ИСКУССТВО
Карлос Ниньо Мурсиа, (Колумбия) - архитектор, профессор Национального университета Колумбии.
Архитектура и чувство места. Последние 25 лет
Колумбия лежит в северо-западной части Южной Америки, соединена с Центральной Америкой Панамским перешейком. Такое расположение способствует сообщению со всеми морями и континентами. Тем не менее, страна замкнута внутри себя, в своих богатствах и чувствах, войнах и трагедиях. Ее дикая природа многолика, география очень разнообразна и имеет много особенностей, так как простирающиеся с юга Анды разветвляются на три высокие горные гряды, разделяя таким образом нашу территорию и затрудняя передвижение по рекам и дорогам, но в то же время создавая бесконечное многообразие экосистем, климатических зон и этнических групп.
условиях такого разнообразия и возникла архитектура, полностью соответствующая каждому конкретному месту и климату, сформировался стиль, адекватный среде, в которой возводятся постройки. Это определяет развитие нашей современной архитектуры, позволяет создавать нечто новое тем, кто уверен в своем прошлом и может обратиться к опыту, накопленному поколениями, применить его, как если бы речь шла о составлении семейного фотоальбома, об образах, которые рассказывают о предшественниках и оживляют их, потерянных в глубинах памяти, чтобы обогатить и воодушевить нас на построение чего-то нового. Творческое осмысление сложившейся традиции стало тем ценным инструментом, с помощью которого архитекторы стран "третьего мира" делают свой выбор. Выбор между местными и привозными материалами, использованием труда безработных строителей и высокими технологиями индустриального глобализированного мира; между преклонением перед чужим опытом и критичной самодостаточностью; строгой пропорцией, характером и чистотой стиля и следованием преходящим модным тенденциям, между "новоделом" для туристов и настоящим концептуальным переосмыслением, призванным при реставрации исторического здания творчески воссоздать его в форме, соответствующей нашим средствам, образу жизни и мысли.
Обустройство колумбийского пространства не было легкой задачей, поскольку строительство на труднодоступной местности требовало точного выбора средств, особой тщательности и умеренности - факторов, которые и составляют основу лучших образцов нашей архитектуры. Таким образом и были созданы города, сообщающиеся при помощи дорог, соединяющих, несмотря на сложности рельефа, сельскохозяйственные и горнодобывающие районы с изменчивой средой города. Подробный исторический анализ развития колумбийской архитектуры был бы долгим и утомительным. Как ясно выразился писатель Джеймс Джойс, чтобы понять диалектику процесса, надо объективно смотреть одним глазом на Ирландию, а в нашем случае на Колумбию, а другим - на мир. Это значит осознать значение архитектуры, которая является нечто бoльшим, чем просто искусство ради искусства или отраслью экономики, но понимается как явление, которое вносит вклад в развитие и обогащение общества и придает ускорение его обновлению, используя опыт прошлого, не "зацикливаясь" при этом на влиянии архитектурных школ других стран.
При историческом анализе непреходящих ценностей, составляющих архитектурную традицию, нужно всегда учитывать обстоятельства, при которых развивалось то или иное направление архитектуры, технику, используемые материалы, экономические возможности каждого этапа, функциональное соответствие запросам времени и общества, особые и формальные аспекты; а также то, кем были строители прошедших лет. Это и определило такие постоянные качества архитектуры Колумбии, как простота и строгость, достигающиеся благодаря использованию недорогих материалов и созданию форм, соответствующих возможностям не очень богатого общества, которое не может себе позволить мотовство. Чувство композиционной ясности - качество, связанное с ранее упомянутой простотой. Речь идет о строгости, которую называют "concinnitas", когда говорят о красоте как атрибуте архитектурного организма, составленного из элементов, расположенных в гармоничном, точном и неизменном порядке. Это качество не всегда соответствует общепринятому понятию классицизма, т.е. порядку, который требует строгого соотношения между частями и единым целым (к чему стремились в эпоху Возрождения), но отвечает требованию создания чистых и пропорциональных, хорошо выстроенных и постоянных форм, где сочетаются чувства и разум, воссоздающие в памяти космическую гармонию и жизненную энергию как основной закон мира.
Москвичи смогли познакомиться с современной колумбийской архитектурой на международной выставке в Манеже, проходившей в октябре 2005.