ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ОБРАЗ РОССИИ
В СОЗНАНИИ ЭЛИТ И ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ ИСПАНИИ

(аналитическая записка)

 

Исследование образа Российской Федерации в сознании элит и в общественном мнении Испании – необходимая предпосылка формирования взвешенной концепции продвижения позитивного имиджа новой постсоветской России за рубежом. Без четкого представления о том, как к нашей стране относятся в политических, деловых, религиозных и широких общественных кругах за границей, невозможна разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию средств и методов политики «мягкой силы», т.е. способности извлекать политические, информационно-пропагандистские (и иные) выгоды на международной арене, в первую очередь, путем повышения привлекательности (улучшения имиджа) России, ее государственных и общественных институтов, национально-культурных ценностей.

В основу настоящей работы положен изученный авторским коллективом обширный эмпирический и аналитический материал, который можно классифицировать следующим образом:

- публикации официальных кругов Испании, заявления ее государственных и политических деятелей;
- документы, характеризующие российско-испанские политические,  торгово-экономические и гуманитарные отношения;

- результаты проведенных выборочных социологических опросов представителей испанских элит и общественности;
 - интервью с членами испанского бизнес-сообщества, в первую очередь с теми предпринимателями, которые имеют опыт деловых контактов с российскими компаниями и банками;
 - исследования наиболее известных и авторитетных испанских авторов,
посвященные современной России, ее политике, экономике и властным структурам;
 - публикации ведущих испанских СМИ, содержащихся в них аналитических и информационных материалов, а также комментариев и мнений читателей.

Изучение всех перечисленных видов источников позволило составить достаточно полную картину того, как новая Россия воспринимается в испанском обществе. При этом следует иметь в виду, что формирование международного имиджа России – динамичный и далеко незавершенный процесс, в котором еще не поставлены все точки над i. Системное рассмотрение проблемы образа нашей страны как специфического процесса внутри- и внешнеполитической деятельности, осуществляемой властными российскими структурами, общественными организациями, национальным бизнес-сообществом и частными лицами, позволяет выработать научный подход к решению практических задач укрепления репутации Российской Федерации на международной арене.

 

1. Россия и Испания в глобализирующемся мире.
Актуальность изучения проблемы образа России именно в Испании определяется рядом существенных обстоятельств, на которых (хотя бы очень кратко) необходимо остановиться особо. Главное – значимость Испании как политического, торгово-экономического и культурного партнера нашей страны.

Сочетание явлений, обычно объединяемых понятием «глобализация», придало двусторонним российско-испанским связям дополнительную динамику и перевело их на более высокий количественный и качественный уровень. Связи Москвы и Мадрида охватили самый широкий спектр отношений: от регулярных встреч на высшем уровне до интенсивных контактов гуманитарного порядка. В последние годы ощутимо сблизились позиции двух стран по таким кардинальным международным вопросам как борьба с террористической угрозой, урегулирование в Ираке и на Ближнем Востоке, взаимоотношения христианских и исламских государств, укрепление принципов многополярности в мировой политике. Показательно, в частности, что положительные подвижки наблюдаются и в такой «чувствительной» сфере как военно-политическое сотрудничество. Знаковым явлением стали масштабные поставки испанского и российского вооружения в Венесуэлу вопреки протестам США.

С точки зрения долгосрочных интересов России непреходящее значение имеют следующие факторы.
 Испания обладает уникальным опытом перехода от диктатуры и экономической автаркии к демократии и открытой рыночной экономике, опытом масштабного привлечения иностранных инвестиций, структурной перестройки технологичных отраслей, адаптации законодательства и механизмов управления через достижение консенсуса социальных и политических сил в рамках динамического равновесия и прогрессивной эволюции.


 Испания является одной из наиболее динамично развивающихся стран Европейского союза, которая сумела добиться для себя асимметричного режима присоединения к ЕС, получила максимальное количество средств из европейских структурных фондов, создала необходимую инфраструктуру управления внешнеэкономическим комплексом и обеспечила разработку оригинальных методик увязки интересов администраций различных уровней.


 В силу ряда причин влияние Мадрида в Европе и в мире в целом имеет тенденцию к росту. Умелое и целенаправленное использование политики «мягкой силы» обеспечило Испании высокую международную репутацию и способствовало формированию положительного имиджа страны, привлекательного для граждан других государств, включая Россию.


 Хозяйственные структуры Испании и России – взаимодополняемы, что объективно создает благоприятную основу для наращивания взаимовыгодных торгово-экономических обменов и организации сотрудничества в инвестиционной области.


 Заложенная в 1994 году нормативно-договорная база российско-испанских отношений является хорошей отправной точкой для развития торгово-экономических связей при условии ее развития в конкретных прикладных программах и отработки эффективных механизмов сопровождения.


 Испания имеет несомненное (и растущее) политическое, экономическое и моральное влияние в Средиземноморье и Латинской Америке, что позволяет ставить вопрос о развитии многосторонней кооперации и торговли в целях укрепления экономических отношений с указанными регионами.


 И главное. Расширение сотрудничества с Испанией – одним из ведущих государств ЕС – может способствовать более основательному включению РФ в процесс европейской интеграции, что является важным условием углубления рыночных преобразований и роста российской экономики. Не случайно во время государственного визита в Испанию (8-9 февраля 2006 г.) президент России В.В. Путин выразил убеждение, что «Испания как активный член Евросоюза может сыграть существенную роль для улучшения отношений России со странами Европейского союза в целом».


Таким образом, в постоянно усложняющейся системе глобальных стратегических интересов Российской Федерации роль Королевства Испании а) имеет тенденцию к повышению и б) характеризуется наличием значительного потенциала, умелое использование которого способно принести нашей стране весомые политические и хозяйственные дивиденды. В данном контексте продвижение в Испании положительного образа России приобретает не только идейно-пропагандистское, но и сугубо прагматическое значение.

 

2. Хозяйственный потенциал России и российско-испанские торгово-экономические связи через призму испанских оценок.

Существенную роль в формировании имиджа Российской Федерации в Испании (особенно в политических и деловых кругах) играет оценка испанской стороной хозяйственного потенциала России – в первую очередь – возможностей ее внешнеэкономического сектора и российско-испанских торгово-экономических связей.

 

Проведенное исследование показало, что в связи с бесспорным усилением экономической мощи нашей страны интерес деловых кругов Испании к российским рынкам возрос, и Россия все чаще рассматривается испанским бизнес-сообществом в качестве важного стратегического партнера. Показательный факт: по мнению авторитетных испанских экономистов, Российская Федерация, в последние два-три года из зоны «стратегических рисков» постепенно смещается в зону «стратегических возможностей» (1). Данная оценка имеет принципиальное значение.

Образ России в Испании – это образ европейской страны («державы») с богатейшим природно-ресурсным потенциалом, среднеразвитой экономикой и одновременно с серьезными социально-экономическими проблемами, среди которых испанцы особо выделяют увеличение разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения, и общий сравнительно низкий технический уровень (2) .

 

Анализ материалов испанских СМИ, посвященных экономическим проблемам России, показывает, что свыше 90% публикаций связано с энергетической темой. Это полностью объяснимо, поскольку энергозависимость является одной из острейших для Испании проблемой, имеющей стратегическое значение: 99% потребляемых в стране нефти и газа импортируется. Публикации по данной проблематике дают основание констатировать, что Мадрид беспокоит линия России на проведение все более суверенной и жесткой энергетической политики, озадачивают претензии Москвы на признание ее лидирующих позиций в этой сфере. Часто со страниц испанских газет и в заявлениях государственных деятелей говорится о необходимости большей «прозрачности», «предсказуемости» и «надежности» энергетической политики России.

 

В частности, в ходе визита В.В. Путина в Испанию в феврале 2006 г., король Испании Хуан Карлос, отмечая исключительную роль России как основного поставщика энергоносителей на европейский рынок, подчеркнул, что обладание такими огромными ресурсами означает «большую ответственность». От энергетической политики России, по словам монарха, «во многом зависит политическая и экономическая стабильность на европейском континенте» (3).

В этой связи специальный интерес вызывает в Испании деятельность российского Газпрома. Из всех публикаций испанской прессы, связанных с  проблемами энергетической безопасности, более половины касаются этого газового «гиганта». Нередко образ России идентифицируется с образом Газпрома как «крупнейшей газовой компанией мира», превратившейся в «мощное политическое оружие Москвы», и стремящейся «опутать» европейский континент системой газопроводов», ключ от которой «будет находиться в Кремле» (4).

Официальные лица  Испании в целом оценивают российско-испанские связи как «очень хорошие» и «развивающиеся по восходящей». Вместе с тем, согласно оценке министра промышленности, туризма и торговли Испании Хосе Монтильи Агилеры, торгово-экономические отношения между двумя странами до настоящего времени остаются «довольно ограниченными», равно как и присутствие испанского капитала на российском рынке (5).

Большие надежды возлагались на визит президента России в феврале 2006 г., получивший широкое освещение в испанских СМИ, который, по мнению председателя правительства Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, придал «новый мощный импульс» российско-испанским отношениям (6).
В ходе визита состоялась встреча российского президента с представителями деловых кругов Испании. Последние выразили свою заинтересованность в расширении связей с Россией, особенно в таких отраслях как топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, банковская сфера и т.д. В частности, президент крупнейшей в Испании топливно-энергетической компании «Репсоль ЯПФ» Антонио Бруфау заявил о намерении сотрудничать с РФ в освоении газовых месторождений на полуострове Ямал и в других регионах нашей страны. Значимость для «Репсоль ЯПФ»  топливно-энергетического рынка России и высокая оценка перспектив сотрудничества с Газпромом и другими российскими компаниями подчеркивает открытие в ноябре 2007 г. в Москве  ее представительского офиса.

По общему мнению многих испанских предпринимателей, российско-испанским торгово-экономическим отношениям для решительного рывка вперед до сих пор не достает совместного мегапроекта, реализация которого придала бы новую динамику всему комплексу двусторонних хозяйственных связей. Судя по результатам интервью с представителями бизнес-сообществ двух стран и материалам прессы, такого рода мегапроектом может стать участие ведущих испанских корпораций в производстве на территории РФ сжиженного газа с последующей его транспортировкой в Испанию на специальных судах-газовозах (танкерах-метановозах). В частности, как стало известно, «Репсоль ЯПФ» и «Газ Натураль» намерены к 2011 г. зафрахтовать на 20 лет 11 новых газовозов у крупнейшего российского пароходства «Совкомфлот» (стоимость контракта оценивается в объеме до 6 млрд. долл.) (7).

Таргетирование импорта в Испанию российского сжиженного газа в качестве своего рода рычага для подъема общего уровня двусторонних экономических обменов глубоко символично. Оно говорит о том, что к развитию экономических отношений между двумя странами подключается «большой бизнес» - крупнейшие корпорации, располагающие несравненно бóльшими ресурсами, чем средние и малые фирмы, «задающие тон» российско-испанской торговле до самого последнего времени.
 

Можно привести и другие свидетельства того, что образ России как перспективного рынка для испанского бизнеса не только утверждается в сознании политических и деловых элит Испании, но и учитывается при стратегическом планировании испанской экономики. Так, в принятом нынешнем правительстве «Плане восстановления конкурентоспособности и стимулирования интернационализации испанских предприятий» (8) (разработан министерством промышленности, туризма и торговли) Россия фигурирует в очень ограниченном списке стран (их всего девять), для которых предусмотрен комплекс специальных мер по продвижению испанского экспорта и инвестиций. Таким образом, все отчетливее просматривается положительный тренд в испанских оценках перспектив хозяйственного взаимодействия двух государств.

Признавая очевидную перспективность российского рынка для своих товаров и инвестиций и возможные горизонты сотрудничества двух стран в такой ключевой отрасли как энергетика, испанские бизнесмены в то же время отмечают целый ряд труднопреодолимых препятствий, с которыми им приходится сталкиваться в Российской Федерации. К ним, в первую очередь, относят отсутствие (в западном понимании) юридической безопасности, несовершенство местного налогового законодательства, чрезмерную «забюрокраченность» и непрозрачность в целом российского бизнеса (9).
В результате Россия превращается для испанского бизнеса в страну больших возможностей, но при этом сохраняется ее имидж как бюрократического государства с институтами, не отвечающими в полной мере требованиям сегодняшнего дня.

Сумма названных факторов и детерминирует в сознании испанцев нынешний экономический образ Российской Федерации. Ее так называемый «зонтичный бренд» (охватывающий целый ряд товаров и услуг) прочно ассоциируется с энергетическими ресурсами и другими сырьевыми товарами, и в значительно меньшей степени – с возможностями России в сфере высоких технологий и наукоемких услуг.
 
3. Внутриполитическое развитие РФ в зеркале политологии и средств массовой информации Испании.

В структуре современного образа России, сложившегося в испанском обществе, важное место занимают вопросы внутриполитического развития нашей страны. Это и понятно: в постсоветский период произошли капитальные изменения в жизни россиян, совершивших переход от социализма к капитализму, от тоталитарной политической системы в направлении построения буржуазно-демократического общества. Испанцы, пережившие в 70-80-е годы прошлого века собственный транзит от диктатуры к демократии, не могли не обратить внимания на драматические события в новой России (10).

Разумеется, не следует переоценивать степень интереса к нашей стране в широких слоях испанского населения – на повседневном уровне он остается сравнительно низким. Но речь идет о другом.

А именно: в постсоветский период в Испании сложилась собственная школа «русологов» (исследователей и журналистов), внимательно отслеживающих процессы, протекающие в Российской Федерации, играющих заметную роль в формировании имиджа нашей страны в испанском обществе и стремящихся обеспечить своего рода консенсус по основным проблемам развития новой России .

В фокусе внимания испанских «русологов» постоянно находятся наиболее острые и дискуссионные вопросы российской действительности: урегулирование ситуации в Чечне, эволюция партийно-политической системы, перспективы демократического транзита и характеристики складывающегося режима, отношения между властными элитами и обществом, роль В.В. Путина как «главного имиджмейкера» Российской Федерации.

 

Особенно востребована работа аналитиков в периоды повышенного общественного интереса к России в связи с теми или иными внутриполитическими событиями в нашей стране, получающими международный резонанс: президентские и парламентские выборы, террористические акты, громкие заказные убийства, судебные преследования «олигархов», действия властей по ограничению гражданских свобод и т.д.*

Именно такого рода экстраординарные события, вызывающие в испанском обществе «всплески» интереса к нашей стране, стимулируют активность «русологов» и ощутимо влияют на имидж России, который предстает не как данность, а  как объект перманентного процесса формирования с наличием в нем периодов более или менее значительных корректировок. 

При этом нужно заметить, что на формирование образа нашей страны в глазах рядового испанца влияет не только сам по себе характер новости (положительный или отрицательный), но и целый ряд других факторов: общий настрой автора, логика подачи материала, выбранные лингвистические единицы, видеоряд и фотографии, используемые на ТВ, в Интернете и  печатных изданиях.

В целом, СМИ Испании в последнее время уделяли немалое внимание «русской теме» в связи с рядом негативных событий, отрицательно влияющих на имидж России в испанском обществе. Главная роль во всех происходящих в России событиях традиционно отводится президенту, и ее образ во многом определяется имиджем В.В. Путина.

 

Испанские журналисты обычно рисуют российского лидера как жесткого и авторитарного правителя, действия которого направлены на фактическое ограничение гражданских свобод и постепенное свертывание демократических процессов, начатых в предшествующие годы. Тенденциозность отдельных публикаций в значительной степени связана с неприятием «чекистского» прошлого президента, его нынешнего внутриполитического курса. В качестве доказательства отхода от принципов демократии в России используются данные международных организаций, в том числе – правозащитных, часто неблагоприятные для российских власть предержащих и способствующие закреплению за Путиным образа «президента-диктатора», а за Россией – имиджа «псевдодемократического государства», далекого от того, чтобы называться «устоявшимся открытым обществом» (11).

Впрочем, негативное восприятие журналистским сообществом деятельности российского руководителя не отражает отношения к нему как персоне. На персональном уровне президент России признается масштабным и харизматичным политиком, что лишний раз доказал его визит в Испанию (февраль 2006 г.) и акцентированное внимание со стороны местных масс-медиа.

Не последнее место в формировании имиджа России занимает проблема чеченского урегулирования, в более общем смысле – борьба с терроризмом. В силу испанской специфики (сепаратистские настроения и многочисленные террористические акты) эти вопросы периодически вызывают повышенный интерес местной общественности и политических кругов. Испанские СМИ не только не обошли вниманием произошедшие в России террористические акты, но и подвергли острой критике действия российских спецслужб (при всем искреннем сочувствии к жертвам терактов и однозначным осуждением террористов). В частности, профессор Э. Альварадо Перес выразил мнение, что в ходе проведенных операций «многие заложники погибли из-за несогласованных действий спасателей» (12).

В связи с чеченской темой испанские исследователи и комментаторы с особой настойчивостью развивают тезис об ограничении свободы слова в России. Так, журналист-международник Г. Эскурдия Артеага, изучавший обстановку в Чечне, ощущал недостаток в получении необходимой информации и отсутствие оппозиционных точек зрения. «Похоже, - делает вывод журналист, - в стране почти не осталось независимых телевизионных каналов федерального вещания, которые могли бы высказывать критику в адрес властей» (13).
Подлинный «взрыв» журналистского интереса к указанным сюжетам произошел в Испании после череды громких убийств, особенно после трагической гибели А. Политковской, выступления и книги которой были известны в Испании. Сама журналистка была названа в прессе «жертвой режима управляемой демократии по Путину» и «рупором истинной правды о Чечне», а ответственность за ее гибель возложена на российское руководство и спецслужбы (14).

Обобщая выше изложенное, можно сделать следующий вывод. Внутриполитические процессы и события, имеющие место в России, получают в Испании, как правило, одностороннюю оценку, отражающую реально существующие расхождения во взглядах российских и испанских элит. В этом смысле ситуация в Испании близка к положению в других западных государствах. Но есть и своя специфика. Она состоит в том, что для испанских журналистов, представителей политических кругов и академического сообщества характерна более сдержанная позиция по отношению к России, чем это можно наблюдать во многих СМИ, у политиков и ученых ведущих западных держав – США, Великобритании, Франции, а также бывших социалистических стран Европы. Данное обстоятельство следует учитывать при  разработке конкретных методик продвижения позитивного имиджа России в Испании.

 

4. Влияние католических и православных ценностей на имидж России в испанском обществе.

Среди наиболее значимых факторов, влияющих на формирование имиджа России и отношения к ней испанцев, можно назвать ценностные ориентации как стержневой элемент общественного сознания. Они, по признанию как отечественных исследователей, так и испанских ученых, определяют «глубинный слой» отношения одного народа к другому, степень симпатии или антипатии, эмоциональную окраску стереотипных представлений (15). 

Так, известный испанский социолог Салустьяно дель Кампо отмечал, что важную роль в формировании образов других стран играют духовное и культурное родство, религиозная и цивилизационная принадлежность, оценка их нравственного облика (16).  

Для испанцев, 80% которых считают себя католиками, признание духовного родства исключительно важно и составляет основу для зарождения симпатии. В формировании образа Российской Федерации в Испании религиозный фактор играет двойственную роль. 

С одной стороны, принадлежность России к «христианской цивилизации» имеет в их глазах существенные преимущества перед другими, в частности, мусульманскими государствами.

С другой стороны, наша страна – наследница православной традиции, которая «отягощена» возлагаемой на нее католиками виной в великом расколе. Испанцы осведомлены о напряженных отношениях между Ватиканом и Русской Православной Церковью (РПЦ). Вплоть до 60-х годов ХХ в. оставалась в силе взаимная анафема.**

При этом католики, следуя линии, выработанной II Ватиканским Собором (1962-1965 гг.), в значительно большей степени открыты к налаживанию диалога с православными, чем православные к диалогу с католиками. Это обстоятельство в определенной мере препятствует созданию положительного образа России в массе испанских верующих.

В официальных документах, печатных и электронных изданиях главного религиозного органа страны, – так называемой  Конференции испанских епископов, трудно найти материалы, специально посвященные России, во многом из-за опасения усугубить и без того сложную ситуацию в диалоге католической церкви с РПЦ. В действительности же сближение происходит: по инициативе испанских священников создано испанское, а затем и международное католическое общество «Друзей России», действует приход в г. Пушкин (Царское Село) (17) . 

 

В восприятии России многими католиками, посещавшими нашу страну, также прослеживается известная двойственность: с одной стороны, Россия считается глубоко религиозным государством, с другой –  «чистым  листом» для миссионерства и христианской проповеди.

Такую двойственность можно считать одной из характерных и устойчивых черт подхода испанских католиков к нашей стране, проявляющуюся в восприятии ее как христианской, так  и антихристианской, «большевистской» одновременно. В зависимости от ситуации в сознании испанцев всплывает нужный образ. Сейчас становится актуальным и новый, негативный имидж – имидж посткоммунистической  России как «внехристианской» страны, власти которой пытаются возродить «советскую империю» (18).

 

Несмотря на то, что “высшие” (христианские) духовно-нравственные ценности  в католицизме и православии в основном совпадают, для современных испанских католиков неприемлема ни традиционная нацеленность православной церкви на тесный союз с государством, ни умаление в ней личности, ни фактическое отсутствие интереса к социальной этике. При этом наиболее важные «несостыковки» в системах ценностей двух стран прослеживаются в различном отношении к базовым (в понимании западного человека) гражданским ценностям, а именно демократии, правам и свободам личности (19).  

Важной особенностью современного испанского католического сознания является отождествление демократии и прав человека с христианскими ценностями.

Для РПЦ, напротив, секулярный гуманизм видится не союзником, а, напротив,  главным врагом. Кроме того,  для большинства наших соотечественников многие демократические права и свободы пока не представляются значимой ценностью, в связи с чем  наблюдается значительное расхождение между испанским пониманием российской действительности и российским отношением к ней.

Если бы демократические права и свободы ценились и соблюдались в России в соответствии с ожиданиями испанцев, это не только улучшило бы отношение к нашей стране, но и усилило бы в их восприятии христианский образ России.

 

 

5. Внешняя политика России в интерпретации испанских политиков и СМИ

Значимость внешней политики для формирования образа России в Испании трудно переоценить. Именно внешнеполитическая деятельность является своеобразной визитной карточкой страны и проецирует происходящие в ней внутренние процессы на международный уровень. Повышенный интерес испанского общества обычно вызывают такие внешнеполитические сюжеты как встречи в верхах, визиты государственных деятелей, подписания двусторонних и многосторонних соглашений и пр. Так, например, большое внимание испанской общественности привлекли визиты  президента РФ В.В. Путина в Испанию, короля Испании Хуана Карлоса в Россию, а также встречи и переговоры в рамках диалога Россия-ЕС.


На официальном уровне отношения России с Испанией (и шире – с Евросоюзом) носят дружественный характер, и испанские правящие элиты рассматривают  нашу страну как стратегического партнера Объединенной Европы. По мнению председателя правительства Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, «стратегический альянс между Евросоюзом и Россией служит интересам обеих сторон»… и совершенно необходим для того, чтобы "охватить все международные вопросы современности и эффективно отвечать на серьезные вызовы, которые стоят перед нами на мировой арене» (20) .

Министр иностранных дел и сотрудничества Мигель Анхель Моратинос подчеркивал, что «Россия не только стратегический партнер ЕС, но и его сосед» (21) .

Официальной позиции не противоречат и некоторые научные концепции, обосновывающие неизбежность альянса Евросоюза и России ввиду совпадения их стратегических интересов. Учитывая размеры, богатства недр, человеческий и научный потенциал России, «было бы разумным иметь такого союзника. Будущее Европы в значительной мере зависит от того, как сложатся ее отношения с самой большой страной мира», считает, в частности, профессор Автономного Университета Мадрида А. Самора (22).

 

Однако, несмотря на совпадение мнений различных представителей испанского общества относительно необходимости стратегического партнерства с Россией, по конкретным внешнеполитическим сюжетам могут наблюдаться существенные расхождения. Так, если Х.Л. Родригес Сапатеро поддержал решение Кремля о приглашении Хамас для переговоров в Москву, то в испанской прессе этот шаг был назван ошибкой (23), и таких примеров немало. Общая тенденция формирования в испанском общественном мнении образа внешней политики России в значительной степени определяется имиджем российской власти и отмечена неприятием отдельных аспектов внутренней политики В. Путина и непониманием его противоречивого, по мнению испанцев, внешнеполитического курса (24).

Внешняя политика современной России достаточно критично воспринимается испанскими политологами и международниками, которые усматривают большую брешь между словами и делами Кремля (25). Наступательный тон российских дипломатов, чиновников и государственных деятелей, оправдываемый ими необходимостью защиты национальных интересов, камуфлирует, по мнению многих наблюдателей, корыстные интересы Кремля и ассоциированных с ним крупных российских госкорпораций. Поведение России на международной арене трактуется большинством испанцев как ее претензии на возвращение в мировую политику в качестве сверхдержавы. Негативные комментарии сопровождают действия властных элит России, направленные на достижение статуса энергетической супердержавы (26) и крупного игрока на рынке современных вооружений.

 

Особую озабоченность аналитиков вызывает постимперский синдром России, выражающийся, по их мнению, в попытках удержать в своей орбите страны бывшего СССР с помощью угроз и политического шантажа.
Согласно проведенному опросу, лишь 38 %  его участников готовы рассматривать сегодня Россию в качестве державы мирового влияния, тогда как 62 %  рассматривают ее скорее как развивающееся государство регионального значения. Потеря нашей страной былого могущества воспринимается многими испанцами как положительный момент. Но характерно, что количество респондентов с негативным восприятием российского внешнеполитического курса в целом совпадает с таким же количеством позитивных оценок. Большое значение придается респондентами встречам руководителей стран на высшем уровне, в частности, визиту Президента РФ В.В. Путина в феврале 2006 г. в Испанию  и его встрече с королем Испании Хуаном Карлосом во время частного визита монарха в Россию в августе 2006 г. Именно такие мероприятия 80 % испанцев считают наиболее полезными для улучшения странового имиджа и внешнеполитического климата. В то же время половина опрошенных считает, что существенный рывок в двустороннем сотрудничестве не может быть достигнут в ближайшем будущем из-за отсутствия прочного фундамента для такого сотрудничества, и только 16 % респондентов рассматривают в качестве такового сотрудничество в области борьбы с терроризмом.

 

Главным субъектом внешней политики России аналитики и респонденты считают Президента РФ, решающее влияние на принятие внешнеполитических решений, по их мнению, оказывают также крупные экономические структуры и спецслужбы страны, а МИДу принадлежит лишь функция исполнителя воли президента, личность которого, его действия, поступки и заявления являются частыми сюжетами  испанских СМИ. Растущее внимание в последнее время уделяется внешнеполитическому влиянию государственных монополий, в первую очередь Газпрому, применяющему, по общему мнению, невиданные методы давления на контрагентов при помощи манипулирования ценами на энергоносители.

Согласно оценкам испанской печати и аналитиков, характерными чертами современного внешнеполитического курса России считаются растущие проявления национализма  (антиамериканская риторика в рамках доктрины «суверенной демократии»); прагматизм и корысть; противоречие между декларациями и действиями; отсутствие реальных позитивных прорывов на конкретных направлениях. Критику испанской прессы вызывают такие действия Кремля как поставки оружия Ирану, Сирии и Индонезии, приглашение представителей «Хамас» в Москву, поддержка режимов в Иране, Белоруссии, Северной Корее, политика на постсоветском пространстве;  а также позиция России в  отношении  совместных усилий США и Европы по предотвращению разработки Ираном ядерного оружия (27).

В отношениях Российской Федерации со странами постсоветского пространства внимание было привлечено к газовому торгу с Украиной, Белоруссией, Молдовой и Туркменией, в котором, по мнению испанских наблюдателей, Россия позиционировала себя в качестве энергетической сверхдержавы, «винному» конфликту с Молдовой и особенно осеннему противостоянию с  Грузией, названному в испанской прессе «репрессивной эскаладой». Наиболее резкие оценки внешнеполитической стратегии Кремля были отмечены именно в период российско-грузинского конфликта. Тем не менее, надо признать – все   перечисленные проблемы находятся на периферии общественного внимания в Испании, что подтверждают результаты проведенного в рамках настоящего исследования опроса. Исключение составляют темы, затрагивающие жизненно важные интересы самих испанцев.

 

Таковыми являются отношения России с Испанией в рамках ЕС  (28) и политика Кремля в энергетической и торгово-экономической сферах. Испанская пресса акцентирует внимание на  усложнении российскими властями условий для западных инвесторов в стратегических отраслях экономики, выражает опасения в связи с возможной ренационализацией энергетических предприятий, пересмотром условий ранее заключенных контрактов, отбором лицензий под предлогом нарушений экологического законодательства, комментирует появившиеся слухи о возможном невыполнении Россией своих экспортных обязательств по газу в 2007 г.

 

Испанская пресса не обошла вниманием и встречу европейских лидеров, включая испанского, в Лахти, дав критическую оценку как российскому участнику, «любимой тактикой которого является атака в качестве  защиты», так и европейским лидерам (29).

 Газета «El País» квалифицировала встречу глав государств и правительств европейских стран в Финляндии «концом идиллии с постсоветской Россией» (30).

Недовольство Мадрида вызвала, в частности, отповедь российского президента в ответ на упреки в недостаточной борьбе с коррупцией.

В испанские СМИ*** просочились подробности закрытого заседания руководства Евросоюза и лидеров стран – членов ЕС, договаривавшихся призвать к ответу «хозяина трубы» на встрече в Лахти.  Именно Х. Л. Родригес Сапатеро и его польский коллега перед встречей в Финляндии призывали представителей других стран к выработке общей стратегии противостояния российскому президенту в целях ослабления энергетической зависимости от России (31).

По свидетельству газеты «El Mundo», европейцы предполагали просить В. Путина «избегать использования природных богатств в политических целях» (32). Х.Л. Родригес Сапатеро также высказался за то, чтобы Евросоюз занял консолидированную  позицию «по вопросам состояния демократии в России и агрессивных действий в отношении Украины и Грузии». Однако отсутствие единства в ЕС позволило, по мнению журналиста Хуана Альваро (агентство «Интервью»), В. Путину перейти в  наступление и «поставить на место» Испанию, приведя в изумление председателя испанского правительства (33).

Критику испанской прессы вызывает отказ Москвы ратифицировать в его нынешнем виде Договор к Энергетической хартии 1994 г. и подписать дополнительный транзитный протокол.

Большое внимание уделяется перспективам подписания нового соглашения о сотрудничестве между Евросоюзом и Россией взамен действующего ныне Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (34) , срок которого истекает 1 декабря 2007 г. Страны ЕС, включая Испанию, хотели бы заручиться гарантиями бесперебойных поставок из России газа и нефти, подчеркивала газета «El País»(35) .

Особые надежды в Испании возлагались на XVIII саммит Россия-ЕС, однако ввиду демарша Польши начало переговоров о новом рамочном соглашении было отложено, а повестка дня в срочном порядке изменена. Состоявшийся 24 ноября 2006 г. саммит не изменил сложившуюся ситуацию и был назван в испанской прессе «объявленным провалом» (36).

В этой связи аналитики предсказывают возможную корректировку позиции Испании в свете новых поворотов в отношениях Россия-ЕС. При этом курс на стратегическое партнерство должен сохраняться, несмотря на общественное мнение,  складывающееся в последнее время не в пользу Москвы.

Ноябрьский саммит, по замечанию газеты «El País» (37) , «не мог состояться в более неблагоприятный для России момент»****, что почти зеркально повторило негативный информационный фон встречи в Лахти, накануне которой произошло убийство А. Политковской, также вызвавшее множество откликов в испанском обществе. Не случайно во властных структурах России было высказано предположение о проведении в жизнь «хорошо отрежиссированного плана по последовательной дискредитации РФ и ее руководителя» (38).

 

6. Заключение.
Образ Российской Федерации в восприятии испанского общества находится в процессе формирования и подвержен изменениям, в том числе – конъюнктурного характера. Имидж сверхдержавы, характерный для Советского Союза, ушел в прошлое и сменился все еще не вполне устоявшимся ( и не всегда определенным) образом новой России. В силу множества объективных и субъективных причин этот образ несет в себе значительный негативный заряд, что находит свое проявление в критических взглядах на Россию со стороны представителей политических и деловых элит Испании, а также средств массовой информации и широкой общественности. Безусловно, данное обстоятельство мешает поступательному и динамичному развитию российско-испанских торгово-экономических, политических и гуманитарных связей, тормозит двусторонние отношения. Это тем более досадно, поскольку существуют базовые взаимные интересы и потребности существенного расширения взаимовыгодных обменов практически во всех областях общественной жизни двух государств.

Проведенный анализ показал, что среди наиболее значимых факторов, влияющих на формирование имиджа новой России и отношения к ней в Испании, можно назвать ценностные ориентации, которые у двух народов (россиян и испанцев) существенно различаются. В основе этих различий лежат ярко выраженные особенности историко-культурного и религиозного характера, а также разница в геополитическом и геоэкономическом положении Российской Федерации и Королевства Испании.

В результате общая тенденция восприятия нашей страны испанцами в целом критична. Россия имеет имидж авторитарной, бюрократической, коррупционной, мафиозной страны с нарастающими националистическими тенденциями во внешней и внутренней политике, крупной державы регионального значения с претензиями на мировое лидерство, с громадным энергетическим потенциалом, используемым российскими властными элитами в  корыстных политических целях. Неспособность Евросоюза сократить энергетическую зависимость от России и добиться более выгодных для европейских стран условий поставок энергоресурсов, компромиссы лидеров ЕС с российской властью зачастую критично толкуются общественностью Испании. Одни и те же события нередко прямо противоположно трактуются в российских средствах массовой информации и  с существенным отличием комментируются на государственном уровне.
Критичность оценок испанцев варьируется в зависимости от уровня информированности. Наиболее лояльную позицию по отношению к России занимают ответственные представители правительственных,  государственных структур, затем следуют журналисты, аналитики. Наибольшая свобода самовыражения присуща пользователям Интернета.

В целом вокруг международного имиджа России в Испании сложилась непростая ситуация, которая требует от российских властей и заинтересованных структур а) постоянного мониторинга и б) формирования и активного продвижения позитивного образа нашей страны, основанного на новых реалиях нового государства.

 

Примечания

 

1.Paul Isbell y Alfredo Arahuetes. Oportunidades y riesgos para la economía española. - Política exterior. Madrid, мarzo-abril 2005, N 104, p. 145-157.
2.Francesc Serra y Massansalvador. Rusia, la otra potencia europea. Barcelona, 2005; «El País», 2.02.2006.
3. «El País», 8.02.2006.
4. Ibid., 15, 16.05.2006
5. http://www.actualidad.terra.es/
6. http://abc.es/abc/pg060209/prensa/noticias/nacional/
7. http://www.vedomosti.ru/newspaper/print.shtml?2006/12/04117004/
8.Ministerio de industria, turismo y comercio. "El Plan para recuperar la competitividad y estimular la internacionalización de la empresa española" - http://www.mityc.es/ 
9.http://www.abc.es/abc/pg060208/actualidad/internacional/
10.См, например, работы Карлоса Тайбо (Carlos Taibo),  Франсеска Серра (Francesc Serra), блоги http://salsarusa.blogspot.com/, http://amibola.blogspot.com/
* В частности, взятие и гибель заложников в театральном комплексе на Дубровке и в г. Беслане, арест и судебный процесс главы компании ЮКОС М. Ходорковского, убийство журналиста «Новой газеты» А. Политковской и др.

11.«Putin en España». – «ABC», 08.02.2006.12. E. Alvarado Pérez. Las libertades en la Rusia de Pútin. – «Pueblos», 2004, N 12 (especial sobre derechos humanos).13.G. Ezkurdia Arteaga. Chechenia:despropositos, zindanas y zachistkas. – http://www.revistapueblos.org/article/ 14. http://almadormida.blogspot.comhttp://actualidad.terra.es/for/ ; http://spanish.safe-democracy.org/; http://www.magdabandera/com/15 Современная имиджелогия как раз и определяет понятие «имидж» как «оценочный образ», возникший в процессе «соотнесения с собственной системой ценностей», в результате чего возникает эмоциональное или рациональное отношение к объекту и  мнение о нем. // А.Ю. Панасюк. Формирование имиджа. М., 2006, с. 26; R. Calduch Cervera. Cultura y civilización en la sociedad internacional. Madrid, 2005.
 16. См. Salustiano del Campo, Juan M. Camacho. La opinión pública española y la política exterior. Instituto de Cuestiones Internacionales y Política Exterior. Informe INCIPE. Madrid, 2003.
** Православные в России и сейчас под страхом отлучения от церкви не имеют права на совместную с католиками молитву.  
17. См. подробнее: http://sacerdotesrusia.blogspot.com/   
18. Об этом часто пишет, в частности, «ABC», наиболее популярная газета среди испанских католиков. 
19. Среди них свобода слова и возможность свободного голосования в условиях многопартийности представляется испанцам особенно важной. См. об этом: CIS. Estudio N 2401. 25 años después. Diciembre 2000.- http://www.cis.es/ 
20. Интервью председателя правительства Испании Хосе Родригеса Сапатеро газете «Коммерсант», 7.02.2006.
21. Declaraciones semanales del Ministro. Semana 31.08-7.09.2006. – http://www.mae.es/  
22. «El Mundo», 30.09.2006.
23. «АВС», 12.02.2006.
24. «Российский президент является, возможно, одним из наименее привлекательных и наиболее опасных  персонажей международной панорамы, т.к. является главой государства с правом вето в ООН, ядерным оружием, с интересами в наиболее уязвимых зонах мира, главой энергетического конгломерата», - замечает в своем блоге «Значение Путина» журналист Ф. Урбанеха. (http://www.20minutos.es/blogs_opinion/)
25. «Агрессивная политика Путина, и не только в энергетической области, ставит под сомнение искренность его отношения к европейским лидерам», - пишет Е. Сарторель в исследовании, которое называется «Россия-ЕС: агрессивность Путина». – http://www.equilibri.net/
26. «Возможно, наступит день, когда Россия ограничится ролью страны, через которую будет осуществляться транзит газа по сделкам между странами Европы и Азии, без претензий на монополию на весь газ, который транспортируется по ее территории», выражает свое мнение корреспондент газеты «Паис» Пилар Бонет, известная своим критическим настроем по отношению к российским властям. («El País», 24.11.2006.).
27. Подробнее см. работы проф. Университета Валенсии А. Андреса Санчеса, проф. Х. Де Андреса Санса и др. (http//:www.realinstitutoelcano.org/), аналитические обзоры в испанской прессе  (http//:www.almendron.com/; http//:www.usm.es/)
28. Возможные сценарии развития отношений Россия-ЕС представлены в фундаментальном исследовании Франсеска  Серра «Rusia, la otra potencia europea», Barcelona, 2005, pp. 265-279.
29. Conferencia de prensa del Presidente del Gobierno después de la reunión del Consejo Europeo. Lahti (Finlandia), viernes,20 de octubre de2006. - http://www.la-moncloa.es/ 
30.«EL País», 22.10.2006.
*** Еженедельный журнал «Interviú», журналисты которого «нашли» отчеты прошедшей встречи в Лахти в мусорных баках МИД и передали для публикации в ежедневную газету «El País».
31.«El País», 10.11.2006.
32. «El Mundo», 14.11.2006.
33. «Interviú», 6.11.2006.
34. Подписан в 1994 г., вступил в силу в декабре 1997 г., срок действия – 10 лет.
35. «El País», 14.11.2006.
36. http://www.20minutos.es/, 24.11.2006.
37. «El País», 25.11.2006.
**** История с отравлением бывшего сотрудника ФСБ А. Литвиненко, обстоятельствами его смерти в день начала саммита и предсмертным письмом с обвинениями в адрес В. Путина, вышедшая на первые полосы  испанской прессы и затмившая освещение саммита Россия-ЕС.
 38. «Коммерсант»,  24.11.2006.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005