ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 2

ИБЕРИЙСКИЙ АСПЕКТ


С.М.Хенкин - доктор исторических наук, профессор МГИМО (У) МИД России.


Метаморфозы политического развития Испании


События 11 марта 2004 г. в Мадриде приковали к Испании внимание всего мира. Теракты в электропоездах, устроенные за три дня до парламентских выборов, стали местью "Аль-Каиды" правительству консервативной Народной партии (PP) за участие Испании в войне против Ирака на стороне США. Они резко изменили общественные настроения и привели к поражению PP, считавшейся фаворитом. Испания стала первой страной, где международному терроризму фактически удалось одержать победу, оказав прямое влияние на политический процесс.


Вслед за 11 сентября 2001 г. эти теракты засвидетельствовали, что терроризм перешел в новое качество. Террористы наносят уже не только "булавочные уколы", имеющие зачастую избирательный характер, и о которых к тому же нередко уведомляют заранее (характерные примеры - действия баскской ЭТА и ряда террористических организаций в странах Латинской Америки). Теперь речь идет и о мегатерактах, происходящих одновременно в нескольких местах с использованием новейших технических средств и ставящих целью уничтожить как можно больше людей.


Можно утверждать, что терроризм превратился в субъекта мировой политики, способного круто менять внутриполитическую ситуацию и даже оказывать решающее влияние на процесс формирования власти. Вполне вероятно, что для этого вовсе не обязательно прибегать к преступлениям: достаточно накануне выборов запугать избирателей их угрозой. С этим фактором отныне не может не считаться ни одно правительство.


Социально-психологические сдвиги в испанском обществе сразу после 11 марта благоприятствовали победе на выборах Испанской социалистической рабочей партии (PSOE). Каков же механизм неожиданного сдвига в политической власти Испании? Какое наследство досталось PSOE? В чем существо "нового курса" во внутренней и внешней политике, который провозгласили социалисты?


Попробуем разобраться в произошедшей "смене вех".


КОНСЕРВАТОРЫ: НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ ПРАВЛЕНИЯ


Путь Народной партии к власти был долгим и трудным. Образованная в 1976 г. в результате слияния пяти неофранкистских организаций консервативная партия (до 1989 г. она называлась Народный альянс) в течение двадцати лет находилась в оппозиции и, казалось, была обречена на эту роль. В Испании, только что освободившейся от франкистской диктатуры, такая партия не пользовалась поддержкой широких слоев населения, естественно воспринимавших ее как правую, архаичную организацию ретроградов, время которых ушло. Консерваторы прилагали большие усилия, чтобы сломать сложившийся стереотип.


На тернистом пути идейно-политической и организационной перестройки партии выделяются две важнейшие вехи. Первая - парламентские выборы 1982 г., когда консерваторы совершили резкий рывок вперед по сравнению с предшествующими выборами 1979 г. Их электорат возрос с 5,8% (1,1 млн голосов) до 26,5% (5,4 млн голосов) избирателей, а число мест в конгрессе депутатов (нижней палате кортесов) - с 9 до 106 (1). Успеху Народного альянса благоприятствовал глубокий кризис и распад правоцентристского Союза демократического центра, под руководством которого Испания перешла от франкизма к представительной демократии (а в дальнейшем и его преемника - Демократического и социального центра). Стан консерваторов пополнила значительная часть электората правоцентристских партий, а также ряд их высокопоставленных функционеров. Народный альянс превратился в ведущую оппозиционную и по сути главную партию буржуазного лагеря Испании, вокруг него сплотились правые всех мастей - от умеренных консерваторов до откровенных франкистов. Однако электоральный разрыв между PSOE, контролировавшей политическую власть в 1982-1996 г.г., и консерваторами оставался весьма значительным.


Вторая, еще более важная веха в перестройке партии - приход в апреле 1990 г. в ее руководящие органы нового поколения политиков во главе с 37-летним Хосе Мариа Аснаром. Новый председатель PP отмежевался от франкизма, определив его как диктатуру. В программе партии говорилось о необходимости уважения прав человека, свободы печати, здоровой конкуренции на основе многопартийности. Аснар и его окружение отказались от традиционного для испанских правых государственного вмешательства в экономику, провозгласив себя сторонниками неолиберальной политики, развития мелкого и среднего предпринимательства. "Народная партия - это центристская партия, которая заняла правоцентристское пространство, в деятельности которой синтезированы либеральные, консервативные и христианско-демократические идеи", - заявлял Аснар (2). Обновленная PP ориентировалась на "свободу, стабильность и реформы" (3).


Усилия по трансформации партии принесли плоды на парламентских выборах 1996 г., на которых Народной партии удалось одержать победу над своими основными соперниками - социалистами. Опыт PP, превратившейся после долгой и трудной идейно-политической трансформации из периферийной силы испанской политики в ведущую партию страны, весьма поучителен. Вместе с тем этот успех поначалу был скромным. Консерваторы опередили своих соперников всего на 300 тыс. голосов и имели в кортесах лишь относительное большинство мест, опираясь на поддержку националистических сил регионов. Один из лидеров PSOE А.Герра назвал победу PP "горькой", а поражение социалистов "сладким" (4). Но в марте 2000 г., на следующих выборах в кортесы консерваторы заметно упрочили свои позиции. PP завоевала абсолютное большинство в конгрессе депутатов (184 места из 350), набрав 44,5% голосов и опередив на 10,5% PSOE (5). По оценке известного политолога Ч.Пауэлла, результаты парламентских выборов 2000 г. свидетельствовали об "окончательной нормализации" испанской политической системы, или, говоря словами самого Аснара, "о полном завершении гражданской войны в Испании" (6).


Убедительная победа PP в 2000 г. стала возможной прежде всего благодаря успешной во многих отношениях экономической и социальной политике, продолжавшейся и в следующие четыре года. К моменту ее прихода к власти Испания занимала по многим макроэкономическим показателям одно из последних мест в Евросоюзе. Консерваторам удалось переломить ситуацию, добившись едва ли не самых высоких в Европе темпов развития (3-3,5% в год), очевидного оздоровления и оживления экономики. Правительство заметно ослабило государственное вмешательство в экономику, отдав приоритет частной инициативе и рынку. Унаследовав от социалистов мощный государственный сектор, PP приватизировала десятки государственных компаний, в результате чего в первый период ее правления 7,5 млн человек (7) стали владельцами акций.


Политика консерваторов способствовала тому, что Испания поставила общеевропейский рекорд по созданию новых рабочих мест. Хотя уровень безработицы и в 2004 г. оставался одним из самых высоких в Западной Европе, армия "лишних людей" сокращалась куда более быстрыми темпами, чем в других странах Евросоюза. Только в первое четырехлетие правления PP было создано 1,8 млн новых рабочих мест - почти половина возникших за то время в государствах ЕС. В следующие четыре года было создано еще больше рабочих мест - 2,4 млн. В результате безработица в Испании сократилась с 23% (3,7 млн человек) в 1996 г. до 11,2% (2,1млн) экономически активного населения в 2003 г. (8).


Инфляция, выражавшаяся на протяжении десятилетий двузначными цифрами, снизилась примерно до 2%. Уменьшились налоги, в частности, подоходный налог сократился в среднем на 13,7%, и примерно 5 млн человек перестали представлять декларации о доходах. На 4,3 млн расширился круг лиц, охваченных системой социального обеспечения (с 12,3 млн в 1996 г. до 16,6 млн в 2003 г.). Существенно выросло потребление. В 1998 г. в стране начался настоящий покупательский бум, вызванный резким снижением Центральным банком Испании процентных ставок с 14 до 6% и возможностью покупать многие товары (автомобили, телевизоры, стиральные машины) в кредит. Если в 1996 г. доходы на душу населения составляли 78% от европейского уровня (примерно таким они были с 1976 г.), то в 2003 г. достигли 86% (9). Руководство PP наладило конструктивный диалог с профсоюзами, в результате чего уровень забастовочной активности в 1996-2001 гг. был едва ли не самым низким за весь послефранкистский период.


Упрочились связи Испании с ЕС, страна вступила в Европейский валютный союз. Начиная с 1997 г., впервые в истории ХХ в. прямые испанские инвестиции за рубежом превысили иностранные инвестиции в Испании. Наиболее серьезные успехи были достигнуты в Латинской Америке, где испанским компаниям удалось вытеснить с рынка ряд крупных фирм США.


Успехи консерваторов в социально-экономической области омрачились лишь существованием в стране широкомасштабной практики временной занятости, вытеснявшей постоянную, что затрагивало насущные интересы миллионов людей, а также головокружительным ростом цен на жилье.


PP внесла вклад в развитие государства автономий - одной из ключевых проблем страны. Современная Испания - унитарное государство, в территориальной организации которого присутствует много элементов федерализма. Можно согласиться с мнением экспертов, считающих, что она входит в число наиболее децентрализованных унитарных государств. Правительство PP, в соответствии с Соглашением по вопросам развития автономий, заключенным еще в 1992 г. с PSOE, продолжало политику поэтапной передачи полномочий от центра автономным областям (это касалось прежде всего образования, здравоохранения, налоговой сферы). В 2000 г. автономные области расходовали свыше 35% всех средств, в то время как центральное правительство - немногим более 50% (для сравнения: в конце 70-х годов более 80% всех ассигнований находились в руках последнего). На 180 тыс. человек увеличился управленческий аппарат автономных областей. В нем работают 8 из каждых 10 испанских чиновников (10).


Успехом властей стало ослабление организации баскских экстремистов ЭТА. После прихода консерваторов к власти ЭТА продолжала убивать (за исключением 14-месячного перемирия, объявленного боевиками в сентябре 1998 г. и ими же прерванного). Правительство заняло непримиримую позицию. Особенно успешной в плане антитеррористической борьбы стала вторая легислатура, когда властям удалось арестовать несколько руководителей организации и нанести существенный урон ее инфраструктуре. Если в 1996 и 1997 гг. ЭТА совершила соответственно 15 и 13 убийств, то в 2003 г. - всего 3. Серьезный удар был нанесен и по "терроризму малой интенсивности" (по полицейской терминологии) - актам насилия и вандализма на улицах баскских городов, которые практиковала молодежная организация ЭТА - Харраи. В 2000 г. число таких акций составляло 630, а в 2002 г. сократилось до 190. В августе 2002 г. была запрещена считающаяся легальным представителем ЭТА партия Батасуна, которая до запрета управляла 49 муниципалитетами автономии и имела примерно 1000 избранных представителей (11).


Однако правительству развязать "баскский узел" не удалось. Политическую ситуацию в автономной области обострил сдвиг в политике руководства правящей там Баскской националистической партии (PNV). Прежде не выходившая за рамки правового поля, PNV с конца 90-х годов начала открыто ставить вопрос о суверенитете Страны Басков.


В сентябре 2003 г. председатель автономного правительства Страны Басков Хуан Хосе Ибарретче выступил с планом превращения ее в "свободно присоединившееся к Испании государство", аргументируя это тем, что "баски как народ с собственной идентичностью существует с момента зарождения" и теперь должны быть наделены собственным гражданством. Формально оставаясь в составе Испании, это государство, по проекту Ибарретче, должно самостоятельно решать проблемы планирования и организации экономического развития, трудового законодательства и социальных отношений, обладать собственной судебной системой, иметь свои представительства за рубежом. Предполагается также, что при желании к Стране Басков могли бы присоединиться соседняя провинция Наварра, в которой живет много басков, а также населенные басками департаменты на юго-западе Франции. Согласно проекту, Статус "Свободно присоединившегося к Испании государства Страны Басков" заменил бы Конституцию Испании, европейское и международное право. Ибарретче считает, что реализация его плана поставит точку в борьбе с ЭТА, лишив ее деятельность всякого смысла (12). Правительство PP отвергло план Ибарретче, подчеркнув, что он противоречит Конституции страны и готовившемуся в то время проекту Европейской Конституции. (В свою очередь и ЭТА отвергла план Ибарретче, утверждая, что половинчатая формула урегулирования баскской проблемы, основанная на реформе статута региона и партийных интересах, не приведет к разрешению конфликта, и заявила о продолжении террористических действий. - El Mundo, 27.09.2004.)


Развитие национальных и региональных отношений в Испании поставило перед консерваторами немало и других проблем. Дело в том, что для государства автономий характерна не только расширяющаяся децентрализация, но и асимметрия - юридическая и фактическая. По существующему законодательству, в Испании существуют разные виды автономий - полная (Каталония, Страна Басков, Галисия, Андалусия), специальная (Наварра, Канарские острова) и ограниченная (большая часть автономных сообществ). Они различаются объемом предоставленных им центральным правительством прав и привилегий. На это юридическое неравноправие автономий накладывается фактическая асимметрия, в частности межрегиональные экономические диспропорции, существование "богатых" и "бедных" регионов. Отсюда распространенные в массовом сознании чувства соперничества, собственной обделенности или, напротив, превосходства над соседом. Так, по словам известного испанского историка Хавьера Туселя, "каталонцы ощущают себя благородными донорами по отношению к остальным испанцам, а жители других регионов видят в них настоящих вампиров" (13).


"Испания столкнулась в последнее время с проблемой коллективной идентичности, не отличающейся от существующей в других странах и требующей большого такта и беспредельной способности к диалогу, - отмечает Тусель. - Столкновения периферийных националистов, недовольных существующей территориальной организацией государства, со сторонниками сохранения нынешнего положения вещей способны отравить совместное существование испанцев" (14).


Ситуацию усугубляла позиция правительства PP. После обретения абсолютного большинства в кортесах на выборах 2000 г. кабинет министров, не зависевший, как в годы первой легислатуры, от поддержки националистических партий регионов, ужесточил свою позицию по проблеме полномочий автономий. Приоритет теперь отдавался укреплению центральной власти. Отношения с периферийными националистами обострились. К примеру, идейно-политические установки различных политических сил, составлявших пестрый лагерь националистов Страны Басков, стали отождествляться с сепаратистской платформой ЭТА. На деле это далеко не так, поскольку большинство баскского общества "не хочет ни независимости, ни разрыва с Испанией и Европой" (15).


В целом политика консерваторов удовлетворяла далеко не всех, что особенно проявилось в период второй легислатуры, когда психология властвования и методы управления PP заметно ужесточились. Укрепив свои позиции, PP все в большей степени отходила от центристской ориентации и склонялась к формам проведения политики, традиционно характерной для испанских правых. По мнению многих испанских политологов и экспертов, для правительства Аснара были характерны закрытость и жесткий, авторитарно-персоналистский стиль руководства. Еще в апреле 1990 г., на Х съезде PP по инициативе Аснара было принято решение об упразднении постов всех заместителей председателя партии. "Было 8 заместителей, что затрудняло принятие решений и размывало ответственность, - вспоминает он. - Этого быть не могло. Нужно было иметь одного лидера, коим мог быть председатель" (16). После победы PP на выборах ее глава сосредоточил в своих руках огромную власть, единолично решая многие вопросы, назначая руководителей на различные административные посты. Правительство подчинило себе деятельность парламента и судебной власти. Для управления страной широко использовалась практика законов-декретов, издававшихся в обход кортесов. Только в период первой легислатуры PP их было издано 85 (17). На телевидении, контролировавшемся властями, в подчиненных им СМИ, нормой стал жесткий, даже агрессивный дискурс в отношении оппозиции. Представители правящей партии проводили четкую разграничительную линию между "своими" и "чужими", стараясь повсюду окружить себя первыми. Характерный пример - приватизация государственных предприятий, которые, став частными, продолжали находиться в руках высокопоставленных государственных чиновников, назначавшихся властями. По существу, правительство "указанием пальца", как там говорят, назначало новых промышленных и финансовых олигархов, становившихся опорой правящей партии.


Критика в адрес правительства возросла в результате позиции, занятой им после крушения в ноябре 2002 г. у берегов Галисии танкера "Престиж". Это бедствие (его называют даже крупнейшей экологической катастрофой после Чернобыля) привело к образованию гигантского нефтяного пятна, которое накрыло морское побережье и пляжи северных районов Испании - Галисии, Астурии, Кантабрии, Страны Басков. В борьбу с последствиями трагедии включились 150 тыс. добровольцев из разных районов Испании, а также военнослужащие. Правительство, однако, долгое время бездействовало, скрывая от общественности правду о масштабах нанесенного ущерба. Устами министра сельского хозяйства Ариаса Каньете власти заявили: "Мы не боимся экологической катастрофы и не считаем, что возникнут серьезные проблемы для рыбных ресурсов" (18). Лишь 23 дня спустя после крушения танкера состоялось заседание кабинета министров, посвященное этому вопросу. Несмотря на требования оппозиции, не была создана правительственная комиссия по расследованию причин трагедии. Пренебрежительное отношение властей к последствиям катастрофы "Престижа" стимулировало массовые манифестации протеста в разных регионах Испании, прежде всего в Галисии (19).


Еще большее по масштабам недовольство испанской общественности вызвала отправка правительством в Ирак воинского контингента численностью в 1300 человек для поддержки действий США и их союзников. Аргументируя свою позицию, Аснар заявлял, что, борясь против тирании, обладающей оружием массового уничтожения, Испания защищает западную демократию и прежде всего свою собственную. Создание в Ираке стабильного демократического режима, говорил он, означает также серьезный прогресс в решении проблем Ближнего и Среднего Востока (20). В своих практических действиях лидер PP, руководствовавшийся идеями преодоления остатков исторически сложившегося у населения страны "изоляционистского комплекса", обретения Испанией "национального величия" и превращения ее в одну из ведущих стран мира, делал ставку на привилегированные отношения с США и Великобританией. Отвечая на яростную критику противников участия страны в иракской войне, Аснар говорил: "Я хочу, чтобы Испания перестала быть политической провинцией в мире. Я хочу, чтобы ее голос был слышен при решении глобальных проблем. Я хочу, чтобы она не сходила с первых полос мировых газет и телеэкранов" (21). Участие в антисаддамовской коалиции означало также сотрудничество Испании с "новой Европой" - бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы в противовес "старой Европе" - Франции и Германии, осуждавшими войну в Ираке.


Однако эта позиция не встретила понимания у большинства населения. Противники войны утверждали, что она является "несправедливой, незаконной и аморальной", поскольку вопреки заявлениям представителей администрации США наличие у Ирака оружия массового поражения не доказано, а действия антисаддамовской коалиции не санкционированы ООН. Отмечалось, что основной мотив вторжения в Ирак - стремление США установить контроль над важным сегментом мирового рынка нефти. Большинство придерживалось мнения, что Ирак не угрожает Испании, и участие в конфликте ухудшит традиционно дружественные отношения со многими арабскими странами. В стихийно сложившемся, разношерстном лагере противников войны присутствовали социалисты, коммунисты и другие политические партии и профсоюзы.


Примечательно, что в демократической Испании внешняя политика строилась на основе консенсуса основных политических сил. Теперь этому согласию пришел конец. В январе 2003 г. 61% опрошенных отвергли участие Испании в военной операции США против Ирака. 24% заявили, что поддержат эту акцию лишь в том случае, если она будет развиваться под эгидой ООН. В марте число противников войны составляло уже 92% респондентов, 86% полагали, что эта акция не окажет никакого положительного воздействия на борьбу с международным терроризмом. По стране прокатилась мощная волна массовых манифестаций с протестами против позиции правительства. Только в феврале 2003 г. в них участвовали примерно 3 млн испанцев, в том числе избиратели PP. Даже после успешного завершения операции по свержению режима Хусейна, когда, как надеялось правительство, эмоциональные настроения в общественном мнении сменятся более взвешенными и рациональными, действия властей поддерживали не более 10% испанцев (22).


Массовые протесты против войны в Ираке и некомпетентных действий правительства по преодолению последствий катастрофы танкера "Престиж" накалили социально-политическую обстановку в Испании. Дело не ограничивалось только этими проявлениями социального недовольства. Начиная с 2002 г. нарастает забастовочное движение. В июне этого года профсоюзы впервые за время правления PP провели всеобщую забастовку, протестуя против планов правительства существенно ограничить пособия по безработице. Испанские преподаватели и студенты бурно реагировали на одобренный властями в 2001 г. закон об университетах, видя в нем ущемление своих прав. Выступления студентов отличались невиданной со времен франкистской диктатуры массовостью. Только 1 декабря 2001 г. в них участвовали от 200 до 300 тыс. студентов. Массовые протесты общественности вызвал и принятый властями Национальный гидрологический план, предусматривавший переброску вод реки Эбро в юго-восточные регионы страны.


Рост социальной напряженности в Испании пришел на смену длительному периоду относительного спокойствия, когда общество, казалось, "дремало". Аполитичность испанцев, как, впрочем, и жителей большинства других стран Запада, объяснялась рядом причин: ростом недоверия к профессиональным политикам и политике вообще, кризисом партий и профсоюзов, разочарованием в левых идеях после краха реального социализма. В испанских условиях сказались и совпавшие по времени поколенческие сдвиги - люди старшего и среднего возраста, за плечами которых остались годы становления и консолидации демократии, "выдохлись", а молодежь в условиях развития "государства благосостояния" прониклась идеями индивидуализма и гедонизма.


Недовольство некоторыми конкретными аспектами деятельности правительства Народной партии радикально изменило общественные настроения. По образному выражению журнала "Расон и фе", "в испанской политике произошел переход от апатии к урагану" (23). Можно предположить, что подобная быстрая и радикальная смена ориентаций, переходы от пассивности к бурной политической активности (и наоборот) станут типичными для политического процесса в современной Испании, соответствуя менталитету населения и исторической традиции страны.


Опросы общественного мнения свидетельствуют, что в 2002 - начале 2004 гг. дистанция в предпочтениях избирателей между PP и PSOE быстро сокращалась. Сдвиги, происшедшие в настроениях испанцев в годы второй легислатуры PP, отразились на результатах выборов в органы власти муниципалитетов и автономных областей Испании, состоявшихся в мае 2003 г. На муниципальных выборах консерваторы уступили социалистам 200 тыс. голосов. Но в 9 из 13 автономий, где они проводились, PP победила. В целом ее позиции несколько ослабли, однако сторонники оппозиции накануне выборов рассчитывали на значительно более высокие результаты.


В преддверии очередных парламентских выборов, намеченных на 14 марта 2004 г., опросы общественного мнения предсказывали победу правящей партии. Казалось, что отправка войск в Ирак и другие действия властей, вызывавшие недовольство, меркли в сознании многочисленных групп избирателей перед успехами правящей партии на социально-экономическом направлении и в борьбе с терроризмом ЭТА. Однако события 11 марта опровергли все прогнозы.


ВЫБОРЫ ПОСЛЕ ВЗРЫВОВ: АНАТОМИЯ СДВИГА ВО ВЛАСТИ


Теракты - самые крупные в истории Испании, в ходе которых погибли 192 человека и около двух тысяч были ранены, - взорвали нормальный ход избирательной кампании. Правительство настаивало, что трагедия - дело рук ЭТА. Глава кабинета министров через несколько часов после взрывов позвонил главным редакторам ведущих СМИ, сообщив им о своей убежденности в том, что авторы содеянного - боевики ЭТА. В испанские посольства была разослана директива, предписывавшая распространять эту точку зрения за рубежом. Совету Безопасности было рекомендовано принять резолюцию, осуждающую действия ЭТА. Правительство призвало население к массовой манифестации "в память жертв, в защиту Конституции и за поражение терроризма" (под последним подразумевались действия ЭТА) (24). Позиция властей казалась многим вполне логичной, учитывая как зловещую роль ЭТА в истории испанской демократии, так и самый последний факт - за неделю до начала избирательной кампании гражданские гвардейцы перехватили автомобиль с более чем 500 кг взрывчатки, который боевики этой организации перегоняли в Мадрид для совершения крупного теракта.


Вместе с тем с каждым днем появлялось все больше прямых и косвенных доказательств причастности к терактам "Аль-Каиды". Да и сам масштаб трагедии указывал не на ЭТА, не обладавшую ресурсами для осуществления столь крупной акции. К тому же испанцам хорошо известно, что ЭТА обычно брала на себя ответственность за совершаемые теракты. На этот раз она не только не сделала этого, но и отмежевалась от взрывов в Мадриде, обвинив в них "Аль-Каиду".


Между тем власти "не замечали" и игнорировали факты, противоречившие их трактовке событий. Настойчивое приписывание ЭТА ответственности за трагедию 11 марта и затушевывание роли "Аль-Каиды" объяснялось прежде всего опасениями "электоральной расплаты" за участие страны в непопулярной войне. Подобная интерпретация событий могла бы стать выигрышной и в свете соперничества с PSOE, выступавшей с программой большего учета интересов автономных областей и развития федеративных начал. Списывание мадридского теракта на ЭТА косвенно доказывало, что учет этих интересов ослабляет государство. На этом фоне твердая и бескомпромиссная позиция PP, ставившая целью решительный отпор терроризму и укрепление государственности, выглядела привлекательной для многочисленных групп электората (25).


Все это создавало в стране обстановку напряженности, где людские боль и тревога смешивались с гневом и желанием узнать правду об истинных авторах случившегося. Обстановку подогревала пресса, выносившая на первые полосы заголовки типа: "ЭТА или "Аль-Каида?". Трагедия всколыхнула страну. 13 и 14 марта по всей Испании прошли многотысячные демонстрации под лозунгом-вопросом "Кто это был?". Впрочем, немало испанцев уже в те дни напрямую связывали взрывы в Мадриде с присутствием испанского воинского контингента в Ираке. Массовые манифестации продемонстрировали чувство коллективизма и солидарности, существующие в испанском обществе, решимость людей дать отпор терроризму. Они стали кульминацией всех тех, описанных выше выступлений социального протеста, которые происходили в стране с 2001 г.


Точка в вопросе об авторстве преступления была поставлена лишь вечером 13 марта, когда власти официально объявили об аресте трех марокканцев и двух индусов, предположительно участвовавших в терактах. А еще через несколько часов "Аль-Каида" взяла на себя ответственность за взрывы в Мадриде, оправдывая эту акцию тем, что "Испания поддерживает США в иракской войне" (26).


Возникает принципиальный вопрос: что повлияло на неблагоприятный для PP исход выборов - интерпретация властями теракта или его факт сам по себе? Первое не подлежит сомнению, второе небесспорно, но вполне вероятно. Ложь правительства, стремившегося почти до самых выборов замолчать роль "Аль-Каиды", усилила стремление наказать Народную партию, определив и позицию многих колеблющихся: испанцы не любят, когда их обманывают.


Предположим, однако, что люди узнали бы от правительства правду об авторах терактов сразу же после их осуществления. Представляется, что и в этом случае шансы PP на победу выглядели бы весьма проблематичными (хотя возможный проигрыш не сопровождался бы столь крупными моральными потерями и позволял бы властям "сохранить лицо"). Уж слишком непопулярной в стране была война в Ираке. В наэлектризованной после взрывов атмосфере миллионы переживших шок испанцев даже правдивую информацию расценили бы как подтверждение своей позиции: стране не нужно было втягиваться в этот конфликт. И при таком развитии событий правительство осталось бы в их глазах виновным за открытие - пусть даже невольное - "второго фронта", причем намного более кровавого, чем терроризм ЭТА. Организаторы взрывов точно рассчитали время их проведения и возможный политический эффект. В испанской ситуации совпали отрицательное отношение большинства населения к войне в Ираке и стремление исламских экстремистов добиться вывода оттуда иностранных, в том числе испанских военнослужащих.


Победу на выборах одержала PSOE, за которую проголосовали 42,6% избирателей или 10,9 млн испанцев. Социалисты завоевали 164 места в конгрессе депутатов. PP откатилась на второе место. Ее поддержали 37,6% или 9,5 млн избирателей, что дало ей 148 мест в нижней палате парламента. Но консерваторы по-прежнему контролируют сенат, хотя и в нем потеряли 25 депутатских мест, в то время как социалисты получили 28 новых (сейчас у PP 102 из 208 мест, у PSOE - 81) (27).


На руку социалистам сыграла высокая по испанским меркам - опять же реакция на теракт и его трактовку властями - явка на выборы: голосовать пришли 77,2% избирателей (в 2000 г. - 70%). Во многом благодаря подъему электоральной активности социалисты набрали на 3 млн голосов больше, чем в 2000 г. Дело в том, что наибольшую долю в этом приросте составили как раз голоса "абсентеистов


2000 г." - тех сторонников социалистической и коммунистической партий Испании, которые не пошли тогда голосовать из-за внутренних неурядиц в своих организациях. Немалую долю голосов дали PSOE и молодые люди, впервые пришедшие к избирательным урнам.


По сравнению с выборами 2000 г. Народная партия потеряла всего 600 тыс. голосов (28). Основная масса ее электората продемонстрировала организованность и лояльность своей партии, несмотря ни на что одобрив результаты ее деятельности за последние четыре года. Развитие политического процесса в Испании будет, как и прежде, определяться соперничеством PSOE и PP, пользующихся поддержкой примерно 80% электората и далеко опережающих по популярности все остальные.


Что касается других политических сил, то за "Объединенных левых" (ядро этой коалиции составляет Компартия Испании) проголосовали 5% избирателей, за Конвергенцию и союз Каталонии - 3,2%, Баскскую националистическую партию - 1,6%.


Сенсацией выборов стал успех Левореспубликанской партии Каталонии, набравшей 2,5% голосов и увеличившей свое представительство в конгрессе депутатов с 1 до 8 мандатов. Эта партия заметно потеснила традиционного представителя каталонского меньшинства в испанском парламенте - партию Конвергенция и союз Каталонии, вторгшись в ее электоральное пространство. Успех левых республиканцев во многом объяснялся тем, что лидер этой партии Жозеп Льюс Карод-Ровира в ходе предвыборной кампании подвергся жесткой критике со стороны правительства за тайную встречу с лидерами ЭТА (на ней он пытался склонить боевиков отказаться от терактов). Представ в глазах избирателей жертвой несправедливого к нему отношения, Карод-Ровира и его партия добились заметного общественного признания.


На результатах выборов в очередной раз сказалось и несовершенство испанского варианта мажоритарной избирательной системы, которая создает диспропорцию между набранными голосами и полученными мандатами. Больше всего от этого несовершенства пострадала, как это бывало и прежде, коалиция "Объединенные левые", которая, собрав 1,3 млн голосов, получила лишь 5 депутатских мест (для сравнения: Конвергенция и союз Каталонии - 800 тыс. голосов и 10 мест, Баскская националистическая партия - 400 тыс. голосов и 7 мест) (29).


КОНТУРЫ "НОВОГО КУРСА"


Одержав победу на выборах, PSOE после 8-летнего перерыва вновь оказалась у руля государственной власти. Еще в первое послефранкистское десятилетие идейно-политический облик этой старейшей испанской партии (образована в 1879 г.), внесшей существенный вклад в борьбу с диктатурой и становление демократии, серьезно трансформировался. PSOE, входившая в группу так называемых радикальных социалистических партий (или партий "Юга Европы"), перешла на более умеренные позиции. Ее руководство, отказавшееся от "устаревших классовых догм", исключило из определения соцпартии характеристику "марксистская". Победив в 1982 г. на парламентских выборах, партия обратилась к идеологическому плюрализму и стала проводить "реалистическую политику", основанную на прагматизме. В период властвования социалисты добились значительных успехов в плане консолидации демократии и модернизации общества. Однако серия коррупционных скандалов и имевшие место грубые нарушения законности лишили PSOE поддержки значительных слоев испанского общества.


После поражения на парламентских выборах 1996 г. партия переживала глубокий кризис. Ф.Гонсалес, много лет возглавлявший PSOE, ушел с поста генерального секретаря, а сменявшие его руководители долгое время не могли преодолеть замешательство и разобщенность в партийных рядах. По словам известного деятеля рабочего движения Испании Н.Сарториуса, проблема испанских левых, и в частности PSOE, состояла не в поражении на выборах, а в отсутствии политического проекта, в том, что они утратили "моральное, культурное и, наконец, политическое лидерство в обществе и пребывали в полной растерянности" (30). Необходимость обновления PSOE была очевидной.


В июле 2000 г., спустя четыре месяца после значительно более неудачных для PSOE, чем в 1996 г., парламентских выборов, состоялся ее 35-й съезд. При выборах генерального секретаря основное соперничество развернулось между недостаточно известным тогда 39-летним юристом Хосе Луисом Родригесом Сапатеро и более известным деятелем партии Хосе Боно, пользовавшимся поддержкой части старого партийного руководства. В напряженной борьбе с перевесом всего в 9 голосов (414 против 405 делегатов) победил Родригес Сапатеро (31). Большинство делегатов поддержало его, понимая необходимость обновления партии. Победа Родригеса Сапатеро ознаменовала собой смену поколений в руководстве PSOE, привела к отставке большинства политических деятелей, сформировавшихся в годы антифранкистской борьбы, и приходу молодых социалистов "эпохи демократии".


После избрания генеральным секретарем Родригес Сапатеро заявил о необходимости "спокойных перемен". "Я не сторонник ни разрыва с прошлым, ни преемственности. Предпочитаю спокойные перемены, в основе которых лежит новая программа действий... Левые победят правых, лишь если переиграют их в битве идей... Суть дела состоит в том, что социализм в современной Испании может стать результатом сочетания идей свободы, равенства и модернизации" (32).


Победа на последних парламентских выборах предоставила обновленному руководству PSOE возможность претворить свои идеи в жизнь. Вместе с тем оно оказалось в весьма непростой ситуации. Как это часто бывает, социалисты, будучи в оппозиции, критиковали правительство PP и предлагали свои решения тех или иных проблем, не всегда учитывая возможности испанской экономики и отношение к их проектам других политических сил. Теперь им предстоит реализовать обещанное.


В сформированном после выборов кабинете министров Испании, который возглавил Родригес Сапатеро, впервые в истории Испании 16 министерских портфелей поделены поровну между мужчинами и женщинами. Первым заместителем председателя правительства - опять же впервые в испанской истории - стала женщина, Мариа Тереса Фернандес де ла Вега. Располагая 164 местами в конгрессе депутатов, правительство не имеет в нем абсолютного большинства, необходимого для принятия нужных ему законов. Между тем руководство PP во главе с новым лидером Мариано Рахоем, сменившим на этом посту Аснара, обещало кабинету министров поддержку только в тех вопросах, которые напрямую затрагивают безопасность Испании и ее национальные интересы (это прежде всего борьба с терроризмом). Недостающие 12 мандатов правительство рассчитывает получать, опираясь на поддержку "Объединенных левых", а также националистических партий, прежде всего Левореспубликанской партии Каталонии.


В заявленном правительством "новом курсе" одним из приоритетных направлений является изменение модели территориального устройства Испании, иными словами, реформирование государства автономий. За годы демократического развития в автономных объединениях и их отношениях с центром накопилось немало проблем, требующих внесения соответствующих изменений в законодательство. Правительство Народной партии и слышать не хотело о какой-либо реформе Конституции. Для консерваторов проблема была решена с ее принятием в 1978 г. и предложения любых нововведений отвергались как антиконституционные. Социалисты подходят к вопросу о реформировании территориального устройства Испании более гибко, заявляя о намерении предоставить автономным объединениям тот объем прав и полномочий, к которому последние сами стремятся, разумеется, в рамках сохранения государственного единства. По существу, речь идет об отказе от всякого единообразия в построении отношений между центром и регионами, максимальном учете разнообразных пожеланий каждого из них. Цель правительства - совершенствование государства автономий, исправление, насколько это возможно, его недостатков.


В первые месяцы правления PSOE в стране развернулась широкая общественная дискуссия по этой проблеме, в ходе которой высказываются самые разные предложения - от вполне разумных до нереалистических и утопических. Родригес Cапатеро, обозначив пока только общий подход к проблеме, регулярно встречается с главами автономных объединений и обсуждает эту тему с ними. Кроме того, в его планы входит проведение ежегодных конференций глав автономных правительств, с некоторыми их которых его предшественник не встречался годами.


Планируемые изменения статусов автономных сообществ и действующей Конституции потребуют широкого общественного согласия, "двойного консенсуса" (на региональном и национальном уровнях) между большинством испанских партий, прежде всего между PSOE и PP. Наиболее сложным представляется решение вопроса о реформировании статуса Страны Басков в связи с существованием плана Ибарретче, который был одобрен в декабре 2004 г. в парламенте автономии. (При голосовании в баскском парламенте 39 депутатов (в основном представители националистических партий) проголосовали за план Ибарретче, 35 (преимущественно депутаты PSOE и PP) высказались против. Чашу весов в пользу националистов склонили голоса части депутатов партии Батасуна. Хотя сама эта партия, как уже отмечалось, была запрещена в августе 2002 г., ее фракция благодаря поддержке PNV продолжает работать в парламенте автономной области. По мнению многих наблюдателей, принятие решения большинством, в котором присутствовали прямые пособники террористической организации ЭТА, делают легитимность результатов голосования весьма сомнительной. - El Pais. Madrid, 31.XII.2004.) Согласно действующим нормам, после этого проект Ибарретче должен рассматриваться и быть одобренным Генеральными Кортесами в качестве органического закона. Однако правительство PSOE недвусмысленно заявило, что у противоречащего Конституции документа "нет шансов быть одобренным и претворенным в жизнь". Между тем в тексте плана Ибарретче говорится о шестимесячном периоде переговоров между местным и центральным правительством и проведении - независимо от согласия последнего - в автономной области референдума для всенародного одобрения нового статуса. "Судьба Страны Басков решается здесь, а не в Мадриде", - говорит Ибарретче (33). Однако созывать такой референдум местные власти, согласно испанскому законодательству, не имеют права. В этой сложной ситуации правительство демонстрирует готовность к переговорам с руководством Страны Басков (в отличие от PP, стоящей на непримиримой позиции и отвергающей возможность такого диалога).


Изменение модели территориального устройства Испании предполагает и реформирование сената, считающегося органом территориального представительства. В реальной жизни сенат занимает подчиненное положение по отношению к конгрессу депутатов (хотя по Конституции ни одна из палат не рассматривается как верхняя по отношению к другой): его законодательная деятельность и возможности контролировать работу правительства ограничены, он не является органом коллективного представительства регионов в отношениях с центром. Социалисты заявляют о своем намерении реформировать сенат, превратив его в палату, реально осуществляющую функции территориального представительства.


В области социально-экономического развития правительство PSOE продолжает политику модернизации, опираясь на значительные достижения Народной партии и в то же время намереваясь внести в прежний курс существенные коррективы. В этой сфере перед Испанией стоит немало проблем: по целому ряду показателей она отстает от развитых стран. К примеру, производительность труда и доходы на душу населения, расходы на социальные услуги и социальное обеспечение здесь ниже и порой существенно. 7 млн (18,5%) испанцев живут ниже уровня бедности, что является одним из самых высоких показателей в Западной Европе. Расходы на НИОКР в Испании составляют всего 1% ВВП, в то время как в странах ЕС в среднем примерно 2%, а в США - 3% (34). Можно согласиться с точкой зрения ряда исследователей, согласно которой испанская экономика относится к числу полупериферийных, сочетающей черты экономики центра и периферии мировой системы. Общественные противоречия на полупериферии выражены сильнее, чем в центре, и перспективы развития выглядят весьма противоречиво: если углубление процессов европейской интеграции способно вывести Испанию в эшелон развитых стран, то глобализация может усилить ее отставание.


Правительство ориентируется на смену модели развития с целью достижения более высокой производительности труда (достичь этой цели власти намереваются путем интенсификации капиталовложений - без увеличения налогообложения населения и не нарушая бюджетное равновесие). Переход к новой модели предполагает развитие индустрии знаний, научных исследований и технологий, повышение квалификации работников. Планируется на 25,4% увеличить затраты на НИОКР, на 9,2% на развитие инфраструктуры (35).


Проект бюджета на 2005 г. носит отчетливо выраженный социальный характер. На цели социального развития предполагается израсходовать 50,2% всех бюджетных средств - больше, чем когда-либо в прошлом (в 2003 г. - 48,3%, в 2004 г - 49,4%) (36). В планы правительства входит повышение на 7,5% минимальных пенсий, на 7,3% - расходов на образование (число стипендий возрастет на 16 тыс. в сфере высшего и на 9 тыс. в сфере среднего образования), увеличение примерно на 20% пособий по безработице. Социалисты намерены облегчить испанцам доступ к жилью, цены на которое, как уже говорилось, в последние годы стремительно росли (например, в 2002 г. - на 14,7%, в 2003 г. - на 15,8%). Повышение цен на жилье во многом стало результатом спекулятивных сделок с участками земли под застройку. Альтернативой этому стало обещание правительства резко увеличить строительство значительно более дешевых квартир на земле, принадлежащей государству. В бюджете 2005 г. на эти цели будет выделено на 32,5% больше средств, чем раньше. Впервые за годы демократического развития в стране создано министерство по жилищным вопросам (37).


В числе приоритетных задач правительства - принятие законов, направленных на модернизацию устарелых практик, обычаев и нравов в испанском обществе. В октябре 2004 г. был принят законопроект, направленный на борьбу с распространенным в Испании домашним насилием, которому подвергаются женщины. Предполагается также отменить обязательное религиозное образование в школах, упростится процедура разводов, тянувшихся годами, разрешаются однополые браки. "Будет покончено с косными установками, устарелыми подходами", - говорит Родригес Сапатеро (38). Некоторые из предпринимаемых мер вызвали острую критику со стороны влиятельной в стране католической иерархии.


Ряд предвыборных обещаний социалисты могут осуществить, лишь заблокировав планы предыдущего правительства. Так уже произошло с законом об университетах, который не удовлетворяет широкие круги общественности, а также со спорным решением о перебросе вод реки Эбро, вызвавшим острую общественную полемику. Власти намерены также покончить с государственным контролем над телевидением.


Один из важнейших новых вызовов, перешедших к социалистам по наследству от консерваторов, - иммиграционная политика. Испания - рекордсмен среди стран ЕС по приему иммигрантов (594 тыс. в 2003 г.; для сравнения: Германия и Великобритания приняли соответственно 115 тыс. и 103 тыс.). Иммиграция дает 92% прироста населения Испании. На 1 января 2003 г. в стране проживало 2,7 млн иммигрантов (6,2% населения) (39). Речь идет об очень серьезной социокультурной проблеме интеграции этой огромной массы в испанское общество и о превращении Испании в заметно более полиэтническую и поликонфессиональную страну, чем сегодня. Эту задачу необходимо решать, сохраняя национальную идентичность и в то же время пресекая усиливающуюся в последние годы ксенофобию, не задевая при этом национальных чувств и культурных традиций переселенцев.


Особенно остро стоит проблема управления нелегальными иммигрантами, которых, по разным оценкам, от 800 тыс. до более чем 1 млн человек.


Многие годы нелегальные иммигранты попадали в своего рода заколдованный круг. Они не могли получить вид на жительство, не имея трудового контракта, а последний заключался лишь при наличии местной прописки. Безвыходное положение "нелегалов" позволяло предпринимателям широко вовлекать их в сферу "теневой экономики", использовать на самых непрестижных и малооплачиваемых должностях, которые коренные жители предпочитают не занимать. Социалисты намерены покончить с таким положением. С 31 января вступает в силу новая редакция Закона о проживающих в Испании без права гражданства, одобренная кабинетом министров PSOE, в соответствии с которой нелегальные иммигранты, занимающиеся трудовой деятельностью в стране не менее шести месяцев, но не имеющие разрешение на проживание здесь, могут такое разрешение получить (соответствующие ходатайства представляют хозяева предприятий, где заняты "нелегалы"). Претворение этого закона в жизнь позволило бы серьезно ограничить сферу "черной занятости" и улучшить материальное и правовое положение сотен тысяч иммигрантов.


Проблема нелегальной иммиграции неотделима от национальной безопасности, поскольку среди переселенцев (выходцев из арабских стран) есть лица, связанные с террористическими организациями и подпитывающие их. После 11 марта борьбу с терроризмом приходится вести на два фронта - с ЭТА и намного более беспощадным исламским экстремизмом. В мае 2004 г. был создан Национальный антитеррористический центр, который объединяет силы полиции, гражданской гвардии и спецслужб для координации их действий в целях более эффективного противодействия террористической угрозе. Бюджет 2005 г. предполагает возрастание на 17,1% расходов на борьбу "с новыми рисками и угрозами, появившимися в этом веке" (40). Численность формирований по борьбе с терроризмом увеличивается, их члены проходят специальную подготовку. В сентябре 2004 г. с трибуны 59-й сессии Генеральной ассамблеи ООН Родригес Сапатеро заявил о необходимости развивать сотрудничество между христианской и мусульманской цивилизациями во имя избежания столкновений между ними. По мнению главы правительства Испании, важная, хотя и не единственная причина терроризма, - бедность: "чем больше людей будут жить в достойных условиях, тем более уверенно все мы будем себя чувствовать". Он солидаризировался с идеей создания "Всемирного альянса против голода", инициированной президентом Бразилии Луисом Инасио Лулой да Силва, и высказал готовность в течение восьми лет начать выделять на цели развития отсталых регионов мира 0,7% ВВП (вместо 0,26%, которые выделяются сейчас) (41).


Что же касается борьбы с ЭТА, то здесь испанским и французским спецслужбам удалось добиться серьезного успеха, арестовав в октябре 2004 г. на юге Франции главаря организации и 20 его сообщников и конфисковав арсеналы с оружием. Правда, ослабевшая ЭТА в 2004 - начале 2005 гг. постоянно напоминала о себе взрывами в различных регионах Испании, не приводившими к человеческим жертвам. В январе 2005 г. ЭТА и ее политические представители в очередной раз заявили о готовности начать переговоры с властями. В ответ правительство потребовало от боевиков прекратить вооруженную борьбу, а их представителей - осудить терроризм, подчеркнув, что это является обязательным предварительным условием для начала таких переговоров.


"Новый курс" социалистов отчетливо проявляется в области внешней политики. Приоритеты здесь по сравнению с правительством PP существенно изменились. Вскоре после победы на выборах PSOE, в соответствии с предвыборным обещанием, вывела воинский контингент их Ирака. (Этот шаг PSOE, одобрительно встреченный испанской общественностью, был воспринят неоднозначно на международной арене. В некоторых западных столицах его расценили как капитуляцию перед "Аль-Каидой", а международные террористические организации - как победу над западными демократиями.)


Вместе с тем правительство PSOE направило воинский контингент численностью в 1040 человек в Афганистан для содействия в проведении первых демократических выборов и оказания гуманитарной помощи. С этой же целью одобрена отправка 110 гражданских гвардейцев на Гаити. Принципиальное отличие отправки военнослужащих в Ирак от направления их в Афганистан и на Гаити состоит в том, что во втором случае эта операция осуществлялась в рамках международных правовых норм. Правительство видит свою роль в поддержке усилий международного сообщества по обеспечению безопасности, стабильности и защите прав человека в тех районах земного шара, которые переживают кризис и нуждаются в поддержке международных организаций (42).


Существенно также, что акценты испанской внешней политики перемещаются с США на Европу. Отмечая важность союзнических отношений и сотрудничества с США, правительство Родригеса Сапатеро возвращается к традиционному для испанской внешней политики проевропейскому курсу. Будучи убежденным в том, что объединенная Европа - это гарантия прогресса для всего мира, лидер PSOE призывает покончить с ее разделением на "новую" и "старую". Он высказался также за скорейшее принятие Европейской Конституции, чему препятствовал Аснар, пытавшийся добиться для Испании особых привилегий. Важнейшими союзниками Мадрида в Европе становятся Франция и Германия. В сентябре 2004 г. в Мадриде состоялась неформальная встреча Родригеса Сапатеро с президентом Франции Ж.Шираком и канцлером Германии Г.Шредером, на которой, в частности, было заявлено о необходимости совместных инициатив во имя создания "единой и сильной Европы" (43). PSOE выступает также за развитие широкомасштабных отношений с Россией, включающих сотрудничество в антитеррористической борьбе (44).


Новые внешнеполитические ориентиры заметны и в отношениях с Марокко - соседней страной на севере Африки - сфере жизненных интересов Испании, первым государством, которое традиционно посещают главы правительств Испании после победы их партий на парламентских выборах. Родригес Сапатеро стремится разрядить напряженность с Марокко, обострившуюся после того, как правительство Аснара вступило в вооруженный конфликт с Рабатом из-за безжизненного островка Перехиль в Средиземном море. Правительство ориентируется на развитие долгосрочных партнерских отношений с этой страной, в частности на совместную борьбу с терроризмом (большинство арестованных после терактов 11 марта - исламисты из Марокко).


Кабинет министров PSOE намерен укреплять традиционно добрые отношения Испании с Латинской Америкой. Выступая в сентябре 2004 г. в ООН, Родригес Сапатеро заявил о поддержке Мадридом консолидации демократии и экономического развития латиноамериканских стран, направленного на сокращение неравенства и достижение большей социальной сплоченности. Испанский руководитель видит роль своей страны в сближении Европейского Союза и Латинской Америки, достижении "стратегического сотрудничества государств, расположенных по обе стороны Атлантики (45).


После прихода социалистов к власти в Испании заметно изменился социально-психологический климат. Заявления и шаги кабинета министров Родригеса Сапатеро отличаются от авторитарного стиля правительства Аснара, по мнению многих наблюдателей, нагнетавшего в стране "атмосферу напряженности". В заявлении для прессы, сделанном после победы на выборах, новый премьер высказал намерение "создать правительство для всех испанцев", "уважать чужие мнения и критику". По оценкам экспертов, его отличают прагматизм, умение слушать оппонента, стремление к консенсусу, внешняя мягкость, сочетающаяся с твердым характером, воспитанность и элегантность. Отмечается его "восприимчивость к повседневным проблемам и способность общаться с простыми людьми" (46).


В первые месяцы правления социалистов во внутренней и внешней политике отчетливо просматриваются контуры "нового курса". Но вопросов пока намного больше, чем ответов. Готово ли нынешнее руководство PSOE, не имеющее опыта государственного управления, к решению сложных практических задач по реформированию испанского общества и выполнению в полном объеме заявленных целей? Удастся ли, к примеру, правительству совместить отчетливо выраженное стремление к достижению большей социальной справедливости с экономической эффективностью, учитывая неизбежные финансово-экономические ограничения в практической политике? Сумеет ли оно добиться согласия на трансформацию территориального устройства Испании со стороны Народной партии, без лояльного отношения которой реформа соответствующих статей Конституции крайне затруднена? Будет ли найден взаимоприемлемый компромисс с руководством Страны Басков?


На 20 февраля 2005 г. в Испании назначен референдум по Европейской Конституции. Очевидно, что степень участия в нем населения и результаты голосования станут первой серьезной проверкой того, насколько политика правительства соответствует чаяниям и настроениям миллионов испанцев.


Время покажет, хватит ли у испанских социалистов политического мастерства, воли и решимости для претворения в жизнь своей программы.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 Crisis y cambio: electores y partidos en la Espana de los anos ochenta. Madrid, 1986, p. 357.
2 См.: F.M a s. Espana, la decada decisiva (1990-2000). Retrato de un pais ante el nuevo milenio. Barcelona, 2002, p. 27.
3 J.M.A z n a r. Ocho anos de gobierno. Una vision personal de Espana. Barcelona, 2004, p.72.
4 V.P r e g o. Presidentes. Veintecinco anos de historia narrada por los cuatro jefes de gobierno de democracia. Barcelona, 2002, p. 27.
5 F.M a s. Op.cit., p. 236.
6 Сh.P o w e l l. Espana en democracia, 1975-2000. Las claves de la transicion de Espana. Barcelona, 2001, p. 625.
7 Ibid., p. 581.
8 Ibid., p. 590; J.M.A z n a r. Op. cit., p. 130; Razon y fe. Madrid, enero 2004, p. 28.
9 J.M.A z n a r. Op. cit., p. 127, 129.
10 Ibid., p. 241; J.T u s e l l. El aznarato. El gobierno del partido popular, 1996-2003. Barcelona, 2004, p. 128.
11 J.T u s e l l. Op. cit., p. 299, 308.
12 Euscadi, del sueno a la verguenza. Guia util del drama vasco. Basta Ya! Iniciativa ciudadana. Barcelona, 2004, p. 293-298.
13 J.T u s e l l. Op. cit., p. 131.
14 Ibid., p. 137.
15 Euscadi, del sueno a la verguenza.., p. 293.
16 J. M.A z n a r. Op. cit., p. 68.
17 S.B e l l o c h. El asalto a la cultura democratica. El sindrome de Aznar. Barcelona, 2003, p. 150.
18 Ibid., p. 136-137.
19 Подробнее о последствиях катастрофы "Престижа" см.: Ibid., p. 135-144; J.T u- s e l l. Op. cit., p. 324-328.
20 J.M.A z n a r. Op. cit., p. 173-174; El Mundo, 30.I.2003.
21 Цит. по: Известия, 15.IV.2004.
22 A.G a r c i a S a n t e s m a s e s. Las elecciones en Espana: "Zapatero no nos falles". - http://www.noucicle.org/articles/santesmases.html; J.T u s e l l. Op. cit., p. 335-336, 339-341.
23 Razon y fe, abril 2003, p. 333-337.
24 A.S a n t a m a r i a. Rebelion democratica y cambio politico en Espana. Analisis de urgencia. - El Viejo topo, abril 2004, p. 8.
25 A.G a r c i a S a n t e s m a s e s. Op.cit.
26 A.S a n t a m a r i a. Op. cit., p. 10.
27 Результаты парламентских выборов 2004 г. см.: El Pais. Madrid, 14.III.2004.
28 A.G a r c i a S a n t e s m a s e s. Op. cit.
29 A.S a n t a m a r i a. Op. cit., p. 11.
30 F.M a s. Op. cit., p. 236.
31 Ibid., p. 267.
32 Ibid., p. 268.
33 Подробнее о возможности этого институционального конфликта см.: El Mundo, 18.IX.2004; 24.IX.2004.
34 Razon y fe, enero 2003, p. 30; Ibid., enero 2004, p. 26.
35 El Pais, 25.IX.2004.
36 El Periodico de Catalunya, 25.IX.2004.
37 Ibid., 23.VIII.2004; El Mundo, 2.VII.2004.
38 El Mundo, 23.VIII. 2004.
39 Ibid., 12.IX.2004; El Periodico de Catalunya, 1.IX.2004.
40 El Mundo, 28.IX.2004.
41 El Pais, 22.IX.2004.
42 El Periodico de Catalunya, 23.VII.2004.
43 El Mundo, 14.IX.2004.
44 Ibid., 6.VI.2004.
45 El Periodico de Catalunya, 22.IX.2004.
46 J.T u s e l l. Op. cit., p. 224.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005