ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 11

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА


А.Г.Прокопова (Санкт-Петербург), аспирантка экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета.


Процесс присоединения России к ВТО и Латинская Америка


Всемирная торговая организация (ВТО), деятельность которой направлена на либерализацию условий международной торговли (в настоящее время членами ВТО являются 148 стран, включая развивающиеся и наименее развитые), является одной из наиболее авторитетных на мировой арене. Борясь за сокращение тарифов и других препятствий в торговле и за устранение дискриминационного режима в международных отношениях, ВТО исходит из так называемой "базисной теории таможенных тарифов" (1).


Экономический анализ выигрышей и потерь от возведения барьеров на пути потоков международной торговли свидетельствует, что таможенные тарифы снижают уровень благосостояния стран - участниц этого процесса. Причем потребители теряют больше, чем получают в сумме производители и государство, в чей доход идут тарифные сборы, т.е. снижение тарифов приводит к положительным результатам как в странах-экспортерах, так и в странах-импортерах. С этой точки зрения присоединение к ВТО, несомненно, может повлечь за собой позитивные изменения в торговле между государствами-партнерами.


Стремление России вступить в ВТО является политическим решением, обусловленным стратегическим курсом современной торговой политики страны, направленным на ее эффективную интеграцию в мировую экономику. Главная задача на переговорах по присоединению к ВТО - получение условий членства, которые исключали бы ущемление прав России в сфере международной торговли, обеспечили бы реальное улучшение доступа на мировые рынки товаров и услуг, а также эффективную защиту внутреннего рынка.


Членство в ВТО позволит не только расширить возможности для российских экспортеров, но и создать более благоприятные условия коммерческой деятельности в РФ для зарубежных партнеров - участников данной организации. В настоящее время российская делегация ведет двусторонние переговоры с 58 странами, входящими в Рабочую группу по присоединению к ВТО (государства ЕС ведут переговоры с Москвой от лица интеграционной группировки), 19 из них - латиноамериканские (32 страны Латинской Америки являются членами ВТО. Большинство из них присоединилось к ней в 1995 г. Багамские острова имеют статус наблюдателя). Несмотря на относительно небольшие объемы торговли России со странами этого региона (на их долю в 2003 г. приходилось 3,2% товарооборота России, что составляет всего около 6 млрд долл.) (2), представляется, что присоединение России к ВТО, несомненно, благоприятно скажется и на торгово-экономических отношениях России с Латинской Америкой.


СТРУКТУРА ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА


Переговоры о присоединении России к ВТО идут по следующим направлениям: доступ на рынок товаров; обязательства в области сельского хозяйства; доступ на рынок услуг; системные вопросы.


При этом основные темы обсуждения со странами Латинской Америки касаются, как правило, вопросов доступа на российский рынок товаров, которые подразумевают согласование максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин по каждому из них. В частности, договоренности по ввозным таможенным пошлинам включают в себя начальный и конечный уровни связывания таможенного тарифа, а также переходный период, в течение которого происходит снижение пошлины от начального уровня до конечного.


Каждый новый член ВТО после присоединения к этой организации обычно не может применять более высокую ставку импортной таможенной пошлины, чем та, которая будет отражена в обязательствах, т.е. выше связанного уровня. Причем допускается даже выход из обязательства по связанному тарифу при условии, что с этим согласятся другие члены ВТО, и что он выплатит адекватную компенсацию государствам-партнерам, чьи экспортеры пострадают от увеличения тарифа, предоставив им, например, более низкую ставку тарифа по другому товару с таким же объемом экспорта. Ниже (таблицы 1 и 2) представлены средневзвешенные ставки импортного тарифа Российской Федерации по состоянию на 1 мая 2004 г.


Ведение переговоров России по доступу товаров на рынок базируется на следующих основных принципах (3): 1) после присоединения России к ВТО ни одна ставка таможенного тарифа не будет снижена. Они останутся на том же уровне, что и до присоединения; 2) через определенное время после присоединения ставки пошлин на некоторые товары могут быть незначительно снижены (3-5 процентных пунктов). Это либо те товары, в расширенном допуске которых на российский рынок мы заинтересованы сами (не производимое в России сырье или полуфабрикаты, прогрессивное технологическое оборудование, элементы отделки или комплектующие, делающие российскую готовую продукцию конкурентоспособной на мировых рынках), либо те товары, снижение таможенных пошлин на которые российским товаропроизводителям ничем не грозит (вино, бревна и пиловочник, изделия из черных металлов и т.п.); 3) по каждому товару, на который может быть снижена пошлина, в обязательном порядке предусматривается переходный адаптационный период, и его длительность варьируется в зависимости от "чувствительности" соответствующего российского товара и фискальных факторов от трех до семи лет с момента присоединения России к ВТО; 4) присоединение России к какой-либо необязательной секторальной договоренности или инициативе в принципе не может быть предварительным условием присоединения России к ВТО.


Т а б л и ц а 1


СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ СТАВКИ ИМПОРТНОГО ТАРИФА РФ*
___________
* Средневзвешенная тарифная ставка рассчитывается как отношение общей суммы пошлины, взимаемой на основе РНБ, к общему объему импорта от поставщиков, к которым применяется РНБ, в стоимостном выражении.


Источник: Материалы отдела товаров Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ, февраль - апрель 2005 г.


Российская делегация, следуя данным принципам, к настоящему моменту согласовала 85% товарных позиций со всеми государствами. С большинством из 19 заинтересованных стран Латинской Америки переговоры близки к завершению, а на октябрь 2005 г. переговорный процесс завершен с такими государствами, как Боливия, Бразилия, Венесуэла, Куба, Мексика, Парагвай, Чили и Эквадор (4).


Становится очевидным, что немало стран Латинской Америки пока что занимают выжидательную позицию. Наверняка сигналом к завершению двусторонних переговоров по доступу товаров на их рынок явятся для них результаты переговоров России с США, в случае достижения положительных договоренностей.


При рассмотрении российской стороной вопросов тарифного регулирования со странами Латинской Америки важно учитывать систему преференций России. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций РФ, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от действующих ставок, а в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются. Практически все государства латиноамериканского региона входят в Перечень стран - пользователей схемой преференций РФ. Также утвержден и перечень товаров, в отношении которых применяется данная схема преференций. Таким образом, страны Латинской Америки по ряду товаров имеют более выгодные условия на российском рынке благодаря системе преференций, которая, очевидно, будет применяться и после присоединения России к ВТО.


Т а б л и ц а 2
СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЕ СТАВКИ ИМПОРТНОГО ТАРИФА РФ ПО ВАЖНЕЙШИМ ГРУППАМ ТОВАРОВ*
__________
* Учитывалась торговля только со странами дальнего зарубежья.
Источник: Материалы отдела товаров Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ, февраль-апрель 2005 г.


В ходе переговоров с латиноамериканскими партнерами о присоединении к ВТО Россия столкнулась с рядом проблем. Во-первых, это регулирование поставок мясной продукции (Аргентина, Бразилия, Уругвай и Никарагуа). С 2003 г. Москва ввела особый режим регулирования импорта свинины и говядины (5). Установлены тарифные квоты для стран-экспортеров данной мясной продукции. Страны могут поставлять продукцию сверх квоты, но в таком случае продукция будет облагаться бoльшими ставками таможенной пошлины. Кроме того, в отношении мяса птицы применяется специальная защитная мера (импортные квоты) (6). Таблица 3 демонстрирует, как распределились (согласно указанным постановлениям) квоты на мясо между государствами в 2005 г.


Т а б л и ц а 3
КВОТЫ НА ИМПОРТ МЯСА В РФ В 2005 г.*
_________
* Для Парагвая и ЕС данные квоты установлены в ходе переговоров.
Источник: Постановления правительства РФ №№ 877, 878, 879, 880.


Видно, что на долю США и ЕС приходится более 80% поставок. При этом следует учитывать, что это только квотные поставки. Возможна и поставка мяса сверх квоты, но тогда пошлина возрастает в три-четыре раза.


При расчете размера тарифных квот за базовый период принимались 1999-2001 гг. Аналогичного подхода придерживается и российская сторона при переговорах с латиноамериканскими странами по присоединению к ВТО. Однако представители Бразилии и Аргентины требуют увеличения их национальных квот в связи с тем, что в 2003 г. объем поставок мяса из этих стран резко возрос, значительно превысив показатели 1999-2001 гг. В настоящее время они поставляют мяса значительно больше, чем запрашивали в рамках переговорного процесса и чем зафиксировано в постановлениях РФ. По-видимому, имеет место использование "незаконных" методов российскими фирмами при импорте мяса из названных государств.


Подобный подход к регулированию импорта мясной продукции был определен и зафиксирован в двусторонних соглашениях с основными поставщиками мясной продукции - США и ЕС. В предлагаемом механизме распределения квот оговаривается возможность перераспределения неиспользованной части квоты одной страны между остальными поставщиками. Нарушение такого механизма расчета квот (чего пытаются добиться Аргентина и Бразилия) может привести к дискриминации других партнеров России, поэтому переговоры по данному вопросу с латиноамериканскими странами продолжаются (7).


Во-вторых, многие страны латиноамериканского региона, в частности Бразилию, Гватемалу, Колумбию, Никарагуа и других, интересует вопрос, связанный с режимом импорта сахара. Так, в случае с Гватемалой, хотя с российской точки зрения абсолютные величины ее поставок незначительны, они весьма важны для ее экономики. С 1995 по 1999/2000 гг. объем гватемальского производства сахара был равен 1,56 млн т, при этом доля экспорта в производстве составила 72% (8).


Тарифное квотирование сахара-сырца в РФ в настоящее время отменено, и режим ввоза данного товара определяется исключительно уровнем действующей таможенной пошлины. Механизм ее установления основан на том, что уровень ставки зависит от цены на сахар-сырец на нью-йоркской товарно-сырьевой бирже, которая складывается по текущему контракту по итогам предыдущего месяца. Чем выше цена, тем ниже ставка, и наоборот. Формула пошлины выведена таким образом, чтобы при любой биржевой цене сырца стоимость произведенного из него белого сахара была не менее 470 долл. за тонну (цена поддержки белого сахара на российском рынке). Действие данного механизма распространяется на всех его участников вне зависимости от формы собственности, характера деятельности и оборота. Он прозрачен, прост и легок в исполнении и соответствует требованиям ВТО. Его сохранение российская сторона отстаивает в ходе переговоров по присоединению к ВТО в целях защиты внутреннего рынка сахара.


Еще одна принципиальная тема, которая поднимается Аргентиной в ходе переговоров по присоединению России к ВТО, - регулирование импорта растительного масла. Буэнос-Айрес настаивает на снижении величины пошлины на этот продукт. Однако Москва отстаивает необходимый уровень защиты с учетом чувствительности данного рынка, а так как этот товар включен в перечень тех, что подпадают под преференциальный режим, то мы используем этот факт для снятия остроты вопроса (9).


Необходимо подчеркнуть актуальность введения специальных защитных, компенсационных и антидемпинговых мер против российского импорта определенных товаров. По состоянию на 1 ноября 2004 г. в отношении российских товаров действовало 114 подобных мер (10). На первом месте по частоте использования находятся антидемпинговые пошлины (53), а если еще прибавить к ним 10 антидемпинговых расследований, то в сумме получается более половины всех применяемых против России ограничительных мер (см. таблицу 4). Данный вопрос тем более интересен, что страны Латинской Америки используют против России только 9 антидемпинговых пошлин и 3 антидемпинговых процедуры (см. таблицу 5).


Т а б л и ц а 4
ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ПРОТИВ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА*
__________
* Данные по состоянию на 1 ноября 2004 г.
Источник: Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса. Центр торговой политики и права. М., 2005, с. 109.


В рамках каждого конкретного антидемпингового расследования важен вопрос о признании "рыночного статуса" страны. Его наличие обязывает органы расследования использовать при расчете антидемпинговой маржи и пошлины информацию о структуре затрат и себестоимости самих предприятий-производителей товара, в отношении которого проводится расследование. Подобный подход минимизирует риск того, что в ходе расследования будут использоваться данные третьей страны (метод "суррогатной страны") или конструирование нормальной стоимости с соответствующими поправками и корректировками (метод "сконструированной стоимости"), как это имеет место при подходе к государствам с нерыночным статусом.


Зачастую каких-либо критериев для определения рыночного статуса экономики законодательно не предусмотрено. Положения ВТО относительно того, что "прямое сравнение с внутренними ценами в стране не всегда может оказаться подходящим..." (11), предполагают полную или почти полную монополию ее торговли и установление всех внутренних цен государством. Очевидно, что ни одно из этих положений не может быть отнесено к современной России. Однако не многие страны согласились автоматически отменить унаследованный со времен плановой экономики СССР нерыночный статус российской экономики, поскольку такой подход по- зволял проводить антидемпинговые расследования с использованием более благоприятной для местной промышленности методики.


 


Т а б л и ц а 5
АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ ПРОТИВ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА
_______________
Источник: Материалы отдела доступа на внешние рынки Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ, февраль-апрель 2005 г.


Безосновательное сохранение нерыночного статуса российской экономики представляет собой явную дискриминацию, поскольку проводившиеся с 1991 г. преобразования способствовали тому, что российская экономика стала функционировать преимущественно на основе рыночных механизмов. По этой причине одной из основных наших задач на переговорах является восстановление нормальной практики проведения антидемпинговых расследований в отношении российских производителей и экспортеров и обязательное признание всеми странами - членами ВТО рыночного статуса Российской Федерации (12).


К настоящему времени многие страны уже отказались от подобного дискриминационного подхода. За последние годы большинством торговых партнеров был признан рыночный характер российской экономики, в том числе в латиноамериканском регионе. В 1998 г. при проведении в Чили антидемпинговых расследований в отношении горячекатаной стали использовались производственные факторы заинтересованных российских предприятий, что фактически означало признание их действующими в рыночных условиях. 9 мая 2003 г. циркулярным письмом Министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии российская сторона была официально уведомлена о признание рыночного статуса Бразилией. То же произошло и с Мексикой в 2005 г. во время визита президента В.Фокса в Москву.


20 октября того же года рыночный статус российской экономики признала Колумбия. В мае 2004 г. министр иностранных дел Эквадора заявил о признании России как страны с рыночной экономикой. 4-5 октября указанного года в ходе визита вице-президента Венесуэлы в Москву была достигнута договоренность о признании этой страной рыночного статуса российской экономики, которая была зафиксирована в Заключительном акте первого заседания Комиссии на высшем уровне. В ноябре 2004 г. в ходе российско-перуанской встречи на высшем уровне президент Республики Перу заявил о готовности его правительства признать рыночный статус нашей экономки (13).


Переговоры России со странами Латинской Америки по присоединению к ВТО, как видим, охватывают широкий круг вопросов: доступ на российский рынок основных товаров (мясо, сахар, растительное масло, фрукты, кофе и другие); торговля услугами и защита интеллектуальной собственности, а также признание этими государствами рыночного статуса России. На сегодняшний день в ходе переговоров России с государствами региона остаются нерешенными вопросы, связанные с режимами импорта, в первую очередь мяса и сахара, а также с введением антидемпинговых пошлин против российских производителей. Рассматривая возможные решения обозначенных проблем, необходимо оценить общие последствия присоединения России к ВТО для торговли с латиноамериканским регионом, а также провести анализ последствий этого шага для каждого рынка основных товаров.


ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО


Объективный расчет этих последствий сейчас невозможен. Более или менее достоверные оценки могут быть сделаны только после завершения переговоров и оценки опыта первых лет применения соглашений ВТО, когда можно будет уже выявить влияние участия в ней с точки зрения роста торговли, снижения или роста числа торговых конфликтов, влияния на развитие национальной экономики адаптированного к нормам организации законодательства.


Если все же попытаться спрогнозировать влияние присоединения России к ВТО на развитие ее торговли со странами Латинской Америки, то можно выделить две группы возможных последствий:


- те, которые касаются торговли России в целом со всеми странами мира, а, следовательно, повлияющие и на развитие торгово-экономического сотрудничества со странами Латинской Америки;


- те, что затрагивают торгово-экономические отношения России только с латиноамериканским регионом.


Первые - основные общие аргументы в пользу участия в ВТО, которое приведет к положительным изменениям в торгово-экономическом сотрудничестве между государствами, в частности, латиноамериканского региона: участие РФ в разработке новых правил и положений многосторонней торговли с учетом текущих и стратегических интересов; обеспечение недискриминационного режима для российских экспортеров на рынках стран - членов ВТО. В случае, если Россия будет следовать основным принципам и соглашениям ВТО и защищать свои интересы по общим правилам, то и страны-члены по отношению к России уже не смогут использовать противоречащие этим принципам меры. После присоединения к ВТО Россия обязана будет предоставлять режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и национальный режим (НР) всем членам организации.


К настоящему моменту Российская Федерация заключила соглашения, в которых оговаривается предоставление РНБ, со 129 странами мира (напомним, что стран - членов ВТО - 148) (14), из них 19 - латиноамериканские (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гренада, Гондурас, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор и Ямайка). При этом необходимо учитывать, что по российскому законодательству, в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия не предоставляет РНБ, применяются двойные ставки таможенных пошлин. В отношении стран - пользователей схемой преференций РФ (тут представлены все страны Латинской Америки) таможенная ставка неизменно составляет 75% от ставки РНБ, но только применительно к соответствующему перечню товаров. Следовательно, в отношении остальных товаров, не включенных в этот перечень, для латиноамериканского государства, не заключавшего с Россией соглашения об РНБ, сейчас применяется удвоенная ставка (совсем недавно было подготовлено Соглашение об РНБ между Россией и Гватемалой, по инициативе последней, дабы избежать рассматриваемой дискриминационной ситуации). Таким образом, с одной стороны, после присоединения России к ВТО для всех латиноамериканских стран - участниц ВТО Россия будет предоставлять РНБ в обязательном порядке, а также будет действовать в том или ином виде российская система преференций. И, с другой стороны, латиноамериканские государства будут предоставлять РНБ для России.


К настоящему времени более чем с 80 странами мира Россия заключила соглашения о предоставлении им НР (15). Однако в этих соглашениях отсутствует пункт об НР, т.е. данное понятие размыто и определено нечетко. В некоторых случаях говорится о предоставлении НР в отдельных секторах экономики. Поэтому, безусловно, для стран Латинской Америки одним из преимуществ присоединения России к ВТО будет являться факт распространения НР Россией на страны-участницы. И наоборот, НР будет автоматически предоставляться России участницами ВТО. Таким образом, процесс взаимного предоставления РНБ и НР будет наглядно демонстрировать принцип недискриминации и будет выгоден как России, так и странам Латинской Америки, так как в рамках ВТО режимы РНБ и НР предоставляются автоматически.


Необходимо выделить еще как минимум два важных принципа соглашений ВТО: транспарентность и механизм обязательных предуведомлений.


Участие России в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. В свою очередь, практика предуведомлений позволит заранее определить меры регулирования, способные стать потенциальными источниками ущерба другой стороне или возникновения торговых конфликтов. Россия уже приступила к реализации данных принципов путем совершенствования своей нормативно-правовой базы в соответствии с нормами и правилами ВТО. Так, в 2003 г. были приняты или вступили в силу следующие нормативные правовые акты: новая редакция Таможенного кодекса, федеральные законы "О техническом регулировании", "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О валютном регулировании и валютном контроле", а также пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности.


После присоединения РФ к ВТО политика регулирования доступа на рынок будет подчинена строгим правилам и, соответственно, будет более прозрачна и понятна как для внутренних производителей, так и для иностранных поставщиков. Фактор стабильности, несомненно, положительно отразится на развитии отечественного производства и привлечении иностранного капитала. К тому же участие в ВТО сократит и возможность лоббирования, так как Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе и обязательством недискриминации. Тем самым повыситься заинтересованность стран - партнеров России в торгово-экономическом сотрудничестве, а также возрастет инвестиционная привлекательность Российской Федерации.


Участие России в ВТО предоставит ей равный статус с ее прочими членами по антидемпинговым процедурам и поставит барьер дискриминационной практике применения ограничительных мер против российских экспортеров. Россия, основываясь на принципах соглашений по субсидиям и компенсационным мерам, по защитным мерам, по применению ст. VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг), сможет не только активне противостоять необоснованным ограничениям своего экспорта, но и более грамотно проводить свои антидемпинговые и другие расследования. В настоящее время Москва не ведет никаких расследований относительно поступающих на ее рынок товаров из Латинской Америки. На сегодняшний день у нас действует только одна антидемпинговая мера в отношении оцинкованного проката, поступающего из Украины и Казахстана, а также ведутся два антидемпинговых расследования против швеллера из Украины и асинхронных электродвигателей из Украины и Белоруссии (16) (примечательно, что упомянутые выше страны не являются членами ВТО). Так как государства Латинской Америки активно применяют антидемпинговые пошлины против российских товаров, российской стороне следует четко продумать аргументы против данных мер и использовать участие в ВТО для обеспечения равноправных условий торгово-экономического сотрудничества с регионом.


Следующий ряд аргументов показывает, что в отдельных областях присоединение к ВТО может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.


Преимущество участия РФ в ВТО для латиноамериканских стран скажется и в том, что в данном случае ей будет необходимо привести свои технические регламенты и стандарты в соответствие с соглашением по техническим барьерам в торговле и процедуры сертификации в соответствие с Соглашением по санитарным и фитосанитарным мерам (СФС). Посредством применения механизма, предусмотренного данными соглашениями, ВТО гарантирует отказ государств от установления собственных стандартов и подчинение определенным требованиям в сфере применения стандартов и процесса их разработки и введения. Для эффективного использования соглашения по СФС с целью защиты своих экспортных прав или оправдания ограничений на импорт России необходимо модернизировать свою систему стандартов и довести ее до международного уровня, что требует существенных инвестиций. Всемирный банк, к примеру, оказывал содействие отдельным странам по реализации регулирующих положений в сфере СФС. В данные проекты Всемирного банка обычно входят более широкие мероприятия по обеспечению продовольственной безопасности, повышению продуктивности сельскохозяйственного производства и охране здоровья, а не только по обеспечению ограниченных задач приведения качества экспортной продукции в соответствие с более строгими требованиями рынка. Так, издержки по проекту Всемирного банка, связанного с внедрением стандартов СФС, в России в 1992-1999 гг. составили 150 млн долл. Данный проект был направлен на совершенствование инфраструктуры пищевой промышленности и снижение заболеваемости сельскохозяйственных животных (компонент программы реабилитационного кредитования) (17).


Россия сможет использовать механизм урегулирования споров в рамках организации. Соглашение об учреждении ВТО предусматривает обязательную процедуру разрешения споров, которая известна как Договоренность ВТО по правилам и процедурам разрешения споров. Данная процедура ориентируется не на политический подход к разрешению споров, а исключительно на правовое регулирование. В Российской Федерации экономика, несомненно, по-прежнему тесно связана с политикой, и при разрешении споров доминирующим остается политическое урегулирование. Поэтому, чтобы подобная практика действительно давала положительные результаты, необходима подготовка соответствующих специалистов, которые бы смогли использовать механизм разрешения споров ВТО с выгодой для России.


Необходимо подчеркнуть, что в рамках ВТО рассматриваются споры, связанные не только с дискриминационными мерами, но и с уклонением участника от выполнения своих обязательств по Соглашению, нарушением принципов РНБ и НР, введением особых условий для учреждения и/или деятельности компании и так далее. Так, например, введение более высокого акциза на некоторые импортные автомобили в России или намерение Правительства Москвы ввести дифференцированный налог с продаж российских и импортных товаров явно противоречат принципу НР, и, очевидно, что эти меры рано или поздно будут отменены как не соответствующие международным обязательствам (18).


Снижение тарифных и нетарифных барьеров приведет к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что явится стимулом для реструктуризации производств и повышению их эффективности, а также повлечет за собой выгоды для отечественных потребителей, что будет выражаться в падении розничных цен на товары и расширении ассортимента продукции.


И хотя в целом присоединение России к ВТО, как представляется, скорее принесет немалые выгоды, тем не менее следует отметить и ряд негативных последствий.


Снижение таможенных пошлин приведет к ослаблению внутреннего рынка и защиты национальных производителей от натиска импортных товаров и услуг, хотя по некоторым группам товаров величина средневзвешенной ставки конечного уровня не меньше, а даже больше величины ставки действующего тарифа (см. таблицу 2). Кроме того, от России потребуются другие уступки, в частности, в области субсидирования отечественных товаропроизводителей, применения количественных ограничений импорта, отдельных стандартов и других видов нетарифных барьеров. Как уже отмечалось, количественно измерить возможные потери российских производителей невозможно. Тем более нельзя оценить социальные последствия, хотя не исключено, что усиление конкуренции со стороны иностранных производителей приведет к таким негативным последствиям, как закрытие предприятий и сокращение рабочих мест.


Еще одним важным моментом является значимость для бюджета РФ поступлений от таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с импортируемых товаров и услуг. Для сравнения: если доля поступлений от таможенных пошлин в бюджете Канады в среднем не превышает 4%, то для российского бюджета аналогичная цифра за 2004 г. составила около 40% (19), т.е. снижение уровня пошлин приведет к определенному сокращению доходной части государственного бюджета.


Теперь рассмотрим некоторые возможные изменения в торговле между Россией и странами Латинской Америки по важнейшим группам товаров в случае присоединения России к ВТО.


В области тарифного регулирования сахарной продукции можно наблюдать значительные положительные изменения. Отмена квотного режима и введение единой системы определения размера пошлин для всех стран, скорее всего, положительно скажутся на торговле этим товаром между Россией и латиноамериканскими государствами. Прозрачность и простота нового метода определения величины таможенной пошлины для сахара выгодны как для России, так и для ее партнеров. Целью принятия данного механизма являлось создание, в первую очередь, благоприятных условий для развития свеклосахарного комплекса и, соответственно, уравнивание конкурентоспособности отечественного белого сахара, произведенного из свеклы, с сахаром, произведенным из сырца, что, на наш взгляд, способствовало росту в 2004 г. урожая сахарной свеклы в России до 21,3 млн т после 19,4 млн т в 2003 г.


Для таких важных товаров в торговле России с латиноамериканским регионом, как кофе и фрукты, детальных данных нет. С учетом того, что названные продукты не производятся в России, можно предположить определенное улучшение условий их доступа на российских рынок.


Вопросы, касающиеся величины конечной ставки и длительности переходного периода для таких товаров, как рыба и морепродукты, вызывают интерес у Перу, Чили, Уругвая и Белиза (для данной страны это единственный экспортируемый в Россию товар, объем поставок которого в 2003 г. составил 140 тыс. долл.) (20).


Представленные в таблице 3 данные позволяют в первом приближении оценить возможные последствия присоединения России к ВТО для рассматриваемых товаров. По рыбе, например, средневзвешенная ставка конечного уровня связывания значительно меньше действующей ставки, что говорит об улучшении условий доступа рыбной продукции на российский рынок после присоединения России к ВТО. При этом необходимо отметить, что латиноамериканский регион не является единственным поставщиком данного товара, и на российском рынке латиноамериканские экспортеры будут конкурировать не только с российскими, но и с иностранными поставщиками (например, ЕС и Норвегия).


Присоединение России к ВТО положительно повлияет на торговлю России со странами Латинской Америки обозначенными выше товарами, чего нельзя сказать о других позициях.


При рассмотрении состояния тарифного регулирования импорта растительного масла и молокопродуктов наблюдается противоположная картина. Режим торговли растительным маслом важен для Аргентины, а молокопродуктами - для Уругвая (они составляют 20% импорта из Уругвая) (21). В обоих случаях ставки конечного уровня связывания выше по величине действующих ставок, в силу чего данные рынки товаров останутся фактически под действующим уровнем таможенной защиты со стороны России.


Для импорта мяса останется, скорее всего, действующая система регулирования импорта. Россия, используя механизм применения тарифных квот, защищает и поддерживает своих производителей мясной продукции. Страны Латинской Америки не смогли добиться выхода за рамки согласованного механизма регулирования импорта мяса, хотя при этом у них будет возможность получить дополнительную квоту, которой не воспользовалось другое государство.


Условия импорта машин и оборудования, а также легковых автомобилей важны для таких государств, как Мексика, Аргентина, Бразилия, Коста-Рика, Доминиканская Республика (64% импорта из Доминиканской республики - машины и оборудование) (22). Анализ данных по машинам и оборудованию показывает положительную разницу между действующей и конечной ставками, что демонстрирует намерения РФ улучшить условия доступа на рынок данной продукции. При этом в России планируется понижение пошлин на автомобили, которое будет происходить в процессе присоединения России к ВТО постепенно в течение семи лет (с 25 до 15%) со значительным снижением в последние два года. Заместитель директора департамента торговых переговоров А.К.Кушниренко сообщил, что после присоединения России к ВТО пошлины на иномарки старше семи лет не изменятся и останутся запретительными (23). Вместе с тем, латиноамериканские страны не являются основными поставщиками автомобильной продукции. Рынок легковых автомобилей в России - один из наиболее защищенных. Объемы поставок легковых автомобилей из стран региона незначительны по сравнению с поставками, например, из Германии. Так, объем их экспорта из Мексики в РФ в 2003 г. составил 2,7 млн долл., а из Германии - 470,3 млн долл. (экспорт же машин, оборудования и транспортных средств из стран Латинской Америки в Россию в 2003 г. составил всего лишь около 51,6 млн долл. - Данные ГТК России). Вместе с тем, можно привести многочисленные примеры производства немецких автомобилей в странах Латинской Америки. Так, автомобиль компании Volkswagen, модель которого в Бразилии и Китае известна под названием Gol, поставляется в Россию с заводов, находящихся в Сан-Бернардо-до-Кампо и в Таубате (Бразилия), и продается под другим названием - Pointer (24). Компания Volkswagen имеет заводы в Бразилии в таких городах, как Куритиба, где производится Golf, и Анхиета, где осуществляется производство различных модификаций Passat (25). Таким образом, можно предположить, что обозначенные тенденции развития российского рынка автомобилей с каждым годом будут приобретать все большее значение для определенных латиноамериканских стран.


Россия, исходя из потребностей защиты отечественных производителей товаров и интересов внутреннего потребительского рынка, по некоторым товарам усиливает защиту, а по некоторым ослабляет, тем самым открывая новые, хотя и не очень значительные возможности для торгово-экономического сотрудничества с латиноамериканским регионом. В таблице 1 представлены средневзвешенные ставки начального и конечного уровней связывания по состоянию на 1 мая 2004 г., и не исключается возможность их изменения к концу переговоров России по присоединению к ВТО.


Переговоры России с латиноамериканскими странами по присоединению к ВТО в очередной раз показали, что некоторые страны региона при формировании своей позиции и требований сильно зависят от США. Несмотря на урегулирование практически всех спорных вопросов, процесс завершения переговоров затягивается. Отдельные страны заявляют о намерениях вести переговоры с Россией, но дальше заявлений дело не идет. Становится очевидным, что эти страны ждут момента, когда США разрешат свои вопросы с Россией и только потом они подпишут двусторонние протоколы. Также создается впечатление, что действия отдельных стран регулируются каким-то заранее продуманным сценарием их северного соседа. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду при дальнейшем выстраивании торгово-экономического сотрудничества России с регионом, особенно в свете происходящих там интеграционных процессов, а именно попыток образования АЛКА.


Можно сделать общий вывод, что членство России в ВТО приведет к бoльшей прозрачности и стабильности торгово-экономических отношений между государствами, а также предоставит возможность России стать равноправным игроком на мировой арене. Открывающиеся возможности при присоединении России к ВТО принесут выгоды как российским производителям, так и потребителям. Оценивая сейчас возможные последствия присоединения России к ВТО, несомненно, можно говорить также и об улучшении после этого шага торгово-экономического сотрудничества между Россией и странами Латинской Америки.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 П.Х.Л и н д е р т. Экономика мирохозяйственных связей. М., 1992.
2 www.customs.ru
3 А.К.К у ш н и р е н к о. Тарифные переговоры России с ВТО (современный этап: проблемы и перспективы). - Информационный бюллетень № 3, "Россия на пути в ВТО", январь-февраль 2002, www.wto.ru
4 www.wto.ru
5 Постановления Правительства РФ № 721, 722, 723 от 29.11.2003.
6 Постановление Правительства РФ № 724 от 29.11.2003.
7 Материалы Отдела товаров Департамента торговых переговоров Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России), июль 2004 г.
8 D.O r d e n. Impacts of FTAA Integration on Sugar Markets. Preliminary Draft. Washington, 23.09.2002, www.sice.oas.org
9 Материалы Отдела товаров Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России, июль 2004 г.
10 Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса. М., 2005, с. 109.
11 Имеются в виду критерии отнесения страны к нерыночным экономикам в целях антидемпинговых расследований. - Приложение I (пояснительные замечания и дополнительные положения к статье VI), Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 .
12 Материалы Отдела доступа на внешние рынки Департамента торговых переговоров Минэкономразвития России, февраль-апрель 2005 г.
13 Там же.
14 Перечень стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. - Приложение к приказу ГТК России от 25.12.2003, № 1539. Таможенный тариф РФ, 2004.
15 Всемирная торговая организация. Краткое пособие для бизнеса, с. 9.
16 Основы торговой политики и правила ВТО. М., 2005, с. 159.
17 Дж.Ф и н г е р М а й к л, Ф.Ш у л е р. Выполнение обязательств ВТО и проблемы развития. - Торговая политика и вступление в ВТО в целях экономического развития России и стран СНГ: обучающий курс Института Всемирного банка для преподавателей. Москва, 28.03.-8.04.2005.
18 Основы торговой политики и правила ВТО, с. 393.
19 Федеральный бюджет, 2004 г.
20 Данные ГТК России.
21 Материалы Отдела Америки Департамента внешнеэкономических отношений Мин-экономразвития России, февраль-апрель 2005 г.
22 Данные ГТК России.
23 Снижение таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов в Россию. - БИКИ, № 39, 7.04.2005.
24 www.auto.ru
25 www.volkswagen.ru

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005