ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

ИНСТИТУТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ  РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

На правах рукописи

 

ПАНЮШКИН Михаил Александрович

 

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ  В ЭКОНОМИКЕ МЕКСИКИ

 

Специальность 08.00.14
«Мировая экономика»

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

 

Москва – 2007

 

Работа выполнена в Центре экономических исследований Института Латинской Америки РАН

 

Научные руководители:
доктор экономических наук,  профессор Л.Л. Клочковский
доктор экономических наук   А.В. Бобровников

 

Официальные оппоненты: 
доктор экономических наук,   профессор В.И. Волошин
кандидат экономических наук  Л.Н. Харитонова

 

Ведущая организация
Московский государственный  университет им. М.В. Ломоносова,
Экономический факультет

 

Защита состоится ___________________ 2007 г.  в _____ часов
на заседании диссертационного совета Д.002.032.01
Института Латинской Америки Российской академии наук
по адресу: Москва, ул. Большая Ордынка, 21.

 

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Латинской Америки РАН

 

Автореферат разослан ____________________________ 2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат экономических наук
Э.Г. Ермольева

 

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования.

Мировое хозяйство неуклонно втягивается в новую фазу развития, определяемую процессом глобализации и формированием «сетевой экономики» на основе интенсивного освоения современных технологий в области электронной промышленности, телекоммуникаций и информатики. Это создает объективные условия для движения к «новой цифровой экономике» и «информационному обществу». В 1990-е годы воздействие этих процессов ощутило подавляющее большинство государств, в частности, Мексика и другие страны с формирующимися рынками.


Многие вопросы, связанные, прежде всего, с регулированием развития информационных технологий и интернет-сети, остаются предметом острых международных дискуссий, что наглядно показали результаты четырехлетнего Всемирного совещания по проблемам информационного общества 2002-2005 гг. (1) . В этих условиях особое значение приобретает конкретная практика реализации национальных программ перехода к информационному обществу, таких как «электронная Мексика».  


Естественно, разные государства подошли к рубежу освоения современных информационных технологий с собственным «багажом». В Мексике накоплен многолетний опыт реализации специальных программ по поддержке производства компонентов электронной техники (государственное регулирование сектора макиладорас (2) ), а в последние годы – формирования рынка информационных услуг. Но достигнутые результаты очень неоднозначны: так, взрывной рост высокотехнологичного экспорта не снимает традиционной для страны проблемы технологической зависимости. Мексика производит до восьмидесяти процентов информационных продуктов латиноамериканского региона, но вынуждена ориентироваться на использование преимущественно зарубежных технологий при очень скромных инвестициях в развитие собственной научно-исследовательской и технологической базы.
Поэтому при оценке процесса модернизации в Мексике в последнее десятилетие необходим взвешенный анализ реальных достижений в освоении информационных технологий и возникающих при этом многочисленных проблем.


Предметом исследования в диссертационной работе является воздействие современных информационных технологий на развитие мексиканской экономики. Центральной задачей и целью диссертации является изучение предпосылок, особенностей развития и последствий внедрения информационных технологий в Мексике в условиях неолиберальных экономических преобразований. Исследование в основном охватывает период со второй половины 1990-х годов и связано это с тем, что именно в данный период сетевые интернет-технологии стали широко проникать на мексиканский рынок. Автор рассматривает и процесс становления электронной промышленности в Мексике за четыре десятилетия, который, по его мнению, органически связан с развитием информационных технологий в стране.


Диссертационное исследование предполагает решение ряда конкретных задач:
· оценить роль и место электронной промышленности и информационного сектора в мексиканской экономике и показать особенности его развития в условиях перехода к  новому информационному обществу;
· определить своеобразие мексиканской модели модернизации на основе приоритетного развития высокотехнологичного экспорта в контексте эволюции традиционной зоны сборочных предприятий – макиладорас – и новых возможностей в связи с развитием региональной интеграции в рамках Североамериканского договора о свободной торговле (НАФТА);
· выяснить роль прямых иностранных инвестиций в развитии сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в Мексике;
· оценить характер воздействия неолиберальных реформ на формирование условий для развития средне- и высокотехнологичного производства в Мексике;
· выявить складывающуюся структуру современного сектора электронной промышленности и информатики, оценить уровень и перспективы развития отдельных его сегментов; 
· показать роль государства в развитии ИКТ, особенности формирования электронной системы «э-Мексика»;
· рассмотреть процессы создания кластеров и развитие нового типа функционального распределения производства по стоимостным цепочкам в рамках глобального разделении труда.


Теоретическая и методологическая основа диссертации. При подготовке работы автор опирался на ряд всемирно известных концепций постиндустриального, информационного общества Д. Бэлла, Э. Тоффлера, М. Кастельса. Формирование современной кластерно-сетевой структуры сектора электронной промышленности и информатики в Мексике оценивалось в контексте известной теории конкурентных преимуществ М. Портера. Автор диссертации осмыслил взгляды на информационное общество ряда ведущих специалистов Экономической  комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна − ЭКЛА (М. Гильберт и Х. Катц (3) ) и известных мексиканских исследователей этой проблемы (С. Ордоньес,  Э. Дуссель, А Дабат, Р. Ривера, Дж. Вилки, Х. Басаве, К. Морейра, М.А. Ривера Риос, Ф. Родригес (4) ).


При изучении эволюции электронной отрасли и ее современной реконверсии были использованы концепции развития производственного сектора электронной промышленности и информатики  (ЭПИ), нового индустриального цикла (Э.Дуссель, Х. Каррильо, С.Ордоньес, А.Дабат), новой технологической парадигмы и включения мексиканских предприятий в производственные цепочки ведущих международных корпораций (Э.Дуссель, К. Унгер, М.А. Ривера Риос), формирования пространственной структуры электронных кластеров (Д. Белл, М. Албу и др.) (5) .


Особое внимание автор уделил новому включению Мексики в мирохозяйственные  связи, опираясь на разработки ряда мексиканских исследователей по проблемам нового глобального разделения труда и конкуренции Мексики со странами Юго-Восточной Азии (А. Дабат, Р. Ривера, А.Толедо (6) ). Автор учитывал интересные сравнительные исследования конкурентных преимуществ от развития производства программного обеспечения (П. Мочи (7) ) для Мексики и ряда других стран: Бразилии, Аргентины, Уругвая, Индии, Ирландии, Израиля.


При изучении пути перехода страны к информационному обществу был использован ряд современных теорий информационной экономики и «общества знания» известных отечественных специалистов в этой области: В.Л. Макарова, А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой, М.В. Грачева,  И.К. Кириченко, И.С. Онищенко, Л.Г. Мясниковой и др.; концепции «микроэлектронной революции» В.М. Давыдова и адаптационных моделей модернизации А.В. Бобровникова, аналитические разработки по проблемам  развития сектора макиладорас А.Н. Боровкова и И.К. Шереметьева а также концепция догоняющего развития В.Л. Иноземцева и модель «ловушек модернизации» В.А. Красильщикова  (8) .


Источниками статистических данных о положении в мексиканской экономике и на внутреннем рынке информатики стали публикации Национального института статистики, географии и информатики (ИНЭГИ), Центрального банка, Министерства экономики Мексики. Были использованы материалы специальных исследований Мексиканской ассоциации интернет (АМИПСИ), Ассоциации производителей информационных технологий Мексики (АМИТИ), Палаты электроники (КАНИЕТИ). Для международных сравнений привлекались материалы ЭКЛА, электронной базы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирной торговой организации (ВТО), Конференции по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), Федерального бюро статистики США. Для оценки деятельности мексиканских макиладорас использовались материалы со специализированного электронного сайта maquila.com.


Научная новизна диссертационного исследования. «Информационная революция» − явление сравнительно новое, хотя ее правомерно рассматривать как логическое продолжение процессов развития электронной техники в рамках научно-технической революции второй половины XX столетия. Впервые проблема воздействия современного этапа «микроэлектронной революции» на развитие латиноамериканских стран была рассмотрена в исследовании В.М. Давыдова.  На рубеже веков число отечественных работ по проблемам информационного общества стало возрастать в геометрической прогрессии. Но они чаще всего касались общих проблем переходного периода либо опыта ведущих технологических игроков на рынках информатики – США, стран Западной Европы, Японии и в ряде случаев − Китая, Индии, Бразилии (А.А. Дынкин, Н.И. Иванова, М.В. Грачев, И.К. Кириченко, И.С. Онищенко, В.А. Красильщиков).


Применительно к опыту большинства стран Латинской Америки такие исследования только начинаются. Проблема освоения этими государствами нового поколения информационных технологий требует углубленного и конкретного анализа. Особенно это касается Мексики, которая имеет самую крупную в регионе экспортную производственную платформу в сфере электроники. Развитие и внедрение информационных технологий в Мексике привлекает сейчас самое пристальное внимание международных экспертов.


Автор впервые в отечественной латиноамериканистике провел комплексное исследование национального сектора электронной промышленности и информатики на примере конкретной страны − Мексики. Новизна подхода автора к изучению информационного сектора Мексики определяется также следующим.


Формирование сектора информационных технологий органично связано с проблемой эволюции сектора макиладорас, в частности в электронной промышленности. Выделены основные этапы развития этого типа предприятий, показаны причины начала новой фазы их развития после первого мирового кризиса на электронных рынках (2001 г.).


Все исследование построено в контексте изучения особенностей интеграции мексиканской промышленности с международным бизнесом в сфере электроники, динамики притока инвестиций в указанную отрасль, влияния НАФТА на развитие электронных макиладорас.
Подробно и на конкретных примерах (электронного кластера Гвадалахары) рассмотрена специфика включения мексиканских предприятий в новое глобальное разделение труда и производственные цепочки по созданию стоимости.


Проведен междисциплинарный анализ особенностей воздействия информационных технологий на развитие экономики и внутреннего рынка Мексики. Показаны, в частности, очевидные преимущества и сдерживающие мотивы (включая психологию потребителя) в развитии бизнеса через электронные сети. Исследована смена поколений электронных технологий и условия их адаптации в мексиканском экономическом пространстве.
Выделены основные этапы и направления реализации государственной политики в сфере ИТ, показаны конкретная роль и перспективы реализации проекта «электронной Мексики».
Дана оценка наиболее перспективных направлений в развитии мексиканской электроники и сферы ИТ-услуг на ближайшие десятилетия. Разработаны кластеры конкурентных преимуществ Мексики по каждому из этих направлений.


Практическая значимость. Взвешенная оценка реальных достижений и узких мест в реализации проекта движения Мексики к информационному обществу может представлять интерес при разработке государственных программ РФ по освоению и развитию информационных технологий. Мексиканский опыт с многолетней историей развития производства электронных компонентов, интенсивным ростом электронной торговли и бизнеса может оказаться полезным для российских ведомств, занимающихся этими вопросами.
Материалы диссертации могут быть использованы в рамках курсов высшего профессионального образования по мировой экономике и по информатике.


Апробация диссертационной работы. Материалы и основные выводы диссертации представлены в публикациях автора, а также в докладах на конференциях «Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития» (2005) и «Ибероамериканский мир глазами молодых ученых» (2006) в ИЛА РАН.
Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании Центра экономических исследований ИЛА РАН.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение

Глава 1. Особенности становления сектора электронной промышленности и информатики (ЭПИ) в Мексике

§ 1. Проблемы освоения новых технологий в условиях перехода к информационному обществу
§ 2. Поворот от импортзамещения к стратегии неолиберальных преобразований и его воздействие на высокотехнологичный сегмент промышленности и внешней торговли
§ 3. Создание сектора электронной промышленности роль иностранного капитала и зарубежных технологий

Глава 2. Воздействие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на экономику Мексики

§ 1. «Электронное ядро» сектора ЭПИ в контексте глобального разделения труда
§2. Информационно-телекоммуникационная инфраструктура
§ 3. Развитие электронной коммерции в Мексике. 

Глава 3. Современная государственная политика и поиски новой стратегии в сфере освоения ИКТ. 

§ 1. Государственная политика информатизации 
§ 2. Мексика в поисках новой стратегии для сектора ЭПИ. 
Заключение 

Приложения

Список литературы


II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, показана методологическая и статистическая база данного исследования, его научная новизна, определяются основные цели диссертации, говорится о практическом значении полученных результатов.


В первой главе «Особенности развития информационных технологий в Мексике» рассматривается общая  концепция информационного общества, долгосрочные тенденции становления сектора электроники и информатики в Мексике и изменение условий для его развития в ходе неолиберальных преобразований.


Активное освоение ИКТ в Мексике приходится на период вступления мира в информационную эпоху, неразрывно связанную с процессами глобализации, развития сетевой инновационной экономики, или «экономики знаний». В новом информационном обществе, по мнению М. Кастельса, источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации (9) .  


В качестве основных характеристик парадигмы информационного общества мексиканские исследователи А. Дабат, С. Ордоньес и эксперты ЭКЛА М. Хильберт, Х. Катц, К. Перес выделяют (10) : органичную интеграцию информатики со средствами телекоммуникаций, что приводит к появлению нового поколения технологий − ИКТ; соединение различных электронных систем, производящих разного рода информацию (текст, статистические данные, рисунки, видеоизображения, звук), на основе универсального двоичного цифрового кода; интенсивное развитие сетевых структур в сферах экономики и государственного управления на базе использования интернета; формирование нового уровня связи между электронно-информационными и научно-образова-тельными системами, что открывает дорогу к «обществу знания».


Наиболее дискутируемый аспект в теориях перехода к информационному обществу – преодоление «цифровой бреши», что особенно важно для таких стран как Мексика. М. Кастельс пришел к выводу, что во избежание катастрофы человечеству необходимо преодолеть планетарный цифровой разрыв одним прыжком (11) . Эксперты ЭКЛА М. Хильберт и Х. Катц разработали оригинальную модель сокращения такого разрыва скачком (leap frog).


Автор диссертации приводит некоторые примеры реализации такого рода стратегии в сфере инфраструктуры (Мексика) и электронных услуг (Бразилия). Вместе с тем, он не вполне согласен с латиноамериканскими экспертами в том, что подобная модель сокращения цифровой бреши – универсальный и единственный вариант развития для всех латиноамериканских стран. Опыт Мексики демонстрирует более сложную траекторию перехода, ввиду глубокой интеграции ее экономики в глобальные производственные структуры и особенностей длительной эволюции обширной экспортной платформы сборочной электронной промышленности в этой стране.


Вместе с тем, автор разделяет ту точку зрения, что при любом варианте развития сокращение разрыва скачком не происходит спонтанно, автоматически. Это требует очень слаженных действий государства и частного капитала, что далеко не всегда достижимо как в Мексике, так  и в других развивающихся странах. Кроме того, финансовые ресурсы Мексики несопоставимы с ресурсами развитых стран, и инвестиций зачастую не хватает даже на  «пунктирное» движение по пути модернизации.


Обратившись к истории становления электронной промышленности в Мексике и воздействию неолиберальных реформ на развитие высокотехнологичного производства в стране, диссертант уделил особое внимания развитию сектора макиладорас, выделив в их развитии пять характерных этапов (фаз).


Первоначально в годы интенсивной импортзамещающей индустриализации электронная промышленность Мексики была представлена двумя группами предприятий: национальными, возникшими еще в 1940-е годы и выпускавшими потребительскую электронику, и макиладорас – филиалами ТНК, появившимися в Мексике в 50-60-е годы и осуществлявшими сборку конечной продукции из импортных частей и компонентов для последующего реэкспорта преимущественно в США.


На второй фазе после мирового энергетического кризиса 1974 г. сектор электронных и других макиладорас пережил период стагнации. На фоне интенсивного роста поставок энергоносителей в мексиканском экспорте заметно сократилась доля бытовой электроники и высокотехнологичных товаров. После глубокого финансово-экономического кризиса 1982 г. начинается третья фаза, в ходе которой качественно меняется статус макиладорас (декрет 1983 г.) и для них впервые открываются возможности поставлять часть продукции на внутренний рынок. Первая волна либерализации мексиканской экономики в 80-е годы, в частности вступление страны в ГАТТ (1986), способствовали взлету макиладорас, в том числе в сфере электроники. Большую роль сыграли специальные государственные программы по временному беспошлинному импорту сырья и оборудования для производства экспортных товаров (ПИТЕКС, 1985) и поддержки предприятий с высокой долей экспортной продукции (АЛЬТЕКС, 1987). В конце 80-х – начале 90-х годов были окончательно сняты ограничения для зарубежных инвесторов. Программа приватизации при правительстве К. Салинаса де Гортари впервые коснулась перспективного ИКТ-сегмета – сферы телекоммуникаций (Telmex).


Начало четвертой фазы в развитии сектора макиладорас примерно совпадает с мексиканским кризисом конца 1994 – 1995 гг. («эффект текилы»). Вторая волна либерализации в духе «вашингтонского консенсуса» и вступление страны в НАФТА (1994) обусловили быстрый рост иностранных инвестиций в мексиканскую экономику, которые стали, в частности,  основным фактором развития ИКТ. Экспансивный рост мексиканского промышленного и, прежде всего, высокотехнологичного экспорта, стимулировал реструктуризацию электронной промышленности сразу в нескольких направлениях. Во-первых, ускорился переход от макиладорас первого (текстильные) и второго (товары массового потребления) поколений к макиладорас третьего поколения (разработка электронного и иного оборудования). Во-вторых, инкорпорация макиладорас в глобальные производственные цепочки ведущих ТНК обусловила дальнейшее сокращение производства изделий по собственным маркам на национальных электронных предприятиях, их переход на предоставление  услуг или выпуск компонентов для зарубежных компаний. В-третьих, укрепление экспортной платформы в условиях НАФТА вынудило ряд азиатских и европейских корпораций начать перенос производства в Мексику для беспошлинного экспорта готовых изделий в США.


Опираясь на работу мексиканского исследователя Т. Рейеса Наваррете по оценке национальных счетов Мексики (12) , автор попытался  определить динамику роста того сегмента экономики страны, который потенциально можно отнести к «новой экономике». Расчеты показали, что при быстром снижении доли традиционного сектора (сельское хозяйство и добывающая промышленность) доля новой экономики к началу XXI века поднимается до 13-14% ВВП. К этому моменту электронные макиладорас становятся ядром «новой экономики» и наиболее динамичным сегментом всей обрабатывающей промышленности. На них приходилось 9,2% занятых, 10% инвестиций, 30% экспорта страны (1-ое место) и только 1% от количества всех предприятий обрабатывающей промышленности (2001 г.) (13) .


Первый кризис на международных электронных рынках 2001-2002 гг., нанесший сильный удар по мексиканскому  экспорту (особенно, полупроводников) и усиливший давление со стороны китайских экспортеров, привел к снижению конкурентоспособности мексиканской электронной промышленности. В развитии сектора макиладорас начинается новая фаза. Кризис заставил мексиканскую администрацию серьезно задуматься о перспективах развития всего сектора электронной промышленности и информатики (ЭПИ) и ускорил разработку новой стратегии развития этого сегмента экономики.


Вторая глава «Воздействие ИКТ на экономику Мексики» посвящена конкретному анализу развития основных сегментов сектора ЭПИ и оценке их влияния на производственную сферу, инфраструктуру и рыночную среду Мексики. В начале главы автор представляет общую схему национального сектора ЭПИ, отмечая неравномерность развития отдельных его сегментов.
Электронная промышленность пока остается «ядром» всего сектора ЭПИ. Страна продолжает производить и экспортировать оборудование для обработки информации, потребительскую электронику, производственную и лабораторную электронную аппаратуру, а также военное и аэрокосмическое оборудование.


В условиях глобализации производство ИКТ все больше и больше структурируется вокруг мировых производственных цепочек, создаваемых предприятиями типа «сеть» в поисках технологической ренты. Конкуренция идет не по конечным товарам, а по всем продуктам в цепи по созданию стоимости, формируемой ТНК. Это ведет к глобальному разделению труда (ГРТ), описанному Г. Гереффи (14) . Появляются устойчивые группы предприятий, занятых наукоемким производством на начальной фазе разработки и запуска в серию инновационных продуктов, производством оригинального оборудования (ПОО) и производством  продукции по оригинальным разработкам (ПОР). Вспомогательные же производства все чаще передаются предприятиям-подрядчикам, или контрактникам, в сфере производства (ПП) и услуг (ПС).


Формирование новой модели организации производственных цепочек в секторе ЭПИ Мексики рассмотрено автором на примерах ряда компаний, действующих в ведущем электронном кластере Гвадалахары, нередко  именуемом  «мексиканской  силико-
новой долиной» (15) . Именно включение Мексики в ГРТ привело к образованию электронных, а затем и ИКТ-кластеров, т.е., в понимании М. Портера, групп географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга (16) .  


В рамках электронного кластера складывается устойчивая иерархия компаний. На вершине ее − филиалы всемирно известных корпораций (в диссертации рассмотрены примеры IBM и Hewlett Packard), которые действуют как ПОО-ПОР, владеют патентами и марками, разрабатывают продукты и выступают как координаторы сети поставщиков. Их обслуживает группа фирм − глобальных подрядчиков, также контролируемых зарубежным капиталом (Solectron, Flextronics International, Jabit Circuit). Крупнейшие подрядчики ПОО-компаний и уступают последним по размерам совокупных доходов в 5-15 раз, а по норме инвестиций в научные исследования и разработки – в 15-30 раз, но фактически работают по той же схеме ПОО-ПОР. Они способны производить оригинальный базовый продукт, осуществляют трансакции глобального характера и действуют преимущественно в экономическом пространстве развитых стран. Третья группа предприятий (17)  − небольшие иностранные (например, Mexicor), реже − национальные фирмы-поставщики частей и компонентов (Maquiser), которые снабжают предприятия-подрядчики на месте производства. Для этого они имеют свои собственные склады либо размещают их на территории индустриальных парков. 


Теоретически можно предположить, что передача опыта, знаний и навыков возможна по мере продвижения мексиканского предприятия «вверх» по мировой цепочке по созданию стоимости. На деле повторяется прежняя история: местные предприятия были интегрированы корпорациями ПОО-ПОР в нижнюю часть цепи поставщиков для создания продуктов с низкой добавленной стоимостью. Затем под влиянием роста конкуренции на международных рынках в Мексику пришли глобальные субподрядчики на поставку комплектующих или работающие с ними по контракту ПП, которые начали вытеснять мексиканский капитал.


Сравнительный анализ кластеров разных поколений свидетельствует о начале их технологического обновления, что делает  необходимым срочную разработку национальной стратегии роста их производительности и конкурентоспособности. Без этого данный процесс может растянуться на многие годы и не приведет к расширению собственно мексиканского компонента в производственных цепочках ведущих производителей электроники.
Другим важнейшим сегментом сектора ЭПИ является информационная инфраструктура. ООН приводит Мексику в качестве обнадеживающего примера эффективного использования ИКТ в развивающихся странах. По развитию системы «электронного участия» населения страна занимает девятое место в мировых рейтингах, а по степени развития и сложности государственных услуг, предоставляемых онлайн – четвертое (18) .


Автор диссертации проводит детальный анализ достижений и проблем в сфере информационной инфраструктуры. Несмотря на сравнительно высокий процент пользователей интернета (16,4% населения в 2004 г.), до недавнего времени большинство из них имело в распоряжении лишь низкоскоростной модемный доступ. Ведущей на рынке остается известная корпорация TELMEX, по инициативе которой с 2005 г. начался массовый переход на широкополосный доступ к сети (его доля подскочила до 72%). В работе исследованы и альтернативные системы, обеспечивающие доступ в интернет «без прямой видимости». Крупнейший оператор на этом рынке – компания MVS, которая обслуживает 70% территории страны и установила низкие расценки на безлимитный доступ за счет использования сетей передачи данных четвертого поколения.


Из-за слабого развития кабельной инфраструктуры в стране активно развивается беспроводной доступ в сеть и мобильная телефония. Рынок сотовой связи уже охватывает 40% населения (2005 г.) и интенсивно переходит на современную технологическую платформу, соответствующую европейским стандартам. Он контролируется компанией TelCel, принадлежащей TELMEX, однако высокие тарифы делают мексиканский рынок привлекательным для зарубежных компаний сотовой связи, «наплыва» которых можно ожидать в ближайшее время. Развитие сотовой связи способствует налаживанию беспроводного доступа в интернет с переходом от низкоскоростной (GPRS) к высокоскоростной технологии (EDGE).


Гораздо хуже обстоит дело с виртуальной составляющей, насыщенностью сайтами локального интернет-сегмента. В работе показано, что динамика коммерческой его части намного опережает государственную, образовательную и др., что в обозримой перспективе может стать «узким местом» при переходе страны к информационному обществу.
И рост производства электронного оборудования, и развитие ИКТ-инфраструктуры должны отвечать интересам потребителя, содействовать развитию электронной коммерции. Автор приводит общую схему бизнес-трансакций и показывает, что наиболее развитыми сегментами остаются B2B (бизнес-бизнесу), B2C (бизнес-потребителю) и G2B (правительство-бизнес).


Интернет изначально создавался при финансовой поддержке и в интересах бизнес-сообщества, а потому сегмент B2B сохраняет приоритетное развитие. Мексика – один из трех крупнейших B2B рынков в Латинской Америке, и в ближайшем будущем его опережающий рост по сравнению с B2C сделками сохранится. В работе рассматривается успешный опыт использования электронных каналов передачи данных в бизнесе одной из крупнейших мексиканских компаний – CEMEX. К 2005 г. она продавала более 20% цемента онлайн, сумела значительно сократились затраты на ведение бухгалтерии, доставку товаров и т.п.


Трансакции B2C в Мексике используются пока меньше (2% в товарообороте, 2004 г.), хотя по опросам 55% мексиканцев с доступом в интернет приобретали товары онлайн (в Аргентине – лишь 20%). В диссертации подробно рассмотрены основные факторы, сдерживающие развитие B2C торговли, начиная с неравномерности распределения доходов, недостаточного развития электронных средств оплаты («электронные деньги»), существования неформального сектора электронной торговли и кончая психологическими факторами. Автор обобщает результаты специальных опросов АМИПСИ и ряда международных организаций и выделяет основные причины недоверия мексиканцев к электронному бизнесу B2C – опасения пересылать конфиденциальную информацию, лишиться деньги, потерять прежних партнеров и т.п.


Электронная коммерция – очень перспективное для Мексики направление. Но ее дальнейшее развитие требует решения как минимум трех задач: проведения активной социальной политики для повышения потребительского спроса, регулирования правил электронного бизнеса с западными компаниями и всемерной поддержки частному сектору в освоении интернет-технологий.


В третьей главе  «Современная государственная политика и поиски новой стратегии в сфере освоения ИКТ» рассматривается роль государства в продвижении ИКТ, действующая правительственная программа перехода Мексики к информационному обществу и вариант новой, более широкой стратегии выхода на международные рынки информационных товаров и технологий.
Мексиканская государственная политика перехода к информационному обществу «Электронная Мексика» («э-Мексика») была принята правительством В. Фокса и органической частью вошла в национальный план развития на 2001-2006 гг. Она была данью времени и появилась примерно в тот же период, что и в других странах региона, но опиралась на весь предшествующий опыт развития информационных технологий в стране.


В качестве ее непосредственного предшественника нередко рассматривается государственная закупочная сеть Компранет, созданная в 1996 г. Организация бизнес-трансакций G2B через Компранет позволила к началу следующего десятилетия заключать до 20 тыс. контрактов в год. Тем не менее, первый опыт прямого взаимодействия государственного и частного секторов с использованием интернет был не во всем удачен из-за сопротивления чиновников. 


В рамках проекта «э-Мексика» работа по созданию единого информационного пространства ведется в рамках двухкомпонентной стратегии. С одной стороны, правительство уже оборудовало 7200 общественных цифровых центров (ОЦЦ), а к 2025 г. планируется за счет развития спутниковой связи обеспечить потенциальный доступ в интернет для 98% мексиканцев. С другой стороны, общенациональный интернет-портал призван обеспечить население информацией о развитии нормативной базы государства и улучшить работу общественных и государственных служб в различных секторах сферы обслуживания.


Приоритетными на сегодняшний день остаются четыре сектора: «э-экономика», «э-образование», «э-здравоохранение» и «э-управление». Автор диссертации подробно рассматривает принципы организации работы по каждому из четырех направлений и препятствия, возникающие на пути реализации программы.


Центральная задача сегмента «э-экономика» – содействие технологической модернизации и развитию малых и средних предприятий (ПИМЕС). В программу уже вовлечено до 60 тыс. предприятий и до 70% участвующих работают непосредственно в секторе ЭПИ. Развитию этого сектора призвана способствовать и программа «Прософт», стимулирующая производство в стране программного обеспечения, которым на сегодня занято около 500 преимущественно мелких компаний. 


Основная задача сегмента «э-образование» − на всей территории страны предоставить широкий спектр современных услуг в сфере образования (в том числе дистанционного). Для этого предполагается модернизировать более чем 145 тыс. государственных школ и на базе электронных технологий провести обучение свыше 32 млн. молодых мексиканцев.


Цель создания сегмента  «э-здравоохранение» − формирование общенациональной электронной службы здравоохранения, включая развитие эффективных систем телемедицины, электронной диагностики и консультативной помощи. На этом направлении достигнуты наибольшие успехи: оцифрованы истории болезней, проведено 7,2 млн. виртуальных приемов у врачей, системой страхования госслужащих охвачено 5 млн. чел.


Наконец, «э-управление», или «правительство онлайн» призвано способствовать реформированию госслужб, повышению качества всех видов государственных услуг, развитию прямого диалога правительства с гражданским обществом, борьбе с коррупцией и недобросовестностью в государственном секторе. Параллельно правительство решает и ряд других общенациональных задач, призванных обеспечить комплексное развитие всей системы «э-Мексика»: поддерживает развитие ИКТ-инфраструктуры, обеспечивает расширение доступа к широкополосным подключениям к Интернету и использование доступных программных средств, обеспечивает подготовку  квалифицированных кадров, содействует пропаганде и внедрению информационных технологий.


Оценивать итоги реализации программы «э-Мексика» пока преждевременно, слишком мало времени прошло с момента ее «запуска». Но это уже серьезный шаг вперед на пути информатизации общества, хотя многое будет зависеть от стратегии, которую изберет в этой сфере новая администрация Р. Кальдерона.


На каждом из перечисленных направлений правительство сталкивается с немалыми трудностями. Ресурсы Фонда ПИМЕС ограничены, и он оказался способным финансировать только 43% перспективных проектов. Государство пока не способно перевести в электронный формат все виды оказываемых услуг и ограничилось 20% пользующихся наибольшим спросом у населения. Значительно сократившийся в 2002 г. уровень коррупционности за несколько лет вернулся к прежнему показателю. Развитие дистанционного обучения сдерживают недостаточная компьютерная грамотность и ограниченные возможности доступа в интернет для значительной части населения.


В конечном итоге развитие ИКТ призвано повысить конкурентоспособность мексиканской экономики, но она заметно упала после 2000 г. По оценкам Мексиканского института изучения конкурентоспособности, по уровню конкурентоспособности страна занимает 31 место среди 45 стран, включенных в рейтинг. И если по такому фактору конкурентоспособности  как «международные производственные отношения» она располагается в середине списка (благодаря интеграции в ГРТ), то по показателю «рынки, влияющие на эффективность (труда, капитала, энергии)» занимает одно из 5 худших мест в рейтинге. Это очень беспокоит мексиканское правительство, так как именно последний фактор (состояние рынка рабочей силы) традиционно обеспечивал сравнительные преимущества Мексики в международном разделении труда и стимулировал приток иностранных инвестиций. Перед государством встала проблема поиска новых источников конкурентных преимуществ.


В заключительной части диссертации автор оценивает возможности перехода к новой стратегии развития сектора ЭПИ, анализируя программу повышения конкурентоспособности до 2020 г., разработанную совместными усилиями АМИТИ, КАНИЕТИ и ряда зарубежных компаний (19) . В качестве инструмента анализа им были разработаны три схемы кластерного типа для оценки факторов повышения конкурентоспособности в электронной промышленности, производстве программного обеспечения и телекоммуникационных услугах.


Поскольку электронная промышленность сохраняет высокую конкурентоспособность, уже к 2010 г. Мексика может превратиться в одного из пяти ведущих поставщиков электроники. Тем не менее, ввиду усиливающейся конкуренции азиатских стран в более отдаленной перспективе параллельно придется, очевидно, искать более эффективную модель организации отрасли. Вариантом такой перестройки может стать формирование на базе мексиканских электронных кластеров региональной платформы для снабжения американских стран малыми сериями электронных продуктов с большим разнообразием компонентов, значительным вкладом «интеллектуального ресурса» и высокой добавленной стоимостью. Соответственно повысится роль исследовательских центров электронных кластеров.


Ограниченные возможности для развития национальной электронной промышленности неизбежно потребуют перестройки всего сектора ЭМИ. Реализация программы «Прософт», видимо, позволит национальным производителям занять свободные ниши на международных рынках программного обеспечения, в частности за счет развития мелкосерийного производства ПО, а также аутсорсинга (субподряда в области ПО). Реальна также перспектива превращения Мексики в «транспортную развязку интернета» в латиноамериканском регионе и ее перехода к работе в режиме транспортера трафика.


Кроме того,  индустрия ИКТ может стать базой для повышения конкурентоспособности многих других отраслей мексиканской экономики и, прежде всего, транспортной логистики, нефтехимии, аэрокосмической промышленности и туризма. У Мексики есть, например, возможность стать хабом логистики для американского рынка, благодаря сочетанию достаточно квалифицированной рабочей силы с невысокой оплатой труда, способности быстро реагировать на нужды экономики США, территориальной близости и расположения в одном временном поясе с северным соседом.


В заключении дается общая оценка места и роли сектора ЭПИ в экономике Мексики, обозначены контуры новой стратегии его развития.


К основным научным результатам диссертации относятся следующие сделанные автором выводы и выявленные закономерности.
В последние десять лет Мексика активно включилась в гонку высоких технологий, начала осуществлять переход к информационному обществу. Основными признаками перехода конкретной страны к новой модели развития являются: формирование единого информационно-коммуникационного пространства; становление в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании перспективных ИКТ; превращение «знаний» в один из важнейших факторов производства в дополнение к природным ресурсам, труду, капиталу; создание и развитие рынка информатики; удовлетворение потребностей населения страны в информационных продуктах и услугах; возрастание роли ИКТ в производственной системе; повышение уровня образования и квалификации работников.


Являясь членом ОЭСР и формально относясь к развитым странам, Мексика, тем не менее, в процессе модернизации сталкивается с тем кругом проблем, которые больше характерны для стран с периферийной экономикой: сильной зависимостью от притока иностранных инвестиций и технологий; слабостью национальной инновационной системы; ограниченным спросом на высокотехнологические товары на внутреннем рынке; недостаточным уровнем квалификации рабочей силы, особенно на приоритетных направлениях технологического прорыва.


Вместе с тем, особенность развития Мексики состояла в том, что уже на ранней стадии перехода от промышленного к информационному производству она обрела электронную промышленность – первую действительно высокотехнологическую отрасль. Географическая близость и традиционные связи с США – лидером микроэлектронной революции – делали положение Мексики во многом уникальным. Современные для своего времени технологии достаточно быстро проникали в страну с территории северного соседа. Близость североамериканского рынка определяла и другую характерную именно для Мексики черту − пространственное тяготение иностранных филиалов к северной зоне. Система производственных анклавов иностранных компаний складывалась в Латинской Америке с начала прошлого века, но только в Мексике все пограничье с США постепенно превратилось в своего рода суперанклав (20) .


В отличие от многих других латиноамериканских стран, Мексика действительно получила определенные выгоды от неолиберальных реформ 1980-90-х годов. Либерализация внешней торговли, вступление Мексики в ГАТТ (1986), снятие практически всех запретов на деятельность зарубежных инвесторов, приватизация перспективного сегмента ИКТ (телекоммуникаций), в конечном счете, способствовали заметному увеличению притока ПИИ, интенсивному росту высокотехнологичного экспорта, включению страны в глобальное разделение труда. Эти преобразования наряду с присоединением Мексики к НАФТА и правительственной поддержкой экспортных предприятий через специальные программы (ПИТЕКС, АЛЬТЕКС) способствовали качественной перестройке сектора сборочных макиладорас и модернизации инфраструктуры.


Однако стремительный рост экспорта высокотехнологичных отраслей не обеспечил повышения устойчивости и внутренней интегрированности национальной экономики. Мексика была включена в глобальные цепочки по созданию стоимости, сформированные ведущими международными корпорациями. Это привело к функциональному разделу рынка страны ТНК и частичной замене национальных поставщиков частей и компонентов электронной техники глобальными корпорациями-подрядчиками. Вступление в НАФТА превратило определенный сегмент мексиканского хозяйства в органическую часть американской экономики, причем быстрее всего этот процесс идет в наиболее передовом и динамичном производственном секторе.


 Ограниченное число национальных предприятий, которые смогли интегрироваться в глобальные цепочки, резервируют за собой очень узкие производственные ниши, как правило, по производству несложных компонентов электронного оборудования (например, печатных схем) или вспомогательным услугам. На территории Мексики по-прежнему существуют две экономики и разрыв между ними увеличивается. Если из совокупного экспорта вычесть нефть и продукцию макиладорас, дефицит торгового баланса страны по остальным статьям составит 40 млрд. долл.


В то же время, данное исследование показало, что технологические сдвиги воздействуют не только на внешний сектор, но и на внутренний сегмент мексиканской экономики. Во-первых, современные электронные кластеры утратили жесткую привязку к северной зоне, смещаясь в центральный (Гвадалахара, Мехико) и даже южный (Юкатан) районы  страны. Во-вторых, схемы глобального разделения труда начинают воспроизводиться мексиканскими предприятиями: уже появилось небольшое число «национальных ПОО» и мексиканских же фирм-подрядчиков. И именно на них сосредоточен весь процесс технического и организационного обновления, обучения и адаптации современных высоких технологий к мексиканским условиям. В-третьих, ускорению модернизации местных предприятий способствует появление таких инновационных центров  как Технологический центр по полупроводникам в кластере Гвадалахары, который, выполняя функции инкубатора, действует как связующее звено между глобальными и национальными предприятиями, местным правительством, специалистами  и образовательными учреждениями.


Такого рода процессы весьма перспективны, но пока не могут изменить главного − возросшей технологической и финансовой зависимости электронной промышленности в Мексике от североамериканских корпораций. Это наглядно проявилось в годы первого мирового «электронного кризиса» 2001 г., нанесшего сильнейший удар по сектору мексиканских макиладорас.


Анализ конкретного воздействия ИКТ на экономику Мексики показывает, что кроме электронного производства, оно происходит еще в двух сегментах сектора ЭПИ и достаточно эффективно. С одной стороны, информационная инфраструктура уже сейчас приближается к мировому уровню. Она обеспечивает и доступ к сети в самых отдаленных районах страны, и современные услуги мобильной телефонии. Мексиканский монополист на рынке телекоммуникаций − TELMEX, сумев привлечь значительные объемы мексиканских и зарубежных инвестиций, превратился в транслатиноамериканскую корпорацию «TELMEX − América movil», которая проводит операции на огромной территории.


С другой стороны, развитие базовой ИКТ-инфраструктуры и услуг интернет способствовало формированию рынка электронной коммерции. В стране уже появились современные формы организации электронного бизнеса (виртуальные и специализированные магазины, сетевые супермаркеты, консалтинговые фирмы и т.п.), а по развитию трансакций B2B (бизнес-бизнесу) Мексика занимает одно из первых мест в регионе. Электронные операции с конечным потребителем B2C пока уступают первым, но развиваются очень динамично.


Вместе с тем,  в нынешней стратегии внедрения ИКТ отчетливо обозначились два «узких места». Во-первых, спрос на информационные услуги на внутреннем рынке удовлетворяется либо зарубежными компаниями, либо крупными национальными провайдерами, быстро обретающими транснациональные черты. Мексиканская электронная промышленность все более интегрируется в глобальные производственные цепочки. В этих условиях все острее ощущается необходимость формирования национального сегмента, ориентированного на новые направления: производство программного обеспечения, аутсорсинг, логистика и т.п.


Во-вторых, государство, утратившее прежние позиции в экономике в годы неолиберальных реформ, стремится повысить свою роль, используя новые электронные технологии. Государственные программы, включая «э-Мексику», ориентированы в первую очередь на совершенствование управляемости обществом (gobernabilidad) и обслуживание населения (здравоохранение, образование, сбор налогов, оформление документов и т.п.). Кстати, именно эти направления соответствовали целям, обозначенным правительством В.Фокса в программе «Возможности» (Oportunidades). В перспективе больший акцент должен быть сделан на взаимодействие государства с национальным бизнесом и поддержку развития национальной инновационной системы (включая исследовательские центры и университеты).     


Очевидно, что в ближайшие годы Мексике предстоит решить сложную задачу более глубокой интеграции в новую ин-формационную среду. Опыт других стран, в частности, свидетельствует о необходимости создания централизованного национального агентства, которое координировало бы продвижение страны к информационному обществу и было способно комплексно решать проблемы повышения конкурентоспособности, инноваций и освоения информационных технологий.


Руководство страны все более отчетливо понимает, что для продвижения к  «обществу знания» необходимо прививать населению «вкус» к ИКТ, создавать в стране своеобразную культуру информационных технологий. В практическом плане это предполагает развитие сетевой экономики, превращение пилотного пока проекта «Электронная Мексика» в действенный инструмент управления, налаживание информационного диалога между правительством, гражданским обществом и частным капиталом, между университетами и сферой производства. Однако такие меры обязательно должны сочетаться с долгосрочной стратегией  внедрения ИКТ с четким набором целей, просчитанными финансовыми затратами, ясным представлением о наличии и возможностях для расширения ресурсно-технологической базы, и прежде всего развития «человеческого капитала».
Наконец, продвижение к информационному обществу возможно только на основе широкого национального консенсуса относительно конечных целей модернизации и развития «информационной экономики».

 

Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в следующих публикациях автора (общим объемом 4,4 п.л.):
1. Мексика на рынке ИТ: ставка на первенство. // Латинская Америка, 2005, № 1, с. 28-41.
2. México en el Mercado de las TI: rumbo a la primera línea. // Iberoamérica. Moscú, 2005, № 3, p. 49-66.
3. Электронная коммерция  В2С в Мексике: взлеты и падения. // Латинская Америка, 2006, № 10, с. 24-32.
4. Электронная торговля в Мексике: достижения и проблемы. // Ибероамериканский мир глазами молодых ученых. Сб. докладов научной конференции молодых ученых. Москва, 13-14 июня 2006 г. – Москва: ИЛА РАН, 2006, с. 327-343.
5. Мексика в поисках своей ниши в информационном обществе: от имплантированной электронной промышленности к информатике. // Латинская Америка: проблемы модернизации в контексте устойчивого развития. Сб. статей. – М.: ИЛА РАН, 2007, c. 208-220. 

 

Примечания

1. План действий. / Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/5-R. – Женева, 2003; World Summit on the Information Society, Geneva 2003 - Tunis 2005. Outcome Documents. /ITU. – Geneva, 2005.
2. «Макиладора» – предприятие офшорной промышленности, возникшей на севере Мексики на границе с США в 1960-е годы, на котором производится сборка и упаковка товаров, произведенных из импортированных компонентов, с целью заработать валюту и создать новые рабочие места. Сейчас характер деятельности макиладорас в электронике и других отраслях меняется, они стремятся интегрироваться с национальным производственным комплексом и осуществлять весь процесс, начиная с разработки товара до выпуска конечного продукта.
3. Los caminos hacia  una sociedad de la información en América Latina y el Caribe. / CEPAL. − Santiago de Chile, 2003.
4. Ordonez S. Nueva fase de desarrollo y capitalismo del conocimiento: elementos teóricos. // Comercio exterior, 2004, N 1, pp.4-17; Dabat A., Rivera M.R., Wilkie J. Globalización y cambio tecnológico. México en el nuevo ciclo industrial. / UDG-UNAM-UCLA. − Mexico; Guadalajara; Los Angeles, 2004; Basave J., Dabat A., Morera C., Rivera Rios M.A., Rodriguez F. Globalización y alternativas incluyentes para el siglo XXI. − México, 2005.
5. Dussel E., Palacios J. y Woo G. La industra electrónica en México; problemática, perspectiva y propuestas. – Guadalajara, 2003; Carrillo J. La importancia del impacto del TLC en la industria maquiladora de América Latina. // Restructuración productiva, mercado de trabajo y sindicatos en America Latina. – Buenos Aires, 2002; Dabat A., Ordonez S. El sector electrónico-informático y la nueva industria de exportación en México. − México, 2003; Unger K. Productividad, desarrollo tecnológico y competitividad exportadora en la industria mexicana. – México, 1993; Rivera Rios M.A. Reconversión industrial y el aprendizaje tecnológico de México. Visión global y análisis sectoriales. − México, 1999; Bell D. y Albu М. Knowledge Systems and Technological Dynamism in Industrial Clusters in Developing Countries. // World Development, 1999, N 9,  pp.1715-1734.
6..Dabat A., Rivera R. Globalización, revolución informática y países en desarrollo. − Mexico, 2002.
7. Mochi P. La industria del software en México. // Problemas de desarrollo, 2004, N 137, pp. 42-58.
8. Инновационная экономика / Дынкин А.А., Иванова Н.И., Грачев М.В. и др. – М: Наука, 2004; Инновационные приоритеты государства. / Н.И. Иванова, И.К. Кириченко, И.С. Онищенко и др. – М.:  Наука, 2005; Афанасьев М., Мясникова Л. Время глобализации. // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 10, c.11-19; Вайнштейн Г. От новых технологий к «новой экономике». // Мировая экономика и международные отношения, 2002, № 10, c. 22-29; Давыдов В.М. Латиноамериканская периферия мирового капитализма. (Очерки социально-экономического развития). – М.: Наука, 1991; Бобровников А.B. Путь в информационное общество: «окно возможностей». // Актуальные проблемы мировой экономики и экономики России. Сб. ст. − СПб., 2002, с. 103-121; Боровков А.Н., Шереметьев И.К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. – М., 1999; Иноземцев В.Л. Пределы «догоняющего» развития. – М., 2000; Красильщиков В.А. Латинская Америка сегодня – Россия завтра. // Мир России, 2002, № 1, c. 57-96.
9. M. Кастельс, Информационная эпоха: экономика, общество и культура. − М., 2000, с.39.
10. Building an Information Society: A Latin American and Caribbean Perspective. / M. Hilbert y J. Katz. −  Santiago de Chile, 2003, p. 25-29.
11. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе.- М., 2004, с.317-318.
12. Рейес Наваррете Т. Политика  распределения доходов  в  Мексике: опыт неолиберальных  преобразований и  альтернативные  подходы. / Дисс. на соискание учен. степени кандидата экон. наук. М., 2006. − Приложение, с. 183-190.
13. INEGI. Información Estadística: Estadística por tema Ciencia y Technología (http://www.inegi.gob.mx/est/).
14. См.: Gereffi G. Commodity Chains and Global Capitalism. – Westport (Connecticut), 1994.
15. Кластер Гвадалахары – наиболее развитый, но не единственный компонент сети электронных кластеров Мексики. По мнению экспертов Министерства экономики, есть реальный шанс, что кластеры Мехико и Монтеррея способны повторить путь Гвадалахары, образовав «второй эшелон». В числе еще пяти перспективных электронных кластеров называют приграничные Тихуану и Эль-Пасо, а также Куэрнаваку, Пуэблу и Мериду (в диссертации приведена соответствующая карта-схема).
16. Портер М. Конкуренция. – М., СПб.; Киев, 2005, с.258.
17. В кластере Гвадалахары их около 380.
18. Boletín de Política Informática. México, 2003, № 6, p. 13.
19. Microsoft, Dell, HP, Intel, Lexmark, Oracle, Sun Microsystems. − См.  Visión México 2020. Políticas públicas en materias de tecnologías de información y comunicaciones para impulsar la competitividad de México. / AMITI; CANIETI; FMD. – México, 2006, p. 4-15.
20. Если в 1969 г. в рамках Программы развития экспортных промышленных макиладорас в приграничной зоне действовали 167 компаний, обеспечивавших работой 17 тыс. чел., то в 2006 г. – уже 1750 (749,4 тыс. чел.). В целом же на территории страны было 2817 таких компаний (занято 1,2 млн. чел.). – Подсчитано по: Fox V. Sexto Informe de Gobierno, 2006. Anexo estadístico. – México, 2006, p. 380.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005