ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 3

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ


В.В.Горов - кандидат исторических наук, доцент Московского государственного университета пищевых производств


Гайана: от колонии до неолиберализма


Кооперативная Республика Гайана - одно из наиболее развитых в Карибском бассейне, крупнейшее по размерам территории (215 тыс. км2) англоязычное государство. Население страны (по данным на 2003 г.) - 782 тыс. человек, из них 51% - индийцы, 41 - негры и мулаты, 6 - индейцы, 2% - китайцы и лица европейского происхождения (1). Большинство негров и мулатов, а также европейцы и небольшая часть индийцев исповедуют христианство (протестанты и католики, 56,7%), одна треть населения - индуисты (33,5), оставшуюся часть составляют мусульмане (8,8%) (2).


До начала конкисты территорию Гайаны населяли племена уаррау, уайка, гуахарибо. Испанские конкистадоры появились здесь в 1499 г. В XVI-XVII вв. на Гайану претендовали Голландия, Франция и Англия. По англо-голландскому договору 1814 г. три крупнейшие колонии в Гайане - Эссекибо, Демерара и Бербис - окончательно отошли к Великобритании, и в 1831 г. колониальные власти объединили их в одну Британскую Гвиану (3).


В XIX в. основой экономики становится сахарный тростник с использованием на плантациях рабского труда чернокожих невольников (к 1830 г. в эту колонию ввезли из Африки 110 тыс. рабов). Однако после отмены рабства в 1834 г. негры стали покидать плантации, в связи с чем англичане стали ввозить дешевую рабочую силу из Индии. Иммиграция индийцев продолжалась до начала XX в., и они становятся крупнейшей (второй по численности) этнической общиной страны.


В конце XVII в. с созданием плантационного хозяйства управление колонией стал осуществлять Совет, в состав которого входили уполномоченный голландской Вест-Индской компанией, управляющие плантациями и представители свободных поселенцев без права решающего голоса. В первой половине XVIII в. голландцы создали в своих поселениях более развитую систему управления, которая функционировала с незначительными изменениями и после захвата территории Англией вплоть до 1928 г. Это - Политический совет во главе с генеральным директором, куда входили четыре представителя компании и четыре представителя от колонистов (крупные землевладельцы). В 1795 г. в дополнение к Политическому совету был создан Объединенный совет, состоявший из четырех представителей колонистов и четырех членов Политического совета (4). Англичане сохранили созданную голландцами систему управления с той лишь разницей, что часть членов Политического совета теперь назначал губернатор, причем число назначаемых членов превышало число выборных. В 1891 г. Гвиане была предоставлена конституция. Колониальные власти произвели незначительные изменения в структуре органов управления: был расширен состав Политического совета за счет введения трех членов, назначаемых губернатором, и трех выборных. Губернатор имел право решающего голоса и право вето на все принимаемые решения. Конституция 1891 г. предоставляла избирательное право гражданам, имевшим годовой доход не ниже 480 долл (5). В 1928 г. вошла в действие новая конституция, в соответствии с которой Британской Гвиане был предоставлен статус королевской колонии. Политический и Объединенный советы упразднялись. Вместо них создавались Исполнительный совет из 12 членов, назначаемых губернатором, и Законодательный совет в составе 30 членов, 14 из которых выбирались населением, двое из которых входили в состав Исполнительного совета. Губернатор, возглавлявший оба совета, был по-прежнему наделен большими полномочиями. Конституция 1928 г. предоставляла женщинам право участвовать в выборах, однако оно было ограничено имущественным цензом (6). В 1943 г. в конституцию 1928 г. были внесены некоторые изменения, в частности увеличено количество выборных членов Законодательного совета.


После Второй мировой войны в стране началось национально-освободительное движение. Английское правительство ввело в 1953 г. в Британской Гвиане новую конституцию, которая отменяла имущественный ценз и вводила всеобщее избирательное право. Однако многие важные вопросы - внешние сношения, таможенные тарифы, финансовая политика - по-прежнему оставались в компетенции королевской власти. Назначаемый Лондоном губернатор имел право наложить вето на любой законопроект, предложенный местным законодательным органом (7).


СОЦИАЛИЗМ ПО-ДЖАГАНОВСКИ


Борьбу за независимость возглавила образованная в 1950 г. Народная прогрессивная партия (PPP), выражавшая интересы индогайанского фермерства, сельскохозяйственных рабочих и торговой буржуазии. Партия выступала против иностранного засилья в экономике страны, за наделение сельских арендаторов землей. Возглавил партию, являясь многие годы ее бессменным лидером, известный общественный и международный деятель Чедди Джаган. На ближайшем этапе планировалось добиться независимости страны и приступить к созданию революционно-демократической Гайаны с социалистической ориентацией. Партия провозгласила борьбу за радикальные социально-экономические и политически изменения. В принятой программе указывалось, что цель PPP - "превращение Британской Гвианы в социалистическую страну с пропорционально развитой индустриально-аграрной экономикой" (8). Подобная ориентация не могла не встревожить колониальные власти. На парламентских выборах 1953, 1961, 1957 гг. партия уверенно одерживала победу. Правительство, возглавляемое Ч.Джаганом, в течение 1957-1963 гг. направляло усилия на преодоление экономической отсталости, наделение крестьян землей, решение вопросов здравоохранения и просвещения. Однако решение этих вопросов осложнялось сохранением колониального господства, и Ч.Джаган неоднократно ставил вопрос о представлении стране полной независимости (9).


Выборы в Законодательное собрание в декабре 1964 г. проходили в обстановке крайне обостренной внутриполитической борьбы. Кроме этого, английские власти усилили репрессивные меры против деятелей PPP, ввели дополнительные вооруженные силы в колонию, оказывали финансовую поддержку правым и центристским партиям. Преобразования, начатые правительством Ч.Джагана, были квалифицированы как результат "происков Москвы, угрожавших демократии". Несмотря на эти меры, PPP вновь одержала победу в Законодательное собрание, получив 45,8% голосов - больше, чем любая другая партия. Лишь введение метрополией новой избирательной системы, согласно которой для формирования правительства требовалось не относительное, а абсолютное большинство, создало конституционную возможность сместить Ч.Джагана с поста премьер-министра (10). Было сформировано новое коалиционное правительство, состоящее в основном из членов партии Народный национальный конгресс (PNC), отколовшейся в 1957 г. от PPP. Возглавил правительство лидер этой партии Линдон Форбс Бернхэм.


КООПЕРАТИВНЫЙ МАРКСИЗМ


Тем не менее, свержение правительства Ч.Джагана не помогло продлению прямого английского владычества. 26 мая 1966 г. Англия была вынуждена провозгласить независимость Британской Гвианы, которая стала называться Гайаной, а в 1970 г. провозглашена Кооперативной Республикой Гайаной (11) - независимым государством в составе Британского содружества наций. В соответствии с конституцией 1980 г. и изменениями, внесенными в нее в 1996 г., страна является президентско-парламентской республикой. Глава государства и правительства - президент, избираемый всеобщим прямым и тайным голосованием сроком на 5 лет. Он же главнокомандующий вооруженными силами страны. Исполнительная власть сосредоточена в руках кабинета министров во главе с президентом и премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из членов Национальной ассамблеи, как правило, это лидер партии большинства в парламенте. Правительство формирует победившая на парламентских выборах партия. Законодательная власть принадлежит однопалатному парламенту - Национальной ассамблее. 53 депутата избираются по системе пропорционального представительства сроком на 5 лет и 12 депутатов - региональные представители (12). Существует также Национальный конгресс местных демократических органов, представляющих интересы регионов. Члены Национальной ассамблеи и Национальный конгресс местных демократических органов составляют Высший конгресс народа - совещательный орган при правительстве страны, обладающий правом обсуждать действия президента и давать ему рекомендации.


В стране помимо двух основных имеется ряд мелких партий и группировок, которые обычно активизируются и вступают между собой в недолговечные объединения в период предвыборных кампаний. Практически все взрослое население Гайаны вовлечено в политическую жизнь. Большую роль при этом играют неформальные организации: различные клубы, общества, молодежные союзы, даже весьма многочисленные религиозные секты. Партийно-политическая структура Гайаны строится по расовому признаку.


В период 1968-1992 гг. власть в стране удерживала партия PNC. Она выражает интересы афрогайанской интеллигенции, буржуазии и части рабочего класса. Подавляющее большинство членов партии составляют негры и мулаты. В 70-е годы правительство партии PNC взяло курс на строительство "кооперативного" социализма. Его концепция исходит из исторических, общинных традиций совместного труда, свойственных населению Гайаны. Она предусматривала совместный труд на благо всего общества, участие народных масс в производстве и эксплуатации природных ресурсов, в планировании и управлении экономикой. Кооперация мыслилась свободной от расовых и политических различий, как способ объединения усилий на благо всей нации. В соответствии с программой партии, кооперативы должны были стать основным средством социалистического преобразования и не только экономической и социальной структуры, но и самой психологии гайанцев. Это должно было происходить мирным путем (13).


Кооперативы действовали во многих отраслях хозяйства: в швейной промышленности, в производстве стройматериалов, древесины, в сфере услуг и образования. Но наибольшее распространение они получили в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, торговле, жилищном строительстве. При активном участии кооперативов осуществлялись многие проекты по строительству школ, больниц, дорог, дамб, ирригационных систем, водопроводной сети, создавались животноводческие фермы, семеноводческие хозяйства.


В 1977 г. общее число кооперативов возросло до 2025, увеличилась и сумма кредитов, выделяемых на их нужды. Для поддержки кооперативного сектора функционировали Национальный кооперативный банк и Кооперативное финансовое управление (14). Партия PNC установила контроль над этими хозяйствами путем внедрения в них своих представителей. Члены партии становились руководителями кооперативов, работниками министерств, ответственных за развитие данного сектора экономики.


ПЛЮС НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ


В рамках реализации концепции "кооперативного" социализма нужно отметить национализацию в 70-е годы ключевых отраслей экономики: бокситодобывающей, сахарной промышленности, транспорта, земельных угодий, принадлежавших иностранному капиталу. На базе выкупленных частных фирм и банков в 1969-1973 гг. были созданы две государственные торговые корпорации; Национальная корпорация коммерческих банков, банк сельскохозяйственного развития, финансовая и страховая компании. Важнейшим шагом стала национализация в 1971 г. филиала канадской компании АЛКАН "Демерара майнинг". На ее основе была создана крупнейшая в Гайане государственная бокситодобывающая компания "Гайана боксайт". На ее долю приходилось 80% добычи бокситов и все производство глинозема в стране (15).


В начале 1975 г. правительство национализировало филиал американской компании "Рейнолдс майнз", преобразовав ее в государственную компанию "Бербис майнинг энтерпрайз", которая контролировала 20% добычи бокситов в Гайане; ей принадлежали крупные месторождения бокситов и завод по переработке бокситовой руды (16).


Таким образом, под контроль государства перешли все предприятия по добыче бокситов и производству алюминия. Для финансирования деятельности государственных компаний была создана инвестиционная компания "Боксайт индастри девелопмент", которая определяла стратегию развития всей отрасли.


Вторым важным шагом в направлении расширения государственного сектора стала национализация в 1976 г. сахарной промышленности. В собственность государства перешли все сахарные заводы и плантации сахарного тростника английской компании "Буккер". На их базе создавалась государственная компания "Гайана шугар корпорейшн" (17).


Большое значение придавалось созданию государственных средств массовой информации. Так, в начале 70-х годов образовались и активно функционировали государственные корпорации телекоммуникаций, печати и радиовещания. Правящая партия получила широкие возможности пропаганды своей политики. Всего в 70-е годы были национализированы 32 иностранные компании, в различных секторах экономики создано 17 новых государственных компаний. Для контроля над ними образовали Управление государственных корпораций, которое осуществляло руководство предприятий общественного производства и сферы услуг (18).


В результате проведенной национализации Гайана превратилась в страну со значительным государственным сектором экономики. Правительство внедряло систему пятилетних планов экономического развития. Одновременно с расширением государственного сектора развивалась система кооперативов. Руководство PNC постоянно подчеркивало, что "кооперативы должны стать основным средством построения социализма в Гайане". Согласно положениям идеологической платформы PNC, в стране действовали кооперативные, государственные, частные, муниципальные и смешанные предприятия, которые должны были обеспечить построение социализма. Все вышеперечисленные меры осуществлялись с целью обеспечения хозяйственной самостоятельности страны и достижения социального прогресса. В указанные годы решались проблемы самообеспечения продуктами питания и строительства муниципального жилья, строились шоссейные дороги и ирригационные системы. Вводилось бесплатное медицинское обслуживание и образование в школах и вузах. Школьникам выдавались учебные пособия за счет государства.


ШАГ НАЗАД


Однако во второй половине 80-х - начале 90-х годов произошел отход правительства от ранее занимаемых позиций, и возобладали тенденции, характеризовавшиеся рядом серьезных уступок местному и иностранному частному капиталу. Если раньше участие иностранного капитала допускалось лишь, когда контрольный пакет акций находился в руках государства или кооператива, то по новому инвестиционному кодексу иностранные инвесторы и предприниматели допускались в ключевые отрасли - бокситовую и сахарную. Получило распространение создание смешанных компаний для разработки природных ресурсов, включая нефтеразведку, добычу алмазов, разведку месторождений урана. Лидеры правящей партии PNC уже не говорили, что капитализм не оправдал возлагавшихся на него надежд и, наоборот, подчеркивали слабость государственного сектора. Сохранявшаяся зависимость экономики страны от мирового капиталистического рынка вела к резким колебаниям в ее развитии, являясь причиной неустойчивого финансового положения и дестабилизации производства.


Другая крупнейшая политическая партия - PPP - до конца 80-х годов стояла на позициях марксизма-ленинизма. Однако ее руководство, проанализировав изменения в странах Восточной Европы и СССР, отошло от ортодоксальных марксистских взглядов. Изменение идеологических установок привело к охлаждению отношений с левыми партиями других стран. Находясь в оппозиции, PPP не участвовала в парламенте вплоть до 1976 г., но затем перешла к критической поддержке правящей партии, тем более что PNC выступила с программой "кооперативного" социализма. Однако уже в 1978 г. отношения между партиями ухудшились, ожесточилась полемика между их лидерами и идеологами по поводу дальнейшего пути развития Гайаны. Вновь ставшая в оппозицию PPP обвиняла правительство в проведении проамериканской политики и вплоть до начала 90-х годов выступала с резкой критикой внутриполитического курса правительства. Вернувшись к власти в 1992 г., основной упор она сделала на укреплении государственного сектора и большей социальной защищенности малоимущих слоев населения. В отношении местного и иностранного частного капитала проводила довольно гибкую политику, отдавая предпочтение развитию смешанных компаний в различных секторах экономики, не отказываясь от кредитов международных финансовых организаций (19).


ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ


Афрогайанцы - негры и мулаты (или креолы) - играют доминирующую роль в экономической и политической жизни страны. Они занимают ведущие посты в государственном аппарате, из них состоит верхушка управления национализированными предприятиями. Усилился процесс "урбанизации" креолов, повысилось их положение в социальной стратификации. Они же составляют в основном ряды рабочего класса, поставляют кадры полицейских и чиновников.


Креолы, более образованные, чем индийцы, имеют более высокий уровень жизни. После отмены рабства креолы переселялись в города или основывали крестьянские поселки. Они в складчину покупали участок земли, который делился между ними пропорционально внесенной сумме. Дренажные и ирригационные работы осуществлялись сообща под руководством выборного лица. В дальнейшем среди жителей этих поселений происходило имущественное расслоение. В целом в течение XX в. этнокультурный облик креолов претерпевал значительные изменения в сторону их дальнейшей "европеизации". Они стремились к усвоению английских обычаев, английской культуры. Влияние культурных традиций Англии нашло отражение во многих сферах общественной жизни Гайаны - в структуре политических партий, профсоюзов, системе образования (в частности, в характере учебных материалов), повседневном быту, церемониях свадеб и похорон. Несмотря на сильное влияние церкви, в семейной организации креолов значительную роль играл конкубинат - существенное количество браков заключалось без санкций священнослужителей, а свободное сожительство, особенно в городах, получило широкое распространение (20). Вместе с тем индогайанская буржуазия и интеллигенция занимают в торговле и свободных профессиях более прочное положение, чем соответствующие группы креольского этноса. Сохраняющаяся социально-этническая дифференциация препятствует развитию процесса межэтнической интеграции.


Заметное влияние на развитие политической системы Гайаны оказывает целый ряд местных факторов, порожденных культурно-этнической гетерогенностью общества, традиции популизма и персонализма. Особую роль играет расовый фактор. Отношения между афро- и индогайанцами отличались непостоянством, а некоторые периоды нетерпимостью друг к другу. Однако столкновений на расовой почве правительству удавалось избегать. Городские афрогайанцы считают себя принадлежащими к более высокому и прогрессивному слою общества, чем индийские рабочие и фермеры. Выходцы из Индии, по их мнению, обладают низким уровнем квалификации, образования и интеллекта. В среде афрогайанцев укоренилось убеждение о неполноценности и неразвитости индийцев, в силу чего они не в состоянии управлять государством. Рядовой чернокожий избиратель настороженно, иногда предубежденно относится к политическим партиям, выражающим интересы индийского населения. С другой стороны, индогайанцы, опираясь на свою древнюю культуру, придерживаются патриархального образа жизни и не считают ее ущербной по сравнению с культурой афрогайанцев. Индийцы выступали против различного рода ограничений деятельности своих представителей в различных областях жизни гайанского общества. Вместе с тем происходит постепенное сближение трудящихся на классовой основе и распространение общегайанских культурных норм на все этнические группы населения. Объективно процесс этнокультурных изменений ведет к формированию в стране своеобразной этнической общности, основными субъектами которой становятся афро- и индогайанцы.


НЕУСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ


PPP находится у власти с 1992 г. и по настоящее время. В период 1992-1997 гг. президентом страны был лидер партии Ч.Джаган, но в марте 1997 г. в возрасте 78 лет он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Более 100 тыс. гайанцев присутствовали на церемонии прощания с патриархом политической жизни страны. Президентом избрали жену покойного Джанет Джаган, которая управляла государством до августа 1999 г., однако в связи с плохим состоянием здоровья она добровольно ушла в отставку. Д.Джаган назначила своим преемником министра финансов Баррат Джагдео, который согласно конституции, исполнял обязанности президента вплоть до новых парламентских выборов, а затем в марте 2001 г. был переизбран на пост главы государства на пятилетний срок (21).


19 марта 2001 г. состоялись выборы в Национальную ассамблею. Итоги выборов свидетельствовали о традиционно устойчивой популярности двух ведущих партий страны. PPP, выступая в блоке с партией CIVIC (выражает интересы интеллигенции и среднего класса), получила 34 места, а партия PNC - 27 мест в парламенте. Оставшиеся места распределились следующим образом: левый блок - Партия действия Гайаны и Альянс трудящихся Гайаны - завоевал 2 места, Движение за подъем, организацию и реконструкцию Гайаны получило 1 место, правая партия Объединенная сила - также 1 место (22). По итогам выборов было сформировано правительство, состоявшее в основном из членов PPP. Премьер-министром был назначен представитель победившего блока партий PPP-CIVIC Самуэль Хайндс. Следующие всеобщие выборы пройдут в стране в марте 2006 г.


Конец XX - начало XXI вв. был отмечен усилением расовой и политической напряженности в Гайане. Несмотря на то, что выборы 1997 г. проходили под наблюдением представителей международных организаций, таких, как ОАГ, лидер PNC Д.Хойт неоднократно в средствах массовой информации и в своих публичных выступлениях, называя их "мошенническими", подвергал сомнению результаты (23). Он также отмечал, что политическая борьба все чаще приобретает форму расового противостояния афрокреолов и индийцев, вследствие чего он предлагал избрать на пост президента гайанца европейского происхождения. Д.Хойт призывал своих сторонников организовывать демонстрации протеста для того, чтобы провести досрочные, "справедливые", с его точки зрения, парламентские выборы. Нередко демонстрации в поддержку партии PNC и ее лидера перерастали в массовые беспорядки и грабежи. Нестабильность положения вынудила руководство PPP пойти на переговоры с оппозицией. Под эгидой Карибского сообщества (КАРИКОМ) в январе 1998 г. обе стороны подписали соглашение, в соответствии с которым комиссия КАРИКОМ должна была проверить результаты выборов 1997 г., а лидеры партии PNC согласились временно не призывать население к демонстрациям протеста (24). В июне 1998 г. комиссия карибских государств объявила результаты выборов законными. В июле 1998 г. на саммите в Сент-Люсии карибские страны снова посредничали на переговорах двух крупнейших партий Гайаны. Договаривающиеся стороны подписали заявление, в котором обязались принять меры для снижения расовой напряженности (25). В январе 1999 г. представители двух партий образовали Конституционную комиссию, задача которой заключалась в разработке рекомендаций по проведению реформы местных органов самоуправления, а также внесению изменений в конституцию страны с целью ограничить властные полномочия президента. Комиссия постановила именовать в Национальной ассамблее лидера парламентского меньшинства "лидером оппозиции". Президент Б.Джагдео после своего избрания в 2001 г. обещал провести общенациональную конференцию по проблеме межрасовых отношений, а также объявил о создании совместной комиссии с партией PNC по деполитизации государственных служб (26).


В период 1997-2004 гг. правительство меняет курс и проводит политику, направленную на развитие свободной рыночной экономики. Происходит модернизация промышленности на базе передовых технологий, важное значение приобрели программы в сфере социального страхования и здравоохранения. Правительство проводит реформу общеобразовательной и высшей школы, выделяются значительные бюджетные ассигнования на развитие индийской культуры (27). Все эти меры способствуют подъему уровня жизни различных категорий граждан. Активно привлекаются средства международных финансовых организаций, широкий доступ в страну получил иностранный капитал.


Опора на прагматизм считается сегодня наиболее приемлемым путем развития Гайаны. Такой подход заключается, прежде всего, в тесном сотрудничестве государства, местного частного капитала и крупных иностранных компаний. Вместе с тем правящие круги продолжают опираться на местный промышленный и природный потенциал, квалифицированных специалистов, выпускников гайанских вузов. Главной задачей остается развитие национальной экономики, которая в 80-х - начале 90-х годов находилась в состоянии глубокого кризиса. Во многом это следствие падения цен на мировом рынке на основные товары гайанского экспорта (бокситы, сахар, рис) и деформированной структуры хозяйства, ориентированной на поставку сырья в страны Западной Европы и США (28). Поэтому государство было вынуждено не только стимулировать, но и финансировать развитие экспортоориентированных отраслей обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.


В начале XXI в. руководители государства ориентируются на концепцию развития неолиберального толка. Экономисты Гайаны берут на вооружение стратегию развития и опыт таких динамично развивающихся стран, как Малайзия, Бруней, Сингапур. Правительство PPP проводит в жизнь "программу оздоровления экономики", в результате чего усилились позиции частного сектора в отраслях, производящих нетрадиционные экспортные товары (29). Упор делается на развитие среднего частного производства. Одновременно снижались налоги и были предоставлены льготы мелким и средним производителям. Параллельно идет процесс сокращения дотаций государственному сектору и приватизация нерентабельных государственных предприятий (30). Совершенствование существующей социально-экономической модели Гайаны включает в себя резкое ограничение вмешательства государства в развитие экономики при условии поддержки местного частного сектора и особенно предприятий, производящих продукцию на экспорт.


ПРИМЕЧАНИЕ


1 The Europa World Year Book. London, 2003, vol. 1, p. 1857.
2 Journal of Modern History. Chicago, 2003, vol. 75, N 2, p. 447.
3 Л.В.С к р и п н и к о в а. От колоний к суверенитету: Из истории освободительной борьбы карибских колоний Англии. М., 1985, с. 23.
4 H.T.M a n n i n g. British Colonial Go-vernment After American Revolution. London, 1963, p. 341-342.
5 The American Historical Review. Washington, 2003, vol. 108, N 1, p. 659.
6 D.L o w e n t h a l. West Indian Societies. London, 1972, p. 29.
7 The Hispanic American Historical Review. Durham, 2003, vol. 83, N 1, p. 87.
8 Constitution of the People\'s Progressive Party. Georgetown, 1962, p. 2; People\'s Progressive Party. 21 years. 1950-1971. Lacytown, 1971, p. 10-15.
9 L.D e s p r e s. Cultural Pluralism and Nationalist Politics in British Guiana. New York, 1967, p. 85.
10 Who\'s Who in Latin America: Government, Politics, Banking and Industry. New York, 1992, p. 196.
11 Все страны мира. Энциклопедический справочник. М., 2001, с. 509.
12 Constitutions of the Countries of the World. New York, 1988, p. 97; Страны мира. Факты и цифры. СПб., 2001, с. 41.
13 Report of the Third Biennial Congress of the People\'s National Congress. Sophia, Aug. 22-26, 1979. Georgetown, 1979, p. 10-13; Латинская Америка: что принесли нео-либеральные преобразования? М., 1997, кн. 1, с. 111.
14 Report of the Sixth Biennial Congress of the People\'s National Congress. Sophia, Aug. 19, 1985. Georgetown, 1985, p. 18-21; Страны Карибского бассейна: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1985, с. 212.
15 Industrial and Labour Relations. New York, 2003, vol. 56, N 4, p. 576-577; Молодые государства Карибского бассейна: проблемы развития. М., 1981, с. 27, 31.
16 The Journal of Development Studies. London, 2003, vol. 39, N 5, p. 184-186.
17 The Economist. London, 1990, N 7654, p. 78.
18 Economic Development and Cultural Chan-ge. Chicago, 2003, vol. 51, N 2, p. 277-278.
19 The Journal of Economic History. Tucson, 2003, vol. 63, N 1, p. 32; Political Handbook of the World. New York, 1998, p. 194-195.
20 П.В.Г р и б а н о в, Т.В.Г о н ч а р о в а. Креолы Гайаны (афрогайанцы). - Расы и народы. Ежегодник, 1984, N 14, с. 243.
21 South America, Central America and the Caribbean 2000. London, 2002, p. 453.
22 The Europa World Year Book. London, 2001, vol. 1, p. 1860.
23 World Politics. Baltimore. London, 2003, vol. 55, N 2, p. 207.
24 Latin American Politics and Society. Coral Gables (Miami), 2003, vol. 45, N 2, p. 35.
25 Foreign Affairs. New York, 2003, vol. 82, N 3, p. 67-68.
26 Social Science History. Durham, 2003, vol. 27, N 2, p. 210.
27 Journal of Latin American Studies. Cambridge, 2003, vol. 35, part 1, p. 64- 65. International Yearbook of Inductrial Statistics 2002. Vienna, 2002, p. 36.
28 Monthly Bulletin of Statistics. New York, 1999, vol. 53, N 7, p. 138.
29 The Journal of American History. Bloo-mington, 2003, vol. 89, N 4, p. 1431.
30 Radical History Review. Cambridge; New York, 2003, N 86, p. 88-90. Direction of Trade Statistics. Yearbook. Washington, 2003, p. 245-246.

 


 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005