ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

Б.И. Коваль

Социально-этические факторы восприятия России в Латинской Америке
(экспертная оценка)

 

 

      Образ постсоветской России еще находится в стадии своего формирования как в мировоззрении самих россиян, так и в восприятии народов других стран. Многое еще не устоялось. Новое с трудом преодолевает традиции недавнего прошлого, встречает на своем пути вызовы глобализации, и информационные противодействия со стороны «третьих сил». Гражданский имидж России в этих условиях чаще всего рассматривается как сопутствующий элемент геополитики и развития мирового рынка. Отечественная имиджелогия главное внимание уделяет практическим технологиям самопрезентации национального облика и целенаправленной суггест-коммуникации по адресу зарубежной общественности. К сожалению, в самой России отношение к своему имиджу строится преимущественно как явлению политическому, а не духовно-нравственному.

 

     В основу ставится внешний государственный интерес. Состояние «народного духа» и благосостояние нации остаются на периферии политической пропаганды. Российские средства массовой информации заполнены крайне негативным материалом о взрывах, насилии, криминальных событиях, коррупции и т.п., что порождает у населения чувство разочарования, усталости и страха за свою безопасность, неверие в способность государства и правоохранительных органов навести порядок. Эти обстоятельства прямо воздействуют на формирование имиджа России и в зарубежных странах,  в том числе, разумеется, в Латинской Америке. С сожалением приходится констатировать, что в целом образ России еще далек от желаемого идеала, хотя в основе более или менее адекватно отражает действительность.

 

    Тем не мене, целостного образа еще не сложилось. Существует целый веер различных и даже противоположных мнений и представлений субъективного характера. Имидж в отличие от первообраза всегда есть субъективное восприятие, даже ощущение, иногда почти бессознательное, или чисто подражательное. Большинство простых людей вообще не имеют достаточного представления о России, питаются слухами и домыслами. Политикой эти группы  вообще не интересуются. Анализ социологических публикаций и материалов латиноамериканской прессы позволяет выделить ряд общих черт и некоторые национальные особенности восприятия образа современного российского общества и государства. 

 

    К числу наиболее важных характеристик можно отнести следующие:
1) объем и качество образного восприятия России, как и любой другой страны, определяются социальным статусом и уровнем культуры реципиента. Человек, профессионально занимающийся политикой, бизнесом, образованием, наукой и проч., естественно, интересуется вопросами международной жизни. У него складывается устойчивое представление о главных субъектах мира. Средне городские слои, грамотные рабочие, профсоюзные и другие институты гражданского общества также постоянно следят за информацией и способны самостоятельно ее оценивать.  Россия всеми этими группами в Латинской Америке в принципе воспринимается позитивно, хотя немалая часть населения (особенно «низшие слои») отождествляют Россию с Советским Союзом, или видят в ней «Империю зла». 

2) Большинство латиноамериканских граждан исповедуют католицизм и смотрят на мир глазами религиозного человека. В соответствии с социальной доктриной Ватикана сложилось устойчивое мнение о том, что государство, как писал папа Иоанн Павел II в Окружном Послании 1991 г. не может ограничиться «заботой об одной части граждан», т.е. о богатых и процветающих, и пренебречь судьбой бедного и незащищенного люда.  Расширение социального неравенства в России на фоне общего роста ее экономики воспринимается как большой грех и нарушение принципов социальной справедливости. Общее благо, по смыслу нового Катехизиса католической церкви (1992 г.), которым руководствуются верующие, «предполагает, прежде всего, уважение к личности…Власть должна предоставить то, что ему нужно, чтобы вести по-настоящему человеческую жизнь: пищу, одежду, медицинскую помощь, работу, образование и культуру…» С этих позиций католики оценивают характер всякого государства, в том числе и своего собственного. Вот почему «социальный вопрос» в структуре отношения к российской ситуации играет ведущую роль.

3) Особое значение в мировосприятии играет, естественно, исторический опыт и устойчивые психо-социальные стереотипы, а также традиции поведения «массового человека». В определенном смысле речь идет о «духе нации», их духовно-этическом  энергийном потенциале. В Латинской Америке до сих пор чрезвычайно сильны флюиды пережитых десятилетий левого радикализма коммунистического типа, романтического революционаризма в духе Хосе Марти и Че Гевары, патриотического популизма времен Ж. Варгаса и Х. Д. Перона, а также протестных народных акций под лозунгами «теологии освобождения». В массовом сознании этот опыт, как, разумеется и опыт крупных революционных взрывов и гражданских войн,  массового рабочего движения, борьбы «крестьянских лиг» за землю, студенческих выступлений, создал прочный массив глубинных стереотипов мышления и поведения. 

 

    В настоящее время этот гремучий сплав пребывает в латентном состоянии, но при любом резком повороте событий может легко и быстро выйти на поверхность политической жизни.   Во всяком случае взгляд на Россию, который в прежние годы в облике СССР активно участвовала в революционно-освободительной борьбе латиноамериканских народов, и ныне в душе простых и задавленных нуждой масс формируется под влиянием их ожиданий на продвижение к социальной справедливости и благосостоянию. Многие искренне полагают, что крен России в сторону рыночной экономики и сотрудничества с США носит временный характер, и в перспективе вновь развернется активная революционная война. Такое настроение в настоящее время подпитывается ультрарадикальной риторикой венесуэльского  президента Уго Чавеса и других лидеров так называемого «левого поворота». Сам Чавес демонстрирует преданность «делу Фиделя» и стремления развивать военное сотрудничество с Российской Федерацией. Это линия одних радует, других пугает, порождая противоречивые оценки России и ее политики.


4) Огромное воздействие на общественное мнение Латинской Америки традиционно оказывают США и их средства массовой информации. Богатый по содержанию, объективной по форме и хорошо организованный поток телевизионных и радио передач из США вызывает доверие и интерес широких слоев населения, формируя устойчивые суждения о мировом развитии.   Особое внимание американские СМИ уделяют проблемам демократии, выставляя США в качестве главного гаранта ее защиты в мире.  Россия, напротив, обвиняется в нарушении прав человека, продолжении войны в Чечне, неспособности обеспечить надлежащую общественную безопасность,  попустительстве ксенофобии и.т.п. Латинская Америка крайне болезненно реагирует на все эти проблемы и потому смотрит на Россию с недоверием и даже осуждением.


5) Следует иметь ввиду и то, что во многих странах легально действуют всякого рода реакционные партии и организации, издаются профашистские и ультра-экстремистские издания, которые разжигают ненависть к России, клевещут на нашу историю и обвиняют государство в гегемонистских и экспансионистских намерениях по отношению к Латинской Америке. Даже самые выгодные для нас экономические контракты и соглашения с Россией рассматриваются как вредоносные и опасные. Определенная часть публики подпадает под влияние такой антироссийской пропаганды. 


6) Психо-ментальное состояние «массового человека» в Латинской Америке, как, впрочем, и других стран, обычно пропитано чувством так наз. ressentiment, т.е. отравлено флюидами обиды, зависти, разочарования, злобы на процветание других и бессилия изменить собственную судьбу. Такого рода настроения играли немаловажную роль в истории крупных социальных движений, особенно популистского характера, повстанческих акций против диктаторских режимов и засилья США. Эта традиция еще сохраняется, но раздраженное настроение пока не выливается в активное действие. Тем не менее, постепенно набирает силу антиглобалистское (альтер-глобалистское) движение омлодежи. К общему чувству ressentiment  за последние годы прибавился новый элемент, а именнно раздражение и обида по адресу России, коорая де отказалась от борьбы с империализмом,  вошла с ним в сговор и думает лишь о собственном процветании, оставив народ Латинской Америки на произвол судьбы. Участие России в «клубе 8» крупнейших держав оцениваются именно с таких позиций. 


7) Гражданское общество в странах Латинской Америки крайне болезненно реагирует на засилье наркомафии, безудержную коррупцию чиновников, слияние бизнеса и власти, а также на преступность и наркоманию. Виновником этих негативных явлений всегда считается государство. Когда информация о подобных фактах приходит из России, то сразу возникает образ порочного и слабого государственного устройства. В случае более или менее жестких санкций по обеспечению правопорядка тут же раздаются голоса о восстановлении в России «полицейского государства» Важно подчеркнуть, что при этом, в массовом сознании инстинктивно складываются как бы два имиджа России. Один – позитивный, основанный на признании высоких качеств народа, миролюбии и гостеприиместве  россиян, их устремленности к добру и солидарности, а также уважении к  культуре и истории, страны. Другой – негативный, критически оценивающий современное российское государство, его несовершенство и безразличие к нуждам простых людей, милитаризацию экономики, диктат чиновников и связанных с властью теневых бизнес-структур. Такое раздвоение образа носит универсальный характер: всегда и везде народы относятся друг к другу искреннее и дружелюбнее, чем к своим или чужим государственным структурам и их деятельности.


8) Огромное значение в общем мировоззрении гражданского населения Латинской Америки имеют такие экзистенциальные аспекты жизни, как уважение  личности, семейные ценности, нравственные добродетели христианского образца, солидарность в борьбе за выживание. Эти же качества присущи и россиянам, что естественным образом сближает наши народы. Информации, посвященной этим вопросам, явно не хватает ни самим россиянам, ни нашим зарубежным симпатизантам. К сожалению, уже ряд лет не действуют дома дружбы, культурные российские центры, редко проводятся концерты наших мастеров культуры и т.д. В итоге имидж России складывается стихийно и сумбурно на основе во многом случайных обстоятельств. Российская диаспора разобщена и лишь в некоторых странах (Аргентина, Парагвай, Бразилия, Мексика, Куба) еще действуют ее «осколки». Связи соотечественников с Россией крайне затруднены. Известно, что интерес и симпатия друг к другу строятся на основе взаимности. Можно сказать, что как мы, россияне относимся к Латинской Америке, так и ее народы относятся к нам.


9) Имидж России – категория сложная и динамическая. Впечатление о стране и ее народе может меняться в зависимости от  ситуации и политических приоритетов. К сожалению, сегодня отношение к России пропитано противоречивыми тенденциями в диапазоне от уважения до отрицания и даже осуждения.   Если мы стремимся улучшить свой имидж, то необходимо выполнить три обязательных условия:

Первое связано с реальными шагами по улучшению жизни самих россиян, повышению уровня и качества социального бытия, сокращению зоны бедности и нищеты, развитию демократии и гражданского общества.  Эта задача решается не в одночасье и требует больших усилий и немало времени.

Второе заключается в скорейшем расширении целенаправленной суггест-информации по пропаганде лучших достижений в развитии отечественной экономики и внешнеполитической линии на международное сотрудничество, борьбу против терроризма, коррупции и других негативных явлений. 

Третье условие, о котором часто забывают, требует обязательного и добросовестного учета тех критических и даже негативных моментов, которые обнаруживаются при анализе внешнего имиджа  России в зарубежных странах. Разумеется, крайне неприятно выслушивать отрицательные мнения, но лучше знать правду, чем довольствоваться самообольщением. Если мы умно и взвешенно отнесемся к этим трем факторам, то имидж России неизбежно приобретет новый и по-настоящему благородный характер в глазах как самих россиян, так и широкой зарубежной общественности.  

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005