ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 1

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 
В.М.Давыдов - доктор экономических наук, профессор, директор ИЛА РАН.


Латиноамериканский год России


Похоже, в 2004 г. Россия отдала должное Латинской Америке. Три зарубежных визита Президента РФ (в Мексику, Чили и Бразилию) и переговоры в Москве с венесуэльским лидером - довольно внушительный показатель для региона, который до сих пор не был избалован нашим вниманием на высшем уровне (1).


Де-факто это стало признанием того, что Латинская Америка - значимая величина мировой экономики и политики, и, соответственно, необходимости обозначить на высшем уровне реальный интерес к региону в рамках многовекторной внешней политики Российской Федерации. Задачи российской стороны определялись стремлением найти большее понимание латиноамериканскими лидерами позиции РФ по ключевым проблемам мировой политики, прежде всего по вопросу противодействия международному терроризму. Важно было заручиться их поддержкой для вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Наконец, во всех случаях особое значение придавалось преодолению традиционного дисбаланса в отношениях с латиноамериканскими партнерами - между уже достигнутым в ряде случаев высоким уровнем политического диалога и отставанием в сфере экономического сотрудничества.


Последнее обстоятельство особо характерно для российско-мексиканских отношений. И хотя на то есть вполне объективные геоэкономические причины (преимущественная ориентация Мексики на огромный рынок северного соседа и членство в NAFTA - Североамериканской зоне свободной торговли), существует немало ниш для плодотворного взаимодействия в экономике и научно-технической области. Как показали переговоры в Мексике, политическая воля и авторитет президентов оказывают серьезное стимулирующее воздействие на продвижение в деловом сотрудничестве.


Однодневный визит в Мексику 7 июня 2004 г. имел насыщенную повестку, особенно в части конкретных проектов сотрудничества. В рамках двусторонних переговоров были подписаны соглашения о создании центра по обучению пилотов в штате Веракрус, а также о строительстве завода по ремонту эксплуатируемых в Мексике российских вертолетов и завода по выпуску грузовых автомобилей многоцелевого назначения. Во время визита представителями российских компаний были заключены контракты на строительство под ключ ГЭС "Эль Кахон" в штате Наярит. Кроме того, выражена готовность участвовать в тендерах по ГЭС "Ла Парота" (объем инвестиций в этот проект оценивается в 250 млн долл.). Заявлено о начале поставок в Мексику российского ядерного топлива для АЭС. Подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, соглашение о совместном финансировании мексиканскими и российскими банками проектов в третьих странах (например, строительства электростанций в Аргентине), несколько договоров о сотрудничестве в межбанковских расчетах.


Достигнута договоренность о совместной работе российских и мексиканских специалистов по всему циклу разведки, добычи и транспортировки нефти и газа. С учетом того, что Мексика вынуждена импортировать до трети необходимого ей природного газа, особое внимание на переговорах было уделено обсуждению перспектив поставок из России сжиженного газа в рамках проекта "Сахалин-2" после того, как будет завершено строительство


В ходе визита подписан меморандум о сотрудничестве между Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ и Национальным советом по культуре и искусству Мексики. Достигнута договоренность об открытии в Мексике филиала Московской консерватории.


Российская сторона с удовлетворением восприняла заявление о поддержке Мексикой вступления РФ в ВТО.


Значительное внимание было уделено обсуждению международных проблем. Мексика и Россия высказались за скорейший вывод войск из Ирака, за создание необходимых условий для проведения в этой стране демократических выборов. Подчеркивалось, что позиции Мексики и России совпадали по данному вопросу изначально - обе стороны выступали с осуждением военной операции в Ираке без мандата СБ ООН. Накануне визита президента В.В.Путина В.Фокс заявил Интерфаксу: "Мексика и Россия имеют общую точку зрения по ряду конкретных фундаментальных проблем международной политики и считают необходимым усиливать многополярную систему в международных отношениях".


В подписанном по итогам визита совместном заявлении "Российско-мексиканская инициатива на пути к новой эре сотрудничества" оба президента подтвердили почти полное совпадение позиций сторон по внешнеполитическим вопросам: "Россия и Мексика едины в подходах к упрочнению многосторонней системы международных отношений". Президенты уделили особое внимание значению ООН в решении сложных международных проблем, роли России как постоянного члена Совета Безопасности, а также роли Мексики и других латиноамериканских стран в этой и других международных организациях. В то же время, признавая уникальность ООН как универсального органа международных отношений, В.В.Путин и В.Фокс сошлись во мнении, что назрела необходимость ее реформирования. Россия и Мексика договорились укреплять взаимодействие в рамках форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), призванного содействовать углублению интеграционных процессов в регионе(2).


Совмещение участия В.В.Путина в форуме АТЭС и его официального визита в Чили (18-21 ноября 2004 г.) оказалось весьма символичным. Латинская Америка, которая традиционно (на протяжении нескольких веков) была повернута к Атлантике, начинает разворачиваться к Азиатско-тихоокеанскому региону (АТР). Понятно, здесь формируется зона активного экономического роста. На 21 страну АТЭС (включая США, КНР и Японию) приходится две трети мирового продукта. Здесь завязываются новые узлы политического взаимодействия, оказывающего все более серьезное влияние на принятие решений по ключевым международным проблемам. Очевидно, что и России предстоит повернуться в сторону АТР. И не только для того, чтобы весомо участвовать в АТЭС, превратившемся наряду с "большой восьмеркой" в один из самых авторитетных международных форумов. Важно использовать возможности АТР, институциональную среду АТЭС для втягивания наших дальневосточных и сибирских регионов в активный экономический оборот в этой части мира. Такая задача имеет стратегический характер. Ее решение обеспечит преодоление долголетнего застоя на российском Дальнем Востоке, внесет вклад в наращивание совокупного экономического потенциала страны. Среди латиноамериканских государств Чили, пожалуй, наиболее энергично вошла в АТР, существенно диверсифицировав свои торгово-экономические связи в этом районе. И это, несомненно, - достойный пример.


Чилийское руководство в последнее время проявляет все большую заинтересованность в укреплении политических связей с Россией и наращивании экономического партнерства с нашей страной. Немало было сделано по результатам официального визита в РФ чилийского президента Рикардо Лагоса в 2002 г. Ответный визит В.В.Путина и сопровождавшего его министра иностранных дел С.В.Лаврова существенно дополнил договорную базу сотрудничества. В рамках официального визита были подписаны соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии, в исследовании космического пространства. Особое место занимает заключение договора о военно-техническом сотрудничестве, которое еще недавно казалось немыслимым из-за консерватизма руководства вооруженных сил Чили, ориентировавшегося на традиционных западных партнеров. Президент Р.Лагос официально заявил о поддержке вступления РФ в ВТО. Менее определенно прозвучала формулировка по поводу признания рыночного характера российской экономики. Но, как следует из комментариев высокопоставленных представителей чилийской стороны, в ближайшей перспективе и эта позиция будет выражена в однозначно позитивном смысле.


Российский президент высоко оценил роль Чили на международной арене, ее взвешенную позицию в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН, особенно в ситуации, сложившейся перед вторжением в Ирак. Стороны подчеркнули совпадение подходов по ключевым вопросам международной жизни. Большинство непосредственных наблюдателей подчеркивали очень хороший тон переговоров, взаимопонимание, установившееся между двумя лидерами.


Отмечая в целом благоприятный информационный фон визита и его позитивное восприятие общественным мнением Чили, следует признать, что среди мировых лидеров, пожаловавших в чилийскую столицу на форум АТЭС, "героем дня" все же оказался Ху Цзиньтао, председатель КНР. Пресса явно представляла его как восходящую звезду, затмевавшую порой и президента Буша, который, хотя и принимался с пиететом, но без особой теплоты. (Показательна реакция на казус с появлением Буша в зале заседаний лидеров АТЭС. По принятому протоколу, он должен был проследовать в зал без сопровождения охраны. Телохранители Буша проигнорировали это, и им преградили путь офицеры чилийской безопасности. "Это мой президент", - крикнул телохранитель Буша. "Это моя страна", - ответил чилийский офицер. И, несмотря на реакцию Буша, пытавшегося вызволить своего охранника, чилийцы не допустили нарушения протокола.)


Чили связана с США договором о свободной торговле, который дает стране немалые преимущества. Но чилийцы справедливо говорят о том, что роль Вашингтона уже не та. Американцы уже не лидируют в объеме инвестиций и в географическом распределении внешней торговли не только Чили, но и ряда других южноамериканских стран. (Хорхе Кастро, директор аргентинского Института стратегического планирования, комментируя эффект двенадцатидневного турне китайского лидера, посетившего Бразилию, Аргентину, Чили, а затем Кубу, заметил, что "в странах региона основное шоу разыгрывается вокруг Ху Цзиньтао". Автор обзора в чилийской "Меркурио" Андрес Опенгеймер уточнил: "Турне Ху Цзиньтао вызывает гораздо больший интерес, чем поездка Буша" (последний помимо Чили побывал в Колумбии).


Выступая в Национальном конгрессе Бразилии 11 ноября 2004 г., китайский лидер заявил, что в ближайшее десятилетие КНР намерена вложить в экономику региона 100 млрд долл. Для Бразилии КНР стала третьим по значению торговым партнером. Товарооборот двух стран уже превысил 10 млрд долл. И в предстоящие три года стороны ожидают его удвоение. Во время визита было подписано 11 договоров, которые предполагают китайские инвестиции в 2005-2006 гг. размером в 10 млрд долл. в энергетические и транспортные проекты в Бразилии. В рамках визита в Аргентину подписаны 5 протоколов о намерениях китайской стороны участвовать в реализации ряда крупномасштабных проектов, в том числе о модернизации и расширении железнодорожной сети и организации массового строительства доступного жилья. В Чили достигнута договоренность о вложении 2 млрд долл. в одну из меднорудных шахт корпорации "Коделко". Подписан китайско-чилийский протокол о начале переговоров о подготовке договора о свободной торговле (3).


Политическая обстановка в Чили характеризуется постепенным сдвигом в центр и правых, и левых. Показательно сегодня, что и правые все чаще дистанцируются от Пиночета и его наследия. Но Чили все еще остается разделенной страной с немалым влиянием леворадикальных настроений. И это показали бурные демонстрации протеста на улицах Сантьяго, приуроченные к форуму АТЭС. Демонстрировали против войны в Ираке, против политики Буша и, конечно, против глобализации в интересах "золотого миллиарда". Тысячные колонны прошли по центральным улицам чилийской столицы, что привело к блокированию транспорта и столкновениям с полицией (результат - 189 арестованных). В конечном счете, несмотря на бушевавшие страсти, силам правопорядка удалось "разрулить" ситуацию и восстановить нормальную обстановку, избежав серьезных потерь.
Комментируя результаты работы российской делегации в чилийской столице, необходимо обратить внимание на то, что в ряду двусторонних встреч, проведенных В.В.Путным с главами государств, участвовавшими в форуме АТЭС, состоялись беседы с президентами Мексики и Перу. Параллельно в Сантьяго проходили деловой совет АТЭС и российско-чилийская встреча предпринимателей, организованная Палатой торговли, услуг и туризма Чили и Торгово-промышленной палатой РФ. В обоих случаях российская сторона была представлена руководством ряда ведущих банков и фирм, в том числе Внешэкономбанка, Внешторгбанка, Сбербанка, "Газпрома", "Ренессанс-капитала", "КамАЗа". На встрече предпринимателей выступили министр экономического развития и торговли Г.О.Греф и вице-президент ТПП Г.Г.Петров. Контакты и договоренности представителей деловых кругов позволили выявить ряд новых направлений торгово-экономического сотрудничества.


Из Сантьяго российская делегация вылетела в бразильскую столицу, где за несколько дней до того побывал Ху Цзиньтао.


Следует отметить, что обстановка в Бразилии к тому времени была не из легких. Перевалив за половину своего четырехлетнего президентского мандата, Луис Инасио Лула да Силва столкнулся с оппозицией в собственной партии (Партии трудящихся) и со стороны ее союзников с левого фланга, которые требовали отказа от "неолиберальной политики" и выполнения предвыборных обещаний в социальной сфере. В этих условиях Лула предпринял реформу кабинета министров, предполагающую широкую коалицию, включая центристские партии и не исключая участие представителей правого центра, что позволило бы добиться пропрезидентского большинства в парламенте.


Администрация Лулы стремится к обеспечению устойчивого роста производства и экспорта, и лишь на такой прочной основе осуществлять решение социальных проблем. Налицо определенные результаты. Прирост ВВП вышел на уровень 4-5%, за два года создано почти 2 млн дополнительных рабочих мест. В стране умеренная инфляция, значительное торговое сальдо и профицит госбюджета.


Экономические приоритеты вышли на передний план и в переговорах с российским президентом. Бразилия стала для нас крупным поставщиком свинины и птицы. Но в 2003 г. РФ ограничила бразильскую квоту, а в начале 2004 г. в связи с информацией о появлении ящура в Амазонии российская сторона остановила закупки мяса, сделав впоследствии исключение для штата Санта-Катарина, наиболее благополучного по санитарным условиям. Бразильская сторона дала заверение в том, что опасность эпидемии преодолена, однако, ко времени визита эксперты Минсельхоза РФ не завершили проверку "проблемных" районов Бразилии. Вопрос был отложен по техническим причинам. Но, к сожалению, он вышел на первые полосы бразильской прессы, сопровождаясь крикливыми заголовками типа "Русские не отменяют эмбарго на бразильское мясо", никак не отражая сути происходящего(4). Сказалось влияние "мясного" лобби, в том числе и на высшем уровне.


Между тем переговоры в Бразилии имели широкую повестку, характеризовались конструктивным и деловым подходом с обеих сторон и принесли весомые результаты.


В рамках визита были подписаны: межбанковское соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения, договор о сотрудничестве между Национальным банком экономического и социального развития Бразилии (БНДЭ) и Внешэкономбанком и Росэксимбанком, в одном случае и, в другом - между БНДЭ и Внешторгбанком. Генеральное соглашение о сотрудничестве заключили ОАО "Зарубежнефть" и "Петробраз". Далее следуют "меморандумы о взаимопонимании": между Федеральным космическим агенством РФ и Министерством науки и технологии Бразилии о сотрудничестве в космической области (речь идет о содействии российской стороны в доведении до эксплуатационной стадии бразильского носителя спутников и о развитии космодрома в Алькантара) и между Министерством информационных технологий и связи РФ и Национальным коммуникационным агентством Бразилии.


Соглашение о сотрудничестве заключено также спортивными ведомствами двух стран. Кроме того, подписаны программа научно-технического сотрудничества на 2004-2006 гг. и программа обменов в области культуры, образования и спорта. В ходе деловых переговоров обсуждались вопросы участия российских предприятий в тендере на поставку истребителей для бразильских ВВС и бразильской корпорации "Эмбраэр" в тендере "Аэрофлота" на закупку ближнемагистральных самолетов.


Президент Бразилии поздравил В.В. Путина с ратификацией Киотского протокола. Он подчеркнул, что это событие имеет большое значение, поскольку открывает путь к вступлению протокола в силу с 2005 г. Бразильский президент подтвердил поддержку бразильской стороны вступления Российской Федерации в ВТО. По его словам, это "сделает международную систему торговли более справедливой, равноправной, менее асимметричной".


Со своей стороны президент В.В.Путин подтвердил, что Россия позитивно рассматривает кандидатуру Бразилии в число постоянных членов Совета Безопасности ООН в контексте достижения широкого согласия по расширению Совета в обеих категориях его членов.


Касаясь проблем международной политики, президенты особо остановились на вопросах международного терроризма и глобальной безопасности. Подчеркивалось, что терроризм нельзя отождествлять с какой-либо национальностью, религией или культурной традицией, а международные усилия в этой области должны быть направлены на защиту универсальных ценностей, разделяемых всеми народами мира. Президенты высказались за скорейшее согласование в ООН проектов Всеобъемлющей конвенции по международному терроризму и Международной конвенции по борьбе с актами ядерного терроризма.


В.В.Путин возобновил приглашение Л.Инасио Луле да Силве посетить Россию с визитом в удобное для него время. В предварительном порядке бразильский президент сказал, что надеется посетить Россию в сентябре 2005 г.


Переговорам в Бразилии предшествовали (16-17 ноября) российско-бразильский семинар, организованный в Сан-Пауло Фондом Алешандро Гусмао и Торгово-промышленной палатой РФ, а также заседание двустороннего совета делового сотрудничества (СДС), на которых выступали представители правительства и предпринимательских кругов обеих стран (в том числе с российской стороны руководитель Федерального агентства по промышленности Б.С.Алешин, помощник Президента РФ И.И.Шувалов, сопредседатель СДС А.А.Абрамян). К визиту был также приурочен семинар, посвященный проблемам и перспективам российско-бразильского партнерства, который совместно провели в Рио-де-Жанейро 22 ноября Фонд Жетулио Варгаса и Институт Латинской Америки РАН. На нем с докладами выступили директор ИЛА РАН В.М.Давыдов и заместитель директора Б.Ф.Мартынов.


На встречах в Бразилии затрагивался вопрос о взаимодействии восходящих стран-гигантов (Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР) в целях обеспечения более сбалансированного миропорядка. Этот потенциально весьма существенный вектор мировой политики привлекает все большее внимание специалистов в аналитических центрах не только Бразилии и России. Важно определиться с его конфигурацией и направлением таким образом, чтобы он работал не на конфронтацию, а на обеспечение равновесия в системе международных отношений, помогал нейтрализовать глобальные угрозы XXI столетия.


По возвращении из Южной Америки В.В.Путин провел переговоры с президентом Венесуэлы Уго Чавесом, находившимся в Москве с официальным визитом 25-26 ноября. Путин и Чавес выступили с совместным заявлением, в котором подтвердили сходство подходов по ключевым проблемам международной жизни, включая роль ООН и перспективы ее реформирования, противодействие террористической угрозе, распространению оружия массового поражения. Подчеркнута приверженность принципу многосторонности в решении международных проблем. Лидеры обеих стран высказались в пользу диалога, направленного на стабилизацию нефтяного рынка, между членами ОПЕК и крупными экспортерами, которые не входят в эту организацию. Президенты России и Венесуэлы осудили экономическую блокаду Кубы.


Российская сторона выразила поддержку конституционному выбору венесуэльского народа, сделанному на референдуме 15 августа 2004 г., который подтвердил мандат действующего президента. Венесуэльская сторона обозначила позитивное отношение к вступлению России в ВТО и к ратификации ею Киотского протокола.


Впечатляющим результатом переговоров в Москве стало подписание широкого договора о взаимодействии двух стран в области энергетики, которое предусматривает сотрудничество по всей цепи, начиная от добычи нефти, газа и угля и кончая коммерциализацией готового продукта. Речь идет о совместных проектах в строительстве нефтеперерабатывающих предприятий, гидро- и теплоэлектростанций, об освоении технологии использования тяжелой и сверхтяжелой нефти, совместной исследовательской работе и содействии в подготовке кадров высокой квалификации. Конкретизировано участие корпорации "Лукойл" в осуществлении энергетических проектов в Венесуэле, предусматривающее вложения в объеме 1 млрд долл. Рассматривалось взаимодействие "Русал" и Корпорации развития Гуаяны в освоении крупных месторождений бокситов на территории Венесуэлы.


Стороны продвинулись в реализации договоренностей о сотрудничестве в военно-технической сфере. Положено начало поставкам российских вертолетов и стрелкового оружия.


Президенты двух стран одобрили результаты работы межправительственной комиссии, собравшейся в Москве 5 октября 2004 г., и обязались создать благоприятные условия для наращивания торгового обмена, который находится пока на неприемлемо низком уровне.


Своего рода итог развития российско-латиноамериканских отношений подвел Председатель правительства РФ М.Е.Фрадков на встрече 3 декабря 2004 г. с главами представительств латиноамериканских стран, аккредитованных в России. Отметив беспрецедентно высокую насыщенность 2004 г. переговорами и деловыми встречами, М.Е.Фрадков особо выделил контакты на высшем государственном уровне - визиты президента В.В.Путина в Мексику, Чили и Бразилию, визит венесуэльского президента в Москву, а также переговоры с президентами Мексики и Перу на сессии АТЭС. По признанию премьера, все это позволило выявить основные направления углубления политического диалога со странами региона, расширения взаимодействия с ними на международной арене, добиться наполнения реальным содержанием торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей.


определенном смысле в российско-латиноамериканских отношениях произошел качественный сдвиг. Во-первых, первым лицом нашего государства (будь то в советское либо российское время) никогда ранее не предпринимались официальные поездки в континентальную часть Латинской Америки (первый визит В.В.Путина в регион состоялся на Кубу в 2000 г.).


А тут - целая серия визитов. И это, конечно, имеет глубокий символический смысл. Россия тем самым говорит: наша внешняя полтика, наши международные отношения будут ущербными без активного взаимодействия с латиноамериканцами, регион представляет сегодня столь значимую величину и в мировой политике, и в мировой экономике, что это обязывает нас выделять отношения с его странами в самостоятельное направление деятельности на международной арене. Более того, мы признаем, что взаимодействие с латиноамериканскими партнерами - конструктивный фактор глобальной проекции национальных интересов России, одна из позитивных предпосылок укрепления авторитета нашего государства на международной арене. Мы видим, что Латинская Америка является для нас важным союзником в стремлении к более сбалансированному миропорядку.


Кроме того, если не политически, то уж точно экономически мы открываем для себя Америку - Латинскую. И здесь следует выделить несколько обстоятельств. В Латинской Америке Россия получает все более широкую поддержку вступления в ВТО. Заключение соглашений об избежании двойного налогообложения создает условия для инвестиционного сотрудничества (до сих пор наиболее слабого участка экономического взаимодействия), а значит и предпосылки того, что под торгово-экономические связи будет подводиться более прочная основа в результате долгосрочного переплетения интересов. В Латинской Америке российские предприятия обнаруживают немало новых ниш для перспективного бизнеса. Симптоматично, что крупные российские компании потянулись в страны региона; отнюдь не только в составе групп сопровождения Президента РФ, но все чаще в порядке индивидуальной инициативы. Среди них "Газпром", "Лукойл", "Русал", "Автоваз", "КамАЗ", "Ренессанс-капитал", ведущие производители энергетического оборудования. В их поле зрения немало масштабных проектов. Есть основания полагать, что в ближайшие годы мы станем свидетелями качественного прорыва. Другой его предпосылкой должно стать создание механизма банковского взаимодействия России и латиноамериканских стран в финансовом обеспечении не только экспортно-импортных операций, но и крупных инвестиционных проектов. В этой области уже наметились позитивные сдвиги, о чем свидетельствуют межбанковские соглашения, подписанные в ходе президентских визитов в страны региона. Но очевидно, что на данном направлении предстоит сделать гораздо больше.


Россия обладает двумя "высококонкурентными товарами", которые имеют в своем арсенале очень немногие государства. Речь идет о науке и культуре. Они, увы, почти не задействованы в российско-латиноамериканском сотрудничестве. Между тем и российская наука, и российская культура пользуются высоким авторитетом в странах региона. К ним постоянно проявляется живой интерес, несмотря на ослабленные научно-технические и культурные связи. Нужно понимать, что в современных условиях наука и культура обладают мультипликационным эффектом - создают импульсы активизации сотрудничества в широком диапазоне. С другой стороны, в случае их систематической поддержки государством они начинают работать на благо международного сотрудничества. Хочется надеяться, что такие проекты, как взаимодействие МГУ и Национального автономного университета Мексики в области математики и космических исследований, создание школы Большого театра в Бразилии или продекларированное намерение открыть филиал Московской консерватории в Мексике, не останутся счастливыми исключениями.


Наверное, сегодня уже нельзя ограничиваться двусторонним форматом в наших отношениях с латиноамериканскими странами, которые вовлечены в многослойный процесс интеграции, - субрегиональной, региональной, в масштабах полушария и межрегиональной(5). Последняя новость: решение 12 южноамериканских государств образовать политико-экономический блок - Южноамериканское сообщество наций, которое поэтапно, начиная с зоны свободной торговли, намерено идти к тому уровню интеграции, который достигнут Евросоюзом.


Те, кто не подключен каким-то образом к подобным процессам, потеряют свои конкурентные преимущества. Вот почему многие внерегиональные государства и интеграционные группировки, заинтересованные в закреплении своих позиций на латиноамериканских рынках, стремятся заблаговременно проложить там каналы свободной торговли. Этим озадачены сейчас Евросоюз, Япония, Китай, Южная Корея. Рано или поздно этим придется заниматься и России.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Оценку итогов развития российско-латиноамериканских отношений до 2004 г. см.:  В.М.Д а в ы д о в, В.И.М о р о з о в. Латинская Америка в контексте международной политики России. - Латинская Америка, 2004, № 7, с.6-16.
2 Mundo Internacional. Mexico, junio de 2004, p. 74-76.
3 El Mercurio. Santiago de Chile, 19.11.2004.
4 O globo. Rio de Janeiro, 23.11.2004, p.74-76.
5 К началу 2004 г. в мире насчитывалось 215 двусторонних и региональных договоров о преференциальной и свободной торговле. К 2007 г. это число должно возрасти до 300. Сегодня уже 40% мировой торговли реализуется в рамках подобных соглашений, а к 2005 г. их доля превысит 50%. Постоянно повышается этот показатель и в Латинской Америке. См.: Notas de la CEPAL. Santiago de Chile, 2004, N 35, p.3.

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005