ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
М.А.Панюшкин - аспирант ИЛА РАН.
Мексика на рынке ИТ: ставка на первенство
Важнейшей целью современной стратегии развития Мексики является формирование динамичной конкурентоспособной и одновременно внутренне устойчивой экономики. Можно сказать, что такого рода цель - не новость. Однако за последние 10-15 лет само понятие конкурентной среды качественно изменилось под влиянием процессов глобализации и международной интеграции на фоне распространения информационных технологий (ИТ).
Без преувеличения можно сказать, что в настоящее время граница между богатыми и бедными странами в значительной степени определяется уровнем освоения новейшей техники и развития передовых информационных технологий. Именно они рассматриваются в большинстве государств и как основа повышения конкурентоспособности страны, и как базовый элемент для создания общества, основанного на знаниях.
Формально Мексика занимает довольно высокое место в мировых рейтингах. Она замыкает десятку крупнейших стран в мире по производству ВВП, обгоняя, например, Бразилию и Индию. Мексика входит в число 15 крупнейших экспортеров мира. Она - единственная из латиноамериканских стран, попавшая в элитарную группу развитых государств (ОЭСР). Ее интеграционными партнерами по НАФТА выступают два члена "большой восьмерки" - США и Канада.
Но все это не дает гарантий быстрого повышения качества жизни. Мексика остается страной, где до 70% населения живет в бедности. Стремительно растущий экспорт не способствует улучшению структуры национальной экономики. Филиалы зарубежных ТНК в Мексике не стремятся интегрировать национальных производителей в международные производственные сети (например, в экспортном производстве телевизоров доля мексиканских поставщиков компонентов не превышает 3%). Зарубежные ТНК тормозят создание в стране собственных научно-исследовательских центров или центров разработки перспективной продукции. В результате ей отводится все та же роль "сборочного цеха" в системе международного разделения труда с перспективой превратиться в "страну - экспортную платформу".
Неолиберальные реформы, на которые первоначально возлагались большие надежды, за два десятилетия не привели к реальной модернизации экономики, ее приспособлению к работе в новых условиях. В Мексике все громче раздаются голоса критиков неолиберального проекта. Так, на форуме "Новые пути устойчивого развития Мексики" (октябрь 2003 г.) исследователи из Колехио де Мехико отмечали невысокие темпы экономического роста страны. В последние 20 лет среднегодовой рост ВВП составлял 2,3%. Уровень благосостояния населения в 2003 г. был на 10% ниже по сравнению с 1981 г. Мексиканские ученые подчеркивают, что в настоящее время международное разделение труда между сильными и слабыми странами уже не зависит от того, кто экспортирует сырье, а кто промышленные товары, а определяется тем, кто осуществляет разработки новых технологий (как США), а кто лишь использует их (как Китай или Бразилия).
Несмотря на высокое в целом место по размерам ВВП рейтинги Мексики по объемам производства ИТ и информационно-телекоммуника-ционных технологий (ИТТ) гораздо скромнее. Так, например, по уровню развития программного обеспечения (ПО) она занимает лишь 22-е место в мире. Как показывают расчеты, для того, чтобы выйти на заветное десятое место по производству ИТ, Мексике требуется увеличить его в 2,4 раза, а по программному обеспечению - в 4,7 раза (1).
В наши дни проблемы модернизации мексиканской экономики не могут быть решены без налаживания эффективного производства ИТ. Кроме того, оставаясь только их потребителем, Мексика рискует сохранить крайне уязвимый и всецело зависимый от США внешнеэкономический сектор. Если из ее экспорта вычесть нефть и продукцию "макиладорас", дефицит торгового баланса по остальным статьям составит 40 млрд долл. Все это объясняет стремление мексиканского правительства использовать благоприятные предпосылки для реализации крупных национальных проектов с сфере ИТ. Однако на практике преодолеть "цифровую брешь" (понятие "цифровая брешь" изначально имело совершенно иное значение. Оно впервые появилось в конце 70-х - начале 80-х годов, когда Министерство телекоммуникаций Франции начало замену обычных телефонных аппаратов на компьютерные дисплеи. В ходе дискуссии об условиях такого перехода представители министерства в конечном счете пришли к выводу, что в демократическом обществе ни один из жителей страны не может быть лишен права доступа к информации. Значит необходимо выделить дополнительные финансовые ресурсы на приобретение новой техники для тех, кто не может самостоятельно ликвидировать образовавшуюся "цифровую брешь". Сейчас сходная проблема встала перед странами периферии)оказывается далеко не просто (2).
МИРОВОЙ РЫНОК ИТ И ВОЗМОЖНОСТИ "ВКЛЮЧЕНИЯ" В НЕГО
На продукты информатики в настоящее время приходится 6,6% стоимости мирового ВВП. Мировой рынок ИТ представляет собой новую компактную, но очень интенсивно растущую структуру. Большинство стран, несмотря на финансовые кризисы и экономическую рецессию, продолжают увеличивать свои расходы на ИТ. Начинает меняться и структура инвестиций. Они все больше переориентируются с производства аппаратного обеспечения на производство программных продуктов, доля которых в совокупных расходах повысилась с 32,5% в 1996 г. до 40% в 1999 г. Ежегодное производство продуктов ПО в начале века превысило 150 млрд долл.
США по-прежнему остаются не только ведущим производителем, но и основным потребителем компьютерных программ, на приобретение которых в стране ежегодно тратится более 75 млрд долл (49% всех расходов в сфере микроэлектроники). Собственное производство уже не покрывает внутреннего спроса. Кроме того, в США не хватает 800 тыс. разработчиков программ. И эта нехватка, по оценкам специалистов, не может быть преодолена ранее 2010 г.
Производство продуктов ПО растет не только в центрах, но и в странах периферии. Особенно показательны в этом плане примеры Индии, с одной стороны, и Ирландии - с другой, применяющие разные модели развития экспорториентированного производства ИТ.
В течение 15 лет Индия при поддержке своего правительства производит ПО для США. Правительство вложило более 2,5 млрд долл. в развитие производственных мощностей, сертификацию, продвижение программного продукта и инфраструктуру. Среди других факторов, повлиявших на развитие отрасли в этой стране, был рост индийской диаспоры в США, представители которой как раз и налаживали "свой" экспорт на американские предприятия. Для развития проектов на индийской территории использовался хорошо подготовленный "человеческий капитал" (качественное математическое образование, широкое распространение английского языка) при невысокой заработной плате. Все это позволило в 2000 г. довести экспорт ПО до 5 млрд долл. При этом использование этих продуктов в самой Индии составляет лишь около четверти их производства. То есть индийская модель быстрого развития производства ИТ была ориентирована не на внутренний спрос, а преимущественно на развитие экспорта в США. Несомненно толчком для ускорения послужило то, что за 90-е годы произошла либерализация сферы ИТ в Индии: импортные пошлины на средства ИТ и налог на прибыль были снижены до нуля.
Ирландская модель строилась на иных принципах. Страна специализируется на базовой разработке ПО (проектировании структуры, создание идей-модулей, алгоритмов), адаптации продукции к требованиям пользователей (кастомизация), тестировании и т.д. Для ирландского варианта развития данной отрасли характерны широкое привлечение иностранного капитала (в том числе и американского) и ориентация на рынки ЕС. Предоставление налоговых и таможенных льгот, последовательная политика в сфере ИТ способствовали тому, что Ирландия вышла на ведущие позиции в мире по производству и экспорту ПО, использованию ИТ в своей экономике. За 1993-2001 гг. среднегодовой рост производства продуктов ПО составлял 19,3%. Однако в настоящее время страна сталкивается с нехваткой кадров для развития отрасли, что начинает сдерживать ее рост.
Есть и другие примеры быстрого продвижения ИТ-продуктов. Например, Канада, большинство фирм которой воспринимают рынок США практически как собственный, сумела создать специализированное экспортное производство. Северный сосед занял такие специфические ниши, как компьютерная анимация, графика, электронный документооборот, электронное управление школами.
Эксперты ЮНКТАД считают, что в странах с формирующимися рынками развитие ПО может осуществляться в соответствии с альтернативными стратегиями. Одна ориентирована на внутренний спрос и использование компьютерных программ для развития экономической инфраструктуры, порождая таким образом мультипликативный эффект для других отраслей экономики. Другая направлена на создание экспорториентированного производства, и тогда разработка ПО превращается в приоритетный сектор экономики. Она становится не только источником новых рабочих мест, но и условием общего подъема промышленности. Возможен вариант совмещения обеих стратегий: форсирования разработки ПО для нужд своей экономической инфраструктуры с последующим разворотом в сторону экспорта. Именно такой вариант вызывает сейчас наибольший интерес мексиканской администрации.
В настоящее время ООН начала рассматривать развитие информационной сферы Мексики как один из примеров обнадеживающих результатов применения ИТ развивающимися странами. Например, в соответствии с Декларацией тысячелетия ООН (2000 г.), особое место было отведено развитию системы электронного управления. Оценивая результаты реализации этой программы в 2003 г., эксперты ООН признали, что успехи Мексики, так же, как Чили, Филиппин, Сингапура, Кореи, Эстонии, Аргентины, Бразилии, Мальты и Турции в сфере развития электронного управления даже превосходят достижения ряда развитых стран. Мексика относится к группе из пяти развивающихся стран - лидеров по объему предоставления услуг "он-лайн" своему населению (30-е место в мире). В мировых рейтингах по развитию системы "е-участия" (под "е-участием" подразумевается возможность гражданского общества вступать в диалог с правительством в качестве, во-первых, потребителя его услуг, во-вторых, участника в принятии важнейших решений) населения (3) страна занимает 9-е, а по степени развития и сложности государственных услуг, предоставляемых "он-лайн", - 4-е место.
Благодаря успешному освоению ИТ и целому ряду других обстоятельств - географическому положению, составу населения, особенностям развития высокотехнологичного производства и экспорта - Мексика в принципе имеет шанс превратиться в мирового производителя ИТ. Наличие в стране около 390 предприятий, производящих ПО, и около 1000 ассоциированных предприятий, большинство их которых работают как посредники иностранных фирм, представляет собой солидный задел для развития и этой отрасли.
И, тем не менее, являясь страной со значительным промышленным потенциалом, Мексика имеет пока весьма скромные результаты в развитии производства ПО. На рубеже столетий на эту отрасль в Мексике приходилось 0,1% ВВП страны, в то время как в США - 0,94, а в среднем по миру - 0,61% ВВП. Расходы на ИТ в 2001 г. составили 3,2% ВВП, в то время как в США --7,9, а в среднем по миру - 7,6% ВВП. Эти показатели явно не соответствуют той позиции, которую Мексика занимает по уровню экономического развития в мире.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ В МИРЕ ПО СТРАНАМ (%)
Рисунок 1
* Источник: WB. World Development Indicators, 2004. Washington, 2004, p. 294-296.
Современное положение очень неоднозначно: существуют факторы, благоприятствующие развитию сферы ИТ в Мексике, и наоборот - сдерживающие его. С одной стороны, находясь рядом с США, страна объективно имеет ряд преимуществ перед другими, начиная от бoльшего доступа на рынок США, чем у конкурентов (в том числе при посредничестве североамериканских корпораций), причем доступа преференциального (благодаря членству в НАФТА), и кончая совпадением часовых поясов в двух странах, что упрощает электронные трансакции. С другой стороны, развитие отрасли сдерживают недостаточное правовое обеспечение и слабая инфраструктура, ограниченный доступ на международные рынки из-за отсутствия сертификатов, нехватки финансирования, отсутствия ресурсов для продвижения товаров, нехватка хорошо подготовленных программистов, ограниченное число предприятий, способных конкурировать на мировом уровне и, в конечном счете, - бoльшие издержки на производство ИТ, чем в других странах.
При сохранении достаточно устойчивых стереотипов прежнего международного разделения труда - оценки внешнеэкономического потенциала страны в соответствии со сравнительными преимуществами - стремление Мексики закрепиться в сфере "новой экономики" выглядит весьма проблематичным. Мексиканские производители в целом мало знакомы с выгодами, которые дает использование новых технологий, у них не хватает средств для их внедрения и включения в "новую" экономику (4). Нехватка высококвалифицированных программистов и инженеров, имеющих современную подготовку, невысокий уровень развития необходимой инфраструктуры отрасли сдерживают приток иностранных инвестиций в отрасль. В настоящее время к этому добавилось общее замедление экономического развития Мексики, также затормозившее технологическую модернизацию производственной сферы.
МЕКСИКА ВХОДИТ В ИНТЕРНЕТ
Доступ жителей страны в Интернет за считанные годы превратился в важный критерий оценки не только развития ИТ, но и движения к "информационному обществу" (5). Развитие Интернета способствует росту всех сопряженных с ним отраслей: компьютерной, программного обеспечения, телефонной, полупроводниковой. Кроме того по мере совершенствования систем информационной безопасности развитие Интернета все сильнее влияет на сферу бизнеса, включая е-торговлю или электронную сертификацию.
Еще в 2001 г. только 62 из каждой тысячи мексиканцев имели доступ в Интернет (6), в основном из-за высокой ежемесячной платы за эту услугу - 65 долл. (средняя стоимость месячной работы в Интернет традиционно рассчитывается, исходя из 20 часов "он-лайн"). Уже на следующий год показатели заметно изменились в лучшую сторону: стоимость доступа снизилась до 23 долл. (7) на тысячу и количество пользователей выросло до 98.
Однако детальный анализ структуры рынка Интернет-услуг дает менее оптимистическую картину. Коммутируемый доступ в сеть с использованием модема и телефонной линии остается основным для пользователей. Он более доступен, так как позволяет использовать уже существующую инфраструктуру телекоммуникаций при минимальных дополнительных затратах. Однако скорость передачи информации при таком соединении редко превышает 2 килобайта в секунду, а это неприемлемо для решения большинства современных задач. Коммутируемый доступ отличается также низкой масштабируемостью, требует выделения отдельной линии каждому пользователю. Удобство коммутируемого доступа также оставляет желать лучшего - при его использовании телефонная линия занята, а соединение как правило предполагает продолжительную процедуру, что ограничивает возможности работы в реальном времени. К сожалению, эти недостатки неискоренимы, и технология коммутируемого аналогового доступа по телефонной линии практически приблизилась к пределу своего развития. Кроме того, для Мексики даже телефонные линии - это не очень доступный способ коммуникации. По данным Всемирного банка, на тысячу жителей этой страны приходится лишь 147 телефонных линий, в то время как в США - 646, Корее - 489, Бразилии - 223 (8).
Намного более прогрессивным представляется так называемый широкополосный (broadband) доступ, обеспечивающий повышение качества Интернет-услуг. Но на середину 2003 г. он был предоставлен лишь 2,9% мексиканских пользователей Интернета. Причем половина из их числа использовали цифровые линии DSL (digital subscriber line), а вторая - уже существующую инфраструктуру кабельного телевидения.
Большую часть услуг широкополосного кабельного доступа предлагает оператор Telmex - монополист на рынке Мексики. Он предоставляет практически все услуги DSL в столице и за ее пределами. Цена услуг относительно невелика, например, стоимость 256-килобитного доступа составляет 47 долл. в месяц (для сравнения в России - более 150 долл.). Основной проблемой является лишь слабо развитая инфраструктура телефонной сети, используемая для DSL-доступа.
Достаточно простым решением последней проблемы является форсирование использования беспроводного доступа к Интернету, прежде всего через мобильные телефоны. Нужно учитывать, что в 2003 г. на каждую тысячу жителей Мексики приходилось 255 мобильных телефонов, почти вдвое больше, нежели постоянных телефонных линий. Это создает предпосылки для использования технологии пакетной передачи данных GPRS (general packet receiving signal), позволяющей получить доступ практически из любой части мира и отличающейся сравнительной дешевизной. Однако, несмотря на всю его привлекательность, скорость GPRS-доступа чрезвычайно низка и для серьезной работы в сети неприемлема.
В Мексике существуют также и операторы, обеспечивающие беспроводной широкополосный (wireless broadband) доступ в сеть. Ведущий провайдер такого рода - компания MVS Communications, один из самых крупных операторов NLOS-доступа, не требующего "прямой видимости" (non-line-of-sight). На конец 2003 г. компания работала в трех крупнейших городах страны - Мехико, Гвадалахаре и Монтеррее. MVS Communications поставила задачу уже к концу 2004 г. охватить своими услугами более 70% населения Мексики не только в городах, но и в пригородных районах. Предлагаемые этой компанией цены чрезвычайно привлекательны - например, цена 256-кбит доступа MVS равнялась цене кабельного доступа от Telmex (47 долл. в месяц), но при дополнительной возможности доступа из любого места, входящего в "зону покрытия". Кроме того, MVS способна предоставить и более медленный, 128-кбит доступ всего за 33 долл. в месяц. Такие низкие расценки компании удалось установить за счет новаторского использования четвертого поколения технологий сотовых коммуникационных сетей.
Действуют в стране и операторы WiFi-доступа (на короткие расстояния) с использованием системы хотспотов. Такие услуги предоставляются посетителям кафе, а также пассажирам, имеющим карманные компьютеры или ноутбуки для подключения к сети в самолетах или автобусах. Для DSL-подписчиков компании Telmex доступ предоставляется бесплатно.
Таким образом, уже сегодня на рынке Мексики представлены основные современные технологии Интернет-сервиса, несмотря на то, что бoльшая часть пользователей по привычке продолжает использовать коммутируемый dialup-доступ через телефон. Начало распространения более совершенных и дешевых технологий беспроводного и широкополосного доступа в Интернет способно уже в ближайшие годы заметно расширить охват населения услугами мобильной связи с мировой сетью www.
ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ОГРАНИЧИТЕЛИ
Оценивая перспективы развития ИТ в Мексике, нельзя не учитывать ряд ограничений, препятствующих получению страной конкурентных преимуществ в данной области.
Существуют ограничения нормативные. В правовой базе нет документов, регламентирующих права предприятий на интеллектуальную собственность, без чего, как правило, невозможно получить кредиты. Невыполнение международного законодательства в области защиты интеллектуальной собственности способствует распространению в Мексике "пиратства" в области продуктов и услуг ПО. Не установлены в полной мере нормативы по принятию электронной подписи, необходимые для электронного оборота официальных и торговых документов. Отсутствие льгот на экспорт продукта ИТ, которые имеют, например, "макиладорас" или нефтяной сектор, ставит мексиканских производителей ПО в невыгодные условия, сдерживает инвестиции в отрасль.
Большинство местных предприятий - производителей ПО слишком малы по размерам, чтобы участвовать в международном разделении труда, и имеют небольшое количество контрактов на внутреннем рынке. Именно поэтому Мексика зачастую незаслуженно воспринимается на внешних рынках как страна, где нет мощностей для развития ИТ, и в частности для разработки собственного ПО.
Нужно заметить, что производство программного продукта трудно поддается статистическому учету, и в настоящее время нет точных данных о количестве предприятий, занятых в стране этим видом деятельности. Однако на основе обследования 206 предприятий можно судить о степени концентрации производства в отрасли (см. рис. 2). В стране действительно преобладают микро и малые предприятия (соответственно, 63 и 117 в этой группе), а среднее количество занятых на одном предприятии значительно ниже среднемировых показателей и составляет 250 человек. В этих условиях лишь немногие местные компании отвечают мировым стандартам и могут конкурировать за рубежом.
Закупки госсектора не могут изменить эту ситуацию. В сфере госзакупок отсутствует методология, позволяющая определять качественные характеристики приобретаемых программ, равно как и надежность самого провайдера. Закупки, осуществляемые госсектором Мексики в рамках соглашений о НАФТА, не всегда доступны частным предприятиям - производителям ПО в стране.
Правительство и бизнес не выработали согласованную и эффективную стратегию для объединения усилий государственных и частных организаций по развитию внутреннего рынка ИТ. Более конкурентоспособными нередко оказываются государственные организации, которые осуществляют продажу ПО частным предприятиям без предварительной процедуры лицензирования. В некоторых государственных органах федеральное правительство сохраняет низкопродуктивное информационное обеспечение. Это приводит к завышению расценок на услуги, предоставляемые этими организациями, а также к сужению рынка для частных организаций, которые могут выступать в качестве поставщика тех же услуг.
СОСТАВ МЕКСИКАНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (9)
Рис. 2
Мексиканские предприятия - производители ПО не выработали действенного механизма координации и объединения усилий, чтобы выйти на уровень современных требований внутреннего и внешнего рынка. В производственной сфере местная промышленность ориентирована главным образом на разработку обеспечения нижнего уровня (несложных программ для производственной сферы), на приспособление уже готовых или поддержании действующих программ на национальных производственных предприятиях. В ПО, разработанных местной промышленностью, в основном рассматриваются программы на короткие сроки. Производительность предприятий ПО по преимуществу низкая из-за отсутствия передовых технологий. Поэтому они сильно проигрывают при соревновании с производителями из других стран. В Мексике не хватает технологических центров, которые предлагали бы услуги высокого класса ПО и обеспечения мощности процессов на предприятиях. Не хватает моделей, норм и организаций, оценивающих производственные мощности производителей ПО, а международные оценки очень дорогостоящи. Из-за отсутствия методологии, позволяющей оценить качество приобретенных ПО, потребители при покупке программ исходят в первую очередь из цены, а не качества.
В местной промышленности ПО ощущается острый недостаток финансовых средств для создания новых предприятий (то, что нередко называют "посевным капиталом"). Действующие предприятия изыскивают источники финансирования для расширения мощностей, однако низкий уровень активов в этом секторе становится препятствием для получения кредитов у коммерческих банков.
Принятые в Мексике в 90-е годы программы развития технологических парков и инкубаторов предприятий реализуются медленно. В свое время в Индии именно создание технопарков наряду с формированием инфраструктуры для экспорта (развитие коммуникационных сетей) и упрощение юридических процедур стали важным направлением правительственной поддержки развития отрасли. В индийском варианте "программные парки" сочетали в себе черты свободных экономических зон и научно-технологических парков, решая задачи институциональной поддержки экспорта. Государственная поддержка оказывалась на всех стадиях: от регистрации компании до выдачи разрешения на экспорт. И в Мексике подобные технологические парки могли бы стать полюсами роста для развития экономики и привлечения иностранных инвестиций. Технопарки создают промышленность, не загрязняющую окружающую среду, и с хорошо оплачиваемой работой. Однако в отличие от Индии, в Мексике пока правительственная поддержка производителей ПО развита недостаточно.
В странах, где достигнут успех в области ПО, разработаны схемы по созданию предприятий отрасли, поддерживаемых в первую очередь местной властью. Однако в Мексике такие схемы развиты слабо. Вопреки первоначальным планам, центры развития ПО создаются лишь в очень ограниченном числе штатов, где существуют известные на всю страну учебные центры с высоким уровнем подготовки, освоившие программы в области ИТ (на границе с США - в промышленной зоне г. Тихуана и в штате Нижняя Калифорния).
Стоимость телекоммуникационных услуг в Мексике явно завышена в сравнении с развитыми странами, что снижает ее конкурентоспособность. Например, цена коммутируемого доступа в стране составляет 23 долл. в месяц, а в США - 60 долл. в год (у провайдера America Online). Тем не менее, быстро развивающийся широкополосный, в том числе и беспроводной, доступ способен уже в ближайшее время устранить данный недостаток.
Несмотря на все препятствия, мексиканское руководство не оставляет планов значительного продвижения в области освоения ИТ, и в частности производства ПО, уже в ближайшие годы. К этому объективно подталкивает пример Бразилии, где число пользователей Интернета за считанные годы увеличилось вдвое и уже составляет, как минимум, 15 млн человек.
ПРОГРАММА НА ТЕКУЩЕЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ
Выход на потенциально огромный рынок ИТ, без сомнения, способен дать Мексике неоспоримые выгоды не только благодаря значительному и относительно быстрому росту занятости, но и ввиду открывающейся возможности начать переход от экономики "макиладорас", т.е. страны-сборочного цеха, к экономике, основанной на знании.
Государство играет все более активную роль в развитии информационно-технологического комплекса. Оно не только вырабатывает политику по регулированию и стимулированию создания цифровой инфраструктуры, но и выступает как основной заказчик соответствующей продукции на ранних стадиях формирования комплекса, а также является основным источником финансирования (10).
Признаком особого интереса правительства к информационным технологиям стало принятие в 2001 г. "Комплексной программы по поддержке информационных технологий" и "Программы развития software". Основная причина появления этих программ - необходимость координации усилий государственного и частного секторов, чтобы наиболее полно использовать преимущества ИТ.
Программы предусматривают совместное с частными предпринимателями развитие информационных технологий на ближайшие 9 лет (до 2010 г.), определяют государственные приоритеты в развитии ИТ, подготовке кадров, в методах государственного регулирования и поддержки. Вместе с тем эти программы не являются жестким руководством даже для государственного сектора, а для частной промышленности они носят, скорее, рекомендательный характер. Но они намечают цели, средства и ставят примерные сроки их достижения. Определены предпосылки для развития ИТ в Мексике, а именно наличие мирового рынка потребителей ИТ, оцениваемого в 500 млрд долл., возможность использования мексиканских профессионалов с зарплатой, более низкой, чем в США, а также острая потребность в создании новых рабочих мест для мексиканской молодежи.
Развитие ИТ в Мексике в ближайшее время, видимо, будет опираться как на внутренний спрос, так и ориентироваться на внешний рынок. На внутреннем рынке особое внимание предполагается уделить развитию ИТ в экспортных отраслях, чтобы повысить их конкурентоспособность. В этом состоит важное отличие мексиканских программ от реализованных в свое время в Индии и Ирландии, которые с самого начала строили отрасль как экспортную.
Среди наиболее приоритетных целей, установленных правительством, можно отметить следующие: способствовать развитию промышленности ИТ, в особенности производству программных продуктов, продвигать на международные рынки программные продукты и связанные с ними производства, повышать конкурентоспособность экспортных предприятий, используя ИТ.
Основными участниками программы являются: предприятия отрасли, Мексиканская ассоциация промышленности информационных технологий, университеты, министерство экономики, министерство государственного образования. Эти программы ориентированы, прежде всего, на сферу образования, финансовый сектор, экспортные отрасли (особенно для увеличения притока иностранного капитала), развитие процедур сертификации и содействия продвижению товаров.
В Мексике считают, что стремление корпораций - международных лидеров выступать посредниками из-за выгод, которые представляет работа в реальном времени с предприятиями других стран, находящимися в том же временном поясе и имеющими похожую культуру, должно быть использовано незамедлительно.
Цель программы - создать условия для развития в Мексике конкурентной на мировом уровне промышленности ПО и обеспечить ее рост на длительную перспективу. Предполагается, что к 2010 г. Мексика займет лидирующее место в Латинской Америке на этом направлении. Для этого потребуется создание "критической массы" фирм с определенными размерами производства и достаточной производственной мощностью, чтобы эффективно использовать как внутренний рынок, так и успешно конкурировать на мировом рынке. Предполагается, что используя меры, предусмотренные в программе, уже к 2010 г. производство ПО, по оценкам, может достичь 5 млрд долл. (иначе говоря, за ориентир взят показатель Индии в 2000 г.), а затраты на ИТ поднимутся до среднемирового уровня, т.е. 4,3% от ВВП.
В настоящее время такие страны, как Чили, Коста-Рика, Колумбия имеют более развитую промышленность ПО. Одна из причин - широкое распространение аутсорсинга (аутсорсинг (outsorcing) - разработка части обширного программного обеспечения для другой фирмы), а также предоставление контрактов на развитие ПО частным предприятиям, многие из которых малые и средние. Это позволило создать в указанных странах собственную сильную промышленность ПО, которая обеспечивает поддержку деятельности правительства и соответственно развитие экспорта, увеличение занятости. Похожую политику развития ПО предполагается использовать и в Мексике.
Стратегические инновационные проекты также, как и консолидация и профессионализация промышленности ИТТ требуют значительных вложений. Министерство экономики, Национальный банк внешней торговли (Bancomext), Национальная финансовая корпорация (NAFIN) уже участвуют в финансировании развития ПО. Правительство взяло на себя разработку необходимых механизмов для стимулирования притока капиталов в сектор ИТТ. Есть также идея создания в Мексике специальной инвестиционной компании для поддержки развития ПО по аналогии с образованной Всемирным банком в рамках программы ИнфоДев (11). Насущным остается вопрос выработки системы стимулов для включения мелких и средних предприятий в цифровую экономику. Расчет на то, чтобы они, познав выгоды использования ИТ для повышения своей конкурентоспособности, активно включались в процесс модернизации.
Другая важная составляющая - предполагаемое активное участие местных властей в создании "полюсов роста" промышленности ПО. Для успешной реализации последнего предложены различные концепции развития, включающие такие важные элементы, как региональное планирование, система льгот для привлечения иностранных инвестиций, координация планов и программ по освоению ИТ с общеобразовательными центрами и предприятиями, создание технопарков, инкубаторов предприятий и соответствующей инфраструктуры, оснащение образовательных учреждений современным оборудованием. Местные власти должны будут согласовывать с государственными и частными университетами, центрами среднего специального (технического) образования и предприятиями разработку и применение планов и программ обучения. Последние, в свою очередь, должны соответствовать потребностям промышленности, включать защиты кандидатских и докторских диссертаций, обмен научными сотрудниками в этой области как в национальном, так и международном плане.
Мексиканская программа нацелена на привлечение в страну компаний - международных лидеров ПО, которые будут служить отраслеобразующими предприятиями. Государству отводится роль проводника целенаправленной политики по финансовой поддержке предприятий - производителей ПО. Так, в течение 2001 г. для ускорения внедрения новых технологий уже было обеспечено государством до 30% инвестиций в рамках рассматриваемой программы (12).
Учитывая, что в США проживает большое количество испаноговорящего населения, особое внимание уделяется развитию аутсорсинговой доработке ПО мексиканскими предприятиями для их североамериканских партнеров. Таким же образом будет стимулироваться создание стратегических альянсов между предприятиями США и Мексики. Географическая близость и преференциальные торговые отношения, сложившиеся между двумя странами в рамках НАФТА, дают преимущества Мексике, которая ждет от своего соседа поддержки в создании стратегических союзов для роста своих производственных мощностей и экспорта производства ПО.
Практика долгосрочного партнерства, напоминающая стратегические альянсы, уже используется Мексикой в отношениях с ОЭСР, АПЕК, Испанией (в рамках "Ибероэка" - проекта по сотрудничеству Иберо-американского сообщества) и Чили. Национальная комиссия по науке и технологиям - КОНАСИТ участвует в международных форумах OЭСР и ОАГ, в развитии нового типа ППП-отношений (партнерство на государственном и частном уровнях) в глобализирующейся экономике. Становлению отрасли в Мексике способствуют и связи с такими известными зарубежными фирмами, как Ivax, IBM, Motorola, Nokia, которые заинтересованы вкладывать капиталы в местные предприятия.
Следует подчеркнуть, что федеральное правительство стремится проводить эффективную политику в сфере ИТ. Оно будет оказывать поддержку предприятиям ПО, которые добьются определенных практических результатов в создании технологических парков и альянсов, снижении стоимости услуг ИТ до конкурентоспособного (на мировом рынке) уровня, расширении подключения производственных объектов к Интернету, строительстве необходимых для предприятий помещений. Правительство будет способствовать также созданию технопарков в штатах, где приняты программы развития ПО, предусматривающие использование местной инфраструктуры, человеческих ресурсов и создание новых предприятий. Для этого государство будет стимулировать развитие необходимой инфраструктуры телекоммуникаций, привлечение к участию в проектах венчурных фондов ("посевного капитал") банков развития и иностранных предприятий - лидеров в данной сфере. Последние могут способствовать привлечению зарубежных частных инвестиций в основное производство, инфраструктуру и в развитие предприятий-спутников по производству ПО. Но этого мало. Для того чтобы технопарки превратились в настоящие полюса высоких технологий необходимо расширять контакты не только с предприятиями мирового класса, но и с исследовательскими центрами, лабораториями, академическими структурами, занятыми разработкой ПО.
Совершенно очевидно, что в ближайшие годы Мексике предстоит решить сложную задачу более глубокой интеграции в новую информационную среду. Результаты этого шага могут определить развитие государства на десятилетия. Руководство страны хорошо понимает, что продвижение к "обществу знания" предполагает создание своеобразной культуры информационных технологий. В практическом плане это предполагает развитие сетевой экономики, е-обучения, е-здравоохранения, е-управления и других сфер электронных услуг и бизнеса с последующим объединением их в единую национальную систему, условно названную "Электронная Мексика". Разрабатывая этот перспективный проект, министерство экономики стремится учитывать специальные разработки, производственные программы, планы различных государственных организаций и предприятий частного сектора, особенно тех, которые уже сумели включиться в электронную экономику.
Информационные технологии достаточно быстро входят в жизнь мексиканского общества. Но их дальнейшее продвижение связано с решением целого комплекса новых задач, начиная с развития национальных ИТ, создания эффективной системы адаптации иностранных образцов новой техники и кончая переходом на электронный документооборот на предприятиях, особенно малых. Показательно, что именно этот круг задач уже обозначен как одна из приоритетных целей Национального плана развития Мексики на 2001-2006 гг., который ориентирует страну на внедрение последних достижений в области науки и технологий и повышение конкурентоспособности национальной экономики путем налаживания производства и использования информационных технологий.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Расcчитано по: Propuesta para el uso y aprovechamiento de las tecnologias de la informacion y las comunicaciones, p. 4. - www.oecd.com
2 N.V o l k o w. La brecha digital, un concepto social con cuatro dimensiones. - Boletin de politica informatica. Mexico, 2003, N 6, p. 2.
3 Seminario "Tecnologias de la informacion para el desarrollo de la administracion publica". - Boletin de politica informatica, p. 13.
4 CEPAL. Reunion regional de tecnologia de informacion para el desarollo. Florianapolis, 2000, p. 9.
5 См.: А.В.Б о б р о в н и к о в. Путь в информационное общество: "окно возможностей". - Латинская Америка, 2002, № 1, с. 4.
6 Internet Access Prices in OECD countries. - www.oecd.com
7 WB. World Development Indicators, 2004. Washington, 2004, p. 295.
8 Ibid., p. 290-292.
9 Programa para el desarollo de la industria de software. Mexico, 2000, p. 21.
10 Esquema de apoyo gubernamental a la industria de software. - www.amiti.org.mx, abril de 2001, p. 21.
11 Propuesta para el uso y aprovechamiento de las tecnologias de la informacion y las comunicaciones, p. 11.
12 Anuncia Fox credito fiscal de 30% a empresas que inviertan en tecnologia. - La Jornada. Mexico, 14.VIII.2003, p. 84.