ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
З.В.Ивановский
Бразильской Партии трудящихся - четверть века
(Окончание. Начало см.: Латинская Америка, 2005, № 4).
В ОППОЗИЦИИ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ КАРДОЗО
Победа на президентских выборах 1994 г. Ф.Э.Кардозо и его переизбрание - на основе принятой конституционной поправки - на второй срок в 1998 г. привели к существенному изменению партийно-политической системы и к важным переменам во внутренней политике. Превращение Партии бразильской социал-демократии в основной субъект политики и ее союз с центристской Партией бразильского демократического движения и правоцентристской Партией либерального фронта привели к тому, что была преодолена идеологическая поляризация за счет укрепления политического центра и ослабления правого и левого флангов. Сторонники Кардозо располагали квалифицированным большинством в обеих палатах Национального конгресса, на долю правой и левой оппозиции приходилось в сумме примерно одна треть мест. Формирующаяся партийная система казалась довольно устойчивой и объективно способствовала укреплению политической стабильности в стране.
Это позволило Кардозо добиться изменения электорального законодательства в свою пользу - он получил возможность избираться на второй президентский срок. Была частично проведена административная реформа, направленная на повышение эффективности госаппарата, сокращены вооруженные силы. Уделялось внимание укреплению правового государства, в частности, выяснению судьбы пропавших без вести в годы военного режима. Но в целом в ходе практической деятельности правительство во многом отошло от предвыборной программы Кардозо. За основу экономических реформ была принята неолиберальная модель, хотя и с некоторыми оговорками. Приватизация госсобственности приобрела системный характер, была упрощена система налогообложения. С другой стороны, государство, в значительной степени переставшее быть собственником, сохранило свою роль в экономическом регулировании и сосредоточилось на мобилизации ресурсов для достижения объявленных приоритетных целей в решении социальных проблем. Как результат всего этого доходы наименее обеспеченных слоев населения поначалу несколько увеличились.
В то же время Кардозо не удалось смягчить остроту социального неравенства, крайне медленно продвигалась аграрная реформа, что спровоцировало несанкционированные захваты земель крестьянами. Финансовый кризис, разразившийся в стране в 1999 г., показал необходимость внесения корректив и в экономическую политику.
В конечном счете проводимые реформы не дали ожидаемых результатов, возросли социальные дезинтеграция и поляризация. После восьми лет пребывания Кардозо у власти не произошло и улучшения макроэкономических показателей, высокие процентные ставки привели к недоступности банковских кредитов, внешний и внутренний долг практически удвоился. Масштабная приватизация сопровождалась не менее масштабной коррупцией.
В подобных условиях РТ возглавила левую оппозицию, объединявшую Единый профцентр трудящихся, Движение безземельных, ультралевые группировки и традиционные левые партии, антиглобалистов и представителей других новых социальных движений. Оппозиция выступила с резкой критикой проводимых экономических и социальных реформ, не всегда обоснованно обвиняя президента в воплощении в жизнь крайнего варианта неолиберальной модели, слепому следованию рецептам "Вашингтонского консенсуса" и требованиям МВФ.
По мнению РТ и ее сторонников, политика правительства наносила невосполнимый ущерб национальным ин-тересам. Кардозо, считали его левые оппоненты, взяв курс на открытую экономику, ликвидировал все барьеры на пути дешевых азиатских товаров и иностранного спекулятивного капитала. Деиндустриализация страны и приватизация ключевых отраслей привели к удвоению безработицы. В условиях гиперинфляции произошло разорение большого числа наемных работников, ранее принадлежавших к средним слоям. Значительно ухудшились их условия труда и правовая защищенность (1).
Следует отметить, что, хотя РТ выступала в качестве лидера левой оппозиции, внутри нее самой наблюдались существенные разногласия. Борьба между умеренными и радикалами привела к конфликту на съезде партии в августе 1997 г. Крыло, близкое к социал-демократии, преобладающее на национальном уровне, выступало с критикой правительственной политики и в то же время было готово поддерживать администрацию Кардозо по отдельным направлениям. Это течение ограничивалось требованиями совершенствования существующего строя при помощи реформ, в частности гарантировавших социальную защиту населения. Радикальное крыло настаивало на пересмотре стратегии и тактики партии, полном разрыве с существующей системой и создании альтернативного общества, выступало за возврат к революционным традициям. Более целесообразными считались массовые акции и борьба социальных движений.
В ходе избирательной кампании 1998 г. РТ стала инициатором выдвижения единого кандидата левых сил. Основные лозунги, сформулированные РТ в конце 90-х годов, были для нее традиционными: усиление государственного сектора экономики, стимулирование экспорта, защита национального производителя, переговоры по внешней задолженности, прекращение приватизации телекоммуникаций, энергетики и нефтедобычи, создание новых рабочих мест, сокращение рабочего дня, более широкое использование плебисцитов и референдумов.
По итогам выборов 1998 г. Лула несколько расширил свой электорат, получив 31,7% голосов, что в очередной раз обеспечивало ему почетное второе место. Успехи же PT в целом на парламентских выборах были гораздо скромнее: она завоевала только 58 из 513 мест в Палате представителей и 7 из 81 мест в Сенате (соответственно, пятое место из 18 и четвертое из восьми прошедших в парламент партий) (2).
По мнению ряда аналитиков, причины поражения PT были вызваны недостаточным административным опытом, слабыми позициями в местных органах власти, преобладанием в руководстве исторических фигур типа Ж.Дирсеу, Ж.Женоино и М.А.Гарсиа, что резко ограничивало карьерные возможности для новых динамичных деятелей. Радикальные лозунги звучали недостаточно убедительно для части рядового электората и ставили под сомнение возможность партии эффективно управлять страной. В более процветающих и крайне консервативных районах электорат PТ ограничивался рабочим классом, государственными служащими и отчасти дипломированными специалистами, партия не пользовалась влиянием ни среди беднейшей части населения, ни среди среднего класса. Немаловажную роль сыграли и враждебные средства массовой информации, изображавшие Лулу как малообразованного политика, врага свободного предпринимательства, являвшего собой угрозу для стабильности страны.
Снижение популярности Кардозо и его партии, с одной стороны, и разброд и шатания в лагере правых, с другой, значительно увеличивали шансы левой оппозиции. Накануне новых выборов в сложившихся условиях Лула принял решение в четвертый раз выдвинуть свою кандидатуру на пост главы государства. Это было непросто, ведь партия оставалась крайне неоднородной. В ней свыше десятка группировок, объединенных в несколько течений. Большинство выступало за широкую массовую парламентскую партию, требовало соблюдения партийной дисциплины, хотя и отвергало принцип демократического централизма в его крайнем варианте, допускало идеологический плюрализм, в том числе и в рядах самой партии. Радикальные течения (до 30% состава) высказались за массовые акции, направленные на разрушение существующего строя и построение социалистического общества.
Здесь важно отметить, что в период избирательной кампании 2002 г. руководство РТ заняло более реалистические, чем ранее, позиции. Как справедливо отметил немецкий исследователь И.Кнооп, основные усилия были направлены на привлечение центристского электората, главным образом, средних городских слоев. С этой целью тогдашний председатель партии Ж.Дирсеу обеспечил преобладание в руководстве РТ более умеренных политиков, заявил о европеизации партии. Для успокоения предпринимательских кругов и нейтрализации недружественных PT средств массовой информации в качестве вице-президента был выдвинут текстильный магнат Ж.Аленкар. За три месяца до выборов в "Письме к бразильскому народу", опубликованном партией, было заявлено о намерении осуществлять перемены в стране без нарушения экономической стабильности. К избирательной кампании были привлечены умелые политтехнологи. Росту популярности РТ среди различных слоев населения способствовали и ее требования перераспределить бюджет, отказаться от генетически модифицированных продуктов, обеспечить бесплатное использование компьютерных программ. В качестве экспертов по разработке экономической программы были привлечены крупные специалисты из авторитетных научных центров (3).
Грамотная избирательная кампания, наряду с другими выше перечисленными факторами, привела к новой расстановке политических сил и обеспечила победу Партии трудящихся. В первом туре голосования (6 октября 2002 г.) 46,4% избирателей поддержали Лулу, кандидат PSDB Ж.Серра получил 23,2% голосов, представитель Бразильской социалистической партии А.Гаротиньо - 17,9 и представитель Социалистической народной партии С.Гомес - 12%. Во втором туре благодаря удачной перегруппировке сил и поддержке левых партий Лула набрал 61,3% голосов и с четвертой попытки стал президентом страны (за Ж.Серру было отдано 38,7% голосов) (4).
Победа долго и трудно шедшего к власти левого политика стала сенсацией. Так, известный журналист и политолог, главный редактор французской газеты "Монд дипломатик" И.Рамонет сравнил итоги выборов с победой С.Альенде в Чили в 1970 г. (5). Как показали парламентские выборы, более важную роль сыграла харизматическая личность Лулы, чем популярность его партии (см. табл.). Несмотря на определенный сдвиг политического маятника влево, в целом сохранились фрагментация и поляризация Национального конгресса, в котором по-прежнему представлены 11 партий. В Палате депутатов помимо РТ (91 депутат из 513) относительно сильные позиции заняли как правые и правоцентристские (Партия либерального фронта - 84, Бразильская прогрессивная партия - 49, Бразильская трабальистская партия - 26, Либеральная партия - 26), так и умеренные центристские и левоцентристские партии (Партия бразильского демократического движения - 75, Партия бразильской социал-демократии - 70, Демократическая трабальистская партия - 21). Заметно присутствие и левых партий: Бразильская социалистическая партия - 22, Социалистическая народная партия - 15 и Коммунистическая партия Бразилии - 12 депутатов (6). После переизбрания двух третей Сената наиболее сильные позиции заняли PMDB (19 сенаторов из 81), PFL (19), PT (14) и PSDB (11)7. Левые получили в целом 174 места в нижней палате и 25 мест в верхней. Нельзя не учитывать, что РТ контролирует только 180 из 5000 муниципалитетов и правительства лишь трех из 26 штатов, притом второстепенных (8).
Таблица
РТ - ПРАВЯЩАЯ ПАРТИЯ
Несмотря на активное участие в избирательных кампаниях и явный приоритет парламентских форм борьбы, организационные принципы РТ типичны скорее для авангардной, чем для парламентской партии. В соответствии с действующим уставом (последние изменения внесены в декабре 2001 г.) требуется строгое соблюдение партийной дисциплины как от своих депутатов в Национальном конгрессе, так и от рядовых членов партии. Организационную основу РТ составляют первичные ячейки, создаваемые по территориальному, производственному и профессиональному принципам либо представляющие массовые социальные движения. Лицам, желающим вступить в партию, требуются рекомендации. Члены партии подлежат регистрации, должны регулярно участвовать в работе партийных организаций и платить членские взносы. Создана строгая вертикальная структура - от первичных организаций до общенациональной (9). По мнению PT, необходимым условием политической модернизации страны может стать изменение законов о партиях и выборах. Речь идет, в частности, о введении заградительного барьера, избрании конгрессменов по закрытым четко структурированным спискам, консолидированном голосовании, запрете на переход парламентариев в другие фракции (10). В феврале 2005 г. представители партии в конгрессе предложили провести плебисцит относительно применения закрытых партийных списков, государственного финансирования избирательных кампаний и возможности создания партийных коалиций (11). В то же время в отличие от традиционных левых РТ (по крайней мере, ее руководство) постоянно высказывается за соблюдение демократических принципов, расширение демократического пространства на основе партисипативной демократии и достижения консенсуса с различными политическими силами.
Как показывают данные таблицы, отражающие итоги президентских и парламентских выборов последних десятилетий, количество избирателей, поддерживающих Лулу, заметно превышает электорат его партии (поскольку Сенат избирается по мажоритарной системе, более репрезентативны выборы в Палату депутатов, проводимые по партийным спискам).
Тем не менее, за 20 лет число избирателей, поддерживающих PT, выросло в 10,7 раз. В 2005 г. численность официально зарегистрированных членов партии достигла 840 тыс. человек. В начальный период партия действовала преимущественно в большом Сан-Пауло, в 2001 г. первичные ячейки PT работали в 44% муниципалитетов, а в юбилейном 2005 г. охватили практически всю территорию страны (96%). Традиционная база PT - наемные работники физического и умственного труда - заметно расширилась за счет новых социальных движений (12).
В последние годы произошла определенная деидеологизация партии, изменилась и ее генеральная линия. Нынешняя стратегия РТ включает в себя создание более справедливого и равноправного общества, обеспечивающего социальную включенность всех его членов, углубление и совершенствование демократии и свободы, обеспечение стабильного развития, повышение занятости и перераспределение доходов, пересмотр роли Бразилии в современном мире (13).
По словам председателя партии Ж.Женоино, в интерпретации РТ концепция демократии должна содержать лучшие достижения либерализма и лучшие наработки левых сил. Пребывание у власти ставит перед ней задачу обновления идеологии и программных принципов с учетом интересов государства и гражданского общества. Ей следует оставаться современной левой демократической партией, выступающей за более справедливое, демократичное и равноправное общество, опираясь при этом на моральные и этические принципы, республиканские идеи и положения демократического социализма. Институционализация и профессионализация партии должны сопровождаться укреплением связей с социальными движениями, интеллигенцией и молодежью (14).
Существенные коррективы внесены и в политическую практику. После победы на выборах Партия трудящихся оказалась в крайне сложной ситуации. С одной стороны, необходимо было обеспечить внутриполитическую стабильность и выполнить международные обязательства страны, с другой - считаться с требованиями преимущественно левого и леворадикального электората, жаждавшего полного разрыва с политикой предыдущего правительства, проведения глубоких реформ и незамедлительного улучшения социальной ситуации (при отсутствии объективных возможностей). В подобных условиях многие аналитики не без оснований предрекали возможность радикализации партии и дестабилизации страны, а в региональном масштабе даже создания своего рода оси Гавана - Каракас - Бразилиа.
События последнего времени свидетельствуют, что президент не смог пройти между Сциллой и Харибдой и предпочел курс на экономическую стабильность и известную преемственность политики прежнего правительства. Руководство партии отказалось от наиболее радикальных лозунгов (мораторий на выплату внешнего долга, национализация банковской системы, проведение аграрной реформы за счет экспроприации крупных землевладений и т.д.). В результате прекратилась паника среди предпринимательских кругов, удалось добиться улучшения макроэкономических показателей.
Нельзя не отметить и некоторые позитивные сдвиги в социальной сфере. По официальным данным, за два года пребывания Лулы у власти создано 2,4 млн новых рабочих мест, ежегодный прирост ВВП превысил 5%, уровень инфляции сократился с 12,5 до 7,2%. Несколько снизилась и доля внешнего долга в ВВП (с 55,5 до 53,7%). В рамках программы борьбы с голодом предоставлены субсидии свыше 6,5 млн семей. 106,7 тыс. мелких собственников получили земельные участки и помощь в рамках "Национальной программы развития семейного сельского хозяйства". Годовой бюджет министерства образования увеличился почти на 60%, а расходы на здравоохранение - на 80%. Более 100 тыс. студентов из малообеспеченных семей, обучающихся в частных университетах, получают государственные стипендии (15).
В то же время пенсионная и налоговая реформы, политика правительства по сдерживанию минимальной заработной платы, пробуксовывание аграрной реформы, пропагандистский характер программы борьбы с голодом вызвали массовое недовольство, особенно среди средних городских слоев и университетской интеллигенции.
Более прагматичной стала и внешняя политика партии. Из политического дискурса исчезла антиамериканская риторика, хотя и отмечается, что интересы Бразилии далеко не всегда совпадают с интересами США и Европейского Союза. Менее категоричными стали и высказывания против Всеамериканской зоны свободной торговли (ALCA), хотя говорится и о том, что необходимо в большей мере учитывать интересы развивающихся стран. Аналогичные требования выдвигаются и перед Всемирной торговой организацией. РТ выступает за превращение Бразилии в лидера не только латиноамериканских, но и всех развивающихся государств, поддерживает их идею по реформированию ООН и заявляет о намерении Бразилии стать постоянным членом Совета Безопасности.
Социал-демократизация партии и ее переход на более умеренные позиции подтверждаются и результатами опросов общественного мнения: по данным социологического агентства "Датафолья", 38% респондентов характеризуют политику РТ как правую (!) или правоцентристскую и только 31% - как левую или левоцентристскую (16).
Первостепенную роль в обеспечении успеха РТ играет политика союзов.
При анализе потенциальных союзников Партии трудящихся нельзя не учитывать определенную условность наметившейся расстановки сил: бразильские партии крайне аморфны, для них характерен каудильизм. В большинстве случаев региональные и корпоративные интересы преобладают над общенациональными. Отсутствие дисциплины в партиях делает невозможным солидарное голосование. Национальный конгресс действует на основе парламентских, а не партийных фракций, в результате многие парламентарии в зависимости от политической конъюнктуры меняют свою партийную принадлежность, иногда даже по несколько раз. В такой обстановке правящая коалиция не располагает стабильным большинством и не всегда может рассчитывать на безболезненное прохождение того или иного законопроекта.
Основные проблемы, с которыми столкнулась Партия трудящихся после всеобщих выборов, - необходимость формирования хотя бы относительного парламентского большинства и преодоления внутрипартийных разногласий. С первой задачей на некоторое время удалось справиться. После первого тура голосования РТ заручилась поддержкой традиционных левых. В ее поддержку выступила Коммунистическая партия Бразилии (PC do B), стоявшая ранее на маоистских, а затем на проалбанских позициях. Последняя программа, принятая ею в декабре 1995 г., и заключительная декларация Национальной конференции (июнь 2003 г.) по своей риторике напоминают документы ортодоксальных компартий. PC do B дает резко отрицательную оценку социальной и экономической ситуации в стране и призывает к борьбе за ликвидацию капитализма и за создание социалистического общества. На первом этапе допускаются наряду с общественным производством развитие государственного капитализма и ограниченное - под контролем государства - функционирование рынка. Среди других задач фигурирует национализация банков, стратегических ресурсов и крупных предприятий. Сохраняющиеся в частном управлении предприятия должны контролироваться трудовыми коллективами. Допускается личная собственность, приобретенная честным трудом. Развитие экономики должно носить централизованный и плановый характер (17).
Другой союзник РТ - немногочисленная Бразильская социалистическая партия (PSB) - также выступает за постепенное обобществление средств производства и допускает частную собственность исключительно в личных целях. Поддержала РТ и Социалистическая народная партия (PPS), созданная на базе умеренного крыла просоветской Бразильской коммунистической партии (PCB) и фактически перешедшая на социал-демократические позиции (18).
Учитывая слабую социальную базу вышеупомянутых партий, РТ из прагматических соображений была вынуждена пойти на союз с умеренными силами, находящимися справа от нее в политическом спектре. Несколько неожиданным оказался альянс с правоцентристской Либеральной партией (PL), представитель которой избран вице-президентом страны. PL стоит на позициях социального либерализма, выступает с критикой крайних вариантов неолиберальной модели, за сочетание свободного рынка и регулирующей роли государства, наличие его сильных позиций в сфере здравоохранения, образования, социального страхования и обеспечения законности. Большое внимание уделяется развитию мелкого и среднего бизнеса. Признаются многообразие форм собственности и необходимость активного вмешательства государства в экономику для защиты интересов трудящихся и общенародной собственности, ограничения монополий и предоставления базовых услуг. В качестве приоритетных задач фигурируют аграрная реформа, поддержка отечественных предпринимателей, особенно мелких и средних, более справедливое распределение доходов, борьба с криминализацией общества и т.д. (19).
Ключевую роль в обеспечении парламентского большинства сыграло сотрудничество PT с PMDB, одним из столпов нынешней партийно-политической структуры. Переговоры с ее руководством были довольно сложными, поскольку она входила в правящую коалицию при предыдущем правительстве, на выборах 2002 г. большинство состава партии поддержало кандидата от PSDB, а ее собственные позиции в обеих палатах Национального конгресса и в местных органах власти достаточно устойчивы. Нельзя не учитывать и тот факт, что Ж.Серра, основной соперник Лулы на выборах 2002 г., в свое время входил в PMDB и вместе с ее основателем У.Гимараэнсом сыграл важную роль в демократизации страны (20).
Тем не менее часть руководства PMDB, в том числе и такой авторитетный политик, как экс-президент Ж.Сарней, не исключала возможности поддержки РТ. Чаша весов окончательно склонилась в пользу РТ после подведения итогов выборов. В результате Ж.Сарней был избран председателем Сената, после реорганизации правительства представители PMDB получили посты министров - социальной защиты и связи и коммуникаций. Некоторые аналитики не исключают и возможности привлечения одного из лидеров PMDB (Ж.Сарнея или Р.Кальейроса) в качестве вице-президента в случае повторного выдвижения Лулы на пост президента в 2006 г. (21).
В настоящее время PMDB можно охарактеризовать как умеренную центристскую партию, внутри которой сосуществуют более консервативное крыло (демократический центр) и левоцентристское "историческое" течение, близкое к социал-демократии. Действующая программа партии, принятая в апреле 1996 г., не определяет альтернатив общественного развития. Среди основных задач фигурируют дальнейшая консолидация демократических завоеваний, стремление выражать интересы большинства населения, более тесная связь с массовыми социальными движениями. Ключевыми в системе ценностей являются интересы личности, ее достоинство и право на собственные убеждения, борьба со всеми формами дискриминации. Экономическая модель основывается на развитии рыночной экономики при демократическом контроле над деятельностью предприятий независимо от форм собственности. Дальнейшее развитие демократии предполагает обеспечение свободы, равенства, развития и социальной справедливости (22). В начале нынешнего столетия в политическом дискурсе PMDB наметилось усиление социальной составляющей. Так, новый председатель партии М.Темер выступает против исключенности значительной части граждан из социальной и политической жизни, за предоставление равных возможностей в сфере занятости, перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоев. Важное место занимают также гарантии уверенности в завтрашнем дне, гармонии и социального мира (23).
С другой стороны, несмотря на фактическую принадлежность к одной части политического спектра, РТ не удалось заручиться поддержкой Партии бразильской социал-демократии и Демократической трабальистской партии (PDT). Так, программная декларация PSDB (2001 г.) отмечает, что достижение справедливости не ограничивается перераспределением богатств и доходов, а требует определения приоритетов развития и обеспечения более высокой эффективности производства. Назревшие реформы должны осуществляться не как широкий жест сильного государства или автократической бюрократии, а под давлением масс и в рамках переговорного процесса с активным участием гражданского общества. В системе ценностей партии главное место занимает демократия, которая должна быть партисипативной и плюралистической, открывать возможности для более активного участия масс в принятии политических решений, уважать многообразие идей, культур и этносов, исключать сектантство и политическое насилие любого типа. PSDB выступает за децентрализацию политической власти и за полное соблюдение автономии организаций, представляющих гражданское общество, за разрешение возникающих конфликтов путем переговоров.
В условиях глобализации PSDB, в отличие от классических неолибералов, выступает против резкого ослабления государства, которое хотя и постепенно перестает быть собственником, однако обязано защищать права потребителя и граждан в целом, обеспечивать сбалансированность бюджета, ослабить внешнюю зависимость, защищать национальную экономику, поощрять мелкое предпринимательство, решать наиболее острые социальные проблемы. Партия высказывается также за перераспределение полномочий между ветвями власти и между центром и субъектами федерации, за переход к парламентской форме правления. Остается в силе и основной слоган партии: высоко держать знамя борьбы за демократию и за окончательное искоренение нищеты и социального неравенства в Бразилии. Выступая за интеграцию в мировую экономику и не отвергая идею создания ALCA, PSDB одновременно высказывается за субрегиональную интеграцию в рамках Меркосур (24).
Идеологические концепции PDT строятся на доктрине трабальизма (местный вариант лейборизма), который рассматривается как бразильский путь строительства демократического социалистического общества. Первоначально партия выступала за создание сильного государственного сектора, введение плановой системы, аграрную реформу, обеспечение полной занятости населения, развитие системы здравоохранения и социального страхования, однако в последующие годы руководство PDT отказалось от идеи национализации ключевых секторов экономики. По мнению PDT, основными проблемами современной Бразилии остаются осуществление аграрной реформы, демонополизация экономики, уменьшение зависимости от транснационального капитала, повышение производительности труда и образовательного уровня населения. Конкретные предложения по выходу из кризиса включают меры по расширению экспорта; диверсификацию кредитов; создание новых рабочих мест за счет расширения жилищного строительства; повышение таможенных пошлин на товары, не являющиеся предметом первой необходимости; использование общественных фондов в интересах населения; развитие сферы здравоохранения и образования; ограничение приватизации ключевых отраслей хозяйства (прежде всего, телекоммуникаций и энергетики); проведение плебисцитов при принятии решений, затрагивающих социальные гарантии (25). В последних документах, утвержденных PDT, в качестве основных целей фигурируют борьба за суверенитет и развитие Бразилии, достоинство бразильского народа, права граждан и их социальные завоевания и в конечном счете - строительство демократического и социалистического общества. Указанные цели должны достигаться мирными и демократическими методами. Сформулированные ранее социальные задачи в целом остаются в силе (26).
Несмотря на преемственность проводимой политики, сближению PT с PSDB препятствуют межличностные противоречия между лидерами обеих партий. Нельзя не учитывать, что сама логика избирательной кампании провоцировала резкую критику политики Ф.Э.Кардозо и кандидатуры его потенциального преемника Ж.Серры, во время предвыборной полемики допускались и определенные перегибы.
Сложнее обстояло дело с Демократической трабальистской партией, лидер которой Л.Бризола, ветеран бразильской политики, скончавшийся в июне 2004 г., даже выдвигался на выборах 1998 г. в паре с Лулой в качестве вице-президента, однако впоследствии стал одним из самых непримиримых критиков его политики.
Изменение стратегии и тактики, а также внутрипартийные разногласия привели к обострению отношений РТ с ее более левыми союзниками.
Когда стало ясно, что эволюция имеет долговременный характер и в значительной мере речь идет о преемственности политики Ф.Э.Кардозо, началась резкая критика деятельности нынешнего президента и его администрации, которые обвинялись в предательстве революционных идеалов и переходе на неолиберальные позиции. Во время голосования по законопроектам, урезающим или ограничивающим социальные права, правительству не удалось добиться солидарного голосования. Парламентское большинство фактически развалилось, против предложений правительства проголосовали многие депутаты и сенаторы (а иногда и большинство фракций) PMDB, PC do B, PSB, PPS и PDT. Правительству стало проще добиться поддержки PSDB и представителей правых партий, чем своих союзников по коалиции (27). Более того, руководство PDT призвало население к массовым акциям протеста для оказания давления на правительство с целью добиться выполнения предвыборных обещаний и отказа от проводимой политики (28).
Еще более резкой критике подвергается политика руководства РТ со стороны собственного радикального крыла. Среди наиболее непримиримых критиков - представители католических базовых христианских общин, по-прежнему разделяющие радикальные взгляды "теологии освобождения", Единый профцентр трудящихся, радикально настроенная университетская интеллигенция, часть депутатов и сенаторов. Эти субъекты политики обвиняют руководство партии в отказе от революционных идеалов, в принятии навязанных буржуазией правил игры и даже в "связях президента с ЦРУ и американским империализмом". Один из бывших соратников Лулы, К.Э.Карвальо, координировавший разработку предвыборной программы РТ во время предыдущих выборов, заявил, что в политической истории Бразилии возник крупнейший электоральный парадокс: кандидат, избранный левыми, правит в интересах правых и с помощью правых. Перед страной стоит угроза продолжения неолиберальной политики, которая потерпела поражение на выборах (29). Из-за внутренних конфликтов руководство PT даже было вынуждено перенести празднование 25-летия партии из Бело-Оризонте в Ресифе.
Наиболее дестабилизирующую роль играют находящиеся под влиянием РТ социальные движения, в первую очередь, Движение безземельных и Демократический сельский союз (UDR), начавшие массовые акции протеста и несанкционированный захват земель. Ежегодное количество акций значительно превышает аналогичный показатель в период правления Ф.Э.Кардозо. Некоторые из них сопровождаются такой степенью насилия, что президент заявил о возможном применении вооруженных сил. Бразильский политолог Р.Сантос сравнивает выступления бразильских безземельных с действиями мексиканской Сапатистской армии национального освобождения (30).
В подобной ситуации руководство РТ пошло на исключение из партии наиболее радикальных политиков, в том числе и нескольких депутатов и сенаторов. Представители радикального крыла, возглавляемые Ж.Б.Араужо, создали партию "Социализм и свобода", которая возглавила международную кампанию по дискредитации правительства Лулы (31).
Дискуссия, развернувшаяся на страницах партийной печати и на сайте партии в 2005 г., показывает, что часть ее сторонников, напротив, считает эволюцию РТ недостаточной. Представители умеренного крыла полагают, что большой вред партии наносит сотрудничество с MST, неправомерно выступающим от имени всего крестьянского движения и причиняющим ущерб демократическим институтам. Высказывается сожаление по поводу некритичного отношения руководства РТ к режиму Ф.Кастро на Кубе, неопопулистскому правительству У.Чавеса в Венесуэле и тесному сотрудничеству, выходящему за рамки прагматизма, с КНР. По мнению умеренных критических сторонников Лулы, в качестве основного союзника РТ должно выступать десаррольистское крыло PSDB. В результате не исключается возможность создания демократической социалистической партии, свободной от крайностей неолиберализма, псевдосоциал-демократии и авантюризма ультралевых (32).
С учетом происходящей эволюции РТ подобные доводы не лишены основания. РТ и PSDB в среднесрочной перспективе в состоянии преодолеть существующие противоречия и стать основой будущей партийно-политической структуры. Объективно этому могут способствовать и международные связи РТ. В ноябре 2003 г. руководство партии (включая президента страны) участвовало в качестве наблюдателя на проводившемся в Бразилии XXII съезде Социалистического Интернационала, внесло свой вклад в разработку "Хартии Сан-Пауло" и проекта резолюции. Большинство членов партии разделяют взгляды Социнтерна. На вторую половину 2005 г. намечена внутрипартийная дискуссия по поводу возможного вступления РТ в ряды этого объединения (33).
Нерешенность острых социальных проблем вызывает у части избирателей разочарованность в деятельности правительства Лулы. По данным социологического исследования, проводившегося Институтом опроса общественного мнения "Сенсус" 15-17 июня 2004 г. (стратифицированная выборка составила 2000 человек, проживающих в 196 муниципиях страны), в течение месяца рейтинг поддержки правительства PT снизился с 34,6 до 29,4%, в то время как доля выставляющих ему отрицательную оценку возросла с 20 до 24,1%. Рейтинг самого президента также снижается (83,6% на момент прихода к власти, 60,2% в мае 2004 г. и 54,1% на конец июня). Если бы выборы состоялись в июне 2004 г., 47,6% избирателей не проголосовали бы за Лулу ни при каких обстоятельствах (в сентябре 2002 г. этот показатель составил 33,9%) (34).
В ходе того же социологического опроса были проанализированы основные приоритеты PT: здравоохранение, образование, создание новых рабочих мест, реформа налогового законодательства, социальный пакт, перераспределение доходов и борьба с коррупцией. Среди них на первом месте оказалась борьба с безработицей (66,9%), затем следовали перераспределение доходов (10,4%) и здравоохранение (8,2%). 58,9% респондентов считают, что президент не использует полностью своих возможностей и только 16,4% придерживаются противоположного мнения (35).
При сохранении существующих тенденций переизбрание Л.И.Лулы да Силвы на второй срок может оказаться проблематичным. В качестве причин сложившейся ситуации бразильские со-циологи называют пассивность правительства, низкую результативность его экономической политики и острые социальные проблемы.
Тем не менее, независимо от исхода президентских выборов 2006 г. Партия трудящихся по-прежнему останется важнейшим субъектом бразильской политики. Подобно другим партиям PT носит персоналистский характер, однако в отличие от них имеет четкую организационную структуру и не ограничивается участием в избирательных процессах. Важно и то, что Лула, будучи бесспорным лидером, не занимает никаких официальных постов в партии, а в ее рядах состоит немало других авторитетных политиков.
Нельзя не учитывать, что социально-экономическая ситуация в стране, несмотря на очевидные положительные сдвиги, продолжает оставаться острой. Поскольку все предыдущие политические альтернативы и экономические модели не дали желаемых результатов, в начале нового века надежды бразильского избирателя обращены к PT как нетрадиционной политической силе.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 www.pt.org.br/site/artigos/artigos_int.asp? cod=628
2 Латинская Америка и Карибы. Политические институты и процессы. М., 2000,
с. 59, 60.
3 См. подробнее: Nueva sociedad. Cara-cas, 2003, N 187, p. 46- 47, 53.
4 www.georgetown.edu/pdba/Elecdata/Brazil/ pres022.html
5 www.monde-diplomatique.fr/2003/01/ra-monet/9601
6 www.camara.gov.br
7 www.senado.gov.br
8 www.pt.org.br/site/artigos/artigos_int.asp? cod=537
9 Estatuto do Partido dos Trabalhadores. Texto con revisao finalizada em 06.04.2001. Sao Paulo, 2001.
10 Folha de Sao Paulo, 30.VI.2000.
11 www.pt.org.br/site/noticias/noticias_int. asp?cod=32564, 24.II.2005.
12 www.pt.org/br/site/secretarias_def/secre-tarias_int.asp?cod=3468
13 См. подробнее: www.pt.org.br/artigos
14 www.ptgte.org.br/pt25anos/html/palav-ras.php, janeiro de 2005.
15 Em Questao. Encarte Especial de 2 Anos de Governo, elaborado pela Secretaria de Comunicacao de Governo e Gestao Estrategica. Brasilia, 2005.
16 www.folha.uol.com.br/folha/datafolha
17 Diario Vermelho. S.l., 30.VII.2003.
18 См. подробнее: Латинская Америка и Карибы.., с. 73, 74, 75-77.
19 www.pl.org.br
20 www.pmdb.org.br/pg_hist.htm
21 Соngresso em foco, 8.VI.2004.
22 Partido do Movimento Democratico Brasileiro. Programa. Brasilia, 1996.
23 Discurso de posse do deputado Michel Temer na presidencia do PMDB. - www. pmdb.org.br/ pg_prop1.htm
24 Declaracao Programatica do Partido da Social Democracia Brasileira. Brasilia, 2001.
25 См. подробнее: Латинская Америка и Карибы.., с. 72-73.
26 Estatuto do Рartido Democratico Trabalhista. Brasilia, 1999, capitulo 1.
27 Folha on Line, 17.VI.2004.
28 www.pdt.org.br/bz/bztv2244.asp
29 Nueva sociedad, 2003, N 187, p. 59, 61.
30 Ibid, p. 129.
31 Folha de S. Paulo, 26.VI.2004.
32 www.ptgte.org.br/pt25anos/html/tribu-na_int.php?id_tribuna=34, 12.02.2005.
33 www.pt.org.br/site/artigos/artigos_int. asp?cod=584
34 Jornal do Brasil on Line, 23.VI.2004.
35 Ibidem.