ИНСТИТУТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
На правах рукописи
МАРТИНЕС АТИЛАНО Гильермо
Реформа пенсионной системы Мексики
в контексте мирового опыта
Специальность 08.00.14
- Мировая экономика
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Москва – 2007
Работа выполнена в Центре экономических исследований Института Латинской Америки Российской академии наук и в Автономном столичном университете (UAM) г. Мехико
Научный руководитель:
кандидат экономических наук В.А. Теперман
Официальные оппоненты:
доктор экономических наук, профессор Л.С. Дегтярь
кандидат экономических наук, доцент В. Н. Сивашенков
Ведущая организация – Академия труда и социальных отношений
Защита состоится 6 ноября 2007 года в 12 часов
на заседании диссертационного совета Д.002.032.01
Института Латинской Америки Российской академии наук
по адресу: Москва, ул. Большая Ордынка, 21.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке
Института Латинской Америки РАН
Автореферат разослан ____________________________ 2007 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
кандидат экономических наук Э.Г. Ермольева
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы обусловлена кардинальными демографическими сдвигами, происходящими с середины ХХ века в большинстве стран мира, ведущими к старению населения и связанными с этим преобразования в системах социального обеспечения. Многие государства, проводящие структурные реформы своих пенсионных систем, сталкиваются с одинаковыми трудностями и вынуждены решать целый ряд схожих проблем. Пенсионная реформа затрагивает судьбы миллионов людей, которые зависят от системы социального страхования как основного источника дохода после завершения активной трудовой деятельности, и оказывает немалое воздействие на экономику стран, которые ее проводят. В то время как в развитых странах следствием старения населения является рост расходов по социальному страхованию, в менее развитых странах этот процесс нередко еще больше обостряет некоторые социальные проблем из-за недостатка бюджетных средств.
В Латинской Америке накоплен большой опыт реформирования систем социального обеспечения, насчитывающий свыше четверти века. Хотя реформа пенсионной системы не включалась в число рекомендаций, изложенных в Вашингтонском консенсусе, она, тем не менее, стала частью неолиберальной экономической политики, проводившейся в Латинской Америке. В 1981 г. пенсионная система была реформирована в Чили, в 1997 г. – в Мексике. После десяти лет функционирования мексиканской модели пенсионной системы, основанной на индивидуальных накопительных счетах, можно подвести некоторые итоги, поскольку в результате преобразований в данной области возник феномен, оказывающий растущее воздействие на национальную экономику, т.к. доля пенсионных накоплений в ВВП страны достигла 8,1%.
Применение научного анализа дает возможность объективно оценить сложившуюся ситуацию, плюсы и минусы реформы, и на основе этого разработать некоторые рекомендации, которые могли бы способствовать более рациональному использованию потенциала денежных ресурсов, накопленных в пенсионных фондах, увеличить их роль в дальнейшем развитии и стабилизации финансового рынка в Мексике.
Автору представляется, что мексиканский опыт пенсионной реформы, ориентированный на возрастании роли накопительных фондов на финансовых рынках, может оказаться ценным для Росси, где также начато осуществление пенсионной реформы и в повестке дня стоит проблема введения системы накопительных пенсионных счетов.
Предметом исследования является пенсионная система, основанная на индивидуальных накопительных счетах, которая отличается от систем, основанных на распределении среди пенсионеров тех отчислений, которые делают активно работающие члены общества. Объект исследования – особенности демографического перехода в странах Латинской Америки, практические аспекты осуществления пенсионной реформы в этих условиях, роль накопительных фондов, их связь с финансовыми рынками и с процессом накопления в интересах экономического роста.
Хронологические рамки. Анализируя реформы пенсионной системы в латиноамериканском регионе на протяжении четверти века (1981-2006 гг.), автор уделяет особое внимание мексиканской пенсионной системе, рассматривая ее в период, предшествовавший реформе (т.е. до 1997 г.), так и спустя десятилетие. Имевшиеся в распоряжении диссертанта статистические материалы, законодательные акты и иные документы дали ему возможность получить представление о некоторых результатах и о тех мерах, которые предпринимались для того, чтобы накопленные работниками средства не пропадали в результате экономических кризисов или рискованных инвестиций.
Цель исследования – дать оценку основных результатов мексиканской пенсионной реформы в сравнении с опытом других стран и регионов, показать место накопительных фондов как составной части финансовых рынков, проследить их влияние на процессе накопления и в более общем плане – на экономическое развитие Мексики.
Для достижения поставленной цели было необходимо, по мнению автора, решить следующие задачи:
1 исследовать тенденции изменения возрастной структуры населения и его старения в мировом и региональном аспекте и в Мексике, как важнейшего фактора, обусловившего проведение реформ пенсионного обеспечения;
2 проанализировать изменения в сфере социального страхования, вызванные старением населения;
3 провести сравнительный анализ пенсионных реформ в ряде латиноамериканских государств, уделив особое внимание подходу Всемирного банка к практике их осуществления;
4 показать особенности демографических процессов в Мексике, проследить динамику пенсионной реформы, начиная с 1997 г. вплоть до ее нынешнего этапа;
5 изучить деятельность главных финансовых институтов, управляющих пенсионными накоплениями, их место и роль на национальном финансовом рынке;
6 рассмотреть воздействие новых пенсионных систем на уровень национального накопления, развитие рынка капитала и ценных бумаг.
Методологической основой исследования стали концепции американских экономистов: Пола Самуэльсона, Андо Модильяни и Питера Даймонда. В работе были также использованы теоретические разработки экономистов, связанных с Всемирным банком и Международным валютным фондом (в частности, Эстель Джеймса и Николаса Барра). Кроме того, автор обращался к работам критиков традиционной экономической мысли – Джозефа Штиглица и Арно Тауша.
В работе широко использовались материалы международных организаций – Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международной организации труда (МОТ) и др.
Были проанализированы документы, касавшиеся пенсионных реформ в некоторых странах региона, в которых они проводились (например, Аргентине, Колумбии, Перу). В своей работе автор также опирался на исследования российских латиноамериканистов, опубликованные как на русском, так и на испанском языках.(1)
Научная новизна. Среди исследований по Латинской Америке, предпринятых как местными специалистами (включая мексиканских), так и нелатиноамериканскими авторами, еще мало работ, которые давали бы синтетический, обобщенный анализ структурных реформ в сфере пенсионного обеспечения. Подавляющее большинство трудов рассматривают преобразования в данной сфере в какой-либо одной стране региона.
Особенность данной работы состоит в том, что в ней проводится компаративный анализ перестройки пенсионной сферы в десяти государствах региона с выделением ее общих и специфических черт. Кроме того, автор сопоставляет практику латиноамериканских стран с международным опытом преобразований в социальной сфере. По результатам исследования диссертант приходит к собственному выводу, что, если после начального этапа реформа не оказывает воздействия на другие отрасли экономики, то происходит фрагментация самой пенсионной системы. Автор формулирует и другой вывод – о незавершенном характере латиноамериканских пенсионных реформ, о чем наглядно свидетельствует пример Мексики. В противовес концепции Всемирного банка автор обосновывает свое мнение о необходимости проведения полной реформы, ибо только таким образом можно смягчить диспропорции, сложившиеся на пенсионных рынках и избавиться от перекрестных субсидий.
В работе автором широко использованы эконометрические инструменты анализа, в том числе методология экономического прогноза. При этом им выстраивается модель, связывающая суммарные накопления в экономике с эспликативными переменными хозяйственного цикла и постоянного дохода. Таковыми являются, в частности, соотношение численности пенсионеров и трудоспособного населения, доход на душу населения и уровень налоговой ставки. Кроме того, в качестве эспликативной переменной в диссертации предложено принимать во внимание структурные изменения, вызванные непосредственно пенсионной реформой.
Данная диссертация является первой на сегодняшний день в российской латиноамериканистике работой, посвященной анализу пенсионной реформе в Мексике в контексте мирового опыта.
Практическое значение. Проведенное исследование, его выводы и рекомендации могут быть использованы для разработки планов и программ, направленных на улучшение функционирования национальных пенсионных фондов, на дальнейшее развитие мексиканской пенсионной системы в целом и той ее части, которая охватывает работников госсектора.
Принимая во внимание проблемы пенсионеров во все большем числе стран мира (включая и Россию), диссертант полагает, что изучение проблем мексиканских компаний («администраторов») по управлению пенсионными фондами (AFORES) и обществ специализированных инвестиций накопительных фондов (SIEFORES), может представлять практический интерес для российского правительства, финансовых институтов РФ, ее Центрального банка, а также использоваться в экономических исследованиях в российских университетах.
Апробация темы. Выбор темы обусловлен тем опытом, который автор диссертации приобрел в финансовых организациях, занимающихся проблемами накоплений в сфере пенсионного обеспечения и жилья. К этому необходимо добавить и двадцатилетний стаж преподавания на кафедре экономики Автономного столичного университета и профессиональную деятельность диссертанта в качестве консультанта частных компаний.
Изучать проблемы пенсионной системы в Мексике автор начал в середине 1990-х годов, когда приступил к работе в сфере ипотечного кредита и еще более активно - после того, как получил должность консультанта мексиканского правительства по реформе системы социального обеспечения.
Результаты научной деятельности диссертанта по данной тематике нашли свое отражение в серии книг и статей, в выступлениях на научных форумах.
В России подходы автора были изложены им на страницах журналов «Латинская Америка» и «Ибероамерика», издающихся Институтом Латинской Америки РАН.
В Мексике работы диссертанта были опубликованы в журнале, регулярно издающимся Национальным автономным университетом Мексики (УНАМ) «Экономика: теория и практика» (“Economía: тeoría y práctica”) , в журнале «Денариус» (“Denarius”), а также в бюллетене Министерства внешней торговли Мексики (“Comercio exterior”).
Автор выступал с докладом по основным положениям диссертации перед сотрудниками Института Латинской Америки РАН. Диссертация была обсуждена и одобрена на расширенном заседании Центра экономических исследований ИЛА РАН.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Старение населения и проблема пенсионного обеспечения
§ 1.1. Изменения в социальном обеспечении и возрастной структуре населении мира
§ 1.2 Концепция «трех опор» Всемирного банка
§ 1.3 Теоретическая модель пенсионной системы
Глава 2. Латиноамериканский опыт реформы пенсионной системы
§ 2.1. Старение населения в Латинской Америке
§ 2.2. Практика преобразований пенсионного обеспечения в странах региона
§ 2.3. Особенности пенсионной реформы в Чили
§ 2.4. Воздействие накопительных пенсионных систем на развитие финансового рынка
Глава 3. Пенсионная реформа в Мексике
§ 3.1. Суть демографического перехода
§ 3.2. Дореформенная пенсионная система и основные черты ее трансформации
§ 3.3. Институциональная база пенсионной системы
§ 3.4. Современные проблемы пенсионного обеспечения
§3.5. Влияние пенсионной реформы на уровень накопления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
II. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении автор обосновывает актуальность избранной темы, намечает основные линии исследования, определяет цели и использованную методологию, дает короткий обзор научной литературы.
В первой главе дается анализ сдвигов, происходящих в возрастной структуре населения в мире в сторону его старения.(2) Показаны связанные с этим демографическим процессом изменения в системах социального обеспечения, а также в концепциях, на которых базируется их функционирование. При этом автор обращает внимание на принципиально различный характер трансформации пенсионных систем под влиянием данного процесса в развитых и развивающихся странах; факты свидетельствуют, что в последних демографические сдвиги идут интенсивнее, а проблемы старения населения выражены более остро. Более того, следует учитывать и проблему занятости в неформальном секторе, который в развивающемся мире играет несоизмеримо более важную роль в экономике.
Автор показывает, как происходил радикальный пересмотр концепции социального обеспечения в развивающихся странах, приведший во многих случаях к приватизации пенсионных систем и передаче накоплений в управление частных администраторов
Детально анализируя процесс старения населения в мире, диссертант иллюстрирует статистическими показателями тенденцию к увеличению группы лиц пожилого возраста как в абсолютных масштабах, так и по отношению к работающему населению; вряд ли вызывает сомнения, что происходящий процесс оказывает непосредственное влияние на пенсионные системы в большинстве стран, на которые воздействует подобный демографический переход.
Далее автор рассматривает теоретические основы предложений Всемирного банка, специалисты которого предложили собственную стратегию решения проблем, с которыми сталкиваются пенсионные системы. Их концепция «трех опор» включает следующие элементы: первый – государственная пенсионная система, скромная по размерам, целью существования которой является уменьшение бедности в старости. Второй элемент – частная и обязательная система, по своему характеру - полностью накопительная с четко установленными размерами отчислений для каждого работника. Третий элемент программы Всемирного банка – добровольные сбережения лиц, которые хотят иметь достаточно высокие доходы после выхода на пенсию. (3)
Такой подход Всемирного банка, основанный на трехчленной структуре пенсионного обеспечения, может трактоваться с позиций как нормативной, так и позитивистской экономики, однако он не отличается полнотой. В представленной работе автор показывает, что реальные результаты предложений банка в позитивистской экономике носят ограниченный характер, в силу чего они должны интерпретироваться в терминах нормативной экономики. По мнению диссертанта, необходим тщательный анализ рекомендаций этого международного учреждения, особенно в отношении финансового посредничества и капиталовложений, осуществляемых за счет накопительных пенсионных сбережений.
Диссертант рассматривает теоретические постулаты австрийского экономиста А. Тауша, который, используя эконометрический анализ экономических и социальных переменных, приходит к выводу о несомненной пользе пенсионных реформ. Арно Тауш показывает, что пенсионная реформа позволяет накапливать финансовые средства и таким образом улучшать положение стран в системе мировой экономики. Являясь критиком концепций Всемирного банка, австрийский экономист, тем не менее, настаивает на необходимости структурных реформ пенсионной системы в эпоху глобализации, считая, что они оказывают положительное воздействие на экономику тех стран, в которых они проводятся.
Диссертант приводит критические замечания нобелевского лауреата в области экономики Джозефа Штиглица, который считает, что в финансовой сфере не существует автоматических механизмов, способных обеспечить трансформацию накопленных средств в продуктивные капиталовложения, как это утверждают эксперты Всемирного банка. Он ставит под сомнение их тезис о преимуществах, связанных с заменой распределительной системы накопительной, и о том, что увеличение занятости в формальном секторе экономики означает лучшее функционирование рынков труда.
По мнению автора, в построениях Всемирного банка слабо учитываются некоторые, важные для функционирования национальных финансовых рынков аспекты, что особенно касается Латинской Америки, когда неформальные отношения, переход работников в формальный сектор и уход из него, создают для пенсионной системы дополнительные проблемы.
Продолжая свою критику позиции Всемирного банка в отношении пенсионных реформ, автор противопоставляет его модели «частичного равновесия» свою собственную модель «всеобщего равновесия», считая, что в первой отсутствуют меры по корректировке диспропорций, возникающих в результате изменений в спросе и предложении.
Предлагая использовать модель всеобщего равновесия для анализа пенсионных систем, диссертант считает ее методологически более фундированной по отношению к процессу накопления в пенсионных системах и в большей мере соответствующей интересам тех возрастных групп, которые в нее вовлечены - прежде всего, старшего поколения, живущего на пенсию.
Опираясь на экономическую теорию совершенной конкуренции рационально ведущих себя на рынке агентов, автор проводит анализ распределения сбережений между поколениями и определяет условия, при которых не осуществляется накопления капитала. Так происходит, во-первых, при отсутствии наличного денежного обращения, то есть при реализации гипотетической модели прямого взаимного товарообмена между работающими и неработающими поколениями. В такой экономике социальное обеспечение является условием равновесия цен. Если пенсионная реформа происходит в условиях реальной монетарной экономики, в рамках которой действует система социального страхования, то характер ее эффективности будет зависеть от соотношения между ставкой процента и индексом роста населения. Если последний равен ставке реального процента, то диспропорции не возникают, и распределительная система обеспечивает сохранность стоимости сбережений. В противном случае происходит ее сокращение. Автор приходит к выводу о возможности достижения равновесия между сбережениями поколений различных возрастов и исследует два возможных случая – при отсутствии накопления капитала и с его накоплением. В первом случае система социального обеспечения, основанная на распределении, решает проблему неэффективности при удовлетворении потребностей нетрудоспособного населения, поскольку средства не используются на «посторонние» цели. Во втором же случае все происходит наоборот, и распределительная система лишает процесс накопления необходимых ресурсов.
Для постоянного увеличения сбережений необходимо, чтобы они продуктивно инвестировались, в противном случае ожидаемого процесса накопления не произойдет. Различие между распределительной и накопительной системами состоит также в том, что первая использует государственный институт социального страхования, а вторая основывается на рыночных механизмах. Диссертант приходит к выводу, что замена распределительной системы на накопительную положительно влияет на сбережения и экономический рост. Но это происходит не в силу того, что накопительная система увеличивает сбережения, а потому, что прекращает их сокращение. В накопительной системе различие между обязательным и добровольным накоплением очевидно, так как государственные институты социального страхования не оправдывают себя с точки зрения эффективности. Поэтому оправдано существование таких частных финансовых организаций как пенсионные фонды.
Во второй главе дается анализ пенсионных реформ, проведенных в странах Латинской Америки. Особое внимание при этом уделяется Чили, которая стартовала первой в1981 г., за ней последовали: Перу (1992 г.), Колумбия и Аргентина (в 1994 г.), Уругвай (1996 г.), Мексика и Боливия (1997 г.), Сальвадор (1998 г.), Коста-Рика (2000 г.) и Доминиканская Республика (2003 г.).
Анализируя факторы, обусловившие радикальное реформирование пенсионных систем в названных странах, автор подчеркивает, что преобразования назревали давно, но объективным толчком к более активным действиям послужили демографические изменения, которые создали новые проблемы для пенсионных систем Латинской Америки. В общей численности населения возросла доля лиц старше 60 лет, что было вызвано увеличением продолжительности жизни. Доля лиц пожилого возраста достигает почти 8%. В сравнении с европейскими странами, где данный показатель равен 20%, пропорция не столь велика, однако темпы ее роста в латиноамериканском регионе гораздо выше. Увеличивается и продолжительность жизни: с начала 1950-х и до конца1990-х годов она выросла на 18 лет: с 51,4 до 69,2 лет. В 2025 г., согласно прогнозам Латиноамериканского центра демографии, средняя продолжительность жизни в регионе составит 75 лет. (4)
В кратком историческом ретроспективном обзоре автор указывает, что предпосылкой для осуществления пенсионных стал уже в 1980-е годы (называемые «потерянным десятилетием») острый дефицит государственных финансов. Кроме того, соотношение между доходами и отчислениями носило неустойчивый характер. Доходы пенсионеров росли медленно, средства пенсионных систем частично использовались для решения проблем здравоохранения и преодоления бедности. Снижение покупательной способности накопленных средств обуславливалось и значительной инфляцией. Вся совокупность трудностей экономически -финансового характера привела к тому, что к концу 80-х годов большинство стран Латинской Америки столкнулось с серьезными проблемами, поставившими под угрозу возможность выплаты пенсий. В частности, для Аргентины, Уругвая и Мексики реформа стала настоятельной необходимостью. Соотношение между экономически активным населением и пенсионерами начало быстро снижаться. Росла безработица и количество лиц, занятых в неформальном секторе. Меры финансового оздоровления, проводимые в рамках неолиберальной политики, не привели к увеличению занятости в госсекторе.
Востребованная в латиноамериканских государствах модель пенсионной реформы была апробирована в Чили, однако общепринятой парадигмы до сих пор нет (да и вряд ли она необходима, если учесть существующие внутрирегиональные различия). В Латинской Америке можно выделить три разновидности преобразований в пенсионных системах. Первая предусматривает собой схему обязательного участия для наемных работников, что ориентирует на полную замену т.н. распределительной системы. Вторая модель – смешанная, объединяющая индивидуальные накопительные и распределительные программы. Ставка отчислений, представляющая собой процент от заработка работника, делится между обеими программами. Смешанная модель характерна для Аргентины, Уругвая, Коста-Рики. (Следует отметить, что она во многом напоминает европейскую пенсионную систему). В третьей модели индивидуальные накопительные и распределительные системы конкурируют между собой; в Перу и Колумбии работникам предоставлено право выбирать одну из двух систем.
В Мексике, равно как в Чили, Боливии, Сальвадоре и Доминиканской Республике, применяется система первого типа - полностью накопительная, основанная на индивидуальных счетах, которые управляются специализированными финансовыми институтами. Реформы связаны с введением индивидуальных счетов и установлением размера взноса. Работники получают проценты на свои накопления, а пенсия зависит от накопленной суммы. К концу 2006 г. накопленные в пенсионных фондах стран региона средства составляли приблизительно 230 млрд. долл., или 17% ВВП тех десяти стран, которые уже на практике осуществили пенсионную реформу подобного типа.
Диссертант показывает, что процесс перехода от распределительной системы к накопительной не лишен серьезных проблем и рисков. Например, опыт Мексики свидетельствует о возникновении проблемы увеличения охвата лиц пенсионного возраста данной системой.
Анализируя результаты пенсионной реформы в Чили, автор отмечает высокие показатели доходности пенсионных фондов в этой стране. Что касается воздействия реформы на суммарные накопления в других государствах региона, то диссертант разделяет точку зрения многих других исследователей, которые считают, что в большинстве стран Латинской Америки пенсионы реформы пока не оказали существенного влияния на процесс накопления, и Чили является лишь исключением. Возможно, успех чилийской модели связан с достаточно долгим (более 25 лет) периодом трансформации пенсионной системы в данной стране. Резюмируя этот тезис, автор приходит к выводу, что любая пенсионная реформа не может привести к быстрому росту накопления, оно увеличивается только в долгосрочной перспективе, что необходимо учитывать при анализе последствий реформ.
Третью главу диссертант посвящает мексиканской пенсионной реформе, необходимость которой диктовалась как внутренними проблемами самой системы, так и внешними по отношению к ней факторами. К числу детерминант первой группы следует отнести, среди прочих, финансовые диспропорции, которые оказывали (и продолжают оказывать) серьезное давление на управляющие органы. Что касается внешних факторов, то определяющими среди них явились изменения в демографической ситуации, которые обусловили быстрый рост потребностей в финансовых ресурсах для функционирования пенсионной системы. Автор отмечает, в частности, что демографические изменения повлияли на финансовое положение давно действовавшего Мексиканского института социального страхования (МИСС), в котором число зарегистрированных работников перестало расти, а накопительные фонды использовались главным образом для покрытия медицинских расходов его членов и на финансирование сети детских дошкольных учреждений института.
Анализируя изменения в возрастной структуре населения Мексики, диссертант отмечает, что они происходили более интенсивно, чем в развитых странах, в силу чего их последствия для распределительной пенсионной системы оказались серьезнее. В 2005 г. в Мексике проживало 8,3 млн. лиц в возрасте старше 60 лет, к 2030 г. их численность (в связи с увеличением продолжительности жизни), согласно прогнозам, возрастет до 17,4 млн. (В 1970 г. средняя продолжительность жизни мексиканского населения составляла 62 года, в 2005 г. - уже 74,5). (5)
Автор особо указывает на то, что в процессе демографического перехода возникает некий благоприятный период, когда увеличение населения в трудоспособном возрасте при сокращении доли детей до 15 лет создает ситуацию, при которой процент населения в пожилом возрасте относительно невелик. Такой период называют «демографическим бонусом», и он является благоприятной основой для формирования пенсионной системы, основанной на индивидуальных счетах. Преимущества, которые дает такая ситуация, будут в наибольшей степени ощущаться в Мексике вплоть до 2030 г., когда показатель демографической нагрузки составит менее 60 человек в пенсионном возрасте на 100 человек в трудоспособном возрасте.
Переходя к конкретному анализу мексиканской реформы, автор утверждает, что в середине 1990-х годов в стране четко осознали, что откладывать дальше проведение пенсионной реформы нельзя и что возглавить ее должно государство, главной задачей которого становилось решение проблемы бедности в старости.
Реформа пенсионной системы 1997 г. должна была в основном решить проблему внутреннего накопления, однако существовали также и другие стимулирующие факторы, Необходимо отметить, что уже в 1992 г. специалисты прогнозировали нарастание трудностей в сфере социального обеспечения. И в этой связи была создана накопительная пенсионная система (НПС), призванная обеспечить рентабельность пенсионной схемы и накопление ресурсов для финансирования долгосрочных проектов, в дополнение к пенсионным системам, действовавшим законодательно в рамках основных институтов социального страхования. НПС положила начало пенсионной реформе в Мексике, однако на первом этапе поставленные цели не были достигнуты. Возникли, во-первых, препятствия организационного характера, которые делали невозможным объединение только на одном счете средств, вносимых каждым работником; во-вторых, отчисления в размере 2% от базовой ставки заработной платы не гарантировали работнику достаточного размера пенсии.
Новая пенсионная система Мексики способствовала аккумулированию средств в размере более 65,6 млрд. долл., находившихся на 37,1 млн. индивидуальных счетов. Спустя десять лет после начала пенсионной реформы сбережения превысили 714 млрд. песо, или 8,1% ВВП. Если учесть жилищные накопления и средства НПС с 1992 г., то эта доля вырастает до 13,8% ВВП. (6) К 2010 г. в пенсионной системе может быть накоплено 108 млрд. долларов. Это означает ежегодный прирост накоплений в среднем на уровне 15%, если за основу взять сумму в 28 млрд. долл., которой пенсионные фонды располагали в 2000 году. Таким образом, по темпам роста в следующем десятилетии мексиканская пенсионная система выйдет на первое место в Латинской Америке.
Одним из основных субъектов новой системы являются Администраторы пенсионных фондов. МИСС учредил «AFORE XXI век», который наряду с частными компаниями участвует в этой сфере деятельности, однако следует учитывать, что его членами являются в основном работники с низкой заработной платой.
Анализируя механизм осуществления мексиканской реформы 1997 г., нельзя не сказать, что она неявно предполагала создание рынка пенсионных накоплений, который мог бы (при соответствующем регулировании) стать конкурентным. (Комиссионные же сборы, взимаемые AFORES, должны были обеспечивать в основном их административные расходы). Иными словами, в реформу был заложен рыночный механизм, призванный объединить потребителей финансовых услуг и тех, кто их предоставляет.
Особенность AFORES состоит в том, что могут управлять несколькими обществами специализированных инвестиций накопительных фондов (SIEFORES), каждое из которых должно иметь диверсифицированный портфель инвестиций с тем, чтобы уменьшить степень финансового риска. В любом случае AFORES обязаны управлять хотя бы одной SIEFORE, портфель которой состоял бы в основном из ценных бумаг, гарантирующих сохранение сбережений трудящихся.
Автор придерживается тезиса о том, что создание государственных пенсионных систем влияет на доход трудящихся в течение всего периода их жизни и может оказать воздействие на текущие поступления и расходы всей экономики в целом. Любая пенсионная система затрагивает также рынок труда, товаров и услуг (накопления и инвестиции) и капиталов. Создание полностью накопительной пенсионной системы не влияет на уровень накоплений и инвестиций, если не увеличивается ставка обязательных отчислений, по сравнению с той, которая действовала при распределительной схеме. В том случае, когда ставка устанавливается на более высоком уровне, национальные накопления растут.
Проведенный анализ приводит автора к заключению, что деятельность мексиканской пенсионной системы за последние годы не во всем оказалась успешной. Из 37 млн. членов AFORES в 2006 г. более половины не осуществляли положенных отчислений. Тем не менее, согласно некоторым оценкам, Мексика занимает первое место по числу участников пенсионной системы среди тех латиноамериканских стран, где была проведена реформа.
Обязательный характер пенсионных отчислений предопределяет важность адекватного регулирования финансовых институтов, управляющих сбережениями трудящихся. Для снижения комиссионных и увеличения доходов по процентам была предпринята попытка усилить конкуренцию между AFORES, число которых к настоящему моменту увеличилось с 13 до 21. (Следует иметь в виду такие ограничения, при которых при этом ни в одну из них не может входить более 20% от общего числа участников пенсионной системы).
Другой вывод, к которому приходит диссертант, состоит в том, что пенсионная реформа 1997 г., ограничиваясь реорганизацией МИСС, улучшала положение главным образом той части экономически активного населения, которая работала в формальном секторе экономики. Поскольку в Мексике данный сектор относительно меньше, чем в развитых странах, то последствия реформы для экономики оказались ограниченными. К тому же, реформа пенсионного обеспечения не носила всеохватывающего характера, поскольку не распространялась на работников государственного сектора. Результатом стала фрагментация системы на отдельные сегменты, функционировавшие по принципиально различным схемам.
Переход к приватизированной системе и индивидуальным счетам наложил на государство ряд новых обязательств по выплате действующих пенсий, прежде всего, по выплате их минимальных сумм. В среднесрочной перспективе это означает дополнительную нагрузку на государственные финансы.
Существование в Мексике до сих пор нескольких государственных организаций, каждая из которых имеет собственный режим пенсионного обеспечения своих сотрудников, безусловно, затрудняет теперь создание единой национальной пенсионной системы. По этой причине, как считает автор, пенсионная реформа в стране должна быть продолжена и расширена. Анализируя положение занятых в госсекторе, автор приходит к выводу о необходимости реформы пенсионной системы Института социальных услуг и обеспечения государственных служащих, объединяющего более 2 млн. работников, который обеспечивает выплату более полумиллиона пенсий.
Уровень накопления, существующий в стране, определяется соотношением между потреблением и накоплением различных экономических субъектов, поскольку каждый человек сам определяют какая часть его дохода идет на потребление (текущее) и накопление (будущее). Следовательно, для того, чтобы Мексика достигла определенного роста, требуются сбережения, которые пойдут на финансирование инвестиций. Цель пенсионной реформы состояла в том, чтобы увеличить долю национальных накоплений, в частности частных, в ВВП и таким образом гарантировать необходимые для финансирования инвестиций ресурсы.
Для оценки влияния пенсионной реформы 1997 г. на суммарные накопления автор использует эконометрическую модель, которая на основе ежегодных статистических данных, определяющих состояние совокупного накопления – важного элемента долгосрочного экономического развития любой экономики, анализирует проявившиеся за десять лет тенденции. В качестве факторов, обуславливающих изменения суммарных накоплений, избраны темпы роста ВВП, текущие поступления извне, изменения налоговой ставки. При этом во всех рассматриваемых вариантах не содержится ответа на вопрос о пенсионных накоплениях.
Заканчивая анализ результатов мексиканской пенсионной реформы, начатой в 1990-е годы, автор предлагает свое, возможно, довольно субъективное решение одного из основных вопросов, стоящих перед пенсионной системой и связанных с получением реальных накоплений в экономике, необходимых для стимулирования производительных инвестиций и экономического роста.
Основываясь на результатах своего исследования, в заключении автор делает следующие выводы.
1. Во многих странах мира осуществляются реформы социального обеспечения, связанные со старением населения и возрастанием нагрузки трудоспособное население. Наиболее быстрыми темпами демографический переход осуществляется в странах Латинской Америки и Азии, которые испытывают дефицит времени для приспособления к последствия старения населения.
2. Прослеживаются две основных тенденции в реализации реформ. В первом случае речь идет о внесении определенных корректив в традиционную модель социального страхования, что характерно для развитых стран. В развивающихся экономиках куда более часто проводится радикальная структурная трансформация, ведущая к созданию систем, основывающихся на индивидуальных накоплениях, управляемых частными финансовыми институтами.
3. Долгосрочные тенденции в изменении демографической ситуации в странах Латинской Америки, ведущие к постоянному росту нагрузки на трудоспособное население, потребность поддерживать равновесие в государственных финансах являются объективными факторами, определяющими необходимость перехода от распределительных к накопительным системам социального обеспечения. За последнюю четверть XX века Латинская Америка превратилась в мирового лидера по осуществлению пенсионных реформ. В число государств, которые стоят на пути к реформам этого социального блока, в ближайшей перспективе войдут, как считает диссертант, Никарагуа и Ямайка.
4. Пенсионные накопления содействуют развитию финансового сектора и вносят весомый вклад в решение проблем его укрепления. Частные пенсионные фонды превратились в одного из основных держателей государственных ценных бумаг. По мнению диссертанта, это способствует повышению устойчивости данного сектора и росту спроса на правительственные обязательства. Хотя в большинстве латиноамериканских стран средства накопительных счетов менее активно используются на рынке корпоративных ценных бумаг, как в развитых странах, в тех из них (Аргентина, Перу, Чили), где инвестиции в финансовые инструменты корпораций и банков достигли существенных масштабов, деятельность фондов превращается в важный фактор роста биржевых операций. При этом постепенно сокращается зависимость национальных компаний от прилива портфельных инвестиций из-за рубежа.
5. Вместе с тем, с течением времени стало очевидно, что в деятельности пенсионных систем наблюдается ряд сложных проблем, негативно сказывающихся на их эффективности. Во всех странах региона, перешедших на индивидуальные счета, наблюдается нежелание значительной части наемных работников своевременно выполнять свои обязательства по отчислению средств в фонды. Не секрет, что объем активов фондов напрямую зависит от уровня заработной платы. Учитывая это обстоятельство, вполне понятно, почему происходил ускоренный рост накоплений в Чили, Аргентине и Уругвае (где доходы работников выше), при заметном отставании Перу, Колумбии и, особенно, Боливии (где заработная плата более низкая). В силу этого же обстоятельства в Латинской Америке частные пенсионные фонды не стали столь весомыми игроками на рынке капитала, как в развитых государствах (хотя в последнем случае отчисления осуществляются не в обязательном, а добровольном порядке).
6. На опыте Мексики диссертант показывает, что пенсионные фонды оказывают серьезное воздействие на финансовую систему. Это подтверждается анализом инвестиционной деятельности на рынке AFORES и SIEFORES, которые управляют пенсионными накоплениями. Тем не менее, в Мексике, как и в большинстве других латиноамериканских стран, недостаточный уровень национальных накоплений является ключевым фактором, сдерживающим инвестиционные расходы.
7. Разделяя мнение, выраженное многими иностранными коллегами, автор считает, что в Мексике необходимо охватить пенсионной системой, основанной на индивидуальных счетах, как работников госсектора, так и занятых в неформальном секторе, то есть сделать реформу всеобщей.
Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в публикациях автора (общим объемом 12 п.л.), в т.ч.:
1. Пенсионная реформа в Мексике: десять лет спустя.// Латинская Америка, 2007, № 10 (0,9 п.л.).
2. Reforma a las pensiones y ahorro individual (Пенсионная реформа и личные сбережения). // Economía: teoría y practica.- UNAM, México, D.F., 2006, N 22 (1 п.л.).
3. El mercado de viviendo en México: un análisis de toma de decisiones basado en la microeconometría (Рынок жилья в Мексике: анализ принятия решений на основе микро-эконометрии)./ Denarius.- UAM, México, D.F., 2005, N 11 (0,75 п.л.).
4. La reforma incompleta al sistema de pensiones (Незаконченная реформа пенсионной системы). // Iberoamérica- ILA RAN, Moscú, 2004, No.3 (0,65 п.л.).
5. Gestión financiera basada en la valuación del riesgo (Управление финансами, основанное на оценке рисков).// Denarius. - UAM, México, D.F, 2002, N 5 (в соавторстве, 0,85 п.л.).
6. Servicios financieros: apertura y globalización: qué ganamos y qué perdimos con el TLC ? (Финансовые услуги в условиях открытости и процесса глобализации: что мы приобретаем и что мы теряем с заключением соглашения о свободной торговле?).“Siglo XXI Editores”, México, D.F., 1996 (1,35 п.л.).
7. Seguridad social: prestaciones sociales (Социальное страхование: предоставление социальных гарантий).// Доклад на «IV экономической неделе», UAM, México, D. F., junio de 2006.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. См.: ONU. Development in an ageing world. World Economic and Social Survey 2007, Nueva York, 2007; CELADE / CEPAL. América Latina y el Caribe: El envejecimiento de la población 1950-2050, 2003; Banco Mundial. Averting the old age crisis, Nueva York, Oxford University Press, 1994; CIESS, Informe sobre la seguridad social en América Latina 2003, México, 2003; OCDE Pensions at a glance: public policies across OECD countries, Paris, 2005; CEPAL. La protección social de cara al futuro: acceso, financiamiento y solidaridad. Montevideo, 2006; Barr N. Reforming pensions: myths, truths and policy choices / IMF Working papers No. 139, 2000; Aspe P. El camino mexicano de la transformación económica. México: Fondo de cultura económica, 1993; I. Gill, T. Packard y J. Yermo. Keeping the promise of old age income security in Latin America: a regional study of social security reforms, World Bank, Washington D. C., 2005; Davydov, V. Las reformas de la primera y segunda generaciones en el proceso de adaptación y la globalización económica (experiencia latinoamericana y perspectiva rusa). – Iberoamérica. M.: 2003, № 1; Бобровников А.В., Теперман В.А., Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт модернизации: итоги экономических реформ первого поколения. М.: ИЛА РАН, 2002; Боровков А.Н., Шереметьев И.К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. М.: ИЛА РАН, 1999. Escamilla (et.al). La transformación neoliberal de la esfera crédito-bancario. Resultados y problemas en Latinoamérica de hoy. Una visión actualizada desde Rusia. CEDEN, Centro de estudios para el desarrollo nacional. México, 2007.
2. ONU. Development in an аgeing world. World Economic and Social Survey 2007, Nueva York, 2007.
3. H. Robert, “The World bank approach to pension reform”. Social protection discussion paper. Series No 9807. Washington D.C., Banco Mundial, septiembre, 1999.
4. Centro latinoamericano y caribeño de demografía. “Los adultos mayores en América Latina y el Caribe. Datos e indicadores”. Santiago de Chile, marzo de 2002.
5. Еl II сonteo de рoblación y vivienda 2005, INEGI, Aguascalientes, 2006.
6. CONSAR. Boletín de рrensa, México (D.F.), N 1, 22 de enero de 2007.