|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Б.И. Коваль Социально-этические факторы восприятия России в Латинской Америке
Образ постсоветской России еще находится в стадии своего формирования как в мировоззрении самих россиян, так и в восприятии народов других стран. Многое еще не устоялось. Новое с трудом преодолевает традиции недавнего прошлого, встречает на своем пути вызовы глобализации, и информационные противодействия со стороны «третьих сил». Гражданский имидж России в этих условиях чаще всего рассматривается как сопутствующий элемент геополитики и развития мирового рынка. Отечественная имиджелогия главное внимание уделяет практическим технологиям самопрезентации национального облика и целенаправленной суггест-коммуникации по адресу зарубежной общественности. К сожалению, в самой России отношение к своему имиджу строится преимущественно как явлению политическому, а не духовно-нравственному.
В основу ставится внешний государственный интерес. Состояние «народного духа» и благосостояние нации остаются на периферии политической пропаганды. Российские средства массовой информации заполнены крайне негативным материалом о взрывах, насилии, криминальных событиях, коррупции и т.п., что порождает у населения чувство разочарования, усталости и страха за свою безопасность, неверие в способность государства и правоохранительных органов навести порядок. Эти обстоятельства прямо воздействуют на формирование имиджа России и в зарубежных странах, в том числе, разумеется, в Латинской Америке. С сожалением приходится констатировать, что в целом образ России еще далек от желаемого идеала, хотя в основе более или менее адекватно отражает действительность.
Тем не мене, целостного образа еще не сложилось. Существует целый веер различных и даже противоположных мнений и представлений субъективного характера. Имидж в отличие от первообраза всегда есть субъективное восприятие, даже ощущение, иногда почти бессознательное, или чисто подражательное. Большинство простых людей вообще не имеют достаточного представления о России, питаются слухами и домыслами. Политикой эти группы вообще не интересуются. Анализ социологических публикаций и материалов латиноамериканской прессы позволяет выделить ряд общих черт и некоторые национальные особенности восприятия образа современного российского общества и государства.
К числу наиболее важных характеристик можно отнести следующие: 2) Большинство латиноамериканских граждан исповедуют католицизм и смотрят на мир глазами религиозного человека. В соответствии с социальной доктриной Ватикана сложилось устойчивое мнение о том, что государство, как писал папа Иоанн Павел II в Окружном Послании 1991 г. не может ограничиться «заботой об одной части граждан», т.е. о богатых и процветающих, и пренебречь судьбой бедного и незащищенного люда. Расширение социального неравенства в России на фоне общего роста ее экономики воспринимается как большой грех и нарушение принципов социальной справедливости. Общее благо, по смыслу нового Катехизиса католической церкви (1992 г.), которым руководствуются верующие, «предполагает, прежде всего, уважение к личности…Власть должна предоставить то, что ему нужно, чтобы вести по-настоящему человеческую жизнь: пищу, одежду, медицинскую помощь, работу, образование и культуру…» С этих позиций католики оценивают характер всякого государства, в том числе и своего собственного. Вот почему «социальный вопрос» в структуре отношения к российской ситуации играет ведущую роль. 3) Особое значение в мировосприятии играет, естественно, исторический опыт и устойчивые психо-социальные стереотипы, а также традиции поведения «массового человека». В определенном смысле речь идет о «духе нации», их духовно-этическом энергийном потенциале. В Латинской Америке до сих пор чрезвычайно сильны флюиды пережитых десятилетий левого радикализма коммунистического типа, романтического революционаризма в духе Хосе Марти и Че Гевары, патриотического популизма времен Ж. Варгаса и Х. Д. Перона, а также протестных народных акций под лозунгами «теологии освобождения». В массовом сознании этот опыт, как, разумеется и опыт крупных революционных взрывов и гражданских войн, массового рабочего движения, борьбы «крестьянских лиг» за землю, студенческих выступлений, создал прочный массив глубинных стереотипов мышления и поведения.
В настоящее время этот гремучий сплав пребывает в латентном состоянии, но при любом резком повороте событий может легко и быстро выйти на поверхность политической жизни. Во всяком случае взгляд на Россию, который в прежние годы в облике СССР активно участвовала в революционно-освободительной борьбе латиноамериканских народов, и ныне в душе простых и задавленных нуждой масс формируется под влиянием их ожиданий на продвижение к социальной справедливости и благосостоянию. Многие искренне полагают, что крен России в сторону рыночной экономики и сотрудничества с США носит временный характер, и в перспективе вновь развернется активная революционная война. Такое настроение в настоящее время подпитывается ультрарадикальной риторикой венесуэльского президента Уго Чавеса и других лидеров так называемого «левого поворота». Сам Чавес демонстрирует преданность «делу Фиделя» и стремления развивать военное сотрудничество с Российской Федерацией. Это линия одних радует, других пугает, порождая противоречивые оценки России и ее политики.
Первое связано с реальными шагами по улучшению жизни самих россиян, повышению уровня и качества социального бытия, сокращению зоны бедности и нищеты, развитию демократии и гражданского общества. Эта задача решается не в одночасье и требует больших усилий и немало времени. Второе заключается в скорейшем расширении целенаправленной суггест-информации по пропаганде лучших достижений в развитии отечественной экономики и внешнеполитической линии на международное сотрудничество, борьбу против терроризма, коррупции и других негативных явлений. Третье условие, о котором часто забывают, требует обязательного и добросовестного учета тех критических и даже негативных моментов, которые обнаруживаются при анализе внешнего имиджа России в зарубежных странах. Разумеется, крайне неприятно выслушивать отрицательные мнения, но лучше знать правду, чем довольствоваться самообольщением. Если мы умно и взвешенно отнесемся к этим трем факторам, то имидж России неизбежно приобретет новый и по-настоящему благородный характер в глазах как самих россиян, так и широкой зарубежной общественности. |