ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 12

ВЕНЕСУЭЛА


Л.Б.Николаева - кандидат экономических наук, научный сотрудник Центра экономических исследований ИЛА РАН.


Нефть и национальные интересы


"...все обусловлено, определено и управляемо нефтью... Нефть и ничто иное есть основная тема венесуэльской истории".


Услар Пьетри (1).


С начала нынешнего века Венесуэла неизменно привлекает к себе внимание. Обусловлено это не только серьезными внутриполитическими изменениями, происходящими в стране с приходом на президентский пост в 1999 г. популиста и реформатора Уго Чавеса, его активным внешнеполитическим курсом (в том числе и неоднократными визитами в Россию), но и переменами в жизни страны, которая напрямую связана с эффективностью работы нефтяной промышленности. Зависимость же между состоянием мирового рынка нефти и кризисными явлениями в социально-экономической, а в ряде случаев и внутриполитической сферах четко прослеживается в истории Венесуэлы ХХ - начала ХХI в.


ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ


На территории Венесуэлы нефтяные месторождения были открыты в конце ХIХ в. К 30-м годам прошлого столетия страна уже заняла прочные позиции одного из крупнейших мировых производителей и экспортеров нефти. Из отсталого аграрного государства Венесуэла довольно быстро выдвинулась в группу наиболее развитых стран латиноамериканского региона. Несмотря на неоднократные попытки диверсифицировать производство, и, соответственно, снизить влияние мирового рынка нефти на экономическое развитие, "черное золото" по-прежнему остается определяющим фактором.


Сегодня Венесуэла стоит в ряду мировых лидеров по запасам, производству и экспорту нефти. По подтвержденным запасам она занимает пятое-шестое место в мире и первое в Латинской Америке (78 млрд баррелей без учета запасов сверхтяжелой и битуминозной нефти). Производство нефтепродуктов в несколько раз превышает внутреннее потребление. В 2004 г. страна занимала девятое место по их производству, уступая Саудовской Аравии, России, США, Ирану, Мексике, Китаю, Норвегии и Канаде. В мировом нефтяном экспорте она стоит на пятом месте (после Саудовской Аравии, России, Норвегии, Ирана). Нефтяной сектор обеспечивает более 1/3 ВВП, свыше 50% доходов бюджета и около 75% общих поступлений от экспорта (2).


ПРОИЗВОДСТВО НЕФТИ В МИРЕ (2003 г.)


График 1


_________


Составлено по: Energy Information Administration/International Energy Annual 2003.


Государственная нефтяная компания "Петролеос де Венесуэла" (PDVSA) - одна из крупнейших в мире, занимает прочные позиции по запасам нефти и газа, объемам добычи, перерабатывающим мощностям, объемам продаж. В 90-х годах расширилось присутствие венесуэльского капитала в предприятиях США, Германии, Франции, Швеции и других стран. Наиболее крупным филиалом компании является CITGO, действующая на территории США, с мощностью переработки более 1 млн баррелей нефти в сутки. Ей принадлежат восемь заводов по производству топлива, асфальта и нефтехимии, несколько тысяч автозаправочных станций. PDVSA на паритетных началах (50%) с немецкой Veba Oel AG владеет Ruhr Oel GmbH - одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний в Германии. Совместно с финской Fortum с 1995 г. PDVSA контролирует AB Nynas Petroleum, работающую с нефтеперерабатывающими заводами в Швеции, Бельгии и Великобритании. По договору долгосрочного лизинга PDVSA осуществляет свою деятельность на нефтеперерабатывающем заводе и терминале на о-ве Кюрасао. Компания располагает флотом собственных танкеров. В государственную казну в виде налогов и иных сборов она вносит в среднем около 10-11 млрд долл. ежегодно (1999-2002 гг.) (3). Производственные мощности нефтяного гиганта составляют 4 млн баррелей в сутки.


На территории Венесуэлы выделяется четыре основных нефтеносных бассейна: Маракайбо (на западе), Фалькон (на севере, включает карибский шельф


ЗАПАСЫ НЕФТИ В МИРЕ (2004 г.)


График 2


_________


Составлено по: Energy Information Administration/BP Statistical Review Year-End 2004.


за пределами лагуны Маракайбо), Апуре (в центральной части страны) и Ориенталь (на востоке). Месторождения наиболее ходовой и дорогой на мировом рынке легкой и средней нефти в бассейне Маракайбо уже весьма истощены. Особо перспективным с точки зрения запасов на сегодняшний день считается бассейн р. Ориноко на востоке страны, где залегает в основном тяжелая и битуминозная нефть. Современный уровень добычи нефти в Венесуэле составляет 3,2 млн баррелей в сутки (январь 2004 г. - апрель 2005 г.), из которых 2,6 млн производится PDVSA, остальные - согласно контрактам стратегической ассоциации (Контракты стратегической ассоциации стали заключаться для привлечения иностранного капитала в разработку тяжелой нефти с конца 90-х годов. Срок их действия - 35 лет. Они предполагают создание совместных с ТНК предприятий, в которых доля PDVSA составляет от 30 до 50%) по разработке месторождений в поясе Ориноко (4).


ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ


С 90-х годов, после 20 лет всеобъемлющего государственного контроля над нефтяной отраслью, Венесуэла стала проводить политику "открытых дверей" для частного, в том числе иностранного, капитала (5). Последний впервые получил доступ к разведке и добыче. В начале 1996 г. были выставлены на торги первые десять нефтяных месторождений. Это способствовало приходу в страну крупнейших мировых нефтяных компаний и притоку иностранных инвестиций. В 90-х годах PDVSA заключила соглашения с частными компаниями на осуществление разведки и разработки месторождений легкой и средней нефти на условиях пропорционального разделения прибылей. Среди этих компаний были: British Petroleum, Repsol- YPF, Chevron (ныне Chevron Texaco), Shell, Perez Companc (ныне Petrobras Energia), Total, China National Petroleum Corporation, Teikoku Oil.


С приходом к власти левого правительства У. Чавеса вновь был сделан крен в сторону усиления государственного сектора в экономике и социально ориентированной политики. Прежде всего это касалось нефтяной отрасли, которая теперь должна была служить интересам Боливарийской революции. За счет поступлений от деятельности нефтяной промышленности предполагалось достичь экономической стабилизации, диверсифицировать производство, обеспечить реализацию масштабных социальных программ. Для этого требовалось установление полного контроля над деятельностью PDVSA. Новая Конституция 1999 г., принятая на всенародном референдуме, вновь закрепила монополию государства на деятельность в нефтяной отрасли (ст. 302). Отныне государство является единоличным владельцем акций компании PDVSA, и любая деятельность, связанная с нефтяной промышленностью, должна согласовываться с ней (ст. 303). Вместе с тем президент отметил необходимость продолжить начатую в 90-х годах политику открытости отрасли для иностранных инвесторов (6).


В 2001 г. был принят новый Закон об углеводородном сырье (Ley de Hidrocarburos), также предполагающий усиление роли государства и увеличение налогообложения в нефтяной сфере (7). Согласно новому закону, плата за разработку недр (роялти) увеличивалась с 1-16,6% до 20-30%, а доля PDVSA в любом проекте по добыче, производству, транспортировке или хранению устанавливалась не менее 51% (8).


РОГ ИЗОБИЛИЯ ИЛИ ЯБЛОКО РАЗДОРА?


В истории Венесуэлы нефть сыграла двоякую роль: являясь по своей сути благом и источником богатства, она оказывалась причиной многих разногласий и бед. Нефтяной фактор неоднократно играл роль амортизатора в периоды тяжелейших экономических и политических кризисов. Благодаря высоким доходам от продажи нефти Венесуэла долгие годы считалась одним из самых богатых государств в регионе, относилась к числу стран с наибольшими средними доходами на душу населения в Латинской Америке.


Либеральный курс не позволил разорвать порочный круг зависимости от "черного золота", отодвинув на задний план другие аспекты развития. Рецепт наращивания объемов нефтедобычи и экспорта для пополнения казны способствовал усилению экономических диспропорций и поставил экономику страны в еще большую зависимость от состояния мирового нефтяного рынка. После незначительного экономического роста в 2000-2001 гг. венесуэльскую экономику ждала череда экономических потрясений.


Наблюдающийся в последние годы экономический и политический кризис во многом обусловлен "нефтяным фактором". Именно преобразования в нефтяной отрасли явились основной причиной противостояния президента Чавеса и среднего класса страны, возглавляемого менеджерским корпусом государственной нефтяной компании (октябрь 2000 г. - забастовка рабочих-нефтяников; апрель 2002 г. - попытка государственного переворота; рубеж 2002-2003 г. - акция "нефтяного неповиновения"). Падение мировых цен на нефть в конце 2001 - начале 2002 г. было одним из факторов обострения социальных проблем, усиления противоречий между властью и оппозицией. Не случайно отстранение мятежниками президента Чавеса от власти на 48 часов 11 апреля 2002 г. произошло в разгар забастовки на крупнейшем нефтеперерабатывающем предприятии страны, а временное правительство во главе с Педро Кармоной в числе первостепенных задач обозначило открытость нефтяного сектора и увеличение объемов добычи.


За годы своего существования PDVSA превратилась фактически в самоуправляющуюся компанию, в "государство в государстве" с претензией на проведение самостоятельной международной и экономической политики. С деятельностью компании были связаны интересы многих предприятий, финансовых учреждений и других организаций. Ее персонал занимал привилегированное положение в венесуэльском обществе, являясь своего рода рабочей аристократией. Служащие компании традиционно получали более высокие зарплаты, чем в других отраслях, и имели пакет социальных льгот. Кроме того, рабочие PDVSA представляли собой наиболее организованную часть венесуэльского общества - в нефтяной промышленности был создан и активно действовал первый профсоюз трудящихся "Федепетроль". Попытки перераспределения национального дохода в пользу маргинальных слоев за счет нефтяного сектора вызвали яростное сопротивление как нефтяных олигархов, так и профсоюзов нефтяников. Частые перестановки в руководстве, массовые увольнения, поставка на льготных условиях нефти на Кубу и ряд других факторов вызывали недовольство управленческого персонала и рядовых работников отрасли. Увеличение налогов, прямое вмешательство правительства в деятельность компании и "выкачивание" из нее средств на социальные программы привели к сокращению добычи, снижению рентабельности и, в конечном итоге, ухудшению госфинансов.


Начавшаяся 2 декабря 2002 г. общенациональная забастовка практически парализовала главную отрасль Венесуэлы. Была остановлена работа крупнейших перерабатывающих комплектов. В период забастовки уровень нефтедобычи снизился с 3,2 млн до 30 тыс. баррелей в сутки. К акции протеста присоединились экипажи большинства танкеров, перевозивших нефть. Выполнение международных обязательств по поставкам оказалось невозможным. В результате бойкота PDVSA страна потеряла более 5 млрд долл. Кризис в нефтяной отрасли сказался на всей экономике: темпы роста ВВП сократились на 8,9% в 2002 г. и 9,7% в 2003 г. (см. таблицу).


Таблица


Венесуэла, один из крупнейших экспортеров энергоресурсов, испытала серьезную нехватку топлива и даже была вынуждена ввозить нефть и продукты ее переработки.


Нефть явилась основным фактором обострения кризисной ситуации в стране и, вместе с тем, именно благодаря нефти Венесуэла динамично вышла из кризиса. Небывало высокие мировые цены на "черное золото", а следовательно, и доходы от экспорта дали возможность быстро восстановить макроэкономические показатели и нормализовать экономическую и политическую ситуацию в целом. По данным ЭКЛАК рост ВВП в 2004 г. составил 18% (9). С нормализацией ситуации в нефтяной сфере уже к середине 2003 г. снова оживился приток иностранных инвестиций, которые направлялись главным образом в нефтегазовую промышленность. Однако он оказался весьма нестабилен и с 1,3 млрд долл. в 2003 г. снизился до 600 млн долл. в 2004 г. Частные компании, являющиеся операторами в 33 нефтегазовых проектах страны, опасались давления со стороны венесуэльских властей. Речь шла о возможном перезаключении контрактов в соответствии с новым законодательством, согласно которому предполагается значительная доля участия PDVSA, а также устанавливаются более высокие ставки роялти и подоходного налога. Здесь как раз и проявляется противоречие между стремлением властей привлечь инвестиции для повышения эффективности работы отрасли и желанием установить полный государственный контроль за использованием доходов от нефтегазового комплекса.


Еще одной причиной для "наведения порядка" в PDVSA явилась интернационализация ее деятельности, точнее отсутствие всякого контроля над ценовой политикой. Согласно подсчетам Министерства энергетики, потери от предоставленных скидок в 1,03 долл. с барреля нефти составили с 1983 по 2004 г. около 11 млрд долл. (10).


Являясь ключевым сектором национальной экономики, нефтяная промышленность призвана служить основой развития других отраслей. В январе 2004 г. президент страны объявил о том, что нужна "новая" PDVSA, поскольку у компании теперь иные задачи. С момента вступления на президентский пост в феврале 1999 г. Чавес шесть раз менял состав директоров компании. Назначение новых людей в управлении компанией отчасти связано с отведенной ей миссией. "Петролеос де Венесуэла" является движущей силой перемен, происходящих в Венесуэле... Деятельность компании должна быть тесно связана с нуждами страны", - так определил Чавес 15 января 2005 г. роль компании на церемонии вступления в должность нового руководства компании. "У нас сильная промышленность, способная представлять и отстаивать национальные интересы... PDVSA пойдет в авангарде социально-экономических преобразований", - добавил новый президент компании Рафаэль Рамирес.


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ


Венесуэла намерена сохранить за собой роль одного из ведущих игроков на мировом нефтяном рынке. Президент Уго Чавес уверен, что страна есть и останется главным и наиболее надежным поставщиком нефти в Западном полушарии. Согласно плану развития отрасли на 2004-2009 гг., производство нефти к 2009 г. должно превысить 5 млн баррелей в сутки. Для достижения этих целей требуются инвестиции в размере 37 млрд долл., при этом 27 млрд долл. предполагает вложить PDVSA. Между тем она продолжает преодолевать последствия кризисной ситуации и стремится в оптимальном режиме наладить производство и экспорт.


В связи с сохраняющимся в мире высоким спросом на энергоносители для Венесуэлы остро стоит задача ввода в действие недоиспользуемых и новых мощностей, замены устаревшей части оборудования, внедрения технологий глубокой переработки нефти, освоения новых месторождений. Немаловажным фактором является истощение значительной части месторождений легкой и средней нефти (район Маракайбо), из-за чего приходится тратить дополнительные средства на интенсификацию добычи, применение современных, но более дорогостоящих технологий. Большую часть нефтяных запасов страны составляет низко котирующаяся на международном рынке тяжелая битуминозная нефть, запасы которой оцениваются в 267 млрд баррелей и располагаются в так называемом "Поясе тяжелой нефти Ориноко". С учетом последних данных геологоразведки в этом районе Венесуэла может стать страной с самыми крупными запасами углеводородов. Для разработки месторождений с иностранными компаниями заключались контракты "стратегической ассоциации". В настоящее время реализуется четыре подобных проекта: Petrozuata, Cerro Negro, Sincor и Hamaca.


Особо актуален для Венесуэлы вопрос переработки сырья и продажи готового топлива. Увеличение доли в экспорте нефтепродуктов и необходимость повышения их качества предполагает техническое переоснащение отрасли. Без глубокой и всесторонней модернизации добывающих и перерабатывающих мощностей станет невозможным сохранение динамики развития нефтяного сектора и конкурентоспособности его продукции на мировом уровне. В производственной деятельности PDVSA планирует увеличить долю использования собственного сырья, оборудования, услуг.


Зависимость Венесуэлы от добычи и экспорта нефти и продуктов ее переработки делает экономику страны уязвимой. Изменения на международных рынках напрямую отражаются на макроэкономических показателях страны-моноэкспортера: платежном балансе, международных валютных резервах, инфляции и др. Влияние мирового рынка нефти на экономику Венесуэлы требует от ее руководства проведения гибкой политики: при рациональном использовании запасов наиболее востребованного энергетического сырья - нефти, обеспечить "поле для маневра", т.е. развивать как смежные, так и прочие, не связанные с нефтяным сектором, отрасли экономики. В последние годы Венесуэла пытается активизировать развитие газодобывающей и газоперерабатывающей отраслей. По доказанным запасам "голубого топлива" (148 трлн кубических футов) она входит в десятку ведущих стран мира. Диверсификация экономики (в том числе развитие газодобывающих, газоперерабатывающих отраслей), наравне с модернизацией нефтяной отрасли, позволят лучше подготовиться к вероятным переменам на мировом энергетическом рынке.


Чтобы минимизировать негативные последствия колебаний "нефтяных" цен для экономики страны и, прежде всего, госбюджета и валютного рынка, был создан Инвестиционный фонд макроэкономической стабилизации (FIEM), формирование которого осуществлялось за счет средств, поступающих от нефтяного сектора. В начале 2003 г. к помощи фонда была вынуждена прибегнуть сама PDVSA, изъяв из него около 2 млрд долл. на стабилизацию и расширение производства, а также на развитие нефтяной инфраструктуры (11).


В дальнейшем за счет доходов от нефти были учреждены еще ряд фондов, через которые осуществлялось финансирование крупномасштабных программ в сфере образования, здравоохранения, жилищного строительства. В течение 2004 г. из бюджета PDVSA на осуществление социальных программ, проектов по развитию сельского хозяйства и инфраструктуры было выделено 3,7 млрд долл. Из этой суммы более 2 млрд долл. поступило в фонд экономического и социального развития (FONDESPA) (12), который был создан для аккумулирования и распределения дополнительных доходов, получаемых вследствие высоких цен на нефть. Через него осуществляется финансирование 43-х проектов, предусмотренных планом экономического развития страны, в том числе по развитию общественного транспорта (24% общего объема средств фонда), жилищному строительству (26%), электроэнергетику (20%), защите окружающей среды, развитию средств связи (9%) и ряд других. Перераспределение нефтяных доходов на развитие инфраструктуры предусмотрено Законом об энергоресурсах, в котором отмечено, что нефть, являясь достоянием нации, должна служить гармоничному, устойчивому развитию венесуэльского государства.


За годы "нефтяного рая" Венесуэле так и не удалось построить развитой многоотраслевой экономики. Сумеет ли нынешнее руководство страны разумно распорядиться "золотым дождем" и не повторить ошибки своих предшественников, когда миллионы долларов от продажи нефти шли на решение сиюминутных задач, осуществление амбициозных проектов, создание малорентабельных и неконкурентоспособных производств, удовлетворение завышенных запросов элиты и госчиновников, содержание госаппарата и пр.?


В ежегодном президентском послании Национальной Ассамблее Венесуэлы (январь 2005 г.) Чавес привел цифры, свидетельствующие о серьезных успехах в экономическом развитии страны, в том числе в таких секторах хозяйства, как строительство, финансы, транспорт, торговля и услуги, промышленное производство (транспортных средств, одежды, мебели). Отмечено снижение инфляции. Однако есть и другие данные: в 1999 г. за чертой бедности проживало около 17% населения, а в 2005 г. - 25%. Держится высокий уровень безработицы, почти 50% трудоспособного населения занято в неформальном секторе (13). Рост цен на нефть позволил в 2004 г. получить дополнительные доходы в 5 млрд долл. Несмотря на колоссальные поступления от экспорта нефти уровень ВВП на душу населения составил около 4000 долл. (14). Эта тенденция сохранилась и в 2005 г.


По индексу развития человеческого потенциала (0,778) Венесуэла занимает 68 место среди 177 стран мира. По индексу конкурентоспособности для роста экономики в 2004 г. стояла на 85 месте среди 104 государств, а для бизнеса - на 82 месте из 102. По индексу экономической свободы входит в группу из 12 стран "репрессивной экономики" (146 место среди 161 страны мира) (15). Так что основная работа по поиску оптимального вектора развития, обеспечивающего стабильный поступательный рост и достойный уровень жизни большинства населения, еще впереди.


ВНЕШНИЙ ФАКТОР


Изменение контуров внешней политики и позиции Венесуэлы на международной арене также в значительной мере определяется ее нефтяными интересами.


Являясь одним из инициаторов создания ОПЕК, Венесуэла прилагает усилия для повышения эффективности принимаемых этой организацией решений по стабилизации международного рынка нефти, расширения состава и сфер ее деятельности, установления квот производства и справедливых цен. ОПЕК контролирует около 40% мирового производства и почти половину мирового экспорта нефти (16). Венесуэла занимает в ней третье место по производству и экспорту.


Росту авторитета Венесуэлы в ОПЕК способствовал тот факт, что в 2000 г. она стала государством - председателем этой организации, а Али Родригес, занимавший в то время пост министра энергетики, был избран ее генеральным секретарем. Второй саммит ОПЕК был проведен в столице Венесуэлы - Каракасе (сентябрь 2000 г.). Это был период обострения противоречий организации с основными странами - импортерами нефти. Благодаря активной позиции Венесуэлы нефтяной картель расширил свое присутствие на мировом энергетическом рынке. Чавес квалифицировал ОПЕК не только как объединение производителей нефти в борьбе за справедливые цены - так называемый "коридор цен", но и как "стратегический инструмент" в борьбе за интересы развивающихся стран.


Другим приоритетным направлением нефтяной политики является диверсификация рынков сбыта и участие в интеграционных процессах в энергетической сфере. Более половины экспортируемой страной нефти идет на североамериканский рынок, для которого Венесуэла долгие годы является "стратегическим резервуаром". Несмотря на некоторое снижение ее доли в нефтяном импорте США, она продолжает занимать четвертое место в мире (после Мексики, Канады и Саудовской Аравии) по экспорту нефти и нефтепродуктов северному гиганту - около 1,6 млн баррелей в сутки (2004 г.) (17). Отсюда вполне закономерное стремление Белого дома обеспечить надежность венесуэльского источника поставок: желание увеличить присутствие американских компаний в нефтяной промышленности Венесуэлы, поддержка наиболее лояльных Вашингтону и оппозиционных Чавесу политических сил внутри страны.


Все большее значение приобретает межрегиональное сотрудничество в области энергетики. Венесуэла выступила инициатором создания транснациональной нефтяной компании "Petroamerica" (на основе альянса Petrobras (Бразилия) и PDVSA), к которой могут присоединиться другие заинтересованные латиноамериканские страны. Пока же подписан ряд соглашений о совместной разработке месторождений на востоке Венесуэлы, где будет использован опыт Petrobras по глубоководному бурению, и о строительстве нефтеперерабатывающего завода на территории Бразилии. Важным направлением стало сотрудничество со странами Карибского бассейна в сфере энергетики. В 2000 г. был подписан "Каракасский энергетический пакт" о поставках нефти на льготных условиях центрально-американским и карибским государствам (Белиз, Гаити, Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас, Ямайка, Панама, Доминиканская Республика; позже присоединились Барбадос и Никарагуа). Согласно договоренности Венесуэла берет на себя обязательства о поставках этим странам ежедневно 80 тыс. баррелей нефти на условиях оплаты в течение 15 лет (1 год льготный) и ставкой в 2% годовых по финансируемым поставкам (размер финансирования зависит от уровня мировых цен на нефть) (18). Также на "особых финансовых условиях" Венесуэла поставляет нефть на Кубу (53 тыс. баррелей в сутки, два льготных года, возможность оплаты кубинскими товарами и услугами). В декабре 2004 г. во время визита Чавеса на Кубу, был подписан новый договор, несколько расширяющий и модифицирующий ранее заключенное соглашение. Стоит отметить, что в период общенациональной забастовки соседние страны - Бразилия, Аргентина, Колумбия, Тринидад и Тобаго и другие государства региона оказали серьезную поддержку Венесуэле, помогли ей энергоресурсами и продовольствием. Следует иметь ввиду, что активная позиция Венесуэлы в стремлении реализовать идеи по созданию Petrosur, Petroсaribe, Petroandina, единого энергетического пояса (Anillo Energetico) продиктована не только экономическими, но и геополитическими интересами.


Более интенсивно за последние годы развивается сотрудничество в области энергетики с КНР, Индией, европейскими странами и Россией. В декабре 2001 г. было создано китайско-венесуэльское предприятие Sinovensa по производству оримульсиона - топлива, близкого по своему составу к мазуту. Китайской стороне (China National Petroleum Corporation и PetroChina Fuel Oil Company) принадлежит 70% акций и 30% - PDVSA. Согласно соглашениям, подписанным Чавесом во время визита в Китай в декабре 2004 г., китайские компании получили права на разработку 15 нефтяных участков на востоке Венесуэлы (в бассейне р. Ориноко) и строительство в этом районе нефтеперерабатывающих заводов.


Нефтяная отрасль относится к сфере наибольшего совпадения интересов России и Венесуэлы. Не случайно одним из основных вопросов, обсуждавшихся в ходе визита Чавеса в Россию в ноябре 2004 г., явилось сотрудничество в области энергетики. Состоялось подписание межправительственного российско-венесуэльского соглашения о сотрудничестве в энергетике по всей цепочке "разведка - добыча - переработка - сбыт". 26 ноября 2004 г. был подписан "Меморандум о взаимопонимании" между ЛУКОЙЛ и PDVSA, предусматривающий сотрудничество в отраслях топливно-энергетического комплекса. Речь идет о совместной добыче, переработке нефти, проектах в газовой промышленности, нефтехимии, сотрудничестве между нефтеперерабатывающими предприятиями. PDVSA выразила готовность предоставить российской компании для изучения новые разведочные и добывающие проекты в поясе Ориноко, в заливе Венесуэлы и оз. Маракайбо на предмет возможной их совместной реализации, а также проекты по реабилитации и повышению продуктивности истощенных месторождений. Рассматривался и вопрос приобретения сырой нефти и нефтепродуктов у PDVSA как путем разовых сделок, так и на долгосрочной основе, в том числе для поставок на североамериканский рынок. Запланирован обмен персоналом для обучения, переподготовки и повышения квалификации по различным специальностям. Для реализации нефтегазовых проектов стороны намерены создать совместное предприятие. Нефтяная группа ЛУКОЙЛ выразила готовность инвестировать в венесуэльские нефтегазовые проекты около 1 млрд долл. Компания уже получила контракт на модернизацию 150 нефтеперегонных заводов в Венесуэле.


"Россия и Венесуэла - крупные нефтедобывающие страны. От состояния наших энергетических секторов очень многое зависит на международных энергетических рынках. Очень многое зависит от нашего ответственного поведения", - отметил президент России В.В.Путин во время российско-венесуэльских переговоров на высшем уровне в Москве (ноябрь 2004 г.).


Сегодня нефть является стратегическим ресурсом любой страны. Для ослабления зависимости от состояния мирового рынка "черного золота", а также от энергетической политики крупнейших производителей и потребителей этого углеводородного сырья, что требует проведения глубоких экономических и социальных реформ, у страны пока нет иного надежного и значимого источника, чем все те же нефтедоллары. Успешное развитие нефтегазового комплекса в Венесуэле является гарантом экономического благополучия и сдерживания социальной напряженности. В то же время опыт Венесуэлы показал, что "нефтяной фактор" способен парализовать экономику и политическую систему государства, делающего ставку на развитие одной отрасли.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 Венесуэльский публицист, историк, политический деятель ХХ в. A.U s l a r P i- e t r i. De una a otra Venezuela. Caracas, 1989.
2 Energy Information Administration EEUU. Venezuela. - www.eia.doe.gov
3 El Universal. Caracas, 02.II.2004.
4 PDVSA se prepara para manejar con esfuerzo propio campos de la Faja. - www.pdv.com 10.VII.2005.
5 Нефтяная промышленность была национализирована в 1976 г. Расширение и укрепление государственного сектора в отрасли, а также монополия государства на продажу нефти и нефтепродуктов являлись основополагающими пунктами в нефтяной политике Венесуэлы.
6 El Pais. Madrid, 18.VII.2000.
7 Часто этот закон называют "Закон о нефти", имея ввиду, что во многих латиноамериканских странах применительно к нефти используют не только термин "petroleo", но и "hidrocarburos". Новый закон заменил закон об углеводородном сырье 1943 г. и закон о национализации 1975 г.
8 Energy Information Administration. EEUU. - www.eia.doe.gov
9 CEPAL. Balance preliminar de las economias de America Latina y el Caribe. Santiago de Chile, 2004, p. 108.
10 R.R a m i r e z. Discurso del Ministro y Presidente de PDVSA ante la Asamblea Nacional, 25.V.2005. - www.mem.gov.ve
11 H.M a l a v e M a t a. Sindrome de Venezuela turbulenta: el conflicto del petroleo (2002-2003). - www.analitica.com 25.VII.2003.
12 El Universal, 29.XII.2004.
13 CEPAL. Balance preliminar.., p. 108.
14 World Development Indicators 2004. - www.worldbank.org
15 UNDP. Human development report 2004; Global competitiveness report 2004-2005. World Economic Forum, 2005, Index of Economic Freedom.
16 www.opec.org
17 Energy Information Administration EEUU. - www.eia.doe.gov
18 Каракасское соглашение реализуется параллельно с соглашением Сан-Хосе 1980 г., согласно которому Венесуэла и Мексика уже поставляли этим странам ежедневно 160 тыс. баррелей нефти.

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005