ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Марио Гарридо - корреспондент Агентства "Пренса Латина" в Москве
Куба: дети и государство
Дискуссии по проблемам развивающихся стран, прошедшие на последних заседаниях ооновской Комиссии по правам человека в Женеве (КПЧ), наглядно продемонстрировали то, как могущественные державы используют ее трибуну в целях ущемления прав бедных стран.
Конкретным проявлением этого стал представленный проект резолюции по вопросу нарушения прав более чем 600 военнопленных иракской войны, все еще находящихся на военно-морской базе в Гуантанамо. Не согласная с тезисами документа, кубинская делегация покинула пленарное заседание, дабы избежать бездействия и невмешательства КПЧ, на чем настаивали представители ряда великих держав. В этом ее поддержали некоторые европейские и латиноамериканские государства. При этом она не только разоблачила нечеловеческие условия, в которых пребывают узники, но и то, что у них нет возможности прибегнуть к помощи адвоката. Кубинское заявление вызвало большой отклик в мире, ибо благодаря ему впервые на "скамье подсудимых" КПЧ оказалось развитое, а не бедное государство.
Характерно, что такую позицию заняла небольшая страна, чье население не превышает 11 млн человек, блокированная Вашингтоном вот уже более четырех десятилетий, и даже в этих условиях сумевшая добиться успехов в развитии экономики и общества, которых, быть может, не добивались те, кто нередко обвиняет ее в нарушении прав человека.
Оттолкнувшись от дискуссий в Женеве, коснемся темы, которая беспокоит всю мировую общественность. Речь идет о проблемах детей и подростков в различных странах планеты, включая и самые развитые. Отметим в этой связи, что Центр защиты социальных и экономических прав (Нью-Йорк) выразил большую озабоченность тем, что правительство США отказывается признать и выполнять Декларацию ООН по правам ребенка.
В то же время, по мнению КПЧ, одной из стран, где наиболее грубо нарушаются права детей, являются США. Было указано, что 1,3 млн несовершеннолетних американцев не имеют жилья, 1 млн из них живут в условиях нищеты, а 12 млн входят в так называемые группы риска - больных СПИДом или ВИЧ-инфицированных.
По статистике, дети составляют 35% населения планеты, при этом каждый четвертый живет в семьях, чей ежедневный доход не превышает одного доллара. 121 млн не учатся в школах, 14 млн остались сиротами (их родители умерли от СПИДа), 2 млн стали жертвами насилия, а 400 млн принуждают к рабскому труду.
На этом фоне ярким контрастом выглядят показатели в области защиты детства на Кубе. Благосостояние детей здесь - важнейшая задача социального проекта, а соблюдение их прав является неотъемлемой чертой политической стратегии государства. По всем показателям, отражающим положение детей, Куба сравнима с самыми развитыми и богатыми государствами мира.
На страже прав детей стоят принятые в стране Конституция, кодексы, законы и декреты. Кроме того, осуществляются самые разнообразные программы в области здравоохранения, образования, социального обеспечения. Среди важнейших отметим национальную программу охраны материнства и детства, проекты, связанные с улучшением качества питьевой воды и гигиены, в рамках системы оказания первичной медицинской помощи реализуются программы "семейный доктор" и другие, направленные на повышение уровня воспитания детей и подростков в семье, городских и сельских коммунах.
По мнению ЮНИСЕФ, вопрос о соблюдении прав детей должен считаться приоритетным на всех международных форумах. Проблема защиты детства не может быть предметом рутинных дискуссий, наоборот, она должна постоянно тревожить мировую общественность и находить отражение во всех докладах организаций и учреждений ООН. Голос Кубы в защиту детства звучит с самых разных трибун.
В 1989 г. Гавана подписала Международную конвенцию по правам ребенка и ратифицировала ее в 1991 г. Во исполнение договоренностей, достигнутых на Всемирном форуме в защиту детства, на Кубе осуществляется специальная Национальная программа действий, результаты развития которой свидетельствуют о том, что страна строго выполняет взятые на себя обязательства.
Отражением такой политики является также семейное воспитание, оказание помощи матерям в плане их обучения уходу за детьми. Тем самым кубинское государство гарантирует каждому ребенку право на жизнь. В случае рождения в семье физически неполноценного ребенка или с иной патологией она получает специальную медицинскую и другую помощь, включая психологическую. Цель этой помощи - смягчить боль родителей, с самого начала облегчить им заботу о малыше, требующем особого ухода.
Показатель детской смертности на Кубе - самый низкий в Латинской Америке, а в Западном полушарии она занимает третье место. Среди основных причин смертности детей до года жизни - послеродовые осложнения, врожденные аномалии, сепсис, грипп, пневмония и несчастные случаи. В 1997 г. показатели смертности от послеродовых осложнений, гриппа и пневмонии значительно снизились, став самыми низкими за все 90-е годы.
Что касается питания, то каждому гражданину страны гарантирована минимальная продуктовая корзина, которую он получает в специальной сети магазинов распределения нормированных продуктов. Определенные изменения, направленные на улучшение качества питания населения и снижение дефицита тех или иных продуктов, происходят в функционировании рынка и предоставлении местных услуг.
В 1999 г. 98,8% новорожденных питались исключительно материнским молоком, что превышает запланированный показатель в 95%. Отметим, что этот уровень держится по сей день, и все провинции страны справляются с этой задачей. Несмотря на сложное экономическое положение, на Кубе строго следят за обеспечением нормального питания детей: каждый ребенок в возрасте до 7 лет получает ежедневно литр молока, как в городах, так и в сельской местности.
Дети до 13 лет в приоритетном порядке обеспечиваются по дотационным ценам мясными и другими необходимыми продуктами, такими, как, например, соевые йогурты. В случае стихийных бедствий детям бесплатно выдаются продукты питания первой необходимости. Те, кто находятся в детских садах и на продленном дне в начальных школах, получают, кроме того, диетическое питание (молочное и богатое протеинами).
Тезис великого Хосе Марти - чем образованнее народ, тем он свободнее - служит теоретической основой государственной политики Кубы.
Важным показателем является, к примеру, охват детей дошкольным обучением.
В 1998 г. в таких учреждениях обучались 145364 ребенка. В 1999/2000 учебном году функционировало 118 детских садов, а число женщин, дети которых их посещали, достигло 139814. Однако сады и дошкольные классы - не единственные формы обучения детей этой возрастной категории. С 1992 г. в стране реализуется социальная программа "Воспитай своего ребенка", в которую включаются дети
6-летнего возраста и которая значительно расширила рамки дошкольного обучения. Реализация этой программы потребовала проведения специальных мероприятий, направленных на повышение качества подготовки воспитателей дошкольных учреждений, а также актуализацию дидактических и консультационных материалов, распространяемых в средствах массовой информации, в том числе на радио и телевидении.
На Кубе - обязательное начальное образование для 100% детей школьного возраста. Существует гарантированный и стабильных охват детей школьным обучением на все территории страны, учителя имеют возможность повышать профессиональную квалификацию, они же поддерживают постоянные контакты с семьями. Среди школьных предметов приоритетными являются математика, испанский язык и история, поскольку именно эти дисциплины оказывают важнейшее влияние на развитие логического мышления у детей, обучают их навыкам устного и письменного общения, воспитывают чувство патриотизма и национального самосознания.
Всем кубинским детям гарантировано получение среднего образования. В 1999/2000 учебном году, например, им было охвачено 95,2% детей и подростков в возрасте от 6 до 16 лет. Показатели последних лет практически не изменились. Программы этого этапа обучения направлены на формирование личности ученика и его профессиональную ориентацию, что позволяет школьникам в дальнейшем продолжить обучение по призванию, скажем, в области науки, культуры, спорта и др.
В старших классах (10, 11, и 12) особое внимание уделяется углублению знаний, необходимых для поступления в высшие, специальные и технические учебные заведения, а также для начала трудовой деятельности. В 1999/2000 г. функционировало 223 подготовительных центра, в которых обучались 120 тыс. студентов. Соответствующие программы составлены таким образом, что изучение дисциплин и эстетическое воспитание сочетается с трудовой подготовкой, включая профессиональную ориентацию.
Особо следует отметить индивидуальное обучение. Речь идет о детях с физическими отклонениями (за исключением умственно отсталых), которые получают необходимые знания на дому или в специальных центрах. Эта форма как одно из направлений системы образования возникла в 1962 г., практически сразу после победы революции. И следует отметить, что за прошедшие десятилетия ей неизменно уделялось большое внимание, ее содержание и методы постоянно совершенствовались. Цель подобной подготовки - обучить таких детей, приспособить их к полноценной жизни в обществе.
Как уже было сказано, кубинское государство предоставляет всем детям равные возможности развития. Однако некоторые категории детей, вследствие личных, семейных или иных обстоятельств, требуют повышенного внимания и социальной защиты. Среди них: сироты, дети, не посещающие школу, живущие с безработными матерями, подростки 16-летнего возраста с нарушениями поведения или совершающие правонарушения. Общим является то, что все они находятся в социально неблагоприятных условиях. Таким детям стараются оказывать помощь общественные организации, трудовые и профессиональные коллективы, специалисты в различных областях. Государственные органы социального обеспечения предоставляют им материальную помощь и различного рода услуги.
Защита прав одиноких матерей также является одним из важнейших направлений работы, призванной помочь детям из неполноценных семей. В частности, в 1998 г. такая помощь была оказана 8627 матерям: 6595 из них получили работу и 709 были направлены на профессиональную переподготовку. Кроме того, с целью повысить ответственность взрослых за воспитание и содержание детей проводится кампания по поиску отцов, уклоняющихся от выплаты алиментов. Ежегодно в рамках этой кампании выявляются до тысячи человек, и их обязывают покрывать до 45% потребностей содержания ребенка.
Большую роль в деле формирования новых поколений играют такие организации, как детская пионерская организация им. Хосе Марти и Федерация учащихся средних учебных заведений. Первая - самая многочисленная на Кубе. Она объединяет детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет. Ее численность составляет около полутора миллионов пионеров (99,5% всех школьников). Первая ступень организации - это пионерские отряды, вторая - пионерские дружины, третья - районные и областные организации. Все они объединены в одну Национальную организацию.
Аналогичным образом действует и Федерация, насчитывающая до 300 тыс. подростков в возрасте от 15 до 17 лет. Члены федерации участвуют в коллективном руководстве школой, в принятии решений, касающихся учебного и воспитательного процесса, а также различных вопросов внутри- и внешкольной жизни учащихся, взаимоотношений с районными общественными комитетами.
Кубинские дети имеют все возможности расширять свои интересы в области культуры, спорта, науки, что значительно повышает их социальную активность. Надо отметить, что и в семьях у детей есть право голоса, прежде всего в вопросах, касающихся их досуга и проведения каникул.
Все сказанное позволяет сделать вывод: на Кубе дети пользуются такими же правами и возможностями, как и в развитых странах, хотя уровень развития кубинской экономики значительно ниже, чем в индустриальных государствах. Поэтому созданные кубинским детям условия - результат политической воли кубинского руководства.