ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 12

ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ


З.И.Романова - доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник ИЛА РАН.


Латинская Америка в мирохозяйственном научно-техногенном цикле


Современный научно-технический прогресс (НТП) развивается в условиях глобализации с ее необычной новизной, вызовами и сложностями. В свою очередь, произошедший в последние десятилетия ХХ в. взлет высоких технологий укрепил материальную базу для ускорения этого процесса. Новые мировые тенденции распространяются и на периферию, в том числе Латинскую Америку, где он имеет свои особенности, обусловленные цивилизационно-этнической историей и ее геополитическим расположением.


Немного из прошлого. Технико-интеллектуальное развитие в регионе было разноэтапным, с рывками и отступлениями. Богатые рентные ресурсы издавна привлекали к нему внимание центров, предопределяя тернистый путь его роста. Стоит вспомнить, что в XVI в. в период западноевропейской научно-промышленной революции и еще два века спустя Латинская Америка находилась в колониальной зависимости от Испании. Промышленный переворот в Европе положил начало международному технологическому размежеванию и разрыву, он же одновременно впервые показал в мировом разрезе важность знаний, умственно-технического труда.


Начало научных изысканий в Латинской Америке связано с университетами, которые появились еще в колониальные времена - в XVI в. в Мексике и Перу, в 1613 г. - в г. Кордове (Аргентина). Они ориентировались на историю, этнографию и математику. В XVIII столетии выпускники университетов стали заниматься также научными разработками в области географии, астрономии и медицины(1). Регион включался в поле интересов мировой науки, чему, в частности, способствовали экспедиции, совершенные в XIX в. европейскими учеными, среди них британец Чарльз Дарвин, немец Александр Гумбольдт и россиянин Григорий Лангсдорф. К началу XIX в. в Латинской Америке насчитывалось уже свыше 40 университетов. Университетские программы, основанные на испанских католических ценностях, со временем начали наполняться идеями французской революции. При университетах стали создаваться первые научно-исследовательские лаборатории (в 1816 г. - лаборатория экспериментальной физики в Кордове). Значительный толчок научному поиску дало появление в Аргентине в 1822 г. Академии медицинских наук, в Бразилии в 1827 г. - Национальной обсерватории и 1900 г. - Института микробиологии, в 1843 г. в Уругвае - Института истории и географии. Труды ряда латиноамериканских ученых получили международное признание, некоторые из них были избраны членами академий наук стран Европы и США.


Первые технологические новшества в Латинской Америке были связаны с разработкой природных ресурсов, предназначенных для экспорта в индустриальные государства. Тем самым они служили удовлетворению потребностей мировых центров в развитии передовых отраслей производства, но мало способствовали подъему национальной экономики, обновлению внутреннего рынка(2). Созидательный потенциал ресурсов был весьма невелик, а кое-где и вовсе отсутствовал, закрепляя технологическую и общую хозяйственную отсталость как отдельных стран, так и континента в целом(3).


Обрабатывающая промышленность, процесс индустриализации в регионе, т.е. технологический прорыв был связан с тремя мировыми потрясениями ХХ в., так или иначе ослаблявшими мировые центры и соответственно их давление на периферию, - Первой мировой войной, Великой депрессией 30-х годов и Второй мировой войной. В 50-60-е годы проблема технологического обновления начала ставиться более широко. Об этом свидетельствует, в частности, создание таких структур, как Национальный совет научного и технологического развития в Бразилии (1951 г.), Государственный секретариат по науке и технологии в Аргентине (1968 г.)(4), Колумбийский фонд научных исследований (1968 г.). Возникали схожие по целям органы и организации и в других странах региона.


Однако решить многие поставленные перед ними задачи, в силу ряда факторов внешнего и внутреннего характера, им так и не удалось. Тем не менее, в первые два десятилетия после Второй мировой войны в регионе произошли существенные технологические прорывы, чему, в частности, способствовали национализация значительного сегмента иностранной собственности, усиление роли государства. С середины 50-х годов свидетельством прогрессивных изменений в отраслевой структуре промышленности и использования возможностей НТП стало, например, развитие химии и сопутствующих производств.


Всплеск государственной активности после Второй мировой войны нашел выражение и в стимулировании НТП, стали расти расходы на поддержку научных центров, НИОКР, образование в целом. За 1945-1975 гг. в Латинской Америке было создано больше вузов, чем за всю ее предыдущую историю. Их основу составляли университеты, число которых в середине 70-х годов приближалось к 250. Половина из них приходилась на Бразилию и Мексику, свыше трети - на Аргентину. Новые университетские центры появились в Перу, Колумбии и Эквадоре. Обучение в госуниверситетах Аргентины и Бразилии было бесплатным.


Труды латиноамериканских ученых получали международное признание. В 1947 г. аргентинский физиолог Б.А.Усай получил Нобелевскую премию, в 1970 г. ее был удостоен аргентинский биохимик Л.Ф.Лелуар.


Усилилась господдержка основанных в 50-60-х годах в Аргентине, Бразилии и Мексике Национальных комиссий по атомной энергии и освоению космического пространства. Возросли бюджетные ассигнования для НИИ министерского подчинения.


Во многих странах, в том числе в Колумбии, Перу, Уругвае и Ямайке были сформированы государственные органы по планированию, развитию и координации НИОКР, Национальные советы по научным и технологическим разработкам. Важную роль в этом сыграла Межамериканская конференция по применению науки и техники в Латинской Америке, проходившая в 1972 г. в Бразилии. На ней было принято решение о выработке единой политики в области науки, об усилении контроля над иностранными инвестициями и импортируемыми технологиями.


НТП - прерогатива сильных, богатых государств, он позволяет им сохранять лидерство, пользоваться преимуществами обладания передовыми средствами производства. Развивающиеся, в том числе латиноамериканские страны в подобных обстоятельствах оказываются в трудном, подчас кризисном положении. Речь идет о развитии в 50-60-х годах в индустриальных центрах искусственно-синтетического производства, различных природно-сырьевых альтернатив. Так, выпуск корпорацией "Дюпон" кожзаменителей больно ударил по животноводству многих стран региона.


После "потерянного десятилетия" 80-х в контексте циклического развития в 90-е годы в регионе наметился экономический рост. Возросла и общая сумма ВВП в расчете на душу населения, в ряде стран стали расширяться отрасли с информационными и микроэлектронными технологиями, начала модернизироваться традиционная промышленность. Вся эта динамика и обновление были отнесены за счет процесса приватизации и модели рыночного открытого либерализма.


Однако прямым и косвенным результатом данного курса в условиях НТП стало обострение внутренних социальных проблем: усиление неравномерности в распределении доходов, расширение слоя бедного и беднейшего населения, снижение жизненного уровня. В итоге - ослабление тяги к образованию, учебе, особенно к науке. Среди дипломированных специалистов укрепилась тенденция искать работу за пределами своих стран. В последние десятилетия ХХ в. в условиях недостаточных темпов экономического роста и значительной безработицы - отмечал аргентинский аналитик А.Феррер - "не удалось трансформировать производственную структуру таким образом, чтобы освоить достижения технологической революции и включиться в динамичные потоки мировой экономики"(5). Иными словами, либеральная модель, опора на иностранные инвестиции не оправдали надежд на технологический прорыв, на успехи "догоняющего развития".


Ряд латиноамериканских аналитиков (Ф.Чапарро, А.Эррера, Ф.Сагасти и др.) осознавали, что научно-техническое отставание региона обусловлено двумя главными факторами - эндогенного (внутреннего) и экзогенного (внешнего) происхождения. А поскольку периферийным странам преодолеть их в одиночку трудно, а скорее, невозможно, то с 60-х годов значительное внимание (с некоторыми отступлениями) начало уделяться экономической интеграции. В повестке дня интеграционных саммитов и конференций одно из ключевых мест нередко занимала проблема информационно-технологической отсталости и зависимости. В процессе "догоняющего" научно-технического развития все бoльшая роль отводилась поддержке со стороны государства, прежде всего научно-исследовательских центров.


На рубеже ХХI в. в Латинской Америке, особенно в крупнейших странах, наметилась тенденция к переосмыслению пройденного пути, осознанию важности и одновременно сложности и противоречивости освоения достижений научно-технического прогресса. Приход к власти в 2003-2004 гг. в ряде стран новых лидеров изменило отношение к НТП, к современной экономике знаний. Несмотря на сохранение финансово-долговых и многих других проблем, в регионе ширится понимание значимости высоких информационно-производственных технологий.


В новом столетии оживляется сфера технологичного производства в Аргентине, причем как в базовых отраслях, так и во вторичных. Говоря о продолжающейся модернизации экономики, уместно коснуться и такой немаловажной проблемы, как обеспечение автотранспорта необходимым горючим, учитывая трудности в стране с нефтью, бензином, с их высокой ценой. В результате поисковых работ 15% аргентинских автомобильных моторов работают на газе. Производство сжиженного газа - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей в стране. Растущее внимание НТП, причем в самых передовых сферах экономики и инфраструктуре, уделяется в Бразилии, а также Мексике, Венесуэле и Чили.


ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В КОНТЕКСТЕ НТП


В условиях глобальной техногенно-информационной открытости зарубежные инвесторы с их сетью предприятий в регионе, издавна рассматривавшие Латинскую Америку как источник высоких прибылей и производственно-инвестиционного превосходства, стали активно использовать новые возможности для сохранения прежних целей. В свою очередь, страны Латинской Америки, обремененные долгами и испытывающие потребности как в капиталовложениях, так и в новых техногенных средствах производства, начали создавать для их привлечения определенные условия. В Бразилии, например, для потенциальных иностранных инвесторов появилась специальная информационная система в форме особых Интернет-сайтов, которая содержит конкретные сведения по тем или иным промышленно-энергетическим проектам. Аналогичные системы возникают и в других странах.


На новом витке развития среди иностранных вкладчиков капитала по-прежнему в регионе лидируют США. Латинская Америка издавна являлась тем пространством, где американские предприниматели отрабатывали свои методы создания глобальной производственной системы. Здесь ТНК и ТНБ укрепляли свою филиальную сеть, здесь же они формировали отвечающее их корпоративным интересам международное разделение труда, которое затем переносилось на другие страны и континенты. На начало 90-х годов ХХ в. зарубежные филиалы крупнейших компаний США действовали в 44 государствах, они сосредотачивали 3/4 общего объема зарубежного производства филиалов США(6). В последующее десятилетие эта сеть еще более расширилась, около половины филиалов сосредотачивалось в Латинской Америке.


Что касается прямых инвестиций США в Латинской Америке, то в 2002 г. они составляли 18% общей суммы и свыше половины объема в развивающемся мире, достигавшего 30%. Несмотря на заметный рост прямых капиталовложений в Азии, они существенно отставали от латиноамериканских показателей (11%)(7). По сумме прямых капиталовложений США в 2002 г. (272 млрд долл.) Латинская Америка уступала только Западной Европе (895 млрд долл., или 59%). Причем эта доля с 1980 г. оставалась практически неизменной при разком сокращении удельного веса Канады (с 21 до 9%)(8).


Исторически инвесторы США, корпорации соседа-гиганта стремились создавать в регионе либо производство ресурсное, с природной рентой, либо предприятия "нижних этажей" - простейшей продукции, полуфабрикатов. При этом они оставляли за собой более сложные, наукоемкие, технологически авангардные сферы деятельности. Подобное разделение труда позволяло их ТНК за счет Латинской Америки получать завышенные доходы и постоянно модернизировать собственную экономику, упрочивая таким образом свои преимущества.


Осуществленная в регионе либерализация экономики усилила новые организационные формы деятельности ТНК, ориентированные на НТП. Все большую роль начали играть холдинговые компании, занимающиеся управлением и регулированием операций подконтрольных им зарубежных предприятий. Они не включены в конкретное производство, в их задачу входит распределение инвестиций и технологических проектов, заключение соответствующих сделок. Тем самым ТНК сокращают свои издержки и административные расходы и создают базу для масштабного и комплексного влияния и доминирования на глобализирующемся международном рынке. Холдинговая форма используется ТНК для подчинения своим интересам важных сегментов этого рынка. В настоящее время треть прямых зарубежных инвестиций таких участников мирового бизнеса приходится на Латинскую Америку.


Несмотря на преимущества, связанные с НТП, новые отрасли промышленности имели, как правило, дробную структуру. Иностранные, прежде всего американские компании создавали в ряде стран Латинской Америки предприятия электронной промышленности, главным образом по выпуску полупроводников, информационных компонентов и комплектующих узлов для ЭВМ. Основная их часть предназначалась для вывоза в США. По существу создавалась специфическая система внутрифирменных, высокодоходных операций. В условиях глобализации экономика Латинской Америки начинала носить все более имитационный характер, приспособленный для обслуживания центров и одновременно покупателей их продукции.


ТНК не только оттесняли местные компании, но и деформировали их структуру. Как отмечали региональные аналитики, "значительная часть мелких и средних предприятий оказалась вынужденной превратиться в субконтракторов транснациональных компаний"(9). Такому подчинению в немалой степени содействовали технологическое превосходство ТНК, их финансово-организационные рычаги.


Показателем данной тенденции может служить широкое распространение в регионе сборочных предприятий, так называемых "макиладорас", создававшихся американскими ТНК. Суть их деятельности заключалась в том, что сборка продукции, главным образом бытовой электротехники, производится из импортных деталей и узлов материнских компаний для последующего экспорта в различные страны мира. Их высокая рентабельность базируется на низких издержках производства, на дешевой рабочей силе.


Если первоначально в 60-80-х годах "макиладорас" преимущественно сосредотачивались в Мексике, в основном вдоль мексиканско-американской границы, то в 90-х годах они уже появились во многих странах региона, особенно в Центральной Америке. Их привлекательность и живучесть объясняется тем, что они обеспечивают занятость значительной массе людей, особенно малоквалифицированной рабочей силе. В технологическом отношении "макиладорас" закрепляют периферийное положение стран Латинской Америки в современном международном разделении труда.


В формате глобализации производственный процесс на "макиладорас" претерпевал изменения - от первоначальной ручной сборки (с середины 60-х годов) к использованию механизации и автоматизации (с конца 80-х годов), а в третьем поколении (с конца 90-х годов) и к применению отдельных элементов современной технологии. Повысился уровень подготовки рабочих, возросла численность инженерно-технического состава, что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции. Заговорили даже о "производственной технологии, близкой к лучшим образцам международных компаний", о "внедрении современных методов организации и управления производством"(10). Однако несмотря на произошедшую модернизацию, речь по-прежнему шла, пусть о более технологичных, но все же сборочных, зависимых предприятиях. Не отмечалось коренных, фундаментальных перемен и с подключением к системе "макиладорас" японского капитала как в Мексике, так и странах Центральной Америки.


Участие иностранного капитала в основных сегментах промышленного производства Латинской Америки имело для нее ряд общих негативных последствий, главным из которых можно назвать торможение процесса модернизации и даже индустриализации региона. Оно осуществлялось посредством соответствующей структуризации местного производства, искажения внешнеторговых связей. Схема выглядит следующим образом: ТНК закупают на внешнем рынке, прежде всего у своих материнских компаний, устаревшее оборудование, более дешевую технику вчерашнего дня, они же сокращают и даже прекращают выпуск тех видов продукции, прежде всего технологичной, которые могли бы конкурировать с производством их материнских компаний. Разноуровневая мировая система сохраняется.


В результате стратегия импортзамещающей индустриализации в Латинской Америке стала давать сбои, общий импорт за счет роста ввоза недостающего оборудования начал дорожать. Это вело к дефициту торгового баланса, порождало необходимость обращаться за внешними кредитами, т.е. ухудшало общее финансовое состояние региона. Неслучайно производительность труда в металлообрабатывающей промышленности в середине 90-х годов составила там лишь 28% от соответствующего уровня США (в автомобильной - 23%)(11).


После Второй мировой войны, особенно в последние три десятилетия ушедшего века, по мере развития в Латинской Америке процесса приватизации корпорации Западной Европы и Японии стали расширять структуру своих филиалов. Их активность усиливалась в ходе развития НТП, превращения предпринимательской деятельности, связанной с передовой технологией, в особо прибыльную сферу промышленного производства. При этом в руках зарубежных инвесторов сосредотачивались, как правило, все основные фазы освоения наукоемкой продукции, начиная от внедрения в производство новой технологической идеи и кончая сбытом авангардных товаров на остро конкурентном международном рынке, т.е. по существу все каналы продвижения новой высокоприбыльной продукции. Причем нередко в разработке научно-технических проектов участвовали латиноамериканские специалисты, работающие как в материнских компаниях центров, так и в их местных филиалах. Использование человеческого капитала южных соседей содействовало укреплению высокотехнологичного потенциала центров, прежде всего США, их лидерству в современной интеллектуально-производственной международной конкуренции.


Развитие НТП делало более отчетливым размежевание между деятельностью в регионе национальных и зарубежных компаний. Более сильные в финансовом и организационном отношении ТНК располагали собственной инфраструктурой, лицензионно-патентной системой, в их распоряжении оказывалась и более квалифицированная рабочая сила. В результате именно они в первую очередь пользовались преимуществами техногенного прогресса.


Процесс обновления в промышленности и экспортной торговле хорошо заметен в Латинской Америке на примере автомобильного производства. В ведущих в данном отношении странах - Бразилии и Мексике - компании США сосредотачивают 60-70% выпуска, главным образом сборки автомобилей. Опираясь на свое технологическое превосходство, именно они одерживают верх в конкурентной борьбе на внутреннем рынке. Они же представляют регион в мировой торговле автомобильной продукцией. Иностранные предприятия доминируют и в автомобильном производстве Аргентины.


НТП распространился не только на промышленность и систему инфраструктуры, но и на сельское хозяйство. И здесь особенно заметна его противоречивая роль, носителем которой являются зарубежные инвесторы. Особое место в региональной сфере новаций занимают мощные американские корпорации - в информатике выделяются IBM и "Хьюлет Паккард", непосредственно в аграрном секторе - "Монсанто", "Доу кэмикл", "Дюпон" и "Сайнджента" с их необычным производством генетически модифицированных культур (ГМК), дающих повышенную урожайность.


Первоначально на ГМК смотрели с надеждой - найдено средство покончить с мировым голодом! Однако вскоре зазвучали тревожные ноты, связанные с непредсказуемыми последствиями их потребления для здоровья человека. В 1998 г. Евросоюз наложил мораторий на импорт продуктов-мутантов(12). Тогда ТНК-новаторы в своем стремлении взять под контроль перспективный сегмент прибыльной торговли обратили пристальный взгляд на Латинскую Америку. В США, на которые приходится примерно 70% мировой трансгенной продукции, запрета на торговлю ею не существует. Американские ТНК, используя в конкурентной борьбе ценовые и силовые приемы, успешно продвигаются в южном направлении, опираясь, в частности, на более низкие издержки производства.


Лидером в наступлении оказалась корпорация "Монсанто" с годовым оборотом около 5 млрд долл.(13). Главный акцент этот гигант сделал на Аргентину с ее огромными массивами плодородных земель. Посевы трансгенной сои там выросли более чем в десять раз, составляя 80-90% всего ее производства (в 1996 г. вышло разрешение правительства на торговлю). Страна заняла второе место в мире после США по выращиванию этой культуры, главным образом под контролем "Монсанто", что вызвало неоднозначную реакцию как на внутреннем рынке, так и за его пределами. Многим показалось сомнительным намерение обеспечить глобальные потребности в продовольствии и покончить с голодом в мире подобным путем.


Деятельность "Монсанто" оказалась в центре диспутов в деловых и общественных кругах континента(14). Пока досконально не изучено, как потребление ГМК отразится на здоровье человека, но уже появились первые признаки, связанные с возникновением у людей аллергии и тучности. Тревожные сигналы поступают и со стороны животноводства. О неутихающей обеспокоенности говорят периодически проходящие в Латинской Америке и за ее пределами форумы и конференции, посвященные проблеме ГМК, в том числе в рамках ВТО. Высказывается мнение, что трансгенные продукты не должны использоваться для оказания помощи бедным странам.


В результате в Мексике, Бразилии, ряде средних и даже малых стран были приняты меры, подчас весьма резкие, по запрету производства ГМК и их импорту. Где-то потом эти меры были смягчены, но с сохранением условия обязательной маркировки товара, где указывается наличие таких компонентов. В Бразилии, например, был создан специальный межминистерский Комитет по ГМК, который возглавил президент страны Лула да Силва. Дело в том, что посевы "мутантов" быстро увеличиваются: в одном только штате Рио-Гранде-де-Сул 80% плантаций сои составляют именно такие сорта (в целом по стране - свыше 12%). Федерация сельскохозяйственных рабочих штата призывает власти установить ясные и твердые правила производства ГМК и торговли ими.


В Колумбии решение Аграрного института предоставить доступ на местный рынок трансгенному хлопку "Монсанто" (представитель корпорации оказался в руководстве института) привело к обострению политической обстановки в стране. Протестные движения ("Народное действие") стали проводится как против института, так и министерства сельского хозяйства. Напряженные столкновения между противниками и сторонниками ГМК развернулись и в Мексике, где вводились строгие нормативы на их производство и использование. В 2002 г. правительство издало указ о субсидировании производства естественных культур.


НТП И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ГОСУДАРСТВА


В условиях НТП по-новому ставится вопрос об экономической и политической независимости и самостоятельности государства. Процесс глобализации, хотя и на ином уровне, вновь подтвердил положение о том, что в мировом и региональном пространстве, как правило, выигрывают сильные, развитые участники. В отличие от прежних времен сила победителя определяется степенью владения высокими технологиями, современными знаниями.


Страны региона - более слабые, запоздалые партнеры мирового взаимодействия, объективно нуждаются в определенной поддержке и даже защите. А реально ее может предоставить лишь государство, учитывая относительную слабость национального предпринимательства и одновременно силу филиалов зарубежных ТНК, заинтересованных лишь в коммерческих результатах и не желающих конкурировать на международном рынке со своими материнскими компаниями.


Речь не идет об изолированности от остального мира, да она и невозможна в обстановке информационной революции, а о том, чтобы государство помогало сокращать разрыв в технологическом потенциале с передовыми странами или по крайней мере не увеличивать его. Экономическая обособленность только способствовала бы дальнейшему отставанию, росту опасной производственно-технологической зависимости. В периферийных странах ей способны противостоять практически только государственные помощь и стимулирование, поскольку только государство располагает необходимыми и равновеликими финансовыми и административными механизмами. Конечно, властные структуры могут быть разными, но в данном случае предполагается, что они национально, интеллектуально и социально ориентированы.


Долгое технологическое, ставшее нетерпимым отставание региона, слабое, подчас своекорыстное участие частного сектора в преодолении подобного положения, привлекало все большее внимание к административно-финансовым ресурсам государства. В немалой степени подобное положение связано с изъянами в развитии местной промышленности, которая в значительной мере формировалась под воздействием импортной, далеко не всегда новой и при этом весьма дорогой технологии. В рамках многих национальных предприятий практически не существовало собственных изыскательских работ, особенно ориентированных на удовлетворение потребностей внутреннего рынка(15).


В данном контексте велика роль науки как источника положительных нововведений и стимулятора последующих назревших перемен. В одной из работ Венесуэльского института научных исследований, опубликованной в середине 60-х годов прошлого столетия, отмечалось: "если наука должна существовать в качестве инструмента интеллектуального развития и позитивного материального действия, то ее бракосочетание с политикой, в благородном смысле этого слова, неизбежно"(16).


Внимание к участию государства в процессах обновления носило в регионе пульсирующий характер. Заметная потребность в нем проявилась еще с окончанием Первой мировой войны, когда на континенте наметилось оживление тенденции к самостоятельному развитию. Однако его дальнейшее продвижение тормозилось нерешенностью аграрного вопроса, силой латифундистов, чьи экспортные операции опирались на союз с зарубежными пищевыми компаниями, а те не были заинтересованы в модернизации латиноамериканской экономики. Национальная буржуазия была слаба организационно и политически.


Импульс научно-технологическому развитию был дан после Второй мировой войны, когда оживился интерес к образованию и науке в целом и возросло число институтов и академий, в том числе государственных. Посредством финансирования их деятельности власти поддерживали национальные научно-исследовательские разработки, так или иначе направляя их в сторону местного производства. Если до Первой мировой войны помощь государства шла в направлении "роста вовне", то в дальнейшем, постепенно, особенно после Великой депрессии 30-х годов, она все заметнее стала ориентироваться в сторону "роста вовнутрь".


Технический прогресс нередко сопровождается неожиданными, иногда нежелательными последствиями, поэтому участие государства в стимулировании НТП теснее всего увязывается с системой планирования. Дискуссии о планировании как важном факторе поступательного развития велись в академических кругах еще до Второй мировой войны. После ее окончания они получили дальнейший стимул в связи с национализацией ряда крупных предприятий, началом процесса региональной интеграции(17).


Технический прорыв, который крупные страны региона осуществили с конца 40-х годов ХХ в. посредством расширения участия государства в базовых отраслях экономики, побуждали и другие, в том числе малые страны следовать тем же курсом. Речь в первую очередь шла об энергетике и ключевых отраслях промышленности.


Усиление роли государства в экономике в 70-х годах происходило и в странах Карибского бассейна. Так, в Гайане были национализированы предприятия в бокситодобывающей и сахарной промышленности, на транспорте, в аграрном и финансовом секторах. Наиболее значимым явился переход в 1971 г. в руки государства филиала канадской бокситодобывающей компании АЛКАН (80% добычи бокситов и производства глинозема в стране). В 1975 г. был национализирован филиал американской бокситодобывающей корпорации "Рейнолдс майнс" (20% соответственно).


Там же в 1976 г. государство установило контроль и над такой важной отраслью местной экономики, как сахарная промышленность, принадлежавшей английской компании "Буккер". Собственностью государства стали и плантации сахарного тростника. В целом были национализированы 32 иностранные компании, включая действовавшие в таких ответственных сферах, как телекоммуникации, радиовещание и печатные СМИ. Для успешного функционирования крупного госсектора и общего социального обновления начали разрабатываться пятилетние планы экономического развития. Осознавая значение научно-технического прогресса и роль знаний, правительство Гайаны ввело систему бесплатного образования в школах и вузах, а также бесплатное здравоохранение. Стали улучшаться общие макроэкономические показатели, повышаться качество жизни.


Государственные институты в Латинской и Карибской Америке активизировали свою деятельность как на национальном, так и на международном уровне. Возраставший технологический разрыв в межнациональных отношениях явился одной из главных причин развернувшейся в 70-х годах борьбы "третьего мира" за установление нового международного экономического порядка с целью изменить положение, при котором, в частности, контроль за основными современными технологиями сосредотачивался в руках узкой группы индустриальных стран и транснациональных компаний(18).


Подобный курс государства в регионе сохранялся в основном до конца 70-х годов, когда он стал замедляться (где-то даже немного раньше) и в конце концов переходить к открытому рыночному либерализму. Государственное участие в экономике, научно-технических новациях начало подвергаться критике, что готовило почву для процесса приватизации. Но этот период оказался сравнительно недолгим. На рубеже столетий, особенно с начала ХХI в., роль государства в деле стимулирования НТП становилась все более очевидной.


Если окинуть взглядом страны региона, станет ясно, что участие государства в процессах обновления, в развитии НТП было и остается в каждой из них различным. Значение господдержки в модернизации производственной структуры ныне отчетливо прослеживается на примере Аргентины. Она с ее необычайно благоприятными природно-ресурсными условиями в результате либерального курса, проводившегося в 90-х годах, оказалась в начале ХХI в. в остром кризисе и была отброшена назад по многим важным показателям, в том числе технологическим. Падение ВВП в 2000 г. составило свыше 2%, в 2001 г. - 5,6, в 2002 г. - около 12%. Из-за резкого снижения ключевых инвестиций объем неиспользуемых производственных мощностей достигал 30%, закрывались не только заводы и фабрики, но и учебные заведения. Такого уровня нищеты аргентинцы ранее не знали.


В столь неординарных обстоятельствах в декабре 2002 г. был обнародован "План Феникс", авторами которого явилась группа национальных аналитиков во главе с крупным ученым, бывшим министром экономики Альдо Феррером. Инициаторы плана полагали, что возродить страну можно с помощью трех преобразований: во-первых, возвратом государства в экономику, в том числе в форме прямого участия, сосредоточением в его руках рентных платежей за использование невозобновляемых природных ресурсов; во-вторых, изменением соглашений с рядом иностранных компаний; в-третьих, развитием образования, науки и современных технологий. Особый акцент делался на стимулирование и "увеличение ресурсов, направляемых на национальную науку"(19). И результаты вскоре дали себя знать.


Существенное внимание в контексте "нового капитализма" в нынешней Аргентине уделяется финансам - соединительной "кровеносной" системе любой экономики. По инициативе президента Н.Киршнера, в 2004 г. был создан Экономический и финансовый центр развития Аргентины (CEFIDAR). Специалистам пяти крупнейших банков страны было поручено найти способы "поощрения исследований и выработки идей для новой страны"(20). Автоматизация банковской среды произошла и в Бразилии.


Ныне среди других отраслевых приоритетов экономики Аргентины выделяется информатика, разработка программ информационного обеспечения. Для развития этой сферы в стране есть необходимое количество профессиональных программистов, способных работать не только на внутренний рынок, но и на международном уровне. Экспорт информационных товаров и услуг имеет тенденцию к быстрому росту - 170 млн долл. в 2003 г., причем он направляется помимо соседних стран еще и в США.


Стремясь возродить прежние передовые позиции аргентинской экономики, правительство Н.Киршнера уделяет приоритетное внимание развитию новых, высокотехнологичных отраслей. Поскольку частный сектор не заинтересован в продвижении тех сфер хозяйства, которые не обещают быстрых прибылей, то их финансирование взяло на себя государство. Оно же обеспечивает этим перспективным сферам определенную систему льгот, учитывая их локомотивную роль в современную техногенную эру. Уже в 2003 г. (приход реформаторов к власти) темпы роста ВВП составили 8,7%, а в 2004 г. - 8,2% при увеличении промышленного производства на 11%. Растет внимание к НТП в Бразилии, Мексике, Венесуэле и в ряде других стран.


Нет оснований идеализировать государственное участие в общественном развитии. На примере Латинской Америки можно увидеть, что оно нередко ассоциируется с ростом коррумпированной бюрократии, увеличением числа малограмотных чиновников, с недальновидными решениями. Но еще бoльшая угроза может исходить со стороны частного сектора, который даже формально не руководствуется реальными интересами потребителя. В основе его действий лежит получение прибыли, а какими путями она достигается - вопрос третьестепенный. И если технологические нововведения не связаны напрямую с дополнительными доходами, он попросту отбрасывает их как бесполезные.


Найти взвешенный, аргументированный подход к взаимодействию этих секторов - задача не из легких. Ее решение зависит от многих факторов и прежде всего от потенциала конкретной страны, ее исторического опыта, распространения в экономике и влияния на политическую жизнь филиалов зарубежных компаний, от морально-этического уровня властных структур, доверия к ним населения и его способности оказывать влияние на власть и контролировать ее.


Развитие НТП, наступление в связи с этим нового этапа в развитии общества предъявляют сегодня повышенные требования к государству, его стимулирующей роли. С одной стороны, увеличиваются требования к финансированию технологических и долговременных проектов, которые зачастую под силу только государству. С другой стороны, информационный взрыв породил множество опасных хаотичных процессов, упорядочить которые способны лишь государственные рычаги. Осмысление под новым углом зрения роли госсектора, его эффективности, определение оптимальных границ государственного регулирования и вмешательства и, конечно же, его демократического оздоровления - важные задачи в эпоху НТП.


СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА


Подъем освободительного движения в Латинской Америке после Второй мировой войны нашел отражение в активизации участия государства не только в экономике но и в социальной жизни. Выросло значение человеческого фактора (ЧФ). Почти повсюду было объявлено о введении бесплатного и обязательного обучения в начальной школе (6 классов в городах и 4 класса в сельской местности). Наибольший охват образованием отмечался в Аргентине, Уругвае и Чили, что явилось одной из главных причин их хозяйственного подъема.


Однако в дальнейшем, в основном в связи с политическими (военными) переворотами, в регионе стало быстро увеличиваться число частных школ (в Аргентине в 1955-1975 гг. втрое по сравнению с государственными), в некоторых госшколах вводилась плата. Как результат - начала возрастать неграмотность. Эта тенденция затронула и среднюю школу, в том числе профессионально-технические училища. Исключение составляла Куба.


Но подобные откаты не проходили гладко, они наталкивались на сопротивление населения. Так, цикличность развития сказалась на средней школе. С начала 70-х годов в ряде стран были провозглашены образовательные реформы, взят курс на обязательное среднее образование. Начали создаваться средние школы универсального типа, готовившие выпускников для поступления в вузы. В крупных странах региона обучение стало вестись по телевидению, в основном при поддержке ЮНЕСКО. Росло число средних учебных заведений при дочерних предприятиях ТНК, прежде всего американских, готовивших профессиональные кадры в соответствии со своими целями. Создавались училища, формировавшиеся в рамках интеграционных группировок ЛАИ, Андской группы, ЦАОР.


В эпоху высоких технологий важную роль стал играть человеческий фактор. И здесь стoит упомянуть некоторые идеи американского либерального теоретика, лауреата Нобелевской премии М.Фридмена. Он, в частности, призывал реформаторов не брать пример со стран, где присутствуют элементы социализма, в том числе Швеции и даже США. По его мнению, переход на рыночную систему сам по себе создаст такие условия, при которых "через месяц практически каждый будет жить лучше"(21). Однако реальная жизнь во многом оказалась иной. А недооценка ЧФ отрицательно сказалась и на самих США, и, возможно, еще в большей степени на периферийных странах.


Хотя Латинская Америка (речь главным образом идет о Бразилии) и добилась некоторых достижений в русле "догоняющего" развития, ее разрыв с передовыми странами Запада и Азии все еще остается. И эта позиция связана главным образом с отставанием в области образования, разработки новых национальных технологий и научных исследований(22). Подобное отставание позволяет сохранять иерархический порядок в системе международных отношений, где разделение труда продолжает основываться на образовательно-технологическом уровне участников обмена.


По мере продвижения вперед становится все более очевидным сложность и неоднозначность процесса НТП. Такая противоречивость видна в социальной сфере, прежде всего на рынке труда. Так, появление трудосберегающего оборудования, с одной стороны, привело к сокращению издержек производства, к относительному удешевлению товаров и сдерживанию инфляции. Но оно же обернулось опасным ростом безработицы с ее шлейфом таких общественных бедствий, как увеличение преступности, распад семей, алкоголизм, наркомания и т.п. Кстати, подобные негативные тенденции на рынке труда явились одним из мотивов оживления потребности в социальном предвидении, планировании, т.е. в активизации деятельности государства. В широком социальном контексте получается, что гораздо выгоднее становится иметь малорентабельные госпредприятия с их востребованностью рабочих рук, нежели массы незанятых, "ненужных" и морально деградирующих людей.


НТП негативно сказывается на периферийных странах и в плане роста международной миграции. Не находя себе применения в местных научно-производственных структурах и соответствующего материального обеспечения, многие талантливые, квалифицированные латиноамериканцы устремляются в центры, вольно или невольно увеличивая научно-технологический разрыв между двумя группами стран и тем самым консервируя модель "догоняющего" развития. Основная утечка мозгов направлена в сторону северной супердержавы.


В США в середине 60-х годов вышел аналитический труд Г.Беккера, в котором систематизировались элементы нового национального богатства - капитал образования (знания общие и специальные), капитал профессиональной подготовки (квалификация, производственный опыт), капитал здоровья, капитал миграции и капитал экономической информации(23). Умелое использование всех этих "элементов" позволило северному гиганту наращивать свой потенциал, одновременно сдерживая схожее развитие южных соседей.


В США в дальнейшем получили распространение практические соображения и тенденции, опора на которые стала восстанавливать и усиливать присущий супердержаве динамизм. В их основе - привлечение специалистов, ученых из других стран. Тем самым достигалась двойная цель: укреплялся собственный интеллектуальный потенциал и ослабевали позиции возможных конкурентов, настоящих или будущих, среди которых и страны Латинской Америки.


Привлечение специалистов в мировые центры, прежде всего в США, активно практикующих "ловлю умов", наносит существенный урон развитию передовой мысли и современной технологии периферийных стран. Только за два десятилетия 1955-1975 гг. из Латинской Америки выехали свыше 70 тыс. специалистов высшей и средней квалификации, в том числе несколько тысяч ученых, на подготовку которых были затрачены немалые средства. Особенно большой ущерб "мозговая" эмиграция причиняла малым странам региона, например, центрально-американским. В дальнейшем подобная практика сохранилась, а кое-где и усилилась, принимая подчас замаскированные формы переманивания "ценных личностей".


Миграционные потоки, нанося серьезный ущерб перспективному развитию региона, в то же время свидетельствуют о наличии у него человеческого потенциала, появлении все большего количества образованных, профессионально подготовленных граждан, аналитиков и одновременно о востребованности их в центрах. Многочисленные посреднические компании, представители американских университетов и других заинтересованных структур ведут "охоту за головами" на территории своих южных соседей, особенно в Аргентине, Уругвае, Венесуэле, Мексике, Коста-Рике. Особое внимание привлекают талантливые старшеклассники, выпускники вузов, которых с помощью грантов и просто обещаний ориентируют на работу на рынке США. Происходит вербовка будущих инженеров, программистов, квалифицированных сотрудников, вообще ценных специалистов. При этом заказчики не несут расходов на их базовое обучение.


В регионе по мере развития НТП становилось все очевиднее, что в национальном инвестировании должны произойти изменения. Возникла явная необходимость вложений в человека, его знания, профессионализм и, что не менее важно, в его последующее трудоустройство. В новых условиях невежественность, неграмотность превращались в главных врагов прогресса, усугубляли низкое качество жизни населения. "Человеческий капитал" стал перемещаться в центр внимания властей, и не только в крупных странах региона, что свидетельствовало о понимании его масштабной значимости. Правда, этот процесс проходил не всегда успешно.


В Центральной Америке традиционно особое место занимала Коста-Рика. На передовых рубежах она оказалась и в период НТП. Правительство в 2000 г. увеличило расходы на образование, прежде всего на начальное и среднее, и облегчило условия поступления в вузы в основном за счет расширения государственного финансирования. Одним из прямых результатов подобных мер стало сокращение противоправных действий среди подростков и уменьшение безработицы среди городской молодежи.


Немалое внимание проблемам НТР уделяет Венесуэла и ее президент У.Чавес. По его настоянию на встрече в верхах "Группы 15" в феврале 2004 г. в "Каракасской декларации по энергетике и развитию" была, в частности, подчеркнута важность использования современных информационных технологий и подготовки научных кадров.


НТП социально неоднозначен. "Цифровая революция" в мировой экономике, позволившая упростить традиционные системы управления с их дорогой рабочей силой и высокими издержками производства в промышленности, телекоммуникациях и на транспорте, оказалась благоприятной для периферийных стран. Востребованность сравнительно более низкой квалифицированной рабочей силы в сегменте современного производства сохранила условия для его обновления и дальнейшего сдвига в диверсификации экономики, в том числе экспорта.


Стоит отметить, что значительная часть населения региона проживает в тропической зоне, а немалая часть жителей - в горных районах, нередко на высоте свыше 3 тыс. м над уровнем моря. Отсюда вытекают особенности аграрного и промышленного производства, средств коммуникаций, инфраструктуры, санитарного обеспечения и т.п. Все это вызывает потребность в специфических научно-технических изысканиях, их связи с местными условиями производства и жизни.


Человек и техника - давний объект внимания философов и гуманистов. В современных условиях НТП порождает проблему психосоциального воздействия новой информационной технологии на личность: нажимаешь на кнопку и получаешь результат. Появилась, с одной стороны, "Интернетная наркомания", т.е. компьютерная зависимость, а с другой - возможность получения быстрого ответа без необходимости приобретения базового образования, что приводит к интеллектуальному обеднению личности. В условиях сетевой информатики графоманство, "многосерийность" стали массовым явлением. Страстное увлечение компьютером, жизнь в виртуальном мире без реальных друзей, живого общения - это уже область психиатриии.


Техногенная, наукоемкая эра предоставляет новые возможности современного развития за пределами больших городов как в мировом, так и в национальном и даже провинциальном формате. Данный аспект НТП открывает перед Латинской Америкой дополнительные перспективы.


Новые горизонты появляются для тех малых и средних стран региона, которые не располагают богатыми сырьевыми ресурсами, прежде всего энергоносителями - нефтью и газом. Важным, а иногда главным национальным богатством становится человеческий капитал (считается, что в США и ЕС он уже составляет 3/4 национального богатства). Не случайно МБРР включил его в агрегированный показатель национального потенциала. Развитие образования и науки способно создать предпосылки для "подтягивания" стран, обделенных природными ресурсами, для формирования конкурирующих или даже равных возможностей. Иными словами, человек превращается в самый ценный ресурс наукоемкой эры, нередко гораздо более важный, чем природно-сырьевые компоненты. Интеллектуальный капитал формирует ныне динамизм развития государства, качество темпов экономического роста. Не случайно ныне лидеры многих стран региона уделяют ему все большее внимание.


ФАКТОР "ДОГОНЯЮЩЕГО" РАЗВИТИЯ


Существует комплекс объективных и субъективных причин экономической отсталости стран Латинской Америки, как и форм ее проявления. И в современную эпоху все бoльшую озабоченность вызывает техногенное запаздывание. Разрыв в качестве и количестве промышленной продукции, производимой в центрах и периферийных странах, обусловлен прежде всего брешью в научно-исследовательской деятельности, существующей между двумя группами государств(24). Причем в центрах НТП развивается преимущественно на собственной основе, а на периферии - главным образом за счет использования технологии центров, которая к тому же, как правило, не поступает туда из новейших фондов.


В Латинской Америке издавна придавали немалое значение приоритетам в направлении инвестиций, их социальному содержанию для преодоления традиционной отсталости. Так, в 60-е годы прошлого столетия в группе стран - Аргентине, Венесуэле, Бразилии, Чили, Колумбии, Боливии и некоторых других - были разработаны средне- и долгосрочные национальные программы - планы экономического и социального развития. Их цель заключалась в том, чтобы государство обеспечило стимулирование передовых для того времени отраслей промышленности и инфраструктуры и оказывало поддержку данным отраслям в частном секторе.


Правда, реальные темпы роста ВВП оказались ниже запрограммированных (кроме Мексики и Венесуэлы), вместо 6-7% они составляли 4-6%. Однако в структуре базовых отраслей производства произошли заметные позитивные сдвиги, обнадежившие одних и встревожившие других, особенно тех за пределами региона, кто не желал появления новых конкурентов. Озабоченность традиционных внутренних и внешних предпринимательско-собственнических кругов вызывала также постановка задач приоритетного стимулирования социального сектора, выполнение которых явилось одной из причин замедления темпов "догоняющего" технологического развития.


Несмотря на всевозможные препятствия, в странах Латинской Америки все же наблюдаются примеры научно-технологических прорывов, сокращается их отставание от индустриально-коммуникационных центров. Причем их появление отмечается и в стратегически важных сферах, которые, казалось бы, по силам только передовым государствам.


О технологическом прорыве в регионе говорит начало "космической эры" в Бразилии. Там в 1980 г. при президенте Ж.Фигейредо была впервые обнародована космическая программа. Ее реализацию затормозил процесс перехода страны к либеральной модели развития, разгосударствления и приватизации ряда важных финансово-экономических структур. Тем не менее в 1997 г. с космодрома Алкантара состоялся запуск первой ракеты, и хотя ее полет, как и последовавшие два старта, оказались недостаточно успешными, Бразилия вошла в клуб "космических держав". В этом контексте вселяет надежду наметившееся сотрудничество в данной области между Бразилией и Россией, предполагающее модернизацию бразильской ракеты-носителя VLS-1, совместную разработку телекоммуникационных космических аппаратов, полет бразильского космонавта на корабле "Союз" и т.д. Серьезный технологический рывок был сделан и в такой ключевой отрасли экономики, как энергетика. В регионе возникло новое, передовое производство электроэнергии, основанное на атомном урановом сырье. Речь опять же идет о Бразилии, где уже действуют две атомные электростанции - "Ангра-1" и "Ангра-2" и строится третья. На атомные станции приходится 4,5% всего производства электроэнергии в стране (гидростанции обеспечивают 24% выпуска электроэнергии в Бразилии).


Вопрос энергетического обеспечения - один из острейших в Южной Америке. Поиски альтернативных источников энергии, помимо нефти, запасов которой недостаточно в большинстве стран региона, являются предметом дискуссий на главных встречах интеграционного блока Меркосур. Эти страны не могут полагаться на импортную нефть, цены на которую постоянно растут. Решить данный вопрос в одиночку невозможно. Поэтому предпринимаются совместные усилия по разработке нетрадиционных видов энергообеспечения.


Хорошо известен опыт Бразилии по замене бензина спиртом. Новые подвижки обозначились в энергообеспечении автомобильного транспорта и в Мексике, где появился такой альтернативный источник, как "зеленая энергия": вместо традиционного бензина в двигателях внутреннего сгорания стало использоваться растительное масло. В декабре 2004 г. был совершен специальный автопробег по маршруту Мексика - Гватемала - Коста-Рика для пропаганды этого перспективного, не загрязняющего окружающую среду энергоисточника. Исследуется водородное топливо.


Происходят положительные сдвиги и в традиционных сегментах экономики. После мирового экономического кризиса начала 80-х годов XX в., болезненно сказавшегося почти на всех странах региона, финансовый комплекс получил приоритетное направление в качестве локомотива общего развития. Такое положение свидетельствовало о более сбалансированном подходе к модернизации национальной экономики и в то же время о более интенсивном подключении стран региона к мирохозяйственным процессам.


Основополагающую роль в происходивших переменах сыграло внедрение в банковско-аудиторское дело новой электронно-компьютерной технологии. Подобное обновление ускорило и упростило не только административно-организационную деятельность, но и конкретные процессы на фондовых биржах, рынках ссудных капиталов, в целом в банковском секторе. В качестве эталона ведения банковско-бухгалтерских расчетов была принята апробированная временем международная методология.


Повысилась роль центральных банков, которые в большинстве стран превратились в эффективного регулятора макрофинансовых процессов, возросло значение инвестиционных фондов, многопрофильных банков, страховых компаний. Углубившийся процесс информатизации и рационализации финансовых услуг, прежде всего в крупнейших странах региона, дал ощутимый толчок общему оживлению экономики и, что весьма важно для обеспечения стабильного развития, помог преодолению губительной инфляции.


ПРОТИВОРЕЧИЯ НТП


Как показал опыт Латинской Америки, НТП - явление неоднозначное. Он может быть благом, но может оборачиваться и теневыми сторонами и даже содержать элементы угроз настоящему и будущему развитию.


Современный этап глобализации базируется на принципиально новых информационных технологиях, что обеспечивает традиционные производственно-коммерческие преимущества сильным, богатым странам и их передовым отрядам - ТНК и ТНБ. Передвижение инвестиционных средств и торговых потоков теперь можно осуществлять посредством нажатия клавиши из того или иного центра управления.


В то же время НТП способен изменить традиционное положение региона. В условиях глобализации и расширяющихся процессов экономических и социальных преобразований серьезное значение приобретают новые подходы к переменам, их современная реальная интерпретация, новые методы преодоления возникших или обострившихся социально-экономических конфликтов. На межамериканской конференции в Лиме (Перу) в апреле 1996 г. в заключительной декларации среди прочих мер была отмечена необходимость модернизации информационных систем, их ориентации на прогнозирование событий, предупреждение опасных социально-полити-ческих столкновений, антизаконной деятельности недобросовестных предпринимателей и целых корпораций.


На последующих межамериканских и региональных встречах обсуждались конкретные вопросы создания соответствующих баз данных, обмена необходимой информацией, разработки нового эффективного законодательства. Особое внимание стало уделяться наблюдению за финансовыми учреждениями, которые подозреваются в "отмывании денег", полученных от нелегальных трансграничных переводов активов, наркоторговли, присвоения интеллектуальной собственности, других видов незаконной деятельности. Усиление мониторинга связано с киберпреступлениями, атаками хакеров на ширящиеся торговые и финансовые операции и необходимостью, в связи с этим, обеспечения компьютерной безопасности. Новые виды преступной предпринимательской деятельности, связанные с появлением глобальных коммуникационных сетей, требуют и инновационных методов борьбы с ними. Власти ряда стран Латинской Америки, особенно Аргентины и Чили, ассигнуют на эти цели значительные средства.


О том, что прогресс может помимо блага наносить и немалый ущерб, свидетельствует, в частности, положение с продовольствием. Яркий пример - производство генетически модифицированных продуктов (ГМП). Индустриальные центры первыми их начали производить и первыми поняли их опасность для здоровья населения. США стали направлять эти продукты в каналы экспортной торговли, причем главным образом в самый незащищенный сектор развивающегося мира. Страны ЕС в 2000 г. закрыли свой рынок для ГМП.


Латинская Америка стала производителем ГМП. Более того, в конце 90-х годов Аргентина оказалась на втором месте после США по использованию аграрных площадей под данными культурами, опережая Канаду. Именно эта "тройка" находится в авангарде производства новой сомнительной продукции, последствия потребления которой пока еще трудно определить.


Исторически складывавшееся неравномерное распространение НТП между различными странами, не исчезнувшее и даже не уменьшившееся в эпоху глобализации, продолжает негативно сказывается на Латинской Америке. Большой ущерб, например, НТП наносит природе стран региона, ее тропическим лесам, морским и подземным водам. Он исчисляется огромными, даже не поддающимися полному подсчету суммами(25). На экологические угрозы обращали внимание в свое время многие политические деятели Латинской Америки, среди них перуанец Перес де Куэльяр, Генеральный секретарь ООН, находившийся на этом посту в 80-90-е годы.


Южная Америка, бассейны рек Амазонки, Магдалены, Параны и некоторых других богаты влажными вечнозелеными лесами, которые дают людям множество продуктов, имеющих важное хозяйственное значение. В частности, там имеются такие сорта деревьев, из которых можно изготавливать прочные детали и блоки, применяемые в оборудовании и механизмах. Те же леса - ценный источник сырья для фармацевтической промышленности. Вред им наносит интенсивная вырубка.


В связи с увеличивающимися экологическими проблемами возрастает важность новых знаний. Так, в результате постоянного ухудшения состояния окружающей среды общие климатические условия оказывают неблагоприятное воздействие на здоровье людей. Возникает потребность сочетания технико-информационного прогресса с сохранением благоприятной окружающей среды, природных ресурсов. О растущем беспокойстве в регионе свидетельствует проходившая в середине 2004 г. в Чили конференция "Глобальные тенденции 2020 года". В принятом там заключительном документе отмечалось: "Прогнозы предсказывают неблагоприятные тенденции: отрицательный эффект климатических изменений, деградацию земель, морских и прибрежных зон, исчезновение лесов, нехватку пресной воды. Положение в предстоящие 15 лет будет только ухудшаться, особенно в тех странах, где отсутствует действенная государственная политика, способная противостоять этим процессам"(26).


Развитие НТП все более усложняется, им все чаще пользуются представители неформального сектора, касты коммуникационных взломщиков-хакеров, любителей быстрого обогащения. Новые сетевые структуры небывало расширили сферу торгово-финансовых злоупотреблений - кражу денег с пластиковых карт, "взламывание" банковских счетов и т.д.(27). Ответом на их действия в ряде стран региона становится создание специальных центров по информационной безопасности, особых служб по наблюдению за электронными коммуникационными системами, в том числе, или прежде всего, за Интернетом. Компьютерные коммерческие махинации приобретают небывалые размеры, усиливается угроза терроризма. Ведь теперь, не выходя из дома, можно легко узнать, как изготовить взрывчатку, каким образом добраться до нужного объекта, как произвести теракт. Сильным коммерческим, социальным и политическим оружием стала дезинформация. Поэтому многосторонняя защита сферы информации, разработка антивирусных программ приобретают все большее национальное значение, и без усиления эффективного контроля и регулирования в данной сфере, действительно, уже не обойтись.


В ХХI в. в Латинской Америке обозначились контуры нового фундаментального обустройства. В его основе лежит распространение принципиально иного общественного взаимодействия, базирующегося на информационных технологиях, знаниях, науке, поисковых разработках. Оно формирует такие производственные и социально-духовные закономерности и нормативы, которые соответствуют индустриально-сетевой эпохе; меняют соотношение сил между основными ресурсами человеческого развития.


Вместе с тем новый технологический цикл оказывается не столь простым, однозначным и оптимистичным, как это представлялось вначале. В развернувшихся дискуссиях регионального и мирового масштаба нередко высказываются противоположные оценки в отношении нового интеллектуально-технологического вектора. Возможно, накопленные сведения о Латинской Америке прольют дополнительный свет на эту непростую проблему.


Участие стран региона, как и многих других периферийных государств, в динамике технотронной эпохи сопряжено с немалыми трудностями:


- нехваткой источников финансирования для развития капиталоемких новейших информационно-коммуникационных технологий;


- относительной узостью внутреннего рынка, недостаточным спросом на продукцию авангардных отраслей экономики;


- произошедшим в ходе приватизации сужением роли государственных компаний, способных приобретать дорогостоящую передовую технику и оказывать финансово-административную поддержку авангардному производству;


- острой конкуренцией со стороны ТНК и ТНБ, захвативших наиболее благоприятные позиции как на местном, так и внешнем рынках.


Вместе с тем, у стран Латинской Америки существуют и неплохие перспективы использования мирового НТП в своих национальных целях, в преодолении зависимости от центров. У них имеется возможность выборочного подхода к западной технологии, в том числе ее авангардного сегмента, на который, кстати, центры потратили немало средств и времени. А для этого необходимо наличие политической воли, открывающей простор для стимулирования "интеллектуального компонента" развития нации, укрепления правопорядка, иными словами, государственного регулирования, которое существует и практически никогда не исчезало в центрах.


Политический опыт, накопленный Латинской Америкой, показывает, что шарахание от одной модели к другой, выход на концептуальные крайности приводят к разрушительным для экономики результатам. Выигрывают, как правило, те направления, которые учитывают преимущества смешанной экономики, оптимальное для данной страны сочетание государственного и частного сектора, разумное использование технологических достижений.


Технико-информационный прогресс - не только свет, но и тени. Новые знания не только несут с собой новое качество производства и человеческой жизни, но могут сопровождаться, как сильнодействующее лекарство, нежелательными побочными явлениями. Таков двойственный характер НТП: увеличение производительности труда и благосостояния человека при одновременном ухудшении окружающей среды, убывании природных ресурсов и, нередко, нарушении внутреннего равновесия "победителя" природы. Найти способ и пути решения трудной задачи этого взаимодействия - императив, порожденный НТП.


На этом фоне появляется и другое соображение: слепо и неконструктивно копировать опыт индустриальных центров с их иным историко-цивилизационным путем, духовно-культурными ценностями. Такой подход нередко делает технологические преобразования неустойчивыми, а иногда и взрывоопасными. И, конечно же, все нации просто не смогут жить по единой модели, без возможности выбора.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 Научный поиск отражался и на производстве. В Мексике в середине XVI в. появились печатные станки, в начале XVIII в. - первая газета.
2 Подробнее см.: G.C o l e. Introduccion a la historia economica. Mexico, 1957.
3 CEPAL. Los recursos naturales en America Latina, su conocimiento actual e investigaciones necesarias en ese campo. Santiago de Chile, 1963. A.O. H e r- r e r a. Los recursos minerales de America Latina. Buenos Aires, 1965.
4 В 1971 г. он был передан в ведение Государственного секретариата по планированию; руководство того и другого назначалось министром культуры и образования.
5 Comercio exterior. Mexico, 1999, N 6, p. 535.
6 UNCTAD. Transnational Corporations, N 2, august 2000.
7 Survey of Current Business. Washington, 2003, N 9.
8 Ibid., August 1982, p. 12; September 2003.
9 Revista de la CEPAL. Santiago de Chile, 1996, N 60, p. 64.
10 Ibid., 1999, N 67, p. 149.
11 Ibid., 1996, N 160, p. 71.
12 В сентябре 2003 г. 60 стран подписали Картахенский протокол по биологической безопасности, предусматривающий защиту от ГМК.
13 За свои семена "Монсанто" получает немалые авторские отчисления, при этом она запрещает фермерам использовать часть урожая в качестве семенного фонда, оберегая свою запатентованную технологическую монополию.
14 "Пробивная" способность семян вызвала смятение среди мексиканских крестьян, наблюдавших их прорастание сквозь асфальт.
15 A.O.H e r r e r a. Politica cientifica para America Latina. Buenos Aires, 1965.
16 UNESCO, CEPAL. Operacion de algunos organismos nacionales de ciencia y tecnologia en America Latina. Paris, 1965, p. 38.
17 UNESCO. Institutos latinoamericanos de investigacion tecnologica: tipos, programas y coordinacion regional. Paris, 1965.
18 Comercio exterior. Mexico, 1980, N 12, p. 1443.
19 Realidad economica. Buenos Aires, 2003, N 193, p. 118-122.
20 Clarin. Buenos Aires, 2.IV.2004.
21 Независимая газета, 17.Х.1995.
22 CEPAL. Globalizacion y desarrollo. Santiago de Chile, 2002, p. 308.
23 G.S.B e c k e r. Human Capital: Theoretical and Empirical Analysis. New York, 1964.
24 В первые десятилетия после Второй мировой войны побежденная Япония смогла вырваться вперед благодаря внедрению в экономику достижений НТП.
25 Valorizacion de la biodiversidad: perspectiva de la economia ambiental y la economia ecologica. Caracas, 2005.
26 NIC. Latinoamerica 2020: pensando en los escenarios de largo plazo. Conclusiones. San-tiago de Chile, 7-8 de junio de 2004.
27 С появлением новой цифровой технологии стало легче подделывать деньги. Из-за этого США периодически обновляют свои денежные знаки.

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005