ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 2

МИР. ЭТНОС. НАЦИЯ


С.Н.Налобин - третий секретарь Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД России


"Индейская" составляющая "боливарийской революции"


Начавшийся в середине 90-х годов прошлого века процесс активного вовлечения индейского (коренного) населения в общественно-политическую жизнь латиноамериканских стран не обошел стороной и Венесуэлу. Государство смогло установить с индейскими общинами достойные политические, экономические, социальные, культурные и иные отношения. Как отмечается в местных научных кругах, именно нынешнему президенту Уго Чавесу удается с максимальной пользой приобщать индейцев к участию в проведении в стране как политических, так и социально-экономических реформ, использовать индейский фактор для привлечения новых сторонников "боливарийского процесса". Еще в 1998 г., будучи кандидатом в президенты, У.Чавес начал диалог с представителями индейских общин, принял участие в двух встречах с наиболее влиятельными вождями и шаманами индейских племен (1). В результате состоявшихся переговоров У.Чавес заручился безоговорочной поддержкой со стороны индейцев, включенных в реестры Национального избирательного совета Венесуэлы. Масштабные преобразования государственной политики в отношении коренного населения страны стали одним из внутриполитических предвыборных обещаний будущего главы государства. При этом им был выдвинут тезис о существовании "исторического долга" предыдущих правительств Венесуэлы по отношению к индейским общинам, который "боливарийская революция" призвана компенсировать (2).


В 1999 г. состоялась еще одна встреча уже избранного президента У.Чавеса с представителями индейского населения. На ней новый лидер Венесуэлы дал обещание привлекать представителей индейцев к работе Национальной учредительной ассамблеи 1999 г., разрабатывавшей новый Основной закон страны. Непосредственно с подачи У.Чавеса и при активной поддержке депутатов-индейцев в принятую в том же году Конституцию был включен ряд норм, расширявших и гарантировавших права индейского населения Венесуэлы.


Для сравнения обратимся к предыдущему опыту законодательства Венесуэлы в области регулирования прав и положения индейского населения. Так, принятый в 1915 г. Закон о миссиях имел своей целью "окончательно вовлечь в общественную жизнь племена и разрозненные группы индейцев, не имеющие представления о цивилизации и до сих пор существующие в удаленных частях республики". Действовавшая до 1999 г. конституция 1961 г. лишь однажды упоминала индейское население. В ст. 77 указывалось, что "законодательство установит особый режим в целях защиты индейских общин и их прогрессивного приобщения к жизни государства и общества" (3). В целом, по мнению депутатов Национальной учредительной ассамблеи от коренного населения, этот и последующие акты исходили из неотвратимости исчезновения и полной ассимиляции индейцев (4). Некоторые исследователи полагают, что культивируемая десятилетиями в Венесуэле историческая дискриминация препятствовала свободной реализации индейцами прав человека, фактически привела к утрате их культурного наследия и территорий предков (5). Среди индейцев зрело недовольство, взрыв которого мог привести к самым печальным последствиям для внутриполитического развития страны. Примером активного участия индейских племен в вооруженном сопротивлении властям является соседняя Колумбия, где из этой среды нередко рекрутируются бойцы для партизанских отрядов.


Каковы же достижения нынешнего правительства Венесуэлы в деле формирования норм и положений, касающихся статуса коренных жителей страны? Правовое поле включает в себя ряд статей Конституции 1999 г. (ч. 3, гл. 8 "О правах индейских народов", ст. 119-126), Закон от 12 января 2001 г. о разграничении и гарантиях среды проживания и земель, два дополнительных президентских указа о создании подкомиссии по обеспечению реализации прав индейского населения, а также о государственной поддержке программ развития индейских языков и культуры.


Следует отметить, что Конституция Венесуэлы является в этом отношении одним из самых передовых высших законодательных актов, действующих в мире в настоящее время. Правда, в теории конституционного права существует точка зрения о том, что не следует "перегружать" основные законы разнообразными нормами, которыми зачастую законодатель стремится урегулировать все сферы жизни общества. Этим, как правило, "грешат" высшие законодательные акты развивающихся государств, и обширная Боливарийская конституция 1999 г. как раз относится к их числу.


Основной закон по сути являет собой образец регулирования вопросов правовой защиты проживающих на территории страны этнических групп, участия государства в международных соглашениях, касающихся данной проблематики, намечает оптимальные пути к интегральной адаптации и инкорпорации индейцев в социальную, экономическую и политическую жизнь. Перед тем, как приступить к анализу статей Конституции Венесуэлы в части, касающейся статуса индейцев, для сравнения обратимся к опыту нашей страны. Конституция 1993 г. в ст. 69 гласит, что Российская Федерация "гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами" (6). Указанная статья является единственной конституционной нормой, напрямую упоминающей коренные народы. В то же время на представителей этих групп населения распространяется общий для граждан России режим прав и свобод. Как увидим, венесуэльский законодатель пошел гораздо дальше и достаточно подробно (в 8 статьях) установил конституционный статус индейских народов, даже выделив соответствующие нормы в отдельную главу. Это, несомненно, свидетельствует о важности, придаваемой "отцами" основного закона данной проблематике, созданию правового института, регулирующего положение коренного населения.


В ст. 119 государство признает существование индейских общин и народов, право на их социальную, политическую и экономическую организацию, особенности культуры, традиций и привычек, языки и верования, особую среду обитания и естественные права на традиционно занимаемые ими издавна земли, необходимые для развития и гарантирования форм жизни индейцев (7). Следующая статья закрепляет положение о том, что "использование государством природных ресурсов, находящихся в пределах среды обитания индейцев, должно осуществляться при условии ненанесения вреда социальной, культурной и экономической целостности индейских общин и после предварительного согласования с соответствующей общиной" (8). Конституцией и законодательством регулируются также вопросы получения индейскими общинами доходов от упомянутой деятельности. Однако на деле у законодателей пока не дошли руки до издания соответствующего закона по указанному вопросу.


В соответствии со ст. 121 индейские народы имеют право на сохранение и развитие своей этнической и культурной идентичности, своего видения мира, ценностей, духовности, мест, имеющих религиозное значение. Государство берет на себя обязательство поддерживать культуру индейских народов, имеющих право на собственное образование и межкультурную и двуязычную систему обучения, которая бы принимала во внимание социальные и культурные особенности, ценности и традиции того или иного индейского народа. Конституция устанавливает право коренного населения на здравоохранение, учитывающее их медицинскую практику и традиции. Государство обязуется признавать традиционную медицину и дополнительные формы терапии, не противоречащие принципам биоэтики. Принятие этой нормы достаточно активно лоббировалось объединениями шаманов, которые традиционно обладают огромным влиянием в индейских общинах. При ее обсуждении некоторые неправительственные экологические и правозащитные организации высказывали опасение, что основной закон будет таким образом защищать некоторые, не укладывающиеся в рамки цивилизованного общества привычки индейцев (принесение в жертву животных, использование их в нетрадиционной медицине), однако их голос не был услышан при составлении конституции.


Индейским народам предоставляется право на участие в экономической, финансовой и хозяйственной деятельности. Государство при этом гарантирует им все права, установленные трудовым законодательством. Обеспечивается также право интеллектуальной собственности индейских общин, хотя государство и запрещает регистрацию патентов на генетические ресурсы, используемые индейцами в повседневной деятельности, и на традиционные знания, передаваемые из поколения в поколение (9). Реалии жизни страны свидетельствуют о том, что некоторые индейцы достаточно удачно участвуют в коммерческой и экономической деятельности, создают собственные кооперативы и, пользуясь особым режимом государственной поддержки, выходят на лидирующие позиции в бизнес-сообществах ряда штатов. В штате Сулия, например, имеются целые потомственные объединения богатых индейцев-латифундистов.


Ст. 125 закрепляет право индейцев на участие в политической жизни страны. Государство гарантирует представительство их интересов в Национальной ассамблее и в соответствующих законодательных и исполнительных органах штатов и муниципалитетов, где проживает туземное население. Таким образом, согласно приведенным статьям, на исполнительную власть возложены значительные обязательства, т.е. государство стремится закрепить свою патерналистскую по отношению к коренному населению роль, создать ему своеобразный "режим наибольшего благоприятствования".


Среди юристов, специализирующихся на правозащитной тематике, бытует мнение, что выделение в законодательстве Венесуэлы института особых прав и свобод индейцев неуместно в связи с тем, что индейцы и так, будучи гражданами Венесуэлы, обладают всеми возможными конституционными правами. "Индейские" же права создают проблему иерархии свобод в случае их противоречия иным нормам. Пока еще судейская практика не столкнулась с подобными сложностями, однако в научном мире такая дискуссия уже ведется (10).


Следует отметить, что, подчеркивая необходимость гарантировать права индейцев и стремясь в то же время обеспечить территориальную целостность страны, законодатели ввели в конституционный текст ст. 126, в которой указывается, что "обладающие древними корнями индейские народы являются составной частью нации, государства и единого, неделимого и суверенного народа Венесуэлы. В соответствии с настоящим Законом индейцы обязуются обеспечивать территориальную целостность и государственный суверенитет". Вместе с тем, упоминаемый в Конституции термин "народ" не может быть трактован в значении, придаваемом ему международным правом.


Вот так элегантно и достаточно четко составителям конституционного текста удалось прописать самый широкий для современных конституций объем прав коренного населения и одновременно обеспечить правовое закрепление целостности страны, гарантирующее в будущем невозможность каких-либо претензий со стороны индейских общин на отделение или создание независимых государственных образований. Подписавшись под текстом Конституции, три участника Национальной учредительной ассамблеи Венесуэлы 1999 г. от индейцев подтвердили их решение связать свою судьбу с "боливарийской республикой". Впрочем, сами индейские лидеры очень высоко оценили включение упомянутых норм в новый высший закон государства. Заместитель председателя Национальной ассамблеи и депутат от народности "вайюю" Ноэли Покатерра отметила в этой связи: "Ранее (до принятия Конституции) индейские народы никто не замечал. Сейчас мы признаны, это наше право, которого мы добились. С принятием Конституции сбывается одно из наших заветных желаний, мы одержали победу в одном из сражений" (11).


Косвенно ряд других статей Основного закона Венесуэлы также касается индейских народов. В частности, ст. 100 вводит понятие "взаимодействия культур" (interculturidad), под которым понимается процесс креативного взаимодействия между миноритарной группой населения (т.е. индейцами) и народом как единым целым. Этот принцип приходит на смену другой важной правовой и идеологической установке, сводившейся к тому, что государство обеспечивает уважение индейских общин на основе принципа равенства культур. В упомянутой статье указывается, что "народные культуры, являющиеся основами общей культуры венесуэльского народа, пользуются особым вниманием", тем самым обеспечивается "соблюдение принципа взаимодействия культур на основе их равенства". В настоящее время сотрудники министерства окружающей среды и природных ресурсов Венесуэлы исходят из того, что Конституция обязывает государственную власть создать все необходимые условия для взаимодействия между индейцами и венесуэльским обществом в целом (12).


Вторым по значению правовым актом, регулирующим статус индейского населения страны, стал закон от 12 января 2001 г. о разграничении земель индейцев и гарантиях среды проживания. Декларируемая законодателем цель указанного документа - регулирование, координация и исполнение государственной политики и планов по демаркации среды обитания индейцев с целью обеспечения установленного Конституцией права коллективной собственности на их земли (13). В законе дается ряд важных определений, представляющих интерес для целей данного исследования. Так, под "средой обитания" понимается "совокупность пространств, занимаемых и используемых индейскими общинами и народами, на которых они живут, развивают свою политическую, духовную, социальную и экономическую культуру". Согласно закону, "указанное пространство - это территории, используемые для обработки земли, охоты, морской и речной рыбной ловли, собирательства, выпаса скота; места поселения, индейские тропы, речные протоки; участки земли, представляющие историческое и священное значение, а также пространства, необходимые для гарантирования и исполнения других специфических нужд индейцев" (14).


Закон дает также определение индейских земель - это "участки территории, традиционно и издавна занимаемые на основе совместного пользования одной или более индейскими общинами или народом". Под индейскими народами понимаются "изначальные обитатели страны, сохраняющие свою особую культурную идентичность, языки, территории, собственные общественные, экономические и политические институты и организации, отличающие их от других слоев населения страны. Индейская община обладает собственными формами жизни, организацией и проявлениями культуры". Закон также дает определение "индейцев": это "лица, признающие себя и признаваемые таковыми, принадлежащие народу с определенными собственными лингвистическими, социальными, культурными и экономическими характеристиками, проживающие в определенном регионе и входящие в индейскую общину".


Согласно закону, министерству окружающей среды и природных ресурсов Венесуэлы поручается "координация, планирование, исполнение и контроль за процессами демаркации, регулируемыми настоящим законом" (15). Эти процессуальные действия осуществляются по согласованию с представителями индейских общин и организаций. Расходы по демаркации и разграничению земель берет на себя государство. В гл. 2 закона учреждаются конкретные процедуры по демаркации и участию в ней индейских народностей. Вводится классификация сред обитания индейцев:


одного индейского народа; двух и более народов; совместного обитания индейского и неиндейского населения; зон особого управления; территории, на которой государство и частные лица реализуют проекты экономической направленности или связанные с обеспечением безопасности границ.


В соответствии с положениями закона по составлению кадастра земель, относящихся к среде обитания индейских народностей и общин, министерство окружающей среды и природных ресурсов передает на рассмотрение генеральной прокуратуры вопрос о выдаче соответствующих документов, подтверждающих права коллективной собственности общин. В ст. 14 закона перечисляются все группы индейского населения, подпадающие под его действие, указывается также, что данный перечень не является исчерпывающим и, в случае обнаружения иных народностей, последние также имеют полное право на закрепление своей среды обитания и земель. Действительно, сами индейцы утверждают, что некоторые племена в районе бассейна р. Амазонка сознательно избегают вступать в контакт с цивилизацией и зачастую просто убивают туристов или исследователей, обнаруживших их.


Дополняют правовую базу, регулирующую положение индейского населения в Венесуэле, два президентских указа: N 1392 "О создании Национальной комиссии по демаркации среды обитания и земель индейских общин и народностей от 9 августа 2001 г." и N 1795 "О распространении и устном и письменном применении индейских языков от 27 мая 2002 г." (16).


Последний представляет интерес в связи с тем, что в нем открыто признается: "различные факторы исторического, политического экономического, социального, культурного и лингвистического порядка, а также занятая обществом позиция привели к фактическому уничтожению, маргинализации и деградации многих индейских языков". В этой связи указ вводит в действие ряд "срочных мер, необходимых для разрешения сложившейся ситуации". Признавая за государством обязанность обеспечить на всей территории страны использование индейцами их родных языков и, указывая на то, что индейские народности имеют право на собственную систему образования, которая бы позволила им овладеть необходимыми знаниями собственного языка, ст. 1 указа вводит обязательное устное и письменное использование индейских языков во всех частных и государственных учебных заведениях, расположенных в среде обитания индейцев. Под индейским языком при этом понимается язык народности, проживающей в данной области. Государство должно обеспечить обучающихся в образовательных индейских учреждениях соответствующим учеб-ным материалом на индейских языках, причем эта задача возлагается на управление индейского образования министерства образования, культуры и спорта Венесуэлы. За исполнение указа отвечает глава этого ведомства.


На рассмотрении в Национальной ассамблее Венесуэлы с 11 ноября 2002 г. находится проект всеобъемлющего закона об индейских народностях, кодифицирующего все существующие правовые нормы в данной отрасли, а также содержащего новые положения, касающиеся осуществления индейцами самостоятельного управления и правосудия. Указанный правовой акт неплохо разработан с точки зрения использования юридической техники, соответствует международно-правовым стандартам, действующим в этой области. К сожалению, проект этого закона наряду со многими другими важными документами до сих пор не был принят из-за сложной внутриполитической ситуации в Венесуэле. Раздираемая противоречиями между депутатами от оппозиции и парламентариями - сторонниками правительства, Национальная ассамблея ни на йоту не продвинулась вперед в деле рассмотрения указанного законопроекта.


Тем не менее, большим законодательным успехом депутатов-индейцев стала ратификация в октябре 2001 г. парламентом страны основополагающего международно-правового акта в данной сфере - Соглашения N 169 Международной организации труда об индейских народах и племенах в независимых странах от 7 июня 1989 г. Таким образом, передовые правовые нормы указанного соглашения уже находят применение в Венесуэле.


9 октября 2003 г. У.Чавес издал еще один указ, косвенно касающийся положения индейского населения. Он объявил об официальном переименовании отмечаемого повсеместно в иберо-американском мире 12 октября Дня открытия Америки в День индейского сопротивления, чем вызвал очередную волну критики со стороны оппозиционно настроенного преимущественно "белого" населения страны, прежде всего - могущественных испанской и итальянской диаспор. Этот в определенной степени провокационный шаг, скорее, можно отнести к излюбленному конфронтационному стилю венесуэльского президента. В то же время представители индейского населения отреагировали на указ как еще на одно запоздалое восстановление исторической справедливости. "Мы долго просили об этом, это признание позволяет увидеть другое лицо истории", - заявил председатель комиссии по вопросам индейских народностей Хосе Луис Гонсалес (17). Позднее министерство образования, культуры и спорта издало приказ N 2028, в котором обязало официально отмечать 12 октября День индейского сопротивления", внести соответствующие исправления в учебники по истории и географии (18). Ряд местных политологов, в частности, авторитетная журналистка, специализирующаяся на проблематике индейского населения, Алиана Гонсалес, объясняет такую особую предрасположенность президента страны к коренному населению тем, что в его жилах также течет индейская кровь (19).


Новой тенденцией стало активное участие в политической жизни государства многих представителей коренного населения. Они занимают ответственные посты в министерствах и ведомствах, государственных корпорациях и общественных организациях. Так, например, председатель Национального избирательного совета Венесуэлы Франсиско Карраскеро принадлежит к народности "гуахиро", проживающей на северо-западе Венесуэлы, многие являются членами проправительственных партий "Движение Пятая Республика" и "Родина для всех". Таким образом, постепенно реализуется обозначенная У.Чавесом линия на вовлечение индейцев в общественно-политическую жизнь страны.


Нельзя не отметить тот факт, что оппозиционные партии (в первую очередь "Демократическое действие"), используя свое влияние в регионах, также стали уделять больше внимания политической и пропагандистской работе с индейским населением, стремясь тем самым потеснить У.Чавеса с единолично занятого им места "властителя дум коренного населения". По заявлению губернатора штата Монагас от партии "Демократическое действие" Гильермо Антонио Колла, из центрального бюджета страны не выделяются обещанные суммы на поддержку проживаемых в штате индейцев, а при осуществлении платежей по статьям, связанным с поддержкой индейцев, министерство финансов Венесуэлы руководствуется критерием политической и партийной принадлежности того или иного регионального лидера. Многие проживающие в указанном штате индейцы "варрао" вынуждены обращаться за медицинской помощью, а также покупать по льготным ценам продукты и бензин в соседнем штате Дельта-Амакуро, где губернатором является Элитса Сантаэлья, представляющая проправительственное "Движение Пятая Республика".


В Национальной ассамблее наиболее крупные индейские народности представлены тремя депутатами - избираемой третий год подряд заместителем председателя ассамблеи Ноэли Покатеррой, Хосе Гонсалесом и Гильермо Геварой. В то же время, по мнению лидеров некоторых индейских организаций, проводимая У.Чавесом линия на всестороннюю поддержку общин коренного населения не всегда находит поддержку даже среди сторонников действующего президента. В целом, среди индейцев бытует мнение, что многие положительные изменения в государственной политике в отношении коренного населения не всегда удачно реализуются на практике. Несмотря на это, личный авторитет У.Чавеса среди индейских народностей чрезвычайно высок. В этом автор убеждался не только во время своих поездок в районы проживания индейцев, но и наблюдая за массовыми демонстрациями в поддержку действующего президента, одним из обязательных атрибутов которых стало многочисленное участие ряда влиятельных индейских общин.


Согласно переписи индейского населения Венесуэлы 2001 г., в стране насчитывается приблизительно 534 тыс. индейцев (2,3% всего населения страны), представляющих 33 народности и объединенных в 2295 общин. При этом лишь около трети проживают в местах традиционной среды обитания коренного населения, остальные перебрались в крупные города и сельскохозяйственные районы. Наибольшая концентрация коренного населения отмечена в таких штатах, как Сулия (62,4% общего индейского населения - "анью", "бари", "вайюю", или "гуахиро" и др.), Амасонас (53,3% всего населения штата - народности "банива", "баре", "хиви", "хоти", "куррипако", "пьяпоко", "пуинаве", "салива", "санема", "яномами", "варекена", "йабарана", "мако", "ненгату"), Дельта- Амакуро (26,6% населения штата, народности "варрао" и "арауко"), кроме того, к "индейским" штатам Венесуэлы относятся Ансоатеги, Апуре, Боливар, Монагас, Сукре. Самыми многочисленными индейскими народностями признаны "вайюю", или "гуахиро", "бари", "пемон", "варрао", "яномами" (20).


В индейских семьях традиционно высокая рождаемость: например, в средней семье индейцев "варрао" рождается до 12-14 детей. Собеседники автора из числа индейцев уверяли, что только "варрао", проживающих в штате Дельта-Амакуро, на самом деле насчитывается до миллиона, результаты же переписи сознательно искажаются служащими Национального института статистики, которые зачастую либо просто не в состоянии добраться до удаленных мест проживания многочисленных общин индейцев, либо выполняют определенный заказ тех, кого не устраивает рост влияния индейской общины внутри Венесуэлы. Вместе с тем, заслуживает внимания тот факт, что, несмотря на действительно высокие показатели рождаемости в индейских общинах, низкий уровень медицинского обслуживания и высокая детская смертность нивелируют возможный значительный рост коренного населения. Следует отметить, что проводившаяся в 1992 г. перепись зарегистрировала лишь 315 тыс. индейцев. Так что с учетом данных переписи 2001 г. налицо их значительный прирост. Можно прогнозировать, что социально направленная "индейская" политика У.Чавеса самым положительным образом скажется на росте индейского населения.


Последним по хронологии значительным шагом главы государства в плане реализации его линии на создание максимально благоприятного режима для коренного населения страны стало учреждение 25 января 2003 г. амбициозного проекта "План Гуайкайпуро", названного в честь легендарного индейского вождя, возглавившего антиколонизаторское сопротивление населения Венесуэлы в XVII в. и уничтоженного испанцами вместе со своим племенем. Осуществление плана поручено министерству окружающей среды и природных ресурсов, главная цель - восстановление основных и особых прав индейцев, вовлечение индейских народностей в программы общественно-политического и экономического развития страны. Предусматривается реализация государственных мер в целях гарантирования права индейских народностей на жизнь, труд, здоровье, продовольственную безопасность, образование и жилище. Различные социальные программы в рамках "Плана Гуайкайпуро" направлены на привлечение индейских общин к созданию туристической инфраструктуры, развитию сельского хозяйства, организацию промысловых кооперативов, широкое изучение языков индейских народностей, строительство жилого фонда, школ и больниц, вручение коренному населению идентификационных документов, обеспечение продовольственной безопасности (21). Перед государственными органами ставится задача всячески содействовать развитию культурной, языковой и экономической идентичности и самобытности коренного населения.


Период действия плана - 2003-2004 гг. На первом этапе (13 января - 13 октября 2003 г.) во все индейские общины были направлены запросы об их видении программы, принимались жалобы и рекомендации, проводились консультации; на втором этапе (с 15 ноября 2003 г. по 12 декабря 2004 г.) осуществляются ознакомительные поездки по всем индейским общинам Венесуэлы, с начала 2003 г. в рамках реализации программы предпринимаются усилия по разрешению сложной ситуации индейцев, мигрировавших в города.


"План Гуайкайпуро" разделяет индейское население на три группы: проживающих в местах традиционной среды обитания (приблизительно 178 тыс.), проживающих в сельской и пригородной зонах (примерно 350 тыс.) и проживающих в Каракасе и других крупных городах (около 4 тыс.). Последняя категория представляет собой главную "головную боль" для министерства окружающей среды и природных ресурсов. Фактически эти индейцы в поисках лучшей жизни покидают свои общины, переезжают в мегаполисы и, как правило, занимаются попрошайничеством. Они - главное и бросающееся в глаза стороннему наблюдателю свидетельство того, что государству следует активнее проводить социальные программы, предназначенные для коренного населения. В этих целях предполагается выделить микрокредиты, построить 88 жилых домов с тем, чтобы побудить их вернуться в места традиционного проживания. Важным направлением программы является также ряд мероприятий по повышению уровня медицинского обслуживания коренного населения в местах их традиционного поселения, для этого государство собирается развернуть сеть мини-клиник в зонах компактного проживания индейцев, привлекать самих представителей индейских общин к изучению медицины.


Активное участие в социальных программах, направленных на повышения качества жизни венесуэльских индейцев, принимает государственная нефтяная корпорация "Петролеос де Венесуэла" (PDVSA), которая через свое подразделение по вопросам социального развития установило прямые контакты с общинами, проживающими в зоне деятельности компании. PDVSA участвует в электрификации отдаленных индейских поселений, помогает с бензином, предоставляет транспорт для нужд общин (22).


Успешная реализация "плана Гуайкайпуро" и связанных с ним программ подтверждается широкой поддержкой индейцами политики правительства У.Чавеса, о чем неоднократно заявляли лидеры общин коренного населения, традиционным участием индейцев в массовых митингах и демонстрациях, организуемых в защиту венесуэльского президента. "План Гуайкайпуро" наряду с другими социальными программами правительства У.Чавеса ("План Рибас", "Меркаль", "План Робинсон") преподносится общественному мнению как одно из важных завоеваний "боливарийской революции".


В то же время, как отмечалось выше, в политике венесуэльского правительства в отношении коренного населения имеется ряд сложностей, о которых заявляют как сами представители индейцев, так и противостоящие "боливарийскому проекту" оппозиционные силы. Широкую огласку получил скандал, связанный с нерациональным использованием 1,5 млрд боливаров, выделенных правительством страны для реализации программы "Здоровье "яномами" в штате Амазонас. Медицинское обеспечение индейцев этого племени находится в кризисном положении, лишь 20% из них имеют доступ к бесплатному лечению, большинство же вынуждено переходить границу и обращаться за медицинской помощью в соответствующие учреждения Бразилии (23). Сначала выделенные средства пропали, затем спустя почти полгода обнаружилась лишь часть денег в размере миллиарда боливаров. Ответственное за эту программу министерство здравоохранения объяснило такую "задержку" последствиями всеобщей забастовки и необходимостью внутриведомственного перераспределения средств. Наблюдатели отмечают, что многие выделенные средства попросту не доходят до адресатов государственной помощи, т.е. чиновники на местах своими действиями подтверждают тезис о том, что "боливарийская революция" не смогла искоренить одну из главных проблем Латинской Америки - масштабную коррупцию.


Не так быстро, как хотели бы представители коренного населения Венесуэлы, проходит и процесс демаркации индейских земель. Учрежденная в этих целях государственная комиссия, ссылаясь на нехватку средств, фактически бездействует. В этой связи члены индейских организаций уже неоднократно обращались к президенту с просьбой об издании специального указа, регламентирующего финансирование госкомиссии (24). Процесс демаркации столкнулся с территориальными конфликтами между различными племенами (народности "юлкпа" и "бари" спорят о принадлежности участка земли в западной части штата Сулия, индейцы "апрерия" в результате переписи вообще остались без земли и т.д.), решение которых по сей день не найдено.


Заслуживает внимания ситуация вокруг народности "чайма". При проведении переписи проживающие на территории штата Сукре почти 4 тыс. человек, объединенных в 29 общин, были лишены статуса индейцев. Этой народности было отказано в распространении на их земле режима коллективной собственности и прочих льгот. Специалисты Национального института статистики мотивировали свое решение тем, что "чайма" уже не пользуются своим языком, отошли от индейских обычаев и традиций и полностью инкорпорировались в венесуэльское общество. Предпринятая индейцами "чайма" общественная кампания, имевшая своей целью восстановление статуса "коренной народности" Венесуэлы, привела к тому, что власти все-таки признали за ними утраченный статус.


Понятно, что масштабная трансформация практически всех сфер жизни венесуэльского общества, предпринятая в последние годы, не обойдется без технических сложностей и административно-организационных проволочек. Однако важно, что в обществе возобладало понимание необходимости иного отношения к индейцам - на основе принципа взаимодействия культур, всеобъемлющего уважения и признания за коренным населением их прав, а также особых привилегий, вытекающих из их положения.


"Индейская" тематика занимает действующего главу государства не только во внутриполитическом плане. В свете повышения роли коренного населения в развитии внутриполитической ситуации в ряде стран региона (Боливия, Чили, Эквадор, Перу, Мексика) "индейский фактор" активно разыгрывается У.Чавесом и во внешней политике в отношении указанных стран. В последнее время стала особенно заметна линия на поддержку полумаргинализированных индейских групп, стремящихся играть более активную роль в определении судеб таких государств, как Боливия, Эквадор и Перу, что отвечает интересам "боливарийской" революции. Широко известным фактом являются особые отношения У.Чавеса с лидером боливийских "кокалерос" Эво Моралесом: в адрес венесуэльского президента рядом боливийских и американских СМИ (25) даже были выдвинуты обвинения во вмешательстве во внутренние дела Боливии, выразившемся якобы в финансировании выступлений боливийских индейцев, следствием чего стала смена власти в этой андской стране. Такая линия отлично укладывается в концепцию "боливарийской" дипломатии, объявленную действующим президентом и строящуюся на тезисе У.Чавеса о том, что "боливарийская революция вступает в новую, антиимпериалистическую стадию" (26). В соответствии с ней внешнеполитическое ведомство призвано всячески "содействовать исполнению долга солидарности с народами Азии, Африки и Карибов, оказывать им прямую братскую помощь" с тем, чтобы развивающиеся государства могли бы использовать опыт Венесуэлы при осуществлении преобразований социального характера. Это свидетельствует о том, что вырисовывается новая конфигурация внешней политики Венесуэлы, ставящая во главу угла "экспорт" боливарийской революции в соседние страны.


При активном участии У.Чавеса 4-8 февраля 2004 г. в Сьюдад-Гуайана (амазонская часть Венесуэлы) прошел 3-й Панамазонский общественный форум, в котором приняли участие более 5 тыс. делегатов из девяти латиноамериканских государств (Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Гайаны, Колумбии, Перу, Суринама, Французской Гвианы, Эквадора). Среди участников форума были представители свыше 370 коренных народностей амазонского субрегиона. Обращает на себя внимание итоговая декларация форума, в которой отвергаются латиноамериканская политика США, реализация "Плана Колумбия", идея создания ALCA, коммерческая деятельность крупных ТНК в регионе. Особой резолюцией форума У.Чавес был провозглашен "духовным лидером и президентом панамазонских народов" (27).


Какое же будущее уготовано "индейской" политике правительства У.Чавеса? Приведенные выше факты свидетельствуют, что, несмотря на большие достижения в этой области, все-таки имеются серьезные трудности как в плане создания законодательной базы о положении коренного населения Венесуэлы, так и в плане ее практической реализации. Государственная машина, общество и, возможно, сами индейцы не готовы к значительному объему привилегий, созданных для них нынешним лидером Венесуэлы. Кому-то из индейцев удается воспользоваться новыми открывшимися возможностями и удачно адаптироваться к "цивилизованной" жизни, найти себе место в мире бизнеса или политики. Но большинство продолжают вести традиционный образ жизни. Можно не сомневаться, что в случае продолжения пребывания У.Чавеса у "руля государства" созданный с его подачи "режим наибольшего благоприятствования" индейскому населению будет укрепляться и развиваться. Представителям коренного населения отводится важное место в стратегической линии правительства на создание новой элиты страны, на вытеснение оппозиционно настроенных венесуэльцев из бизнеса, ветвей публичной власти, мира искусства и спорта.


Индейцы понимают, что многие государственные льготы, начиная с поддержки регулярных чемпионатов по футболу среди племен и народностей и заканчивая бесплатным бензином для моторных лодок, которыми, например, владеют индейцы "варрао", могут быть пересмотрены и вовсе отменены за ненадобностью с приходом к власти оппозиционных У.Чавесу сил. Можно не сомневаться в том, что дисциплинированные и отмобилизованные коренные жители поддержат продолжение боливарийских преобразований, давших им надежду на более достойную жизнь. В ближайшей перспективе местные индейские организации через контакты со своими "родственниками" в андских странах, где У.Чавес пользуется огромным авторитетом, могут сыграть свою роль в расширении влияния Венесуэлы на континенте.


Если такая линия будет успешно реализовываться, то осуществляющему "боливарийские" преобразования правительству У.Чавеса вполне по силам остаться у власти еще на много лет.


ПРИМЕЧАНИЯ

1 Tal Cual. Caracas, 10.X.2003, especial, p. 3.
2 Diario VEA. Caracas, 14.XII.2003, p. 5.
3 Constitucion de la Republica de Venezuela, 1961. Caracas, 23 de enero de 1986, p. 30.
4 Informe anual sobre gestion de Noeli Pocaterra, periodo 2000-2001, p. 18.
5 Anteproyecto de la Ley Organica de pueblos y comunidades indigenas. Asamblea Nacional, Comision Permanente de pueblos indigenas, 15 de octubre de 2002, Exposicion de motivos, p. 3.
6 Конституция Российской Федерации. М., 1993, с. 26.
7 Constitucion de la Republica Bolivariana de Venezuela, 1999. Asamblea Nacional Constituyente, p. 107.
8 Ibid., p. 108.
9 Ibid., p. 109.
10 Boletin de la Escuela de derecho de la Universidad Central de Venezuela, diciembre de 2004, p. 36.
11 Informe anual sobre gestion de Noeli Pocaterra.., p. 1.
12 Ministerio del ambiente y recursos naturales (MARN). Mision Guaicaipuro, 2003, p. 18.
13 Gaceta Oficial de la Republica Bolivariana de Venezuela, 12.I.2001, N 37118, Ley de Demarcacion y Garantia del Habitat y Tierras de los Pueblos Indigenas,
p. 1.
14 Ibid., p. 3.
15 Ibid., p. 4.
16 Gaceta Oficial de la Republica Bo-livariana de Venezuela, 9.VIII.2001,
p. 2; 29.V.2002, p. 2.
17 Tal Cual, 10.X.2003, especial, p. 4.
18 Zona Educativa. En los libros no aparece todavia el Dia de la Resistencia Indigena. - El Nacional. Caracas, 14.XII.2003,
19 El Universal. Caracas, 23.VIII.2003, p. 3.
20 XIII Censo General de Poblacion y Vivienda 2001 y Censo Indigena de Venezuela. Instituto Nacional de Estadisticas, 2001.
21 MARN. Mision Guaicaipuro, 2004, p. 2.
22 PDVSA fortalece comunidades indigenas. - Diario VEA, 18.III.2004, p. 6.
23 Magia chaman. - Tal Cual, 10.X.2003, especial, p. 5.
24 Ibid., p. 4.
25 Newsweek en espanol. Caracas, 9.XII.2003, p. 15. 26 El Universal, 17.V.2004, p. 5.
27 Comite Internacional Panamazonico declaro a Chavez presidente de los pueblos amazonicos. - Diario VEA, 15.I.2004, p. 4.


 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005