ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
Ф.А.Швецов
Искусство древней Мексики в Москве
Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) имеет полное право гордиться своим новым уникальным приобретением. К уже существующим в его стенах художественным экспонатам добавилась новая экспозиция: "Искусство Древней Мексики". На торжественной церемонии, посвященной этому важному событию, присутствовали спикер Совета Федерации Федерального Собрания России С.М.Миронов, министр образования и науки России А.А.Фурсенко, президент РГГУ Ю.Н.Афанасьев, директор Учебно-научного мезоамериканского центра им. Ю.В.Кнорозова РГГУ Г.В.Ершова, директор Музейного центра И.В.Баканова, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексики в России Л.Жублан, представители дипломатического корпуса стран Латинской Америки, руководство факультетов и кафедр, преподаватели, студенты.
Открывшейся экспозиции предшествовали другие. В 1995 г. в РГГУ открылся Музейный Центр, представивший студентам и преподавателям выставку поэта Аллы Головиной (1909-1987).
В 1997 г. в Музейном Центре появился отдел слепков из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина под названием "Учебный художественный музей им. И.В.Цветаева". В семи залах представлено более 750 слепков и копий выдающихся памятников искусства Древнего Египта, Древней Греции, Передней Азии, Древнего Рима, а также периода европейского Средневековья и эпохи Возрождения. Следует отметить, что данная экспозиция открыта для широкой публики с самого первого дня своего существования.
В 2000 г. на основе собрания известного коллекционера Л.Талочкина в Музейном Центре открыта экспозиция "Другое искусство": более полутора тысяч экспонатов представляют неофициальное русское искусство 50-80-х годов XX столетия.
И вот теперь, благодаря поддержке сначала Чрезвычайного и Полномочного Посла Мексики в России А. де Тревиньо, работавшего в Москве в 1995-1999 гг., а затем и его преемника уникальная коллекция произведений искусства доколумбовой Мексики появилась в здании на Миусской площади в Москве.
Представленные экспонаты - копии древних предметов, но и они позволяют оценить ту часть культурного наследия, которая избежала разрушительного влияния Конкисты, разорительных войн, обвинений в дьявольщине и алчности тех, для кого значимость произведения искусства определяется лишь его денежным выражением.
Открытие первой в России постоянной экспозиции, посвященная древнему мексиканскому искусству, стало возможным благодаря Национальному институту антропологии и искусства Мексики, подарившему РГГУ 72 копии предметов древнего индейского искусства, а также посольству Мексики в Москве, передавшему в дар университету коллекцию керамических изделий северных регионов Мексики.
Произведения индейских мастеров раскрывают для нас яркий, живой, богатейший, но почти незнакомый и поэтому кажущийся фантастическим мир. Посетителя выставки завораживают названия предметов из драгоценных металлов, глины и камня: "Мужская голова из Паленке", "Правитель Теотиуакана с двумя щитами", "Треножник с Пернатым Змеем"...
Когда в XVI в. испанские конкистадоры достигли берегов Мексики, то были поражены великолепием и величием местной архитектуры. В городах они обнаружили многочисленные каменные здания, а среди них - огромные пирамиды, к плоским вершинам которых устремлялись бесконечные ступени. Эти казавшиеся уходящими в небо лестницы на самом деле вели к небольшим, но богато украшенным сооружениям, которые носили название "дом бога". Местная знать жила в декорированных фресками и рельефами дворцах, одевалась в яркие, пышные наряды и уборы, пользовалась прекрасными полихромными сосудами, украшала себя ювелирными изделиями из бирюзы, нефрита и золота. Вся эта жизнь была наполнена глубоким духовным содержанием, особенно проявлявшимся во время многочисленных религиозных праздников.
Религиозные представления ацтеков, с которыми встретились испанцы, были сложны, богов и традиций было очень много. Не случайно философ и поэт науа, правитель Тескоко Несауалькойотль (1402-1472), выражая свое отношение к существующей тогда религии, приказал воздвигнуть храм в виде высокой башни, где не оказалось ни одной статуи или изображения, и посвятил этот храм "неизвестному Богу - Творцу всего сущего".
Однако неизменной в основе духовных и религиозных представлений всех древних мексиканцев оставалась идея о реинкарнации - постоянном возрождении человеческой души в сотворенном мире. Тело проходило свой короткий земной путь и уходило, оставаясь для вечно бессмертной души лишь звеном в бесконечной цепи воз-
рождений. Реинкарнация носила нейтральный "кровнородственный" характер внутри одного семейного клана. При этом рождающийся младенец вместе с душой наследовал социальное положение, физический облик, психические характеристики и родовое имя своего предка. Реинкарнационные представления зародились задолго до появления цивилизаций, однако только с возникновением ранних государств приобрели статус религий, обрастая мифологическими и легендарными подробностями.
В IV тысячелетии до н.э. в долине Теотиуакана в центре Мексики уже существовало маисовое земледелие. Однако первые государства в Мезоамерике возникли только с появлением на побережье Мексиканского залива во II тысячелетии до н.э. цивилизации ольмеков, которая просуществовала до начала новой эры. Древние ольмеки воздвигали протогородские центры, имевшие сакральное значение и воплощавшие религиозно-социальное устройство общества, в основе которого лежали их знания о мире, культ предков и представления о реинкарнации. Это учение о гармонии жизненного цикла человека в пространстве и времени было основано на изучении звездного неба и окружающего мира.
За ольмеками приходили новые культуры и цивилизации. На историческом пространстве Мексики, начиная с I тысячелетия до н.э., появились сапотеки, миштеки, теотиуканацы, майя, тольтеки, тотонаки, ацтеки, мешики. Каждый из этих народов по-своему осмыслял древнее духовное наследие, обязательно привнося что-то новое в общую копилку мезоамериканской культуры.
Экспонаты отражают и быт, и праздники, и духовные представления древних мексиканцев. Это боги и герои, правители и ремесленники, жрецы и колдуны, мужчины и женщины, дети и их игрушки, обереги и украшения...
В зале искусства Древней Мексики представлены точные копии произведений искусства самых яркий доколумбовых цивилизаций, поочередно сменявших друг друга начиная со II тысячелетия до н.э. вплоть до появления испанцев в начале XVI в.
Публика увидит творения ольмеков - своего рода родоначальников мезоамериканской цивилизации во II-I тысячелетиях до н.э. на юге Мексиканского залива. Почти одновременно с ними в I тысячелетии до н.э. на историческую арену вышли южные соседи - сапотеки, чей расцвет пришелся на первую половину I тысячелетия н.э. и совпал с политической активизацией их соперников по совместной территории штата Оахака - миштеков. Самыми яркими преемниками ольмеков считаются их юго-восточные соседи - майя, создатели величайшей цивилизации, просуществовавшей с первых веков новой эры вплоть до Конкисты.
К северу от ольмеков в Центральной Мексике с начала новой эры по VII в. расцвел Теотиуакан, воплощая распространение цивилизации по региону. Духовными преемниками Теотиуакана принято считать пришедших в VIII в. с севера воинственных тольтеков, а затем потеснивших их в XII в. ацтеков или мешиков, основавших в долине Мехико столицу Теночтитлан.
Экспозиция включает предметы из самой северной культуры Древней Мексики - Пакиме, или Касас-Грандес, отличающейся самобытным художественным стилем.
Для создания наиболее полного представления о культурах Древней Мексики Национальным институтом антропологии и истории Мексики предложены точные копии изделий мелкой пластики из керамики и камня, которые позволяют зрителю наиболее полно познакомиться с духовными представлениями и эстетическими принципами древних. Ювелирные украшения представляют собой как точные копии древних предметов, так и воспроизведения наиболее распространенных иконографических тем.
Глядя на экспонаты, можно воссоздать в своем воображении древнюю Мексику, попытаться мысленно оживить изображенных персонажей и представить себе, как они рождались, радовались миру, общались друг с другом и богами и умирали, оставляя цветущую землю и надеясь на возвращение.