ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ
Сергей Владимирович Климов, аспирант ИЛА РАН.
Европейский капитал на рынках Латинской Америки
Смена экономической модели, имевшая место в странах Латинской Америки в период с середины 80-х до начала 90-х годов, повлекла за собой создание соответствующей правовой и институциональной базы, изменение подхода к иностранным инвестициям. Последние стали рассматриваться как ключевое направление общегосударственной политики по проведению структурных изменений хозяйства в целях решения проблемы внутреннего накопления, выплаты внешнего долга, реализации программ приватизации и т.д. Это, в свою очередь, создало условия для активизации деятельности частного капитала крупнейших мировых экономических центров и, в первую очередь, Европейского Союза как традиционного политического и экономического партнера Латинской Америки.
С экономической точки зрения явление, получившее название "возвращение Европы в Латинскую Америку"1 (середина 80-х годов), было обусловлено такими факторами, как стремление расширить старые и завоевать новые рынки сбыта продукции своей промышленности, и в первую очередь готовых изделий, использовать огромные запасы сырьевых ресурсов, сравнительно дешевую рабочую силу, в определенной степени - переместить в этот регион устаревшие, экологически "неблагоприятные" производства.
Первые документы Европейского Союза (тогда еще ЕЭС) относительно развития экономических связей со странами Латинской Америки были приняты в середине 80-х годов. Это были одобренные Советом министров иностранных дел в июне 1987 г. "Выводы относительно принципов развития отношений ЕЭС с Латинской Америкой" и документ "О промышленном сотрудничестве ЕЭС с некоторыми развивающимися странами Латинской Америки, Азии, района Персидского залива и Средиземноморья". В качестве основы развития отношений с латиноамериканским регионом рассматривалась деятельность частного сектора.
В конце 80-х - начале 90-х годов сформировалась современная внешнеэкономическая политика Европейского Союза в странах Латинской Америки. Перемены были связаны с опасениями ослабления позиций европей- ских компаний в регионе: несмотря на то, что благодаря принятым мерам к концу 80-х годов долю стран Западной Европы в общем объеме прямых иностранных инвестиций в латиноамериканские страны удалось увеличить до 50%, этот показатель в 1990-1995 гг. сократился до 25%2. Причины такого резкого падения темпов притока европейского капитала во многом носили объективный характер: средства шли на модернизацию собственной промышленности, что было особенно актуально для Германии, активно "осваивавшей" территорию бывшей ГДР, создавались новые рабочие места, свою роль сыграла и переориентация на Восточную Европу, когда в Чехию или Венгрию вкладывались суммы, превышающие инвестиции в любую латиноамериканскую страну3. Аналогичная ситуация наблюдалась и по внешнеторговым показателям: доля региона в общем объеме экспорта ЕС сократилась с 3,0% в 1980 г. до 1,9% в начале 90-х годов, в импорте - с 2,5 до 2,2%4.
В основу нового подхода был положен принцип активного сотрудничества частного капитала и государственного аппарата, стимулирования деятельности европейских компаний на латиноамериканском рынке путем предоставления административной, финансовой и информационной поддержки. Ставка делилась на обеспечение реализации таких задач, как расширение экспорта, в первую очередь за счет увеличения доли продукции высокотехнологичных отраслей, а также услуг, участие в приватизационных программах в промышленности, добывающих отраслях, сфере услуг и банковской системе с целью создания базы для дальнейшего наращивания потенциала в регионе.
Инструментом реализации поставленной задачи стала система программ по стимулированию деятельности частного капитала на рынках стран Латинской Америки. Формирование данной системы в Европейском Союзе продолжается и в настоящее время.
ВОРОТА ДЛЯ ИНВЕСТИЦИЙ
В 1994 г. в условиях изменения экономического и политического климата в странах Латинской Америки, а также пересмотра места региона во внешней политике европейских стран Европейская Комиссия инициировала программу AL-INVEST. Ее целью было увеличение европейских инвестиций в экономику латиноамериканских стран, а также укрепление деловых связей между регионами.
Компании, для которых предназначена AL-INVEST, получили возможность работы на новом рынке, опираясь на поддержку целого ряда организаций: торгово-промышленных палат, промышленных ассоциаций, PR-агентств, частных консультантов-специалистов по Латинской Америке. Механизм действия программы состоял из следующих ключевых компонентов:
- сеть евроцентров - организаций по развитию экономики и предпринимательства, созданных в странах региона под эгидой уже существующих латиноамериканских объединений, которые Еврокомиссия определила в качестве приоритетных партнеров. Они формируют единую региональную структуру, находящуюся в тесном контакте с представительствами Европейской Комиссии в странах Латинской Америки, и занимаются подготовкой мероприятий AL-INVEST. Таких организаций, по данным на 2003 г., было зарегистрировано порядка 275;
- европейские организации по развитию промышленного сотрудничества и инвестиционной деятельности в Латинской Америке (так называемая сеть COOPECO, в которой насчитывается около 200 участников);
- отраслевые встречи, организуемые в рамках AL-INVEST. Они проводятся по инициативе группы организаций-членов, которые готовят программы встреч и проводят предварительный отбор участников (в сред- нем - порядка 25 европейских и до 75 латиноамериканских компаний). После этого все предложения направляются на рассмотрение Еврокомиссии, которая принимает решение о долевом финансировании такого мероприятия.
Всего за 1996-2002 гг. было проведено 259 отраслевых встреч, в которых приняли участие более 35 тыс. европейских и латиноамериканских компаний. Было заключено 615 коммерческих и 68 инвестиционных договоров на общую сумму в 167,7 млн и 47,9 млн евро соответственно6.
Особенностью AL-INVEST является то, что в своей работе она ориентирует преимущественно на объединения предпринимателей. Если на этом уровне установлен контакт между конкретными компаниями, то данный проект переходит в ведение специализированной финансирующей организации, такой как, например, Европейская экономическая программа "Международный инвестиционный партнер" (Economic European International Investment Partner (ECIP).
Эта инстанция, а точнее - механизм был разработан и утвержден Еврокомиссией в целях стимулирования программ совместной (долевой) деятельности европейских компаний в различных регионах мира. Среди приоритетных направлений выделяются страны Латинской Америки, Азии, Средиземноморья и Южной Африки. ECIP осуществляет поддержку от стадии оценки и подготовки проекта и персонала до выделения кредитов на инвестиционную программу и покупку пакета акций.
Для получения финансирования европейской компании-инвестору (заемщику), помимо стандартной документации, необходимо предоставить договор о создании совместного предприятия или лицензионное соглашение с латиноамериканским партнером или подтверждение долевого участия местного или государственного банка или аналогичного небанковского кредитного института. Минимальные требования участия в совместном предприятии - выделение фирмой 20% уставного капитала (если тот не превышает 830 тыс. евро). В рамках программы также предоставляются возможности получения:
- гранта на подготовку бизнес-проекта по ряду специализированных направлений (приватизируемые объекты, инфраструктура, экологические проекты) при условии, что бенефициаром будет выступать соответствующее правительство или государственное специализированное агентство;
- беспроцентного кредита на предварительную оценку проекта и компании-партнера при создании совместных предприятий. Для малых и средних предприятий предусмотрены гранты на сумму до 8300 евро на транспортные и сопутствующие расходы7;
- беспроцентного кредита для подготовки персонала, техническую помощь или консультационные услуги экспертов, связанные с подготовкой создания совместной фирмы.
В странах Латинской Америки программа в первую очередь ориентирована на страны Меркосур. С точки зрения отраслевой структуры приоритетными направлениями ECIP являются: телекоммуникации, промышленная кооперация, энергетика, защита окружающей среды, научно-тех-ническое сотрудничество.
Центральное место в работе программы занимают содействие развитию евро-латиноамериканских малых и средних компаний, совершенствование их научно-технологической базы. Ресурсы ECIP направлены на поиск и оценку конкретных инвестиционных проектов, создание условий для успешной деятельности европейских предпринимателей в странах Латинской Америки.
ECIP также занимается вопросами перемещения и передачи из ЕС капиталов, технологий, активов, консультационных услуг наиболее прибыльным и перспективным латиноамериканским компаниям.
Организациями - партнерами программы в Латинской Америке выступают: Banco de la Provincia de Buenos Aires, Banco Robert\\'s, Instituto Movilizador de Fondos Cooperativos (Буэнос-Айрес), Национальная корпорация развития (Монтевидео) и др. Программа также располагает сетью вспомогательных организаций в Сантьяго, Каракасе, Ла-Пасе и Лиме8.
15 ПЛЮС 18
С середины 90-х годов экспорт из стран ЕС в Латинскую Америку увеличился вдвое, и ЕС вышел на второе место по товарообороту и накопленным инвестициям. Это обусловило рост интереса европейских предпринимателей к Латинской Америке, создало стимул для дальнейшего экономического сотрудничества с ней. В связи с этим Европейская ассоциация торгово-промышленных палат (Eurochambers - организация, представляющая 41 национальную ассоциацию торгово-промышленных палат))* при поддержке Европейской Комиссии разработала и внедрила программу ATLAS, призванную содействовать Торгово-промышленным палатам (ТПП) Европейского Союза и стран Латинской Америки в вопросах расширения представительства национальных компаний и стимулирования экономического сотрудничества между двумя регионами.
В настоящее время в программе принимают участие ТПП из 15 европейских и 18 латиноамериканских стран. Практическую работу по реализации программы осуществляет Руководящий комитет, который поддерживает рабочий контакт с органами власти каждой из стран-участниц.
Главная цель, поставленная перед участниками программы, состоит в стимулировании и расширении сотрудничества между ТПП стран ЕС и Латинской Америки, а также в усилении их роли в гражданском обществе. В частности, программа нацелена на:
- передачу опыта европейских ТПП латиноамериканским коллегам, взаимное изучение систем содействия развитию предпринимательской деятельности;
- распространение информации об экономическом потенциале и перспективных проектах в Латинской Америке среди членов европейских ТПП и наоборот;
- поддержка и развитие партнерских связей между ТПП регионов;
- подготовка создания единой евро-латиноамериканской сети ТПП в целях стимулирования экономического сотрудничества между обоими регионами9.
Эти задачи решаются путем проведения различных мероприятий, в том числе: программы MERCURE (ознакомительные стажировки для руководителей палат из стран Латинской Америки в ТПП стран ЕС и наоборот), ознакомительных визитов специалистов (поездок групп из латиноамериканских ТПП в страны Евросоюза), тренингов для персонала ТПП (длительностью три-четыре дня в интерактивном режиме), партнерской программы (создания смешанных групп ТПП из обоих регионах для реализации совместных проектов).
СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ
Для поддержки промышленного сотрудничества и стимулирования инвестиций в страны Латинской Америки была создана система СООРЕСО. Она представляет собой сеть европейских институтов. Например, Консультационную группу по торговле с Латинской Америкой (LATAG).
Предпосылка ее появления заключалась в том, чтобы обеспечить высокую отдачу от мер, направленных на увеличение притока инвестиционных средств в страны, чей производственный уровень и традиции существенно отличаются от европейских. Перед объединением стояла задача создания совместимой информационной базы, установления партнерских, доверительных отношений.
По состоянию на начало века в ЕС насчитывалось порядка 300 организаций, вошедших в систему COOPECO. Они представляют самые разные направления деятельности, в частности:
- развитие программы AL-INVEST посредством предоставления компаниям информации о возможностях и перспективных проектах в Латинской Америке;
- проведение информационных встреч, посвященных проблемам инвестиционного климата и изменениям инвестиционного законодательства;
- содействие научно-техническому сотрудничеству европейских и латиноамериканских компаний;
- определение потребностей бизнеса в вопросах развития сотрудничества с Латинской Америкой, оказание поддержки в поиске деловых партнеров, предоставление контактов в соответствующих латиноамериканских организациях и органах власти;
- проведение различного рода мероприятий с участием заинтересованных организаций латиноамериканских предпринимателей;
- обеспечение сопровождения проектов в стадии реализации и мониторинг новых возможностей10.
ФИНАНСИРОВАНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ
Важную роль в финансировании инвестиционных проектов в Латинской Америке играет Европейский инвестиционный банк. В 1993 г. Совет управляющих банка принял решение о выделении 622 млн экю на поддержку программ для азиатских и латиноамериканских стран11. В сферу деятельности банка входят кредитование проектов в рамках создания совместных предприятий с компаниями из стран Латинской Америки, программ, предусматривающих передачу технологий, экологические инвестиционные программы (развитие технологий возобновляемых источников энергии, проведение защитных мероприятий против вредных выбросов в атмосферу и т. д.), проекты, способствующие развитию сотрудничества между латиноамериканскими и европейскими странами по таким направлениям, как телекоммуникации, транспорт, содействие региональной интеграции.
Принципы деятельности Европейского банка за пределами Евросоюза закреплены рамочными соглашениями с каждой отдельной страной Латинской Америки. С 1993 г. совокупный объем финансирования латиноамериканских проектов составил 166 млн евро12.
Предоставление информационных услуг европейским компаниям для поиска и реализации инвестиционных возможностей на новых рынках проводится совместно под эгидой Eurochambers и Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям (MIGA, группа Всемирного банка).
Участие в этой программе предоставляет возможность компаниям - членам любой ТПП в системе Eurochambers получить доступ к Интернет-ресурсам MIGA - The Investment Promotion Network (IPAnet) и FDI Xchange. Там представлена информация по самому широкому кругу вопросов, касающихся капиталовложений: инвестиционные проекты, текущие анализы рынков, изменения законодательной базы той или иной страны, программы стимулирования инвестиций в принимающих странах.
FDI Xchange представляет собой единую информационную систему, регулярные обновления которой осуществляются посредством электронной почты в соответствии с заданными при регистрации параметрами (информация по конкретной стране, отрасли и т.д.).
IPAnet является основным порталом MIGA, располагающим комплексной базой данных по деловому климату, инвестиционным возможностям стран по всему миру, объединяющей более 13 тыс. информационных ресурсов и 650 организаций. На портале также размещена информация по национальным агентствам иностранных инвестиций, приватизационным программам, источникам финансирования, возможностям страхования рисков.
В свою очередь, весьма эффективным инструментом реализации стратегии Европейского Союза по выходу на новые рынки, а также торговой политики, осуществляемой на основе трехуровневой системы обмена информацией, является Market Access Database. Его первый уровень - наднациональные структуры ЕС, второй - государства-участники, третий - европейское деловое сообщество13. Market Access Database представляет собой интерактивный интернет-портал, предоставляющий возможности по следующим направлениям:
- получение информации об условиях доступа на рынки стран, не входящих в ЕС;
- предоставление информации о торговых барьерах для рассмотрения Европейской Комиссией;
- обеспечение контроля за третьими странами по выполнению взятых на себя обязательств (на основе предоставленной предпринимателями информации);
- предоставление информации, которая может быть использована в ходе формирования внешнеэкономической политики Союза, в том числе в рамках переговоров в ВТО или с ключевыми региональными партнерами (например, ЕС - Меркосур).
Система располагает обширной базой данных по условиям инвестиционного режима на страновом и региональном уровнях, в том числе по вопросам налогообложения, процедурам импорта и экспорта продукции по отдельным товарам, а также общей статистической информацией и библиотекой научно-исследовательских работ, систематизированных по географическому и отраслевому принципу.
Важной характерной чертой системы является ее интерактивность, т.е. предприниматели имеют возможность оставить информацию о нарушении их прав и интересов, выдвинуть предложения по развитию законодательной базы ЕС или модификации международных договоров, которые, минуя многие административные барьеры, будут рассмотрены на самом высоком уровне (в рамках Еврокомиссии).
Среди программ, ставящих целью централизацию информационных и исследовательских ресурсов крупнейших европейских организаций по поддержке и развитию предпринимательства, следует выделить так называемую "B2Europe". Для нее в настоящее время создаются специальный веб-сайт и система "Multiple Entry Point", которые позволят решить задачу обеспечения доступа к услугам программы в режиме реального времени.
Таким образом, с помощью "B2Europe" отдельно действующие организации получат возможность объединить свои усилия в деле оказания помощи европейским предпринимателям, повысить отдачу от своей работы. Эта инициатива особенно важна для малых и средних предприятий, не располагающих собственными информационно-аналитическими ресурсами. На конец 2003 г. в систему уже входило порядка 900 центров (100 из которых находились на территории стран-кандидатов на вступление в ЕС), куда предприниматели могут обращаться за консультацией по самому широкому кругу вопросов.
Как заявил комиссар ЕС Еркки Лииканен, "B2Europe" позволит внести последовательность и бoльшую прозрачность в деятельность организаций по поддержке бизнеса. Малые и средние предприятия получат возможность быстрого поиска той организации, которая поможет решить конкретный вопрос"14.
В систему предполагается включить крупнейшие европейские структуры, на протяжении многих лет работающие с европейскими предпринимателями:
- "ЕвроИнфоЦентры" (EIC), оказывающие информационные услуги западно- и центрально-европейским компаниям по доступу к программам ЕС;
- "Центры инновационной поддержки" (IRC), оказывающие помощь при передаче передовых технологий (68 центров);
- "Центры бизнеса и инноваций" (BIC), содействующие созданию новых инновационных компаний и внедрению передовых технологий в существующие производства;
- "Организации по продвижению энергосберегающих технологий";
- сети организации по развитию сотрудничества и стимулирования инвестиций в страны Латинской Америки.
* * *
Значительные успехи европейского капитала на латиноамериканском направлении, начиная со второй половины 90-х годов, были результатом совместных усилий государства и частного капитала. Так, в 1997 г. более 20% европейских зарубежных инвестиций было направлено в Латинскую Америку. В дальнейшем этот показатель снизился и находился на уровне 12%. Однако и это почти в два раза больше, чем по состоянию на начало 90-х годов (6,4%)15. В абсолютных цифрах на протяжении всего рассматриваемого периода наблюдался устойчивый рост прямых европейских инвестиций в экономику стран Латинской Америки приблизительно от 1,5 млрд долл. в 1992 г. до 35,22 млрд долл. в 2000 г., в 1997 г. их общий объем за год превысил соответствующий показатель американских инвестиций16. В дальнейшем эту тенденцию удалось сохранить. В целом только с 1992 по 2000 г. страны Евросоюза вложили в экономику Латинской Америки порядка 143,8 млрд долл17.
Важно подчеркнуть, что эти несомненные успехи были достигнуты на фоне серьезных трудностей, препятствующих дальнейшему развитию сотрудничества Европейского Союза с Латинской Америкой. В частности, значительное влияние на современную внешнеэкономическую политику Евросоюза оказывает процесс его внутренней интеграции: очень остро стоит проблема включения новых членов ЕС в систему хозяйственных связей, конкурентоспособности европейских товаров в условиях повышения курса евро. Однако созданная в рамках ЕС система защиты и содействия развитию предпринимательства, (в том числе и государственная), а также стимулирования внешнеэкономической деятельности европейских фирм позволила решать эти внутренние проблемы без потери эффективности европейского капитала в глобальных масштабах.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ю.М.Г р и г о р я н. Латинская Америка в экономической стратегии Западной Европы. - Латинская Америка 80-х годов. Экономические отношения со странами ЕС. М., 1989, с. 6.
2 А.В.Б о б р о в н и к о в, В.А.Т е п е р м а н, И.К.Ш е ре м е т ь е в. Латиноамериканский опыт модернизации. Итоги экономических реформ первого поколения. М., 2002.
3 А.А.Ж е л е з н я к, Л.Я.Н у т е н к о. На пороге нового этапа сотрудничества с ЕС. - Латинская Америка, 1997, № 10.
4 И.Н.У с т и н о в. Мировая торговля. Статистическо-аналитический справочник. "Экономика", М., 2000, таблицы 2.1.1.15 и 2.1.1.16, с. 122-123.
5 EU funding and investment insurance. http://www.mexiconetwork.com/Home/03data/ euaid.htm
6 Ibidem
7 Ibidem
8 Economic Cooperation Instruments Between Europe and Latin America - http://lanic.utexas.edu/~sela/AA2K/EN/docs/spdddi42.htm
9 Материалы официального сайта Европейской ассоциации торгово-промышленных палат - http://www.eurochambers.be/atlas/en/index.php
10 Официальный информационный портал Европейского Союза. http://europa.eu.int/ comm/europeaid/projects/al-invest/coopecos_en.cfm
11 Англо-мексиканский деловой портал British Mexican Business Network\\'s - http://www.mexiconetwork.com/
12 Там же.
13 Официальный сайт Европейской базы данных по доступу на зарубежные рынки (Market Access Database) - http://mkaccdb.eu.int/
14 Официальный информационный портал Европейского Союза - europa.eu. int/rapid/start/cgi/guesten.ksh?paction.getfile=gf&doc=IP/03/317|0|RAPID&lg=EN&type=PDF
15 Foreign Investment in the Latin America and the Carribean, table III.7. Santiago de Chile, 2001, p. 104.
16 Ibid., table III. 8, p. 105.
17 Ibid., table III. 9, p. 106.