Информация о продолжении работы над научно-исследовательским проектом
«Разработка концепции продвижения позитивного имиджа России в иберийских странах (Испании и Португалии)».
Информация подготовлена в Центре иберийских исследований ИЛА РАН при финансовой поддержке РГНФ в рамках работы над проектом N 06-03-02063а.
Проект «Разработка концепции продвижения позитивного имиджа России в иберийских странах (Испания и Португалия)» выполняется Центром иберийских исследований ИЛА РАН под руководством директора Центра к.и.н. Яковлева П.П. (Дополнительный конкурс РГНФ 2006 г. "Образ России в современном мире", грант № 06-03-02063а).
Период реализации проекта: 2006-2008 гг.
Авторский коллектив: к.э.н. Ермольева Э.Г., к.и.н. Коваль Т.Б.,
к.э.н. Мазин А.В., к.э.н. Синельщикова И.Г., к.э.н. Тайар В.М., к.и.н. Яковлева Н.М.,
асп. Куракина А.А.
Актуальность темы.
В настоящее время в мировых делах все большую актуальность приобретают имиджевые и репутационные аспекты политики государств, их политических лидеров, других полномочных представителей, а также знаковых субъектов национальных бизнес-сообществ. Нередко вопросы, связанные с образом того или иного государства, выходят на первый план международной жизни, приковывают к себе всеобщее внимание.
В течение десятилетий на Западе (в том числе, в Европе) формировался негативный образ Советского государства как агрессивной, недемократической супердержавы, угрожающей процветанию и даже самому существованию «свободного мира». Распад СССР и образование Российской Федерации обозначили определенные подвижки в международном имидже нашей страны, но не означали одномоментного коренного изменения (в лучшую сторону) образа России в глазах цивилизованного человечества. Причин такого положения много, но их анализ не входит в задачу данного исследования. Отметим лишь, что для того, чтобы радикально побороть инерцию негативного восприятия России и убрать толстые пласты предубеждений, накопившихся за многие годы, недостаточно одного совершенствования нашей жизни, искоренения имеющихся реальных проблем, политических, экономических и социальных перекосов и недостатков. Нужна целенаправленная государственная, общественная и частная работа по формированию и продвижению положительного (привлекательного для других стран и народов) образа современной Российской Федерации на международной арене.
Исследование образа нашей страны в сознании элит и в общественном мнении Испании – необходимая предпосылка формирования взвешенной и реалистичной концепции продвижения позитивного имиджа новой постсоветской России за рубежом. Без четкого представления о том, как к нам относятся в политических, деловых, религиозных и широких общественных кругах за границей, невозможна разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию средств и методов политики «мягкой силы», т.е. способности извлекать политические, информационно-пропагандистские (и иные) выгоды на международной арене, в первую очередь, путем повышения привлекательности (улучшения имиджа) России, ее лидеров, государственных и общественных институтов, бизнес-структур и национально-культурных ценностей.
В основу работы был положен изученный авторским коллективом обширный эмпирический и аналитический материал, который можно классифицировать следующим образом:
- публикации официальных кругов Испании, заявления ее государственных и политических деятелей;
- документы, характеризующие российско-испанские политические, торгово-экономические и гуманитарные отношения;
- результаты проведенных выборочных социологических опросов представителей испанских элит и общественности;
- интервью с членами испанского бизнес-сообщества, в первую очередь с теми предпринимателями, которые имеют опыт деловых контактов с российскими компаниями и банками;
- исследования наиболее известных и авторитетных испанских авторов, посвященные современной России, ее политике, экономике и властным структурам;
- публикации ведущих испанских СМИ, содержащиеся в них аналитические и информационные материалы, а также комментарии и мнения читателей.
Изучение всех перечисленных видов источников позволило составить достаточно полную картину того, как новая Россия воспринимается в испанском обществе. При этом следует иметь в виду, что формирование международного имиджа России – динамичный и далеко незавершенный процесс, в котором еще не поставлены все точки над i. Системное рассмотрение проблемы образа нашей страны как специфического процесса внутри- и внешнеполитической деятельности, осуществляемой властными российскими структурами, общественными организациями, национальным бизнес-сообществом и частными лицами, позволяет выработать научный подход к решению практических задач укрепления репутации Российской Федерации на международной арене.
В связи со значительными изменениями во внешней и внутренней политике России в последние годы, перед авторским коллективом была поставлена задача проследить динамику изменения имиджа нашей страны в иберийских странах - Испании и Португалии. С этой целью были рассмотрены такие важные темы как место России и Испании в глобализирующемся мире, отражение динамики имиджевых характеристик внешней политики РФ в общественном мнении Испании, состояние экономики РФ и российско-испанские экономические связи через призму испанских оценок, испанский взгляд на внутриполитическое развитие РФ, образы России в исторической памяти и современном восприятии испанских католиков.
В результате проведенных исследований коллективу удалось достичь следующих результатов:
1. Был проведен анализ широкого круга источников: официальные правительственные документы, материалы испанских СМИ, включая Интернет, специализированная политологическая и экономическая литература. Были проведены пилотажные опросы-анкетирования испанских респондентов по Интернету среди специалистов, студентов ВУЗов и др. категорий населения. Подготовлены диаграммы и графики, проведены полустандартизированные интервью с испанскими предпринимателями, как работающими в России, так и приезжавшими по линии консультативного центра ИЛА РАН.
2. Был проведен V российско-испанский симпозиум “Rusia y la Unión Europea después del año 2007: camino a la cooperación estratégica (enfoques ruso y español)”. Москва, 25-27 июня 2007 г., на испанском языке. В симпозиуме приняли участие представители научного сообщества и дипломатического корпуса Испании, а также занятые в проекте специалисты Центра.
3. По итогам симпозиума был опубликован коллективный труд «Россия и Испания в европейском контексте». М, ИЛА РАН, 2007, 20 п.л. - (на исп. яз.).
4. Вышла из печати коллективная монография «Россия глазами испанцев (Образ РФ в сознании элит и общественном мнении Испании)». М, ИЛА РАН, 2007, 10 п.л.; (на рус. яз.).
Краткая аннотация полученных результатов.
В постоянно усложняющейся системе глобальных стратегических интересов Российской Федерации роль Королевства Испании а) имеет тенденцию к повышению и б) характеризуется наличием значительного потенциала, умелое использование которого способно принести нашей стране весомые политические, репутационные и хозяйственные дивиденды. В данном контексте продвижение в Испании положительного образа России приобретает не только идейно-пропагандистское, но и сугубо прагматическое значение. В этих целях было проведено исследование по следующим направлениям: Россия и Испания в глобализирующемся мире, отражение динамики имиджевых характеристик внешней политики РФ в общественном мнении Испании, экономика РФ и российско-испанские экономические cвязи через призму испанских оценок, испанский взгляд на внутриполитическое развитие РФ, образы России в исторической памяти и современном восприятии испанских католиков.
Проведенное исследование показало, что возросшая международная активность Кремля усилила интерес к внешней политике Москвы и вызвала рост престижа России в испанском обществе. Желание поднявшегося на «нефтяных дрожжах» российского государства укрепить свои позиции на мировой арене оказалось понятным испанскому социуму и обеспечило в целом положительную (хотя и неоднозначную) динамику в имиджировании российской внешней политики. В значительной степени это оказалось связано с надеждами многих испанцев на появление на международной арене сильного и уверенного в себе актора, способного противостоять гегемонии Вашингтона. Именно в этом ключе начинает оцениваться испанскими аналитиками и социумом в целом новая роль Москвы. Россия позиционировалась в качестве нового полюса влияния и изменила свой международный образ благодаря продуманной внешнеполитической стратегии.
Важным фактором, способствовавшим положительной динамике имиджа нашей страны в Испании, стал переход к новой модели двусторонних отношений, основанных на приоритете экономических интересов, но с сохранением конструктивной политической составляющей.
Вместе с тем, знакомство с публикациями испанской прессы, посвященными российской экономике и испанско-российским торгово-экономическим отношениям, наводит на мысль об известной односторонности оценок и сравнительно узком диапазоне рассматриваемых проблем. Как правило, вне зоны внимания испанских журналистов остаются очень многие значимые вопросы хозяйственного развития Российской Федерации на современном этапе. В результате реальный образ нынешней России (вольно или невольно) суживается и искажается.
Разумеется, не следует переоценивать влияния СМИ. Проведенное исследование показало, что в связи с бесспорным усилением экономической мощи нашей страны интерес деловых кругов Испании к российским рынкам растет, и Россия все чаще рассматривается испанским бизнес-сообществом в качестве важного стратегического партнера.
В структуре образа современной России, сложившегося в испанском обществе, важное место занимают вопросы ее внутриполитического развития. «Всплески» общественного интереса к Российской Федерации в Испании, как правило, бывают обусловлены теми внутриполитическими событиями, которые получают широкий международный резонанс: президентские или парламентские выборы, террористические акты, громкие заказные убийства, знаковые судебные преследования и пр. При этом наблюдается заметный «разброс мнений», отражающий различия в оценках российской действительности, бытующих в испанском обществе. Так, если в органах массовой информации явно превалируют критические (если не сказать негативные) оценки, то в материалах испанских русологов можно встретить более сбалансированные и объективные мнения. Таким образом, среди испанцев существуют различные оценки России, которые могут быть диаметрально противоположными. Поэтому вряд ли можно говорить о каком-либо одном образе нашей страны, тем более что общественное мнение находится в постоянной динамике, чутко реагируя на новости о России, передаваемые СМИ.
В рамках проекта в 2008 г. Центр иберийский исследований планирует осуществить следующие работы:
1) провести научно-практическую конференцию «Образ России в сознании элит и в общественном мнении иберийских стран (пути улучшения международного имиджа)»;
2) опубликовать по итогам конференции сборник статей «Имидж России в иберийских странах»;
3) опубликовать на сайте Института Латинской Америки РАН (http://www.old.ilaran.ru/) аналитическую записку «Образ России в сознании политической, деловой и культурной элиты Португалии»;
4) опубликовать на сайте Института Латинской Америки РАН (http://www.old.ilaran.ru/) аналитическую записку «Концепция продвижения позитивного имиджа России в иберийских странах (Испании и Португалии)»;
5) опубликовать статью «Президентская дипломатия В. Путина и образ России в иберийских странах» в журнале «Латинская Америка»;
6) принять участие в VI испано-российском симпозиуме «Отношения между Европейским союзом и Российской Федерацией: преемственность и перемены», г. Барселона (Испания), апрель 2008 г.
7) опубликовать на сайте Института Латинской Америки РАН (http://www.old.ilaran.ru/) информацию о VI испано-российском симпозиуме «Отношения между Европейским союзом и Российской Федерацией: преемственность и перемены», г. Барселона (Испания), апрель 2008 г.;
8) опубликовать на сайте Института Латинской Америки РАН (http://www.old.ilaran.ru/) итоговую информацию о завершении работы над научно-исследовательским проектом «Разработка концепции продвижения позитивного имиджа России в иберийских странах (Испании и Португалии)» и полученных выводах.