ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Рейтинг@Mail.ru

Аналитическая записка Центра иберийских исследований

под редакцией директора Центра к.и.н. Яковлева П.П.

«Концепция  формирования и позитивизации имиджа России в иберийских странах»

 

(Выполнена по Гранту РГНФ N 06-03-02063а 

"Разработка концепции продвижения позитивного имиджа России

в иберийских странах (Испании и Португалии)." 

Научный руководитель к.и.н., директор Центра иберийских исследований П.П.Яковлев)


 
Исследование образа Российской Федерации в сознании элит и в общественном мнении иберийских стран (Испании и Португалии) – необходимая предпосылка формирования взвешенной концепции продвижения позитивного имиджа новой постсоветской России за рубежом. Без четкого представления о том, как к нашей стране относятся в политических, деловых, религиозных и широких общественных кругах за границей, невозможна разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию средств и методов политики «мягкой силы», т.е. способности извлекать политические, информационно-пропагандистские (и иные) выгоды на международной арене, в первую очередь, путем повышения привлекательности (улучшения имиджа) России, ее государственных и общественных институтов, национально-культурных ценностей.


Политические и деловые круги иберийских стран держат в поле зрения многие основные аспекты внутренней и внешней политики России, а средства массовой информации  регулярно комментируют наиболее значимые события в нашей стране.

 

В последние два-три года в фокусе внимания СМИ Испании и Португалии были следующие вопросы:
- развитие политического процесса в РФ;
- новая роль России на мировой арене; 
- энергетическая политика Кремля, включая конфликт с Украиной из-за неплатежей за поставки российского газа;
- широкий круг тем, касающихся отношений РФ и ЕС;
- вооруженный конфликт на Кавказе.

Изучение и критическое осмысление подходов к этим проблемам испанских и португальских авторов позволяет составить достаточно полную и, хочется надеяться, объективную картину того, как воспринимают Российскую Федерацию и ее внутреннюю политику и действия на международной арене в иберийских странах.
При этом следует иметь в виду, что формирование международного имиджа России – динамичный и далеко незавершенный процесс, в котором еще не поставлены все точки над i. Системное рассмотрение проблемы образа нашей страны как специфического процесса внутри- и внешнеполитической деятельности, осуществляемой властными российскими структурами, общественными организациями, национальным бизнес-сообществом и частными лицами, позволяет выработать научный подход к решению практических задач укрепления репутации Российской Федерации на международной арене.

 

Актуальность изучения проблемы образа России в Испании и Португалии определяется рядом существенных обстоятельств, на которых (хотя бы очень кратко) необходимо остановиться особо. Главное – значимость иберийских стран, прежде всего Испании как политических, торгово-экономических и культурных партнеров нашей страны. Более того, хочется напомнить, что именно Португалия послужила президенту В.В. Путину в качестве ориентира уровня экономического развития, к которому должна стремиться Россия в среднесрочной перспективе.

Сочетание явлений, обычно объединяемых понятием «глобализация», придало российско-иберийским связям дополнительную динамику и перевело их на более высокий количественный и качественный уровень. Связи Москвы с Мадридом и Лиссабоном охватили самый широкий спектр отношений: от регулярных встреч на высшем уровне до интенсивных контактов гуманитарного порядка. В последние годы ощутимо сблизились позиции наших стран по таким кардинальным международным вопросам как борьба с террористической угрозой, урегулирование в Ираке и на Ближнем Востоке, взаимоотношения христианских и исламских государств, укрепление принципов многополярности в мировой политике.

 

Показательно, в частности, что положительные подвижки наблюдаются и в такой «чувствительной» сфере как военно-политическое сотрудничество. Знаковым явлением, например, стали масштабные поставки испанского и российского вооружения в Венесуэлу вопреки протестам США.

С точки зрения долгосрочных интересов России непреходящее значение имеют следующие факторы. 
 Испания и Португалия обладают уникальным опытом перехода от диктатуры и экономической автаркии к демократии и открытой рыночной экономике, опытом масштабного привлечения иностранных инвестиций, структурной перестройки технологичных отраслей, адаптации законодательства и механизмов управления через достижение консенсуса социальных и политических сил в рамках динамического равновесия и прогрессивной эволюции. 

 Испания является одной из наиболее динамично развивающихся стран Европейского союза, которая сумела добиться для себя асимметричного режима присоединения к ЕС, получила максимальное количество средств из европейских структурных фондов, создала необходимую инфраструктуру управления внешнеэкономическим комплексом и обеспечила разработку оригинальных методик увязки интересов администраций различных уровней. 

 В силу ряда причин влияние Мадрида и Лиссабона в Европе и в мире в целом имеет тенденцию к росту. Умелое и целенаправленное использование политики «мягкой силы» обеспечило Испании и Португалии высокую международную репутацию и способствовало формированию положительного имиджа этих стран, привлекательного для граждан других государств, включая Россию. Отсюда – значительное число наших соотечественников, приобретающих недвижимость и переезжающих на постоянное место жительства в иберийские страны. 
 Хозяйственные структуры иберийских государств и России – взаимодополняемы, что объективно создает благоприятную основу для наращивания взаимовыгодных торгово-экономических обменов и организации сотрудничества в инвестиционной области.
 Имеющаяся нормативно-договорная база российско-иберийских отношений является хорошей отправной точкой для развития торгово-экономических связей при условии ее развития в конкретных прикладных программах и отработки эффективных механизмов сопровождения. 
 Испания и Португалия имеют несомненное (и растущее) политическое, экономическое и моральное влияние в Средиземноморье и Латинской Америке (в частности, благодаря участию в Ибероамериканском сообществе наций), что позволяет ставить вопрос о развитии многосторонней кооперации и торговли в целях укрепления экономических отношений Российской Федерации с указанными регионами. 
 И главное. Расширение сотрудничества с Испанией и Португалией – членами Евросоюза – может способствовать более основательному включению РФ в процесс европейской интеграции, что является важным условием углубления рыночных преобразований и роста российской экономики. Не случайно во время государственного визита в Испанию (8-9 февраля 2006 г.) президент России В.В. Путин выразил убеждение, что «Испания как активный член Евросоюза может сыграть существенную роль для улучшения отношений России со странами Европейского союза в целом». Похожие мотивы звучали и в ходе переговоров президента Д.А. Медведева с руководителями Португалии в ноябре 2008 г. в Лиссабоне (1).

 

Большое значение испанские СМИ придали встрече председателя правительства Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро с Д.А. Медведевым 1 октября 2008 г. в Константиновском дворце под Санкт-Петербургом. В многочисленных комментариях отмечалось, что переговоры двух лидеров несли на себе особую нагрузку, поскольку состоялись вскоре после пятидневной войны на Кавказе, которая серьезно осложнила отношения между Москвой и Брюсселем.

 

Испытанию подверглось и российско-испанское политико-дипломатическое взаимопонимание, возникшее в связи с самопровозглашением  независимости Косово. Мадрид, отстаивая принцип территориальной целостности государств, не признал, в отличие от большинства стран-членов ЕС, независимость Приштины. Схожая твердая позиция  Кремля создавала условия для сближения подходов двух стран. Но многое изменилось после признания Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.  Этот шаг нанес международному имиджу России тяжелый удар, в том числе – в иберийских странах.

 

В данной связи перед российской дипломатией встала задача, так или иначе, самортизировать негатив, возникший в отношениях с Евросоюзом. Диалог с Испанией и был подчинен решению этой задачи. Как отмечалось в СМИ, «Мадрид мог бы использовать свое влияние внутри ЕС для нормализации отношений между Брюсселем и Москвой» (2).


Испанская сторона, в свою очередь, ставила целью «поставить дипломатию на службу взаимопониманию и диалогу с Россией» (3).

Это обстоятельство способствовало конструктивному ходу переговоров, что было отмечено испанскими СМИ, которые выделили согласие сторон в том, что возврат к холодной войне невозможен, и подчеркнули тезис о необходимости формирования «новой архитектуры безопасности в Европе». В частности,  приводились слова Х.Л. Родригеса Сапатеро о том, что эта система «должна учитывать как интересы России, Европы, так и всего мира» (4).

 

Испанский лидер, отмечалось в комментариях, «сделал ставку на сотрудничество между ЕС и РФ и создание нового пространства безопасности» (5). Касаясь двусторонних российско-испанских отношений, многие наблюдатели цитировали слова Д.А. Медведева: «Нет предела совершенству, но текущий уровень отношений я расцениваю как очень высокий», а также мнение испанского лидера о необходимости «сохранения позитивной динамики» сотрудничества двух государств. «У нас есть, о чем поговорить: это касается важных проектов в таких секторах как энергетика, транспорт, коммуникации, а также в области культуры и гуманитарных связей», – подчеркнул российский президент (6).


Внимание СМИ привлек и тот момент, что председатель испанского правительства обратился к будущему президенту США с призывом поддерживать «хорошие отношения с Россией» (7).

Таким образом, выстраивая свои отношения с Мадридом с Лиссабоном, Москва не без оснований рассчитывает на то, что диалог с иберийскими государствами будет способствовать стабилизации взаимодействия России с Евросоюзом, известному сглаживанию периодически возникающих проблем, а также улучшению международного имиджа российской политики.


С учетом сказанного можно сделать вывод, что в постоянно усложняющейся системе глобальных стратегических интересов Российской Федерации роль иберийских государств а) имеет тенденцию к повышению и

б) характеризуется наличием значительного потенциала, умелое использование которого способно принести нашей стране весомые политические и хозяйственные дивиденды. В данном контексте продвижение в Испании и Португалии положительного образа России приобретает не только идейно-пропагандистское, но и сугубо прагматическое значение.

 

Существенную роль в формировании имиджа Российской Федерации в Испании и Португалии (особенно в политических и деловых кругах) играет оценка иберийской стороной хозяйственного потенциала России и в первую очередь – возможностей ее внешнеэкономического сектора и перспектив российско-иберийских торгово-экономических и инвестиционных связей.


Проведенный  в Центре иберийских исследований ИЛА РАН анализ показал, что в связи с бесспорным усилением экономической мощи нашей страны интерес деловых кругов Испании и Португалии к российским товарным и финансовым рынкам возрос, и Россия все чаще рассматривается иберийским бизнес-сообществом в качестве важного стратегического партнера. Показательный факт: по мнению авторитетных испанских и португальских экономистов, Российская Федерация, в последние три-четыре года из зоны «стратегических рисков» постепенно смещается в зону «стратегических возможностей» (8).  Данная оценка имеет принципиальное значение.

Образ России в Испании и Португалии – это образ европейской страны («державы») с богатейшим природно-ресурсным потенциалом, среднеразвитой экономикой и одновременно с серьезными социально-экономическими проблемами, среди которых аналитики особо выделяют увеличение разрыва в доходах между богатыми и бедными слоями населения  и общий сравнительно низкий технический и управленческий уровень народного хозяйства (9). 

Анализ материалов иберийских СМИ, посвященных экономическим проблемам России, показывает, что свыше 90% публикаций связано с энергетической темой. Это полностью объяснимо, поскольку энергозависимость является одной из острейших проблем для стран Иберийского полуострова. Приведем в качестве примера Испанию.

 

Для нее задача энергообеспечения за счет зарубежных источников имеет стратегическое значение: 99% потребляемых в стране нефти и газа импортируется. Публикации по данной проблематике дают основание констатировать, что Мадрид беспокоит линия России на проведение суверенной и жесткой энергетической политики, озадачивают претензии Москвы на признание ее лидирующих позиций в этой сфере. Часто со страниц испанских газет и в заявлениях государственных деятелей говорится о необходимости большей «прозрачности», «предсказуемости» и «надежности» энергетической политики России.

В частности, в ходе визита В.В. Путина в Испанию в феврале 2006 г., король Хуан Карлос, отмечая исключительную роль России как основного поставщика энергоносителей на европейский рынок, подчеркнул, что обладание такими огромными ресурсами означает «большую ответственность». От энергетической политики России, по словам монарха, «во многом зависит политическая и экономическая стабильность на европейском континенте» (10).

В этой связи специальный интерес вызывает в Испании деятельность российского «Газпрома». Из всех публикаций испанской прессы, связанных с  проблемами энергетической безопасности, более половины касаются этого газового «гиганта». Нередко образ России идентифицируется с образом «Газпрома» как «крупнейшей газовой компанией мира», превратившейся в «мощное политическое оружие Москвы», и стремящейся «опутать» европейский континент системой газопроводов», ключ от которой «будет находиться в Кремле» (11).
Официальные лица  Испании и Португалии в целом оценивают российско-иберийские связи как «очень хорошие» и «развивающиеся по восходящей». Вместе с тем, согласно оценке министра промышленности, туризма и торговли Испании Хосе Монтильи Агилеры, торгово-экономические отношения между двумя странами до настоящего времени остаются «довольно ограниченными», равно как и присутствие испанского капитала на российском рынке (12).

Большие надежды Мадрид возлагал на визит президента России в феврале 2006 г., который, по мнению председателя правительства Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, придал «новый мощный импульс» российско-испанским отношениям (13). В этой оценке была известная доля истины. Так, в  ходе визита состоялась встреча российского президента с ведущими представителями деловых кругов Испании, которые выразили свою заинтересованность в расширении хозяйственных связей с Россией, особенно в таких отраслях как топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, банковская сфера и т.д.

В частности, президент крупнейшей в Испании топливно-энергетической компании «Репсоль ЯПФ» Антонио Бруфау заявил о намерении сотрудничать с РФ в освоении газовых месторождений на полуострове Ямал и в других регионах нашей страны. Значимость для «Репсоль ЯПФ»  топливно-энергетического рынка России и высокая оценка перспектив сотрудничества с «Газпромом» и другими российскими компаниями подтвердило открытие в ноябре 2007 г. в Москве  ее представительского офиса.

По общему мнению многих испанских предпринимателей, российско-испанским торгово-экономическим отношениям для решительного рывка вперед до сих пор не достает совместного мегапроекта, реализация которого придала бы новую динамику всему комплексу двусторонних хозяйственных и финансовых связей. Судя по результатам интервью с авторитетными представителями бизнес-сообществ двух стран и материалам прессы, такого рода мегапроектом могло бы стать участие ведущих испанских корпораций в производстве на территории Российской Федерации сжиженного газа с последующей его транспортировкой в Испанию на специальных судах-газовозах (танкерах-метановозах). В частности, как сообщалось в средствах массовой информации, «Репсоль ЯПФ» и «Газ Натураль» намерены к 2011 г. зафрахтовать на 20 лет 11 новых газовозов у крупнейшего российского пароходства «Совкомфлот» (стоимость контракта оценивается в объеме до 6 млрд. долл.) (14).

Таргетирование импорта в Испанию российского сжиженного газа в качестве своего рода рычага для подъема общего уровня двусторонних экономических обменов глубоко символично. Оно говорит о том, что к развитию экономических отношений между двумя странами подключается «большой бизнес» – крупнейшие транснациональные корпорации, располагающие несравненно бóльшими ресурсами, чем средние и малые фирмы, «задававшие тон» российско-испанской торговле до самого последнего времени. 

Можно привести и другие свидетельства того, что образ России как перспективного рынка для испанского бизнеса не только утверждается в сознании политических и деловых элит Испании, но и учитывается при стратегическом планировании развития испанской экономики. Так, в принятом нынешнем правительстве «Плане восстановления конкурентоспособности и стимулирования интернационализации испанских предприятий»  (15) (разработан министерством промышленности, туризма и торговли) Россия фигурирует в очень ограниченном списке стран (их всего девять), для которых предусмотрен комплекс специальных мер по продвижению испанского экспорта и инвестиций. Таким образом, все отчетливее просматривается положительный тренд в испанских оценках перспектив хозяйственного взаимодействия двух государств.

Признавая очевидную перспективность российского рынка для своих товаров и инвестиций и возможные горизонты сотрудничества двух стран в такой ключевой отрасли как энергетика, испанские бизнесмены в то же время отмечают целый ряд труднопреодолимых препятствий, с которыми им приходится сталкиваться в Российской Федерации. К ним, в первую очередь, относят отсутствие (в западном понимании) юридической безопасности, несовершенство местного налогового законодательства, чрезмерную «забюрокраченность» и непрозрачность в целом российского бизнеса (16).

В результате Россия превращается для испанского бизнеса в страну больших возможностей, но при этом сохраняется ее имидж как бюрократического государства с институтами, не отвечающими в полной мере требованиям сегодняшнего дня.
Сумма названных факторов и детерминирует в сознании испанцев нынешний экономический образ Российской Федерации. Ее так называемый «зонтичный бренд» (охватывающий целый ряд товаров и услуг) прочно ассоциируется с энергетическими ресурсами и другими сырьевыми товарами, и в значительно меньшей степени – с возможностями России в сфере высоких технологий и наукоемких услуг.

Совершенно новый элемент в российско-испанские экономические отношения внесло решение крупнейших отечественных энергетических корпораций приобрести мажоритарный пакет акций испанской «Репсоль ЯПФ». Вначале с таким предложением выступил «Газпром», но против сделки выступило как правительство Испании, так и органы Евросоюза, поскольку речь шла о переходе акций частной компании в руки государственного концерна. Затем на сцену вышел «Лукойл» (частная российская фирма с крупным участием иностранных партнеров) с офертой о приобретении до 29,9% акций лидера испанской экономики. Но и в этом случае в Испании и в целом в Европе нашлось немало противников данной операции. Как писала пресса, все дело заключалось в «ревнивом отношении европейцев» к планам российского бизнес-сообщества расширить участие в экономике стран ЕС (17).

Никогда еще коммерческий вопрос, касающийся  отношений Испании и России, не вызывал столь пристального внимания испанских политических кругов, общественности и средств массовой информации.

Особое волнение вызвало то обстоятельство, что российскому инвестору мог перейти контроль над ведущей испанской корпорацией. Инициатива «Лукойла» стала предметом «выяснения отношений» между двумя крупнейшими политическими партиями – «социалистами» и «народниками», породила  бесчисленное количество комментариев и противоположных оценок (18).

Лейтмотивом многих публикаций было то, что «русские пытаются воспользоваться  кризисным снижением капитализации испанских компаний  и  по дешевке скупить местные активы». Действительно, в условиях мирового финансового кризиса, затронувшего и Испанию, многие предприятия оказались в трудном положении, в их числе – крупнейший акционер «Репсоль ЯПФ» строительный гигант «Сасир», для которого  предложение «Лукойла» было своего рода «спасательным кругом».
Тем не менее, страсти, разгоревшиеся вокруг покупки акций «Репсоль ЯПФ», свидетельствовали о наличие в испанском общественном мнении стойких предубеждений против инвестиционного участия российских компаний в ключевых отраслях национальной экономики.  


 
В структуре современного образа Российской Федерации, сложившегося в иберийских обществах, важное место занимают вопросы внутриполитического развития нашей страны. Это и понятно: в постсоветский период произошли капитальные изменения в жизни россиян, совершивших беспрецедентный переход от социализма к капитализму, от тоталитарной политической системы в направлении построения буржуазно-демократического общества. Испанцы и португальцы, пережившие в 70-80-е годы прошлого века собственные транзиты от диктатуры к демократии, не могли не обратить внимания на драматические события в новой России (19).

Разумеется, не следует переоценивать степень интереса к нашей стране в широких слоях испанского и португальского населения – на повседневном уровне он остается сравнительно низким, что, впрочем, можно сказать и о подавляющем большинстве других государств мира. Но речь идет о другом. А именно: в постсоветский период в иберийских странах, прежде всего в Испании, сложилась собственная школа «русологов» (исследователей и журналистов), внимательно отслеживающих процессы, протекающие в Российской Федерации, играющих заметную роль в формировании имиджа нашей страны в иберийском обществе и стремящихся обеспечить своего рода консенсус по основным проблемам развития новой России.

Так, в фокусе внимания испанских «русологов» постоянно находятся наиболее острые и дискуссионные вопросы российской действительности: урегулирование ситуации в Чечне, эволюция партийно-политической системы, перспективы демократического транзита и характеристики складывающегося режима, отношения между властными элитами и обществом, роль В.В. Путина как «главного имиджмейкера» Российской Федерации. 
Особенно востребована работа аналитиков бывает в периоды повышенного общественного интереса к России в связи с теми или иными внутриполитическими событиями в нашей стране, получающими международный резонанс: президентские и парламентские выборы, террористические акты, громкие заказные убийства, судебные преследования «олигархов», действия властей по ограничению гражданских свобод и т.д.
Именно такого рода экстраординарные события, вызывающие в испанском и португальском обществе «всплески» интереса к нашей стране, стимулируют активность «русологов» и ощутимо влияют на имидж России, который предстает не как данность, а  как объект перманентного процесса формирования с наличием в нем периодов более или менее значительных корректировок. 

При этом нужно заметить, что на формирование образа нашей страны в глазах рядового испанца или португальца влияет не только сам по себе характер новости (положительный или отрицательный), но и целый ряд других факторов: общий настрой автора, логика подачи материала, выбранные лингвистические единицы, видеоряд и фотографии, используемые на ТВ, в Интернете и  печатных изданиях.

В целом, СМИ Испании и Португалии в последние годы уделяли немалое внимание «русской теме» в связи с рядом громких, в том числе – негативных событий, отрицательно влияющих на имидж России в иберийских обществах. Главная роль во всех происходящих в России событиях традиционно отводилась президенту (затем премьер-министру) В.В. Путину, и образ страны во многом определяется его имиджем.
Испанские и португальские журналисты обычно рисуют российского лидера как жесткого и авторитарного правителя, действия которого направлены на фактическое ограничение гражданских свобод и постепенное свертывание демократических процессов, начатых в предшествующие годы (во время правления Б.Н. Ельцина). Тенденциозность отдельных публикаций в значительной степени связана с неприятием «чекистского» прошлого В.В. Путина, его внутриполитического курса. В качестве доказательства отхода от принципов демократии в России используются данные международных организаций, в том числе – правозащитных, часто неблагоприятные для российских власть предержащих и способствующие закреплению за В.В. Путиным образа «диктатора», а за Россией – имиджа «псевдодемократического государства», далекого от того, чтобы называться «устоявшимся открытым обществом» (20). Как отмечал известный испанский русолог Карлос Тайбо, правила игра, по которым строится судьба России, определяет один человек – В.Путин. Никакого законотворчества, ни тем более участия российского народа в политической жизни страны не существует (21).

Впрочем, негативное восприятие журналистским сообществом деятельности российского руководителя не отражает отношения к нему как к персоне. На персональном уровне бывший президент России признается масштабным и харизматичным политиком, что лишний раз доказали его визиты в Испанию (февраль 2006 г.) и Португалию (октябрь 2007 г.), акцентированное внимание к этим поездкам со стороны местных и международных масс-медиа.
Не последнее место в формировании имиджа России на протяжении ряда лет занимала проблема чеченского урегулирования, в более общем смысле – борьба с терроризмом. Это особенно характерно для Испании. В силу испанской специфики (сепаратистские настроения и многочисленные террористические акты) эти вопросы периодически вызывали повышенный интерес местной общественности и политических кругов. Испанские СМИ не только не обошли вниманием произошедшие в России террористические акты, но и подвергли критике действия российских спецслужб (при всем искреннем сочувствии к жертвам терактов и однозначным осуждении террористов). В частности, профессор Э. Альварадо Перес выразил мнение, что в ходе проведенных операций «многие заложники погибли из-за несогласованных действий спасателей» (22).
В связи с чеченской темой иберийские исследователи и комментаторы с особой настойчивостью развивали тезис об ограничении свободы слова в России. Так, испанский журналист-международник Г. Эскурдия Артеага, изучавший обстановку в Чечне, подчеркивал, что постоянно ощущал недостаток в получении необходимой информации и отсутствие оппозиционных точек зрения. «Похоже, - делает вывод журналист, - в стране почти не осталось независимых телевизионных каналов федерального вещания, которые могли бы высказывать критику в адрес властей» (23). 

Подлинный «взрыв» журналистского интереса к указанным сюжетам произошел в Испании и Португалии после череды громких убийств, особенно после трагической гибели А. Политковской, выступления и книги которой были сравнительно хорошо известны в иберийских странах. Сама журналистка была названа в прессе «жертвой режима управляемой демократии по Путину» и «рупором истинной правды о Чечне», а ответственность за ее гибель во многих случаях возлагалась на российское руководство и спецслужбы (24).
Определенные ожидания в иберийских странах в плане демократизации российского общества  были связаны с избранием на пост Президента РФ Д.А. Медведева, имевшего репутацию либерально настроенного политика. Однако события 2008 г. внесли коррективы в такого рода оценки. Пример тому – изменения в Конституции РФ, инициированные новым главой государства.

В частности, в связи с объявленной Д.А. Медведевым конституционной реформой газета «El País», выступила с редакционной статьей, довольно адекватно отражавшей восприятие в иберийских странах политического процесса в России . В статье подчеркивалась «полная неожиданность» заявлений Д.А. Медведева относительно изменений в Конституции даже для членов правящей партии «Единая Россия» и депутатов Государственной Думы.

 

Секретность, окружавшая разработку предложений по конституционной реформе, заставила оппозиционные партии сделать предположение о возвращении В.В. Путина на пост президента,  отметила газета. Нынешний премьер, в бытность свою президентом, отвергал возможность внесения поправок в основной закон, ссылаясь на возможный дестабилизационный общественный эффект. Нынешняя инициатива сделала очевидной его истинную позицию: В.В. Путин и ранее являлся сторонником пролонгации мандата президента, однако  хотел избежать  обвинений в нарушении конституции и потому не инициировал подобной реформы.
После завершения российско-грузинского кризиса В.В. Путин и Д.A. Медведев сочли, что обладают значительными возможностями для дальнейшего укрепления власти.

 

Провозглашенная конституционная реформа отразила наиболее настораживающие черты своеобразного политического режима России, писала газета. Истинной целью ее проведения являлось значительное усиление  исполнительной власти. Законодатели, в свою очередь, получили лишь небольшие уступки, благодаря чему была сохранена видимость равновесия между ветвями власти и в конечном итоге – хрупкая демократическая оболочка политической системы. В России проводятся выборы, однако победа на них оппозиции абсолютно невозможна. В этих условиях изменение срока мандатов не столь существенно. Между строк в послании Д.A. Медведева содержится очевидный политический месседж: никто не может помешать В.В. Путину и его партии делать то, что они хотят, сформулировали свой вывод испанские эксперты (26).


Обобщая, можно прийти к следующему заключению. Внутриполитические процессы и события, имеющие место в России, получают в Испании и Португалии, как правило, одностороннюю оценку, отражающую реально существующие расхождения во взглядах российских и иберийских элит. В этом смысле ситуация в иберийских странах близка к положению в других западных государствах. Но есть и своя специфика. Она состоит в том, что для испанских и португальских журналистов, представителей политических кругов и академического сообщества характерна более сдержанная позиция по отношению к России, чем это можно наблюдать во многих СМИ, у политиков и ученых ведущих западных держав – США, Великобритании, Франции, а также бывших социалистических стран Европы. Данное обстоятельство следует учитывать при  разработке конкретных методик продвижения позитивного имиджа России в Испании Португалии.

 

Среди наиболее значимых факторов, влияющих на формирование имиджа России и отношения к ней испанцев и португальцев, можно назвать ценностные ориентации как стержневой элемент общественного сознания. Они, по признанию как отечественных исследователей, так и иберийских ученых, определяют «глубинный слой» отношения одного народа к другому, степень симпатии или антипатии, эмоциональную окраску стереотипных представлений. Так, известный испанский социолог Салустьяно дель Кампо отмечал, что важную роль в формировании образов других стран играют духовное и культурное родство, религиозная и цивилизационная принадлежность, оценка их нравственного облика (27).  
Для испанцев и португальцев, 80% которых считают себя католиками, признание духовного родства исключительно важно и составляет основу для зарождения симпатии. В формировании образа Российской Федерации в Испании и Португалии религиозный фактор играет двойственную роль.
С одной стороны, принадлежность России к «христианской цивилизации» имеет в глазах иберийцев-католиков существенные преимущества перед иными, в частности, мусульманскими государствами. С другой стороны, наша страна – наследница православной традиции, которая «отягощена» возлагаемой на нее католиками виной в великом расколе. Испанцы и португальцы хорошо осведомлены о напряженных отношениях между Ватиканом и Русской Православной Церковью (РПЦ). Вплоть до 60-х годов ХХ в. оставалась в силе взаимная анафема. При этом католики, следуя линии, выработанной II Ватиканским Собором (1962-1965 гг.), в значительно большей степени открыты к налаживанию диалога с православными, чем православные к диалогу с католиками. Это обстоятельство в определенной мере препятствует созданию положительного образа России в массе испанских и португальских верующих.
В официальных документах, печатных и электронных изданиях главного религиозного органа Испании – так называемой  Конференции испанских епископов, трудно найти материалы, специально посвященные России, во многом из-за опасения усугубить и без того сложную ситуацию в диалоге католической церкви с РПЦ. В действительности же сближение происходит: по инициативе испанских священников в нашей стране создано испанское, а затем и международное католическое общество «Друзей России», действует приход  в  г. Пушкин  (Царское Село). 
В восприятии России многими испанскими и португальскими католиками, посещавшими нашу страну, также прослеживается известная двойственность: с одной стороны, она считается глубоко религиозным государством, с другой –  «чистым  листом» для миссионерства и христианской проповеди (разумеется, в ее католическом варианте). Такую двойственность можно считать одной из характерных и устойчивых черт подхода испанских и португальских католиков к Российской Федерации, проявляющуюся в восприятии ее как христианской, так  и антихристианской, «большевистской» одновременно. В зависимости от ситуации в сознании иберийцев всплывает нужный образ. Сейчас становится актуальным и новый негативный имидж – имидж посткоммунистической  России как «внехристианской» страны, власти которой пытаются возродить «советскую империю» (28).

Несмотря на то, что “высшие” (христианские) духовно-нравственные ценности  в католицизме и православии в основном совпадают, для современных испанских и португальских католиков неприемлема ни традиционная нацеленность православной церкви на тесный союз с государством, ни умаление в ней личности, ни фактическое отсутствие интереса к социальной этике. При этом наиболее важные «нестыковки» в системах ценностей двух стран прослеживаются в различном отношении к базовым (в понимании западного человека) гражданским ценностям, а именно демократии, правам и свободам личности (29).  

Важной особенностью современного иберийского католического сознания является фактическое отождествление демократии и прав человека с христианскими ценностями. Для РПЦ, напротив, секулярный гуманизм видится не союзником, а  чуть ли не главным врагом. Кроме того,  для большинства наших соотечественников многие демократические права и свободы пока не представляются первостепенной ценностью, в связи с чем  наблюдается значительное расхождение между пониманием (а точнее – восприятием) российской действительности испанскими и португальскими католиками и отношением к ней российских граждан.
Можно констатировать, что если бы демократические права и свободы ценились и соблюдались в Российской Федерации в соответствии с ожиданиями верующих испанцев и португальцев, это не только улучшило бы их отношение к нашей стране, но и усилило (укрепило) в их восприятии христианский образ России.

 

Значимость внешней политики для формирования современного образа Российской Федерации на международной арене, в том числе в Испании и Португалии трудно переоценить. Именно внешнеполитическая деятельность является своеобразной визитной карточкой страны и проецирует происходящие в ней внутренние процессы на глобальный уровень. Повышенный интерес иберийского общества обычно вызывают такие внешнеполитические сюжеты как встречи в верхах, визиты государственных деятелей, подписания двусторонних и многосторонних соглашений и тому подобное. Так, например, большое внимание иберийской общественности привлекли визиты  В.В. Путина в Испанию и Португалию, Д.А. Медведева в Португалию, короля Хуана Карлоса и глав правительств Испании и Португалии в Россию, а также встречи и переговоры в рамках диалога Россия – Евросоюз. 

На официальном уровне отношения России с Испанией и Португалией (и шире – с Евросоюзом) носят дружественный характер, и иберийские правящие элиты рассматривают  нашу страну как стратегического партнера Объединенной Европы. По мнению председателя правительства Испании Хосе Луиса Родригеса Сапатеро, «стратегический альянс между Евросоюзом и Россией служит интересам обеих сторон»… и совершенно необходим для того, чтобы "охватить все международные вопросы современности и эффективно отвечать на серьезные вызовы, которые стоят перед нами на мировой арене» (30) . В свою очередь испанский министр иностранных дел и сотрудничества Мигель Анхель Моратинос подчеркивал, что «Россия не только стратегический партнер ЕС, но и его сосед» (31).

 

Официальной позиции не противоречат и некоторые научные концепции, обосновывающие неизбежность альянса Евросоюза и России ввиду совпадения их стратегических интересов. Учитывая размеры, богатства недр, человеческий и научный потенциал Российской Федерации, «было бы разумным иметь такого союзника. Будущее Европы в значительной мере зависит от того, как сложатся ее отношения с самой большой страной мира», считает, в частности, профессор Автономного Университета Мадрида А. Самора (32).

Однако, несмотря на совпадение мнений различных представителей иберийского общества относительно необходимости стратегического партнерства с Россией, по конкретным внешнеполитическим сюжетам могут наблюдаться существенные расхождения. Так, если Х.Л. Родригес Сапатеро поддержал решение Кремля о приглашении представителей Хамас для переговоров в Москву, то в испанской прессе этот шаг был назван ошибкой (33), и таких примеров немало. Общая тенденция формирования в испанском и португальском общественном мнении образа внешней политики России в значительной степени определяется имиджем российской власти и отмечена неприятием отдельных аспектов внутренней политики В.В. Путина – Д.А. Медведева и непониманием их противоречивого, по мнению многих иберийцев, внешнеполитического курса (34).

Один из аргументов, который активно используется для критики внешней политики современной России, это брешь между словами и делами Кремля, которую усматривают испанские и португальские политологи (35). Параллельно с этим отдельные специалисты-международники утверждают, что Москва в отношении европейских стран  проводит стратегию «разделяй и властвуй», и видят задачу Евросоюза в выработке согласованной линии в связях с Россией (36).

Наступательный тон российских дипломатов, чиновников и государственных деятелей, оправдываемый ими необходимостью защиты национальных интересов, камуфлирует, по мнению многих наблюдателей, корыстные интересы Кремля и ассоциированных с ним крупных российских госкорпораций.

Поведение России на международной арене нередко трактуется  как претензия на возвращение в мировую политику в качестве сверхдержавы. Негативные комментарии зачастую сопровождают действия властных элит РФ, направленные на достижение статуса энергетической супердержавы (37) и крупного игрока на рынке современных вооружений. Особую озабоченность отдельных аналитиков вызывает так называемый «постимперский синдром России», выражающийся, по их мнению, в попытках удержать в своей орбите страны бывшего СССР с помощью угроз, экономического давления и политического шантажа.
Согласно проведенному в Испании опросу, лишь 38%  его участников готовы рассматривать сегодня Россию в качестве державы мирового влияния, тогда как 62%  рассматривают ее скорее как развивающееся государство регионального значения. Потеря нашей страной былого могущества воспринимается многими испанцами как положительный момент. Но характерно, что количество респондентов с негативным восприятием российского внешнеполитического курса в целом совпадает с таким же количеством позитивных оценок.

 

Большое значение придается респондентами встречам руководителей стран на высшем уровне. Именно такие мероприятия 80% испанцев считают наиболее полезными для улучшения странового имиджа и внешнеполитического климата. В то же время половина опрошенных считает, что существенный рывок в двустороннем сотрудничестве не может быть достигнут в ближайшем будущем из-за отсутствия прочного фундамента для такого сотрудничества, и только 16% респондентов рассматривают в качестве такового сотрудничество в области борьбы с терроризмом.

Главным субъектом внешней политики России аналитики в иберийских странах считают Президента РФ, решающее влияние на принятие внешнеполитических решений, по их мнению, оказывают также крупные экономические структуры и спецслужбы, а МИДу принадлежит лишь функция исполнителя воли президента, личность которого, его действия, поступки и заявления являются частыми сюжетами  иберийских СМИ. Растущее внимание в последнее время уделяется внешнеполитическому влиянию государственных монополий, в первую очередь «Газпрому», применяющему, по распространенному мнению, невиданные методы давления на контрагентов при помощи манипулирования ценами на энергоносители.


Согласно оценкам испанской и португальской печати и аналитиков, характерными чертами современного внешнеполитического курса России считаются растущие проявления национализма  (антиамериканская риторика в рамках доктрины «суверенной демократии»); прагматизм и корысть; противоречие между декларациями и действиями; отсутствие реальных позитивных прорывов на конкретных направлениях. Критику испанской и португальской прессы вызвали такие действия Кремля как поставки оружия Ирану, Сирии и Индонезии, приглашение представителей «Хамас» в Москву, поддержка режимов в Иране, Белоруссии, Северной Корее, политика на постсоветском пространстве;  а также позиция России в  отношении  совместных усилий США и Европы по предотвращению разработки Ираном ядерного оружия (38).

В отношениях Российской Федерации со странами постсоветского пространства внимание было привлечено к газовому торгу с Украиной, Белоруссией, Молдовой и Туркменией, в котором, по мнению иберийских наблюдателей, Россия позиционировала себя в качестве энергетической сверхдержавы, «винному» конфликту с Молдовой и особенно противостоянию с  Грузией, названному в испанской прессе «репрессивной эскаладой». Тем не менее, надо признать – все   перечисленные проблемы находятся на периферии общественного внимания в Испании и Португалии, что подтверждают результаты проведенного в рамках настоящего исследования опроса. Исключение составляют темы, затрагивающие жизненно важные интересы самих иберийцев.

Таковыми являются отношения России с Испанией и Португалией в рамках ЕС  и политика Кремля в энергетической и торгово-экономической сферах. Иберийская пресса акцентирует внимание на  усложнении российскими властями условий для западных инвесторов в стратегических отраслях экономики, выражает опасения в связи с возможной ренационализацией энергетических предприятий, пересмотром условий ранее заключенных контрактов, отбором лицензий под предлогом нарушений экологического законодательства, комментирует появившиеся слухи о возможном невыполнении Россией своих экспортных обязательств по газу в 2009 году.

Иберийская пресса не обошла вниманием знаковую встречу европейских лидеров, включая испанского и португальского, в Лахти (Финляндия), дав критическую оценку как российскому участнику, «любимой тактикой которого является атака в качестве  защиты», так и европейским лидерам (39). Газета «El País» квалифицировала встречу глав государств и правительств европейских стран в Финляндии «концом идиллии с постсоветской Россией» (40).

 

В частности, недовольство Мадрида и Лиссабона вызвала отповедь российского президента в ответ на упреки в недостаточной борьбе с коррупцией.

В испанские СМИ просочились подробности закрытого заседания руководства Евросоюза и лидеров стран – членов ЕС, договаривавшихся призвать к ответу «хозяина трубы» на встрече в Лахти.  Именно Х. Л. Родригес Сапатеро и его польский коллега перед встречей в Финляндии призывали представителей других стран к выработке общей стратегии противостояния российскому президенту в целях ослабления энергетической зависимости от России.

По свидетельству газеты «El Mundo», европейцы предполагали просить В.В. Путина «избегать использования природных богатств в политических целях» (41). Х.Л. Родригес Сапатеро также высказался за то, чтобы Евросоюз занял консолидированную  позицию «по вопросам состояния демократии в России и агрессивных действий в отношении Украины и Грузии». Однако отсутствие единства в ЕС, по мнению журналиста Хуана Альваро (агентство «Интервью»), позволило В.В. Путину перейти в  наступление и «поставить на место» Испанию, приведя в изумление председателя испанского правительства (42).

Неизменную критику иберийской прессы вызывает отказ Москвы ратифицировать в его нынешнем виде Договор к Энергетической хартии 1994 г. и подписать дополнительный транзитный протокол. Это – одна из «болевых точек» отношений между Россией и ЕС, и испанские и португальские СМИ поместили значительное количество аналитических и информационных материалов, освещающих противоположные, по сути, позиции сторон.
Большое внимание было уделено перспективам подписания нового соглашения о сотрудничестве между Евросоюзом и Россией взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, срок которого истек 1 декабря 2007 года. Подписывая новый договор, страны ЕС, включая Испанию и Португалию, хотели бы заручиться гарантиями бесперебойных поставок из России газа и нефти, подчеркивала газета «El País» (43).

В данной связи особые надежды в Испании и Португалии возлагались на XVIII саммит Россия – ЕС, однако ввиду демарша правительства Польши начало переговоров о новом рамочном соглашении между Россией и Евросоюзом было отложено, а повестка дня в срочном порядке изменена. Состоявшийся 24 ноября 2006 г. саммит не изменил сложившуюся ситуацию и был назван в испанской прессе «объявленным провалом» (44).
В этой связи аналитики стали предсказывать возможную корректировку позиции Испании и Португалии в свете новых поворотов в отношениях России с ЕС. При этом курс на стратегическое партнерство должен сохраняться, несмотря на общественное мнение,  складывающееся в последнее время не в пользу Москвы.

Ноябрьский саммит, по замечанию газеты «El País» (45), «не мог состояться в более неблагоприятный для России момент, что почти зеркально повторило негативный информационный фон встречи в Лахти, накануне которой произошло убийство А. Политковской, также вызвавшее множество откликов в испанском обществе. Не случайно во властных структурах России было высказано предположение о проведении в жизнь «хорошо отрежиссированного плана по последовательной дискредитации РФ и ее руководителя» (46).

По многочисленным свидетельствам прессы, в общественных и политических кругах иберийских стран напряженность в отношениях Евросоюза с Россией вызывала все большее беспокойство. Становилось очевидным, что в интересах обеих сторон – снять возникшие проблемы и нормализовать диалог между Москвой и Брюсселем. Положительную роль должен был сыграть визит испанского государства короля Хуана Карлоса в Россию в июне 2008 года.

На его встречам с президентом Д.А. Медведевым и председателем правительства В.В. Путиным в европейских странах возлагали большие надежды.

Королевский визит, как нельзя лучше, продемонстрировал органичное сочетание формальных и неформальных сторон российско-испанских отношений.

В самом деле, Хуан Карлос стал первым главой зарубежного государства, которого принял «на своей территории» новый президент России. Тем самым был зафиксирован высокий статус нашего межгосударственного диалога. Одновременно состоялся ужин короля с премьер-министром, подчеркнувший именно неформальный характер отношений, сложившихся между лидерами двух стран. В последние годы, как подчеркивали СМИ, именно благодаря активной президентской дипломатии В.В. Путина стало возможным говорить о росте взаимопонимания и расширении российско-испанского сотрудничества.

 

Важно было не останавливаться на достигнутом, а сделать новый шаг вперед. Визит короля, пользующегося безусловным международным авторитетом,  стал добрым знаком. Но жизнь внесла свои коррективы,  и  очень скоро  международная ситуация вновь осложнилась.
Вооруженный конфликт на Кавказе, начавшийся с вторжения грузинских войск в Южную Осетию в ночь с 7 на 8 августа 2008 г., стал пробным камнем отношений между Россией и Европейским союзом, активными членами которого являются Испания и Португалия.

 

В обстановке дипломатической растерянности, когда США и отдельные  европейские государства призывали чуть ли не к введению санкций против Российской Федерации, вставшей на защиту южноосетинского народа, испанские власти однозначно высказались за переговоры и сотрудничество в разрешении конфликта. Как заявила первый заместитель председателя испанского правительства Мария Тереса Фернандес де ла Вега, «Мы считаем, что необходимо оставить открытыми пути для дипломатического и политического диалога» (47).

Нужно отметить, что в полифонии мнений о причинах кавказского кризиса прозвучали весьма точные оценки ряда испанских экспертов, которые обратили внимание на логическую связь между признанием Западом (вопреки позиции Москвы) самопровозглашенной республики Косово и решениями о независимости и суверенитете Абхазии и Южной Осетии, поддержанными российским руководством (48).

Перепады в российско-иберийских отношениях свидетельствуют о том, что они сложились еще не в полной мере, их формат продолжает формироваться и в ближайшее время должен быть наполнен новыми элементами. Это, в первую очередь, относится к сфере инвестиционного сотрудничества, реализации совместных мегапроектов (например, в энергетической области), к ощутимому повышению уровня научно-технических и образовательных обменов. Все государства – Россия, Испания и Португалия нацелены на приоритетное развитие инновационных отраслей хозяйства, и на этом поле у них есть возможности для эффективного взаимодействия.

 

Выводы и рекомендации
Проведенное сотрудниками Центра иберийских исследований ИЛА РАН изучение имиджа России в иберийских странах позволяет авторам сформулировать ряд выводов и рекомендаций по совершенствованию имиджирования нашей страны, ее внутренней и внешней политики в Испании и Португалии.

Образ Российской Федерации в восприятии иберийских обществ находится в процессе формирования и подвержен изменениям, в том числе – конъюнктурного характера. Имидж сверхдержавы, характерный для Советского Союза, ушел в прошлое и сменился все еще не вполне устоявшимся (и не всегда определенным) образом новой России. В силу множества объективных и субъективных причин этот образ несет в себе значительный негативный заряд, что находит свое проявление в критических взглядах на Россию со стороны представителей политических и деловых элит Испании и Португалии, а также средств массовой информации и широкой общественности. Безусловно, данное обстоятельство мешает поступательному и динамичному развитию российско-иберийских торгово-экономических, политических и гуманитарных связей, тормозит двусторонние отношения.

 

Такое воздействие не следует абсолютизировать, но она есть, и это – непреложный факт. Данное обстоятельство тем более досадно, поскольку существуют базовые взаимные интересы и потребности существенного расширения взаимовыгодных обменов практически во всех областях общественной жизни трех государств.

Проведенный авторским коллективом анализ показал, что среди наиболее значимых факторов, влияющих на формирование имиджа новой России и отношения к ней в Испании и Португалии, можно назвать ценностные ориентации, которые у трех народов (россиян, испанцев и португальцев) существенно различаются. В основе этих различий лежат ярко выраженные особенности историко-культурного и религиозного характера, а также разница в геополитическом и геоэкономическом положении Российской Федерации,  Королевства Испании и Португальской Республики.

В результате общая тенденция восприятия нашей страны иберийцами в целом критична. Россия имеет имидж авторитарной, бюрократической, коррупционной, мафиозной страны с нарастающими националистическими тенденциями во внешней и внутренней политике, крупной державы регионального значения с претензиями на мировое лидерство, с громадным энергетическим потенциалом, используемым российскими властными элитами в  корыстных политических целях. Неспособность Евросоюза сократить энергетическую зависимость от России и добиться более выгодных для европейских стран условий поставок энергоресурсов, компромиссы лидеров ЕС с российской властью зачастую критично толкуются общественностью Испании и Португалии. Одни и те же события нередко прямо противоположно трактуются в средствах массовой информации и на политическом (государственном) уровне.

Критичность оценок иберийцев варьируется в зависимости от степени информированности. Наиболее лояльную позицию по отношению к России занимают ответственные представители правительственных,  государственных структур, затем следуют журналисты, аналитики. Наибольшая свобода самовыражения присуща пользователям Интернета.
В целом вокруг международного имиджа России в Испании Португалии сложилась непростая ситуация, которая требует от российских властей и заинтересованных структур а) постоянного мониторинга и б) формирования и активного продвижения позитивного образа нашей страны, основанного на новых реалиях современного российского государства.

Теперь о более конкретных делах. Все еще относительно низкий уровень экономического взаимодействия между Россией и иберийскими странами можно рассматривать, с одной стороны, как следствие неблагоприятного имиджа РФ в этой части мира, а с другой стороны, как фактор, затрудняющий формирование положительного представления о России.

 

В этой связи можно констатировать следующее:
- Развитие, расширение и углубление торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества с Испанией и Португалией может стать решающим фактором создания положительного имиджа России в иберийских странах. Учитывая это, необходимо всемерно и целенаправленно способствовать развитию различных форм экономического взаимодействия (торговля, инвестиционное сотрудничество, туризм и т.д.). 


- Особое внимание следует уделить укреплению межрегионального сотрудничества, являющегося одним из наиболее перспективных направлений экономического взаимодействия между нашими странами, учитывая гипертрофированную концентрацию иностранных инвестиций в Москве и Санкт-Петербурге, а также  потребности в притоке новых капиталовложений других регионов РФ. Именно в регионах Российской Федерации иберийские компании могли бы быть вполне конкурентоспособными в сфере транспортной инфраструктуры, АПК, энергетики и электрификации, в создании промышленных полигонов и технопарков. В частности, испанский и португальский опыт и инвестиции могли бы быть востребованы при строительстве объектов инфраструктуры в г. Сочи к олимпиаде 2014 г., а также при реализации амбициозных планов в области транспортной инфраструктуры, включающих строительство 17 тыс. км новых и совершенствование существующих автомагистралей, 3 тыс. км железных дорог и более 100 новых аэродромов.


- Проблема развития регионального сотрудничества во многом зависит от верного позиционирования его участников, чему способствуют различные формы информационной деятельности по продвижению отечественной продукции на иберийские рынки: презентации, бизнес-форумы и научно-практические конференции, ярмарки, выставки и т.д. При этом очень важно придание им планового, системного и регулярного  характера. Успехи деловых контактов в значительной степени определяются  коммерческой и рекламной информацией. В частности, по итогам презентации Воронежской области в Испании в 2007 г. было заключено соглашение о торгово-экономическом и культурном сотрудничестве этого субъекта РФ с автономным сообществом Валенсия.


- Для продвижения российской продукции на иберийские рынки целесообразным представляется более широкое использование возможностей торгпредств и других представительств РФ в Испании и Португалии для организации низкозатратных рекламно-презентационных мероприятий в интересах российских экспортеров (каталоговые и видео выставки, интернет-презентации, размещение рекламных материалов на сайте торгпредства, в специализированных изданиях и т.д.).


- Целесообразным представляется также выпуск на систематической основе и при координации усилий российского теле- и радиовещания, а также информационных агентств и рекламных изданий массового и широко распространяемого издания  рекламно-информационного характера о России  (для испанскогои португальского читателя).


 - Российские компании, особенно региональные, зачастую не в состоянии выполнять элементарные операции, необходимые для налаживания  эффективного бизнеса за рубежом, в частности, по изучению рынка, местных особенностей осуществления коммерческой деятельности. Ранее консультирование по этим вопросам осуществлял в какой-то степени НИКИ, однако в силу ряда причин в настоящее время этот институт не может обеспечить отечественному бизнесу должную информационную поддержку. Эту функцию можно было бы реализовать в различных коммерческих подразделениях, созданных при «страновых» научно-исследовательских Институтах РАН (ИМЭМО, Институт Европы, Институт США и Канады, Институт Латинской Америки и т.д.). Для работы в таких центрах можно было бы привлекать как сотрудников своих институтов (на договорной основе), так и необходимых специалистов извне.


Осуществление указанных мероприятий могло бы способствовать, на наш взгляд, 

1) продвижению российских товаров и инвестиций,  как на рынки Испании и Португалии, так и при их посредничестве на рынки третьих стран (главным образом, Латинской Америки и Северной Африки), где экономические позиции иберийских государств особенно сильны;

2) притоку испанских и португальских производственных инвестиций в  экономику России и ее регионов;

3) и как результат – формированию и совершенствованию положительного имиджа России в ибероамериканском мире.
      

По мнению авторского коллектив, представляется целесообразным  популяризация проводимых исследований образа России за рубежом (в частности, в иберийских странах) путем издания серии публикаций в виде брошюр, распространяемых как внутри  нашей страны (среди научных учреждений, в специализированных фондах, общественных институтах, с целью ознакомления с проведенными исследованиями широкой общественности), так и за рубежом – в исследуемых странах (Испании, Португалии) на испанском и португальском языках.
    

Популяризация (распространение) положительного образа современной России за рубежом должна сопровождаться целенаправленной государственной, общественной и частной работой. Специализированным российским  учреждениям и институтам, основной функцией которых является формирование позитивного имиджа РФ в зарубежных странах и популяризация русской культуры и русского языка (Фонд «Русский мир», Фонд «Политика»),  целесообразно наладить тесное сотрудничество с научными институтами (Институты РАН, в частности ИЛА РАН), в которых уже были проведены исследования международного имиджа России, с целью выработки совместных рекомендаций и конкретных программ  по продвижению позитивного образа нашей страны в мире.   
      

Для анализа сдвигов в представлениях о России могут быть использованы данные специально проводимых регулярных опросов в той или иной стране (в частности в Испании, Португалии) среди научной общественности и молодежи. Следует шире использовать тесные международные научные контакты, существующие между учреждениями РАН, зарубежными ВУЗами и институтами (в частности, международные контакты ИЛА РАН с ведущими научными и учебными учреждениями Испании). Источником необходимой информации могут служить также специально проводимые совместно с иностранными коллегами тематические «круглые столы» и международные конференции, на которых, в частности, обсуждаются проблемы адекватного восприятия России и проводимой ею внешней политики.  
       

Представляется целесообразным проведение адресной работы с определенными группами влияния в тех западных странах, которые реально заинтересованы в улучшении взаимовыгодного партнерства с Россией, в частности в Испании и Португалии, которые принадлежит к числу наших партнеров.

Авторы данного исследования пришли к заключению, что продвижению позитивного образа России в иберийских странах может также способствовать реализация следующих рекомендаций:
- выделение целевых групп зарубежной аудитории, для каждой из которых должна быть выработана собственная стратегия работы по улучшению имиджа России;
-  координация работы различных научных, аналитических и стратегических центров по данному вопросу;
- предоставление максимально полной информации о внутриполитическом развитии и внешней политики России на испанском и португальском языках как на Интернет-сайтах информ-агентств, так и на страницах периодической печати;
- организация перевода на испанский и португальский языки актуальных статей научного сообщества, анализирующих современные политические процессы в России;
- модернизация и актуализация структуры, оформления и содержания Интернет-платформ российских научных центров, наполнение их более емкой информацией о проводимых исследованиях, мероприятиях, достигнутых результатах (на иностранных языках) с целью привлечения внимания к ним зарубежного научного сообщества.
Одним из возможных  методов позитивного имиджирования России в Испании и Португалии могло бы стать кардинальное повышение активности российских журналистов и аналитиков, их стремление чаще заявлять о себе на страницах иберийских СМИ, выступать  с актуальными комментариями по тем или иным «горячим» темам, обсуждаемым в испанском и португальском обществах. Разумеется, эта активность должна опираться на мощную государственную поддержку. Такого рода «частно-государственное партнерство» – залог успеха в продвижении позитивного имиджа России за рубежом.

 

Исследование образа Российской Федерации в сознании элит и в общественном мнении иберийских стран (Испании и Португалии) – необходимая предпосылка формирования взвешенной концепции продвижения позитивного имиджа новой постсоветской России за рубежом.

Без четкого представления о том, как к нашей стране относятся в политических, деловых, религиозных и широких общественных кругах за границей, невозможна разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию средств и методов политики «мягкой силы», т.е. способности извлекать политические, информационно-пропагандистские (и иные) выгоды на международной арене, в первую очередь, путем повышения привлекательности (улучшения имиджа) России, ее государственных и общественных институтов, национально-культурных ценностей.

Политические и деловые круги иберийских стран держат в поле зрения многие основные аспекты внутренней и внешней политики России, а средства массовой информации  регулярно комментируют наиболее значимые события в нашей стране. В последние два-три года в фокусе внимания СМИ Испании и Португалии были следующие вопросы:
- развитие политического процесса в РФ;
- новая роль России на мировой арене; 
- энергетическая политика Кремля, включая конфликт с Украиной из-за неплатежей за поставки российского газа;
- широкий круг тем, касающихся отношений РФ и ЕС;
- вооруженный конфликт на Кавказе.

 

СНОСКИ

 

 1. Jornal de Noticias. Lisboa, 21.11.2008.
 2. http://www.strana.ru/
 3. Zapatero pedirá a Medvédev que cumpla con la retirada de Georgia. – http://www.cadenaser.com/internacional/articulo/01.10.2008
 4. Zapatero y Medvédev descartan la posibilidad de una nueva Guerra Fría. – ABC, 2.10.2008.
 5. Zapatero apuesta por la colaboración UE – Rusia y un nuevo espacio de seguridad. – http://www.cadenaser.com/espana/articulo/01.10.2008
 6. Medvédev y Zapatero se reúnen en formato ampliado. – http://sp.rian.ru/onlinenews/20081001/117372633-print.html
  7. Zapatero pide al futuro presidente de EE UU que evite la tentación de otra guerra fría. – http://www.20minutos.es/01.10.2008
  8. Paul Isbell y Alfredo Arahuetes. Oportunidades y riesgos para la economía española. - Política exterior. Madrid, мarzo-abril 2005, N 104, p. 145-157.  
  9. Francesc Serra y Massansalvador. Rusia, la otra potencia europea. Barcelona, 2005; El País, 2.02.2006.
  10. El País, 8.02.2006. 
  11. Ibid., 15, 16.05.2006 
  12. http://www.actualidad.terra.es/ 
  13. http://abc.es/abc/pg060209/prensa/noticias/nacional/ 
  14. http://www.vedomosti.ru/newspaper/print.shtml?2006/12/04117004/  
  15. Ministerio de industria, turismo y comercio. "El Plan para recuperar la competitividad y estimular la internacionalización de la empresa española" - http://www.mityc.es/ 
  16. http://www.abc.es/abc/pg060208/actualidad/internacional/
  17. Santiago Carcar. Lukoil acepta la direccion Espanola en Repsol para facilitar su entrada. – El País, 22.11.2008.
  18. Un gigante del petróleo con su plan. – El País, 21.11.2008; Miguel Boyer. Repsol, mejor el Estado que Lukoil. – El País, 28.11.2008. 
  19. См, например, работы Карлоса Тайбо (Carlos Taibo),  Франсеска Серра (Francesc Serra), блоги http://salsarusa.blogspot.com/, http://amibola.blogspot.com/ 
  20. Putin en España. – ABC, 08.02.2006.
  21. http://ww.inosmi.ru/print/236872.html
  22. E. Alvarado Pérez. Las libertades en la Rusia de Putin. – «Pueblos», 2004, N 12 (especial sobre derechos humanos).
  23. G. Ezkurdia Arteaga. Chechenia:despropositos, zindanas y zachistkas. –

http://www.revistapueblos.org/article/
  24. http://almadormida.blogspot.com; http://actualidad.terra.es/for/;
http://spanish.safe-democracy.org/; http://www.magdabandera/com/
  25. Carta Blanca para Putin. – El País, 22.11.2008.
  26. Ibidem.
  27. Salustiano del Campo, Juan M. Camacho. La opinión pública española y la política exterior. Instituto de Cuestiones Internacionales y Política Exterior. Informe INCIPE. Madrid, 2003.
  28. Об этом часто пишет, в частности, «ABC», наиболее популярная газета среди испанских католиков. 
  29. Среди них свобода слова и возможность свободного голосования в условиях многопартийности представляется испанцам особенно важной. См. об этом: CIS. Estudio N 2401. 25 años después. Diciembre 2000.- http://www.cis.es/
  30. Интервью председателя правительства Испании Хосе Родригеса Сапатеро газете «Коммерсант», 7.02.2006.
  31. Declaraciones semanales del Ministro. Semana 31.08-7.09.2006. – http://www.mae.es/ 
  32. El Mundo, 30.09.2006. 
  33. АВС, 12.02.2006. 
  34. «Российский президент является, возможно, одним из наименее привлекательных и наиболее опасных  персонажей международной панорамы, т.к. является главой государства с правом вето в ООН, ядерным оружием, с интересами в наиболее уязвимых зонах мира, главой энергетического конгломерата», - замечает в своем блоге «Значение Путина» журналист Ф. Урбанеха. (http://www.20minutos.es/blogs_opinion/)
 35.  «Агрессивная политика Путина, и не только в энергетической области, ставит под сомнение искренность его отношения к европейским лидерам», - пишет Е. Сарторель в исследовании, которое называется «Россия-ЕС: агрессивность Путина». – http://www.equilibri.net/
  36. Izabela Barlinska. ¿Hay una política común de la UE hacia Rusia? – ARI, № 124/2006 – 14.12.2006.
  37. «Возможно, наступит день, когда Россия ограничится ролью страны, через которую будет осуществляться транзит газа по сделкам между странами Европы и Азии, без претензий на монополию на весь газ, который транспортируется по ее территории», выражает свое мнение корреспондент газеты «Паис» Пилар Бонет, известная своим критическим настроем по отношению к российским властям. (El País, 24.11.2006.).
  38. Подробнее см. работы проф. Университета Валенсии А. Андреса Санчеса, проф. Х. де Андреса Санса и др. (http://www.realinstitutoelcano.org/), аналитические обзоры в испанской прессе  (http://www.almendron.com/http://www.usm.es/
  39. Conferencia de prensa del Presidente del Gobierno después de la reunión del Consejo Europeo. Lahti (Finlandia), viernes,20 de octubre de2006. - http://www.la-moncloa.es/ 
  40. EL País, 22.10.2006. 
  41. El Mundo, 14.11.2006. 
  42. Interviú, 6.11.2006. 
  43. El País, 14.11.2006. 
  44. http://www.20minutos.es/, 24.11.2006. 
  45. El País, 25.11.2006. 
  46. Коммерсант,  24.11.2006.
  47. Zapatero abogará por el diálogo con Rusia en la cumbre europea sobre Georgia. – Expansión, 29.08.2008.
  48. M.A. Bastenier. De Kosovo a Osetia del Sur. – El País, 20.08.2008.

ГЛАВНАЯ О НАС ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРУКТУРА ПУБЛИКАЦИИ КОНТАКТЫ КАРТА САЙТА ESPAÑOL
Copyright © ИЛА РАН 2005