ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 3

ЭКОЛОГИЯ


Серхио Диас-Брикетс - вице-президент консалтинговой компании Casals & Associates, Вашингтон (США); Хорхе Перес-Лопес - экономист, специалист по проблематике латиноамериканских стран.


Куба: экономическое развитие и охрана природы


В августе 1990 г., когда распадался социалистический лагерь, Фидель Кастро объявил о программе экономических ограничений, целью которой было "пережить" негативные последствия этих перемен и удержать власть. Речь шла о том, что на Кубе начинался "особый период в мирное время", вызванный кризисом вследствие приостановки поставок нефти, сырья и других товаров из социалистических стран. Стратегия выживания в этот "особый период" заключалась в экономии энергии и сырья, в увеличении производства продуктов питания, в поисках новых рынков сбыта, в привлечении иностранных инвестиций (особенно в туристический сектор) и в проведении ряда административных реформ.


Одним из достижений особого периода стало привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в виде создания совместных предприятий. С 1989 г. на Кубу пришло примерно 5 млрд долл. (1). И хотя эта сумма относительно невелика по сравнению с инвестициями в другие латиноамериканские страны, полученные средства были очень важны для Кубы, исключенной из международных кредитных рынков. Помимо оздоровляющего воздействия на платежный баланс ПИИ означали для Кубы поступление новых технологий, накопление административного опыта и открытие доступа для ее экспортных продуктов и услуг на зарубежные рынки.


В "особый период" правительство сделало кубинскую экономику доступной для иностранных инвесторов (2), акцентируя внимание на наличии в стране значительных природных ресурсов, хорошо обученных кадров администрации, готовой вести переговоры, открывающие широкие перспективы для иностранных предпринимателей. Куба использовала все имевшиеся возможности, чтобы привлечь иностранные инвестиции, особенно для развития туристической отрасли, переживавшей упадок, а также для поддержания добывающей промышленности и нефтяной отрасли. Между тем, в том случае, когда не были предусмотрены меры по защите окружающей среды, это вело к усугублению экологических проблем.


В первые годы "особого периода" отсутствие или неопределенность природоохранных норм стали на Кубе, готовой на послабления для иностранного капитала, дополнительным фактором привлекательности для инвесторов, ищущих возможность быстро заработать, вкладывая деньги в отрасли, связанные с природными ресурсами. Лишь в 1995 г. Министерство науки, технологии и окружающей среды (CITMA) разработало правила оценки воздействия на окружающую среду и процедуру выдачи соответствующих лицензий (3). Были запрошены и выданы сотни лицензий, но в 1998 г. CITMA констатировало, что лишь немногие компании считали необходимым придерживаться установленных правил и очень часто перекладывали часть расходов по охране окружающей среды на кубинское правительство.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ


До начала "особого периода" загрязнение среды промышленными отходами не являлось особой проблемой. Экологические издержки ощущались, главным образом, в сельскохозяйственном секторе. Определяющими факторами были историческая неразвитость кубинской промышленности и то, что в рамках социалистического разделения труда Куба выполняла функции производителя сырья для индустриально развитых стран социалистического блока.


В начале 60-х годов революционное правительство Кубы приняло идеи социализма и стало копировать советскую и восточноевропейскую структурную организацию и практику ведения народного хозяйства. Основными элементами этой модели были следующие: государственная собственность на средства производства; централизованное принятие решений; распределение ресурсов через централизованное планирование; государственная монополия на внешнюю торговлю и стратегия развития, направленная на быструю индустриализацию.


В соответствии с воспринятой теорией утверждалось, что при социализме невозможно нанесение вреда окружающей среде, которая может пострадать только при рыночной экономике, когда решения о вложении средств принимаются людьми, ставящими свои личные интересы выше общественных. Как предполагалось, при плановой экономике решения принимаются централизованно, и одной из главных целей такого планирования является забота об окружающей среде (4).


Несмотря на то, что развитие в каждой социалистической стране было неодинаковым в силу политических, культурных и национальных особенностей, базовой матрицей везде служил исторический опыт Советского Союза. Основными же принципами советского сельского хозяйства были следующие: организация крупных предприятий, что некоторые аналитики называли "сельским гигантизмом"; расширение посевных площадей с целью увеличения объемов производства; механизация; внедрение новых технологий для преодоления "узких мест" и постоянное использование химических удобрений, пестицидов и гербицидов.


Применение на Кубе интенсивных методов, развитие крупных хозяйств с их грандиозной зависимостью от тяжелой техники привели к уплотнению пахотных земель, а избыточное использование химии стало причиной загрязнения вод и эрозии почвы.


Попытки покорить природу и увеличить сельскохозяйственное производство обусловили появление амбициозных программ развития водного хозяйства, предусматривавших строительство сотен крупных и малых водохранилищ и изменение течения рек и ручьев для нужд орошения, результатом чего стало засаливание земель и почвенных вод. Из-за строительства 18 плотин 14 рек южной равнины провинции Пинар-дель-Рио во многом оказались отрезанными от своих истоков.


Возведение плотин отрицательно сказалось и на рыболовстве в прибрежной зоне. В отчете ФАО о сокращении количества некоторых видов прибрежных рыб говорилось: "Хотя чрезмерный отлов рыбы и является одной из главных причин, все наблюдаемые изменения нельзя отнести исключительно к рыболовству. Вероятно, некоторые из этих изменений необратимы. Имеются убедительные доказательства того, что строительство плотин на некоторых реках юго-востока Кубы, являвшихся основными районами лова различных видов рыб, стало причиной уменьшения количества необходимого им корма в прибрежных водах и сокращения акватории, пригодной для нереста" (5).


Гидротехнические проекты, а также чрезмерное использование подземных вод и утрата лесного покрова стали причиной опустынивания равнин, которое распространяется на восток со скоростью 11 км в год. Этот процесс затронул и район Сандино в провинции Пинар-дель-Рио, где пески покрыли территорию, ранее использовавшуюся для выращивания табака. Из-за увеличения кислотности почвы (6) исчезли многие виды растений. Было также зафиксировано опустынивание устья реки Кауто и других восточных областей Кубы (7). Согласно данным Программы ООН по окружающей среде, в ближайшее время Куба может оказаться в списке латиноамериканских стран, где заметно сказывается проблема опустынивания земель (8).


Поверхностные воды оказались загрязнены химическими веществами из-за использования удобрений, пестицидов и гербицидов. Вызывают также опасения возможные далеко идущие последствия некоторых гидротехнических проектов, поскольку они могут серьезно усугубить воздействие таких природных явлений, как ураганы.


Урон окружающей среде ясно виден при оценке экологии в бассейне реки Кауто. Эта территория составляет примерно 8% всей территории Кубы, а ее сельскохозяйственные угодья - это 9,3% всей обрабатываемой площади. В бассейне Кауто производится 25% риса и 10% сахара.


Причиняемый вред сказывается на целом ряде экологических показателей. Треть бассейна реки Кауто подвергается эрозии: из-за проникновения соленой воды стали непригодными грунтовые воды. За последние несколько десятилетий сток реки уменьшился на 60%, а леса в бассейне р. Кауто практически были сведены (9). Помимо всего прочего, вода в реке заражена 652 стоками, несущими отходы предприятий провинций Сантьяго-де-Куба, Ольгин и Лас-Тунас (10). В 2000-2004 гг. кубинское правительство было вынуждено вложить дополнительно 34 млн песо, с целью затормозить экологическую деградацию бассейна Кауто (11).


ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ


Из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов отраслей в "особый период" следует назвать туризм, добычу руды (главным образом никелевой), а также разведку и добычу нефти. Кубинская статистика не дает точных данных о ПИИ. Это объясняется, главным образом, желанием предохранить иностранных инвесторов от возможных санкций со стороны Соединенных Штатов. Но можно предположить, что эти отрасли получили значительные капиталовложения из-за рубежа.


По официальным данным к концу 2000 г. на Кубе действовали 392 предприятия с привлечением иностранного капитала. 30 из них (с использованием капиталов, предоставленных Испанией, Канадой, Францией и Мексикой) занимались строительством и эксплуатацией гостиниц и портовых сооружений для крупных судов, обслуживающих иностранных туристов. Помимо этого 17 иностранных корпораций управляли 50 туристическими отелями (12).


В настоящее время нет свежих статистических данных о количестве совместных предприятий в добывающей промышленности, но, согласно сведениям из министерства по инвестициям и международному сотрудничеству, к концу 2000 г. в стране насчитывалось 92 совместных предприятия в тяжелой промышленности (включающей горные предприятия, а также разведку и эксплуатацию нефтяных месторождений) (13). В 1994 г. канадская и кубинская компании образовали совместное предприятие для эксплуатации никелевой шахты в Моа в восточной части Кубы (14). К концу 2000 г. в стране насчитывалось 20 совместных предприятий, занимавшихся разведкой и добычей нефти (15).


Формально Куба располагает развитым законодательством по защите окружающей среды. Конституция, в которую в 1992 г. были внесены изменения, признает обязанность государства и всех граждан страны охранять окружающую среду и вводит понятие "непрерывного развития" (16). В 1981 г. на Кубе был принят всеобъемлющий закон об охране окружающей среды, а в 1997 г. вышел закон N 81 о предотвращении экологического загрязнения, обязывающий всех граждан участвовать в природоохранных мероприятиях и делающий особый упор на непрерывное развитие. Этот закон включает в себя и экономические рычаги (налоги, квоты и дифференцированные расценки) для поощрения природоохранных мер, а также широкий спектр санкций против тех, кто загрязняет окружающую среду.


Куба ратифицировала более двух десятков международных договоров, конвенций и протоколов, касающихся сохранения животных и среды их обитания, океанов и атмосферы, а также об обращении с опасными веществами, о соблюдении мер безопасности труда, о защите здоровья и окружающей среды на региональном уровне. Все эти меры, принятые во многих странах, составляют значительную часть международного законодательства об окружающей среде. На Кубе ратифицированные международные договоры становятся частью национального законодательства.


Но на практике защита окружающей среды далека от совершенства, законы слишком расплывчаты и трудны для исполнения. Как это было принято в социалистических странах, кубинская экономика контролируется отраслевыми министерствами, выполняющими функции как планирующего, так и контролирующего органа. При возникновении конфликтных ситуаций, связанных с окружающей средой, природоохранные организации, не обладающие значительными полномочиями, такие, как Национальная комиссия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов (COMARNA), не в состоянии противостоять отраслевым министерствам, которые в любой момент могут сослаться на значимость того или иного проекта для национальной экономики. Такое положение лишь усугубилось в "особый период", когда экономический кризис стал представлять угрозу самому существованию нынешнего режима. Помимо этого, Куба добилась весьма сомнительного успеха, запретив в стране открытую деятельность независимых природоохранных организаций. Отсутствие таких организаций в сочетании с государственной монополией на средства массовой информации значительно ограничивает возможности кубинских граждан влиять на действия властей, наносящие ущерб окружающей среде в региональном или национальном масштабах.


При оценке экономических и природоохранных приоритетов первые всегда оказываются более весомыми. Когда в целях развития туризма возникла необходимость принять решение о строительстве дороги, соединяющей Кубу с островом Коко (подробнее об этом будет сказано ниже), кубинские ученые предложили построить мост с использованием промежуточных участков суши. Такой вариант позволял сохранить свободную циркуляцию морской воды, необходимую для нормальной жизнедеятельности морских животных. Процесс принятия окончательного решения говорит о многом.


Правительство признало строительство мостов слишком дорогостоящим. Поскольку на собрании в COMARNA не удалось прийти к какому-либо соглашению, обсуждение было перенесено в Совет министров. Там выступил один крупный чиновник, который взял шариковую ручку и прочертил прямую линию от ближайшей береговой точки до о-ва Коко. Этот "чертеж" был принят, и по нему построили прямую дорогу. Под уступчатой насыпью были устроены подводные тоннели для естественной циркуляции воды. После ряда согласований ученым удалось настоять на удвоении количества таких тоннелей, и это стало их единственной маленькой победой, учитывая, что изначально они были против принятия такого проекта.


Приведенный пример показывает, что, хотя COMARNA и смогла настоять на небольших изменениях, ей не хватило авторитета, чтобы повлиять на окончательное решение спорного вопроса. Если проект оказывался привлекательным с экономической точки зрения, вся природоохранная система становилась инструментом в руках людей, отстаивающих совершенно иные интересы. В данном случае наиболее весомыми оказались интересы экономического развития и необходимость привлечения иностранных инвестиций (17).


ТУРИЗМ: НЕ ТОЛЬКО "СОЛНЦЕ, МОРЕ И ПЕСОК"


В первые годы после победы революции "...власти подозревали, что туризм будет слишком тесно связан с такими пороками капитализма, как проституция, наркотики, азартные игры и организованная преступность. Революционное правительство не рассматривало туризм как средство для экономического роста. В 60-70-х годах в эту отрасль не было сделано каких-либо значительных капиталовложений. Обширная туристическая инфраструктура, созданная до революции, использовалась исключительно для отдыха кубинских граждан, иностранных гостей из социалистических стран, или просто оказывалась заброшенной. Были закрыты 16 отелей, из-за чего возможности принятия туристов сократились наполовину" (18).


Во второй половине 80-х годов Куба начала довольно энергично развивать сектор иностранного туризма, придавая особое значение участию в нем иностранных компаний. В 1987 г. для развития совместных предприятий с участием иностранных инвесторов была создана Corporacion Cubanacan, S.A., а затем и Gaviota, S.A., которая, как поговаривают, связана с кубинскими вооруженными силами. Во время "особого периода" туризм стал одним из столпов национальной экономической стратегии, поскольку позволял стране зарабатывать валюту и предоставлял новые рабочие места. Туризм в это время представлялся своего рода "локомотивом", способным вытянуть экономику из кризиса и потянуть за собой остальные отрасли, способствуя их оздоровлению (19).


На пути развития иностранного туризма Куба достигла значительных успехов. За период с 1984 по 1994 г. количество иностранных туристов увеличилось в четыре раза (со 158 тыс. до 619 тыс. человек). В 90-х годах были периоды, когда количество туристов увеличивалось на порядок, а в некоторые годы прирост составлял 20%. В 1996 г. число туристов достигло 1 млн, а к 2001 г. их количество должно было удвоиться. Уже в 2000 г. остров посетили 1,8 млн туристов. Из-за спада туризма во всем мире, произошедшего после событий 11 сентября, запланированная цифра в 2 млн так и не была достигнута. Количество приезжих в 2001 г. было примерно таким же, как и в 2000 г. К 1998 г. по количеству иностранных туристов Куба уже занимала четвертое место среди стран Карибского бассейна, следуя в этом списке за Пуэрто-Рико, Доминиканской Республикой и Багамами, странами, развивавшими международный туризм на протяжении гораздо большего времени. В 90-х годах общие доходы от туризма на Кубе росли огромными темпами: от 340 млн долл. в 1990 г. до 1,9 млрд к 2000 г. В 1993-1994 гг. они превысили доходы от экспорта сахара. Эта тенденция продолжается и по сей день.


В развитии инфраструктуры туризма наиболее плодотворными стали 90-е годы. Число гостиниц и мотелей выросло с 328 в 1990 г. до 431 в 2000 г., т.е. на 31%. Что касается количества гостиничных номеров, то оно увеличилось более чем вдвое: с 18.565 в 1990 г. до 37.178 в 2000 г. Уже в 1998 г. по количеству гостиниц и мотелей Куба уступала в Карибском регионе лишь Доминиканской Республике (20).


Имеется множество свидетельств отрицательного воздействия массового туризма на окружающую среду в странах Карибского бассейна. Их список включает эрозию пляжей, разрушение коралловых рифов, загрязнение вод и береговой линии из-за занятия водным спортом и сброса отходов и неочищенных сточных вод, вывоз песка и уничтожение прибрежных болот и лагун с соленой водой. Во многих случаях эти факторы накладываются друг на друга и являются звеньями длинной цепи последствий развития туристической отрасли, при котором сиюминутная выгода перевешивает долгосрочные интересы охраны природы (21).


Кубинское правительство отдает себе отчет в том, что рост туристической индустрии зависит не только от наличия большего количества комфортабельных гостиниц, но и от сохранения привлекательности природы страны для туристов. Однако, расширяя инфраструктуру туризма (строя гостиницы, развлекательные центры, дороги, аэропорты и т.д.), Гавана часто отдавала предпочтение темпам ведения строительных работ и их низкой себестоимости в ущерб окружающей среде. Тут можно привести слова кубинского чиновника Эленио Феррера, занимающегося вопросами охраны природы: "туризм, как и ядерная энергетика, стали для нас чем-то вроде химиотерапии: они нам нужны, хотя мы знаем, что они могут причинить нам вред". Как-то тот же Феррер сказал одному иностранному гостю: "Мы построили на пляже центр отдыха, и этот пляж исчез". Его слова прекрасно иллюстрируют зависимость между туризмом и охраной природных ресурсов, проблемы, касающейся всех стран Карибского региона: люди, ответственные за развитие туризма, не могут находить правильные решения вопросов, касающихся сохранения окружающей среды (22).


Куба разворачивала массовый туризм под лозунгом "Солнце, море и песок". В мае 1999 г. 64,4% всех гостиничных номеров располагались на пляжах в зонах отдыха, 2,7% находились на побережье и в прилегающих к нему зонах, 27,3% - в городах, 2,6% - в районах экологического туризма и 3% - в оздоровительных и других туристических зонах (23).


Развивая туризм под указанным лозунгом, Куба в 90-х годах начала строить туристические объекты на нескольких небольших островках с девственной природой. Так, например, в 1993 г. на островах к северу от провинции Сьего-де-Авила не было ни одного гостиничного номера, а к 1997 г. там были построены гостиницы на 1500 номеров, аэропорт и более 200 км шоссейных дорог, электростанции и 100 км трубопровода для перекачки пресной воды.


Планировалось, что к 2000 г. количество гостиничных номеров достигнет цифры 6000 (24). Рекламные буклеты, выпущенные кубинским правительством, приглашают посетить туристические объекты на о-вах Кайо-Коко и Кайо-Гильермо архипелага Сабана-Камагуэй, ставшие самым крупным туристическим центром Карибского региона, располагающим 1700 гостиничными номерами. Ими управляют совместные предприятия, созданные при участии испанских компаний Tryp Hotels, Sol-Melia и RIU, итальянской фирмы Viaggi del Ventaglio и кубинских предприятий Cubanacan, S.A. и Gran Caribe (25).


Чтобы облегчить доступ туристов на пляжи ранее нетронутых человеком островков, окружающих главный остров и находящихся, в основном, на севере страны, кубинские власти, ответственные за развитие туризма, проложили насыпные дороги (26), соединяющие острова между собой и с главным островом. Такие насыпи, как мы уже отмечали, препятствуют нормальной циркуляции морской воды, нанося таким образом неисправимый вред как природе береговой линии, так и морской среде (27). Во многих полузакрытых участках внутреннего моря режим циркуляции воды был и так весьма слабым, что приводило к повышенному содержанию органических веществ (28). Пренебрежение последствиями строительства "каменных валов" может быть проиллюстрировано словами президента Фиделя Кастро, который, обращаясь к строителям, заявил: "Надо просто бросать камни и не думать о будущем" (29).


Эти "каменные валы" нанесли ущерб более чем на 1760 кв. км хрупкой экосистемы архипелага Сабана-Камагуэй, и стали причиной уничтожения части местной фауны и флоры, а также образования заводей со стоячей водой, зараженной и лишенной всякой фауны (30). Из "каменных валов", нанесших наибольший вред окружающей среде и морским ресурсам, стоит выделить те, что соединяют о-ва Туригуано и Кайо-Коко с северным побережьем провинции Сьего-де-Авила (31).


Экосистема архипелага Сабана-Камагуэй является одной из основных охраняемых зон из-за огромного разнообразия ее биоресурсов, благодаря которому она стала второй по значению рыболовной зоной на Кубе (32). Вред, нанесенный архипелагу в результате поспешного развития инфраструктуры туризма, уже официально признан властями (33). Выводы, сделанные кубинскими учеными в исследовании "Защита биологического разнообразия и непрерывное развитие морской экосистемы в архипелаге Сабана-Камагуэй", выполненном под эгидой ООН, весьма неутешительны. Оценка состояния берегового отрезка между бухтами Сан-Хуан-де-лос-Ремедиос и Буэнависта со всей очевидностью показывает, что "каменный вал" между Кайбариеном и островом Санта-Мария нанес весьма ощутимый вред морской экосистеме. Он стал причиной значительных гидрологических изменений, включая существенное увеличение солености воды, что может создать угрозу существованию 60 видов морских животных. Кроме того, строительство этой насыпи повлекло за собой ускорение циркуляции воды: скорость морских течений в этом районе увеличилась в три раза (34). Чтобы уменьшить наносимый природе вред, ученые рекомендуют построить на некоторых участках этой насыпи несколько новых мостов, позволяющих морской воде циркулировать более свободно.


Схожие выводы были сделаны и при тщательном изучении воздействия на природу "каменного вала" длинной в 26,1 км, соединяющего о-ва Туригуано и Кайо-Коко, также входящие в архипелаг Сабана-Камагуэй. В бухте Баиа-де-лос-Перрос, где насыпь разделила внутренние воды на две части, а соленость была повышенной еще до начала строительства (54%), содержание солей в воде достигло 80%. Из-за сильного засоления и увеличения содержания в воде взвешенных твердых частиц морскому дну был нанесен существенный ущерб. В прибрежных водах морская жизнь едва теплится, поскольку с исчезновением водорослей и других форм жизни оказалась нарушена пищевая цепочка. Авторы исследования приходят к выводу: неосмотрительное вмешательство в природу "может иметь катастрофические последствия, как краткосрочные, так и долгосрочные" (35).


Другое исследование, основанное на данных десяти океанографических экспедиций, предпринятых в 1991-1997 гг. с целью определить гидрохимические характеристики воды в архипелаге, включая содержания кислорода, уровень pH и наличие питательных веществ, привело к выводу, что вред, нанесенный среде, был весьма существенным (36). Некоторые естественные условия в этом районе (например, медленная циркуляция воды в береговых лагунах) становятся причиной далеко не лучших биохимических показателей. Создание же насыпей еще более усугубляет положение, и без того неустойчивое из-за уменьшения стока свежей воды из рек, впадающих в акваторию архипелага, которые были перекрыты многочисленными плотинами. В указанном исследовании делается предупреждение: если не будут предприняты необходимые меры по восстановлению и сохранению среды в этом районе, наносимый природе ущерб может привести к "широкомасштабной экологической катастрофе". К концу 90-х годов наибольший биохимический ущерб был нанесен бухтам Карденас, Хигуэй, Лос-Перрос и Нуэвитас, а также обоим выступам бухты Буэнависта и восточной части острова Фрагосо. Помимо этого пострадали прибрежные воды в районе Кайбариена, города Камачо в бухте Сан-Хуан-де-лос-Ремедиос и северные части островов Сабинал, Гуахаба, Коко, Гильермо и Франсес.


Также сообщалось о том, что огромный вред был нанесен мангровым зарослям, типичным для экосистемы этого района. Один из видных кубинских специалистов в области изучения окружающей среды заявил, что в результате строительства "каменных валов" были навсегда потеряны 5 тыс. га мангровых зарослей (37). Остров Коко, где было построено несколько гостиниц и который стал развитым туристическим центром благодаря иностранным инвестициям, был местом, где традиционно гнездовались розовые лопатоносы и большие фламинго. Эти виды птиц серьезно пострадали от деятельности человека на острове (38). Были сообщения о том, что колонии фламинго, ранее гнездовавшиеся на архипелаге Сабана-Камагуэй, покинули свои места обитания вследствие разрушения привычных условий, вызванного развитием туризма и строительством насыпей. Теперь они гнездятся на Багамских островах, чем несказанно обрадовали представителей туристической индустрии этой страны (39). Не лучшие времена переживают и знаменитые кубинские коралловые рифы на северном побережье. Многие из них находятся в критическом состоянии из-за климатических изменений и вследствие деятельности человека. Не исключено, что это связано с превращением кубинских архипелагов в центры международного туризма (40).


В других докладах высказывается большая озабоченность эрозией пляжей, вызванной строительством туристических центров на архипелаге Сабана-Камагуэй, в частности на о-ве Коко. В 1999 г. сообщалось, что пляж Лас-Колорадас практически исчез во время морского шторма. Согласно оценкам кубинского Центра исследований береговых экосистем, процессы естественной эрозии усугубляются строительством гостиниц и других элементов туристической инфраструктуры в прибрежных дюнах (41). Чтобы остановить разрушение пляжа, в конце 2001 г. было объявлено о строительстве подводного барьера, который должен уменьшить береговую эрозию, вызванную морскими волнами (42). Несмотря на официальные заверения о том, что требования по охране окружающей среды повсеместно выполняются, имеются свидетельства того, что экологические нормы постоянно нарушаются. Одним из таких свидетельств стало частичное разрушение в 2000 г. пятизвездочной гостиницы "Лас Террасас", построенной на о-ве Гильермо испанской компанией Sol-Melia. Упомянутый отель был возведен в болотистой части берега, засыпанного землей, доставленной из внутренней части острова (43).


Однако, безудержная эксплуатация кубинских пляжей не является чем-то новым. Согласно нескольким сообщениям, в 90-х годах руководители туристической отрасли Кубы, несмотря на ограниченность в стране финансовых ресурсов, были вынуждены потратить значительные средства на восстановление пляжей, которым в предыдущие десятилетия был нанесен серьезный урон, поскольку песок использовался для нужд строительства. От подобной практики пострадали даже знаменитые пляжи Варадеро, поскольку за период с 1968 по 1978 г. с берегов этого популярного курорта было вывезено более миллиона кубометров песка (44). Сообщалось также о подобном восстановлении двух пляжей в провинции Ольгин (Пескеро-Вьехо и Дон-Лино), где было запланировано строительство новых туристических центров (45). При строительстве туристических объектов был также нанесен ущерб лесному покрову островов. Там было вырыто много карьеров, из которых добывали строительный материал. Все это, а также пренебрежение охраной природных богатств, строительство автотрасс и возведение слишком крупных туристических объектов нарушило течения поверхностных вод в регионе (46).


Воздействие человека на хрупкую экосистему архипелага будет усиливаться по мере сооружения новых туристических центров. В конце 2000 г. изучалась возможность начала строительных работ на о-ве Паредон-Гранде, также находящемся в архипелаге Сабана-Камагуэй (47). Количество приезжих значительно возрастет, когда вдобавок к совре-менному порту, построенному в 2000 г. для яхт, обcлуживающих туристов, на острове Коко появится международный аэропорт, способный принимать миллион пассажиров ежегодно (48). Открытие этого аэропорта было запланировано на 2002 г. По иронии судьбы морской порт был сооружен с целью уменьшить нагрузку на строящиеся в то время дорожные насыпи. Таким образом планировалось облегчить доступ к новым летним курортам. Имеются опасения, что работа порта и его расширение в будущем нанесет еще больший ущерб экосистеме этого региона (49).


В настоящее время уже строятся или планируются новые развлекательные туристические центры, которые окажут воздействие на другие, пока еще относительно благополучные экосистемы Кубы. Такие центры появятся на нескольких островах на юге Кубы, в Карибском море, на северо-восточном побережье в провинции Ольгин и на п-ове Гуанаакабибес в западной части Кубы. Сообщается, что на островах архипелага Хардинес-де-ла-Рейна строительство вдоль всей береговой линии мест отдыха для туристов, сброс в море отходов, а также неограниченный отлов рыбы нанесли серьезный ущерб морской воде и коралловым рифам (50).


Природа п-ова Гуанаакабибес, части которого были закрыты кубинским правительством для доступа граждан (в 1987 г. он был объявлен биосферным заповедником), получила некоторую экологическую защиту. Но несмотря на это пять из имеющихся там 22 девственных пляжей были выбраны для развития туризма. Согласно планам, там построят гостиницы на 1500-1600 номеров (51). Кроме того, кубинских независимых защитников окружающей среды беспокоят планы строительства на Гуанаакабибесе подъездных шоссейных дорог и порта для обслуживания более 12 тыс. прогулочных судов, пересекающих восточную часть пролива Юкатан. Несмотря на заверения правительства, что сведения, полученные за десять лет исследований, будут использованы для сохранения экосистемы, отношение к этим планам достаточно скептическое.


НИКЕЛЬ - БОГАТСТВО, КОТОРОЕ ГУБИТ


По своей производительности никелевые месторождения на Кубе занимают четвертое место в мире, а запасы этого металла в стране самые большие в мире. В 1999 г. Куба занимала шестое место в мире по добыче никелевой руды (52). Запасы никеля сконцентрированы на Кубе в районе горной гряды Нипе на северном побережье провинции Ольгин. Канадская производственная компания Sherritt, Inc., занимающаяся продажей никеля и кобальта, начала в 1991 г. закупать на кубинском заводе в Моа сульфаты никеля и кобальта для их последующей переработки на своем предприятии в Форт-Саскетчеване (Канада, провинция Альберта). В 1994 г. Sherritt, Inc. и государственная Генеральная никелевая компания Кубы образовали совместное предприятие, цель которого - производство и реализация кубинского металла.


Кубинская никелевая промышленность, стержнем которой стало совместное с Sherritt, Inc. предприятие, успешно развивалась в 90-х годах. Но если в 1989 г. производство никеля доходило до 46600 т, то к 1994 г. оно упало до 27000 т. Связано это было с общим падением производства во время "особого периода". Однако уже в 1995 г. производство никеля вновь достигло уровня 1989 г. и с тех пор неуклонно росло, составив в 2000 г. 71400 т и достигнув рекордного уровня в 75000 т в 2001 г.


Кубинские залежи никелевой руды находятся близко к поверхности и разрабатываются открытым способом. Обычно сначала снимается тонкий слой почвы в горных районах, где обнаружены залежи минерала, а затем скреперы и другая тяжелая землеройная техника извлекает в больших объемах руду, которая перевозится на перерабатывающие заводы на грузовиках и (или) на лентах транспортеров. Район месторождения выглядит приблизительно как "лунный пейзаж", поскольку в местах, где поработала тяжелая добывающая техника, он весь покрыт котлованами, похожими на кратеры (53).


Самый очевидный ущерб, причиненный добычей руды, может быть возмещен при помощи восстановительных работ, во время которых извлеченный грунт должен быть возвращен на место, выровнен и покрыт слоем почвы, на которой высаживаются молодые деревья. Хотя имеются свидетельства проведения восстановительных работ на некоторых добывающих участках, такая практика до сих пор не стала повсеместной. Как заявляют кубинские чиновники, говоря о районе у бухты Моа, восстановление земель не является приоритетной целью, поскольку в котлованах "еще остается руда, пригодная для использования, но для ее переработки надо будет построить новый завод с иным технологическим процессом" (54). Уже известный нам Эленио Феррер заявил, что "восстановление лесов уже проводилось, но его темпы были гораздо ниже темпов добычи. Восстановление леса (в районах добычи руды) гораздо сложнее... так как включает в себя завоз плодородной почвы, внесение необходимых удобрений, а также посадку деревьев" (55).


Осадки, выпадающие в местах добычи руды открытым способом, образуют кислоты, которые уносятся дождевой водой, сливающейся в ближайшие ручьи и реки. Было установлено, что сильная эрозия, вызванная добычей руды открытым способом, постепенно заполняет землей бухту Моа (56). Ян Делани, президент компании Sherritt, Inc., заявил, что наибольшее загрязнение среды в Моа вызваны процессом эрозии на склонах холмов, где добывалась руда, поскольку (кубинцы) не занимались восстановлением лесов в должном объеме" (57).


Кубинские никелевые предприятия являются источниками значительного загрязнения воздуха, земли и воды. Было доказано, что технология выщелачивания аммиака на заводе в Никаро (и скопированная без какого-либо усовершенствования на заводах в Пунта-Горда и в Лас-Камариокас) "является одним из производственных процессов, наиболее загрязняющих среду, поскольку он связан с выделением огромного коли-чества пыли" (58). Часто Никаро и Моа бывают накрыты облаками пыли и дыма. Экологическая ситуация в Никаро ухудшилась настолько, что "многие местные жители страдают от острых респираторных заболеваний" (59).


Завод в Моа часто выбрасывает в атмосферу токсичные сульфаты водорода (60). Один из работников этого завода рассказал, что "дожди в Моа настолько кислотные, что при попадании на открытые участки кожи вызывают жжение. ... Он и другие жители утверждают, что многие дети страдают респираторными заболеваниями, такими, как астма и непрекращающийся кашель" (61). В одном из своих докладов 1998 г. (62) CITMA сообщает, что в некоторых районах страны количество кислотных дождей постоянно растет. Более всего страдают от них крупные города и добывающие районы в провинции Ольгин. Чтобы добиться уровня "естественных" дождей, выбросы SO2 и NO2 должны быть сокращены на 30 и 80-100%. Это касается городских районов Мариеля и Гаваны, а также районов добычи руды в восточной части Кубы (63).


Отходы процесса выщелачивания аммиака в виде грязи собираются в специальные хранилища. Но, поскольку днища резервуаров не являются водонепроницаемыми, то вода быстро просачивается в почву, а в резервуарах остаются только твердые отходы. Ежегодно на каждом заводе накапливается до 2 млн т таких отходов. А просочившаяся вода заражает грунтовые воды (64). Из неофициальных источников известно, что плохо сконструированные резервуары часто переполняются, что приводит к утечке тяжелых металлов, которые попадают в море и заражают прилегающее побережье (65).


Никелевые предприятия выбрасывают также огромное количество вредных отходов, которые попадают в ручьи, реки, бухты и, в конечном счете, в океан. Согласно исследованиям, проведенным кубинскими учеными в 1985-1986 гг. на участке моря площадью в 72,5 кв. км к востоку от провинции Ольгин (их целью было определить уровни донных осадков на основании 68 проб, взятых измерительными станциями), концентрация загрязняющих веществ была очень велика и вызывала тревогу, а уровни содержания кислот и металлов значительно превосходили допустимые. Ученые высказали обеспокоенность по поводу возможного заражения пищевой цепочки. Наибольший ущерб был нанесен бухте Моа, но оказались также очень высокими уровни заражения в Ягуасее и в Ягрумахе (66). Поскольку не имеется сведений о каких-либо шагах, сделанных после окончания исследований чтобы ограничить сброс тяжелых металлов в море, можно предположить, что с увеличением производства никеля экологическая ситуация только ухудшилась.


Увеличение добычи никеля предприятием, созданным совместно с Sherritt, Inc., стало причиной дополнительной нагрузки на экологию района, и теперь положение оценивается как крайне серьезное. По словам канадского журналиста, посетившего совместное предприятие, "из-за несовершенства оборудования, а также из-за других факторов, сульфатные соединения, используемые в производственном процессе, отравляют воздух и воду и стали причиной того, что местные жители называют кислотными дождями. К тому же, сильная эрозия, вызванная открытой добычей руды, стала причиной заполнения землей бухты Моа" (67). Жители Моа объясняли журналисту, что "иностранной горной компании легче работать на Кубе, так как там низкий уровень производственных стандартов" (68).


КОВАРНОЕ ЧЕРНОЕ ЗОЛОТО


Промышленная добыча нефти началась на Кубе в 1915 г., когда было открыто месторождение в Бакуранао. Другое промышленное месторождение было обнаружено в 1943 г. в Харауэке.


С 1991 г. Куба разрешила иностранным компаниям участвовать в нефтеразведке и добыче нефти. С помощью этих предприятий Куба смогла провести работы по сейсморазведке, определить места возможных месторождений и пробурить 15 разведывательных скважин. Для геологических исследований были предложены пять неглубоких месторождений, расположенных вдоль северного побережья Кубы. Зарубежные компании получили право на эксплуатацию 22 скважин в этих районах (69). Согласно полученным данным, за период с 1991 по 2000 г. инвесторы из Канады, Франции, Великобритании, Швеции, Испании и Бразилии вложили в разведку месторождений и производство нефти более 600 млн долл. (70). Ф.Кастро предложил американским нефтяным компаниям действовать на Кубе на тех же условиях, что и компании других стран (71). Но правительство США запретило своим бизнесменам участвовать в такой деятельности из-за эмбарго, объявленного Кубе Соединенными Штатами.


Из 14 тыс. кв. км площади, на которой наиболее вероятно наличие нефти, половина находится на морском шельфе (72). Исследовательские работы, проведенные зарубежными компаниями, позволили открыть новые месторождения нефти в северном бассейне, в частности в районе Варадеро и Рио-Эскондидо. Нефть в этом бассейне обладает большой вязкостью и содержит много серы. Иностранные нефтяные компании пробурили несколько разведывательных скважин в южном бассейне, но пока ни одна из них не имеет промышленного значения (73).


Необходимость увеличения добычи нефти стала причиной того, что власти разрешили проводить бурение скважин и добычу нефти в районах, которые ранее считались экологически хрупкими, например, прибрежные зоны. В начале 2000 г. Куба предложила нефтяным компаниям еще 59 районов для нефтяной разведки шельфа, находящихся внутри ее исключительной экономической зоны на глубинных участках Мексиканского залива.


Предприятия, созданные совместно с иностранными компаниями, которым было разрешено вести разведывательные работы на шельфе, всегда рискуют тем, что нефть разольется и что будет нанесен ущерб морской среде Кубы и Флориды (74). Опасения усилились, когда испанская Repsol YPF и кубинская компания Cupet создали совместное предприятие, которое должно было начать сейсморазведку нефти в 2002 г. Район будущих работ находится в Мексиканском заливе между городами Гавана и Карденас, очень близко от островов к югу от Флориды, на которых были созданы природоохранные зоны, а туризм был главным сектором экономики (75). Если бы на нефтяной платформе, проводившей бурение в этом районе, случайно произошел разлив нефти, то нефтяное пятно непременно достигло бы берегов Соединенных Штатов благодаря течению, идущему от северного побережья Кубы к юго-востоку Флориды (76). Не будет лишним заметить, что, произойди такой разлив нефти, он сильно ограничил бы возможности кубинской туристической индустрии, поскольку основные центры пляжного туризма - Варадеро и архипелаг Сабана-Камагуэй - находятся как раз в этой зоне.


Проблема расположения нефтеносных районов на Кубе (в северном бассейне, вблизи туристических зон) вызвала споры в кубинском руководстве. По словам Ф.Кастро, потребовалось его личное вмешательство, чтобы прекратить бурение на п-ове Икакос (на котором расположен пляж Варадеро), поскольку эти работы могли нанести непоправимый вред индустрии туризма. В 1990 г. Ф.Кастро сказал: "Конечно, нам нужна нефть! Но сколько бы ни было нефти на полуострове (Икакос), она не даст таких доходов, какие страна получает от туризма. Я лично сделал расчеты и показал им стоимость 100 тыс. т нефти, которые планировалось получить с этого месторождения. К тому же, нефтяное месторождение может быть исчерпано, в то время как солнце, воздух и море неисчерпаемы. Помимо прочего, нефть (на п-ове Икакос) очень тяжелая, имеет высокое содержание серы и не слишком высоко ценится на международном рынке" (77).


Финансовые затруднения в "особый период" отрицательно повлияли на возможности Кубы закупать высококачественную нефть и стали причиной того, что для нужд производства электроэнергии и снабжения энергоносителями других отраслей промышленности в стране стали использовать нефть из собственных месторождений. По словам министра тяжелой промышленности Маркоса Порталя, в 2000 г. 50% всей электроэнергии, произведенной на острове, было получено с использованием сырой нефти, добытой на Кубе. Уже в первом квартале 2001 г. кубинская нефть дала 70% всей электроэнергии, а к концу 2001 г. этот показатель был равен 90% (78). Эта новость не слишком радостна для защитников окружающей среды, поскольку высокая вязкость кубинской нефти и наличие в ней большой концентрации серы означают, что воздух может подвергнуться дополнительному загрязнению.


Решение начать бурение на островном шельфе, чтобы найти новые нефтяные месторождения вблизи туристических объектов, лишь еще раз подтверждает, что экономические трудности оказались превыше заботы об окружающей среде. Доходы Кубы в твердой валюте неожиданно сократились после событий 11 сентября, из-за уменьшения притока туристов упало и количество денежных переводов от кубинских эмигрантов, а закупочные цены на основные продукты кубинского производства (сахар и никель) стали неустойчивыми. В этих условиях ни для кого не станет неожиданностью решение об увеличении добычи нефти любой ценой.


В последние годы главными действующими лицами на экономической сцене Кубы были отрасли, получившие иностранные инвестиции: туризм, никель и нефть. Согласно данным ЭКЛАК, количество туристов, приехавших в 2000 г., выросло на 10%, производство никеля - на 7,4%, а добыча нефти - на 26,2% (79). Кажется маловероятным, что правительство Ф.Кастро смогло бы пережить экономический кризис 90-х годов, если бы не поддержка этих трех секторов. Но политика выживания оставила глубокий след на окружающей среде. Имеются убедительные доказательства того, что некоторым экосистемам Кубы был нанесен весьма значительный урон. Именно так сложилась ситуация в северной провинции Ольгин, центре кубинской никелевой промышленности, где увеличение добычи не сопровождалось капиталовложениями, необходимыми для снижения вредных выбросов в атмосферу, в воду и на землю, для восстановления участков, загубленных добывающей промышленностью. Приходит все больше сообщений о загрязнении прибрежных вод, о снижении качества воздуха, что становится причиной роста респираторных и кожных заболеваний.


Не вызывает оптимизма и положение в туристической отрасли, из-за форсированного развития которой пострадали экосистемы, ранее остававшиеся нетронутыми, в то время как меры защиты окружающей среды оказались недостаточными. Примером разрушения окружающей среды, имеющим наибольшее количество документальных подтверждений, является архипелаг Сабана-Камагуэй - острова невиданной красоты, которые еще десять лет назад оставались практически девственными. Фауна и флора архипелага заплатили высокую цену за вторжение человека, а чистота пляжей и прилегающего моря страдает от строительства гостиниц в экологически уязвимых зонах и от возведения насыпей для автомобильных дорог. Несмотря на признание ущерба, наносимого этими проектами, и необходимость охраны окружающей среды, кубинские власти продолжают строить все новые туристические комплексы, которые зачастую уничтожают вокруг себя природу. Нормы защиты окружающей среды, хоть и записаны в книгах, едва ли соблюдаются. К тому же они становятся очень гибкими, когда дело касается требований иностранных инвесторов.


Форсированное расширение масштабов разведки и добычи нефти приводит к негативным экологическим последствиям. Замена импортной нефти на нефть собственного производства - слишком вязкой и содержащей большое количество сернистых соединений - и ее использование в качестве топлива в промышленности (включая электростанции) приводит к загрязнению воздуха в Гаване и в других районах, где расположены промышленные предприятия.


Но, пожалуй, наибольшую угрозу для окружающей среды представляет разведка и добыча нефти на шельфе в открытом море. Нефтяные скважины в кубинских водах приходится бурить на значительную глубину. Делается это, порой, в зонах интенсивного судоходства и в опасно изменчивых водах. Вполне объяснимое беспокойство защитников окружающей среды во всем мире вызывает эксплуатация нефтяных месторождений вообще, а на морских платформах - в особенности. Все это относится и к Кубе, как и к любому другому району месторождений, будь то на Аляске, побережье Флориды или Калифорнии.


ПРИМЕЧАНИЯ


1 Интервью "Иностранные инвестиции: подходящее место приложения" с Мартой Ломас, министром по иностранным инвестициям и экономическому сотрудничеству. - Opciones, enero de 2001, http://www.eleconomista.cubaweb.cu/2000/ 2001/nro127/127_169.html.
2 Секторами экономики, однозначно закрытыми для иностранных инвестиций, являются здравоохранение, образование и национальная оборона (за исключением коммерческих предприятий вооруженных сил). См. Закон N 77 "Об иностранных инвестициях". - Gaceta Oficial, 6.IX.1995, ст. 10.
3 CITMA. Situacion Ambiental Cubana 1998. La Habana, 1999, p. 26.
4 P.R.G r e g o r y, R.C.S t u a r t. Soviet Economic Structure and Performance. New York, 1974, p. 407.
5 J.A.B a i s r e. Chronicle of Cuban Marine Fisheries (1935-1995). Trend Analysis and Fisheries Potential. - FAO. Fisheries Technical Paper, N 394. Rome, 2000.
6 H.P e d r a z a L i n a r e s. Alarmante situacion ambiental en Pinar del Rio. Habana 1997, http://www.cubanet.org
7 P.A l f o n s o. Una nueva reyerta diplomatica en La Habana. - El Nuevo Herald, 21.II.2001, http://www.elherald.com
8 La ONU situa a Cuba entre los paises latinoamericanos donde la desertificacion es notable. - Encuentro en la Red, 19II.2004, http://www.cubaencuentro.com
9 A.P o r t e l a. Cuba Assesses Damage, Finds it Excessive. - Cuba News, 5-7.VII.1997, p. 11.
10 E.C e p e r o. La destruccion del Cauto. - Encuentro de la cultura cubana, 2001, N 21/22, 2001, p. 91.
11 Inversiones millonarias en rehabilitacion de la cuenca del Cauto. - Granma Digital, 11.IV.2004.
12 Banco central de Cuba. Informe econo-mico 2000. La Habana, 2001, p. 37.
13 Цит. по: P.S p a d o n i. The Impact of the Helms-Burton Legislation on Foreign Investment in Cuba. - Cuba in Transition, vol. 11. Washington, 2001, p. 22.
14 O.E.P e r e z V i l l a n u e v a. La inversion extranjera directa en Cuba: evolucion y perspectivas. Washington, 6-8 Sept., 2001, p. 19.
15 Banco Central de Cuba. Op.cit., p. 37; J.O r a m a s. Se elevo en seis veces la produccion nacional con una inversion de USD 600 millones. - Granma Internacional Digital, 15.I.2001), http://www.granma.cu/espanol/enero3/petroleoe.html
16 Подробнее см.: S.D i a z-B r I q u e t s, J.P e r e z-L o p e z. Conquering Nature: the Environmental Legacy of Socialism in Cuba. Pittsburgh, 2002, cap. 3.
17 D.S.C o l l i s. Environmental Implications of Cuba\'s Economic Crisis. - Cuba Briefing Paper N 5. Washington, 1995, p. 2.
18 M.D o l o r e s E s p i n o. Tourism in Cuba: A Development Strategy for the 1990s? - Cuba at a Crossroads. Florida, 1994, р. 148.
19 CEPAL. La economia cubana: reformas estructurales y desempeno en los noventa. Mexico, 2000, р. 505.
20 По данным World Tourism Organization, приведенным ЭКЛАК, La economia cubana, стр. 513.
21 P.P a t t u l l o. Last Resorts: The Cost of Tourism in the Caribbean. London, 1996, р. 105-106.
22 Цит. по: H.K a u f m a n. From Red to Green: Cuba Forced to Conserve Due to Economic Crisis. - Agriculture and Human Values, 10.III.1993, р. 33.
23 ЭКЛАК. La economia cubana, р. 524.
24 Bohemia Article on Effect of Tourism in Key Areas. - Havana Prensa Latina, 30.IV.1997; Foreign Broadcast Information Service, 5.V.1997.
25 Vision real de lo maravilloso. - Granma Digital Edition, 2.IV.1998, www.granma.cuba-web.cu
26 Фидель Кастро в частной беседе назвал такого рода насыпи "каменные валы".
27 M.D o l o r e s E s p i n o. Environmental Deterioration and Protection in Socialist Cuba. - Cuba in Transition, vol. 2. Washington, 1992, р. 335.
28 P.M.A l c o l a d o. Ecological Assessment of Semi-enclosed Marine Water Bodies of the Archipelago Sabana-Camaguey (Cuba) Prior to Tourism Development Projects. - Marine Pollution Bulletin, N 23, 1991.
29 Цит. по: E.C e p e r o. Dolor en los cayos. - Encuentro de la Cultura Cubana, 2001, N 21/22, р. 93.
30 C.W o t z k o w. Natumaleza cubana. Miami, 1998, р. 138-144.
31 R.S o l a n o. Catastrofe del ecosistema cubano. - El Nuevo Herald, 22.IV.1995, р. 15A.
32 V.G u e v a r a, A.R i v e r o. El clima y la proteccion de la biodiversidad en el ecosistema Sabana-Camaguey para el establecimiento de un desarrollo sustentable. - Contribucion a la educacion y la proteccion ambiental. La Habana, 1998, р. 48.
33 CITMA. Situacion ambiental cubana 1998. La Habana, 1999, р. 20.
34 I.P e r e z S a n t o s, A.M o r a l e s A b r e u, N.C a p e t i l l o P i n a r. Afectaciones producidas en el Acuatorio Mari-no por la construccion del pedraplen Caibarien-Cayo Santa Maria. - Contribucion a la educacion y la proteccion ambiental, р. 60-61.
35 N.R o m e r o O c h o a, D.L o p e z G a r c i a. Un caso de la afectacion de los cambios antropicos al medio en las aguas de una bahia del archipielago Sabana-Camaguey. - Ibid., р. 107-109.
36 I.P e n i e R o d r i g u e z e Ileana de los A.G a r c i a R a m i l. Hidroquimica y calidad ambiental del archipielago Sabana-Camaguey. - Ibid., р. 155-159.
37 E.C e p e r o. Dolor en los cayos, р. 93.
38 A.S i l v a L e e. Natural Cuba. San Paul, Minnesota, 1996, р. 111.
39 C.W o t z k o w. Op. cit., р. 144.
40 O.P e l a e z. Arrecifes coralinos bajo amenaza. - Granma Digital Edition, 25.XII.2001, www.granma.cubaweb.cu.
41 Intensa erosion deteriora las playas del polo turistico Cayo Coco. - Encuentro en la Red, 23.X.2001, www.cubaencuentro.com
42 E.C e p e r o. Michelle, Castro y las playas. - El Nuevo Herald Digital, 9.XI.2001.
43 Hotel de la Sol-Melia se desploma parcialmente antes de ser inaugurado, 5.VII.2000, www.cubanet.org
44 O.P e l a e z. Jaque a la erosion en Varadero. - Granma Digital Edition, 31.V.2001, www.granma.cubaweb.cu
45 Reconoce el regimen destruccion de al menos dos playas en la costa de Holguin. - Encuentro en la Red, 24.XII.2001, www.cubaencuentro.com
46 Impacto ambiental en Cayo Guillermo y Cayo Coco, al Norte de Cuba. - Encuentro en la red, 1.VII.1999, www.cubanet.org
47 O.G o n z a l e z M a r t i n e z. Avanza estudio conjunto para el desarrollo de Cayo Paredon Grande. - Granma Digital Edition, 14.XI.2001, www.granma.cubaweb.cu
48 O.G o n z a l e z M a r t i n e z. Comienza operaciones aeropuerto internacional en Cayo Coco. - Granma Digital Edition, 15.I. 2002, www.granma.cubaweb.cu
49 R.C o s a n o A l e n. Puerto en Cayo Coco refuta necesidad de construccion de pedraplenes, 19.IV.2000, www.cubanet.org
50 J.C e s a r G a l v e z. En peligro arrecifes de los Jardines de la Reina. - Encuentro en la Red, 18.VII.2002, http://www.cubaencuentro.com
51 R.S u a r e z R a m o s. Marcha plan de desarrollo de Guanahacabibes. - Granma Digital Edition, 27.IX.2001, www.granma.cubaweb.cu
52 I.E.T o r r e s. La industria minera en Cuba-1999. - Anuario de Minerales - 1999, Washington, 1999, р. 101. http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/country/9509099.pdf.
53 A.N u n e z J i m e n e z. Defensa de la naturaleza cubana en la Asamblea Nacional. - Granma, 4.VII.1980, р. 4.
54 A.P o z o. ?Anduvo, anda y andara!. - Bohemia. La Habana, 4.I.1980, р. 8.
55 Цит. по: G.R e e d. Protecting the Environment During the Special Period. - Cuba Update, (сентябрь-октябрь 1993 г.), стр. 33.
56 P.K n o x. Sherritt Breathes Life into Cuban Mine. - Globe and Mail. Toronto, 31.VII. 1995.
57 Цит. по: P.K n o x. Op. cit.
58 F.H a b a s h i. Nickel in Cuba. - In Extractive Metallurgy of Colpper, Nickel and Cobalt, vol I. Pennsylvania, 1993, p. 1173.
59 E.J.G a r c i a. Planta de niquel cubana reduce plantilla y contamina el entorno, 21.IX.2001, www.cubanet.org
60 F.H a b a s h i. Op. cit., р. 1173.
61 Цит. по: P.K n o x. Op. cit.
62 CITMA. Situacion Ambiental Cubana, р. 3-4.
63 E.J.G a r c i a. Planta de niquel cubana reduce plantilla y contamina el entorno (21.IX. 2001). Op. cit.; J.C.G a r c e l l. Op. cit; J.C.G a r c e l l. Contaminacion ambiental dana la salud de trabajadores de planta de niquel, 4.II.2002, www.cubanet.org
64 F.H a b a s h i. Op. cit.,р. 1177.
65 C.W o t z k o w, E.C a s a n a s. Un desierto submarino. - Encuentro en la Red, 15.I.2002, www.cubaencuentro.com
66 M.M a r t i n e z C a n a l, R.P e r e z D i a z, A.R o d r i g u e z V a r g a s, Y.L o r e n t e P e r e z. Nivel de contaminacion de los sedimentos de fondo de algunas zonas de la plataforma insular cubana. - Contribucion a la educacion y la proteccion ambiental, р. 52-54.
67 P.K n o x. Op. cit.
68 Ibidem.
69 CEPAL. La economia cubana, p. 470-471.
70 CEPAL. Cuba: evolucion economica durante 2000. Mexico,2001, р. 7.
71 Invitan a firmas de EU a buscar petroleo en la isla. El Nuevo Herald, 21.XII.2001, р. 29А.
72 M.A.F i g u e r a s. Aspectos estructurales de la economia cubana. La Habana, 1994, р. 26.
73 CEPAL. La economia cubana, р. 471.
74 B.R o s e n d a h l. Cuban Oil Drilling Could Spoil the Keys. The Miami Herald, 5.V.1991, р. 1C.
75 E.C e p e r o. El jinetero ambiental del Caribe. - Encuentro en la Red, 11.II.2002, www.cubaencuentro.com
76 Reporte de la Agencia Ambiental Entorno Cubano. Planes petroliferos cubanos en el Golfo de Mexico amenazan el norte caribeno. - Encuentro en la Red, 15.I.2002, www.cuba-encuentro.com
77 Цит. по: F.C a s t r o. Ecologia y desarrollo: seleccion tematica 1963-1992. La Habana, 1992, р. 102.
78 G.M o l i n a. A fines de este ano el pais producira el 90% de su electricidad. - Granma Internacional Digital, 27.IV.2001, http://www.granma.cu/espanol/abri4/16basica-e.html
79 CEPAL. Cuba: evolucion economica durante 2000, р. 7.


КОММЕНТАРИЙ


Современная экологическая ситуация (в целом в мире и в отдельных странах) вызывает все большую тревогу. Возникает сложная дилемма: как совместить экономический прогресс с сохранением природной среды. Опасные тенденции ее деградации проявляются в различных общественно-экономических условиях. В Латинской Америке и Карибах нарастающая экологическая угроза стала общепризнанной.


Весомым признанием этого факта служат, например, выводы семинара, проведенного в Сантьяго (Чили, июнь 2004 г.) в рамках проекта "Глобальные тренды 2020" Национальным советом по разведке (США). При оценке перспектив региона в финальном докладе семинара подчеркивается: "Экологические прогнозы предвещают неблагоприятные тенденции: негативный эффект климатических изменений, деградацию земель, почв, морских и прибрежных зон, исчезновение лесов, дефицит пресной воды. Все это усугубится в ближайшие 15 лет, особенно в тех странах, где отсутствует эффективная государственная политика, которая способна противодействовать этим процессам" (NIC. Latinoamerica 2020: pensando los escenarios de largo plazo. Conclusiones. Santiago, 7-8 de junio de 2004, parrafo 2.4.).


Куба не является исключением на общем латиноамериканском фоне. Авторы статьи приводят немало данных и свидетельств, касающихся ухудшения состояния окружающей среды на острове в последние десятилетия. Создается довольно тревожная картина состояния природы, нанесения ей невосполнимого ущерба в результате "социалистического хозяйствования". О том, что описываемые проблемы существуют, не приходится спорить. Автор этих строк не раз говорил и писал о них еще в конце 70-х - начале 80-х годов во время реализации совместного проекта АН СССР и АН Кубы по разработке программы социально-экономического развития о-ва Хувентуд (Investigacion multisectorial de las perspectivas del desarrollo socio-economico de la Isla de la Juventud. Tomo I-II. La Habana - Moscu, 1979; Республика Куба. Остров Хувентуд. Вопросы методологии разработки региональной программы социально-экономического развития. М., 1979). Правда и то, что в те времена и у нас, и на Кубе в центре внимания, как правило, оказывались достижения и успехи, а недостатки и проблемы хотя и не замалчивались, но не предавались широкой огласке, поскольку рассматривались как "временные и преодолимые". Да и были они, в основном, предметом научных исследований.


Содержащаяся в статье справедливая критика экологических последствий экономического развития Кубы вместе с тем вызывает желание сделать некоторые комментарии по поводу подхода авторов к теме.


Для пишущих об экологических проблемах достаточно обычным является их абсолютизация, отрыв от анализа достигнутых результатов, и, соответственно, заплаченная цена считается более высокой по сравнению с полученной выгодой. Речь не идет об оправдании тех, кто слепо следовал рекомендациям советских специалистов, воспитанных в том числе и на знаменитом призыве Мичурина "не ждать милости от природы". Необходимо напомнить, что революционная Куба строила и строит свой социализм в очень тяжелых экономических условиях, которые не могла в полной мере компенсировать даже помощь Советского Союза. Стремление минимизировать расходы и одновременно обеспечить условия для увеличения производства сельскохозяйственной продукции неизбежно сопровождалось ухудшением состояния окружающей среды. Ситуация тем более ухудшилась, когда Куба оказалась на грани выживания после распада СССР и социалистического блока.


Конечно же, связывать пренебрежение охраной окружающей среды только с особенностями социалистического хозяйствования нельзя. Подобная картина наблюдается во всех странах, испытывающих экономические трудности, даже если они находятся в системе рыночных отношений. Когда первоочередной задачей является накормить голодных, мало кто думает о сбалансированности питания или чрезмерном содержании холестерина. Показательно и то, что приток иностранного капитала в сферу туризма и в никелевую промышленность на Кубе не только не сопровождался принятием мер по ликвидации загрязнения окружающей среды, но в еще большей степени способствовал ухудшению ее состояния. Подобная ситуация типична для деятельности подавляющего большинства иностранных компаний в регионе, если у местных властей нет реальных возможностей заставить их проводить природоохранные мероприятия.


О том, что кубинское руководство обеспокоено нарастанием экологических проблем, свидетельствует принятие в сентябре 1997 г. Национальной стратегии охраны окружающей среды. На общем фоне латиноамериканских стран Куба имеет достаточно обширную правовую основу экологической политики, хорошую школу экологических кадров.


Кубинское законодательство и кубинская природоохранная практика, несмотря на определенные изъяны, все же добились позитивных результатов. К сожалению, анализ этих достижений не стал предметом рассмотрения в данной статье. Вместе с тем, ее авторы обращают внимание на достаточно острую проблему, которая уже в ближайшем будущем может серьезно повлиять на природно-ресурсный потенциал и затруднить дальнейшее экономическое развитие Кубы.


Н.В.КАЛАШНИКОВ
канд. экон. наук, зам. директора ИЛА РАН

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005