ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

 

«Испания после выборов: преемственность и перемены»

(Обзор заседаний "круглого стола" в Центр иберийских исследований ИЛА РАН)  

 

 

 

5 июня 2008 г. Центр иберийских исследований ИЛА РАН провел «круглый стол»  на тему: «Испания после выборов: преемственность и перемены».

Это мероприятие привлекло внимание многих ученых из разных  научных и образовательных центров Москвы и  других городов  страны (Петербурга, Екатеринбурга, Пятигорска),  превратившись, по сути, во всероссийскую конференцию испанистов. 

За день работы «круглого стола» участники заслушали шестнадцать докладов и выступлений и приняли участие в оживленной дискуссии, обсудив с различных точек зрения наиболее острые проблемы современной Испании. 
Первая часть заседаний была посвящена вопросам внутренней и внешней политики, вторая – экономическим и социальным проблемам, а также вопросам культурной и духовной жизни страны.

 

Заседание открыл директор Института Латинской Америки В.М. Давыдов (д.э.н., проф). В своем вступительном слове он отметил большую значимость вынесенной на обсуждение темы. Современная Испания переживает, по его справедливой оценке, исключительно важный момент в своем развитии, что обусловлено синхронизацией разнонаправленных и противоречивых тенденций как во внутреннем социально-экономическом и политическом развитии, так и связанных с процессами глобализации и интеграции страны в ЕС. Достигнув за последние десятилетия неоспоримых успехов, Испания столкнулась сейчас с рядом вызовов. И от того, как она ответит на них, зависит траектория  всего ее дальнейшего развития. 

 

Характер этих вызовов и особенности подхода ИСРП к их решению раскрыл в своем докладе «Вторая легислатура ИСРП: главные вызовы» директор Центра Иберийских исследований ИЛА  к.и.н. П. П. Яковлев. (См. электронную версию доклада >>>). 
Подробно остановившись на вызовах в экономической сфере, обусловленных внутренними факторами, П. П. Яковлев выделил восемь основных, к которым относятся:
- кризис в строительной отрасли, которая была на протяжении последних десятилетий локомотивом экономического развития испанского государства;
- усиление международной конкуренции, а также слабость позиций Испании по сравнению, например, с Германией и США в так называемых странах-гигантах;
- дефицит  торгового баланса;
- рост инфляции;
-  обострение проблемы занятости;
-  финансовые сложности,  связанные с безработицей, что представляет собой особую проблему для Испании как социально ответственного государства, выплачивающего пособия по безработице и ориентированного на достижение благополучия для всех его граждан;
- угроза дефицита пенсионной системы в условиях неуклонного старения населения и сокращения налоговых поступлений в бюджет из-за высокого уровня безработицы;
- комплекс проблем, связанных с иммиграцией. 

Среди наиболее важных вызовов во внутренней политике особое место занимают, по мнению докладчика, во-первых, терроризм, во-вторых, реформа финансирования автономий и, в-третьих, обновление судебной системы.
Что касается внешней политики, то здесь на первый план выходят такие проблемы, как крен в сторону европеизма, сопровождающийся одновременно чувством ущемленности интересов Испании, которую теснят ее ближайшие европейские соседи по многим  направлениям внешней политики. Большие сложности связаны и с признанием ЕС Косово, что усложняет решение  Испанией баскского вопроса. Кроме того, это углубляет и без того острые противоречия между социалистической и народной партиями. В то же время для успешной внешней политики, диверсификации ее направлений,  как никогда требуется консенсус между основными политическими силами страны.

 

Доклад С. М. Хенкина  (д.и.н., проф. МГИМО (У) МИД России) на тему:

«Правление ИСРП: некоторые промежуточные   итоги и перспективы»

был посвящен характерным особенностям правления ИСРП в 2004-2008 гг.
С. М. Хенкин подчеркнул, что одной из основных особенностей правления ИСРП в 2004-2008 г. г. была напряженная атмосфера в испанском обществе.

«Пожалуй, впервые за годы существования испанской демократии отношения между правящей и ведущей оппозиционной партией были такими острыми»,  - отметил докладчик. Агрессивный политический дискурс, резкие взаимные нападки стали, по его мнению, повседневным явлением. Причем такая напряженность проявлялась не только в сфере большой политики, но и в производственных коллективах,  межличностном общении.

Она вызвана, как считает С. М. Хенкин, четырьмя основными причинами, а именно: 
- уязвленным самолюбием Народной партии, которая, казалось, шла к победе на выборах в кортесы 2004 г., но потерпела неожиданное поражение после случившихся за три дня до выборов терактов;
-  претензией НП на представительство интересов всего правого лагеря Испании, в том числе его экстремистской части;
- стилем правления социалистов, которые также не церемонятся со своими соперниками;
- целым рядом мероприятий правительства ИСРП, которые были восприняты консервативной и традиционалистской частью испанского общества как вызов.

В результате,  - подчеркнул докладчик, -  «в начале ХХI в., в условиях уже давно консолидированной демократии, в чем-то воспроизводилось исторически характерное для страны фронтальное столкновение между «двумя Испаниями» - прогрессистской и традиционалистской».

При этом НП переживает кризис. Внутри нее обострилась борьба за лидерство, но так и не выработалось единого мнения о том, какой именно курс должна проводить она как ведущая оппозиционная партия.

Во второй части доклада С. М. Хенкин остановился на трех наиболее острых проблемах, стоящих перед новым правительством социалистов: дальнейшем реформировании Государства автономий; баскском терроризме и иммиграции. «В целом представляется, - заключил докладчик, - что  вторая легислатура ИСРП  станет не менее драматичной,  чем первая, хотя определяться этот драматизм будет уже в немалой степени другими обстоятельствами». 

 

Специалист по испанскому регионализму И.Л. Прохоренко (канд. полит. наук, с.н.с. ИМЭМО РАН) в своем докладе «Всеобщие парламентские выборы в Испании 2008 г.: перспективы развития государства автономий»  рассмотрела особенности современного этапа автономизации регионов.

Главным направлением перемен в рамках провозглашенного в 2004 г. “нового курса” социалистов стало реформирование государственного устройства и прежде всего предоставление автономным сообществам страны того объема прав и полномочий, к которому они стремятся, в рамках сохранения государственного единства. Правительству Х.Л. Родригеса Сапатеро пришлось от амбициозных, но трудно выполнимых предвыборных обещаний провести конституционную реформу (превратить верхнюю палату Генеральных кортесов – Сенат – в полноценную палату территориального представительства) с целью развития в перспективе государства автономий по пути федерализации.

 

Заявленные реформы местного самоуправления и финансирования автономий также встретили трудности на пути обсуждения и подготовки проектов. Основное внимание социалисты уделили реформе автономных статутов и разблокированию переговорного процесса между центром и автономным правительством Страны Басков о передаче региону дополнительных полномочий.

 

Конкретным шагом в русле предвыборных обещаний здесь стало создание нового совещательного органа для налаживания механизма многостороннего, взамен прежнего двустороннего, взаимодействия между Мадридом и регионами – ежегодно созываемой председателем центрального правительства конференции с участием глав автономных сообществ и автономных городов.  

Тематика автономизации и реформы государства автономий не стала центральной в избирательной кампании 2008 года, ключевыми считались проблемы экономики, иммиграции, терроризма ЭТА. Вместе с тем не остались в стороне вопросы финансирования автономий и конфликт из-за воды на фоне сложившейся весной-летом 2008 г. катастофической ситуации с нехваткой воды в Каталонии и особенно в Барселоне – крупнейшем мегаполисе и туристическом центре.

Заявленные социалистами на период второй легислатуры реформа местного самоуправления, системы финансирования местных и автономных сообществ встретят на своем пути немало трудностей, не в последнюю очередь связанных с кризисными явлениями в национальной экономике. Что касается объявленной реформы избирательного законодательства, то ее также, по-видимому, непросто будет осуществить, учитывая естественное недовольство националистических партий регионов, чьи интересы реформа непременно затронет.

 

В.Л. Верников (директор Центра иберийских исследований Института Европы РАН) сосредоточился в своем выступлении  на вопросах внутренней политики и особенностях легислатуры ИСРП, а также ее взаимоотношениях с оппозиционной Народной партией (НП).  Он поделился своими свежими впечатлениями от поездки в Испанию, где провел ряд встреч с крупными политическими и общественными деятелями этой страны.  По его словам, главная проблема Народной партии на современном этапе заключается в отсутствии новых идей. В последние годы оппозиция строила свою политику на полном отрицании всего, что делалось правительством социалистов, вне зависимости от объективных результатов этой деятельности. При этом никаких конструктивных предложений и конкретной альтернативной программы действий она не предлагала. Сейчас это вариант уже не работает. Чтобы остаться крупным политическим игроком, НП должна выработать новую идеологию, адекватно отвечающую современной ситуации и способную решить ряд острых вопросов, прежде всего, в сфере экономики. Кроме того, у не нет поддержки молодого поколения и иммигрантов, поскольку ее позиция не соответствует их интересам.

Эту тему развила в своем докладе «Социализм versus национализм в   идеологии ИСРП» исследовательница из Петербурга Е.Б. Павлова (к.п.н., доц. кафедры теории и истории международных отношений Факультета Международных отношений СПбГУ). 

В докладе был представлен анализ идеологических основ ИСРП, – одной из первых европейских социалистических партий.

Е. Б. Павлова также подробно остановилась на восприятии обществом тех идеологических  изменений, которые происходили в социалистической партии в последнее время и оценке конкретных действий ИСРП, в том числе реформу региональных статутов; ее иммиграционную политику; курс в международных отношениях и др. Докладчик отметил ту сложную ситуацию, в которой находится сейчас Испанская Социалистическая Рабочая партия.

 

Приход к власти ИСРП был во много обусловлен двумя факторами: проевропейской внешней политикой и серьезной поддержкой на выборах, которую оказали как в 2004, так и в 2008 г, различные националистические партии Испании. Сегодня партия оказалась перед серьезной дилеммой, как совместить в одной программе действий и идеологию социализма и национализма. Пока этот сложный процесс привел партию практически к отказу от идеологической базы партийной программы, и это вызывает серьезные опасения у членов партии.
 

Вторая часть заседаний  была посвящена проблемам экономики и социальной политики. Ее открыл Н. А. Школяр (д.э.н., зам. Торгового представителя РФ в Испании), выступив на тему: «Российско-испанские торгово-экономические отношения». Он рассмотрел основные тенденции развития торгово-экономических связей между нашими странами, обратив особое внимание на еще не задействованные возможности их роста.  Основная проблема, по мнению Н. А. Школяра, состоит в отсутствии институциональных  связей для двусторонних отношений.

При этом в Испании различные ассоциации предпринимателей и отраслевые внешнеторговые центры развиты значительно лучше, чем в России. И отсутствие их «симметричных» партнеров в нашей стране существенно затрудняет диалог и расширение торгового обмена.

 

Развитие темы двусторонних отношений продолжил в своем докладе молодой исследователь из Екатеринбурга Д. А. Чечкин (Исторический факультет  Уральского ГУ им. Горького). В своем докладе «Российско-испанские отношения: своеобразие концепции ИСРП и Народной партии» он подробно рассмотрел динамику в отношении социалистов и народников к России. Докладчик отметил, что в программе Народной Партии российско-испанские отношения определяет всего лишь одна формулировка и   отсутствуют реальные предложения, в то время программа социалистов делает гораздо больший акцент на взаимоотношениях с РФ.

Первостепенной задачей признается создание эффективной политики в сфере энергетической безопасности не только Испании, но и Европейского Союза, а также укрепление кооперации в сфере безопасности и военных отношений, учитывая рамки Атлантического Альянса (НАТО).

По мнению докладчика можно говорить о преемственности  внешней политики Мадрида и российско-испанских отношений. Результаты последних выборов позволяют сделать вывод, что в ближайшие четыре года ситуация маловероятно изменится.

 

Тайар В.М. (к.э.н., ст.н.с. Центра Иберийских исследований ИЛА РАН) отметила в своем докладе "Экономика Испании: основные тенденции развития после выборов 2008 года", что внешние вызовы, связанные с высокой степенью интегрированности испанской экономики в мировую финансовую систему, оказывают сегодня непосредственное воздействие на структурное развитие Испании. К основным факторам, представляющим сегодня определенные риски как для европейской, так и для испанской экономики, следует отнести: рецессию на мировых финансовых рынках, кризис на американском рынке ипотечного кредитования, устойчивое укрепление европейской валюты в отношении доллара, рост цен на энергоносители и повышение цен на основные продовольственные товары.

В этой связи одной из главных тем в испанских экономических кругах становится вопрос защищенности национальной экономики от внешних воздействий и выработки структурных реформ, способных сохранить экономический рост в стране и содействовать повышению внешней конкурентоспособности. 

 

Определенные ожидания испанцев сегодня связаны с принятием государственного «Плана мер по стимулированию национальной экономики», направленного на увеличение доходности испанских семей и компаний. В краткосрочной перспективе действия испанского Правительства по оживлению экономики будут основаны главным образом на использовании инструментов налоговой политики. Однако очевидно, что в среднесрочной перспективе Правительство будет вынуждено вплотную подойти к реализации структурного реформирования, направленного на повышение конкурентоспособности Испании и укрепление производственного потенциала.   

 

С докладом «Испания: социальная составляющая государственной политики (динамика перемен)» выступила Э.Г. Ермольева (к.э.н., ст. н. с. Центра иберийских исследований ИЛА РАН). (См. электронную версию доклада >>>).

Она подчеркнула, что общие контуры социальной стратегии Евросоюза были сформулированы на заседании Европейского совета в Ницце в декабре 2000 г., а ее проекция стала присутствовать в  испанских социальных национальных планах 2001 г. и 2003 г. Борьба против бедности и за «социальную интегрированность» испанского общества были признаны основными  составляющими правительственной политики. Контуры общеевропейской повестки дня, но с акцентами на национальные задачи явственно присутствуют также в очередном, IV испанском плане по социальному развитию (2006-2008). 


По оценке докладчика, в программных документов  Х.Л. Сапатеро и М. Рахоя, социальному блоку было отведено немалое место: проблемам занятости, жилья, пенсионного обеспечения, государственной поддержки материнства и детства, реформе здравоохранения, вопросам образования, иммиграции. Поэтому примерно 40%   испанцев считают, что именно социалисты способны эффективнее чем другие партии решать социальные проблемы.

 

Сравнивая главные направления социальной политики, осуществляемой находящейся ужe во второй раз с начала XXI  века партией испанских социалистов, можно увидеть, как считает Э. Г. Ермольева, что она имеет  четыре  приоритетные составляющие, которые еще в 1980-е годы были  объявлены ИСРП главными опорами для построения «государства социального благополучия». В число эти четырех «краеугольных камней» (cuatro pilares) включены: система образования, система здравоохранения, пенсионная система, система социальной помощи и опеки в отношении различных категорий нуждающегося населения.

 

Таким образом, в испанской социальной политике можно  проследить явные черты преемственности, которая в то же время не лишена гибкости и в рамках которой происходят важные подвижки, заметные перемены, продиктованные новыми вызовами со стороны динамично развивающейся испанской экономики, равно как и новыми потребностями   социальной сферы. 

 

В своем докладе И. Г. Синельщикова (к.э.н., ст. н.с. Центра иберийских исследований ИЛА РАН) «Иммиграция и иммиграционная политика в Испании: пути решения проблемы» подчеркнула, что иммиграция становится в наши дни одной из важнейших составляющих жизни испанского общества. (См. электронную версию доклада >>>). 

С начала нового тысячелетия страна демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов ее роста, - отмечалось в докладе.  В настоящее время Испания принимает почти ¼ всех иммигрантов, въезжающих в страны Евросоюза, хотя ее население составляет немногим более 10% от населения этого региона.

По прогнозам Национального института статистики, при сохранении существующих темпов иммиграции к 2020 г. в стране будет проживать свыше 15 млн. иностранцев, что составляет 1/3 от ее нынешнего населения.

Таким образом, Испания может стать европейской страной с наибольшей долей иммигрантов как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Проблема интеграции иммигрантов занимает одно из центральных мест в миграционной политике социалистов. По их мнению, одним из важнейших условий для интеграции является равный доступ к социальным благам, а достаточный образовательный уровень и возможность получить работу являются важнейшими предпосылками для обеспечения интеграции.

По мнению докладчика либеральная иммиграционная политика социалистов является основной притягательной силой для всех переселенцев. Что касается выходцев из Латинской Америки, то в этом случае добавляется фактор культурной идентичности, знание языка, родство крови. Для иммигрантов из стран Магриба – это еще и благоприятный географический фактор.

 

Иммиграционная политика правительства социалистов, политика «открытых дверей», как ее называют оппоненты, в последние годы вызывает все большую критику. Проблема иммиграции стала одной из ведущих дискуссионных тем во время предвыборной кампании в марте 2008 г. В отличие от социалистов, в иммиграционной программе НП  значительное внимание уделяется охране границ. В целях борьбы с нелегальной иммиграцией допускается репатриация нелегалов. В учебных заведениях  запрещается использование «религиозных символов, дискриминирующих женщин» (например, чадры). Программа  Народной партии встретила понимание и одобрение не только определенной части испанского общества, озабоченного широкомасштабной иммиграцией последних лет, но и  за пределами страны, в том числе в Германии и  во Франции. 

Сложность проблемы иммиграции заключается в изменчивости ситуации, ее динамике, что делает разработку оптимальной миграционной политики крайне затруднительной. Отсюда – критика оппонентов и постоянное реформирование, изменения в миграционном законодательстве. Иммиграция является своего рода «лакмусовой бумажкой» для выявления степени устойчивости испанского общества, способности его реагировать на дестабилизирующие факторы. От решения проблемы иммиграции во многом будет зависеть экономическая и социально-политическая ситуация в стране.


Другой аспект жизни современного испанского общества был раскрыт в докладе Т.Б. Коваль (к.и.н., ст.н.с. Центра иберийских исследований ИЛА РАН). В докладе «Испанская католическая церковь о демократии и актуальных проблемах жизни страны» она проанализировала официальные документы испанского епископата по проблемам, которые испанская церковь считает наиболее актуальными. (См. подробнее электронную версию доклада >>>). 

К таким проблемам относятся: дальнейшее развитие демократии и гражданского общества; иммиграция; баскский терроризм; образование и вопросы, связанные с семьей и браком. В докладе была последовательно рассмотрена позиция церкви по всем этим вопросам.

Как подчеркнул докладчик, для адекватного понимания взглядов испанской католической церкви, важно иметь в виду решения   Ватиканского Собора (1962-1965 гг.), который радикально изменил характер католицизма. Документы Собора были  направлены на демократизацию и защиту прав и свобод человека. В этом ключе испанские теологи развивают идею, что дальнейшее демократическое развитие страны невозможно без активизации сил гражданского общества. Это предполагает повышение общественной активности каждого гражданина и его ответственности за происходящее в стране. Поэтому испанская церковь призывает паству участвовать в парламентских выборах, в том числе и 2008 г.  

 

Гражданская ответственность связана, с церковной точке зрения, со способностью граждан давать правильную моральную оценку тем или иным событиям.

В целом можно сказать, что церковь пытается решить для себя сложнейшую проблему: как в условиях демократии обеспечить подлинную свободу, но не превратить ее во вседозволенность; как соблюсти права человека и, прежде всего, свободного выбора идеологии и религии, но избежать полного морального релятивизма? Церковь предлагает свое решение этой проблемы, оговаривая, что оно – приглашение к совместному размышлению и диалогу всех граждан вне зависимости от их вероисповедания, которое ни коим образом не ущемляет их право свободного выбора и самостоятельных решений.

 

В докладе А. А. Куракиной (аспирантка ИЛА РАН) «Особенности избирательных кампаний ведущих политических партий Испании на выборах 2004 и 2008 г.г.»  подробно анализировались приемы и методы проведения этих кампаний. Докладчик остановился также на вопросах использования новых информационных технологий в политической борьбе.

В своем докладе В. Н. Фастова (к. пед.н., доц. каф. испанского языка, Пятигорский ГЛУ) на тему: «Образование в современной Испании: основные этапы реформирования»  рассказала об эволюции испанской системы образования и поделилась впечатлениями, полученными в ходе ее обучения в Университете Комплутенсе  в Мадриде.   

 

 

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005