-1991. - http://foia.state.gov/vsearchPCIA.asp
36 N 41. Subject: Chile: Consolidating civilian rule over the military, p. 5, Date: 04-05-1991. - http://foia.state.gov/vsearchPCIA.asp
37 N 49. Subject: Government expectations regarding army and leftist reaction to the scheduled 4 march release of the Retting commission report, Date: 03-02-1991. - http://foia.state.gov/ vsearchPCIA.asp
38 N 11 Subject: Military attitudes after release of Retting commission report on Human Rights violations, Date:01-01-1991. - http://www.pbs.org/newshour/bb/latin_america/chile/documents/ index.html
39 Respuesta del Ejercito al Informe de Comision Retting. - Ercilla, 3-9.IV.1991, p. 7.
40 J.G u z m a n. A raiz de informe Retting. - Ercilla, 13-19.III.1991, p. 16.
41 Ercilla, 12-18.IX.1990, p. 7.
42 N 48. Subject: Effort by Navy commander in Chief to have service chiefs resist portrayal of Retting commission report as the only truth on the Chilean Human Right situation, Date: 03-11-1991. - http://foia.state.gov/vsearchPCIA.asp
43 N 13 Subject: Retting report on human rights violations. Date: 01-01-1991. - http:// www.pbs.org/newshour/bb/latin_america/chile/documents/index.html
44 N 14 Subject: Army presentation to Retting commission Chile, Date: 01-01-1991. - http:// www.pbs.org/newshour/bb/latin_america/chile/documents/index.html
45 N 32 Subject: Civil-military relations improve, Date: 01-01-1990. - http://www.pbs.org/ newshour/bb/latin_america/chile/documents/index.html