|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о научно-исследовательском проекте
Проект выполняется Центром иберийских исследований под руководством к.и.н. Яковлева П.П. Авториский коллектив: к.э.н. Ермольева Э.Г., к.и.н. Коваль Т.Б., асп. Куракина А.А., к.э.н. Мазин А.В., к.э.н. Синельщикова И.Г., к.и.н. Яковлева Н.М. Период реализации проекта: 2006-2008 гг.
Актуальность темы. В связи с репутационным уроном, который постиг Россию в последние годы, перед научным сообществом стоит задача разработки концепции формирования и продвижения позитивного имиджа России. С этой целью становится необходимым изучение существующего образа нашей страны за рубежом. Предметом данного исследования являются иберийские страны - Испания и Португалия, представляющие весомый интерес для внешней политики и экономики России, являясь важными партнерами, особенно в контексте политических и экономических взаимоотношений России с объединенной Европой. Однако в силу исторической традиции и ряда новых явлений последних десятилетий (в том числе "наплыва" в Испанию и Португалию мигрантов из стран бывшего Советского Союза и так называемых "новых русских"), в элитарных кругах и общественном мнении этих стран сложился в значительной степени негативный образ России и "русских", к которым нередко причисляют всех выходцев из республик бывшего СССР. Свой вклад в формирование искаженного образа нашей страны вносят отдельные исследовательские центры и СМИ, делающие акцент на отрицательных сторонах российской действительности. Данные обстоятельства наносят серьезный вред имиджу РФ, служат препятствием на пути дальнейшего расширения взаимовыгодных российско-иберийских связей. Все это определяет особую актуальность исследования сложившегося образа современной России в сознании политической, деловой и культурной элиты, а также в общественном мнении Испании и Португалии. Целью данного проекта служит выявление механизмов формирования этого образа и определение наиболее эффективных средств и методов повышения престижа РФ и продвижения ее позитивного имиджа в иберийских странах. а) изучение существующего образа современной России, его основных черт и особенностей в политических, деловых и культурных элитах, общественном мнении и СМИ; б) определение основных механизмов формирования отношения испанцев и португальцев к России, анализ динамики общественного мнения; в) разработка целостной концепции продвижения позитивного образа России в иберийских странах. Новизна поставленной задачи. Ни в отечественной, ни в зарубежной науке не проводилось специальных исследований восприятия образа России в иберийских странах. Свидетельство тому - полное отсутствие специальных исследовательских работ, посвященных данной теме. Предлагаемый проект призван восполнить имеющийся пробел. В то же время коллектив исполнителей в своей работе будет опираться на труды российских и зарубежных специалистов по проблемам иберийских стран. Особое значение для целей и задач исследования имеют труды отечественных социологов, глубоко разработавших многие общетеоретические вопросы, без учета которых невозможно на должном уровне осуществить предлагаемый проект. Большую роль для коллектива исполнителей играют исследования в области элитологии. Среди современных испанских элитологов выделяется Р. Тамамес, написавший книгу "Финансовая олигархия в Испании", представляющую для данного проекта очевидный интерес. К особой группе исследований относятся совместные работы отечественных авторов с известным испанским социологом М. Кастельсом (1). Изучение общественного мнения в Испании получило заметное развитие в последние 10-15 лет. Существуют различные социологические центры, регулярно проводящие массовые опросы по широкому кругу проблем. В частности, можно отметить работу известного специалиста А. де Мигеля, под руководством которого было выпущено пять томов своего рода энциклопедии общественного мнения по социально-политической проблематике (Fundacion FOESSA). Среди его последних работ важно отметить "Las mentalidades de los espanoles a comienzos del siglo XXI", исследовающую общественное сознание испанцев в начале нынешнего века (2). Однако специальных исследований конкретно по образу России и "русских" в сознании испанцев до сих пор не проводилось. Изучение общественного мнения предусматривает использование социологических и политологических подходов и методов и опирается на анализ уже существующих данных, полученных различными научными центрами Испании и Португалии. В их числе можно отметить следующие: мадридский институт международных отношений INCIPE, социологические центры - Centro de Investigaciones Sociologicos (CIS); Centro de la realidad social (CIRES); Fundacion FOESSA, Departement de Sociologia de Universidad autonoma de Barcelona; Centro de Investigaciones sociologicos de Universidad de educacion а distancia (UNED), Universidade Autonoma de Lisboa, Universidade de Lisboa, Universidade Catolica portuguesa, Universidade de Beira Interior, Centro de Estudos de Migracoes y Minorias Etnicas (CEMME), Centro de Estudos Sociais (CES) и ряд других. Полученные этими центрами данные вписаны в различные контексты, такие как отношение к мигрантам, в том числе русского происхождения; отношение к различным странам и народам, в том числе и России и т.д. Выявление этого контекста, поиск новых данных и сопоставление результатов опросов различных социологических центров представляет собой самостоятельную задачу в рамках предложенного проекта. План работ и фактическое содержание работы в 2006 г. На 2006 год было запланировано проведение следующих работ: сбор материалов по теме проекта в печатной и электронной прессе, определение круга политической, социологической и экономической литературы, предназначенной для обработки, первичный анализ указанных материалов; разработка детального плана углубленного фокусированного полустандартизированного интервью и вопросов, включенных в опросный лист, его научная экспертиза в Институте социологии РАН и в ГУ ВШЭ; установление рабочих контактов с зарубежными коллегами и определение круга потенциальных респондентов; подготовка научно-технической базы проведения экспертного опроса; организация серии пилотажных интервью в Испании и корректировка опросника для основного интервью; участие в научном симпозиуме "15 лет демократического развития России: достижения и проблемы"; проведение полевого социологического исследования "Образ России в сознании политической, деловой и культурной элиты Испании"; подготовка аналитических материалов по итогам полевого исследования; разработка концепции российско-португальского рабочего семинара "Россия и Португалия: путь к объединенной Европе". В связи с сокращением запрошенного на проект финансирования планы, объемы работ и состав участников были внесены изменения при сохранении основных направлений и целей работы. 1. Был проведен анализ широкого круга источников: официальные правительственные документы, материалы испанских СМИ, включая Интернет, специализированная политологическая и экономическая литература. Были проведены пилотажные опросы-анкетирования испанских респондентов по Интернету среди специалистов, студентов ВУЗов и др. категорий населения. Полученные результаты проанализированы и обработаны для использования в аналитической записке "Образ России в сознании элит и общественном мнении Испании", опубликованной на сайте Института // http://www.old.ilaran.ru/?n=406. Подготовлены диаграммы и графики для аналитических материалов, запланированных на 2007 г. Проведены полу-стандартизированные интервью с испанскими предпринимателями, как работающими в России, так и приезжавшими по линии консультативного центра ИЛА РАН. Дополнительная работа по анкетированию и интервьюированию испанцев и португальцев была проведена в ходе поездки двух участников проекта на испанско-российский семинар в Мадрид и в Лиссабон. Итоги проведенной работы отражены в журнальных публикациях, аналитической записке, опубликованной на сайте ИЛА РАН.
Краткая аннотация полученных результатов. Образ Российской Федерации в восприятии испанского общества находится в процессе формирования и подвержен изменениям, в том числе - конъюнктурного характера. Имидж сверхдержавы, характерный для Советского Союза, ушел в прошлое и сменился все еще не вполне устоявшимся (и не всегда определенным) образом новой России. В силу множества объективных и субъективных причин этот образ несет в себе значительный негативный заряд, что находит свое проявление в критических взглядах на Россию со стороны представителей политических и деловых элит Испании, а также средств массовой информации и широкой общественности. Безусловно, данное обстоятельство мешает поступательному и динамичному развитию российско-испанских торгово-экономических, политических и гуманитарных связей, тормозит двусторонние отношения. Это тем более досадно, поскольку существуют базовые взаимные интересы и потребности существенного расширения взаимовыгодных обменов практически во всех областях общественной жизни двух государств. Проведенный анализ показал, что среди наиболее значимых факторов, влияющих на формирование имиджа новой России и отношения к ней в Испании, можно назвать ценностные ориентации, которые у двух народов (россиян и испанцев) существенно различаются. В основе этих различий лежат ярко выраженные особенности историко-культурного и религиозного характера, а также разница в геополитическом и геоэкономическом положении Российской Федерации и Королевства Испании. В результате общая тенденция восприятия нашей страны испанцами в целом критична. Россия имеет имидж авторитарной, бюрократической, коррупционной, мафиозной страны с нарастающими националистическими тенденциями во внешней и внутренней политике, крупной державы регионального значения с претензиями на мировое лидерство, с громадным энергетическим потенциалом, используемым российскими властными элитами в корыстных политических целях. Неспособность Евросоюза сократить энергетическую зависимость от России и добиться более выгодных для европейских стран условий поставок энергоресурсов, компромиссы лидеров ЕС с российской властью зачастую критично толкуются общественностью Испании. Одни и те же события нередко прямо противоположно трактуются в российских средствах массовой информации и с существенным отличием комментируются на государственном уровне. Критичность оценок испанцев варьируется в зависимости от уровня информированности. Наиболее лояльную позицию по отношению к России занимают ответственные представители правительственных, государственных структур, затем следуют журналисты, аналитики. Наибольшая свобода самовыражения присуща пользователям Интернета.
В целом вокруг международного имиджа России в Испании сложилась непростая ситуация, которая требует от российских властей и заинтересованных структур а) постоянного мониторинга и б) формирования и активного продвижения позитивного образа нашей страны, основанного на новых реалиях нового государства.
подготовить статью "Президентская дипломатия В. Путина и образ России в Иберийских странах"; спецвыпуск "Аналитических тетрадей" ИЛА РАН на тему "Эволюция образа России в испанском обществе"; аналитическую записку "Образ России в сознании политической, деловой и культурной элиты Португалии"; продолжить проведение опросов общественного мнения Испании и Португалии и их обработку; а также работу по созданию виртуального международного центра на официальном сайте ИЛА РАН в целях обмена информацией и проведения экспресс-опросов и интернет-конференций по теме проекта.
1 См., напр.: Кастельс М., Киселева Э. Россия и сетевое общество. // Мир России, 2000, №1; Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху // Мир России, 2001, №1; Castells M. The information age: Economy, Society and Culture. Oxford, 1997.
|