ЗАМЕТКИ К ЮБИЛЕЮ
Л.А.Тарасова - преподаватель английского языка.
Кингстон - город Боба Марли
Расположенная на южном побережье Ямайки столица страны Кингстон находится несколько в стороне от основных туристических маршрутов. Подавляющее большинство иностранцев стремится, прежде всего, на север острова - к лазурному морю и золотым пляжам. Однако есть и те, кого влечет именно Кингстон.
И главная причина тому - желание посетить места жизни и деятельности широко известного во всем мире выдающегося сына ямайского народа, "короля рэгги"(1) (reggae) Боба Марли (1945-1981). А расположены они в основном в столице.
Хотя Боб Марли родился в горной деревушке под названием "Найн-Майлз", округ Св. Анны, в Кингстоне прошла основная часть его жизни, там он вырос в творческую личность и добился известности.
Для ямайцев, живущих далеко от столицы, Кингстон всегда был городом грез и возможностей, хотя до конца XVII в. на месте нынешней столицы находился всего лишь небольшой поселок. Его ускоренное развитие началось после того, как землетрясением 1692 г. тогдашняя пиратская столица Ямайки г. Порт-Ройал была практически полностью разрушена. Статус муниципалитета был предоставлен Кингстону лишь в 1802 г. Город неоднократно страдал от пожаров, землетрясений, ураганов. Наибольший урон был нанесен землетрясением 1907 г., сопровождавшимся сильными пожарами. Большая часть зданий староанглийской архитектуры с тех пор так и не восстановлена.
Исторически Кингстон застраивался с юга на север - к горам. Город не имеет единого архитектурного стиля, законченных ансамблей. Кингстон условно подраз- деляется на три крупных района: Даунтаун, Нью-Кингстон, Аптаун. В первом - самом старом - наряду с жилыми домами, многочисленными торговыми точками, адми-нистративными и другими зданиями можно встретить отдельные сооружения в колониальном стиле, относящиеся к XVIII-XIX вв. (как правило, они находятся в весьма запущенном состоянии).
Вследствие криминализации Даунтауна центр деловой жизни Кингстона постепенно перемещается севернее - в Нью-Кингстон, где строятся многоэтажные отели, несколько солидных зданий для крупных фирм, банков и т.д. Это - самая современная часть города. Далее к северу, в Аптауне, преобладают одноэтажные дома и виллы, в основном частные. Современные здания резко контрастируют с архитектурными реликвиями прошлого. Достопримечательностей немного, но они интересны с точки зрения архитектурного стиля. Церковь Св. Томаса, к примеру, что на Кинг Стрит, была построена в 1699 г., но перестроена после землетрясения 1907 г. Бывший Дом правительства, построенный купцом Томасом Хиббертом в XVIII в., стоит на Дьюк Стрит. В Институте Ямайки, находящемся на Ист Стрит, расположена библиотека, музей, картинная галерея. Вест-Индский университет (основанный в 1948 г.) - всего в 8 км от Кингстона. Рядом с ним расположен Королевский ботанический сад, к сожалению, пришедший практически в полный упадок.
Жизнь современного Кингстона не слишком отличается от жизни Кингстона времен Боба Марли. В те далекие 60-е годы, когда толпы искателей счастья ринулись в город в надежде на светлое будущее, очень трудно было найти работу в столице. Боб переезжает в Кингстон с матерью и бабушкой и поселяется в одном из его нищих районов - Тренчтауне(2). В трущобах, резко контрастирующих с зелеными холмами богатых районов, Боб получает первое жизненное крещение. Трудная жизнь в гетто, где жестокость полицейских, воровство и войны между бандитскими группировками были повседневностью, навсегда оставила тяжелый и горький след в памяти Боба, став лейтмотивом многих его песен. В Тренчтауне Боб обучился своей первой профессии сварщика, однако, сердце зовет его к другому: Боб слушает музыку новоорлеанской радиостанции, передающей последние хиты Рея Чарльза, Фатса Домино, Кертиса Мэйфилда и Брука Бентона. Именно здесь Боб познакомился с Банни Ливингстоном (настоящее имя Hевилл О\'Рили Ливингстон, будущий Банни Уэйлер) и Питером Тошем (настоящее имя Уинстон Хуберт МакИнтош(3), которые впоследствии образовали ансамбль "The Wailers" ("Вопящие"). В Тренчтауне началась его сольная карьера.
Тренчтаун и сейчас - типичное ямайское гетто, как бы замкнутый в себе миниквартал, где сложились особые отношения. Самостоятельное посещение Тренчтауна иностранцам не рекомендуется, потому что это может быть смертельно опасно: господство криминальных элементов (как и во времена Боба Марли) является безраздельным. Для того, чтобы посмотреть место, где жил будущий певец, необходимо через туристическую компанию заручиться поддержкой местного "авторитета", который будет сопровождать посетителей, в противном случае неорганизованные туристы могут поплатиться имуществом, а то и жизнью. Об этом ямайцы всегда предупреждают своих гостей.
Главной достопримечательностью Кингстона общепризнанно считается дом-музей Боба Марли, находящийся по адресу Хоуп Роуд, 56. Это - "мекка" для всех тех, кто любит музыку рэгги, почитает талант великого певца и исполнителя. Двухэтажный дом находится за кирпичной стеной, разрисованной портретами "звезды". Через ворота из красного кирпича, над которыми развивается флаг Эфиопии, дорожка ведет во внутренний двор прямо к скульптуре легендарного исполнителя. Она выполнена в свойственной растаманам(4) и вообще жителям Ямайки непринужденном духе: здесь нет никакого официоза. Скульптура разукрашена яркими красками в стиле народного творчества, Боб изображен со своей любимой гитарой, у его ног - футбольный мяч (Марли обожал играть в футбол), здесь же портрет эфиопского императора Хайле Селассие I(5). Совсем недавно статуя Боба Марли была заменена на новую, более стандартную и "холодную", которая, на мой взгляд, совсем не соответствует образу певца. Почетное право "открыть" статую было предоставлено одной из внучек певца и композитора - Стефани, которая в настоящее время, как и большинство детей Марли, живет в США.
Служащий музея ведет туристов в дом, на второй этаж, где все осталось так, как было при жизни музыканта: его простая кровать с красно-желто-зеленым покрывалом, лежащая рядом у изголовья гитара в форме звезды, картины, написанные в ярких тонах, более чем скромных размеров кухня. На стендах развешаны религиозные растафарианские одежды, любимая джинсовая рубашка певца, в которой он выступал. Рядом со спальней несколько комнат, сплошь завешанных вырезками из газет - откликами прессы на мировые турне Боба Марли. Это - подробные описания концертов певца, проходивших, как правило, с полным аншлагом и часто длившихся значительно дольше отведенного времени. На первом этаже в трех комнатах торжественно висят заслуженные награды Боба Марли - "Орден за Заслуги", врученный правительством Ямайки певцу перед кончиной, "золотые" и "платиновые" диски певца ("Exodus"(6), 1977 г., "Uprising", 1980 г. и "Legend", 1984 г.). Статуя Боба Марли, заключенная в переливающееся разными цветами стекло, создает впечатление, что певец все время здесь, поблизости, что он никуда не уходил от любимых им ямайцев. В заключении экскурсии показывают достаточно подробный и трогательный документальный фильм о жизни Боба Марли. Лента интересна и с познавательной точки зрения: там показан Кингстон 60-х годов со всем своим ямайским очарованием - трудным бытом трущоб, в которых вырос Боб Марли, неповторимой атмосферой зарождения "ска" и других музыкальных стилей, показаны те самые передвижные дискотеки, которые так привлекали большинство мальчишек, в том числе Боба и его друзей - Банни и Питера, переданы дух и стиль чего-то меняющегося в старом городе, и, конечно же, звучит ямайская музыка, всегда живая и зажигательная. Создается впечатление, что зритель как будто сам становится участником фильма и вместе с Бобом и его друзьями, ансамблем "The Wailers", репетирует, пробует, ошибается и опять пробует новый стиль, свой неповторимый, ямайский, стиль "революционеров с гитарами", вместе с ними делит первые успехи и неудачи, которые в конце концов заканчиваются триумфальными выступлениями. Концерты Боба Марли собирали миллионы зрителей со всего земного шара. Их грандиозность и популярность певца убедительно подтверждают кадры, показывающие обожание мировым зрителем своего кумира. А Боб на последнем дыхании поет и поет, не желая разочаровывать зрителя, для которого он жил на сцене...
Рядом с домом расположилось уютное кафе со столиками и портретами Боба и Риты Марли. Из укрытых громкоговорителей раздается голос Боба Марли, и создается впечатление, что он как бы незримо присутствует, разговаривает с посетителями своего дома. Разумеется, не может не привлечь особого внимания стена со следами от пуль: именно здесь произошло покушение на жизнь певца в 1976 г. Комнату специально не стали ремонтировать, все осталось так, как было. Это производит сильное впечатление на посетителей, позволяет прикоснуться к событиям прошлого, которые были весьма драматичны. А история эта выглядела следующим образом.
В 1976 г., когда предвыборная кампания превратила страну в полигон убийств и разбоев, тогдашний премьер-министр Майкл Мэнли с целью стабилизировать ситуацию организовал шоу "Улыбнись, Ямайка!". Концерт должен был состояться в Национальном парке героев 5 декабря 1976 г.(7). О выступлении Марли было объявлено во всех газетах. За два дня до этого, 3 декабря, самого Марли, его жену и друзей, которые находились в доме артиста, чуть не убили вооруженные люди (личность которых до сих пор не установлена). Чудом оставшийся в живых Боб (пуля прошла чуть выше сердца, задев бицепс правой руки), раненная в голову Рита были срочно эвакуированы в горы, в дом тогдашнего продюсера певца Криса Блэквела(8). Гид объясняет, что пуля так и осталась в руке певца - врачи не рекомендовали ее удалять, так как в этом случае произошел бы паралич. Остальные участники ансамбля "The Wailers" также прятались. Но спустя два дня весь перебинтованный Боб и его жена все же выходят на сцену и в течение 90 минут дают концерт, выступая под "зажигающее" рэгги.
Другое здание музея - это бывшая музыкальная студия, где Марли записывал свои песни. К настоящему времени она переехала по другому адресу в юго-западный район Кингстона (Маркус Гарви драйв, 220). Это тоже очень интересное место, где все пропитано духом Боба Марли, много семейных фотографий, есть также и фото отца, который бросил Боба еще ребенком. Неподалеку сохранилось дерево, под которым любил сидеть певец, играя на гитаре и покуривая ганджу(9). Студией сегодня владеет сын Боба Марли - Зигги.
27 ноября 2004 г. широко отмечался 50-летний юбилей "Студии 1" - самой, пожалуй, знаменитой звукозаписывающей фирмы на Ямайке, которую возглавлял ныне покойный (скончался 23 мая 2004 г.) Клемент Додд, или "Сэр Коксон" (на Ямайке практически каждый мужчина имеет какую-нибудь кличку, прозвище, полученное еще в детстве. Например, Роберта Неста Марли звали "Гонг", или "Таф Гонг", его сын Дэмиен известен как "Джуниор Гонг"). Среди тех знаменитых ямайских музыкантов, которые начали свою карьеру на "Студии 1", был и Марли. Студия находилась в центре Кингстона по адресу Брэнд Форд Роуд, 13 (сейчас эта улица переименована в "Бульвар Студии 1"). В связи с юбилеем состоялся большой концерт, в котором выступили многие участники "Студии 1", в том числе трое сыновей Боба - Стивен, Джулиан и Дэмиен, которые давно уже не посещали Ямайку, поскольку живут и работают за ее пределами, а также знаменитая Марсия Гриффитс, поп-дива ямайской эстрады, выступавшая вместе с Бобом Марли, Кен Бут и другие "звезды".
Коммерческие отношения, присущие современной Ямайке, господствуют и здесь: на территории магазина продаются сувениры, которые выпускаются под эгидой фирмы, основанной родственниками Боба Марли, - майки, музыкальные кассеты, диски, благовония и т.д. Имеется и ресторан, который называется "Queen of Sheba" ("Царица Савская"), где предлагают блюда так называемой растаманской кухни, в основном вегетарианские. У некоторых посетителей может возникнуть вопрос, как бы отнесся к этому сам Боб, который отличался скромностью в жизни и охотно оказывал помощь больным и нищим жителям Ямайки (особенно жителям Тренчтауна, которые, порой, лишь использовали Боба, зная его бескорыстие)? Многие считают, что отрицательно.
До сих пор в день рождения Боба Марли в этом доме собираются растаманы со всей Ямайки, поклонники таланта певца, чтобы почтить память прекрасного человека, послушать его незабываемые песни. Молодые певцы исполняют песни своего кумира, еще и еще раз поминают его. Все ямайские газеты сообщают об этом событии, публикуют статьи, воспоминания, редкие фотографии ("Happy Birthday, brother Bob!" - так выглядит типичный заголовок статьи, посвященной Бобу Марли).
6 февраля нынешнего года на Ямайке и во всем мире отмечался 60-летний юбилей со дня рождения "великого растамана". Премьер-министр Ямайки П.Дж.Паттерсон объявил, что на острове запланировано провести целый ряд мероприятий по этому поводу, причем празднование должно продлиться практически весь год. 6 февраля был объявлен в стране "Днем ненасилия", граждан призывали отдать дань уважения памяти великого сына Ямайки и вести себя тихо, не устраивать перестрелок и поножовщины. В доме-музее Боба Марли была открыта небольшая выставка, а также развернута маленькая ярмарка народных промыслов.
Главным событием февраля стал концерт памяти Боба Марли, проведенный в самом центре Кингстона на улице Натсфорд Бульвар. Кроме того, состоялись концерты в родном квартале Боба - Тренчтауне, а также в курортном городке Негрил.
В целом же юбилей отметили довольно скромно. 50-летие певца в 1995 г. отпраздновали гораздо пышнее; по этому поводу были даже изготовлены специальные юбилейные монеты - золотая и серебряная.
Возможной причиной определенной сдержанности ямайских властей, которую отметили местные газеты, стал скандал, разразившийся как раз накануне февральских празднований. Вдова Боба Рита Марли объявила о решении перезахоронить его останки в Эфиопии, которую растаманы считают своей духовной родиной. Согласно утверждениям вдовы, быть похороненным в священной земле Африки было всегдашним желанием Боба.
В связи с этим на острове начался переполох. Многих ямайцев возмутило заявление Риты. Они усмотрели в этом не столько частное дело семьи Марли, сколько попытку "отомстить" Ямайке за какие-то прошлые обиды, лишив ее своего "национального достояния". Были, правда, и те, кто соглашался с мнением вдовы, утверждая, что на родине действительно не до конца воздали должное человеку, благодаря которому маленький остров, собственно, и стал известен всему миру. Во всяком случае, несмотря на многочисленные призывы почитателей творчества Марли, Боб так до сих пор и не причислен к сонму национальных героев Ямайки.
Реакция властей на попытку Риты выполнить волю покойного супруга была сдержанной, но явно негативной. Министр культуры и образования М.Генри Уилсон открыто заявила о том, что правительство не позволит Рите реализовать ее намерения.
Вдова Марли, в свою очередь, проигнорировала мероприятия, устроенные на острове, и активно занялась подготовкой юбилейного фестиваля в Эфиопии, которая сделала ее своей почетной гражданкой. В Аддис-Абебе концерт в честь Боба собрал 6 февраля много тысяч людей. Там выступали "звезды" музыки рэгги со всего мира, в том числе члены семьи Марли. Согласно заявлениям устроителей этого шоу, оно обошлось в сумму около 1 млн долл.
По сравнению с эфиопским ямайский концерт выглядел "бедным родственником". Из числа "звезд" был лишь Банни Уэйлер, единственный оставшийся в живых представитель первоначального состава группы "The Wailers". Одинокой представительницей многочисленного клана Марли (у Боба было около дюжины детей, большинство внебрачных) стала дочка Боба Стэфани.
Впрочем, на острове еще запланирован ряд мероприятий в честь Боба. Не исключено, что в августе, в период празднования очередной годовщины независимости Ямайки, еще состоится масштабный концерт, возможно даже с участием кого-то из родственников Марли.
Другое место в Кингстоне, связанное с Бобом Марли, - это Национальная арена (закрытый спортивный зал), где в 1978 г. состоялся "Концерт любви и мира", цель которого заключалась в том, чтобы прекратить конфликт между правящей и оппозиционной партиями и успокоить страну. Концерт проходил под покровительством религиозной организации "Двенадцать колен Израилевых", членом которой был и Марли. На концерте выступили и другие именитые тогда на Ямайке артисты (Питер Тош, "The Mighty Diamonds", "Ras Michael" и др). Боб Марли на сцене соединил руки враждующих политиков - Майкла Мэнли и Эдварда Сиаги в знак их символического примирения. Не случайно, что именно напротив этого сооружения установлена скульптура Марли, держащего в руках гитару. Она изображает певца как бы во время выступления: его фигура дышит энергией, вдохновением, кажется, что он сейчас запоет.
Соотечественники по-прежнему обожают своего кумира и никогда не устают от его песен, которые звучат не только в Кингстоне, но и во всей Ямайке. Их они воспринимают как завещание, которое Боб Марли оставил после себя. Для людей он - мессия, гений, заставивший весь мир полюбить ямайскую музыку.
КИНГСТОН
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Современный музыкальный фольклор Ямайки. Стиль сформировался приблизительно в конце 60-х годов, пройдя цепь трансформаций. У истоков рэгги стояли и карибская, и африканская музыка, и популярные стили черной музыки США, в первую очередь ритм-блюз. Первый своеобразный ямайский стиль "ска" сложился в начале 60-х годов. Его преемником был "рок-стэди", из которого и возник рэгги. Музыку рэгги отличают особый ритм с ударением на первой и третьей долях (в отличие от второй и четвертой в блюзе и роке), а также специфический саунд-трек: характерная партия ритм-гитары, резко задающая ритмический рисунок, "плывущий" звук электрооргана и акцентированные сбивки ударных. На Ямайке песни рэгги имеют отчетливую социально-политическую окраску: родившаяся в трущобах, эта музыка п