ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru
2005 № 10

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ


Петр Павлович Яковлев, кандидат исторических наук, директор Центра иберийских исследований ИЛА РАН.


Испания: три десятилетия достижений и перемен


В нынешнем году исполняется 30 лет процессу глубоких демократических перемен в Испании. Этот процесс, начавшийся со смертью Ф. Франко 20 ноября 1975 г., стремительно развивается и кардинально меняет экономический и социально-политический облик страны. Уже 22 ноября Хуан Карлос I был провозглашен королем, а 11 декабря было сформировано и приведено к присяге первое постфранкистское правительство. Уход франкизма с политической сцены имел для испанского общества далекоидущие позитивные последствия.


За прошедшие десятилетия испанцы выработали весьма оригинальную и в целом эффективную модель перехода от социально-экономического застоя и политического анахронизма к современному высокоразвитому обществу. Богатый опыт этой иберийской страны в деле общественной трансформации представляет несомненный интерес для других государств, решающих проблемы переходного периода, в том числе для России, стремящейся отыскать свой путь в ряды передовых держав. Разумеется, речь не идет и не может идти о каком-то слепом копировании испанской модели. Но критическое изучение опыта осуществленных по ней реформ могло бы предостеречь от многих ошибок и помочь с меньшими потерями достичь желаемых результатов. Именно под таким углом зрения обсуждались проблемы современной испанской действительности на состоявшемся в ИЛА РАН научном симпозиуме "Испания: три десятилетия экономических и социально-политических достижений и перемен", организованном Центром иберийских исследований ИЛА совместно с Университетом Валенсии, Мадридским университетом Комплутенсе и Университетом дистанционного обучения (Мадрид).


Открывая симпозиум, Чрезвычайный и Полномочный посол Королевства Испании в Российской Федерации Франсиско Хавьер Элорса Кавенгт подчеркнул, что оба наших народа пережили сходные процессы перехода к демократии, но при этом в Испании изначально существовали более благоприятные условия для проведения реформ, поскольку уже в недрах франкистского строя складывались необходимые экономические и социально-политические предпосылки будущих преобразований. В частности, большую роль сыграло наличие малого и среднего бизнеса, а также активная позиция многочисленных институтов гражданского общества. Для россиян путь к демократическому образу жизни оказался существенно более сложным из-за неподготовленности большинства населения к рыночным реформам "шокового образца" и новым правилам игры на политическом поле. В результате, в ходе перестройки на переходном этапе Испании удалось избежать эрозии социальной среды и крайне опасного всплеска криминальной активности, которая во многих подобных ситуациях, включая российскую, подавляла созидательное предпринимательство и провоцировала тяжелые деформации в экономике и в обществе в целом.


Главным достижением испанской нации и ее политической элиты стало то, что за три десятилетия удалось добиться однозначно позитивных результатов во всех сферах национальной жизни, для всех без исключения социальных слоев. Достаточно сказать, что среднегодовой доход на душу населения в Испании за годы демократических реформ увеличился примерно в пять раз, и в настоящее время составляет свыше 80% от среднего уровня Европейского союза (без учета недавно присоединившихся к нему десяти новых государств). Данное достижение стало возможным в том числе благодаря созданию эффективного механизма государственного регулирования, включая и проведение налоговой реформы, основанной на принципах социальной справедливости. А именно: в ходе реформирования налоговой системы была введена прогрессивная шкала взимания подоходного налога с физических лиц: была установлена строгая система фискального инспектирования, но одновременно были предоставлены значительные льготы для мелких и средних предпринимателей и для приоритетных с точки зрения всего общества социально-ориентированных проектов. Общество в целом, включая наиболее имущие классы, согласилось с принципом, что те, кто получает более высокий доход, должен больше отдавать на развитие страны.


Положительные результаты принесла экономически обоснованная структурная перестройка промышленности и банковской сферы. Составной ее частью стала приватизация тех государственных предприятий, которые для своей модернизации требовали значительных финансовых вливаний или терпели постоянные убытки. Полученные от приватизации и налоговой реформы средства обеспечили рост доходной части бюджета и позволили укрепить социальную составляющую государственной политики.


Ныне уже около 100% пожилых людей находятся на пенсионном обеспечении, при этом подавляющее большинство, порядка 70%, получают максимальные пенсии, равные их последней заработной плате. Крайне важно и то обстоятельство, что практически все граждане пользуются системой бесплатного государственного медицинского обслуживания, что позитивно сказывается на продолжительности жизни, которая в настоящее время составляет свыше 75 лет для мужчин и 82 для женщин (одни из самых высоких показателей в мире).


Значительные перемены произошли в сфере образования, объем финансирования которой за прошедшие годы вырос более, чем в десять раз. В результате сейчас Испания по количеству студентов в высших учебных заведениях занимает одно из первых мест в Европе, что имеет без преувеличения огромное значение для качественного повышения уровня профессиональной подготовки миллионов молодых испанцев.


Серьезные достижения в экономической и социальной жизни, политическая стабильность и бесперебойное функционирование основных демократических институтов позволяет Испании выстраивать многовекторные внешнеполитические и внешнеэкономические связи, играть все более активную роль в мировых делах. Разумеется, сказанное не означает, что решены все проблемы. Еще предстоит огромная работа по укреплению демократических норм и сохранению достигнутого национального согласия. По-видимому, на это и будут направлены главные усилия институтов гражданского общества и политической элиты страны.


Директор ИЛА д-р экон. наук, проф. В.М. Давыдов в своем выступлении обратил внимание на специфику испанского транзита, на особенности модернизационного "рывка в будущее" этой страны.


Большую часть ХХ в. Испания оставалась на периферии мирового и европейского прогресса, ощутимо отставала от держав-лидеров. Чтобы покончить с отставанием, пришлось совершить, по существу, тройной переход.


Во-первых, состоялся переход от авторитарно-бюрократического режима к политической демократии современного западного образца (при всех известных монархических особенностях).


Во-вторых, в стране произошел решительный переход от сравнительно закрытой и архаичной хозяйственной системы к открытой конкурентоспособной экономике, глубоко интегрированной в глобальные рынки и все более приобретающей постиндустриальный характер.


В-третьих, Испания, долгое время стоявшая в стороне от общеевропейских процессов, в середине 80-х годов активно включилась в строительство объединенной Европы. Именно вступление в Европейское экономическое сообщество, обладающее эффективными компенсаторными механизмами и специальными фондами поддержки своих менее развитых стран-членов, позволило Мадриду закрепить и развить успехи первой фазы перехода, увеличить радиус предпринимательской активности национальных компаний, расширить их доступ к новым технологиям и передовым методам ведения бизнеса, в крупных объемах вовлечь иностранный капитал в процесс модернизации национальной экономики.


Разумеется, наивно полагать, что "испанский путь" был беспроблемным и бесконфликтным. Элемент исторической удачи состоял в том, что в переходный период у руля испанской политики оказались ответственные и умелые руководители. Важный вклад в процесс модернизации внесла монархия, которая в самых драматических ситуациях сыграла роль ключевого фактора внутриполитической стабильности, гаранта национального единства и исторической преемственности.


Высокий авторитет короля Хуана Карлоса I помог создать условия для трансформации испанского общества на принципах свободы, толерантности и прав человека. Благоприятное сочетание объективных и субъективных факторов позволило испанской нации в ходе транзита решить ряд сложных проблем, но отдельные "болевые точки" остаются.


В частности, некоторые из них связаны с мультиэтническим составом населения, с трудностями сбалансированного сочетания интересов национально-региональных автономий с общегосударственными, с крайностями сепаратизма, находящими порой кровавый выход в терроризме. "Государство автономий", провозглашенное испанской конституцией 1978 г. и создавшее весьма асимметричную конструкцию, все еще довольно далеко от того, чтобы в "автоматическом режиме" добиваться гармонизации интересов различных национально-территориальных образований. Это - лишь одна из актуальных проблем на современном этапе, но есть и другие, требующие всестороннего анализа и решения.


Широкий комплекс сложных вопросов, связанных с новейшими тенденциями экономического развития Испании, был рассмотрен в рамках первой темы симпозиума "Испанская экономика и вызовы глобальной конкуренции".


В дискуссии участвовали Карлос Очандо Кларамунт и Рауль де Арриба Буэно (Университет Валенсии), В.А.Теперман, В.В.Кузь-мин и Е.И.Мартынова (ИЛА), Т.В.Сидоренко (Высшая школа экономики), А.А.Зайонц (РосБизнесКонсалтинг) и другие.


Выступавшие отметили некоторое снижение конкурентоспособности целого ряда отраслей испанской экономики в последние годы, что, в частности, находит свое отражение в стремительном росте внешнеторгового дефицита: с 11,8 млрд евро в 1997 г. до 40 млрд в 2004г.


В качестве основных причин данного явления участники симпозиума называли следующие:


- рост производственных издержек, в том числе в результате перехода на евро, что лишило Испанию сравнительного преимущества дешевой местной валюты;


- чрезмерная концентрация внешнеторговых связей на небольшом числе партнеров (государства Западной Европы), ограничивающая возможности маневра испанских предприятий;


- более высокий уровень инфляции в Испании (по сравнению с другими европейскими странами), что вело к относительному удорожанию национальных товаров;


- сохраняющееся научно-техническое отставание большинства испанских промышленных компаний от предприятий-лидеров постиндустриального мира.


Сложившаяся ситуация не может не беспокоить политические и деловые круги Испании. Не случайно нынешнее правительство одобрило так называемый "План динамизации экономики и повышения производительности труда", представляющий собой пакет из 100 мероприятий, затрагивающих почти все сектора испанской экономики. Участники дискуссии разделились во мнениях по вопросу о возможных результатах реализации "Плана".


С точки зрения российских специалистов такие предусматриваемые правительством меры, как укрепление режима здоровой конкуренции, более эффективное расходование государственных средств, увеличение инвестиций в научно-исследовательские разработки и новейшие технологии вполне могут способствовать дальнейшей модернизации испанской экономики, ее большей адаптации к требованиям сегодняшнего дня.


При этом высказывалось мнение, что и российским властям было бы целесообразно разработать (возможно, с учетом испанского опыта) похожую программу, нацеленную на кардинальный подъем уровня национальной конкурентоспособности в самом широком смысле слова. Актуальность такой постановки вопроса особенно очевидна в свете задач, поставленных в одном из посланий президента России В.В.Путина Федеральному Собранию.


Более скептически в отношении возможных последствий реализации "Плана динамизации экономики и повышения производительности труда" высказались испанские коллеги.


Так, К.Очандо Кларамунт в своем обстоятельном докладе высказал и обосновал мнение, что повышение уровня конкурентоспособности экономики страны в решающей степени связано не просто с расширением инноваций и ускорением научно-технического прогресса в уже сложившихся отраслях, но и со стратегической переориентацией всего производственного комплекса, изменением промышленной специализации в пользу тех секторов, чья продукция будет востребована в будущем.


 Кроме того, по мнению ученого, определяющее значение будет иметь масштабное инвестирование в "человеческий капитал", и прежде всего повышение уровня и качества образования, облегчение доступа к самым передовым достижениям мировой науки.


В обсуждении проблематики второй темы симпозиума "Переход к федерализму: возможное решение?" приняли участие Франсиско Альдекоа Лусарага (Мадридский университет Комплутенсе), Хесус де Андрес Санс (Университет дистанционного обучения), С.М.Хенкин (МГИМО(У) МИД России), Луис Ардиака Пижоан и С.Д.Скрипченко (ИЛА), представившие свои доклады и сообщения, а также другие участники встречи, выступившие в прениях.


В центре дискуссии оказался вопрос о будущем государственного устройства Испании. Было отмечено, что выбранный в ходе демократических преобразований способ решения национально-региональной проблемы ("государство автономий") на продолжительном отрезке времени продемонстрировал свою жизнеспособность, уберег мультиэтническую страну от дезинтеграции, поместил националистические и сепаратистские тенденции в определенные рамки. В известном смысле "государство автономий" стало промежуточной, компромиссной формой между централистским унитарным государством и федерацией. И, как показал опыт, это был правильный политический ход. Сейчас такая форма государственного устройства Испании проходит очередную проверку на прочность.


Это связано в значительной степени с неравномерностью социально-экономического развития отдельных автономных областей и открытыми проявлениями национализма и сепаратизма.


Как показало обсуждение, проблематика дальнейшей трансформации государственно-территориального устройства Испании ставит пока больше вопросов, чем дает ответов.


Очевидно одно: в повестке дня правительства Хосе Луиса Родригеса Сапатеро данная непростая тематика займет видное место и уже в обозримом будущем потребует взвешенных политических решений.


В ходе обсуждения третьей темы "Внешняя политика Испании между атлантизмом и европеизмом" в фокусе внимания выступавших были те перемены, которые претерпел политический курс Мадрида на международной арене в последние годы. В докладах и выступлениях П.П.Яковлева (ИЛА), А.И.Ландбасо (Институт Европы РАН), Антонио Санчеса-Андреса (Университет Валенсии), Н.Е.Аникеевой (МГИМО(У) МИД России) анализировались различия в подходах к мировым делам, проявившиеся в действиях правительств Хосе Марии Аснара и Х.Л.Родригеса Сапатеро.


Было подчеркнуто, что в 2002-2004 гг. администрация Народной партии совершила резкий поворот во внешней политике в сторону безоговорочной поддержки линии Вашингтона и отошла от уже ставшей традиционной для Мадрида ориентации на преимущественное сотрудничество с Парижем и Берлином. Это обстоятельство особенно отчетливо проявилось в связи с поддержкой Х.М.Аснаром военной операции США в Ираке, причем не только политическими средствами, но и отправкой в зону боевых действий испанского воинского контингента. Хорошо известно, какие последствия имело данное решение: Испания стала мишенью международного терроризма и 11 марта 2004 г. пережила самую страшную и кровавую в своей истории террористическую атаку, унесшую 191 жизнь.


Приход к власти социалистов ознаменовал серьезные качественные перемены во внешней политике. Испанские военные были выведены из Ирака, отношения по линии Мадрид - Берлин вновь заняли центральное место в международной деятельности Испании. Правительство Х.Л.Родри-геса Сапатеро выдвинуло ряд интересных внешнеполитических инициатив. В частности, выступая на очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2004 г., испанский лидер призвал к созданию так называемого "Союза цивилизаций" - политического и культурного объединения христианских и мусульманских сообществ с целью их эффективного сближения и совместного противодействия международному терроризму.


По единому мнению участников симпозиума, новые тенденции во внешней политике Испании создают благоприятную почву и для расширения испанско-российских контактов. Именно об этом шла речь в рамках обсуждения четвертой темы симпозиума - "Испания - Россия: желательная модель политического диалога и экономического сотрудничества".


Различным аспектам современного состояния и перспектив двусторонних отношений посвятили свои доклады и выступления А.Санчес Андрес, Висента Фустер Эстуч (Университет Валенсии), И.Г.Синельщикова, Н.С.Константинова, Э.Г.Ермольева, Т.Б.Коваль, Р.М.Асеев (все - ИЛА). Лейтмотивом дискуссии стал тезис о взаимодополняемости экономик Испании и России: то, что в значительной степени производит и экспортирует одна из стран, то импортирует другая. В этом объективная основа взаимного интереса к расширению торговых и экономических связей. Вместе с тем было подчеркнуто, что имеющиеся возможности используются далеко не полностью.


Принципиально важно, что взаимодействие Испании и России охватывает все аспекты межгосударственных отношений. Интенсивный политический диалог идет на высшем уровне и задает ориентиры сотрудничеству в научной и культурной областях, в сфере гуманитарных связей. Испанцы и россияне все чаще находят общий язык по наиболее актуальным вопросам современности.


Подводя итог работе симпозиума, В.М.Давыдов подчеркнул тот факт, что подобного рода встречи исследователей стали традицией и позволяют систематически "сверять часы", в свободных дискуссиях обсуждать научные проблемы, представляющие взаимный интерес. По общему согласию материалы симпозиума будут изданы отдельной книгой.

 

 

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005