На правах рукописи
Кутузова Виктория Милорадовна
Роль умеренных националистических партий
в политической системе Испании
Специальность 23.00.02 - «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии»
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата политических наук
Москва – 2007
Работа выполнена в Центре иберийских исследований
Института Латинской Америки Российской академии наук
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, ЯКОВЛЕВ Петр Павлович
Официальные оппоненты:
доктор исторических наук, профессор ХЕНКИН Сергей Маркович
кандидат политических наук ПРОХОРЕНКО Ирина Львовна
Ведущая организация:
Российский университет дружбы народов (РУДН),
Факультет гуманитарных и социальных наук
Защита состоится «4» октября 2007 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.002.032.02 Института Латинской Америки Российской академии наук по адресу: 115035, г. Москва, ул. Б. Ордынка, д. 21
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Латинской Америки РАН
Автореферат разослан «31» августа 2007 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета,
кандидат исторических наук Пегушева Л.В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В рамках демократического периода (с 1975 г.) в Испании произошли кардинальные изменения внутри политической системы, приведшие к ее институциональным преобразованиям, к изменению характера и направленности развития. Основным содержанием испанского политического процесса стала демократизация и формирование на этой основе новых органов государственной власти. Особая роль в этом процессе отводится политическим партиям. Проблема формирования идеологически и организационно оформленных, устойчивых политических партий в демократической Испании имела первостепенное значение. От того как эта проблема, в конечном счете, была решена, зависело становление испанской политической системы, ее характер и эффективность.
В современной Испании партии являются одним из важнейших элементов политической системы. Они прошли длительный путь формирования и эволюции и представляют собой продукт общественно-политического и социально-экономического развития страны. Характерная черта партийной системы Испании заключается в том, что основная политическая борьба разворачивается между двумя крупными общеиспанскими партиями: Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП) и Народной партией (НП). Кроме того, стабильно проходят в парламент и располагающиеся на крайних флангах общеиспанские партии меньшинства: «Объединенные Левые» (ОЛ), и региональные политические силы «Конвергенция и Союз Каталонии» (КиС), «Левые республиканцы Каталонии» (ЛРК), Баскская националистическая партия (БНП), Галисийский националистический блок (ГНБ), Канарская коалиция (КК) и др.(1).
Региональные партии, прежде всего умеренного националистического толка, составляют особую группу акторов политического пространства Испании. Они обладают заметным влиянием, и их существование прямо или косвенно воздействовало как на направление политического процесса, в частности автономизацию, так и на формат политической системы.
Умеренные националистические партии КиС, БНП и ГНБ – парламентские, демократически ориентированные политические партии, выполняющие представительские, инструментальные и мобилизационные функции. Что касается электоральной базы, то националистические партии невозможно четко классифицировать по линии правые-левые, многое зависит от исторических условий, в которых они формировались. Например, ГНБ, изначально приверженный левым идеям, находит своих избирателей среди лево-ориентированного населения, а БНП, в силу своей склонности к консерватизму и традиционализму, ориентируется, в первую очередь, на правый электорат. В идейно-политическом отношении партии выступают за углубление автономии для своих регионов, не отвергая при этом возможности выхода из состава испанского государства. Но, в отличие от радикальных националистов, для достижения целей они намерены привлекать исключительно мирные средства.
Деятельность этих партий в конкретных условиях Испании завязана на ключевых и болезненных проблемах страны. Окончательное юридическое оформление системы политико-территориальной организации Испании, решение проблемы баскского терроризма, принявшего характер затяжного внутреннего конфликта, и многие другие злободневные вопросы, находящиеся в повестке дня испанского государства, могут быть решены лишь в формате конструктивного сотрудничества националистических и общеиспанских партий.
Умеренные националистические партии, являясь динамичной силой, действующие умело и политически грамотно, добивались и добиваются ощутимых результатов для своих регионов и народов. И, как показывает сегодняшняя реальность, этот процесс далеко не завершен. Роль умеренных националистов возрастает, они даже пытаются диктовать Мадриду свои условия, иногда невыполнимые, чем могут поставить под угрозу политическую стабильность и само функционирование государственных институтов в стране.
В этой связи, стратегическая задача исполнительной власти и гражданского общества Испании должна заключаться в том, чтобы перевести процесс автономизации в конструктивное русло, чтобы требования и конкретная политическая работа националистов не расшатывали устои государства, а способствовали, пусть даже через устранение отживших элементов (как например, старой системы распределения налогов), более демократическому и рациональному развитию Испании.
Учитывая все вышеперечисленное, научный анализ роли умеренных националистических партий в испанском обществе и испанской политической системе, особенностей их идеологии и практики, а также методов завоевания власти становится необходимым для адекватной оценки нынешнего состояния государственных институтов Испании и прогнозирования дальнейшего развития страны.
Представляется вероятным, что легализация идей умеренных националистов и перевод этих партий на положение легальной оппозиции, как это происходит в Испании, где националистический сегмент является составной частью политической системы, может смягчить и направить в мирное русло деятельность националистических организаций, присутствие которых в жизни страны по сути своей является дестабилизирующим фактором.
Объектом исследования является идеология и политическая практика умеренных националистических партий БНП, КиС и ГНБ(2). Предметом исследования служат умеренно-националистический сегмент политического поля Испания как один из крупных акторов испанской политики, механизмы влияния националистических партий на принятие решений Мадрида, позитивный и негативный опыт по сотрудничеству БНП, КиС и ГНБ с общеиспанскими и региональными партиями, нынешнее состояние и перспективы эволюции политики умеренных националистов.
Целью исследования является определение роли умеренных националистических партий в политической системе Испании, а также выявление связей между деятельностью этих партий и общими тенденциями развития системы, влияния националистов на внутреннюю политику государства. В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- проследить процесс становления националистических движений;
- проанализировать идейные доктрины БНП, КиС и ГНБ и определить направления их эволюции;
- рассмотреть политику партий, их участие в избирательном процессе;
- дать оценку деятельности умеренных националистических партий в оппозиции и правительстве;
- рассмотреть политику партий по отношению к центральным властям, раскрыть взаимоотношения внутри националистического блока;
- дать анализ взглядов умеренных националистов на территориальное устройство Испании, европейскую политику, проблему насилия и терроризма;
- обозначить пути возможного развития Испании с учетом влияния и веса националистических сил на политической сцене страны.
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. до начала XXI в., поскольку именно в данный промежуток времени в Испании националистические идеи получили свое оформление и реализацию в программах и деятельности политических партий. В качестве первого рассматриваемого этапа следует обозначить конец XIX в. – 1939 г. (установление франкистской диктатуры), в качестве второго – демократический период, начавшийся в 1975 г. и связанный с возрождением политического плюрализма и националистической идеологии в Испании.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили следующие группы источников.
К первой группе относятся основополагающие документы испанского государства: Конституция Испании, законодательные акты, автономные Статуты. Основной закон помогает определить место партий в испанской политической системе, автономные Статуты, или так называемые «региональные конституции», предоставляют возможность выявить полномочия, которыми наделены автономные органы власти.
Вторую группу составляют партийные документы: программы, уставы, предвыборные платформы и манифесты националистического блока, материалы партийных конференций, декларации, отражающие ценностные ориентиры и идеологические предпочтения умеренных националистов и позволяющие проанализировать стратегию и тактику борьбы партий, используемые механизмы завоевания власти.
В третью группу вошли речи, выступления и статьи политических лидеров. Написанные непосредственными участниками событий, они дают представление о позициях тех или иных партийных деятелей и соответствующих политических организаций. Однако в данном случае следует учитывать субъективный фактор – влияние политической принадлежности авторов на характер и степень достоверности источников.
Особый интерес представляют статьи и выступления националистических лидеров. Здесь можно выделить две подгруппы. В первую входят работы, написанные теоретиками национализма начала XX в. К ним следует отнести основоположника баскского национализма Сабино Арану (3) и теоретика галегизма Висенте Риско (4). Вторая подгруппа включает многочисленные речи, выступления и интервью сегодняшних националистических деятелей.
Четвертую группу источников сформировали материалы отечественных и зарубежных периодических изданий, а также сообщения информационных агентств. В прессе систематически и подробно освещаются основные политические события в Испании и деятельность националистических партий, предоставляется трибуна главным политическим лидерам, цитируются и комментируются программные документы, публикуются результаты выборов в различные органы власти.
Особое значение для автора имели публикации в федеральной прессе: «Эль Паис» (“El País”), «Эль Мундо» (“El Mundo”), «АБЦ» (“ABC”), «Ла Бангуардия» (“La Vanguardia”), и в региональных изданиях: баскских «Гара» (“Gara”), «Диарио Баско» (“Diario Vasco”), каталонских «Авуи» (“Avui”), «Эль Периодико» (“El Periódico”), галисийских «Эль Коррео Гальего» (“El Correo Gallego”), «Ла Вос де Галисия» (“La Voz de Galicia”), «Диарио де Понтеведра» (“Diario de Pontevedra”) и др.
Пятую группу источников образуют данные социологических опросов, проводимых различными институтами социальных и политических исследований, в первую очередь Центром социологических исследований “CIS”, «Демоскопия» (“Demoscopia”), «Сигма Дос» (“Sigma Dos”). Опросы важны как источник выявления общественного мнения в целом и разных категорий населения по различным вопросам, его трансформации во времени в связи с теми или иными событиями и процессами. Опросы содержат материал, отражающий динамику политических предпочтений избирателей как в отношении партий и отдельных лидеров, так и в отношении программ и идеологий, а также проводимой политики. Особую ценность представляют итоги голосований. С помощью избирательной статистики можно составить представление о соотношении политических сил в стране, выявить колебания популярности партий и их лидеров, найти закономерности падения или роста влияния тех или иных политических идей.
Теоретико-методологическую базу исследования формируют методологический инструментарий и подходы, выработанные как в западной, так и в российской политической науке. При работе над диссертацией и определении ее структуры был использован системный подход, позволяющий представить специфику предмета исследования – идеологию и политическую деятельность националистических партий как сложный объект – систему, сущность которой не исчерпывается отдельными составными частями, а коренится, прежде всего, в характере связей и отношений между элементами. Принцип диалектики помог раскрыть сложный объект в его развитии, а метод политического анализа – рассмотреть объект в перспективе.
Так как в центре внимания диссертанта находилась партия как политический институт, то использовался и институциональный подход – один из центральных методов политической науки, ориентирующийся на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность.
При проведении исследования применялись также методы, широко используемые в смежных дисциплинах: компаративистский метод (сравнительная политология), предполагающий сопоставление партий как однотипных явлений и позволяющий выявить общие и специфические черты; исторический метод (история), требующий изучения деятельности партий в последовательном временном развитии и позволяющий выявить связи прошлого, настоящего и будущего; социально-психологический метод (психология), изучающий зависимость политического поведения индивидов от их включенности в социальные группы, что нередко проявляется в результатах голосований.
Кроме того, в диссертации были использованы эмпирические подходы: количественный метод (он применялся при анализе результатов голосований и данных социологических опросов) и предсказательно-прогностический метод.
Степень научной разработанности темы. Исследования по изучению положения умеренных националистических партий в политической системе Испании можно условно разделить на 3 группы: 1) общие политологические работы, 2) исследования испанского политического процесса и политической системы, 3) труды, посвященные проблемам национализма, националистических партий, процессу автономизации в Испании.
Политологические работы сформировали концептуально-теоретический каркас работы как в плане методологии, так и отдельных составляющих современной политологии, где затрагиваются такие понятия как политический процесс, политическая система, политические партии, выборы, избирательные технологии, политическая коалиция, конфликт. В работе над диссертацией автор опирался на достижения зарубежной и российской политологии. Современная политическая наука имеет солидные наработки в области исследования партий, в первую очередь в виде классических работ М. Острогорского (5), М. Дюверже (6) и Дж. Сартори(7). Теоретические исследования отечественного политолога А. Галкина внесли важный вклад в разработку проблем социальной психологии классов, политической культуры, взаимодействия механизмов власти в современном испанском обществе. С концептуальной точки зрения основополагающими для диссертанта стали работы этнополитологов В.А.Тишкова (8) и Э.А. Позднякова (9), в которых высказываются актуальные в научном плане и в практической политике идеи о подходах к нации и национализму. Отдельным блоком можно рассматривать работы зарубежных исследователей, посвященные проблемам определения и теории национализма: Э.Хобсбаума, Э. Смита, Э. Геллнера, М.Манна, Ю.Хабермаса, Д.Бройи (10).
На данный момент в научной литературе отсутствует четкое и общепринятое определение понятий «национализм» и «националистическая партия»: отечественные и зарубежные авторы наделяют их различными смыслами в зависимости от контекста, что зачастую вызывает путаницу и недопонимание.
Это связано, с одной стороны, с тем, что Россия практически не знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина советским режимом, который определял национализм исключительно как «орудие буржуазии для создания и завоевания общенационального рынка, установления своего господства в национальных рамках в борьбе против феодальных сил и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём порабощения других наций» (11).
В отношении понятий «этнос» и «нация» автор решил отталкиваться от определений, данных российскими обществоведами С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканяном и Н.Е. Покровским (12):
Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими чертами и стабильными особенностями культуры, психологии.
Нация – это высшая форма этнической общности людей, возникшая исторически в эпоху формирования буржуазных отношений и ликвидировавшая на этой основе феодальную раздробленность этнических территорий и объединения людей, говорящих на одном языке, имеющих общие культурные традиции, психологию и самосознание.
Что касается понятия национализм, то к нему надо подходить не как к некоей особой независимой сущности, а как к конкретной идеологии и политике, которая идейно обосновывает и практически реализует те или иные националистические цели и устремления. В диссертации будет рассматриваться конкретное течение национализма (региональный национализм – национализм подчиненных культурных групп, находящихся на периферии больших многонациональных государств), в отдельно взятой стране (Испании) и в виде сегмента политического пространства.
Применительно к испанскому периферийному национализму (так его определяет российский исследователь С.М. Хенкин (13) наиболее точным автор считает определение, данное Э.А. Поздняковым:
Национализм – есть идеология и политика государств, партий и иных политических союзов, которые в качестве главного средства для достижения своих целей используют как национальные, так и просто патриотические чувства того или иного народа (14). Автор склонен соглашаться и с В.А. Тишковым, который полагает, что в отличие от органического феномена, который может быть определен четкой формулой, национализм следует понимать как серию постулатов и действий, формулируемых и инициируемых активистами социального пространства. Национализм – это идеология и практика, основанная на представлении, что основой государственности, хозяйственной и культурной жизни является нация (15).
После рассмотрения различных подходов к проблеме национализма автор решил отталкиваться от утверждений Д. Бройи и Э. Хобсбаума, которые определяли национализм как политическую доктрину и программу. Что касается этнической идентичности, то она не является основополагающей сущностью для понимания национализма как политической программы.
Кроме того, автор согласен с Э. Смитом, который делает огромный упор на значении политических организаторов и стоящих за ними конкретных политических интересов. Применительно к испанским регионам целесообразно рассматривать националистическую политику как плод деятельности интеллигенции, а возникновение националистических настроений – как результат политических акций. Лишь в случае Каталонии возникновение национальных чувств следует увязывать с более сложным комплексом перемен, чем простое распространение доктрины от интеллектуалов-творцов к широким слоям населения.
Что касается исследований испанского политического процесса и политической системы, то большинство таких работ посвящены периоду демократизации и становлению демократического режима, где оценивается и роль умеренных националистических партий в этом процессе. Сборники статей испанских историков и публицистов «Десять лет в жизни испанцев» (16) и «Испания. Десять лет после Франко» (17), изданные по итогам первого десятилетия процесса демократизации, рассказывают об изменениях, произошедших в испанской политике, экономике и обществе за этот период. Авторы этих работ считают, что с принятием автономных Статутов закончился процесс транзита или перехода к демократии (18). Именно эта точка зрения легла в основу определения в диссертации хронологических рамок демократического транзита.
Крупный исследователь испанской истории, профессор Лондонского университета П. Престон в своей монографии «Триумф демократии в Испании» (19) пытается проследить развитие процесса демократизации, создание конституционной монархии и ее становление до победы социалистов в 1982 г. Его изложение и оценка событий постфранкистской эпохи дают возможность увидеть, что умеренные националистические силы играли важную роль как в процессе демократизации, так и в дальнейшем оформлении и укреплении испанской политической системы.
Воссоздать полную картину политической жизни страны, начиная с демократического транзита и заканчивая 2000 годом, позволяет работа испанской журналистки В. Прего «Президенты» (20), обобщившей богатый фактический материал и собравшей комментарии к нему четырех председателей правительства демократической Испании: Адольфо Суареса (1976-1981 гг.), Леопольдо Кальво-Сотело (1981-1982 гг.), Фелипе Гонсалеса (1982-1996 гг.) и Хосе Мария Аснара (1996-2000 гг.). Книга отражает позиции лидеров по различным вопросам, в том числе относительно автономного устройства Испании и деятельности умеренных националистических партий.
Подробную характеристику политической системы Испании дает в своей работе «Испания после Франко. Становление многопартийной системы» (21) американский исследователь Р. Гюнтер: он выделяет в ее рамках три региональные подсистемы: баскскую, каталонскую и галисийскую.
Что касается работ, изучающих проблемы испанских автономий и деятельность националистических партий, то наибольшее освещение получили аспекты, связанные с историей и деятельностью БНП, в силу ее длительного присутствия на политической сцене и глубокой интеграции в баскское общество. Английский антрополог М. Гейберг (22) посвятила свое исследование «Формирование баскской нации» происхождению и развитию баскского национализма от Сабино Араны до возрождения БНП в 1975 г., где оценивается первый опыт партийного строительства и участия в выборах. Один из крупных ибероамериканистов, профессор Висконсинского университета С. Пэйн в монографии «Баскский национализм» (23) анализирует причины возникновения этого явления и перспективы его развития. В понимании Пэйна БНП – оппозиционное течение, способное изменить единство испанского государства.
Современные проблемы Страны Басков затрагиваются в работах М. Эскудеро «Эускади: два сообщества» (24) и «Автономия Страны Басков, из прошлого в будущее (25)». Автор утверждает, что в регионе есть две реальности, два сообщества (имеется в виду националисты и ненационалисты), и развиваться он должен, учитывая интересы обоих, они должны признавать друг друга, уважать и сосуществовать. По мнению автора, баскский национализм сильно тяготеет к антидемократическим принципам, несмотря на то что на протяжении всего франкистского периода он выступал против диктатуры. Эта антидемократичность лежит в основе самого национализма, в его исторических корнях. Эскудеро полагает, что проблема Страны Басков в том, что есть баски-националисты, которые чувствуют себя басками и носителями баскской культуры в большей степени, чем остальные, и поэтому относят испано-язычных басков к людям второго сорта (26).
Камнем преткновения различных точек зрения до сих пор остается вопрос о роли фуэрос (27) в истории возникновения и развития баскского национализма. Большинство исследователей полагает, что именно в результате покушения центральных властей Испании на форальную систему басков возник национализм. Х. Солосабаль Эчаваррия в монографии «Первый баскский национализм» пишет, что форальная традиция была для басков главной направляющей силой, катализатором и системой организации их жизни; поэтому кризис фуэрос означал кризис всего баскского народа (28).
Иную точку зрения выразил в своей работе «История Испании» П. Вилар. По его мнению, реакция на отмену фуэрос не могла вылиться в политическое самосознание. Во многом, подчеркивает он, спор о фуэризме питается недоказанностью сущности баскских фуэрос: была ли это просто королевская милость, или, действительно, эта привилегия подтверждала исторический суверенитет баскских территорий (29). Другой автор, М. Эскудеро, также акцентирует внимание на искусственности этого постулата основоположника идеологии баскского национализма Сабино Араны. По его мнению, баски никогда не питали особых чувств к институту фуэрос, и его упразднение не вызвало болезненной реакции. Он давно доказал свою бесполезность в тех условиях и служил лишь сельской олигархии. А нарождающийся класс буржуазии, да и мелкие сельские слои видели в фуэрос и праве на самоуправление лишь угрозу засилия олигархов-латифундистов (30).
Исследователь Ф. Летамендиа в своей работе «История Эускади: баскский национализм и ЭТА» полагает, что Сабино Арана прибегнул к истории фуэрос для того, чтобы приукрасить традицией свою новаторскую теорию государственного устройства Страны Басков (31). Баскское государство, по Аране, определялось как конфедерация независимых штатов, образованных в границах сегодняшних баскских провинций. Каждая из них должна обладать равными правами и обязанностями и действовать независимо во всех сферах, за исключением общественного порядка и международных отношений, ведение которых относилось к компетенции конфедерации. Для каждого штата предусматривался свободный выход из конфедерации. Такое устройство было, без сомнения, инновацией для Страны Басков, не имевшей в своей истории подобных прецедентов.
Актуальным проблемам баскской и каталонской автономий посвящены сборники «Гражданское согласие в Эускади. Стратегии мира» (32) и «Каталония – Испания. Политические и культурные отношения» (33), состоящие из статей политиков и ученых. В них обсуждаются проблемы исторических прав наций, перспективы автономного развития, федерализма и суверенитета, автономных Статутов и автономных органов власти, а также будущее регионов в рамках Европейского Союза.
Положение националистических партий на современной политической сцене Испании находится в фокусе внимания крупнейшего специалиста по национализму в Испании, автора многочисленных публикаций по этой теме Х. П. Фуси. В диссертации использовались три монографии (34) и газетные статьи этого историка. Фуси одним из первых стал поднимать вопросы связей националистических партий с испанским правительством, изучать конкретные аспекты участия националистических партий в политике. Анализируя возможности автономного развития Испании, он приходит к мнению, что федеральная модель ничего не принесет Государству автономий, а только создаст проблемы, так как ко всем сообществам будет применяться одинаковый поход, без учета их исторических особенностей.
Чтобы лучше разобраться в проблеме националистических партий и взглянуть на эту проблему со стороны, были использованы публикации представителей других политических сил. Представитель баскских социалистов Р. Гарсиа Дамборенеа (35), рассуждая о проблеме терроризма ЭТА, возлагает ответственность за существование этой угрозы на БНП, которая не обеспечивает необходимого диалога. М. Онаиндиа (36), бывший генеральный секретарь партии «Эускадико Эскерра», считает, что в Стране Басков, несмотря на существование Конституции и Статута автономии, высокий уровень конфронтации политических сил не позволяет построить прочную систему демократического сосуществования.
Интересная и разнообразная литература имеется и в отечественной испанистике. Исследованию процесса демократизации и проведенных социально-политических реформ, становлению партийно-политической системы посвятили свои работы ведущие отечественные историки, политологи-испанисты С.М. Хенкин (37), И.В. Данилевич (38), А.В. Медведенко, Ю.В. Степанов, И.А. Тертерян (39) и др.
В разработке проблемы автономий и автономизации в Испании выделяются работы И.В. Данилевич (40), С.П. Пожарской (41), Р.П. Прицкера (42), Е.Г. Черкасовой (43), где анализируется процесс становления новой политико-территориальной модели государственного устройства, получившей название Государство автономий. Исторический генезис полиэтничности рассматривается Т.Б. Коваль (44); современная этническая проблематика представлена работами Б.Н. Нарумова (45) и А.Н. Кожановского (46); социальные аспекты регионального автономизма исследуются Г.И. Волковой (47).
Проблемы взаимодействия феномена испанского национализма как государственной идеи с периферийными национализмами этнических меньшинств изучаются И.Л. Прохоренко (48). При анализе причин возникновения и активизации националистических движений целесообразно выделить работу этой исследовательницы, которая утверждает, что резкий подъем националистических чувств во франкистской Испании объясняется не столько этническими и культурно-историческими причинами, сколько причинами политического характера и неприязнью к Мадриду, который стал при Франко символом авторитарной диктатуры, с ее сверхцентрализацией власти (49).
Любопытную концепцию отстаивает в своих работах А.Н Кожановский, который считает, что этнический фактор, трактуемый им как генетический принцип определения «национальности», в испанском обществе играет незначительную роль. Выражение «народы» в Испании вовсе не имеет привычного этнического значения, а может относиться к различным территориальным общностям – областным и региональным, таким как каталонцы, баски, валенсийцы, арагонцы, канарцы и др. Жители страны отождествляют себя в подавляющем случае с историческими областями, с территорией своего обитания. Именно в связи с этой своеобразной «территориальной» интерпретацией понятий «национальность», «народ», по мнению А.Н. Кожановского, в Испании не прижился генетический принцип определения национальной принадлежности, а именно теория расизма Сабино Араны, когда истинными басками объявлялись только те, в чьем роду не было чужаков (50).
Привлекает внимание отечественных исследователей и вопрос о роли националистических партий в политической системе Испании и их взаимоотношениях с центральным правительством. В 2005-2006 гг. был опубликован ряд работ (51), в которых затрагивается эта проблематика.
Исследуя причины возрастания роли националистических партий в политической системе ряда европейских стран, А.Н. Кожановский высказывает мнение, что это явление напрямую связано со становлением «новой исторической общности» – Европейского Союза, – давшей «своего рода исторический шанс для апологетов местных интересов (52).
При анализе процесса автономизации в Испании историк и политолог Н.В. Кирсанова обращает особое внимание на роль в нем националистических движений. Как совершенно справедливо указывает исследовательница, большинство проблем, связанных с территориальным устройством Испании, нашло решение лишь благодаря компромиссам на основе консенсуса и толерантности большинства региональных политических сил (53).
Проблема сотрудничества центральной власти и умеренных националистических партий находится в фокусе внимания и исследователей Г.И. Волковой и А.В. Дементьева. На их взгляд, успешное и окончательное завершение процесса автономизации возможно не при «кавалерийской атаке», а при тщательно подготовленной и выверенной программе действий, пользующейся поддержкой и правящих региональных элит и оппозиции (54). Оба историка отмечают положительное влияние того обстоятельства, которое вынуждает правящую партию для принятия законов искать союзников среди региональных националистов (55).
В продолжение этой темы крупный российский испанист С.М. Хенкин крайне негативно оценивает позицию НП по отношению к периферийным националистам после 2000 г., когда правящая партия больше не нуждалась в поддержке миноритарных партий и стала открыто отождествлять БНП с сепаратистской платформой ЭТА (56).
Вместе с тем, несмотря на повышенный интерес к феномену национализма со стороны ученых различных направлений (политологов, историков, социологов, этнологов) и обилие материалов и трудов, посвященных изучению этого явления в испанских регионах, деятельность умеренных националистических партий Испании и их влияние на политические процессы, происходящие в стране, недостаточно исследованы как в отечественной, так и зарубежной историографии.
Научная новизна настоящей диссертации определяется избранной для исследования проблемой. На основании обширного круга источников и литературы в широком временном промежутке исследуются идеология и политическая практика умеренных националистических партий Испании. Степень изученности данной, крайне актуальной в российских реалиях темы представляется явно недостаточной в отечественной историографии. Опыт Испании в решении автономных вопросов и использовании стратегий вовлечения в испанскую политику умеренных националистических партий может оказаться крайне важным для решения многих современных проблем. Более того, до сих пор изучение умеренного националистического сегмента партийной системы Испании не становилось объектом отдельного научного труда и в зарубежной историографии.
Новизна предпринятого исследования связана также с тем, что в диссертации сделана попытка обобщить богатый и разнообразный фактический материал, накопленный в мировой историографии, выявить противоречия в оценках, высказываемых различными исследователями, и изложить собственную точку зрения на ряд спорных вопросов. В работе анализируются события (например, автономные выборы 2003, 2005 и 2006 гг.), которые еще не получили подробного аналитического освещения как в отечественной, так и зарубежной литературе. Элемент научной новизны данного исследования состоит и в системном видении автором политических процессов в Испании и роли в них националистических движений.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащийся в нем фактический материал, а также теоретические положения и выводы могут быть использованы для дальнейшей разработки политических проблем Испании. Данную диссертацию целесообразно рекомендовать для использования в аналитической работе различным научно-исследовательским центрам и институтам политических исследований.
В практическом плане работа может быть полезна в преподавании в высшей школе курсов политологии и новейшей истории Испании, а также при подготовке учебных пособий и специальных лекционных курсов по партийно-политической системе Испании, автономному развитию Испании, современным националистическим движениям Европы. Диссертация может представлять определенный интерес и для экспертов в области внешних связей в работе над прогнозированием российско-испанских отношений.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена, обсуждена и рекомендована к защите в Центре иберийских исследований ИЛА РАН. Основные положения работы излагались во время выступления на конференции молодых ученых «Ибероамериканский мир перед вызовами глобализации» 25 февраля 2003 г. в Москве. По тематике диссертации автором опубликованы четыре научные статьи общим объемом 2,8 п.л.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.
Во Введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, формулируются цели и задачи работы, определяются объект и предмет, хронологические рамки и теоретико-методологическая база исследования, дается характеристика источников и литературы, определяется научная новизна и практическая значимость работы.
Первая глава – «Роль умеренных националистических партий в трансформации политической системы Испании» состоит из двух параграфов: «Становление и развитие партий в первой половине XX в.» и «Партии в условиях демократического транзита».
В первом параграфе дается характеристика особенностей исторического, политического и социального развития испанских регионов, где в середине XIX в. зародились националистические движения, рассматриваются процессы становления и оформления националистической идеологии и образования политических партий националистического толка, обозначаются основные этапы их деятельности в дофранкистскую эпоху. Особое внимание уделяется периоду II Республики (1931-1936 гг.), оказавшемуся весьма плодотворным для партий. Они активно принимали участие в выборах, получили важный опыт по созданию коалиций и совместной выработке политических программ, а также впервые добились поставленных целей – принятия автономных Статутов в Каталонии, Стране Басков и Галисии.
Второй параграф посвящен анализу деятельности умеренных националистических партий во время демократического транзита. Переход на более умеренные позиции, поддержка демократических реформ, проводимых центральным правительством, способствовали укреплению партий на политическом пространстве и созданию широкой и стабильной электоральной базы. А формирование автономных органов власти, что было закреплено положением о Государстве автономий, которого так активно добивались умеренные националисты, позволило КиС и БНП стать частью правящей элиты и потребовало от них новых решений и большей ответственности.
Вторая глава – «Умеренные националистические партии в современной политической системе» состоит из двух параграфов: «Особенности испанской партийно-политической системы» и «Основные формы межпартийного сотрудничества периферийных националистов».
В первом параграфе раскрываются особенности политической культуры в тех регионах, где осуществляют свою деятельность рассматриваемые партии, оцениваются перспективы электорального роста КиС, БНП и ГНБ, анализируются преимущества и недостатки коалиционной политики националистов.
Главное внимание уделяется общему анализу политической системы Испании. О роли в ней националистических партий можно судить по двум главным особенностям. В испанской системе «двух с половиной партий», националистическим партиям отводится значимая роль «третьей силы», без которой ни одна из двух основных общенациональных партий, не набравшая абсолютного большинства голосов, не может формировать правительство. Благодаря этому механизму региональные силы способны оказывать значительное влияние на принятие решений центральной властью. А двухуровневая структура партийно-политической системы Испании, для которой характерно наличие региональных субсистем, подтверждает особую важность для Испании баланса «центр-автономии» и влиятельность автономной политической элиты.
Во втором параграфе дается оценка состояния и перспектив развития стратегического партнерства БНП, КиС и ГНБ. Представляется оптимальным вести межпартийное взаимодействие на трех уровнях: автономный парламент, Генеральные кортесы, Европейский парламент, и в двух направлениях: сотрудничество внутри националистического сегмента политического поля, то есть устанавливая контакты с националистическими партиями других регионов, и сотрудничество в региональной плоскости: с региональными партиями в автономных регионах, а затем и на государственном и европейском уровне.
Третья глава – «Новые направления идеологической работы и политической практики умеренных националистических партий» состоит из двух параграфов: «Программы и лидеры КиС, БНП и ГНБ. Избирательные кампании 2003, 2005 гг.» и «Политическое будущее умеренного национализма в Испании».
В первом параграфе раскрываются основополагающие концептуальные установки БНП, КиС и ГНБ, дается общая характеристика деятельности умеренных националистов на рубеже веков, выявляется отношение избирателей к положениям партийных программ, определяются общие и особенные черты в политике трех националистических партий, даются характеристики их лидеров.
Отдельный сюжет параграфа – автономные выборы 2003 г. в Каталонии и 2005 г. в Стране Басков и Галисии. Именно они были выбраны для более подробного изучения, поскольку подготовка к ним и полученные результаты означали большие перемены для КиС, БНП и ГНБ как в идеологическом, так и практическом отношении.
Второй параграф посвящен рассмотрению перспектив развития умеренного национализма в Испании с учетом прихода к власти в Мадриде ИСРП, поддерживающей дальнейшее автономное развитие страны, а также с учетом идущего быстрыми темпами процесса европейской интеграции, который требует пересмотра националистами их стремления к независимости для своих регионов, так как при существовании такой надгосударственной структуры, как Европейский Союз, право на самоопределение теряет смысл.
В Заключении подведены итоги проведенного исследования и сформулированы основные выводы диссертации.
Исследование продемонстрировало, что умеренные националистические партии играют важную роль в испанской политической жизни. Националистический сегмент политического поля Испании следует определять не как антагониста, а как неотъемлемую часть системы.
Стабильность присутствия каталонского, баскского и галисийского национализма на современной политической арене Испании во многом обусловлена его поведением во время II Республики и демократического транзита последней четверти XX в., когда партии продемонстрировали свою демократическую направленность и готовность к сотрудничеству с другими силами, а также умение быстро реагировать на структурные изменения в стране и оставаться современной политической силой, тем самым, внеся определенный вклад в создание и цементирование новой республиканской (как в случае 30-х годов) и демократической (период транзита) законности.
Осуществление децентрализации и укрепление умеренных националистических партий повлияли как на форму территориально-государственного устройства страны, так и на характер и тип испанской политической системы. В Испании, по сути, существуют две вертикали власти: центральное и автономные правительства. По мере утверждения, развития и оформления власти в регионах, националистические партии все больше вплетались в существующую политическую систему, устанавливая тесные контакты с общенациональными партиями. Сейчас партийная борьба на испанском политическом пространстве ведется в двух плоскостях: между двумя крупными общеиспанскими партиями на государственном уровне и между общеиспанскими и региональными партиями на уровне автономий.
Сложившаяся в Испании система несовершенного бипартизма позволяет умеренным националистическим партиям играть немаловажную роль не только в регионах, но и в общеиспанской политике. В силу особенностей системы две основные партии не всегда способны самостоятельно, без поддержки третьей, менее влиятельной партии, обеспечить парламентское большинство и получить право на формирование правительства. Роль третьей силы обычно играют умеренные националисты и благодаря этому механизму они существенно повышают свое влияние на принятие властных решений, добиваясь ощутимых результатов для своих регионов, а также выполняют важную функцию в соблюдении политического равновесия, не позволяя государственной политике скатиться в сторону какой-либо одной идеологии.
Одним из приоритетов политики социалистов во главе с председателем правительства Х.Л. Родригесом Сапатеро является развитие и укрепление сотрудничества с умеренными националистическими партиями. Этому служит и успешно начатый автономный процесс, суть которого составляет реформирование Статутов автономий. Установленная новыми Статутами форма взаимодействия автономных политических сил с Мадридом повышает роль региональных правительств и автоматически делает КиС, БНП и ГНБ партнерами центральной власти независимо от того, поддерживают они или нет испанское правительство.
Политика ИСРП по стимулированию автономного развития страны не обходится без необоснованных алармистских прогнозов относительно скорого распада Испании со стороны некоторых политиков и государственных деятелей. Хотя, по мнению самого Сапатеро, «автономная реформа не несет в себе угрозу для целостности Испании, наоборот, пересмотр автономной модели на предмет передачи больших полномочий на территориальный уровень только укрепит государство» (57).
Действительно, умеренные националисты стали в определенной степени радикализировать свои позиции под влиянием успеха радикальных партий на последних автономных выборах в Каталонии и Стране Басков. Но, тем не менее, КиС, БНП и ГНБ готовы сесть за стол переговоров и вести диалог с Мадридом. Не исключается возможность их более тесного сотрудничества с социалистами как для решения отдельных проблем, так и в рамках автономных правительств. Наличие этой тенденции в политике умеренных националистических партий внушает уверенность в том, что они в своей борьбе будут полагаться исключительно на легальные политические процедуры, и развитие этнополитического конфликта в Испании будет управляемым.
Теоретически политической стратегией националистических партий является сепаратизм. Однако, под влиянием современных изменений в политике и мире у испанских периферийных националистов давно уже во главу угла поставлены менее категоричные стратегии, такие как вовлечение в управление государством и участие на правах паритета с Мадридом в европейской политике. С учетом меняющейся внешнеполитической реальности, создания единого политического поля ЕС стратегии сепаратизма теряют смысл. Все завоевания умеренных националистов направлены не на сепарацию и создание отдельного государства как конечный результат, а на увеличение роли автономий и автономных правительств в процессе принятия решений и управлении страной, а также в участии в делах Европейского Союза. Вопросы о самоопределении остаются частью националистической риторики, но они перестали быть реальными целями политики умеренных националистов.
Можно предположить, что в ближайшее время основные требования БНП, КиС и ГНБ будут концентрироваться вокруг вопросов европейской политики. Партии требуют допустить регионы участвовать на равных в решениях Европейского Союза и признать региональные языки официальными языками ЕС. Наилучшим удовлетворением требований националистов могла бы стать разработка на государственном уровне системы участия автономных сообществ в делах Европейского Союза. Представляется вероятным, что на этом направлении националисты смогут достичь определенных завоеваний, учитывая предрасположенность нынешнего испанского руководства к диалогу с партиями умеренного национализма.
Испания – многонациональная страна, где сосуществуют несколько этносов. Реальность такова, что почти повсеместно межэтнические отношения рано или поздно вырастают в межэтническую проблему, и очень часто – в достаточно сложную. Наличие националистической составляющей почти во всех конфликтах современности – свидетельство того, что до сих пор не найдено не только противоядия от национализма в его радикальных проявлениях, но и универсальных рекомендаций или действенных путей как предотвращения этнических конфликтов, так и их преодоления. Европейские страны, во многих из которых имеется своя «заноза», связанная с национальным вопросом, стараются демократично и цивилизованно решать проблемы межнациональных отношений и связанные с этим проблемы федерализма.
Именно вовлечение умеренных националистических партий в региональную и общефедеральную политику является тем самым уникальным опытом Испании по сдерживанию этнонациональных конфликтов. Испания демонстрирует, что все проблемы можно и нужно решать через мирные и демократические процедуры, через настойчивую и последовательную политику отстаивания интересов определенных групп и регионов.
Большую роль в этом играет и существующий в Испании тип территориально-государственного устройства. Государство автономий в большей мере, чем федерализм, гарантирует представителям исторических регионов, где наиболее активно действуют националистические силы, особое положение в политической системе. Одним из ключевых элементов успешного участия националистических партий во власти становится их умение вступать в коалиции и сотрудничать с другими политическими силами. Наличие региональных субсистем позволяет апробировать политику коалиций на местном и автономном уровне, а затем успешно применять ее и на федеральном уровне.
Результативность политики вовлечения умеренных националистов в испанскую политическую систему не поддается единообразной оценке. Однако следует признать определенное положительное значение наличия националистического сегмента на испанском политическом поле как в глобальном смысле: возможность разрешения конфликтных ситуаций в политическом русле, так и в решении части проблем, касающихся не только регионов, но и всей страны: здесь следует, прежде всего, выделить иммиграционную политику националистов, способствующую адаптации иммигрантов к испанским реалиям и восприятию испанских языков и культуры.
Опыт Испании, конечно, не предлагает полную решаемость национального вопроса, но демонстрирует действенный инструмент по сдерживанию конфликтов и ощутимо снижает остроту многих политических и социальных проблем.
Основные положения и выводы диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Глобализация: последствия для национальной и культурной идентичности Испании // Ибероамериканский мир перед вызовами глобализации. Научная конференция молодых ученых. Москва, 25 февраля 2003 г. Тезисы докладов. – М.: ИЛА РАН, 2003. (0,2 п.л.)
2. Ведущие националистические силы Испании о глобализации и ее последствиях для национальной и культурной идентичности // Ибероамериканский мир перед вызовами глобализации. Сборник докладов на научной конференции молодых ученых. – М.: ИЛА РАН, 2003. (0,7 п.л.)
3. Националистические партии в политической системе Испании // Латинская Америка. – 2005, №11. (1,3 п.л.)
4. Nacionalismo: etapa actual // España. Tres décadas de avances y transformaciones económicos y político-sociales. Actas del Simposio ruso-español. – M.: ИЛА РАН, 2006. (0,6 п.л.)
Общий объем публикаций – 2,8 п.л.
Примечания:
1. В стране в настоящее время насчитывается свыше 100 политических партий, из которых парламентскими являются 14.
2. Учитывая заметное продвижение и успехи, достигнутые этими тремя партиями за последние 25 лет, они были выбраны в качестве примера при исследовании роли умеренных националистических партий в политической системе Испании.
3. Arana Goiri S. Obras escogidas: Antología política. – San Sebastian, 1978.
4. Risco V. Teoría do nacionalismo galego. – Santiago de Compostela, 2000.
5. Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. – М., 1998.
6. Дюверже М. Политические партии. – М., 2000.
7. Sartori G. Parties and Party Systems. – London, 1976.
8. Тишков В.А. Политическая антропология. Российские исследования в гуманитарных науках. – N.Y.: The Edwin Mellen Press Lewiston-Queenston-Lampeter, 2000; его же: Реквием по этносу. – М.: Наука, 2003
9. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. – М., 1994
10. Нации и национализм. – М., 2002.
11. Большая советская энциклопедия в 30-ти томах. – М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978 гг.
12. Цит по: Тишков В.А. Политическая антропология. Российские исследования в гуманитарных науках. – N.Y., 2000. С. 91-93.
13. Испания в начале XXI века /отв.ред. С.М. Хенкин. – М., 2006. C. 22.
14. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. – М., 1994. С. 50
15. Тишков В.А. Политическая антропология. Российские исследования в гуманитарных науках. – N.Y., 2000. С. 116.
16. Diez años en la vida de los españoles. – Barcelona, 1986.
17. España. Diez años después de Franco 1975-1985. – Barcelona, 1985.
18. Diez años en la vida de los españoles. P. 22.
19. Preston P. The triumth of Democracy in Spain. – London, 1986.
20. Prego V. Presidentes. – Barcelona, 2001.
21. Gunther R. Spain after Franco. The making of competitive party system. – Berkeley, 1986.
22. Heiberg M. The making of Basque nation. – Cambridgе, 1989.
23. Payne S. Basque Nationalism. – Reno, 1975.
24. Escudero M. Euskadi: dos comunidades. – San Sebastian, 1978.
25. Escudero M. La autonomía del País Vasco desde el pasado al futuro. – San Sebastian, 1976.
26. Escudero M. Euskadi: dos comunidades. P. 35.
27. Фуэрос – совокупность различных льгот, привилегий и обязанностей, которые определяли характер взаимоотношений между центральной властью и вассальными территориями. Традиционные баскские фуэрос включали в себя местную автономию и привилегии в области торговли, налогообложения, военной службы и многое др.
28. Solozabal Eshavarria J.J. El primer nacionalismo vasco. Industrialismo y conciencia nacional. – Madrid, 1975. P. 205.
29. Vilar P. Historia de España. – Barcelona, 1995. P.104.
30. Escudero M. Euskadi: dos comunidades. P.15.
31. Ortzi (Letamendia F.). Historia de Euskadi. El nacionalismo vasco y ETA. – Barcelona, 1977. P.130.
32. Concordia civil en Euskadi. Estrategias para la paz. – Barcelona, 2004.
33. Cataluña-España. Relaciones políticas y culturales. - Barcelona, 2003.
34. Fusi J.P. El País Vasco. Pluralismo y nacionalidad. – Madrid, 1984; Fusi J.P., Palafox.J. España: 1808-1996. El desafío de la modernidad.- Madrid, 1997; Fusi J.P. Política, nacionalidad y iglesia en el País Vasco. – San Sebastian, 1988.
35. Garcia Damborenea R. La encrucijada vasca. – Barcelona, 1984.
36. Onaindia M. Guía para orientarse en el laberinto vasco. – Madrid, 2000.
37. Хенкин С.М. Испания после диктатуры. – М., 1998. Его же: Политика пакта: испанские иллюстрации // Полис, 1996, №5.
38. Данилевич И.В. Испытание властью. Испанская социалистическая рабочая партия в 80-е годы. – М., 1991.
39. Современная Испания. – М., 1983.
40. Данилевич И.В. Автономизация Испании // Полис, 1995, №5.
41. Пожарская С.П. Особенности формирования национально-государственного комплекса на Пиренейском полуострове (на примере Испании) // Проблемы испанской истории. – М., 1984.
42. Прицкер Д.П. Национальная и региональная проблематика современной Испании // Расы и народы. Вып. 10. – М., 1980.
43. Черкасова Е.Г. Испания: переход к демократии и национальные вопросы // Мировая экономика и международные отношения, 1994, №4.
44. Коваль Т.Б. Испания: регионы, этносы и языки // Расы и народы. Вып. 14. – М., 1984.
45. Нарумов Б.П. Соотношение языка, этноса и государственности на Пиренейском полуострове // Язык – культура – этнос. – М., 1994.
46. Кожановский А.Н. Испанский случай: этнические волны и региональные утесы // В кн. национализм в мировой истории / под ред. В.А. Тишкова. – М.: Наука, 2007; его же: Испания: Автономия для регионов // Федерализм и региональные отношения. – М., 1999; его же: Народы Испании во второй половине XX века. – М., 1993; его же: Быть испанцем…: традиция, самосознание, историческая память. – М., 2006 .
47. Волкова Г.И. Политика регионального автономизма в полиэтничной Испании // Сборник материалов Второго Всероссийского конгресса политологов 22.04.2000г.
48. Прохоренко И.Л. Испанское национальное государство и феномен национализма // Национализм: теория и практика / под ред. Э.А. Позднякова. – М., 1994
49. Там же. С. 114.
50. Кожановский А.Н. Испанский случай: этнические волны и региональные утесы… С.56
51. Испания в начале XXI века /отв.ред. С.М. Хенкин. – М., 2006; Волкова Г.И., Дементьев А.В. Политическая история Испании. – М., 2005; Между сепаратизмом и автономией. Региональные и этнические партии в европейской политике. – М., 2006; Испания: траектория модернизации на исходе двадцатого века. – М., 2006.
52. Кожановский А.Н. Региональные партии и этнокультурное обособление регионов: общеевропейские и испанские вариации // Между сепаратизмом и автономией... С. 43.
53. Кирсанова Н.В. Процесс автономизации // В кн. Испания в начале XXI века. С. 75.
54. Волкова Г.И., Дементьев А.В. Указ.соч. С. 173.
55. Там же. С. 164.
56. Хенкин С.М. Политический процесс и сдвиги в расстановке сил // В кн. Испания в начале XXI века. С. 22.
57. Conferencia de prensa del Presidente del Gobierno, Don José Luis Rodríguez Zapatero, para hacer balance del primer año de gobierno. Madrid, 15.04.2005 // http://www.la-moncloa.es/Presidente/Intervenciones/default.htm