ИНФОРМАЦИЯ
Памяти российского ученого
Имя Юрия Владимировича Кнорозова (1922-1999) мало что говорит нашим согражданам, а жаль! Ведь он совершил открытие, сравнимое с теми, которые сделали немецкий археолог Шлиман, откопавший легендарную Трою, или француз Шампольон, расшифровавший египетские письмена. Их вклад в мировую науку был по достоинству оценен и современниками, и благодарными потомками, их имена знакомы каждому образованному человеку. А имя Ю.В.Кнорозова известно лишь узкому кругу специалистов.
А между тем Ю.В.Кнорозову удалось сделать то, чего до него не могли сделать другие ученые ни в Европе, ни в Америке: он расшифровал письменность майя - единственного народа Центральной Америки, который достиг уровня цивилизации, сопоставимого с цивилизацией Древнего Египта. Достижения майя в области астрономии, медицины, строительства, архитектуры и других наук долгое время были недоступны исследователям именно в силу того, что отсутствовал ключ к дешифровке тех записей, которые они нам оставили. И этот ключ удалось "подобрать" Ю.В.Кнорозову. Причем, сделал он это практически один, без помощников, без специального оборудования, без компьютеров, о которых в его времена и не слышали, проведя все исследования за рабочим столом в Петербургском музее этнографии.
Как же ему это удалось? Ответ надо искать в его фанатичной преданности науке, в самоотверженном труде, в одержимости идеей проникнуть в тайны древних цивилизаций и в его исключительных аналитических способностях. Когда в 1955 г. Ю.В.Кнорозов пришел защищать свои исследования в качестве кандидатской диссертации, ему была сразу же присвоена степень доктора исторических наук - случай небывалый в гуманитарных дисциплинах! В 1975 г. он стал лауреатом Государственной премии. Спустя годы его заслуги по достоинству были оценены и за рубежом: он был награжден мексиканским "Орденом Ацтекского Орла" и "Большой медалью" президента Гватемалы.
В Мексике ему удалось побывать лишь незадолго до кончины. Кадры, на которых он запечатлен около дорогих его сердцу памятников майя, вызывают щемящее чувство. Худой, почти бестелесный, с сосредоточенным взглядом, он с трудом передвигается среди каменных глыб с непонятными большинству людей изображениями. Однако для него они - не просто остатки древней культуры, а бесценный источник информации, который завещали нам братья по разуму.
Благодаря усилиям его учеников, и прежде всего д-ра ист. наук Г.Г.Ершовой, эти исследования продолжены, публикуются книги и статьи, посвященные новым открытиям, на Юкатане проводятся совместные экспедиции российских и мексиканских ученых. В Москве создан Мезоамериканский центр им. Ю.В.Кнорозова, в 2004 г. в третий раз были проведены "Кнорозовские чтения" в Российском Государственном гуманитарном университете.
...Тихий осенний денек в Санкт-Петербурге, моросит мелкий дождь, вереницы машин подъезжают к Ковалевскому кладбищу на окраине города. На открытие памятника на могиле Ю.В.Кнорозова приехали председатель Совета Федерации РФ С.М.Миронов, представители местной администрации, сотрудники посольства Мексики, коллеги, журналисты, друзья и родственники ученого. Глава верхней палаты парламента отметил его выдающиеся заслуги, вклад в мировую науку, выразил надежду на то, что дело Ю.В.Кнорозова найдет свое достойное продолжение, и подчеркнул, что "мы можем и должны гордиться такими сынами России, как Ю.В.Кнорозов". Сам Сергей Михайлович познакомился с открытиями выдающегося соотечественника во время визита в Мексику и с тех пор приложил немало усилий, чтобы достойно увековечить память о нем...
Наконец, покрывало, окутывавшее памятник, упало, и собравшимся предстала стела из светло-желтого песчаника, добытого, после долгих поисков, в подмосковных карьерах. По замыслу скульптора Н.Ф.Выборнова, цвет и фактура камня должны были напоминать материал, с которым работали древние майя, и, кажется, в этом автору памятника удалось добиться максимального сходства. На лицевой стороне стелы - портрет Ю.В.Кнорозова со своей любимой кошкой. На тыльной стороне - классические майяские изображения, на торцевых поверхностях - элементы расшифрованных символов, а на небольшой площадке перед памятником - расписной сосуд, аналогичный ритуальным индейским сосудам, который специально изготовила художница из Смоленска Т.И.Витакова. Изваяние кажется теплым, живым, излучающим свет - своеобразный маленький сколок мексиканского тепла и солнца, особенно по контрасту с пасмурным питерским небом и моросящим дождиком.
По древнему поверью майя, дождь символизирует благосклонность богов. А русская душа сказала бы, что сама природа оплакивает того, кто еще недавно был с нами.
Т.П.ПЕТРОВА
Санкт-Петербург - Москва