ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 5

РОССИЯ - БРАЗИЛИЯ


А.Р.Шакиров - консультант департамента внешнеэкономических отношений министерства экономического развития и торговли РФ.


От атома до космоса


Взаимодействие между Россией и Бразилией в научно-технической области развивается в различных формах по трем основным направлениям: сотрудничество в научной области; сотрудничество в области мирного использования космического пространства; сотрудничество в области мирного использования атомной энергии.


ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


Двустороннее cотрудничество в научной области имеет давние и богатые традиции, берущие начало еще в XIX в., со времен знаменитой экспедиции академика Г.И.Лангсдорфа. В историю дореволюци-онных "полевых" исследований этой страны прочно вошли имена известных российских ученых, побывавших в Бразилии: климатолога А.И.Воейкова, зоологов Л.И.Шренка, И.Д.Стрельникова, Н.П.Танасийчука, ботаника К.И.Максимовича, этнографов Г.Г.Манизера и С.В.Геймана (1).


В советский период научные исследования получили дальнейшее развитие. В 1932-1933 гг. состоялась поездка биолога Н.И.Вавилова по странам Центральной и Южной Америки, в том числе по Бразилии, с целью изучения условий ее земледелия, новейших достижений в сельском хозяйстве, сбора семян важнейших культур. В 1947 г. крупная экспедиция астрономов и ботаников Академии наук СССР посетила Бразилию с целью наблюдений за солнечным затмением и проведения различных биологических исследований.


В 1981-1982 гг. было подписано межправительственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве, а уже существовавшая Смешанная советско-бразильская комиссия получила статус межправительственной. Сотрудничество с самого начала носило ярко выраженный академический характер и осуществлялось в рамках научно-технических программ, предусматривавших обмен учеными и специалистами.


В постсоветский период взаимный интерес к развитию контактов в научной области выразился в подписании российско-бразильского межправительственного соглашения о научно-техническом сотрудничестве и образовании в рамках упомянутой Комиссии рабочей группы по научно-техническому сотрудничеству. Прямые контакты между заинтересованными ведомствами и организациями в основном реализуются в рамках программ на соответствующие годы и направлены на осуществление входящих в них проектов.


Заметного успеха Россия и Бразилия достигли в выполнении Программы научно-технического сотрудничества на 1999-2000 гг., в частности, в некоторых проектах в области оптоэлектроники и биотехнологии. Так, совместные мероприятия проводились Институтом биоорганической химии им. Шемякина-Овчинникова и Фондом Освальдо Круза, Институтом вирусологии им. Ивановского РАМН и Национальным институтом изучения Амазонии. В рамках раздела программы "Оптоэлектроника" - Физическим институтом им. Лебедева и Технологическим центром ВВС Бразилии, а в рамках раздела программы "Астрономия" - Главной астрономической обсерваторией РАН, Государственным университетом Санкт-Петербурга и Национальной обсерваторией Бразилии.


В последующие два года были достигнуты практические результаты в области разработки газовых лазеров, метрологии, метрологического обеспечения в оптике. ВНИИ генетики и разведения сельскохозяйственных животных и бразильская государственная компания "Эмбрапа" работали над проектом "Методология молекулярно-генетической оценки крупного рогатого скота с целью использования в селекции".


Достаточно широкое распространение в последнее время получила практика привлечения российских научно-технических кадров к работе по контракту в Бразилии как на краткосрочной, так и долгосрочной основе. В начале 90-х годов научно-технический отдел Посольства Бразилии в России создал банк данных, куда внес информацию о более чем 1000 российских специалистах, которые желали бы эмигрировать или устроиться на временную работу в Бразилии (2). Российские ученые, установив контакты с бразильскими университетами или научными учреждениями, приезжают туда, чтобы участвовать в семинарах и конгрессах, читать лекции либо вести исследовательскую работу.


Происходит интенсивный обмен учеными и студентами между университетскими центрами обеих стран в рамках межвузовского сотрудничества. С бразильской стороны активное участие в этом процессе принимают Национальный институт космических исследований, Технический авиационный центр, Фонд Освальда Круза, Федеральные университеты штатов Сан-Пауло, Санта-Катарина, Минас-Жераис, Рио-де-Жанейро. Российскую сторону в этом процессе представляют, в частности, Московский авиационный институт, НПО аэрокосмической промышленности "Алмаз", Центральный аэрогидродинамический институт, Академия медицинских наук (3).


В 2002 г. между Российским государственным университетом нефти и газа им. И.М.Губкина и Институтом научно-технического развития Бразилии было подписано соглашение о сотрудничестве в области научной деятельности, подготовки специалистов для нефтегазовой отрасли и обмена научно-технической информацией. В рамках этого соглашения профессора российского университета участвуют в образовательном обеспечении проекта, выполняемого по заданию Национального нефтяного агентства Бразилии, целью которого является поиск углеводородов в районе осадочного бассейна Паранаибо.


НА КОСМИЧЕСКУЮ ВЫСОТУ


В настоящее время статус страны на мировой арене во многом определяется ее способностью поддерживать высокий уровень развития технологий. Этим целям служит, в частности, российско-бразильское сотрудничество в области мирного использования космического пространства.


В развитии национальной космической промышленности Бразилия видит реальную возможность увеличения своего экономического и научно-технического потенциала, роста авторитета на мировой арене. Для страны, до настоящего времени не обладающей собственными средствами доставки грузов на околоземную орбиту, международное сотрудничество является единственным путем осуществления космической деятельности. Национальная космическая программа Бразилии рассчитана на период 1998-2007 гг. Она предусматривает приоритетное развитие следующих направлений: применение результатов космических исследований, искусственные спутники Земли, ракетоносители, инфраструктура, научные исследования, подготовка специалистов, развитие национальной промышленности. Бразильское руководство проявляет политическую волю развивать отношения со всеми космическими державами, прежде всего с США, Россией, Китаем, Францией, Германией, Аргентиной, Украиной.


Российская промышленность занимает передовые позиции в мире в области разработки и производства ракетоносителей, их маршевых двигателей, электрореактивных двигательных установок, средств жизнеобеспечения длительных полетов космонавтов и др. (4). Все это стимулирует интерес Бразилии к космическим услугам и технологиям, предлагаемым нами.


До 1997 г. отношения обеих стран в этой области строилось на основе подписанного 19 октября 1988 г. Межправительственного протокола. На практике они ограничивались незначительным содействием Бразилии в разработке национального ракетоносителя, проведением совместных исследований с участием институтов РАН и подготовкой и обучением местных кадров по ракетно-космическим дисциплинам.


В 1997 г. было подписано межправительственное Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, а в составе Межправительственной российско-бразильской комиссии (МПК) была образована рабочая группа по сотрудничеству в данной области. В ноябре 2004 г. в ходе визита в Бразилию президента РФ В.Путина был подписан Меморандум о взаимопонимании между Федеральным космическим агентством России и министерством науки и технологий Бразилии.


На мировом космическом рынке можно выделить следующие сегменты: услуги по выведению полезных нагрузок в космическое пространство; рынок приобретения космических аппаратов; продажи наземного оборудования космических систем; услуги, предоставляемые фирмами - операторами космических систем; космическое страхование; информационные и консалтинговые услуги в области создания и эксплуатации космических систем (5).


На рынке услуг по выведению полезных нагрузок в космическое пространство наиболее перспективным направлением является совместное создание ракетоносителя. До настоящего времени самостоятельные запуски Бразилией своих аппаратов не принесли ожидаемых результатов. С 1980 г. в разработку четырехступенчатого ракетоносителя VLS-1 было вложено около 280 млн долл. (6). Однако все три попытки его запуска закончились неудачей. В 1997 г. он был уничтожен по команде с земли из-за несрабатывания одного из двигателей первой ступени, в 1999 г. он отклонился от заданного направления, а в 2003 г. взорвался до запуска из-за непредусмотренного зажигания одного из четырех двигателей. В последнем случае по просьбе Бразильского космического агентства (БКА) российские эксперты оказали содействие в расследовании причин аварии. Результаты их работы получили высокую оценку президента Бразилии Л.И.Лулы да Силва.


Несмотря на неудачи, бразильское руководство заявило, что собирается продолжать проект по созданию и запуску национального ракетоносителя, для чего намерено максимально использовать технологии и опыт ведущих космических держав. Россия имеет все возможности стать основным партнером Бразилии. За такой сценарий выступали в 2003-2004 гг. некоторые бразильские министры, отвечающие за научно-техническое развитие страны.


Помимо научных результатов, Бразилия рассчитывает получать от космической деятельности также экономическую отдачу, прежде всего благодаря коммерческому использованию своего космодрома Алкантара. За 10 лет его функционирования было осуществлено более 250 запусков метеорологических ракет и зондов, что явно не соответствует его потенциальным возможностям. Чрезвычайно выгодное географическое положение Алкантары - максимальная приближенность к экватору - позволяет за счет использования центробежной силы Земли существенно экономить топливо при выводе космических аппаратов на орбиту и соответственно увеличивать полезную массу грузов. В целях выхода на международный рынок коммерческих за-пусков ракет Бразилией была разработана программа развития этого космодрома, предусматривавшая три этапа его совершенствования. На первом этапе его подготовили к запуску на низкие орбиты ракет с двигателями на твердом топливе. На втором этапе планировалось создать инфраструктуру по запуску на геостационарные орбиты ракет с жидкостным реактивным двигателем и на третьем - подготовить его к запуску и приему кораблей многоразового использования.


В проекте коммерческих запусков с космодрома Алкантара в качестве наиболее перспективного варианта до августа 2003 г. рассматривалась реализация бразильско-украинского проекта по запускам ракетоносителя среднего класса "Циклон-4". Космические агентства Бразилии и Украины подписали протокол о намерениях, согласно которому Украина должна была заниматься разработкой ракеты-носителя, а Бразилия - созданием общей инфраструктуры космодрома. При этом не оставалась в стороне и Россия: предприятие "Конструкторское бюро транспортного машиностроения" должно было оказывать содействие в строительстве стартовой площадки для украинских ракет. Стоимость проекта составляла 100-180 млн долл., первые запуски были запланированы на 2006 г. (7). Однако события 2003 г., когда в результате взрыва ракетоносителя там погибли более 20 человек и была полностью разрушена инфраструктура, отодвинули запуски коммерческих спутников на более поздние сроки.


Следует отметить, что главным препятствием для российско-бразильского сотрудничества в коммерческом использовании Алкантары является тот факт, что Бразилия выступает прямым нашим конкурентом в запусках коммерческих спутников.


В 1996-1997 гг. Россия осуществила со своих космодромов запуск аргентинского, мексиканского и чилийского спутников, а ведь именно с выводом на орбиту аппаратов латиноамериканских стран во многом связываются перспективы экономического процветания Алкантары. Российскими предприятиями и их иностранными партнерами созданы совместные предприятия по коммерческим запускам спутников с использованием российских ракетоносителей, в частности "ILS" (Россия - США), "STARSEM" и "EUROKOT" (Россия - ЕС). С 1993 г. объем средств, привлеченных в экономику России по контрактам с зарубежными партнерами, увеличился в 20 раз и за десять лет составил более 4,5 млрд долл. (8). В число приоритетных международных проектов России входят создание космодрома на о-ве Рождества (Австралия), участие в программе "Морской старт", коммерческое использование космодрома Куру (Французская Гвиана). Все эти проекты, естественно, соперничают с Алкантарой, но в настоящее время российская космическая отрасль не имеет, к сожалению, финансовых возможностей, чтобы в полной мере участвовать в них.


Интересным направлением сотрудничества представляется использование российских аппаратов для запуска бразильских космонавтов. В соответствии с соглашением между БКА и НАСА американская сторона отвечает за подготовку к полету первого бразильского космонавта для работы на Международной космической станции (МКС). Бразильский космонавт с 1998 г. проходит специальную подготовку в США, а в качестве предварительной даты полета назывался 2006 г. Однако в связи с отсутствием у американской стороны графика космических полетов бразильцы, обеспокоенные возможностью переноса данного полета на более поздний срок, предложили обсудить этот вопрос на третьем заседании российско-бразильской МПК. Но сейчас рассчитывать на реализацию данного проекта при помощи российской стороны не стоит: вряд ли Россия и Бразилия пойдут на обострение отношений с НАСА, однако в долгосрочной перспективе это возможно.


На рынке приобретения космических аппаратов наиболее привлекательным направлением двустороннего сотрудничества является совместная разработка и запуск научных спутников. В настоящее время Бразилия располагает двумя действующими спутниками по сбору данных по окружающей среде - SCD-1 и SCD-2, запущенными в 1993 и 1998 гг. с американского космодрома Канаверал, а также научным микроспутником Saci-1. В рамках сотрудничества с Китаем был создан и запущен в 1999 г. с китайского же космодрома совместный спутник по исследованию природных ресурсов CBERS-1. В ближайшем будущем ожидается запуск еще трех бразильско-китайских аппаратов. Проведение запусков собственных искусственных спутников земли открыло бы для Бразилии новый рынок по предоставлению услуг в области космической съемки земной поверхности, главным образом для стран Латинской Америки.


Крупнейшей и наиболее коммерциализированной областью рынка приобретения космических аппаратов является телекоммуникационная. Тут международное сотрудничество является одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности и инструментом технологической политики. В сфере высоких технологий идет постоянная борьба стандартов, и принятие того или иного из них большим числом стран обеспечивает его разработчику лидирующее положение на мировом рынке и конкурентные преимущества на длительную перспективу.


На этом направлении наши компании также имеют определенный опыт в контактах с Бразилией. В 1988 г. "Главкосмос" СССР и ВО "Лицензинторг" участвовали в объявленном бразильской компанией "Эмбрател" тендере по запуску в 1992-1993 гг. двух бразильских спутников связи с помощью ракетоносителя "Протон", однако проект априори был обречен на неудачу из-за запрета администрации США на ввоз в СССР спутников, содержащих американские компоненты. Из-за того, что Россия не является лидером в этой сфере, а Бразилия в большей степени ориентируется на западные стандарты, проекты совместной разработки и запуска телекоммуникационных спутников пока не получили развития.


На рынке услуг, предоставляемых фирмами-операторами космических систем, Бразилия проявляет большую заинтересованность в российских космических методах и средствах дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Богатство природных ресурсов, труднодоступность отдельных районов, имеющиеся сложности в организации и проведении наземных и аэрологических наблюдений, особенно в Амазонии, обуславливают необходимость использования средств и методов ДЗЗ. Бразильцы проявляют заинтересованность в приобретении у нас архивных снимков высокого разрешения с российских спутников и закупке для этого соответствующей наземной станции.


Участие России и Бразилии в проекте строительства Международной космической станции создает условия для развития сотрудничества на рынке информационных и консалтинговых услуг в области создания и эксплуатации космических систем. В октябре 1997 г. между БКА и НАСА был подписано соглашение об участии Бразилии в деятельности МКС. По этому соглашению БКА должна обеспечить производство и поставку оборудования для МКС, в частности, двух платформ для монтажа научно-исследовательского и технологического оборудования, контейнера для хранения различных грузов, вспомогательного оборудования для обсерватории, соединительной системы для сочленения элементов станции, манипулятора по приему и размещению грузов.


На рынках продаж наземного оборудования космических систем и космического страхования Россия и Бразилия практически не проявляют интереса к двустороннему сотрудничеству, поэтому сегодня говорить об их перспективности достаточно сложно.


ОТ АЭС ДО АЯТ


Свою специфику имеет и российско-бразильское сотрудничество в области мирного использования атомной энергии. Она связана с особенностями ядерно-энергетического сектора мировой экономики, а именно: преобладанием компаний, находящихся полностью или частично в государственной собственности, исторически сложившейся ограниченностью числа участников рынка и стремлением к монополизации внутри самой отрасли при либерализации рынков сбыта (9).


Атомная энергетика России остается одной из немногих отраслей, способных достойно конкурировать на мировом рынке: производимая нами продукция является высокотехнологичной, зачастую не имеющей аналогов, отвечающей современным техническим и качественным требованиям. Российская конкурентоспособность определяется здесь прежде всего наличием полного пакета предоставляемых услуг, начиная со строительства атомных электростанций и заканчивая обращением с отработавшим ядерным топливом. Поставки электроэнергии, торговля ядерным топливом, строительство атомных электростанций за рубежом являются для России надежным источником поступления валютных средств и предпосылкой для устойчивого экспорта высоких технологий в будущем.


Ядерная энергетика в Бразилии берет начало в 50-х годах. В 1956 г. была образована Национальная комиссия по ядерной энергии. В 60-70-х годах там существовали две амбициозные параллельные программы: гражданская, претворявшаяся в жизнь главным образом на базе научных энергетических центров в Рио-де-Жанейро, и военная, реализовывавшаяся фактически под руководством ВМФ страны в Сан-Паулу (10). Если основная задача военной программы - создание собственной атомной подводной лодки - до сих пор не выполнена, то гражданская программа достигла определенных успехов.


В настоящее время на АЭС приходится 2,4% установленных энергетических мощ-ностей Бразилии. Рынок атомной энергетики страны представлен двумя действующими станциями и одной строящейся. Строительство первой бразильской АЭС "Ангра-1" было осуществлено американской компанией "Вестингхауз", которая выиграла международный тендер в 1968 г. Станция мощностью 657 мВт была введена в эксплуатацию в 1985 г. В 1975 г. было заключено бразильско-германское меж-правительственное соглашение о сотрудничестве в мирном использовании ядерной энергии, которое предусматривало строительство восьми АЭС. В рамках данного соглашения компания "Сименс" осуществила строительство АЭС "Ангра-2" мощностью 1350 мВт, которая была введена в эксплуатацию в 2000 г. Сооружение третьей "Ангра-3" началось одновременно с "Ангра-2", однако в 1986 г. было приостановлено из-за отсутствия финансирования, работы по проекту выполнены лишь на 30%. В начале текущего десятилетия было принято решение о возобновлении строительства станции, согласно десятилетнему плану развития электроэнергетики Бразилии на 2002-2011 гг. она должна быть введена в эксплуатацию в 2009 г.


Несмотря на то, что официально бразильская ядерная программа преследует мирные цели, а Бразилия с 1998 г. является членом Договора о нераспространении ядерного оружия и подписала ряд других международных соглашений по вопросам ядерной энергии, проблема использования двойных технологий периодически появляется в отношениях Бразилии с другими странами.


Российско-бразильское сотрудничество осуществляется в рамках Межправительственного соглашения о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 1994 г. Действует рабочая группа по сотрудничеству в области энергетики, в сферу компетенции которой входят в том числе и вопросы использования атомной энергии. В 2001 г. была подписана Программа сотрудничества между министерством РФ по атомной энергии и Национальной комиссией по атомной энергии Бразилии в области мирного использования атомной энергии на 2001-2003 гг.


Ведомства обеих стран работают по проблематике как двустороннего, так и многостороннего взаимодействия. Так, в 2001 г. по инициативе президента России В.В.Путина состоялся визит российских экспертов в Бразилию, в ходе которого проводились переговоры о разработке инновационных реакторных технологий. Имеются возможности для сотрудничества и в рамках МАГАТЭ.


Реальные перспективы имеются на рынке ядерного топлива и рынке объектов атомной энергетики. В указанной двусторонней Программе сотрудничества на 2001-2003 гг. четыре обозначенные области взаимодействия относятся к рынку ядерного топлива (для исследовательских реакторов; для энергетических реакторов; обогащение урана содержащегося в других рудах; радиоизотопы, радиофармакология, радиоактивные источники) и одна область относится к рынку объектов ядерной энергетики (продление службы компонентов и оборудования атомных электростанций).


Характерными чертами международного рынка ядерного топлива являются: высокая степень его монополизации, сохранение относительного уровня стабильности, долгосрочный характер заключаемых контрактов и намеренное поддержание предложения на определенном уровне.


В российской атомной отрасли экспорт ядерного топлива и услуг по его переработке - наиболее прибыльная область, ежегодно приносящая до 1,5 млрд долл. На Россию приходится 8% поставок на мировой рынок природного урана, являющегося основным топливным элементом (11). Однако наш экспорт его в Бразилию неперспективен в связи с тем, что она сама располагает, преимущественно в штатах Баия и Сеара, крупными запасами урана, оценивающимися в 310 тыс. т (6-е место в мире).


Мировой рынок услуг по обогащению природного урана, необходимого для получения топлива для АЭС, в сильной степени монополизирован и контролируется крупнейшими компаниями США, Франции, Германии, России, Канады, Японии, Великобритании, Испании. До настоящего времени, в связи с отсутствием у Бразилии соответствующих технологий, добываемая ею урановая руда обогащалась в Канаде и странах ЕС. Однако в 2003 г. бразильское руководство заявило о переходе в краткосрочной перс-пективе к процессу обогащения урана у себя в стране и намерении через десять лет начать экспорт данной услуги. Технологии обогащения урана были разработаны в Технологическом центре ВМФ Бразилии. Уран будет обогащаться на предприятии "Индустриас Нуклеарес до Бразил" и использоваться на АЭС, а также в рамках реализации ядерной программы страны, предусматривающей, в частности, развитие ядерной медицины.


В сфере двустороннего сотрудничества наших стран на рынке ядерного топлива интересным может стать проект по совместному созданию контейнеров для его транспортировки, интерес к чему проявляют некоторые бразильские компании.


Спрос на мировом рынке ядерного топлива на 60% удовлетворяется за счет первичных источников, остальные потребности возмещаются из вторичных - путем переработки извлеченного из ядерных боеголовок и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) АЭС.


Услуги по переработке ОЯТ на мировом рынке оказывают всего несколько компаний, в число которых входит российское ПО "Маяк". В области услуг по переработке ОЯТ Россия, старающаяся выйти на новые рынки, имеет конкурентные преимущества, заключающиеся в более низком уровне цен (12). Это направление двустороннего взаимодействия имеет определенный потенциал в связи с внесением в 2001 г. изменений в российские федеральные законы "Об использовании атомной энергии", "Об охране окружающей среды" и "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территорий", в результате чего стал разрешенным ввоз на территорию России иностранного ОЯТ. Бразилия до настоящего времени не определилась с решением проблемы радиоактивных отходов - с 1981 г. ведется складирование ОЯТ в специальных хранилищах, на которых скопилось уже более 2 тыс. т отходов средней и низкой радиоактивности. Являясь источником радиации, они представляют постоянную потенциальную угрозу.


Мировой рынок объектов ядерной энергетики также характеризуется сильной степенью монополизации. Конкурентами российских организаций выступают американские и европейские корпорации, в частности "Вестингхауз", "Дженерал Элетрик", "Фраматом", "Сименс". В результате сокращения темпов развития ядерно-энергетических программ в развитых странах крупные корпорации увеличили свою экспансию на внешний рынок. Острая конкурентная борьба ведется как на уровне непосредственно фирм-производителей, так и на государственном уровне, причем государства используют как экономические, так и политические рычаги влияния.


Мы выступаем на мировом рынке ядерной энергетики с 50-х годов, и российская атомная отрасль в значительной степени ориентирована на экспорт. До недавнего времени Россия занимала монопольное положение на рынке стран Центральной и Восточной Европы, отечественные ядерные технологии внедрялись и в других государствах с лояльным к нам на тот момент режимами, в частности в Китае, Алжире, Кубе, Египте и др. Однако с 90-х годов в результате мировых политических изменений и сокращения традиционного для нас рынка встал вопрос о поиске новых возможностей. В этом смысле Бразилия выглядит привлекательным партнером в долгосрочной перспективе. В энергетическом балансе страны превалируют ГЭС, на которые приходится более 75% вырабатываемой электроэнергии. Но засуха в 2001-2002 гг. и, как следствие, сильный недостаток воды в водохранилищах привели к острому энергетическому кризису. В то же время возможности развития тепловых электростанций сдерживаются из-за ограниченных национальных запасов нефти и газа. Все это обусловило необходимость диверсификации источников электроэнергии в этой стране.


По результатам анализа российско-бразильского научно-технического сотрудничества можно говорить о том, что на современном этапе его достаточно высокий потенциал реализуется не в полной мере. Его дальнейшее развитие во многом будет зависеть от мер по совершенствованию механизма поддержки совместных инициатив со стороны ответственных министерств и ведомств обеих стран. При реализации ряда условий политического и экономического характера Россия будет иметь возможность оказывать услуги Бразилии в космической и атомной областях на коммерческой основе с хорошей взаимной экономической выгодой.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 А.И.С и з о н е н к о. Из истории "полевых" исследований советскими учены- ми. - Россия, СССР - Бразилия: 150 лет отношений. М., 1980, с. 92.
2 С.Р.Б а р р о с Н е т о. Потенциал сотрудничества. - Латинская Америка, 1995, № 11, с. 40.
3 Посольство Бразилии в России. - http//www.brazemb.ru
4 К.Б а г р и н о в с к и й, М.Б е н д и к о в, Е.Х р у с т а л е в. Космическая промышленность: состояние и пути развития. - Экономист, 1997, № 9, с. 28.
5 М.Б е н д и к о в, И.Ф р о л о в, Е.Х р у с т а л е в. Российская космонавтика на мировом космическом рынке. - Мировая экономика и международные отношения, 2000, № 4, с. 74.
6 Бразильское космическое агентство. - http://www.aeb.gov.br
7 А.З л о б и н. Бразилию тянет к звездам. - Время новостей, 25.VIII.2003.
8 Федеральное космическое агентство России. - http://www.rosaviakosmos.ru
9 Е.В.Е л и с е е в а. Мировой рынок ядерной энергетики: изменение конкурентной среды и особенности экспорта ядерно-энергетической отрасли России в современных условиях мировой экономики (автореферат). М., 2003, с. 22.
10 Р.М.Т и м е р б а е в. Россия и ядерное нераспространение. М., 1999, с. 160.
11 Uranium production figures 1995-2002. World Nuclear Association, June 2003.
12 К.В о л к о в. "Ядерная арифметика". - Итоги, 12.XI.2002.


 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005