ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
С.Н.Лобанцова - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН.
МАБР: в ногу со временем
Современные социально-экономические процессы в Латинской Америке выявляют возрастающую роль в них Межамериканского банка развития (МАБР). Это определяется, во-первых, его ощутимой помощью в осуществлении реформирования и модернизации экономик региона;
во-вторых, расширением финансирования банком социальной сферы латино-карибских стран;
в-третьих, его активной поддержкой региональной и субрегиональной интеграции;
в-четвертых, в нынешних условиях глобализации мировых рынков, когда резко возросло разрушающее воздействие внешних кризисных потрясений на национальные экономики, МАБР многочисленными способами пытается снизить уязвимость государств региона от различных внешних "шоков".
Межамериканский банк развития является крупнейшим и старейшим (создан в 1959 г.) региональным финансовым институтом. Вместе с Международным валютным фондом и Всемирным банком он входит в тройку наиболее крупных финансовых организаций мира.
За свою историю МАБР накопил уникальный опыт финансового обслуживания не только национальных, но и крупных интеграционных проектов, в которых участвуют разновеликие и существенно отличающиеся по уровню экономического развития страны. Кроме того, заметна его роль в решении сложных социальных и хозяйственных проблем, имеющих немалое сходство с проблематикой государств, возникших на постсоветском пространстве. Россия заинтересована в изучении этого опыта; более того, за последние годы Российская Федерация активизировала диалог о вступлении в МАБР в статусе внерегионального члена. Встреча официальной делегации России с руководством банка в Вашингтоне (2001 г.), визит президента МАБР Энрике Иглесиаса в Москву в 2002 г., его переговоры с руководством Центробанка РФ, присутствие директора ИЛА РАН В.Давыдова на ежегодной сессии Ассамблеи Управляющих МАБР в 2003 г. - все это выявляет обоюдный интерес к сотрудничеству и возможному всту- плению России в этот крупнейший региональный финансовый институт, а также позитивное отношение к данному вопросу со стороны самого банка. Для РФ вступление в МАБР означало бы расширение возможностей российских государственных и частных структур в участии в осуществляемых по его линии экономических проектах в Латинской Америке. В связи с этим безусловный интерес представляет анализ новых явлений в современной финансовой политике и практике МАБР.
РЕСУРСЫ И ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные цели МАБР, определяемые его Уставом, таковы: оказывать содействие ускорению развития (экономического и социального) развивающихся стран - членов банка; стимулировать государственные и частные инвестиции на цели экономического роста; предоставлять финансирование для осуществления проектов высокой экономической и социальной значимости, дополняя частные инвестиции; осуществлять сотрудничество в деле рационального использования ресурсов стран региона; предоставлять техническую помощь в подготовке, разработке и финансировании их проектов развития (1).
В настоящее время он располагает различными категориями финансовых ресурсов, как собственных, так и привлеченных. Собственные средства - это Фонд обычных ресурсов (ФОР), Фонд специальных операций (ФСО) и доверительные фонды. Привлеченные средства формируются его заимствованиями на международных рынках капитала либо путем размещения своих облигационных займов, либо за счет получения прямых кредитов от правительств и банков. Уставной капитал МАБР, называемый в банковской практике ФОР, состоит из подписного капитала и резервов - отчислений от доходов, полученных банком от его кредитных, гарантийных или иных финансовых операций. Подписной обычный капитал МАБР составлял в 2004 г. 100,9 млрд долл.
Хотя МАБР является региональным учреждением, в числе его 46 стран-акционеров значатся 28 государств американского континента и 18 внерегиональных, т.е. европейских, а также Израиль и Япония. Согласно Уставу, странам Латино-Карибской Америки принадлежит большинство акций и, соответственно, большинство голосов в МАБР - 50,02%. Самый крупный акционер - США (30,01% голосов) (2). Каждая страна - член банка имеет равное право на участие в проектах, финансируемых МАБР, вне зависимости от ее доли в уставном капитале.
Поскольку Латинская Америка представляет собой регион государств с различным экономическим потенциалом и находящихся на разных уровнях социально-экономического развития, банк, который является по своим целям и деятельности межамериканским, безусловно, должен учитывать эти реалии в осуществляемой им политике и практике. Поэтому в МАБР наряду с ФОР для финансирования менее развитых стран региона на льготных условиях есть и ФСО. Ввиду этой специфики он имеет самостоятельный баланс, более низкие процентные ставки, специальные сроки и прочие условия финансирования. Ресурсы ФСО сформированы путем подписки странами - членами МАБР на акции Фонда. В 2004 г. они составляли 9,73 млрд долл.
Дополняют финансовые ресурсы МАБР 52 доверительных фонда, созданных преимущественно промышленно развитыми странами-членами и переданных ему в трастовое управление. Средства этих фондов идут в основном на финансирование затрат латиноамериканских стран по оплате научно-технической помощи, консалтинговых услуг, осуществление прединвестиционных исследований, а также программ и проектов по поддержке мелких предприятий, модернизации систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и проч.
В прошлом году в доверительное управление банку было передано пять новых фондов. Среди них: Итальянский технологический фонд, Норвежский Фонд на цели социального развития, Датский доверительный фонд консалтинговых услуг, Канадский фонд развития торговли, Фонд-программа технической помощи, учрежденная Финляндией. Поскольку трастовые фонды используются в основном как источник финансирования для наименее развитых в экономическом отношении государств или ориентированы на программы поддержки малообеспеченных слоев населения, средства этих фондов предоставляются в форме дотаций, субсидий или льготных займов. В последние годы доверительные фонды находятся на уровне 1,8 млрд долл. И если суммировать все финансовые источники МАБР, то его ресурсы составляют 134,5 млрд долл.
Высшим руководящим органом банка является Ассамблея Управляющих. От каждой страны-члена в нее назначается по одному управляющему сроком на пять лет. Как правило, это министры финансов или президенты центральных банков. Одновременно назначается по одному заместителю. Ассамблея избирает президента МАБР на пять лет (с 1988 г. президентом МАБР является проф. Энрике В.Иглесиас, переизбранный в 2002 г. на четвертый срок) и по его предложению назначает вице-президента. На свои сессии она собирается один раз в год. Высший исполнительный орган банка - Исполнительный директорат, который также назначается Ассамблеей. Штаб-квартира учреждения находится в Вашингтоне.
Неолиберальные экономические реформы, развернувшиеся в регионе в 80-90-е годы, вызвали необходимость освоения банком относительно нового "пространства" в своей деятельности - операции в частном секторе национального хозяйства. Для содействия этому сектору потребовались дополнительные механизмы, которые могли бы оказывать ему многоплановую помощь, способствовать росту инвестиций и укреплению такого слабого звена в частном предпринимательстве, как мелкие и средние предприятия. Такими механизмами стали два автономных учреждения при МАБР: Межамериканская инвестиционная корпорация (МИК) и Многосторонний инвестиционный фонд (МИФ). Вместе с Межамериканским банком развития они образуют так называемую "Группу МАБР".
Основная форма операций банка - кредитование. Существует четыре категории заемщиков МАБР:
1) правительства стран-членов, их центральные банки, государственные предприятия и учреждения (в том числе, государственные банки развития), местные органы власти;
2) региональные, субрегиональные или межправительственные финансовые и кредитные институты;
3) негосударственные организации и компании частного сектора при обязательном условии, что правительство (или определенное госучреждение) предоставит гарантии по погашению кредита, выплате процентов и других сопутствующих затрат;
4) компании и предприятия частного сектора - заемщики без правительственных гарантий.
Кредиты МАБР выдаются либо непосредственно заемщику (прямое кредитование), либо через финансовых посредников в стране получателя, например, через местный банк развития. Возможно также участие банка в финансировании различных проектов на правах партнера с другими международными или частными банками - так называемое параллельное (совместное) финансирование. При всех видах кредитования банк финансирует не всю стоимость проекта, а ее часть.
Займы из Фонда обычных ресурсов выдаются на срок 15-30 лет; традиционно они были нескольких видов.
1. Мультивалютные кредиты заемщикам первой категории предоставляются в свободно конвертируемых валютах на основе определенного набора таких валют под правительственную гарантию. Так называемая "валютная корзина" введена банком для минимизации и диверсификации валютных рисков. В ее составе: 50% - доллары США, 25 - японские йены, 25% - евро и швейцарские франки. По данному виду кредитования до 1990 г. устанавливалась фиксированная ставка, впоследствии стала использоваться переменная ставка, размер которой пересматривался каждые полгода.
2. Кредиты, которые предоставляются и погашаются только в долларах США. Они выдаются под гарантию правительства страны-заемщика местным банкам развития для дальнейшего перекредитования компаний частного сектора экономики. Займы из этого "долларового окошка" выдаются на срок до 25 лет, процентная ставка - по выбору заемщиков: или фиксированная, или переменная, основанная на базовой ставке LIBOR (London interbank offered rate - ставка по 6-ти месячным долларовым депозитам на лондонском межбанковском рынке - является важнейшим ориентиром на международном рынке ссудных капиталов), плюс "спред" (надбавка к базовой ставке) и комиссионные сборы.
3. Одновалютные кредиты: они не привязаны к "валютной корзине" и могут быть предоставлены в любой из четырех валют: доллар США, евро, швейцарский франк и японская йена. По ним обязательно требуется гарантия правительства; годовые проценты взимаются по переменной ставке на базе LIBOR.
4. Кредиты в национальных валютах стран - членов МАБР на срок 15-25 лет под правительственные гарантии.
5. С 1995 г. в практику банка были введены долларовые займы без правительственных гарантий компаниям частного сектора экономики на проекты в сфере инфраструктуры сроком от 12 до 16 лет. Максимальный размер одного такого займа - 25% стоимости проекта. При исчислении годовых процентов за основу берется текущая ставка LIBOR, размер "спреда" и комиссионных сборов устанавливается в каждом конкретном случае (в зависимости от рыночных условий). Общая сумма таких прямых кредитов, выдаваемых частному сектору, не должна превышать 10% объема всех предоставляемых банком займов и гарантий.
Условия кредитов, предоставляемых из Фонда специальных операций, являются льготными по сравнению с заимствованиями из ФОР: у них более длительные сроки - от 25 до 40 лет, льготный период в погашении основной суммы долга - 10 лет, процентные ставки ниже, при этом кредитные операции могут проводиться на основе либо полной, либо частичной возвратности средств. Заемщиками ФСО являются правительства, центральные банки, государственные и межгосударственные учреждения наименее развитых стран региона, а также компании их частного сектора при условии, что правительство (или определенная государственная организация) гарантирует их кредитные обязательства. Процентная ставка по заимствованиям, предоставляемым из ФСО в конвертируемых валютах, составляет 1% годовых в течение первых десяти лет действия и 2% - в последующий период. Ставка по кредитам в национальных валютах варьируется в пределах от 1% до 4% в зависимости от уровня экономического развития государства заемщика и характера финансируемого проекта.
МАБР выдает кредиты обычно на сумму 6-7 млрд долл. Общая сумма кредитования, предоставленного странам региона за 1961-2003 гг., составила 128,9 млрд долл. (поскольку первая кредитная операция МАБР была проведена в 1961 г., этот год считается началом кредитной деятельности банка). По своему назначению оно распределялось так: отрасли производства, инфраструктуры, рынки капиталов - 51,5%; социальная сфера и защита окружающей среды - 32,8; содействие реформам - 15,7%. На протяжении всех лет деятельности банка отраслевая структура его финансирования изменялась, отражая реалии социально-экономического развития, проблемы латиноамериканских стран и приоритеты политики МАБР. Так, в последние годы первое место в этой структуре занимает социальная сфера: в 2003 г. на нее приходилось 69,4% всех кредитов банка. На втором месте - производственные, инфраструктурные отрасли и рынки капиталов (19,3%), а затем - содействие реформам (11,3%) (3).
Спецификой кредитования МАБР является то, что он контролирует такие вопросы, как: где его заемщики закупают товары и услуги, приобретаемые на выданные банком средства, какие фирмы являются их поставщиками, на каких условиях и т.п. Согласно Уставу, МАБР должен предпринимать все необходимые меры, нацеленные на то, чтобы выданные им кредиты расходовались эффективно и рационально. В связи с этим существует определенная система закупок, условия и порядок которых входят в кредитное соглашение, заключаемое с заемщиком. Основной формой закупок в счет кредитов МАБР являются открытые международные торги.
Наряду с кредитованием важными направлениями деятельности МАБР являются предоставление гарантий (по кредитам, получаемым заемщиками из других источников), инвестиционная деятельность, "параллельное" финансирование и техническая помощь (содействие в составлении проектов, государственных программ, консалтинговые услуги, подготовка специалистов и т.п.). Банк осуществляет вложения в облигации, эмитируемые международными организациями, инвестиции в боны и облигации правительств (или гарантированные правительством) и государственных организаций отдельных стран и некоторые др. Объем банковских инвестиций по линии ФОР находится на уровне 14-15 млрд долл. в год.
В целях мобилизации ресурсов, требующихся для кредитования крупных проектов и программ, МАБР привлекает партнеров по финансированию - это так называемое "параллельное" или совместное финансирование. При этом банк берет на себя управление кредитной программой и выступает перед заемщиками как официальный кредитор и координатор всего финансового пакета. Партнерами банка бывают такие международные организации, как Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк и др. Среди участников совместного финансирования на двусторонней основе наиболее часто выступает Японский банк для международного сотрудничества. В параллельном финансировании участвуют иногда и субрегиональные институты Латинской Америки, а также крупные частные коммерческие банки развитых стран.
На протяжении всех лет своей деятельности МАБР эволюционировал, пополнялись его ресурсы, менялись его структура и финансовые механизмы, вносились коррективы в направления финансирования.
В первые десятилетия работы (60-70-е годы) МАБР концентрировал основное внимание на предоставлении займов латиноамериканским правительствам и государственному сектору на проекты в сфере производства, инфраструктурных отраслей, а также экономической интеграции. В 80-е годы, отмеченные острым кризисом внешней задолженности стран региона, важным аспектом деятельности банка стали операции по облегчению их долговых проблем. В период 90-х годов, когда в латино-карибских государствах развернулись неолиберальные экономические реформы, МАБР, не отставая от этих реалий, ключевым направлением своей деятельности избрал поддержку новых структурных процессов в экономике, а также содействие в решении обострившихся социальных проблем (4).
Современный этап развития привнес новые явления как в мировое хозяйство, так и в социально-экономическую действительность региона. Ускорившиеся процессы глобализации, растущая включенность Латинской Америки в глобализирующиеся рынки, усиление ее уязвимости перед внешними финансовыми потрясениями, экономический спад в большинстве стран поставили в повестку дня введение ряда изменений в финансовую политику и практику МАБР, пересмотр ряда его подходов к формам помощи, принятие дополнительных проектов и внесение новых элементов в финансовый инструментарий банка.
НОВОЕ В ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРАКТИКЕ
На рубеже ХХ и XXI вв. экономическое и финансовое положение подавляющего большинства стран Латинской Америки оказалось крайне неустойчивым. К этому времени на общем фоне интернационализации мировой экономики наиболее активно развивались процессы глобализации финансовых рынков, роль которых неизмеримо возросла.
Латиноамериканские неолиберальные реформы, в том числе, либерализация движения капиталов, способствовали своеобразной "расчистке путей" для воздействия внешних экономических сил на национальные хозяйства государств региона. Открытость их экономик в общем контексте финансовой глобализации определила их серьезную уязвимость перед угрозой переброски кризисных явлений со стороны мирового хозяйства, перепадов конъюнктуры в промышленно развитых государствах, непредсказуемого движения транснациональных краткосрочных ресурсов. С середины 90-х годов многие страны региона, в том числе и наиболее развитые, пережили череду экономических кризисов, природа которых во многом определялась внешними факторами: Мексика (1994-1995 гг.), после "азиатского" кризиса 1998 г. - Бразилия, Перу, Чили, затем Аргентина (2001-2003 гг.), Уругвай (2002 г.), Венесуэла (2002-2003 гг.).
Учитывая экстраординарный характер данных явлений, МАБР внес некоторые коррективы, касающиеся такой важной формы помощи, как чрезвычайные кредиты для поддержки стран, находящихся в условиях финансового кризиса. В последние два года увеличен лимит этих займов - при необходимости до 2 млрд долл. одной стране, расширен с двух до трех лет льготный период (в течение которого выплаты по погашению не производятся), введена ускоренная процедура их оформления и выдачи. В числе крупных займов этой категории стоит отметить чрезвычайный кредит в 1,5 млрд долл. Аргентине, а также Колумбии в объеме 1,25 млрд долл. (5). Новым элементом этих займов было то, что целевое использование их средств включало не только меры по макроэкономической стабилизации, но и поддержку социальных программ, в первую очередь, для малообеспеченных слоев населения.
Трудности преодоления экономического спада усугублялись крупными объемами внешних долгов региона, которые в 2002 г. составляли 726,5 млрд долл. В этих условиях руководство банка приняло важное решение по некоторому облегчению финансовых проблем своих стран-заемщиков: с 2002 г. были снижены ставки годовых процентов по кредитам МАБР. Снижение годовых касалось такого кредитования из ФОР, как мультивалютные займы на базе установленной "корзины валют", и одновалютные кредиты. Средняя процентная ставка по мультивалютным займам была уменьшена с 6,29 до 5,58% (в последнем квартале 2004 г. она составляла 5,51%). Средний годовой процент по одновалютным кредитам, предоставляемым в долларах США, был снижен с 6,97 до 5,39%; в евро - с 6,09 до 5,38%; в швейцарских франках - с 4,48 до 3,74%; в японских йенах - с 2,07 до 1,45% (в последнем квартале 2004 г. ставки по этим займам в разных валютах были соответственно: 5,80%, 5,59, 3,89 и 1,70%).
На этой динамике годовых процентов сказались изменения, введенные в 2002 г. в их структуру. Согласно принятой практике банка, ставка по кре- дитам из ФОР, основывающаяся на показателе ЛИБОР, формируется из таких элементов, как: базовая ставка ЛИБОР, надбавка сверх ЛИБОР ("спред"), комиссионный сбор на цели банковского надзора (КБН), комиссионный сбор с неиспользованной части кредита (КНЧК), соглашение по которому подписано. В 2001 г. соотношение между ними было таким: "спред" - 0,5%, КБН - 0,75, КНЧК - 1,0%. В 2002 г. руководство банка при расчете годовых по этим займам отменило вышеуказанные комиссионные, а размер "спреда" был снижен с 0,5 до 0,1%. В 2004 г. комиссионный сбор с неиспользованной части кредита был восстановлен, но на более низком уровне, чем ранее - 0,25%.
Годовые проценты МАБР по одновалютным кредитам до 2003 г. пересматривались и устанавливались каждые шесть месяцев. Между тем базис этих ставок - межбанковская ставка LIBOR - колеблется и изменяется гораздо чаще, чем раз в полугодие. В связи с этим для снижения уровня рисков руководство банка в 2003 г. ввело изменения при установлении своих годовых процентов по долгосрочным займам вышеуказанной категории: ставки теперь пересматриваются не один раз в полгода, а каждые три месяца. Введенная новация касается долгосрочных займов на цели развития, одобренных (но еще не выданных) до 18.03.2003, а также новых кредитов данной категории, предоставляемых после этой даты. Такие условия позволяют банку быстрее и лучше приспосабливаться к переменчивой динамике мировых межбанковских ставок, т.е. к постоянно меняющейся обстановке на международном рынке капиталов.
Этим же целям служит еще один новый финансовый инструмент - "поэтапные" кредиты, введенные Межамериканским банком с 2002 г. Они предназначены для крупных государственных проектов в различных отраслях хозяйства, требующих больших сумм финансирования инвестиций сроком окупаемости свыше пяти лет. При оформлении "поэтапных" кредитов Ассамблея управляющих рассматривает и утверждает в обычном порядке сначала общий объем всего кредита, а также делит его на части и определяет периоды, в течение которых заемные средства будут выдаваться траншами. При этом на каждую часть оформляется самостоятельное кредитное соглашение и для каждой части устанавливаются различные условия. На последующих этапах при выдаче очередной части применяется ускоренная процедура оформления.
Реалии последнего десятилетия показали, что международное движение капиталов не раз генерировало дестабилизирующее импульсы, и это неизбежно негативно сказывалось на внутренних финансовых рынках латино-карибских стран. Межамериканский банк и другие учреждения Группы МАБР неоднократно приходили на помощь различным сегментам этих рынков и оказывали им многоплановое содействие. Между тем становилось все более очевидно, что для эффективной и целенаправленной помощи необходима разработка общих принципов, целей и направлений политики банка в данной сфере. В связи с этим экспертами Департамента устойчивого развития была разработана "Стратегия финансового рынка", которой МАБР руководствуется в своих операциях.
"Стратегия" определяет общие цели банка в вопросах развития и стабилизации национальных финансовых рынков следующим образом: содействие увеличению потенциала внутренних накоплений, оказание помощи в создании и укреплении систем превентивного контроля и банковского надзора, способствование повышению качества и эффективности финансовых услуг, поддержание инфраструктуры, которая стимулировала бы рост инвестиций, в первую очередь частного сектора экономики, содействие расширению доступа мелкого и среднего бизнеса к финансовым услугам, введение в практику новых финансовых механизмов и инструментария, которые позволяли бы банку и его заемщикам лучше адаптироваться к меняющейся обстановке на мировых и внутренних финансовых рынках (6).
За десятилетие структурных реформ, отмечается в "Стратегии", подавляющему большинству стран региона удалось добиться успехов в "обуздании" такого дестабилизирующего фактора, как высокая инфляция. Однако существенными факторами неустойчивости экономики остаются кредитные системы и фондовые биржи. В целях укрепления этих звеньев МАБР предпринимает меры по ряду направлений. На первых этапах неолиберальных преобразований кредитной сферы банк оказывал содействие и предоставлял финансовую поддержку программам приватизации банков и другим банковским реформам. Со временем выяснилось, что процессы дерегулирования и приватизации в основных странах региона шли гораздо более быстрыми темпами, чем реформирование соответствующей нормативно-правовой базы. В результате органы банковского надзора оказывались не в состоянии отслеживать и реагировать должным образом на быстрый рост новых кредитных институтов, на небывалое разрастание их операций повышенного риска, на накапливание просроченных и безнадежных долгов, что все вместе порождало потенциальную и реальную угрозу финансовых кризисов. После череды банковских кризисов в регионе в середине 90-х годов усилия банка стали направляться на содействие системам банковского надзора, модернизации и совершенствованию нормативно-правовой базы ссудных рынков латиноамериканских стран, на переход к принятым в мировой практике стандартам финансовой отчетности и внедрение международных показателей банковской деятельности.
Значительное внимание в своей практике МАБР уделяет вопросам структуры кредитных систем. В начале неолиберальных реформ объектами прямой помощи банка были (наряду с программами приватизации в банковской сфере) также меры по слиянию, укреплению и созданию более жизнеспособных и эффективных частных банков. При этом проблемы государственных кредитных институтов оставались как бы "вне поля зрения". Точнее сказать, в рамках разных учреждений Группы МАБР шли дискуссии о необходимости прямого присутствия государства на финансовом рынке, о роли и месте государственных банков, прежде всего, банков развития, в реформируемых кредитных системах. Противники этих банков указывали, что данные институты в подавляющем большинстве стран региона являются своеобразным "пережитком" государственного дирижизма в экономике, излишне политизированы, малоэффективны или нерентабельны. Сторонники сохранения государственного сектора в банковских системах утверждали, что деятельность банков развития нельзя оценивать только технико-финансовыми показателями, к их оценке следует подходить с точки зрения их социальной значимости и принимать во внимание их роль как одного из инструментов влияния государства на экономические процессы.
В настоящее время в рамках МАБР преобладает более взвешенная оценка как государственных банков в целом, так и банков развития, в частности. Во многих рабочих документах признано, что в нынешних условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынков на национальном уровне требуется применение более гибких схем финансирования, включающих взаимодействие частных и государственных кредитных институтов. А банки развития показали свою жизнеспособность и полезность в тех сферах, которые являются малопривлекательными для частного ссудного капитала: микро- и малые предприятия, сельское хозяйство, строительство дешевого жилья для малоимущих слоев населения и т.п. Особо подчеркивается их важная роль в кредитовании малого бизнеса, который обеспечивает занятость большой части населения, тем самым смягчая проблемы безработицы. К тому же банки развития остаются для многих стран региона "каналами", через которые МАБР предоставляет свое финансирование. Признавая необходимость повышения их эффективности и адаптационных возможностей в новой рыночной среде, эксперты МАБР считают, что такая политика вполне обоснована. "Хотя далеко не во всех латино-карибских странах прямое присутствие государства на финансовых рынках является успешным, банк будет продолжать содействие государственным кредитным институтам и мерам по рационализации их деятельности" (7).
Более пристальное внимание в последние годы МАБР уделяет такому важному звену латиноамериканских финансовых систем, как фондовые рынки. Следует отметить, что их роль в экономике заметно выросла в ходе проведения неолиберальной политики, расширилась их структура за счет появления новых субъектов операций с ценными бумагами - частных пенсионных фондов, разного рода инвестиционных фондов и прочих институциональных инвесторов. Либерализация регулирования этой сферы и курс на ее открытость (проводимые в разных странах с разной степенью интенсивности) в целом способствовали привлечению на местные фондовые рынки - особенно в более крупных странах региона - иностранных инвесторов, а также возвращению частных национальных капиталов, ранее вывезенных за рубеж (8). Однако положительные результаты неолиберальной трансформации этого сектора экономики оказались ограниченными. По мере затухания процессов приватизации снижалась и активность фондовых рынков, а в условиях ухудшения экономического положения в странах региона стали уменьшаться и вложения зарубежных инвесторов в латиноамериканские ценные бумаги, рейтинги надежности которых упали. Иногда массовый отток краткосрочных капиталов за границу провоцировал местные финансовые кризисы. В таких условиях перед латиноамериканскими странами стоят задачи развития внутренних фондовых рынков, укрепления их ресурсного потенциала, повышения их инвестиционных рейтингов, расширения их финансового инструментария и привлечения инвесторов, в том числе институциональных. В решении этих сложных задач возрастает значение помощи со стороны МАБР.
В целях содействия в мобилизации долгосрочных ресурсов на местных рынках капиталов МАБР начал с 2002 г. использовать такой новый механизм, как предоставление своих гарантий при размещении на внутренних финансовых рынках корпоративных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте (следует учесть, что введенные в 2002 г. вышеуказанные новые гарантийные операции не отменяют традиционно существующую систему кредитных гарантий МАБР, а дополняют ее). Гарантии банка могут предоставляться в размере 25% объема проекта (эмиссий), для малых стран этот предел выше - 40%. При этом возможно совместное гарантирование в партнерстве с кредитно-финансовыми учреждениями промышленно развитых стран. Приоритетными сферами являются отрасли инфраструктуры, жилищное строительство, а также поддержка деятельности частных ипотечных компаний. Гарантии МАБР призваны содействовать привлечению в эти сферы местных институциональных инвесторов, а в конечном счете - укреплению внутренних рынков ценных бумаг. Этот новый инструмент был впервые применен в 2002 г. в Чили при размещении на местном рынке бонов частной компании Rutas del Pacifico на сумму 300 млн долл. для мобилизации ресурсов на дорожное строительство (9).
Немаловажным аспектом развития местных рынков капиталов является модернизация фондовых бирж в латино-карибских странах. В руководстве МАБР с пониманием относятся к тому факту, что модернизация и реформирование бирж - дело сложное, требующее значительных затрат.
В связи с этим в последние годы оказание помощи в данной сфере стало постоянной практикой и банка, и других учреждений Группы МАБР. Виды помощи разнообразны: предоставление кредитов, субсидий, гарантий по кредитам, техническая помощь, подготовка кадров и др. Программы развития рынка капиталов в странах региона включают такие аспекты, как оснащение бирж электронными системами и новыми технологиями операций, в том числе с использованием Интернета, создание современных схем управления рисками, модернизация систем платежей и расчетов, преобразования в аудиторских и информационных службах, перестройка и модернизация органов регулирования и контроля.
Сложным остается вопрос доступа стран региона на международные фондовые рынки. Для оказания помощи в этой сфере МАБР ввел в практику
с 2003 г. новый финансовый инструмент - выдача части кредита в форме гарантий банка при размещении заемщиком своих ценных бумаг на международных фондовых рынках. Условия этой новации разработаны в специальной так называемой "Экспериментальной программе по предоставлению кредитов в форме гарантий" (10). В соответствии с ней заемщик по своему выбору может получить часть прямого займа в виде гарантирования со стороны МАБР размещения облигаций на мировых рынках капиталов. Для выдачи таких гарантий из Фонда обычных ресурсов ассигнован 1 млрд долл. Объектом Программы могут быть одобренные кредиты на цели проведения реформ, инвестиционные займы и чрезвычайные кредиты. Комиссионные по таким гарантийным операциям рассчитываются на основе рыночных условий в каждом конкретном случае, к ним добавляются специальные сборы в размере 1 и 0,75%, взимаемые банком при подписании соответствующего соглашения. Гарантии, предоставляемые со стороны такой престижной и солидной организации, как Межамериканский банк развития, должны способствовать повышению рейтингов латиноамериканских облигаций, улучшению условий их размещения на международных фондовых рынках (как по издержкам, так и по срокам), а также привлечению внимания к ним инвесторов.
Экономический спад и неустойчивое состояние экономики во многих реформирующихся странах в начале текущего десятилетия подталкивают международные и региональные организации к разработке концепций, теорий и рекомендаций по достижению стабильного роста. Не остался в стороне от этой деятельности и МАБР. Понимание данной проблемы изложено в обстоятельном исследовании, подготовленном в 2003 г. экспертами разных департаментов МАБР, - "Стратегии устойчивого экономического роста" (BID. Crecimiento Economico Sustentable. Documento de Estrategia. Washington D.C., Agosto de 2003). Документ содержит проработку главных элементов, необходимых для достижения странами региона такого роста: повышение конкурентоспособности их экономик, укрепление институциональной базы макроэкономической стабильности, развитие социальной сферы с акцентом на сокращение масштабов бедности и "гуманизацию развития", модернизация государства и механизмов государственного управления, интенсификация процессов региональной экономической интеграции, непременное соблюдение условий ресурсосбережения и сохранения окружающей среды.
Более пристальное внимание уделяется помощи в деле создания конкурентоспособных экономик латино-карибских государств. Руководство МАБР намерено увеличить поддержку в разработке национальных программ повышения конкурентоспособности и расширить финансирование нацеленных на это местных проектов. Соответствующие кредитные соглашения подписаны в 2003 г. с Перу, Боливией, Доминиканской Республикой и др. Ключевыми положениями подобных программ эксперты МАБР считают увеличение инвестиций в реальную экономику - переориентация финансовых потоков в производственные отрасли, внедрение передовых технологий, эффективное использование "человеческих ресурсов" и финансовых средств и др. В числе первых займов, одобренных банком в 2003 г. на цели повышения конкурентоспособности экономики, те, что предоставлены Перу и Аргентине (в размере 524 и 414 млн долл. соответственно).
В рамках курса на содействие повышению эффективности латиноамериканских экономик МАБР в последние годы использует и такой новый финансовый инструмент, как "займы на инновационные цели". Они предоставляются правительствам для финансирования экспериментальных экономических программ и инновационных проектов с относительно коротким сроком исполнения (до 30 месяцев); объем одной кредитной операции - до 10 млн долл., при этом используется ускоренная процедура оформления и выдачи заемных средств.
Крупные финансовые ресурсы направляются Банком в частный сектор, который во многих документах МАБР признается основным "локомотивом инвестиций в экономике". Все шире используется вид кредитования, введенный в 1995 г., - прямые кредиты частным заемщикам без правительственных гарантий (в отраслях инфраструктуры). Если до 2000 г. их суммы ограничивались 5% общего объема выдаваемых банком, то с 2001 г. этот предел был увеличен до 10%. Ассамблея управляющих расширила отрас-
левой "охват" данной категории кредитов за счет включения в него наряду с инфраструктурой также и внешней торговли.
С каждым годом МАБР предоставляет все более крупные объемы финансирования на помощь в социальной сфере латино-карибских стран. Общеизвестно, что неолиберальные реформы в регионе принесли с собой резкое обострение социальных проблем: увеличение масштабов бедности, неравенства, безработицы, маргинализации населения и проч. Для конкретизации подходов и политики банка в этой сфере экспертами МАБР в 2003 г. была разработана "Стратегия социального развития" (BID. Estrategia de Desarrollo Social. Washington, 2003). В документе определено, что поддержка развития социальных секторов - здравоохранения, просвещения, жилищного строительства, рынка труда и т.п. - является ключевой задачей МАБР в содействии экономическому росту, сокращению масштабов бедности более справедливому распределению доходов в странах региона. В настоящее время свою политику и практику в этой области МАБР ориентирует на осуществление таких преобразований, которые расширят доступ малоимущих и бедных слоев населения к здравоохранению, просвещению, соцобеспечению и дадут им возможность приобщаться ко всем областям жизни общества. В последние годы, согласно статистике МАБР, в показатель финансирования социальной сферы включаются также все виды финансовой поддержки мелких предприятий, проектов защиты окружающей среды и часть чрезвычайных займов (использование для кредитования социальных секторов). С учетом этих дополнений данный показатель составил беспрецедентную сумму в 2003 г.: из годового объема кредитов в 8,9 млрд долл., предоставленных латино-карибским странам, в социальные сектора было направлено 6,3 млрд долл.
Руководство МАБР старается расширять набор методов и механизмов помощи социальной сфере (что дополняется мерами со стороны других учреждений Группы МАБР). Формы помощи разнообразны: финансирование национальных программ сокращения масштабов бедности, предоставление банком кредитов на отдельные проекты в сфере занятости, здравоохранения, просвещения, строительства дешевого жилья; помощь малому и среднему бизнесу, финансовая поддержка реформ в сфере социальных услуг (например, реформ пенсионного обеспечения). В числе других направлений финансирования этой сферы - займы, инвестиции и техническое содействие программам обучения молодежи, программы помощи коренному индейскому населению и т.д.
В целом банк считает своей задачей поддержку такой национальной политики, которая дает возможность малообеспеченным слоям населения быть не просто "дотационным" сектором, а обеспечивает им пути для включения в экономическую деятельность, в том числе, в производственные процессы, чтобы они вносили свой вклад в хозяйственный рост и пользовались его результатами.
На всех этапах своей деятельности МАБР был и остается не только источником финансирования, но и источником идей и концепций социально-экономического развития Латинской Америки. Например, учитывая актуальность, высокий профессиональный уровень и практическую значимость теоретических работ, выполняемых экспертами банка в области проблем социального и экономического развития региона, принято решение о замене
журнала МАБР "Латинская Америка: экономическая политика" более солидным и объемным изданием, нацеленным на концептуальные и теоретические публикации. В 2003 г. был учрежден новый журнал "IDEA - Ideas para el Desarrollo en las Americas".
В настоящее время, когда на страновом, региональном и международном уровнях идут дискуссии о последствиях и судьбе рыночных реформ, эксперты МАБР своими работами вносят весомый вклад в разработку этих актуальных вопросов.
Хотя в оценках и рекомендациях МАБР нет какой-либо единой, поддерживаемой всеми платформы, тем не менее, можно выделить общие подходы к дальнейшей судьбе реформ в регионе. Прежде всего, подавляющее большинство экспертов и руководства банка считает, что структурные преобразования следует продолжить, поскольку между их первым и вторым "раундами" не существует четкого водораздела и постольку необходимо более эффективно завершить то, что уже начато.
Президент МАБР Э.Иглесиас, выступая в 2004 г. на ежегодной сессии Ассамблеи управляющих банка, сформулировал это так: "Латино-карибские страны должны продолжить и укрепить хозяйственные реформы, оказавшиеся успешными, внести коррективы в те преобразования, которые не дали желаемого эффекта, и приступить к новым реформам, необходимым для повышения экономической эффективности и обеспечения более справедливого распределения их результатов" (11).
Преобразования в странах региона, по мнению экспертов МАБР (следует отметить, что ряд предложений МАБР по "второму раунду" реформ совпадает с рекомендациями ЭКЛА и некоторых других региональных организаций), нужно осуществлять по следующим направлениям:
- "гуманизация" развития: расширение доступа малоимущих и бедных слоев населения к производственной деятельности и к социальным услугам (образованию, здравоохранению и др.), к правам на землю, к получению кредитов, т.е. доступа к тем факторам, которые дадут им возможность зарабатывать на достойную жизнь и пользоваться результатами реформ;
- институционализация проведенных реформ, т.е. создание нормативно-правовой среды, адекватной осуществленным переменам (это диктуется тем, что во многих странах возникшие новые реалии в экономике не имеют соответствующего правового обеспечения, а порой вступают в противоречие с существующими законами и нормативными актами, а потому преобразования в данной сфере должны включать - при необходимости - перестройку ряда государственных институтов, пересмотр некоторых законов, разработку новых законодательных актов, обеспечение их "прозрачности");
- проведение реформ, нацеленных на повышение конкурентоспособности экономик латино-карибских стран (предусматривается широкий спектр мер по привлечению инвестиций в реальный сектор, улучшению инвестиционного климата в национальном хозяйстве, стимулированию технического перевооружения и технологического обновления производств, в том числе, внедрение ресурсосберегающих технологий, создание более эффективных механизмов поддержки экспорта), в рамках которых особая роль отводится внутрирегиональной интеграции, призванной не только содействовать более устойчивому экономическому развитию стран региона, но и защищать их от циклических перепадов в мировой экономике;
- усиление роли фискальной политики государства, повышение налогообложения более состоятельных слоев общества; увеличение затрат бюджета на поддержку бедных слоев населения, совершенствование бюджетной системы, в том числе, механизма сбора налогов;
- преобразования в сфере рынка труда, которые должны обеспечивать более адекватное реагирование рынка рабочей силы на структурные изменения в национальном хозяйстве;
- ликвидация дисбаланса между ускоренной либерализацией в кредитной сфере и реформированием государственного регулирования банковских систем, углубление и повышение качества банковского надзора, разработка и введение механизмов защиты от бесконтрольного движения спекулятивных капиталов, продолжение более интенсивного внедрения норм финансовой отчетности, показателей и других стандартов, общепринятых в международной практике;
- принятие комплекса мер, направленных на снижение уязвимости экономик региона от внешних финансовых потрясений (это направление "второго поколения" реформ должно опираться, прежде всего, на сокращение зависимости латино-карибских стран от внешнего финансирования, для чего, в свою очередь, необходимы меры по увеличению внутреннего финансового потенциала: обеспечение роста и эффективности капиталовложений в экономику, укрепление кредитно-банковских систем и фондовых бирж, завершение реформирования пенсионных систем, создание специальных стабилизационных фондов на страновом и региональном уровнях и др).
Оказывая поддержку латино-карибским странам в осуществлении "второго раунда" структурных преобразований, МАБР использует и предполагает использовать в дальнейшем новые финансовые инструменты и новые гибкие схемы финансирования.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Convenio Constitutivo del Banco Interamericano de Desarrollo. Washington, 1959, Seccion 1.
2 Banco Interamericano de Desarrollo. Informe Anual, 2003. Washington, 2004,
p. 130.
3 Banco Interamericano de Desarrollo. Informe Anual, 2003-2004.
4 Подробнее см.: С.Н.Л о б а н ц о в а. МАБР - крупнейший региональный банк мира (политика, механизмы, опыт). Москва, 1998.
5 http:/www.iadb.org/News-BID. Comunicado de Prensa, 23.XII.2003; 8.I.2004.
6 Banco Interamericano de Desarrollo. Informe Anual 2003, p. 111.
7 Financial Market Strategy. - IADB. Washington, 2001, p. 16.
8 Подробнее см.: Латинская Америка, 2003, № 4-5.
9 BID. Comunicado de Prensa. Washington, 2.V.2002; 14.V.2002.
10 Programa experimental para ofrecer la opcion de desembolso de prestamos en forma de garantias. - BID. Washington, 4.III.2003.
11 http:/www.iadb.org/News, 29.03.2004.